по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 05, 2012
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 1-10-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2012
Культура и культуры
О. Д. Балдина - Отечественная война 1812 года в творчестве С. Трубникова: традиция лубка в современном искусстве c. 7-17
Аннотация: статья посвящена творчеству Сергея Владимировича Трубникова — художника-графика, дизайнера, члена Союза дизайнеров России, потомка декабристов. Он живет и работает в Москве, выставляться стал рано, в жанре народной картинки работает с 1991 г. Имя талантливого мастера хорошо известно как специалистам, так и широкому зрителю. Знаменательной дате — 200-летию Отечественной войны 1812 г. — художник посвятил большой цикл в серии «Московских народных картинок», которые пользуются неизменным успехом, представляют значительный вклад в отечественную художественную культуру и являются зримым подтверждением того, что глубоко самобытная народная традиция лубка продолжает развиваться. Статья написана на основе проходивших в Москве выставок, высказываний самого художника, а также личных впечатлений автора статьи.
Культура и власть
О. Л. Девятова - Диалог культур в новой музыке С. Слонимского в контексте проблем России ХХI века c. 18-27
Аннотация: статья посвящена творчеству выдающегося композитора современности С. М. Слонимского, в котором осуществляется диалог культур Ренессанса, барокко, романтизма, Древней Руси с культурными реалиями России начала ХХI века. В статье культурологически исследуются наиболее значительные новаторские произведения композитора, созданные в 2000–2010-е гг. («Реквием», Двадцать первая симфония «Из “Фауста” Гёте», балет «Волшебный орех»), в которых поднимаются темы национального покаяния, взаимоотношений художника и власти, противостояния массовой и элитарной культур, национальной идентичности и культурной памяти.
Философия культуры
Скороходова Т.Г. - Философское освоение библейского наследия: индо-российские параллели XIX–XX столетия
Аннотация: Автор предпринимает попытку компаративного сопоставления философского осмысления Библии в индийской и российской мысли XIX – XX вв. Общим подходом к текстам Библии, объединяющим философа и реформатора Раммохана Рая, священника, богослова и общественного деятеля Кришномохана Банерджи, философа Вл. С. Соловьёва и священника и богослова А. В. Меня стало феноменологическое, личное собеседование с Библией, дистанцированное от современных и традиционных толкований текстов. Обращение к Духу библейского наследия позволяет этим мыслителям обосновать синтез национального и универсального, восточного и западного в духовном и социальном развитии народов и культур, а также открытость общечеловеческих ценностей, выраженных в библейском наследии, для восприятия каждого народа.
Самохина Н.Е. - Философский символизм живописного творчества Н.К. Рериха
Аннотация: Аннотация Статья «Философский символизм живописного творчества Н.К. Рериха» посвящена анализу основных философских идей, лежащих в основе художественного творчества выдающего русского художника Н.К. Рериха. Одной из главных целей статьи является сравнительный анализ тематики художественных произведений Н. Рериха с философской проблематикой учения Агни Йоги, или Живой Этики, созданного семьей Рерих в сотрудничестве с индийским философом Махатмой Мориа в 1924-1938 годах. Основным результатом исследования является сделанный автором статьи вывод о том, что тематика живописного творчества Н.К. Рериха весьма близка философским идеям учения Агни Йоги, а философский символизм художественных произведений живописца тесно связан с основными положениями данного учения. Для анализа избранной тематики автором статьи использовался метод методологической рефлексии. Результаты проведенного в статье исследования могут быть использованы в дальнейших искусствоведческих и культурологических исследованиях художественного и литературного творчества Н.К. Рериха, а также в изучении отдельных аспектов философского учения Агни Йоги, или Живой Этики.
Гендерные исследования
А. В. Толстокорова - Пространственная эмансипация украинских женщин как способ освоения публичного пространства c. 46-58
Аннотация: в работе рассматривается процесс пространственной эмансипации украинских женщин в гендерной перспективе. Проведенный анализ позволил установить основные способы достижения женщинами пространственной эмансипации, которыми являются социально-профессиональная и географическая мобильность и новые виды телесно-физических практик. Выделены основные предпосылки, способствовавшие достижению женщинами пространственной свободы в публичной сфере: экономические, морально-этические, социо-культурные и дидактические.
Знак, слово, речь, язык
В. М. Розин - Личность и трагедия Марины Цветаевой c. 59-67
Аннотация: автор отталкивается от полемики в Интернете, одни участники которой обвиняют Марину Цветаеву в том, что она преступно относилась к своим дочерям, а другие оправдывают ее, поскольку она великий поэт. Обсуждаются аргументы «за» и «против» основных точек зрения. Автор высказывает гипотезу, в соответствии с которой Цветаева была множественной личностью: одна ее личность — «поэта-эзотерика», другая — человека обычного, но маргинального. В свете этой гипотезы он объясняет странное поведение Цветаевой, а также выглядящее маниакальным ведение ею дневников. В конце статьи рассматривается вопрос о понимании художественного произведения в ситуации, когда создаются различные реконструкции жизни и личности их автора.
Историческая культурология и история культуры
Шапинская Е.Н. - Образы прошлого в культуре постмодернизма: репрезентация или пастиш?
Аннотация: В статье рассмотрена проблема репрезентации прошлого в постмодернистской культуре. Наиболее характерной формой обращения к прошлому стал пастиш, который, являясь мимикрией под ушедшее», не имеет исторических референтов. Основываясь на положении теории постмодернизма Ф.Джеймисона, автор анализирует ряд культурных текстов и практик современности, показывая утрату чувства истории в культуре постмодернизма и в то же время популярность исторических сюжетов в массовой культуре, в особенности в экранных искусствах. Для постмодернистских художественных практик в области исторических сюжетов характерны такие приемы как смешивание фрагментов различных эпох, присутствие как реальных, так и фикциональных персонажей. Одной из форм таких художественных праткик являются интерпретации классических сюжетов, лишенные каких-либо темпоральных признаков. Признавая неоднозначность постмодернистской трактовки истории, автор делает вывод, что стремление постичь прошлое характерно для человека «посткультуры», несмотря на изменения в понимании истории, произошедшие в конце ХХ – начале ХХ1 века.
А. Г. Васильев - История и культурология: ранкеанские фантомы и гирцевские фобии c. 68-74
Аннотация: в статье рассматривается роли концепта культуры и культурологических подходов в историографии. В ней ставятся вопросы о междисциплинарности современного социогуманитарного знания, о границах и взаимодействии истории, истории культуры и культурологии.
Экранная культура и экранные искусства
Севастьянова С.С. - Музыка Прокофьева на экране
Аннотация: Вопросы, которые поставлены в этой статье, касаются прокофьевских кинопартитур. Почему композитор так мало работал в кино? Как в целом относился к кинематографу? Каковы основные принципы его киносочинений? Из фильмов, в которых звучит его музыка, сегодня вспоминают только картины Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный». Однако многие фильмы с музыкой Прокофьева остаются важными историческими документами его эпохи, в том числе «Поручик Киже», «Тоня», «Котовский», «Партизаны в степях Украины».
Разлогов К.Э. - Продолжатель великой традиция
Аннотация: в статье книга Р. Казаряна «Эстетика кино» рассматривается как продолжение традиции отечественного искусствоведения, связанной с тем, что о закономерностях творчества серьезно размышляют и пишут люди, непосредственно создающие художественные произведения. Отмечается новаторство автора книги в анализе звука, в подходе к кинофонографии с точки зрения синтеза звука и изображения. Как плодотворные оцениваются предлагаемый им пространственный подход и его размышления о соотношении пространства диегезиса (того мира, который показывается в произведении) и пространства зрительного зала.
Хилько Н.Ф. - Сравнительный анализ языка социального кино и телевидения
Аннотация: В статье дается развернутый анализ эволюции изобразительного языка кинодокументалистики и телевизионных фильмов, отражающих важнейшую тематику социального признания таланта. На примере фильмов Международного кинофестиваля «Встречи в Сибири», проходившем в г. Омске в ноябре 2011 г. выявляются стилистические и композиционные характеристики картин социально-брендового репертуара. Исследуются важнейшие аспекты развития языкового сознания как появление новых жанров, операторских приемов и особенностей монтажа.
Искусство и искусствознание
Денисов А.В. - О феномене пародии в музыкальном искусстве
Аннотация: Цель работы – анализ организующих принципов, лежащих в основе музыкальной пародии как художественного приема. Задачи – рассмотреть общие механизмы действия пародии, конкретные музыкальные средства, приводящие к ее образованию, а также показать общие функции пародии в музыкальном искусстве. Основной принцип пародии заключается в структурно-семантической инверсии исходного текста, формирующей его перевернутый в смысловом отношении образ. Пародийное переосмысление оригинала обычно происходит за счет параллельного действия внутритекстовых и межтекстовых отношений: определенной взаимной координации элементов текста пародии, а также «сравнения» этого текста с пародируемым оригиналом. При этом конкретное воплощение инверсии может быть связано, во-первых, с определенной имманентной организацией интонационной структуры музыкального текста, во-вторых – с его внемузыкальной смысловой сферой (в музыкально-театральных произведениях, вокальной музыке). На конкретных примерах рассматриваются основные приемы пародии в музыке – деформация и агглютинация. Наконец, отдельно показано положение и функции музыкальной пародии в историко-культурном контексте. В частности, сам принцип пародийной инверсии противопоставляется явлениям идеализации и мифологизации, сопутствующим друг другу в процессе развития культуры. Работа может быть интересна культурологам, искусствоведам, а также всем, интересующимся проблемами эстетики творчества.
М. В. Переверзева - Открытая форма в литературе и музыке: к диалогу с Умберто Эко c. 75-81
Аннотация: в начале ХХ в. актуальной в разных сферах интеллектуальной деятельности стала идея подвижности и неопределенности некогда стабильной и четко фиксированной художественной формы. Во второй половине ХХ в. эстетическая концепция У. Эко получила яркое воплощение в музыкальном мобиле и разработке алеаторики; синтаксическая непоследовательность и смысловая разобщенность в сочинениях Джойса вдохновили Кейджа и Берио на создание условий неопределенности сочинения или исполнения; форма-лабиринт воспроизведена в нескольких сочинениях Булеза и многих других авторов. Прежде меняющие очертания формы в музыке были редки и связаны с теми или иными обстоятельствами и традициями исполнения произведений. Музыкальные же мобили и алеаторика отвечали характерной для искусства ХХ в. тенденции индивидуализации звукового материала и структуры, в каждом исполнении единичной и неповторимой по строению и последовательности изложения авторской мысли. Подвижность формы вследствие воздействия случайности на сам материал и на способ его организации привела к далеко идущим последствиям, а открытая форма музыкальных произведений-в-движении способствовала поиску структурных решений и разработке новаторских стратегий формообразования. Этим сюжетам и посвящена данная статья.
Эстетика и теория искусства
Раков В.П. - Герменевтика мифа и танца
Аннотация: Автор рецензии отмечает, что в книге Е. А. Маликова формулируется методологическая стратегия изучения танца и его эстетической специфики. В отзыве подчёркивается важность мысли исследователя о роли мифа, ритуала, культа и образа в морфологии хореографического высказывания. Особое внимание уделяется представленной Маликовым культурологической типологии дискурсов. Высоко оценивается вскрытые учёным механизмы порождения новых смыслов и форм танца в его целостности. Указывается на научную ценность актуализируемых в книге проблем – как для искусствоведения, так и для культурологи.
Н. А. Хренов - Символизм в истории становления альтернативной культуры c. 82-95
Аннотация: в статье ставится вопрос о необходимости рассмотрения символизма как художественного направления с точки зрения не только искусствознания, но и культурологии. Если до возникновения символизма в эстетике преобладала ориентация на чувственную стихию, что и характеризует модерн, то символизм, подхватывая романтическую традицию, реабилитирует сверхчувственное, начавшее угасать в истории культуры в период перехода от Средневековья к Ренессансу. Переходность новой эпохи как контекст возникновения символизма характеризуется новыми отношениями между чувственным и сверхчувственным. Символизм — очередная после романтизма фаза реабилитации сверхчувственного. Этот признак символизма как художественного явления выводит его значение за пределы искусствоведческого подхода в область культурологии. По сути, реабилитация сверхчувственного означает, как гласит фундаментальная концепция социодинамики П. Сорокина, исходную точку альтернативной культуры, или культуры идеационального типа.
Книжная культура и искусство книги
Колымагин Б.Ф. - Будущее детища Гуттенберга. Размышления о книге Александра Люсого «Поэтика предвосхищения».
Аннотация: Статья представляет собой авторские размышления по поводу монографии Александра Люсого «Поэтика предвосхищения: Россия сквозь призму культурологии: теоретическая комедия» (М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011). Высоко оценивая эту культурологическую работу, автор статьи пытается понять значение этого издания для современной культуры, для актуализации книги как источника образов, а не только знания. Книга Люсого анализируется в контексте появления электронных изданий и книг-инсталляций, дизайнерских книг.
Б. Ф. Колымагин - Будущее детища Гутенберга: размышления о книге А. П. Люсого «Поэтика предвосхищения» c. 96-98
Аннотация: статья представляет собой авторские размышления по поводу монографии А. П. Люсого «Поэтика предвосхищения: Россия сквозь призму культурологии: теоретическая комедия» (М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011). Высоко оценивая эту культурологическую работу, автор статьи пытается понять ее значение для современной культуры, для актуализации книги как источника образов, а не только знания. Монография Люсого анализируется в контексте появления электронных изданий, книг-инсталляций, дизайнерских книг.
Музыка и музыкальная культура
В. О. Петров - Инструментальный театр: историческая пирамида жанра c. 99-109
Аннотация: в статье рассматривается генезис и становление одного из магистральных жанров современной музыки — инструментального театра, в котором реализовалось стремление художников второй половины ХХ в. к синтезу искусств. Автор выделяет наиболее значимые истоки инструментального театра, к которым относит: ритуал первобытного строя, синкретический в своей основе, народный театр, джаз, музыкальный акционизм (хэппенинг, перформанс), новации в области театрального искусства середины ХХ в. Особое внимание уделяется наиболее знаковым опусам, спровоцировавшим появление инструментального театра, — «Прощальной симфонии» Й. Гайдна, симфониям Ч. Айвза, фортепианным экспериментам Г. Кауэлла и Э. Сати.
О поэзии и прозе
М. Е. Бойко - Когнитивная теория метаметафоры c. 110-114
Аннотация: в статье формализуются теоретические построения поэта и философа К. Кедрова, связанные с концептом «метаметафора». Обобщается когнитивная теория метафоры. Вводится представление об иерархии метафор по аналогии с иерархией языков Тарского. Даются когнитивные дефиниции терминов «фора» (0-метафора), «метаметафора» и «N-метафора». Приводятся примеры различных N-метафор из творчества писателя Е. Радова.
Дискуссионный клуб
Ванслов В.В. - Культура и искусство в современном мире
Аннотация: в статье дана оценка гуманистическому значению искусства и его роли в развитии гуманизма; оно объединяет людей, помогает взаимопониманию наций, является духовной опорой человечества. Автор рассматривает две составляющие кризиса современной культуры (и искусства как важной ее части): материальную (недостаток финансирования) и духовную. Кризис духовности он связывает с утратой духовной доминанты эпохи, аргументируя тезис: искусство мельчает; есть крупные художники, но говорить об эпохальных явлениях пока трудно. В сохранении профессиональной художественной школы отмечено значение Российской академии художеств, решающей программные задачи государственного масштаба и утверждающей принципы высокого искусства. Констатируется противостояние традиционного и так называемого современного искусства, расширение культурных горизонтов как следствие глобализации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.