по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 12, 2022
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 30-12-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2022
Культурное наследие, традиции и инновации
Шашнева Е.Н., Михайлов А.А., Валькевич С.И., Маслов В.Г. - К.Д. Бальмонт и культура ислама c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.12.39408

EDN: ZBKIJW

Аннотация: Целью нашего исследования является творчество великого поэта-символиста Серебряного века К.Д. Бальмонта через призму культуры ислама. Тема культуры ислама в творчестве поэта мало изучена, что и составляет актуальность данного исследования. Ислам является традиционной религией и культурная, духовная жизнь мусульманина неразрывно связана с исламом. Вся литература, архитектура, наука, философия мусульман основана на учении ислама и его священной книги Коран. К.Д. Бальмонт увлекся арабским языком и переводами Корана, мелодичной арабской вязью. Впоследствии его очерки, стихотворения и путевые заметки будут наполнены религиозными и культурными образами. Методология работы основана на синхроническом, структурно-функциональном, биографическом, историко-культурном методах. Новизна статьи заключается в новом взгляде на творчество К.Д. Бальмонта в рамках культуры ислама. В ходе работы нами рассмотрены религиозные стихотворения Бальмонта 12 сур:«Клянусь», «Милосердный», «Великая весть», «Удар», «О, Пророк»», «Богачи», «Трубный звук», «Тогда», «Дым», «Аль-Хотама», «Событие», «Не позабудь». Также появилось множество переводов с арабского языка, путевых записок, эссе, эпистолярное наследие Бальмонта. Поэт много путешествовал и посещал мусульманские страны, делал переводы с арабского языка, писал эссе и путевые записки о культуре ислама. В результате были сформулированы основные выводы исследования, показана культура ислама, исследованы религиозные стихотворения К.Д. Бальмонта, и намечены дальнейшие перспективы изучения данной проблемы.
Memory studies
Ярычев Н.У. - Культурная память как понятие и явление: основания концептуализации c. 11-20

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.12.36575

EDN: UPKANP

Аннотация: Статья посвящена культурной памяти, с одной стороны, как наиболее оптимальному понятию, обозначающему социально детерминированную форму надындивидуальной памяти, а, с другой – как теоретическому конструкту (структурно-функциональной модели), обозначаемому данным понятием. Под культурной памятью понимается тип надындивидуальной памяти, аккумулирующей в себе коллективные, ценностно значимые воспоминания, намеренно сохраняемые и транслируемые в мифо-символических формах. К основным особенностям культурной памяти относятся: консервативность, коллективизм, презентизм, символичность, антиисторичность, письменный характер, искусственность, институациональность, экспертный характер, сакральность. Функциональный потенциал культурной памяти реализуется в следующих функциях: аккумулятивной, интегративной, идентификационной, интерпретационной, стабилизационной.   Научная новизна представленной статьи сводится к нескольким позициям. Во-первых, к обоснованию понятия «культурная память» как наиболее оптимального (в сравнении с понятиями «историческая память», «социальная память», «коллективная память» и др.) для обозначения одного из типов надындивидуальной памяти. Преимуществами данного понятия являются: широкий смысловой охват, фиксация коллективной, социальной и конструируемой природы воспоминаний. Во-вторых, – к концептуализации феномена «культурная память», определению его сущностных особенностей и функционального потенциала. В качестве основного вывода по статье можно отметить следующее. В условиях терминологического и концептуального разнообразия memory studies чрезвычайно важным представляется определение категориальных оснований мемориальных исследований, фиксация содержательных, структурных, функциональных границ изучаемых явлений. Применительно к надындивидуальной памяти это особенно важно, главным образом, в связи с наличием весьма широкого спектра ее понятийной и содержательной интерпретации. В статье мы предлагаем свое аргументированное видение феномена надындивидуальной памяти, в частности одной из ее форм – культурной памяти как особого резервуара коллективных, социальных, ценностно значимых воспоминаний, намеренно сохраняемых и транслируемых в мифо-символических формах.
Актуальный вопрос
Рыков С.С. - Любительский марафонский бег в современной литературе: типы описания и рефлексия чтения c. 21-31

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.12.38319

EDN: RAIWTQ

Аннотация: Основной целью данной работы является анализ современной литературы о любительском марафонском беге и мотивационного эффекта, который дают начинающим марафонцам подобные издания. Особое внимание автор уделяет тому факту, что появление подобной литературы в последние годы совпало с общим снижением читательской активности во всём мире. Такой спрос может объясняться тем, что подготовка марафонца весьма специфична и требует много времени на тренировки. И эта особенность, заключающаяся в долгосрочном планировании, делает его дополнительно привлекательным «долгоиграющим проектом» в сравнении с большинством современных задач, которые всё чаще, оказываясь кратковременными, воспринимаются как дежурно-проходящая текучесть жизни.   То, что в других видах спорта не наблюдается похожей литературной активности (книги-бестселлеры, в основе которых описание вида спорта как сюжетной основы, наличие авторов – бывших спортсменов), позволяет сделать вывод о том, что марафонский бег, став не только профессиональным видом спорта, но и приобретя статус любительского, является вызовом, порождающим потребность в постоянной рефлексии как у самих авторов, так и у читателей. На фоне осуществленного анализа содержания книг и «обратной связи» (отзывы читателей) сделан вывод о том, что основу обращения и массовой популярности любительских марафонов следует связывать с «культурой вызова», ярко проявляющейся именно в практиках осмысления и развития любительского бега. Культура вызова может трактоваться с позиций ценностно-мотивационного анализа культуры Л.Н. Когана и пониматься как реализация сущностных сил человека.
Гендерные исследования
Канныкин С.В. - Цели, мотивы и коллизии женских беговых практик в свете гендерного подхода c. 32-54

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.12.37276

EDN: RAYCGM

Аннотация: По доминирующим в научном дискурсе представлениям спортсменкам-стайерам ХХ века пришлось длительное время и в напряженной борьбе преодолевать гендерные стереотипы, согласно которым длительный бег лишает их «женственности» и угрожает репродуктивной функции. В статье показано, что причины долгого негативного отношения общества к физкультурному и спортивному женскому бегу намного более многообразны и исторически углублены, они выходят далеко за сферу тренировочно-соревновательной деятельности и «чистой» физиологии, имея социокультурно детерминированную мировоззренческую основу. Задачи статьи: определение видов женских беговых практик; анализ целей и мотивов беговой деятельности их участниц; выявление причин порождаемых этими практиками социальных коллизий и способов их преодолений. Основными видами женских беговых практик являются ритуальный соревновательный и внесоревновательный бег, праздничный соревновательный бег, оздоровительный и спортивный бег. Бег использовался женщинами для достижения следующих целей: замужество, материальное вознаграждение, угождение богам, переход в новую социальную группу, магическое воздействие, эмансипация, физическое развитие и установление рекордов. Мотивами беговых практик являлись обретение покровительства, обеспечение благополучия общности, подтверждение своей половозрастной полноценности, обретение магических способностей, преодоление скудности жизни, здоровьесбережение, самореализация, достижение равноправия с мужчинами в видах соревновательной деятельности и возможностях, предоставляемых обществом выдающимся спортсменам. Коллизии женских беговых практик связаны в основном с имеющей мифологические, религиозные и философские основания мизогинией традиционных обществ и гендерными стереотипами новейшего времени, согласно которым длительная беговая локомоция не соответствуют гендерным экспектациям общества, нормам приличия и наносит непоправимый вред женскому здоровью. Во многом благодаря самоотверженной борьбе бегуний за равноправие в реализации своего атлетического потенциала женская идентичность сегодня связывается не только с феминностью, а на последней Олимпиаде в Токио впервые был достигнут гендерный паритет участников.
Электронная культура и интернет
Крутов Н.Ю., Федоровская Н.А. - Специфические признаки жанра экшен в видеоиграх конца XX – начала XXI века c. 55-63

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.12.37459

EDN: RECWIX

Аннотация: Объектом исследования стали видеоигры, относящиеся к т.н. жанру экшен (action). Существующие в настоящее время в научной и пользовательской среде разрозненные классификации видеоигр свидетельствует о том, что существует проблема создания их типологии, до сих пор не выявлены ключевые характеристики и специфические признаки, позволяющие разделять жанры между собой. Цель статьи – выявить в современных видеоиграх специфические признаки жанра экшен. Основными методами исследования становятся сравнительный и структурно-функциональный, которые позволяют объективно показать сущностные характеристики рассматриваемого жанра. Результаты исследования показывают, что жанр до сих пор не рассматривался комплексно на предмет поиска обобщенных признаков, которые частично упоминались в исследованиях Т. Х. Кутлалиева, Н. Ю. Казаковой, Н. А. Мошкова, И. И. Югай, Т. Эпперли и др.    Личный вклад видится в том, что авторы целенаправленно осуществляют поиск жанровых специфических признаков, которые в дальнейшем будут способствовать развитию жанровой типологии видеоигр. Установлено, что ключевыми признаками жанра экшен становятся: активность, требующая от игрока хорошей координации движений; динамика, которая предполагает насыщенность действиями; конфликтность, как обязательная составляющая игры; персонаж – наличие героя, действие осуществляется через конкретного персонажа. Важным результатом исследования стало то, что специфические признаки экшена могут встретиться в других жанровых разновидностях. Понятие «экшен» в них становится дополнительным элементом, придающим любой игре динамику, активность, конфликтность.
Искусство и искусствознание
Шереметьева Н.В. - Специфика атрибуции живописных работ: метод Морелли c. 64-75

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.12.37449

EDN: PNOEPZ

Аннотация: Атрибуция и изучение живописи ставят перед исследователями два важных вопроса: выбора методологии и терминологии, используемой при описании и выделении характеристик произведения искусства. «Визуальные исследования» как комплексный подход к проблемам рецепции и творчества формирует систему устойчивых принципов анализа памятника, ориентированных на изучение видения и комплекса вневербальных аспектов бытования предмета в историко-культурном пространстве. Анализ живописи предполагает комплексный подход, основанный на изучении техники и материала, особенностей формообразования и средств художественной выразительности, иконографии и семантики, творческого метода мастера и реакции потребителя, роли в контексте культуры повседневности и принципов рецепции в синхронном и диахронном срезе. В 19 веке итальянский искусствовед Джованни Морелли внес значительный вклад в теорию и практику живописи выдающихся мастеров эпохи Возрождения. Методы, основанные на глубоких знаниях в области анатомии человека и анализе профессионального мастерства художника, повлияли не только на историю искусства, но и на развитие криминалистики, криминалистики, психоаналитической теории и психотерапевтической практики. В данной статье анализируется метод Джованни Морелли, который приспособлен не только под нужды атрибуции, но применим и к криминалистическим задачам, требующими анализа человеческих навыков и привычек, а также идентификации или атрибутирования произведений искусства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.