по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 06, 2011
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 1-12-2011
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2011
Культура и культуры
Джеймс В. Вёрч - Нарративные матрицы как основные культурные коды c. 7-14
Аннотация: в статье анализируется понятие «культурная ДНК», обосновывается разграничение специфических нарративов и нарративных матриц, приводятся аргументы в защиту предположения о том, что в основе русского мнемонического сообщества лежит нарративная матрица «изгнания чужеземных врагов». По мнению автора, в этой матрице основными являются два противоположных качества — обобщение (или схематизация) и этноцентрическая специфичность, а сама она является скорее нормой, чем исключением. Национальные нарративы обладают высокой устойчивостью к изменениям. Осознание этого позволяет понять, с какими сложностями сталкиваются те, кто пытается способствовать изменениям, предложить новые стратегии.
Культура и власть
О. Н. Астафьева - Культурная политика сотрудничества: стратегия российско-польского диалога в ХХI веке c. 15-27
Аннотация: в шести сюжетах статьи раскрываются разные аспекты позитивных изменений межкультурного взаимодействия между Россией и Польшей, преодолевающих сложившиеся в политике и художественной культуре стереотипы. Акцентируется внимание на серьезных теоретических проблемах (межкультурный диалог, стратегии культурной политики, художник и власть, историческая память и др.), на конкретных примерах показывается влияние социокультурного контекста на процесс формирования нового вектора современной культурной политики.
Культура и наука
Г. Г. Ершова - Центр имени Ю. В. Кнорозова РГГУ – Центр Кнорозова в Шкарете (Мексика): в преддверии 60-летия расшифровки письма майя c. 28-31
Аннотация: в статье показано значение признанной во всем мире научной школы Ю. В. Кнорозова (он не только разработал теорию и метод дешифровки древних систем письма, но и успешно продемонстрировал его действенность на примере иероглифической письменности майя), а также Мезоамериканского центра имени Ю. В. Кнорозова РГГУ и открытого в год 120-летия установления дипломатических отношений между Россией и Мексикой Центра Кнорозова в Шкарете — как центров, успешно развивающих это научное направление и ведущих исследования в области эпиграфики майя, лингвистики, истории древней Америки, индеанистики, моделей цивилизационного развития, культурных региональных особенностей Латинской Америки, религиозного сознания, коммуникационных моделей, социального развития общества.
Философия культуры
Злотникова Т.С. - Культурфилософский глоссарий М. Горького-драматурга в переводе на язык русского театра
Аннотация: Понятие «культурфилософский глоссарий» применяется к драматургическому опыту А.М. Горького. В основе постановки и аргументации проблемы – материал выдающихся театральных интерпретаций пьес Горького в русском театре середины ХХ века. Бытийные ценности и их житейское преломление изучены применительно к постановкам «Мещан», «На дне», «Последних», в результате чего сделан вывод о гибкой и емкой системе координат, способных обозначить жизнеустроительные проблемы и ценности начала ХХI века.
Этнология и культурная антропология
О. С. Павлова - Обычай тугого пеленания детей на Северном Кавказе: история и современность c. 32-40
Аннотация: В статье рассматривается обычай тугого пеленания младенцев на Северном Кавказе, его значение с точки зрения культурантропологии и психологии. Описывается конструкция детской люльки, ее отличительные особенности у разных этносов Северного Кавказа, обряды, связанные с укладыванием ребенка в люльку. Анализируются языческие корни этих обрядов, и их трансформация в современной социокультурной практике под влиянием ислама.
Знак, слово, речь, язык
Алпатов В.М. - «Относительно марксизма в языкознании»
Аннотация: В данной статье – первой из статей, посвящённых известным работам И.В. Сталина по вопросам языкознания, опубликованным в 1950 г. в газете «Правда», рассматривается первый и самый пространный текст, озаглавленный «Относительно марксизма в языкознании» и помещённый в номере за 20 июня. В статье показано, как Сталиным были поставлены перед советским языкознанием три задачи: «ликвидация аракчеевского режима», «отказ от ошибок Н.Я. Марра», «внедрение марксизма в языкознание».
Алпатов В.М. - «Марксизм и вопросы языкознания» И. В. Сталина: ответы на письма читателей
Аннотация: в статье рассматриваются ответы И. В. Сталина на письма читателей его работы «Относительно марксизма в языкознании» («К некоторым вопросам языкознания: ответ товарищу Е. Крашенинниковой» и «Ответ товарищам»). В ней показано, что вождь явно хотел подтвердить на собственном примере высказанное им в первом выступлении положение о необходимости «борьбы мнений, свободы критики»; положение Сталина в обществе и государстве объективно не давало возможности такой борьбы при его личном участии, но он нашёл способы совместить несовместимое, причем в разных письмах по-разному.
Алпатов В.М. - Сталин о языкознании: причины и последствия его выступления 1950 года
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о причинах и последствиях выступления И. В. Сталина по вопросам языкознания летом 1950 г. Об этом писали и говорили многие отечественные и зарубежные исследователи, высказывались разные версии. В последние десятилетия интерес к личности Сталина наряду с другими гуманитарными науками проявляется и в лингвистике (новые издания его труда по языкознанию после многолетнего перерыва – показательный пример). В такой ситуации анализ выступления Сталина представляется необходимым и актуальным.
Тинякова Е.А. - Взаимосвязь социального и культурного развития общества через лингвистическую коммуникацию
Аннотация: Лингвистическая коммуникация, порождающаяся человеческой деятельностью, может превратиться в ее управляющий фактор. Разнообразие и сложность лингвистической коммуникации обостряет социальные и культурные проблемы. Основные линии влияния лингвистической коммуникации на социальную и культурную реальность: стимулирующая и организующая, деструктивная, компенсирующая, прогнозирующая, содержательно-контекстуальная, эстетическая, социально-разбавляющая. Наиболее совершенное использование языка наблюдается на фоне высокого общекультурного развития общества.
В. М. Алпатов - Сталин о языкознании: причины и последствия его выступления 1950 года c. 41-46
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о причинах и последствиях выступления И. В. Сталина по вопросам языкознания летом 1950 г. Об этом писали и говорили многие отечественные и зарубежные исследователи, высказывались разные версии. В последние десятилетия интерес к личности Сталина наряду с другими гуманитарными науками проявляет и лингвистика (новые издания его труда по языкознанию после многолетнего перерыва — показательный пример). В такой ситуации анализ его выступления представляется необходимым и актуальным.
Memory studies
К. И. Ремишевский - Максим Богданович: историческая память в экранной культуре Беларуси c. 47-60
Аннотация: в статье анализируется широкий массив аудиовизуальной продукции (неигровые кино-, видео и телефильмы), созданной в Республике Беларусь за последние четыре десятилетия на темы жизни и творчества великого белорусского поэта М. Богдановича. На примере сложных и противоречивых процессов формирования культурной памяти о нем исследуется становление и развитие мемориальной парадигмы в белорусской экранной культуре, выявляются механизмы взаимовлияния литературоведения и экранной культуры, обосновываются закономерности эволюции содержательных и жанрово-стилевых подходов авторов аудиовизуальной продукции (в зависимости от доминирующей на конкретном историческом этапе аксиологической оценки наследия поэта, а также смен приоритетов развития национального неигрового фильмопроизводства).
Культура повседневности
Е. Н. Шапинская - Динамика повседневности и феномен эскапизма c. 61-70
Аннотация: в статье рассмотрена культура повседневности как динамическое пространство, включающее в себя все большее число культурных феноменов, относившихся ранее к области чудесного, воображения, мифа. Выходом из повседневной рутины, необходимым для человека, является эскапизм, который в статье подразделяется на несколько видов, обозначенных как «внешний» эскапизм, физическое бегство от повседневной реальности, «остранение», представление в необычном свете привычных вещей и явлений, и «внутренний» эскапизм, который дает возможность человеку погрузиться в мир своего воображения. В соответствии с этим выделены наиболее репрезентативные области эскапизма, которые являются универсальными для всех культур. Такими областями являются религия, любовь и искусство. В них феномен эскапизма находит наиболее яркое выражение. Рас- смотрена также тенденция современности к погружению в виртуальную реальность, которая является одним из наиболее распространенных видов эскапизма и может иметь весьма неоднозначные последствия. Повседневность и эскапизм рассматриваются как неразрывно связанные феномены.
Экранная культура и экранные искусства
В. П. Руднев - Пушкин и постмодернизм: о фильме В. Мирзоева «Борис Годунов» c. 71-84
Аннотация: новый фильм режиссера В. Мирзоева «Борис Годунов» анализируется в статье с применением метода психомотивного анализа, позволяющего раскрыть глубинные интертекстуальные мотивы как фильма, так и одноименной трагедии А. С. Пушкина. Фильм и трагедия существуют в едином постмодернистском пространстве-времени, где нет прошлого и будущего: Пушкин так же воздействует на Мирзоева, как Мирзоев на Пушкина. Анализ, в частности, показал скрытые глубинные идентификации между героями и их «историческими прототипами» «в будущем» постмодернисткого дискурса. Однако подлинное новаторство фильма Мирзоева — в преодолении постмодернизма в поисках новой киноэстетики ХХI в.
Художественная культура и творчество
Балдина О.Д. - «Фестнаив-10» и ретроспектива Московского международного фестиваля искусства наивных художников и творчества аутсайдеров
Аннотация: статья посвящена первому в нашей стране Московскому международному фестивалю наивного искусства и творчества аутсайдеров, который проходит в режиме триеннале (через каждые три года) на протяжении первого десятилетия XXI в. В ней рассматриваются вопросы зарождения и функционирования фестнаива, анализируются выставки произведений художников и проблематика научных конференций, которые сопровождали фестивали.
Искусство и искусствознание
Д. Я. Северюхин - Высокое подполье: эротика в искусстве андеграунда 1960–1980-х годов c. 85-93
Аннотация: в статье рассматривается развитие эротической темы в живописи и графике московского и ленинградского художественного андеграунда 1960–1980-х гг. Называются ключевые этапы развития андеграунда и выделяются основные направления в эротическом искусстве в указанные годы.
Стили, течения, школы
Т. Т. Курсуа - Чешское искусство рубежа XIX−ХХ веков. Пражская сецессия c. 94-97
Аннотация: анализируется проблема чешской разновидности европейской сецессии. Рассматриваются особенности чешского искусства рубежа XIX–XX вв. в архитектуре, литературе, скульптуре и живописи, социальные, исторические и национальные факторы, обусловившие самобытность чешского искусства. Прослеживаются основные этапы деятельности художественного общества «Манес».
Изобразительные искусства
А. С. Епишин - Образ революционера-узника в произведениях русской живописи 1880–1910-х годов c. 98-101
Аннотация: в статье раскрывается специфика образа революционера-народника в русской живописи конца XIX – начала XX вв., его трансформация под влиянием происходивших в России исторических событий. Основное внимание акцентируется на творчестве художников-передвижников И. Е. Репина, его ученика Н. И. Верхотурова, а также Н. А. Касаткина.
Сценические искусства
Густякова Д.Ю. - Массовая культура как контекст оперной постановки («Пиковая дама» П. Чайковского-А. Галибина)
Аннотация: В статье, с точки зрения массовой культуры как контекста оперной постановки, исследуется сценическая версия оперы П. Чайковского «Пиковая дама» режиссера А. Галибина. В ходе анализа выявляются два момента. Во-первых, признаки массовой культуры в спектакле: преобладание репродуктивного начала над творческим, актуализация в игре актеров характерных особенностей поведения «человека массы», внешняя зрелищность и формальная иллюстративность сценографии и режиссуры, отсутствие целостности и последовательности режиссерского решения. Во-вторых, реализация в спектакле принципов функционирования массовой культуры: простота, доступность, привычность, необременительность и удобство для восприятия.
Густякова Д.Ю. - Массовая культура как контекст оперной постановки («Пиковая дама» П. Чайковского-А. Галибина)
Аннотация: В статье, с точки зрения массовой культуры как контекста оперной постановки, исследуется сценическая версия оперы П. Чайковского «Пиковая дама» режиссера А. Галибина. В ходе анализа выявляются два момента. Во-первых, признаки массовой культуры в спектакле: преобладание репродуктивного начала над творческим, актуализация в игре актеров характерных особенностей поведения «человека массы», внешняя зрелищность и формальная иллюстративность сценографии и режиссуры, отсутствие целостности и последовательности режиссерского решения. Во-вторых, реализация в спектакле принципов функционирования массовой культуры: простота, доступность, привычность, необременительность и удобство для восприятия.
Музыка и музыкальная культура
В. О. Петров - О феномене пространственной музыки c. 102-111
Аннотация: в статье рассматривается феномен пространственной музыки, так ярко заявивший о себе в музыкальном искусстве второй половины ХХ в. Под пространственной музыкой понимается индивидуализированная, оригинальная диспозиция музыкальных инструментов в пространстве сцены, диктующаяся композиторской заданностью на эксперименты в области акустики. В качестве примеров рассмотрены произведения Л. Берио, Д. Брехта, К. Штокхаузена, Я. Ксенакиса, Э. Брауна, Т. Такемицу, Р. Щедрина, Д. Корильяно, Тан Дуна, особенности их сценической реализации.
О поэзии и прозе
М. Е. Бойко - Формализация литературно-критической деятельности c. 112-115
Аннотация: литературно-критическая деятельность в наиболее общем случае сводится к тому, что некоторому исходному тексту (T1) ставится в соответствие некоторый вторичный текст (T2). В статье рассматриваются фундаментальные и конвенциональные ограничения, которые T1 накладывает на T2. Литературно-критический метод понимается как применение к исходному тексту конечной последовательности базовых интенсиональных операторов.
От первого лица
Бирюков С.Е. - Побег ИЗ: таинственное появление и исчезновение Глеба Цвеля
Аннотация: в статье, посвященной творчеству поэта Олега Юдаева (Глеба Цвеля), показано, что практически в каждом его тексте мы можем обнаружить следы пристального всматривания в зазоры между предметами, явлениями и обстоятельствами, часто соединяемые поэтом на несоединимых границах по принципу еще ломоносовского «сближения далековатых...» и в ХХ в. актуализированного русскими заумниками, а за ними имажинистами, обэриутами, а также разностранными дадаистами и сюрреалистами. Вероятно, что-то наш юный герой читал, но вполне возможно, что он улавливал и в воздухе необходимость пересечения границ, сближений, соединений, приручений слов и снов. Реальность ему была явно мала. Она слишком зауживала пространство, которое было шире диктантов и прописей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.