по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 03, 2021
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 05-04-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2021
Актуальный вопрос
Розин В.М. - Цифровизация как один из аспектов становления постновоевропейской культуры и предмет социального проектирования c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.3.34890

Аннотация: В статье цифровизация рассматривается в контексте культуры и таких предпосылок как построение автоматов, концепций машинизации человека, проектов формализации мышления. В связи с этим более подробно рассматривается проект математизации мышления Лейбница и указываются некоторые другие новации ‒ построение символических логик, программирование, Интернет. Автор приходит к выводу, что цифровизация представляет собой не локальный феномен с понятными границами, его трудно представить как объект, пусть и сверхсложный, это скорее аспект и срез многих процессов и областей деятельности и жизнедеятельности. Поскольку цифровизация не сводится только к разработке технических устройств, а предполагает использование знаний, характеризующих разные социальные, культурные и антропологические процессы, работы по цифровизации можно осмыслить как относящиеся к социальному проектированию. Обсуждаются задача и объект социального проекта цифровизации, понимание цифровизации как технологии, с различением трех типов технологии (узкое понимание, широкое и социокультурное), социокультурные условия цифровизации, возможные негативные последствия цифровизации. Дополнительно, с точки зрения интересов цифровизации, рассматриваются концепции построения искусственного интеллекта и роботизации. Критикуется редукция естественного интеллекта, который представляет собой культурно-исторический и социальный феномен, к искусственному, подчеркивается роль программирования и миниатюризации в построении машинной психики роботов. В заключении автор утверждает, что проект цифровизации, вероятно, должен быть соотнесен с процессами становления культуры будущего («фьючекультуры»), работать на эту культуру.
Культура тела
Канныкин С.В. - Бег в мифе c. 10-22

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.3.32927

Аннотация: В статье решаются задачи определения сфер использования и функций бега в первобытных обществах на основе источников, имеющих мифологический характер, и связанных с культурой Древней Греции, американских индейцев, славян, народов Крайнего Севера, романских племен, кельтов, народов Древнего Египта, иудеев, народов Океании и других. Рассматриваемая проблематика помогает лучше понять духовные основания культивирования телесных способностей в прошлом, а также выявить этапы и специфику трансформации социально значимых практик, связанных с бегом, в настоящем. Основные методы исследования – анализ, сравнение и синтез, областью применения полученных результатов являются философская антропология и философия спорта. Новизна исследования заключается в определении особенностей функционирования бега в мифе в трех регистрах: космологическом (бег рассматривается в этиологической и посреднической между макро-и микрокосмом функциях), биологическом (как проявление физического здоровья и уникального для млекопитающих способа охоты, основанного на длительном беге на выносливость) и социальном (бег как способ повышения и сохранения социального статуса, обретения брачного партнера, элемент обрядности, средство инициации и пр.).
Культурное наследие, традиции и инновации
Сорокина Л.И., Прямкова Н.А. - Традиции народного искусства в современной культуре c. 23-36

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.3.33006

Аннотация: Предметом исследования является традиционное народное декоративно – прикладное искусство в условиях жизни современного общества. Авторы рассматривают факторы, которые оказывали влияние на формирование этого вида искусства, роль коллективного творческого опыта, канона в сохранении архаичных образов, символов и технологии изготовления. Выявляются условия приобщения к народной традиции молодежи, при этом акцентируется внимание на необходимости преемственной связи между поколениями. Поскольку каждое произведение является синтезом традиции и творчества, то в статье обращается внимание на возможность интерпретации традиционного опыта в изделиях отдельного мастера. На основе обращения к фактам из истории романовского гончарного и игрушечного промысла приводятся примеры появления новых сюжетов в условиях изменяющейся социокультурной ситуации и анализируется их отношение к традиции. Авторами используется метод изучения конкретных материалов на территории бытования традиционных занятий, что позволяет сделать теоретические выводы. На основе диалектического метода рассматриваются различные стороны взаимодействия традиции и появление нового в народном искусстве прошлого и современности. Вклад авторов в исследование темы состоит в выявлении причин современного кризисного состояния традиционного народного декоративно – прикладного искусства. В статье анализируются различные виды действий, в том числе и создание производственных объединений в XX веке, которые были направлены на его сохранение. На основе сравнения механизма обращения к опыту прошлых поколений художников - профессионалов и народных мастеров раскрывается своеобразие развития промыслов, выявляются особенности взаимосвязи традиционного и новаторского. Авторами рассматривается возможность продолжения традиций народной культуры в настоящий момент и необходимые для этого условия. Акцентируется внимание на актуальности рассматриваемого вопроса, так как сохранение традиций народного искусства в современной цивилизации возможно лишь на основе сознательной грамотной деятельности.
Никифорова А.А. - Интерактивные формы сохранения культурной памяти (на примере исторической реконструкции в северо-западном регионе России) c. 37-46

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.3.33133

Аннотация: В данной статье исследуется процесс сохранения культурного наследия посредством интерактивных форм исторической реконструкции. Рассматриваются такие относительно новые для нашей страны явления как военно-исторические клубы, этнопарки, зоны тематического туризма, частные музеи и этнографические собрания, которые организуют знакомство с историей нашей родины на условиях интерактивности. Деятельное включение посетителей / участников клуба в процесс реконструкции быта, образа жизни, военных традиций наших предков позволяет стать участником восстановленной живой истории, более понятной и близкой, нежели тексты в учебнике или артефакты на витрине, и, соответственно, вызывает более живой и эмоциональный отклик, формируя уважительное и патриотическое отношение к родной стране.     В ходе проведенного исследования было установлено, что этнопарки, зоны тематического туризма, частные музеи, дома этнографии, созданные усилиями энтузиастов, не часто являются объектом научного интереса. Случается, что профессиональное научное сообщество относится к этим организациям с пренебрежением или снисходительным сочувствием. Но практика показывает, что историческая реконструкция привлекает к себе больше внимания граждан, чем традиционный музей. Такая ситуация требует исследования и обусловливает его новизну. Результатом исследования явилось создание ценностно-ориентированной классификации организаций исторической реконструкции, а также предположение, что с точки зрения посетителя/участника ведущую роль в исторической реконструкции является не столько фактическая достоверность (с определенной степенью домысла), но создание цельного образа живой истории, наполненного ценностным смыслом ушедшей эпохи.
Искусство и искусствознание
Титарева Д.С. - «Влияние укиё-э на художественный язык станковой графики А.П. Остроумовой-Лебедевой 1900-20-х гг.» (на примере Санкт-Петербургского цикла гравюр) c. 47-57

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.3.32778

Аннотация: В статье рассмотрены и проанализированы ключевые произведения станковой графики А.П. Остроумовой-Лебедевой из Санкт-Петербургского цикла гравюр созданные в период с 1900-х по 1920-е гг., т. к. в этих работах больше всего прослеживается влияние укиё-э. Предметом исследования является проблема художественного своеобразия творческого языка и средства его выражения в произведениях художницы, поскольку А.П. Остроумова-Лебедева, как и многие русские художники рубежа XIX – XX вв. испытала влияние укиё-э на свое творчество. Но в отличие от большинства из них, она восприняла японскую ксилографию на более глубоком уровне. В связи с этим были рассмотрены работы обозначенного периода и проведен сравнительный анализ с гравюрами японских мастеров, посредством применения формально-стилистического метода. Такой подход является существенным, потому что только так можно понять, какую именно роль сыграли японские гравюры в становлении авторского художественного языка А.П. Остроумовой-Лебедевой. Новизна исследования заключается в том, что это одна из немногих попыток в российском искусствознании дать сравнительный анализ гравюр А.П. Остроумовой-Лебедевой и работ японских мастеров. В результате, можно заключить, что влияние укиё-э прослеживается как в композиционном решении, так и в использовании определенных «японских» мотивов в своих произведениях. Так же художница способствовала становлению гравюры как самостоятельного вида графического искусства, обогатив ее независимыми от живописи образами и цветом, во многом ориентируясь на опыт японских мастеров.
История искусств
Ху Э.Д. - Ян Филип ван Тилен и его картины цветочных гирлянд c. 58-65

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.3.33322

Аннотация: Предмет исследования – творчество в настоящее время мало известного фламандского живописца Яна Филипа ван Тилена, в XVII в. прославленного создателя картин с цветочными гирляндами. В российской историографии имя этого художника оказалось несправедливо забытым, хотя его картины входят в собрания российских музеев. Но и в западной историографии популярность этого мастера стала расти только в последние десятилетия. Особое внимание в статье обращено на произведения, выполненные Ван Тиленом в разных жанрах (религиозной картины, портрета, мифологической истории) и обрамленные цветочной гирляндой, акцентирующей и символически комментирующей и дополняющей центральные образы. Методы, использованные в работе, следующие: источниковедческий, иконографический, художественного и стилистического анализа.   Научная новизна публикации заключается в ратификации искусства в свое время очень известного, а ныне практически забытого живописца Яна Филиппа ван Тилена, доказательстве того, что Ян Филип ван Тилен действительно был одним из наиболее популярных художников-цветочников во Фландрии, а его покровителями и заказчиками были такие высокопоставленные аристократы, как Диего Фелипес де Гусман, первый маркиз Леганес (1580–1655), и Леопольд Вильгельм Австрийский (1664–1662), оба любители искусства и меценаты. Результаты исследования показывают, что Ян Филип ван Тилен писал разные виды картин с цветочными гирляндами. В искусстве Фландрии XVII в. он с большим успехом продемонстрировал красоту гирлянд и возможность их использования для усиления религиозного или морализаторского смысла центральных образов. Его работы широко выставляются не только в музеях, но и в аукционных домах, что еще раз доказывает, что он занимает важное место в живописи XVII в.
Изобразительные искусства
Шемшуренко Е.Г. - Средства гармонизации композиции и оптимизация проектирования фотографических изображений c. 66-72

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.3.32960

Аннотация: Предметом исследования является такое средство гармонизации композиции изображения на плоскости, как контраст. В статье оценитвается возможность и условия использования контраста с целью повышения привлекательности проектируемого фотографического изображения. Рассматриваются примеры фотографий с удачным использованием контраста. Приводятся данные исследования по восприятию контраста системой визуального восприятия человека. Рассматривается связь контраста с условиями существования гармоничной композиции. Рассматривается связь свойств композиционных элементов фотографии и составляющих визуального восприятия, отмеченных Р. Бартом в своей работе «Camera lucida». Анализ фотографических изображений. Сравнение эмпирических данных исследования восприятия контраста человеком, применение индукции и дедукции при анализе результатов исследования и сопоставлении их с условиями существования гармоничной композиции. Особым вкладом автора в исследование темы является сопоставление результатов эмпирического исследования восприятия контраста человеком в части зависимости чувствительности визуальной системы человека к размерам наблюдаемых чередующихся контрастных полос с размером доминантного относительно поля изображения объекта композиции. Предложено для гармонизации композиции проектируемого изображения использовать высокий контраст элементов деталировки.
Архитектура и дизайн
Уваров Н.Ю. - Предпосылки формирования инклюзивного дизайна в России c. 73-86

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.3.33088

Аннотация: Предметом исследования являются социальные и концептуальные предпосылки формирования инклюзивных подходов в дизайне на территории России во второй половине XX в. Цель статьи заключается в выявлении и анализе инклюзивного дискурса в СССР как дополнительного фактора для формирования современной инклюзивной практики в России. Статья обращается к анализу теоретического наследия СССР, которое развивало схожие вопросы, начиная с 1920-х гг. В статье кратко анализируется генезис доступного дизайна в Европе, США и России, специфика известных инклюзивных концепций, а также анализируется инклюзивный дискурс в СССР, к которому относятся человекоориентированные идей, концепции и подходы в социальной сфере и дизайне.      Новизна заключается в том, что работы советских теоретиков дизайна рассматриваются в ключе современных инклюзивных подходов, что позволило выявить и охарактеризовать самобытный инклюзивный дискурс в СССР, который рассматривается как дополнительный фактор при адаптации иностранной инклюзивной методологии к российским реалиям, а также вносит новые идеи по ее развитию. Основные выводы заключаются в том, что 1) советская теория дизайна выработала достаточное основание для формирования самобытной инклюзивной концепции, главной особенностью которой является социальный процессоориентированный характер и оперирование на уровне функциональных связей; 2) При формировании инклюзивной методологии эффективнее обращаться к любым существующим инклюзивным концепциям, но не механически, а адаптивно. Ведущим фактором адаптации служит соответствие локальному социокультурному контексту; 3) Наиболее органичной для Российского социокультурного контекста выступает концепция Дизайна для всех благодаря ее интернациональному характеру и фокусу на деликатной интеграции различных слоев населения.
Даруди А. - Типология мусульманских минаретов. Иранская специфика c. 87-95

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.3.33216

Аннотация: Предмет исследования – мусульманские минареты вообще и иранские в частности. Цель исследования – составить типологическую классификацию мусульманских минаретов и, исходя из нее, выявить специфику иранских типов минаретов. Используются такие исследовательские методы, как иконографический, стилистического анализа, иконологический, культурологический. Согласно поставленной цели, задачи состояли: 1. в выявлении различных типов мусульманских минаретов, 2. в отборе иранских примеров для выявленных типов, 3. в определении степени распространенности данных типов именно в иранской архитектуре и 4. в формулировке особенностей того архитектурного образа минарета, который возник в контексте иранской архитектуры. Для объективности выводов мы ограничились эпохой средневековой мусульманской культуры Ирана с VII в. до конца XVIII в.     Научная новизна статьи состоит в важности понимания характерных особенностей иранских минаретов, воспринимающихся как символ иранской веры. Через знакомство с архитектурными особенностями минаретов можно понять специфику иранской религиозной архитектуры и иранской культуры в целом. Результаты исследования показывают, что отличительными особенностями иранских минаретов является их цилиндричность, красота убранства, парность, расположение вплотную к пештаку мечети, который они фланкируют. Одна из их важнейших функций – акцентирование главного портала мечети. Иранские минареты, по большей части, имеют не воинственный или крепостной облик, а репрезентативный и декоративный.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.