по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 06, 2013
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 1-6.54545454545-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2013
Виртуальная реальность
Лапкина Н.А. - Система государственных веб-ресурсов в Республике Абхазия: проблемы информационного поля

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.9883

Аннотация: Интернет пространство в современном мире является обязательной составляющей практически любого явления и события. Все самое важное, интересное, актуальное находит свое отражение в глобальной сети. Быть представленным в виртуальном пространстве - это значит быть в состоянии заявить о себе. Республика Абхазия, государство со сложным политическим статусом, на данный момент является полноценно представленным только в интернет-пространстве, поскольку большинство стран мирового сообщества рассматривают регион, как территорию аннексированную у Грузии. В статье будет подробно проанализировано развитие официальных государственных веб-ресурсов республики, проблемы наполненности информационного поля, сложности развития виртуального сектора, отсутствие своего национального домена верхнего уровня, причины отсталости в развитии негосударственных веб-ресурсов. В качестве методики анализа сайта автор статьи использует свои исследовательские разработки и европейские программы улучшения качества электронных ресурсов по культуре и этнографии.
Лапкина Н.А. - Система государственных веб-ресурсов в Республике Абхазия: проблемы информационного поля c. 607-614

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.64022

Аннотация: Интернет пространство в современном мире является обязательной составляющей практически любого явления и события. Все самое важное, интересное, актуальное находит свое отражение в глобальной сети. Быть представленным в виртуальном пространстве - это значит быть в состоянии заявить о себе. Республика Абхазия, государство со сложным политическим статусом, на данный момент является полноценно представленным только в интернет-пространстве, поскольку большинство стран мирового сообщества рассматривают регион, как территорию аннексированную у Грузии. В статье будет подробно проанализировано развитие официальных государственных веб-ресурсов республики, проблемы наполненности информационного поля, сложности развития виртуального сектора, отсутствие своего национального домена верхнего уровня, причины отсталости в развитии негосударственных веб-ресурсов. В качестве методики анализа сайта автор статьи использует свои исследовательские разработки и европейские программы улучшения качества электронных ресурсов по культуре и этнографии.
Художественная культура и творчество
Довжик А.К. - Адресаты работ Обри Бердслея: сексуальные коды «узкого круга друзей»

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.9795

Аннотация: Предметом анализа являются рисунки Обри Бердслея и отрывки его порнографической новеллы «Под холмом», опубликованные в художественно-литературном журнале Savoy (1896 г.). Цель статьи заключается в подрыве представления о гомогенной, унифицированной викторианской публике, которое укоренилось в академических интерпретациях творчества Бердслея. В связи с этим изучаются риторика и техники автора и определяются конкретные целевые аудитории, которым они могли быть адресованы. Контекстуализация работ Бердслея демонстрирует, что они были структурированы эксклюзивистскими субкультурными кодами, которые не могли считываться большинством современников художника. Среди имплицитных адресатов Бердслея были знатоки подпольной порнографии, гомосексуальные мужчины и члены закрытого сообщества декадентов 1890-х гг., эмблематической фигурой для которого, до и после ареста за однополые связи, был Оскар Уайльд. Подход показывает неоднородность аудиторий Бердслея и проблематизирует устоявшуюся академическую дискуссию о единой рецепции художника «викторианцами».
Довжик А.К. - Адресаты работ Обри Бердслея: сексуальные коды «узкого круга друзей» c. 615-622

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.64023

Аннотация: Предметом анализа являются рисунки Обри Бердслея и отрывки его порнографической новеллы «Под холмом», опубликованные в художественно-литературном журнале Savoy (1896 г.). Цель статьи заключается в подрыве представления о гомогенной, унифицированной викторианской публике, которое укоренилось в академических интерпретациях творчества Бердслея. В связи с этим изучаются риторика и техники автора и определяются конкретные целевые аудитории, которым они могли быть адресованы. Контекстуализация работ Бердслея демонстрирует, что они были структурированы эксклюзивистскими субкультурными кодами, которые не могли считываться большинством современников художника. Среди имплицитных адресатов Бердслея были знатоки подпольной порнографии, гомосексуальные мужчины и члены закрытого сообщества декадентов 1890-х гг., эмблематической фигурой для которого, до и после ареста за однополые связи, был Оскар Уайльд. Подход показывает неоднородность аудиторий Бердслея и проблематизирует устоявшуюся академическую дискуссию о единой рецепции художника «викторианцами».
Искусство и искусствознание
Петров В.О. - Эпатаж в искусстве ХХ века: соблюдение и отрицание языковых средств выражения

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.10561

Аннотация: Эпатаж в искусстве ХХ века — явление повсеместное, противоречивое, заявленное в произведениях огромного числа художников, композиторов, поэтов и писателей, но не поддающееся, как правило, четкой классификации в связи с многообразием своих проявлений. В данной статье мы попробуем выявить типологию эпатажных в своей основе произведений искусства ХХ столетия с точки зрения соблюдения и отрицания языковых средств выражения, свойственных тому искусству, которому это произведение, собственно, и принадлежит. Основным методом статьи становится аналитическое рассмотрение закономерностей эпатажных произведений искусства ХХ века и синтез полученных результатов в виде представленной типологии. Эпатаж в искусстве ХХ века - проблема, до сих пор не получившая в искусствоведении комплексного осмысления. В статье предпринята попытка сопоставить ряд крупных образцов эпатирующего искусства в единой смыслообразующей типологии, то есть классифицировать их. Впервые в этом ракурсе анализируется ряд произведений В. Екимовского, С. Загния, Э. Брауна, Р. Хаубенщтока-Рамати, Д. Крама.
Петров В.О. - Эпатаж в искусстве ХХ века: соблюдение и отрицание языковых средств выражения c. 623-632

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.64024

Аннотация: Эпатаж в искусстве ХХ века — явление повсеместное, противоречивое, заявленное в произведениях огромного числа художников, композиторов, поэтов и писателей, но не поддающееся, как правило, четкой классификации в связи с многообразием своих проявлений. В данной статье мы попробуем выявить типологию эпатажных в своей основе произведений искусства ХХ столетия с точки зрения соблюдения и отрицания языковых средств выражения, свойственных тому искусству, которому это произведение, собственно, и принадлежит. Основным методом статьи становится аналитическое рассмотрение закономерностей эпатажных произведений искусства ХХ века и синтез полученных результатов в виде представленной типологии. Эпатаж в искусстве ХХ века - проблема, до сих пор не получившая в искусствоведении комплексного осмысления. В статье предпринята попытка сопоставить ряд крупных образцов эпатирующего искусства в единой смыслообразующей типологии, то есть классифицировать их. Впервые в этом ракурсе анализируется ряд произведений В. Екимовского, С. Загния, Э. Брауна, Р. Хаубенщтока-Рамати, Д. Крама.
Стили, течения, школы
Раков В.П. - Основные концепты поэтики неразрешимостей

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.9598

Аннотация: Статья посвящена описанию структурных компонентов стилей Серебряного века, нашедших реализацию в произведениях А. Белого, М. Цветаевой, В. Розанова и не-которых футуристов. Их имена исследователь относит к числу представителей, как он пишет, поэтики неразрешимостей, в которой синтезируются эпохально-характерные чер-ты не только искусства слова, но и культуры вообще. Важным фактором в миметических стратегиях творчества выступает понятие «запредельного», то есть того, что находится вне словесного контекста, будучи, тем не менее, неотрывным от него. При этом сущест-венное значение имеют такие концепты, как укон и меон, лингвистическая морфность и бесплотность в составе эстетического высказывания и стиля в целом. В статье развивают-ся идеи, изложенные в ранее опубликованных трудах автора. Ключевые слова: риторическая культура, искусствоведение, неисследимое, каллиграфия стиля, его фигурность, семантическая неопределенность и спиралевидность, открытая форма, а также хореографичность текста.
Раков В.П. - Основные концепты поэтики неразрешимостей c. 633-652

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.64025

Аннотация: Статья посвящена описанию структурных компонентов стилей Серебряного века, нашедших реализацию в произведениях А. Белого, М. Цветаевой, В. Розанова и не-которых футуристов. Их имена исследователь относит к числу представителей, как он пишет, поэтики неразрешимостей, в которой синтезируются эпохально-характерные чер-ты не только искусства слова, но и культуры вообще. Важным фактором в миметических стратегиях творчества выступает понятие «запредельного», то есть того, что находится вне словесного контекста, будучи, тем не менее, неотрывным от него. При этом сущест-венное значение имеют такие концепты, как укон и меон, лингвистическая морфность и бесплотность в составе эстетического высказывания и стиля в целом. В статье развивают-ся идеи, изложенные в ранее опубликованных трудах автора. Ключевые слова: риторическая культура, искусствоведение, неисследимое, каллиграфия стиля, его фигурность, семантическая неопределенность и спиралевидность, открытая форма, а также хореографичность текста.
Книжная культура и искусство книги
Гуларян А.Б. - «Грядущая война» как жанр литературы

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.11425

Аннотация: Одним из важнейших показателей готовности общества к новой войне является появление сценариев грядущей войны в литературе. Сценарии «военно-утопических романов» нередко становились прологом действительных событий, «угадывали» характер и контуры будущих сражений. Ведь они отражали эпоху и господствующие в обществе общественные настроения. Не прошли мимо темы грядущей войны и отечественные писатели фантасты. В России жанр «военно-утопического романа» последовательно становился средством выражения своих идей для отставных и действующих военных, средством конструирования желаемого будущего и его пропаганды для революционно настроенной интеллигенции, средством мобилизации общественного сознания для коммунистического руководства страны в предвоенный период. Сюжеты литературных произведений свидетельствуют также о том, что сталинское руководство по-прежнему готовилось к революционно-классовой войне. Жанр сценария грядущих войн выполняет в обществе две социально значимые функции: предупреждения о надвигающейся войне и мобилизации общественного сознания в предвоенный период.
Гуларян А.Б. - «Грядущая война» как жанр литературы c. 653-664

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.64026

Аннотация: Одним из важнейших показателей готовности общества к новой войне является появление сценариев грядущей войны в литературе. Сценарии «военно-утопических романов» нередко становились прологом действительных событий, «угадывали» характер и контуры будущих сражений. Ведь они отражали эпоху и господствующие в обществе общественные настроения. Не прошли мимо темы грядущей войны и отечественные писатели фантасты. В России жанр «военно-утопического романа» последовательно становился средством выражения своих идей для отставных и действующих военных, средством конструирования желаемого будущего и его пропаганды для революционно настроенной интеллигенции, средством мобилизации общественного сознания для коммунистического руководства страны в предвоенный период. Сюжеты литературных произведений свидетельствуют также о том, что сталинское руководство по-прежнему готовилось к революционно-классовой войне. Жанр сценария грядущих войн выполняет в обществе две социально значимые функции: предупреждения о надвигающейся войне и мобилизации общественного сознания в предвоенный период.
Рожкова Н.В. - Художественно-функциональная специфика хронотопа в прозе Германа Гессе

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.11426

Аннотация: Данная работа имеет целью исследование особенностей хронотопа художественного наследия немецкого писателя Германа Гессе, который использует систему пространственных и временных ориентиров в процессе решения антропологических и онтологических проблем. Если пространственные отношения показаны через разные виды движения и художественное исследование пространства позволяет писателю решать антропологические проблемы, то категория времени занимает немецкого художника слова в связи с онтологической проблематикой, в частности, делается попытка средствам литературы изучить соотнесённость категорий духовного, временного и культурного. К тематике, характеристикам и образам пространства писатель обращается при характеристике аксиосферы личности, при описании отдельных психологических состояний и процессов, а также при выявлении вектора развития внутреннего мира человека. Проблему времени немецкий писатель ставит и решает в онтологическом ключе. Противопоставляя время и безвременье (вечность), писатель утверждает существование мира вечной, чистой, творческой, божественной духовности, с которым соотнесены бытие культуры и бытие личности.
Рожкова Н.В. - Художественно-функциональная специфика хронотопа в прозе Германа Гессе c. 665-672

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.64027

Аннотация: Данная работа имеет целью исследование особенностей хронотопа художественного наследия немецкого писателя Германа Гессе, который использует систему пространственных и временных ориентиров в процессе решения антропологических и онтологических проблем. Если пространственные отношения показаны через разные виды движения и художественное исследование пространства позволяет писателю решать антропологические проблемы, то категория времени занимает немецкого художника слова в связи с онтологической проблематикой, в частности, делается попытка средствам литературы изучить соотнесённость категорий духовного, временного и культурного. К тематике, характеристикам и образам пространства писатель обращается при характеристике аксиосферы личности, при описании отдельных психологических состояний и процессов, а также при выявлении вектора развития внутреннего мира человека. Проблему времени немецкий писатель ставит и решает в онтологическом ключе. Противопоставляя время и безвременье (вечность), писатель утверждает существование мира вечной, чистой, творческой, божественной духовности, с которым соотнесены бытие культуры и бытие личности.
Музыка и музыкальная культура
Панаиотиди Э.Г. - «Музыка звучит, как эмоция чувствуется». Принцип внутреннего сходства в музыкально- эстетической теории

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.10427

Аннотация: На примере концепции британского ученого Малькольма Бадда в статье рассматривается стратегия обоснования связи между музыкой и эмоциями, основанная на принципе кросскатегориального сходства между звучанием музыки и эмоциональным опытом. Привлекая в качестве дополнительного эспликативного средства введенное Кендаллом Уолтоном понятие make-believe, а также три дизъюнктивных «имагинативных проекта», которые объясняют возможные способы переживания эмоционально-выразительной музыки, концепция Бадда претендует на исчерпывающее объяснение феномена музыкальной выразительности и эмоционального воздействия музыки. Основным методом исследования, цель которого состоит в выявлении экспликативного потенциала концепции Бадда, является метод понятийного анализа. Автор приходит к выводу о неадекватности принципа аналогии как ядра базового понятия музыкальной выразительности, то есть его ограниченности, неспособности охватить все возможные случаи музыкального выражения эмоций, с одной стороны, и как методологического принципа, фундирующего синтетический подход, интегрирующего различные экспликативные средства в рамках последнего – с другой.
Панаиотиди Э.Г. - «Музыка звучит, как эмоция чувствуется». Принцип внутреннего сходства в музыкально- эстетической теории c. 673-686

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.64028

Аннотация: На примере концепции британского ученого Малькольма Бадда в статье рассматривается стратегия обоснования связи между музыкой и эмоциями, основанная на принципе кросскатегориального сходства между звучанием музыки и эмоциональным опытом. Привлекая в качестве дополнительного эспликативного средства введенное Кендаллом Уолтоном понятие make-believe, а также три дизъюнктивных «имагинативных проекта», которые объясняют возможные способы переживания эмоционально-выразительной музыки, концепция Бадда претендует на исчерпывающее объяснение феномена музыкальной выразительности и эмоционального воздействия музыки. Основным методом исследования, цель которого состоит в выявлении экспликативного потенциала концепции Бадда, является метод понятийного анализа. Автор приходит к выводу о неадекватности принципа аналогии как ядра базового понятия музыкальной выразительности, то есть его ограниченности, неспособности охватить все возможные случаи музыкального выражения эмоций, с одной стороны, и как методологического принципа, фундирующего синтетический подход, интегрирующего различные экспликативные средства в рамках последнего – с другой.
Черток М.Д. - Взвейтесь, соколы, орлами

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.10678

Аннотация: Предметом данного исследования является одна из самых популярных солдатских строевых песен - "Взвейтесь, соколы, орлами". Целью работы является: проследить историю песни с момента её первого появления, первого публичного исполнения, первой публикации. Результат работы - актуализация фактов её первого исполнения в 30-х годах XIX столетия, а именно, в 1834 году, во время Калишских маневров, а не в период Отечественной войны 1812 г. Результаты работы могут быть использованы в подготовке к публикации сборников патриотических и солдатских песен. Область применения результатов - солдатская песня, военная история, сохранение культурного наследия, песенное искусство, история русского народа в контексте изучения песенного искусства. Метод исследования - поиск и изучение всех упоминаний песни в печатных источниках, аудио-визуальных исполнениях. Изучение вариационных разнообразий этой песни. Изучение существующих песенных солдатских сборников на русском и иностранных языках. Соблюдение хронологического порядка и опоры на исторически достоверные факты. Выводы: Старинная солдатская строевая песня "Взвейтесь, соколы, орлами" и сегодня является наиболее любимой и популярной среди военнослужащих. Песня имеет богатую историю, связанную с героизмом русского народа во время войн. Различные варианты песни с уверенностью позволяют указать на широту творческих поисков солдатских сочинителей. Песня актуальна и для современных творческих работников.
Черток М.Д. - Взвейтесь, соколы, орлами c. 687-703

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.64029

Аннотация: Предметом данного исследования является одна из самых популярных солдатских строевых песен - "Взвейтесь, соколы, орлами". Целью работы является: проследить историю песни с момента её первого появления, первого публичного исполнения, первой публикации. Результат работы - актуализация фактов её первого исполнения в 30-х годах XIX столетия, а именно, в 1834 году, во время Калишских маневров, а не в период Отечественной войны 1812 г. Результаты работы могут быть использованы в подготовке к публикации сборников патриотических и солдатских песен. Область применения результатов - солдатская песня, военная история, сохранение культурного наследия, песенное искусство, история русского народа в контексте изучения песенного искусства. Метод исследования - поиск и изучение всех упоминаний песни в печатных источниках, аудио-визуальных исполнениях. Изучение вариационных разнообразий этой песни. Изучение существующих песенных солдатских сборников на русском и иностранных языках. Соблюдение хронологического порядка и опоры на исторически достоверные факты. Выводы: Старинная солдатская строевая песня "Взвейтесь, соколы, орлами" и сегодня является наиболее любимой и популярной среди военнослужащих. Песня имеет богатую историю, связанную с героизмом русского народа во время войн. Различные варианты песни с уверенностью позволяют указать на широту творческих поисков солдатских сочинителей. Песня актуальна и для современных творческих работников.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.