Статья 'Анализ экрана в аспекте медиальности (перспективы screen studies)' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Анализ экрана в аспекте медиальности (перспективы screen studies)

Чистякова Виктория Олеговна

кандидат философских наук

доцент, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

105066, Россия, г. Москва, ул. Старая Басманная, 21/4, оф. 416Б

Chistyakova Viktoriya Olegovna

PhD in Philosophy

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, School of Culturology, National Research University "Higher School of Economics"

Staraya Basmannaya ulitsa 21/4 – School of Culturology, Moscow 105066 Russia

v_chistyakova@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2014.6.13282

Дата направления статьи в редакцию:

01-12-2014


Дата публикации:

15-12-2014


Аннотация: Предметом исследования выступает экран как формообразующий принцип в культуре, а также отдельные воплощения экрана. При всем многообразии современных экранов, гигантских и малых, приватных и публичных, интерактивных и линейных, динамичных и статичных, нами легко узнается экранная форма как таковая: она довольно четко отграничена от визуальных явлений другого порядка. Экран узнается по нескольким признакам: по наличию у него рамки (видимой границы между ним и прочими частями пространства), по наличие поверхности, по демонстрируемой им диалектике сокрытия и обнаружения и по свойству полиэкранности. Последнее из свойств выводит нас на иной уровень анализа экрана: в аспекте медиального. Экран предстает как частный случай медиального, в отношении которого можно только частично реконструировать его «движение», данное нам в момент его «изменения. В исследовании используются подходы media studies, а также методы screen studies, или screenology, рассматривающих экран как «средство» (medium), то есть множественность условий, в том числе материальных, связанных с характеристиками конкретного «носителя» (но не сводимых к ним), которые позволяют состояться видению. Новизна исследования заключается в том, что впервые понятие медиальности было применено к феномену экрана, что позволило объяснить эффект видения, объектом которого выступает изображение как существующее в границах того или иного конкретного экрана. В качестве дискуссионного был поставлен вопрос о материальном характере медиума (metaxu), равно как и о степени связанности с материальным медиальности как таковой. Был сделан вклад в разработку перформативного понимания медиального (иными словами, понимания медиа как практики). Был сделан вывод о том, что экран есть частный случай медиального, у которого нет онтологии и которое уклоняется от хронологической определяемости. В этом смысле экран не существует, а «находится в становлении».


Ключевые слова:

экран, медиальное, медиум, экранная культура, экранная практика, телевидение, компьютер, кинематограф, поверхность, граница

Библиография
1. Gere Ch. Genealogy of the computer screen // Visual Communication. 2006. No. 5. DOI: 10.1177/1470357206065306. Режим доступа: http://vcj.sagepub.com/cgi/content/abstract/5/2/141
2. Huhtamo E. Elements of Screenology: Toward an Archaeology of the Screen // ICONICS: International Studies of the Modern Image. 2004. Vol. 7.
3. Flusser V. Two approaches to the Phenomenon, Television / The New Television: A Public/Private Art / ed.by D.Davis and A. Simmons, Cambridge, Mass.: The Mitt Press, 1977.
4. Levie, Françoise. Étienne-Gaspard Robertson, la vie d’un fantasmagore, Longueuil et Bruxelles, Les Éditions du Préambule et Sofidoc, coll. «Contrechamp», 1990.
5. Musser, Charles. Emergence of the Cinema: the American screen to 1907 // History of the American Cinema. Berkeley; Los Angeles: University of California Press: 1994. Vol. 1. Chapter 1, “Towards a History of Screen Practice”.
6. Oxford English Dictionary, II edition / ed.by J.A. Simpson and E.S.C. Weiner. Oxford: Clarendon Press, 1989.
7. Panofsky, Erwin. Die Perspektive als ‚symbolische Form’, in: ders., Aufsätze zu Grundfragen der Kunstwissenschaft, Berlin, 1998.
8. The Century Dictionary and Cyclopedia (CDC). New York: The Century Co, revised and enlarged, 1911 (orig. 1889). Vol. VIII, “screen”.
9. Базен А. Что такое кино? Сб. статей. М.: Искусство, 1972.
10. Бергман И. Латерна магика. М.: Искусство, 1989.
11. Гинзбург С.С. Очерки теории кино. М.: Искусство, 1974.
12. Иоскевич Я.Б. Новые технологии и эволюция художественной культуры. Спб.: РИИИ, СПбГУКит, 2003.
13. Манович Л. Археология компьютерного экрана // Экранная культура. Теоретические проблемы: сб. статей / СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2012.
14. Мерш, Дитер. Мета/Диа. Два различных подхода к медиальному // Исследовательский центр медиафилософии, режим доступа: http://mediaphilosophy.ru/biblioteca/articles/mersh_dia/#footnote-27
15. Основы музееведения. Учебное пособие. М.: Едиториал УРСС, 2005.
16. Флюссер В. За философию фотографии / Пер. с нем. Г. Хайдаровой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.
17. Хухтамо Е. Элементы экранологии: к проблеме археологии медиа / Экранная культура. Теоретические проблемы: сб. статей / СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2012.
18. Юренев Р.Н. Чудесное окно: Краткая история мирового кино: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1983.
19. Е. В. Сальникова К вопросу о предыстории современной визуальной технической культуры // Культура и искусство.-2012.-2.-C. 53-61.
20. О.В. Красноярова Об истоках онтологизации медиа в феноменологии М. Мерло-Понти // Философия и культура. - 2012. - 1. - C. 23 - 29.
References
1. Gere Ch. Genealogy of the computer screen // Visual Communication. 2006. No. 5. DOI: 10.1177/1470357206065306. Rezhim dostupa: http://vcj.sagepub.com/cgi/content/abstract/5/2/141
2. Huhtamo E. Elements of Screenology: Toward an Archaeology of the Screen // ICONICS: International Studies of the Modern Image. 2004. Vol. 7.
3. Flusser V. Two approaches to the Phenomenon, Television / The New Television: A Public/Private Art / ed.by D.Davis and A. Simmons, Cambridge, Mass.: The Mitt Press, 1977.
4. Levie, Françoise. Étienne-Gaspard Robertson, la vie d’un fantasmagore, Longueuil et Bruxelles, Les Éditions du Préambule et Sofidoc, coll. «Contrechamp», 1990.
5. Musser, Charles. Emergence of the Cinema: the American screen to 1907 // History of the American Cinema. Berkeley; Los Angeles: University of California Press: 1994. Vol. 1. Chapter 1, “Towards a History of Screen Practice”.
6. Oxford English Dictionary, II edition / ed.by J.A. Simpson and E.S.C. Weiner. Oxford: Clarendon Press, 1989.
7. Panofsky, Erwin. Die Perspektive als ‚symbolische Form’, in: ders., Aufsätze zu Grundfragen der Kunstwissenschaft, Berlin, 1998.
8. The Century Dictionary and Cyclopedia (CDC). New York: The Century Co, revised and enlarged, 1911 (orig. 1889). Vol. VIII, “screen”.
9. Bazen A. Chto takoe kino? Sb. statei. M.: Iskusstvo, 1972.
10. Bergman I. Laterna magika. M.: Iskusstvo, 1989.
11. Ginzburg S.S. Ocherki teorii kino. M.: Iskusstvo, 1974.
12. Ioskevich Ya.B. Novye tekhnologii i evolyutsiya khudozhestvennoi kul'tury. Spb.: RIII, SPbGUKit, 2003.
13. Manovich L. Arkheologiya komp'yuternogo ekrana // Ekrannaya kul'tura. Teoreticheskie problemy: sb. statei / SPb.: «DMITRII BULANIN», 2012.
14. Mersh, Diter. Meta/Dia. Dva razlichnykh podkhoda k medial'nomu // Issledovatel'skii tsentr mediafilosofii, rezhim dostupa: http://mediaphilosophy.ru/biblioteca/articles/mersh_dia/#footnote-27
15. Osnovy muzeevedeniya. Uchebnoe posobie. M.: Editorial URSS, 2005.
16. Flyusser V. Za filosofiyu fotografii / Per. s nem. G. Khaidarovoi. — SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2008.
17. Khukhtamo E. Elementy ekranologii: k probleme arkheologii media / Ekrannaya kul'tura. Teoreticheskie problemy: sb. statei / SPb.: «DMITRII BULANIN», 2012.
18. Yurenev R.N. Chudesnoe okno: Kratkaya istoriya mirovogo kino: Kn. dlya uchashchikhsya. – M.: Prosveshchenie, 1983.
19. E. V. Sal'nikova K voprosu o predystorii sovremennoi vizual'noi tekhnicheskoi kul'tury // Kul'tura i iskusstvo.-2012.-2.-C. 53-61.
20. O.V. Krasnoyarova Ob istokakh ontologizatsii media
v fenomenologii M. Merlo-Ponti // Filosofiya i kul'tura. - 2012. - 1. - C. 23 - 29.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.