по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 06, 2014
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 15-12-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2014
Культура и цивилизация
Шилова О.Е. - Роль ЮНЕСКО в охране нематериального культурного наследия

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.13516

Аннотация: В статье рассматривается роль, которую играет «Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия» в охране нематериального культурного наследия. Рассматривается содержание Конвенции и институциональная структура органов, созданных данным актом. Исследуются примеры реализации конкретных проектов по охране нематериальных культурных ценностей. Автор делает вывод, что Конвенция сыграла первостепенную роль в защите нематериальных культурных ценностей. По его мнению это отразилось в создании списка всемирного наследия нематериальных культурных ценностей, который вызвал интерес населения различных государств и популяризировал нематериальные культурные ценности. Автор также отмечает, что именно Конвенция создала институциональную основу охраны нематериальных культурных ценностей в лице таких органов как Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия и Фонд нематериального культурного наследия, что, по его словам, позволило конкретно определить на международном уровне ответственных за охрану нематериальных культурных ценностей органов. Автор также утверждает, что именно создание Фонда нематериального культурного наследия – финансирующего совместно с государствами-членами проекты, программы и другие инициативы, направленные на охрану нематериальных культурных ценностей – стало залогом конкретной и эффективной реализации деятельности по охране таких культурных ценностей.
Шилова О.Е. - Роль ЮНЕСКО в охране нематериального культурного наследия c. 611-617

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.65699

Аннотация: В статье рассматривается роль, которую играет «Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия» в охране нематериального культурного наследия. Рассматривается содержание Конвенции и институциональная структура органов, созданных данным актом. Исследуются примеры реализации конкретных проектов по охране нематериальных культурных ценностей. Автор делает вывод, что Конвенция сыграла первостепенную роль в защите нематериальных культурных ценностей. По его мнению это отразилось в создании списка всемирного наследия нематериальных культурных ценностей, который вызвал интерес населения различных государств и популяризировал нематериальные культурные ценности. Автор также отмечает, что именно Конвенция создала институциональную основу охраны нематериальных культурных ценностей в лице таких органов как Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия и Фонд нематериального культурного наследия, что, по его словам, позволило конкретно определить на международном уровне ответственных за охрану нематериальных культурных ценностей органов. Автор также утверждает, что именно создание Фонда нематериального культурного наследия – финансирующего совместно с государствами-членами проекты, программы и другие инициативы, направленные на охрану нематериальных культурных ценностей – стало залогом конкретной и эффективной реализации деятельности по охране таких культурных ценностей.
Липкин А.И. - Субцивилизационная специфика США. 1. Американский индивидуализм c. 618-633

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.65700

Аннотация: Дается описание и генезис американского индивидуализма, составляющего основу субцивилизационной специфики США по сравнению с Европой и, особенно, с Россией. Этот индивидуализм, определяемый «образом жизни» и заселения нового материка, характеризуют идеалы «self made man», «американской мечты», успеха, соревнования и риска. Рассматривается проявление этого индивидуализма в таких характерных для США явлениях как земельная, золотая, нефтяная, мясная «лихорадки», росте городов и колледжей, развитии техники, образования, науки и культуры. В работе используется сравнительно-исторический анализ с использованием ранее разработанной системы понятий, в центре которой находятся понятия цивилизационной и субцивилизационной общностей формирующихся вокруг соответствующего "культурного ядра". Наряду с выделением важнейших компонент свероамериканского субцивилизационного культурного ядра показывается, что именно субцивилизационная специфика американского индивидуализма, заложенная при формировании США в XVII - XIX вв., во многом обуславливает лидерство США в современном постиндустриальном мире. Наряду с этим выделяются социокультурные оснований склонности американцев к «прямому действию» и более простым формам высокой культуры.
Липкин А.И. - Субцивилизационная специфика США. 1. Американский индивидуализм

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.13365

Аннотация: Дается описание и генезис американского индивидуализма, составляющего основу субцивилизационной специфики США по сравнению с Европой и, особенно, с Россией. Этот индивидуализм, определяемый «образом жизни» и заселения нового материка, характеризуют идеалы «self made man», «американской мечты», успеха, соревнования и риска. Рассматривается проявление этого индивидуализма в таких характерных для США явлениях как земельная, золотая, нефтяная, мясная «лихорадки», росте городов и колледжей, развитии техники, образования, науки и культуры. В работе используется сравнительно-исторический анализ с использованием ранее разработанной системы понятий, в центре которой находятся понятия цивилизационной и субцивилизационной общностей формирующихся вокруг соответствующего "культурного ядра". Наряду с выделением важнейших компонент свероамериканского субцивилизационного культурного ядра показывается, что именно субцивилизационная специфика американского индивидуализма, заложенная при формировании США в XVII - XIX вв., во многом обуславливает лидерство США в современном постиндустриальном мире. Наряду с этим выделяются социокультурные оснований склонности американцев к «прямому действию» и более простым формам высокой культуры.
Культура и наука
Хренов Н.А. - Проект семиотики кино спустя несколько десятилетий: интерпретация теоретического наследия С. М. Эйзенштейна Вяч. Вс. Ивановым

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.13239

Аннотация: Статья посвящена предпринятому академиком Вяч. Вс. Ивановым, юбилей которого отмечался в этом году, семиотическому истолкованию теоретического наследия кинорежиссера С. М. Эйзенштейна, предвосхитившего столь популярную с 60-х годов структуралистскую методологию. Научные интересы Вяч. Вс. Иванова чрезвычайно широки. В данной статье затрагивается только его интерес к кино и, в частности, к творческому наследию кинорежиссера С. М. Эйзенштейна. Это наследие привлекло внимание Вяч. Вс Иванова потому, что в нем академик обнаружил движение в сторону понимания кино как языка или, еще точнее, знаковой системы. Вяч. Вс. не мог не обратить на это внимание, поскольку становление семиотической методологии в России связано именно с его именем. Естественно, что он не мог не осмыслить и предысторию семиотики. Такая предыстория в сфере кино связана с именем С. М. Эйзенштейна. Пытаясь понять значение исследования Вяч. Вс., посвященного эстетике С. М. Эйзенштейна, автор также касается применения семиотической методологии к кино как знаковой системы вообще В связи с этим в статье воспроизводится атмосфера увлечения семиотикой отечественными теоретиками кино. Однако спустя десятилетия интерес к структурализму и семиотике начал угасать. Это происходило по мере появления в гуманитарной науке подходов, связанных с постструктурализмом и постмодернизмом. Некоторые теоретики начали активно ниспровергать семиотические подходы, призывая к философскому и, в частности, феноменологическому подходу в изучении кино. Такие подходы возможны и конструктивны, но они однако не упраздняют и семиотический подход. Автор статьи показывает, что такие попытки ниспровержения семиотического проекта кино оказываются преждевременными и поверхностными. Чтобы это осознать, необходимо вчитываться в работы Вяч. Вс. Иванова, посвященные кино. В них философский подход подразумевается. Об этом, в частности, свидетельствует книга Вяч. Вс. "Эстетика Эйзенштейна". Расшифровывая смысл названия книги Вяч. Вс. Иванова, автор показывает, что идея семиотики возникла уже на первоначальном этапе становления эстетики как философской науки.
Хренов Н.А. - Проект семиотики кино спустя несколько десятилетий: интерпретация теоретического наследия С. М. Эйзенштейна Вяч. Вс. Ивановым c. 634-652

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.65701

Аннотация: Статья посвящена предпринятому академиком Вяч. Вс. Ивановым, юбилей которого отмечался в этом году, семиотическому истолкованию теоретического наследия кинорежиссера С. М. Эйзенштейна, предвосхитившего столь популярную с 60-х годов структуралистскую методологию. Научные интересы Вяч. Вс. Иванова чрезвычайно широки. В данной статье затрагивается только его интерес к кино и, в частности, к творческому наследию кинорежиссера С. М. Эйзенштейна. Это наследие привлекло внимание Вяч. Вс Иванова потому, что в нем академик обнаружил движение в сторону понимания кино как языка или, еще точнее, знаковой системы. Вяч. Вс. не мог не обратить на это внимание, поскольку становление семиотической методологии в России связано именно с его именем. Естественно, что он не мог не осмыслить и предысторию семиотики. Такая предыстория в сфере кино связана с именем С. М. Эйзенштейна. Пытаясь понять значение исследования Вяч. Вс., посвященного эстетике С. М. Эйзенштейна, автор также касается применения семиотической методологии к кино как знаковой системы вообще В связи с этим в статье воспроизводится атмосфера увлечения семиотикой отечественными теоретиками кино. Однако спустя десятилетия интерес к структурализму и семиотике начал угасать. Это происходило по мере появления в гуманитарной науке подходов, связанных с постструктурализмом и постмодернизмом. Некоторые теоретики начали активно ниспровергать семиотические подходы, призывая к философскому и, в частности, феноменологическому подходу в изучении кино. Такие подходы возможны и конструктивны, но они однако не упраздняют и семиотический подход. Автор статьи показывает, что такие попытки ниспровержения семиотического проекта кино оказываются преждевременными и поверхностными. Чтобы это осознать, необходимо вчитываться в работы Вяч. Вс. Иванова, посвященные кино. В них философский подход подразумевается. Об этом, в частности, свидетельствует книга Вяч. Вс. "Эстетика Эйзенштейна". Расшифровывая смысл названия книги Вяч. Вс. Иванова, автор показывает, что идея семиотики возникла уже на первоначальном этапе становления эстетики как философской науки.
Культурология и cultural studies
Сидорова Г.П. - Образы российской столицы в массовом искусстве как код культуры

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.13100

Аннотация: Изучение образов российской столицы в российском массовом искусстве 1930–2010-х гг. (игровые фильмы и телевизионные сериалы) как культурных кодов, референциальных кодов, отсылающих потребителя к совокупности знания - исторического, философского, психологического, научного, литературного, обыденного и другого, позволяет выявить уникальные культурные особенности – ключи к пониманию российской культуры в целом как особого типа. Кроме того, предлагаемое исследование помогает понять, как культурный код определяет набор образов, связанных с комплексом стереотипов. Методы исторической типологии, компаративный (синхронический и диахронический), семиотический и герменевтический, контент-анализ художественных текстов в сопоставлении с социокультурным контекстом До настоящего времени не было попыток рассмотреть и осмыслить образы российской столицы в массовом киноискусстве как код культуры. Изучение художественных образов российской столицы как кода культу-ры приводит к следующим выводам. Динамика референциальных кодов отражает общую динамику культуры, все изменения, связанные с переходом России от традиционного к постиндустриальному типу культуры и общества, от социалистической культуры к современной переходной рыночной культуре, от социалистических ценностей к ценностям общества потребления. В то же время в образах массового киноискусства с 1930-х гг. до настоящего времени Москва связана с архетипом Центра мира. Если для постиндустриальной культуры и общества характерен принцип плюрализма во всех сферах, проявляющийся также в падении роли прежних культурных столиц и возрастании роли провинции, то в российской культуре – срединной и двойственной, этого пока не наблюдается
Сидорова Г.П. - Образы российской столицы в массовом искусстве как код культуры c. 653-659

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.65702

Аннотация: Изучение образов российской столицы в российском массовом искусстве 1930–2010-х гг. (игровые фильмы и телевизионные сериалы) как культурных кодов, референциальных кодов, отсылающих потребителя к совокупности знания - исторического, философского, психологического, научного, литературного, обыденного и другого, позволяет выявить уникальные культурные особенности – ключи к пониманию российской культуры в целом как особого типа. Кроме того, предлагаемое исследование помогает понять, как культурный код определяет набор образов, связанных с комплексом стереотипов. Методы исторической типологии, компаративный (синхронический и диахронический), семиотический и герменевтический, контент-анализ художественных текстов в сопоставлении с социокультурным контекстом До настоящего времени не было попыток рассмотреть и осмыслить образы российской столицы в массовом киноискусстве как код культуры. Изучение художественных образов российской столицы как кода культу-ры приводит к следующим выводам. Динамика референциальных кодов отражает общую динамику культуры, все изменения, связанные с переходом России от традиционного к постиндустриальному типу культуры и общества, от социалистической культуры к современной переходной рыночной культуре, от социалистических ценностей к ценностям общества потребления. В то же время в образах массового киноискусства с 1930-х гг. до настоящего времени Москва связана с архетипом Центра мира. Если для постиндустриальной культуры и общества характерен принцип плюрализма во всех сферах, проявляющийся также в падении роли прежних культурных столиц и возрастании роли провинции, то в российской культуре – срединной и двойственной, этого пока не наблюдается
Социология культуры, социокультура
Баринов Д.Н. - Трансформация читательских практик в современном российском обществе

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.13212

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы читательской культуры современной России. Исследуется социально-демографические, экономические, технологические аспекты современных читательских практик. Важнейшим фактором изменения форм чтения в современном российском обществе является развитие информационных технологий и средств коммуникации, позволяющих хранить и передавать большие объемы информации. Это снижает актуальность традиционных практик чтения, на смену которым приходит справочно-поисковый тип работы с информацией, отвечающий образовательным стратегиям и стандартам информационной культуры «общества знаний». Анализ особенностей трансформации читательских практик в современном российском обществе основывается на обобщении результатов общероссийских социологических опросов, а также данных статистики. В статье показано, что в современном обществе существуют предпосылки для сохранения и развития традиционных институтов и форм читательской культуры. Также отмечается, что в контексте развития новых информационных технологий следует говорить не о кризисе чтения, а о трансформации чтения как социокультурной практики, обусловленной масштабами и темпами информатизации современного российского общества.
Баринов Д.Н. - Трансформация читательских практик в современном российском обществе c. 660-667

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.65703

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы читательской культуры современной России. Исследуется социально-демографические, экономические, технологические аспекты современных читательских практик. Важнейшим фактором изменения форм чтения в современном российском обществе является развитие информационных технологий и средств коммуникации, позволяющих хранить и передавать большие объемы информации. Это снижает актуальность традиционных практик чтения, на смену которым приходит справочно-поисковый тип работы с информацией, отвечающий образовательным стратегиям и стандартам информационной культуры «общества знаний». Анализ особенностей трансформации читательских практик в современном российском обществе основывается на обобщении результатов общероссийских социологических опросов, а также данных статистики. В статье показано, что в современном обществе существуют предпосылки для сохранения и развития традиционных институтов и форм читательской культуры. Также отмечается, что в контексте развития новых информационных технологий следует говорить не о кризисе чтения, а о трансформации чтения как социокультурной практики, обусловленной масштабами и темпами информатизации современного российского общества.
Культурное наследие, традиции и инновации
Розин В.М. - Тьюторская педагогика как точка роста современной культуры и сопровождение становящейся личности

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.13204

Аннотация: В статье тьюторская педагогика рассматривается как точка роста современной культуры и сопровождение становящейся личности. Другими точками роста культуры выступают творчество личности и общества, а также отдельные социальные практики. Анализируется ситуация, сделавшая необходимым формирование этой новой практики: педагогика все больше ставит на личность, однако, множественность типов личности создает новые проблемы; педагоги и ученые все чаще приходят к выводу, что традиционное понимание учащегося как «среднего индивида», как учебного «класса» не работает, что дети очень разные (и в плане социализации и собственной «эволюции развития»), что поэтому необходимо учитывать не только индивидуальные различия личности, но и индивидуальные «траектории развития» разных типов личности. Сравниваются варианты истолкования позиции тьютора в школе, причем автор принимает и обсуждает вариант, близкий к постмодернистстскому, который он называет «гуманитарно-методологическим», когда тьютор сознательно продумывает свой путь и работу, а также использует при этом разнообразные знания и практики (о человеке, его становлении и развитии, антропологические практики и техники и прочее). Основные методы исследования и методология, реализованные в работе, это ситуационный анализ, проблематизация, методологическая схематизация и сценирование, анализ кейсов. В результате удалось ввести проблематику тьюторской педагогики как точки роста современной культуры и задать новое педагогическое отношение, характеризующее подход тьютора. Для автора тьюторское движение и педагогика не только пример реальных социальных инноваций; данную практику можно рассмотреть как точку роста современной культуры и изучать в этом качестве.
Розин В.М. - Тьюторская педагогика как точка роста современной культуры и сопровождение становящейся личности c. 668-679

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.65704

Аннотация: В статье тьюторская педагогика рассматривается как точка роста современной культуры и сопровождение становящейся личности. Другими точками роста культуры выступают творчество личности и общества, а также отдельные социальные практики. Анализируется ситуация, сделавшая необходимым формирование этой новой практики: педагогика все больше ставит на личность, однако, множественность типов личности создает новые проблемы; педагоги и ученые все чаще приходят к выводу, что традиционное понимание учащегося как «среднего индивида», как учебного «класса» не работает, что дети очень разные (и в плане социализации и собственной «эволюции развития»), что поэтому необходимо учитывать не только индивидуальные различия личности, но и индивидуальные «траектории развития» разных типов личности. Сравниваются варианты истолкования позиции тьютора в школе, причем автор принимает и обсуждает вариант, близкий к постмодернистстскому, который он называет «гуманитарно-методологическим», когда тьютор сознательно продумывает свой путь и работу, а также использует при этом разнообразные знания и практики (о человеке, его становлении и развитии, антропологические практики и техники и прочее). Основные методы исследования и методология, реализованные в работе, это ситуационный анализ, проблематизация, методологическая схематизация и сценирование, анализ кейсов. В результате удалось ввести проблематику тьюторской педагогики как точки роста современной культуры и задать новое педагогическое отношение, характеризующее подход тьютора. Для автора тьюторское движение и педагогика не только пример реальных социальных инноваций; данную практику можно рассмотреть как точку роста современной культуры и изучать в этом качестве.
Глобализация, глокализация, массовая культура
Гудков Д.Д. - Образ воюющего русского и американца в кинематографе: ценностные отличия

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.13151

Аннотация: В исследовании представлены отличия, в первую очередь ценностного характера, образа русского и американского солдата в художественных произведениях. Проведено сравнение ценностного набора американского и русского солдата в условиях достижения единой цели – Победы в конфликте, проанализированы эмоционально-психологические установки и решения, принимаемые в соответствии с ними, а так же продемонстрированы различия в отношении русских и американцев к схожим ситуациям в контексте их ценностного профиля. Анализ охватывает широкий спектр эмпирического материала. Базовыми методами в исследовании выступают контент-анализ художественных произведений, отечественных и зарубежных художественных фильмов и сериалов, а также некоторых литературных произведений, и компаративистский подход. В контексте последних военных конфликтов по всему миру, включая последние события на Украине, войны в Ираке, Сирии, Афганистане, возникает необходимость переосмысления воюющего человека, его ценностного профиля,сравнения ценностных наборов воюющих людей в разные исторические периоды – Вторая мировая война, Вьетнам, Чеченская и Грузинская компании. Данная статья содержит результат исследования по данной проблеме, в котором научно обосновывается коренное отличие ценностных установок американского и русского солдата в условиях достижения победы в конфликте.
Гудков Д.Д. - Образ воюющего русского и американца в кинематографе: ценностные отличия c. 680-686

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.65705

Аннотация: В исследовании представлены отличия, в первую очередь ценностного характера, образа русского и американского солдата в художественных произведениях. Проведено сравнение ценностного набора американского и русского солдата в условиях достижения единой цели – Победы в конфликте, проанализированы эмоционально-психологические установки и решения, принимаемые в соответствии с ними, а так же продемонстрированы различия в отношении русских и американцев к схожим ситуациям в контексте их ценностного профиля. Анализ охватывает широкий спектр эмпирического материала. Базовыми методами в исследовании выступают контент-анализ художественных произведений, отечественных и зарубежных художественных фильмов и сериалов, а также некоторых литературных произведений, и компаративистский подход. В контексте последних военных конфликтов по всему миру, включая последние события на Украине, войны в Ираке, Сирии, Афганистане, возникает необходимость переосмысления воюющего человека, его ценностного профиля,сравнения ценностных наборов воюющих людей в разные исторические периоды – Вторая мировая война, Вьетнам, Чеченская и Грузинская компании. Данная статья содержит результат исследования по данной проблеме, в котором научно обосновывается коренное отличие ценностных установок американского и русского солдата в условиях достижения победы в конфликте.
Экранная культура и экранные искусства
Чистякова В.О. - Анализ экрана в аспекте медиальности (перспективы screen studies)

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.13282

Аннотация: Предметом исследования выступает экран как формообразующий принцип в культуре, а также отдельные воплощения экрана. При всем многообразии современных экранов, гигантских и малых, приватных и публичных, интерактивных и линейных, динамичных и статичных, нами легко узнается экранная форма как таковая: она довольно четко отграничена от визуальных явлений другого порядка. Экран узнается по нескольким признакам: по наличию у него рамки (видимой границы между ним и прочими частями пространства), по наличие поверхности, по демонстрируемой им диалектике сокрытия и обнаружения и по свойству полиэкранности. Последнее из свойств выводит нас на иной уровень анализа экрана: в аспекте медиального. Экран предстает как частный случай медиального, в отношении которого можно только частично реконструировать его «движение», данное нам в момент его «изменения. В исследовании используются подходы media studies, а также методы screen studies, или screenology, рассматривающих экран как «средство» (medium), то есть множественность условий, в том числе материальных, связанных с характеристиками конкретного «носителя» (но не сводимых к ним), которые позволяют состояться видению. Новизна исследования заключается в том, что впервые понятие медиальности было применено к феномену экрана, что позволило объяснить эффект видения, объектом которого выступает изображение как существующее в границах того или иного конкретного экрана. В качестве дискуссионного был поставлен вопрос о материальном характере медиума (metaxu), равно как и о степени связанности с материальным медиальности как таковой. Был сделан вклад в разработку перформативного понимания медиального (иными словами, понимания медиа как практики). Был сделан вывод о том, что экран есть частный случай медиального, у которого нет онтологии и которое уклоняется от хронологической определяемости. В этом смысле экран не существует, а «находится в становлении».
Чистякова В.О. - Анализ экрана в аспекте медиальности (перспективы screen studies) c. 687-695

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.65706

Аннотация: Предметом исследования выступает экран как формообразующий принцип в культуре, а также отдельные воплощения экрана. При всем многообразии современных экранов, гигантских и малых, приватных и публичных, интерактивных и линейных, динамичных и статичных, нами легко узнается экранная форма как таковая: она довольно четко отграничена от визуальных явлений другого порядка. Экран узнается по нескольким признакам: по наличию у него рамки (видимой границы между ним и прочими частями пространства), по наличие поверхности, по демонстрируемой им диалектике сокрытия и обнаружения и по свойству полиэкранности. Последнее из свойств выводит нас на иной уровень анализа экрана: в аспекте медиального. Экран предстает как частный случай медиального, в отношении которого можно только частично реконструировать его «движение», данное нам в момент его «изменения. В исследовании используются подходы media studies, а также методы screen studies, или screenology, рассматривающих экран как «средство» (medium), то есть множественность условий, в том числе материальных, связанных с характеристиками конкретного «носителя» (но не сводимых к ним), которые позволяют состояться видению. Новизна исследования заключается в том, что впервые понятие медиальности было применено к феномену экрана, что позволило объяснить эффект видения, объектом которого выступает изображение как существующее в границах того или иного конкретного экрана. В качестве дискуссионного был поставлен вопрос о материальном характере медиума (metaxu), равно как и о степени связанности с материальным медиальности как таковой. Был сделан вклад в разработку перформативного понимания медиального (иными словами, понимания медиа как практики). Был сделан вывод о том, что экран есть частный случай медиального, у которого нет онтологии и которое уклоняется от хронологической определяемости. В этом смысле экран не существует, а «находится в становлении».
Стили, течения, школы
Пешков Д.И. - Мартин Адан: У истоков барочных концепций в латиноамериканской культуре ХХ века

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.13172

Аннотация: Статья знакомит с одной из первых барочных концепций в латиноамериканской культурологии и литературоведении, которая была сформулирована известным перуанским поэтом-модернистом Мартином Аданом. Сделана попытка анализа этого малоизученного момента в истории латиноамериканской гуманитарной мысли, при этом автор увязывает идеи Адана с известными барочными концепциями Латинской Америки второй половины ХХ века. Автор попытается идентифицировать и выделить важнейшие открытия Адана, которые сыграли важную роль в культурной самоидентификации Латинской Америки. В процессе исследования автор идет от частного к общему и стремится показать: какое значение для становления барочных концепций Латинской Америки сыграла работа Мартина Адана "О борочном в Перу". Идеи автора анализировались в сопоставлении с другими барочными концепциями. На фоне повышенного интереса современной культурологии к таким феноменам как барокко, необарокко, труд Адана привлекает к себе внимание поскольку предпринял одну из первых попыток рассмотреть ключевые этапы культуры Латинской Америке через призму барочной эстетики. В рамках данной статьи автор стремится доказать важность идей Адана для будущих барочных концепций в Латинской Америке и продемонстрировать их взаимосвязь с теориями Хосе Лесамы Лимы, Алехо Карпентьера и Ирлимар Кьямпи
Пешков Д.И. - Мартин Адан: У истоков барочных концепций в латиноамериканской культуре ХХ века c. 696-701

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.65707

Аннотация: Статья знакомит с одной из первых барочных концепций в латиноамериканской культурологии и литературоведении, которая была сформулирована известным перуанским поэтом-модернистом Мартином Аданом. Сделана попытка анализа этого малоизученного момента в истории латиноамериканской гуманитарной мысли, при этом автор увязывает идеи Адана с известными барочными концепциями Латинской Америки второй половины ХХ века. Автор попытается идентифицировать и выделить важнейшие открытия Адана, которые сыграли важную роль в культурной самоидентификации Латинской Америки. В процессе исследования автор идет от частного к общему и стремится показать: какое значение для становления барочных концепций Латинской Америки сыграла работа Мартина Адана "О борочном в Перу". Идеи автора анализировались в сопоставлении с другими барочными концепциями. На фоне повышенного интереса современной культурологии к таким феноменам как барокко, необарокко, труд Адана привлекает к себе внимание поскольку предпринял одну из первых попыток рассмотреть ключевые этапы культуры Латинской Америке через призму барочной эстетики. В рамках данной статьи автор стремится доказать важность идей Адана для будущих барочных концепций в Латинской Америке и продемонстрировать их взаимосвязь с теориями Хосе Лесамы Лимы, Алехо Карпентьера и Ирлимар Кьямпи
Книжная культура и искусство книги
Розин В.М. - Эволюция книги в пространстве западной культуры (От глиняной книги к электронной)

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.13372

Аннотация: В статье рассматривается эволюция книги, начиная от ее происхождения в культуре Древнего мира заканчивая нашим днем. Одной из предпосылок книги выступало изобретение и развитие письменности, другой – становление личности и общества. Книга на первых этапах своего развития обеспечивала консолидацию общества, состоявшего из личностей; потом к первичной функции книги добавляются новые (виртуального путешествия, развлечения, познания и образования). Появление книги существенно повлияло на человека, способствуя формированию разных реальностей его сознания, а также новых способностей. С переходом к культуре Нового времени складываются массовые аудитории читателей и новые требования к книге, что повлекло за собой появление печатного станка и книги нового типа (большую роль здесь сыграла технологизация). В последней части статьи рассматривается вторая техническая революция, приведшая к появлению электронной книги и Интернету. Обсуждается, почему электронная книга вытесняет бумажную. Обсуждается, почему электронная книга вытесняет бумажную. Исследование, представленное в статье, предполагало проблематизацию, ситуационный анализ и целиком опиралось на метод псевдогетического анализа, позволяющего осуществить культурно-историческую реконструкцию книги. В результате исследования удалось показать, что книга прошла большую эволюцию, существенными факторами которой выступала смена культур, технические изобретения, проблемы и требования общества и личности. Книга способствовала не только консолидации общества и реализации в нем личности, но конституировала некоторые стороны сознания человека и его способности.
Розин В.М. - Эволюция книги в пространстве западной культуры (От глиняной книги к электронной) c. 702-711

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.65708

Аннотация: В статье рассматривается эволюция книги, начиная от ее происхождения в культуре Древнего мира заканчивая нашим днем. Одной из предпосылок книги выступало изобретение и развитие письменности, другой – становление личности и общества. Книга на первых этапах своего развития обеспечивала консолидацию общества, состоявшего из личностей; потом к первичной функции книги добавляются новые (виртуального путешествия, развлечения, познания и образования). Появление книги существенно повлияло на человека, способствуя формированию разных реальностей его сознания, а также новых способностей. С переходом к культуре Нового времени складываются массовые аудитории читателей и новые требования к книге, что повлекло за собой появление печатного станка и книги нового типа (большую роль здесь сыграла технологизация). В последней части статьи рассматривается вторая техническая революция, приведшая к появлению электронной книги и Интернету. Обсуждается, почему электронная книга вытесняет бумажную. Обсуждается, почему электронная книга вытесняет бумажную. Исследование, представленное в статье, предполагало проблематизацию, ситуационный анализ и целиком опиралось на метод псевдогетического анализа, позволяющего осуществить культурно-историческую реконструкцию книги. В результате исследования удалось показать, что книга прошла большую эволюцию, существенными факторами которой выступала смена культур, технические изобретения, проблемы и требования общества и личности. Книга способствовала не только консолидации общества и реализации в нем личности, но конституировала некоторые стороны сознания человека и его способности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.