|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Культура и искусство"
> Содержание № 11, 2022
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 08-12-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 11, 2022
Фещенко В.С. - Особенности решения сюжетов в храмовой живописи основоположниками религиозно-национального направления и художниками круга М. М. Васильева |
|
c. 1-29
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2022.11.39259
EDN: PLJJRI
Аннотация: Предметом исследования является выявление особенностей в решении сюжетов церковной живописи отдельных представителей религиозно-национального направления рубежа XIX - XX веков. Цель — показать развитие национальных тенденций русского монументального церковного искусства родоначальниками религиозно-национального направления на примерах творчества В. М.Васнецова, М. В. Нестерова, М.А. Врубеля и художников М. М. Васильева, А. П. Блазнова, Л. А. Пьяновского, К. С. Петрова-Водкина, Ф. Р. Райляна, выявить сходство и различие в манере и в передаче образов и композиций, а также обосновать значимость этих различий для искусствоведческой науки. Основой искусствоведческого исследования является формально-стилистический метод Г. Вельфлина, иконографический метод Н. П. Кондакова, иконологический метод Э. Панофского; метод феноменологического анализа эстетического восприятия художественного произведения В. В. Бычкова и Г. К. Вагнера. Сравнительный анализ росписей художников М. М. Васильева, А. П. Блазнова, Л. А. Пьяновского, Ф. Р. Райляна, К. С. Петрова-Водкина в сопоставлении с творчеством представителей «васнецовской школы» позволили увидеть развитие национального стиля в искусстве, от отвлеченно-образного понимания к осознанной духовно-символической интерпретации церковной живописи средневековья и допетровской Руси как целостное художественное явление религиозно-национального направления. Практическая значимость исследования заключается в том, что на примере художников «круга Васильева» выявлено своеобразное преодоление одной из основных проблем изобразительности иконописного образа, заключающейся в сохранении тонкого соотношения жизнеподобия и идеальности. В их работах, в контексте интерпретации, прослеживается та мера реализма образа, в какой духовное содержание может воплотиться в материальной форме, не утратив своего сакрального содержания, что является ценным примером и для современных художников, ставящих себе задачу создавать образы не копируя, но оставаясь в каноне.
Розин В.М. - Пластическая культура: подход к изучению и основные характеристики |
|
c. 30-41
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2022.11.38985
EDN: OEXUYC
Аннотация: В статье обсуждается феномен пластической культуры и искусства. Предлагается расширенное понимание движения тела, включающее в себя жесты, позы, выражения лица, экспрессию, включенность артиста и зрителя во внешние социальные ритмы и в музыку, внутренние движения и ритмы души. Все эти движения организованы в рамках пластической культуры, хотя они существуют и сами по себе, у них разные источники становления и области функционирования. Погружение человека в эстетическую, более широко художественную культуру, пронизывающую, начиная с античности даже обычную жизнь человека, не говоря уже о специализации в том или ином виде искусства, запускает процесс организации движений и ритмов человека. Автор выделяет два фактора, существенно определяющие эту оргнаизацию: условия и требования сферы искусства и художественный язык, понимаемый предельно широко. Сферу искусства он характеризует чертами публичности, отличия от обычной жизни и работы, искусство открывается выход в другую, как правило, привлекательную, реальность (к богам, красоте, идеалам, в другой мир), задает особый тип коммуникации. Характеризуя художественный язык, автор указывает, что значащие конструкции этого языка выполняют другую задачу, чем обычные знаки: они не задают однозначные денотаты, а должны ввести в художественную реальность и помочь зрителю сконструировать события в этой реальности. На основе этих положений предлагается анализ становления танца и дается характеристика пластического искусства и культуры.
Культурное наследие, традиции и инновации |
Попова А.В., Фоменко Е.Г. - Место нематериального культурного наследия в государственной политике КНР |
|
c. 42-53
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2022.11.38835
EDN: SDTTRC
Аннотация: Объектом данного исследования является нематериальное культурное наследие Китайской Народной Республики (НКН), предметом – политика государства в области охраны памятников нематериального культурного наследи. В статье на материалах правовых документов проанализирован подход правительства КНР к определению сущности национального нематериального культурного наследия, рассмотрена классификация, выработанная в соответствии с национальными, историческими, культурными особенностями, для типологизации объектов нематериального культурного наследия. Для улучшения охраны нематериального культурного наследия Госсоветом КНР предусмотрена четырехуровневая иерархия памятников НКН: общенациональный, провинциальный, городской и уездный, что способствует более тщательной и эффективной работе с ними. Особое внимание в работе уделяется рассмотрению концепций, позволивших Китаю полностью интегрировать охрану нематериального культурного наследия в современный политический курс государства. Новизна и актуальность заключаются в исследовании основополагающих принципов, которыми руководствуется Госсовет КНР в работе по изучению объектов нематериального культурного наследия, созданию их номенклатурной базы, продвижению цифровой трансформации в области удовлетворения потребностей общественности в понимании важности и уникальности культурного наследия. Важным вкладом является анализ подходов к обеспечению передачи духовной культуры, создания благоприятных условий для поддержки «представительных наследников» духовной культуры Китая. Основным выводом проведенного исследования является то, что результате предпринятых мер в Китае наметился прогресс в не только в охране нематериального культурного наследия, но и в усилении культурного самосознания, распространении знаний об объектах НКН, развитии традиционных ремесел, изучении и популяризации традиционной духовной культуре.
Экранная культура и экранные искусства |
Смирнов А.В., Беззубова О.В. - «Школьное кино» середины 1970-х: «воспитание чувств» и любовный дискурс (на примере фильма «Сто дней после детства») |
|
c. 54-67
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2022.11.36792
EDN: RZCMWR
Аннотация: Объектом исследования является кинофильм «Сто дней после детства», один из наиболее известных советских фильмов середины 1970-х гг., посвященных школе и школьникам (так называемое «школьное кино»). Предметом исследования являются новые для данного жанра культурные смыслы, транслируемые фильмом, феномены советской культуры, сделавшие эту трансляцию возможной и значимой для советского киноискусства, а также выразительные средства фильма, свидетельствующие об изменениях в советской культуре и, в частности, в педагогических стратегиях по сравнению с началом 1960-х гг. («эпоха оттепели»). Цель проведенного исследования заключалась в выявлении роли, которую сыграл данный фильм в развитии темы школы в советском кино, а также в установлении тех трендов советской культуры 1960–1970-х гг., которые сделали это развитие возможным. В качестве основного метода исследования был использован теоретико-культурный анализ наиболее значимых элементов сюжета, репрезентировавших как ключевые идеи советского «школьного кино», так и наиболее значимые для советской культуры 1960–1970-х гг. явления. В результате исследования была установлена роль классической русской литературы в воспитании наиболее значимых для рассматриваемого периода человеческих качеств советских школьников. Кроме того, сам факт появления данного фильма говорит о том, что модель социализации, свойственная советской школе вплоть до начала 1960-х гг., утратила свою актуальность, а новая модель еще находилась в стадии становления.
Чэнь К. - Синкретизм христианских и азиатских черт в оформлении Церкви святого Павла в Макао |
|
c. 68-79
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2022.11.37314
EDN: VNEGFG
Аннотация: Предметом исследования является оформление иезуитской Церкви святого Павла в Макао, построенной в 1602-1640 гг. План и конструкция храма типичны для иезуитских церквей Европы, но убранство отличается самобытностью, в чем проявилась новая стратегия иезуитов. В центре внимания публикации оказывается декор сохранившегося западного фасада, сочетающий как европейские христианские символы и образы, так и китайские и японские. В статье показано, как через привычный местному населению изобразительный ряд иезуиты внедряли в сознание жителей христианскую доктрину, добиваясь ее скорейшего распространения. Проект церкви принадлежит европейским мастерам, а над убранством работали местные скульпторы. Новизна исследования заключается в рассмотрении не только исторических аспектов расширения влияния Иезуитского ордена на территориях Дальнего Востока в целом, в Китае и в Макао в частности, но и аспектов художественных, что важно, так как искусство являлось для иезуитов важным инструментом в деле пропаганды христианства, особенно в эпоху Контрреформации, после Тридентского собора. Основной вывод исследования заключается в том, что фасад-ретабло Церкви св. Павла в Макао является своего рода доктринальным синтезом в камне: через изображения и надписи на китайском и латинском языках местным жителям передаются знания о католической доктрине и основах христианского учения.
|
|