по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 03, 2011
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 1-6-2011
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2011
Культура и культуры
Разлогов К.Э. - Культура и искусство: консерватизм против инновации
Аннотация: обозначив континуум определений культуры, автор показывает, как традиции, ценности, обычаи и ритуалы, образ жизни и вообще правила общежития и поведения, имеющие итогом образование в культуре множества культур, трансформируются в ходе политического и культурного процесса, каким образом люди понимают или не понимают друг друга. Взгляд с точки зрения культуры на все происходящее позволяет понять, в каких точках культуры можно воздействовать на массы людей, а в каких нет.
Тишков В.А. - О триединстве современной культуры
Аннотация: в статье дан анализ соотношения и взаимодействий в современной культуре трех потоков, или культурных пластов, - мировой высокой и массовой культуры, национальных культур (для России это общероссийская культура) и партикулярных этнических культур. Показаны ресурсы, которые позволяют разным культурам сохранять достойное место в культурном арсенале. Особое внимание уделено российской культуре, сложность которой представляет собой историческое и постоянно подтверждаемое каждым поколение единство (по словам М. Бахтина, «негомогенное целое») - единство в многообразии.
Ю. Н. Гирин - Авангардная картина мира c. 0-0
Аннотация: статья посвящена авангарду, который рассматривается как целостная система культуры с особой аксиологией и собственной мерой эстетического. При этом цель его — не художество, а выработка нового культурного континуума. Авангард — важная составляющая обновленческого движения в общечеловеческой культуре, искусство становящихся, изменчивых форм, где художник сам вовлечен в трансформацию мира, превращаясь из субъекта еще и в объект исторического процесса.
Культура и цивилизация
В. М. Алпатов - Массовое сознание и язык: Япония и Россия c. 0-0
Аннотация: статья посвящена языку как одному из тех компонентов культуры, которые наиболее четко осознаются, представление о которых имеют самые разные носители этой культуры, имеющие различный образовательный уровень. Но массовым стереотипам и предрассудкам могут быть подвержены, как показывают многочисленные примеры, видные писатели, деятели искусства и даже ученые, в том числе языковеды. Само существование массовых представлений относительно языка требует объяснения и оценок. В статье рассматриваются в сравнительном плане массовые представления о языке в двух странах: России и Японии; в отношении многоязычной России речь идет о представлениях носителей русского языка.
Культура и культ
Рашковский Е.Б. - Культура и свобода (к проблематике Нового гуманизма)
Аннотация: Король умер, да здравствует король… Старый гуманизм, антропоцентрический гуманизм Нового времени, в значительной мере исчерпал себя. Но его «вопросник» – «вопросник» о бесспорной ценности человеческой личности, свободы и культуры – как был, так и остается в силе. Наследие великого русского священника – протоиерея Александра Меня – как раз и имеет своей сердцевиной соотнесение этого «вопросника» со многовековым опытом веры, благоговения и понимания несамодостаточности и парадоксальной внутренней динамики человека. Освоение этого наследия чрезвычайно важно при обсуждении и анализе проблематики Нового гуманизма и судеб современной культуры
Культура и наука
Н. А. Хренов - Становление гуманитарного знания в России: ситуация в эстетике в контексте смены культурных типов c. 0-0
Аннотация: статья посвящена возрождению эстетики с конца 1950-х гг. Фоном такого возрождения была реабилитация художественного авангарда начала ХХ в. не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Это заметное выражение настроений эпохи «оттепели». Эстетика ставила своей целью преодоление дегуманизации. Для обсуждения этой проблематики, столь значимой для западного экзистенциализма, привлекались изданные в тот период ранние рукописи К. Маркса, в которых были поставлены вопросы отчуждения. Обновляющаяся эстетика демонстрировала вторжение утилитарного в эстетическую сферу, что не соответствовало тезису И. Канта об искусстве как целесообразном явлении без цели, но что возрождало идею У. Морриса о преодолении отчуждения искусства от общества с помощью прикладных форм, тесно связанных с бытом. В этой ситуации стала актуальной эстетика ранних эпох в истории.
Естествознание, техника и культура
Е. В. Сальникова - Эволюция носителей информации на переломе к Новому времени: роль медицинского вскрытия и анатомического театра в контексте современной технической визуальной культуры c. 0-0
Аннотация: в центре внимания автора — переход от средневеково-ренессансной эпохи к Новому времени. В статье исследуются изменения, происходившие в XVI–XVII вв. в понимании смерти, в отношении к человеческому телу. Автор рассматривает семантику образов смерти на рубеже средних веков и Ренессанса, интерпретирует различия зрелищ Пляски смерти и анатомического театра, обращает внимание на связь развития анатомии с техническими революциями, в результате которых и рождаются современные электронные носители информации.
Культурология и cultural studies
Рылева А.Н. - К вопросу о понимании культуры и что из этого следует для образования
Аннотация: В статье рассматривается определение культуры, наиболее адекватное последним открытиям в речевой деятельности человека, свидетельствующее, что рече- и культуропорождение становятся практически синонимами. Утверждается, что человеческое бытие в XXI в. определяется не постоянством социальных связей, а постоянством выбрасывания из ниш, страт и т. п. Построение в этих условиях своего личного «мира впервые» и есть построение культуры, собственной, индивидуальной, наивной. Предлагается один из возможных методов культурологического образования, позволяющий найти способ освоения универсальных мыслительных операций и сконцентрироваться на личности, призванной жить в изменяющемся мире.
Философия культуры
В. П. Руднев - Реальность как ошибка c. 0-0
Аннотация: в статье отстаивается тезис, в соответствии с которым реальность является ошибкой. На ошибках построен весь психоанализ. Ошибки изобилуют в обыденной жизни. На феномене ошибки построен художественный сюжет.
Социология культуры, социокультура
Kanasz T. - Анализ концептов бедности и богатства на материале белорусских и польских пословиц и поговорок
Аннотация: В статье проанализированы польские и белорусские пословицы по теме бедности и богатства. Выявлены схожества и различия. Дополнительно результаты соотнесены с другими исследованиями по темам бедности и богатства, а также ментальных характеристик польского и белорусского народов. Главный вывод заключается в том, что поляков характеризует более активное и оптимистическое отношение по возможности обогащения.
Т. В. Канаш - Анализ концептов бедности и богатства на материале белорусских и польских пословиц и поговорок c. 0-0
Аннотация: проанализированы польские и белорусские пословицы по теме бедности и богатства, выявлены их сходство и различия. Результаты данного исследования соотнесены с другими исследованиями по теме бедности и богатства, а также по теме ментальных характеристик польского и белорусского народов. Главный вывод заключается в том, что поляков характеризует более активное и оптимистическое отношение к возможности обогащения.
Этнология и культурная антропология
Головнёв А.В. - Антропология + кино
Аннотация: Статья посвящена анализу феномена антропологического кинематографа. Дан краткий очерк его истории и современного состояния (в социокультурном контексте), представлены две школы российского антропологического кино - «московская» (во главе с Е. В. Александровым) и «уральская», представляемая автором статьи, а также фестивальное движение, обозначена перспектива дальнейшего развития.
Знак, слово, речь, язык
В. М. Розин - Анализ контекстуальных значений знаков c. 0-0
Аннотация: в статье строится понятие «схема» и анализируются функции схем (они задают новую реальность, определяют деятельность, описывают объекты). Обсуждаются отношения, связывающие схемы со знаками. В частности, показывается, что необходимым условием формирования знаков и знаний, а также задания их значений, выступают схемы.
Memory studies
Шулепова Э.А. - Чеховская провинция и память о знаменитом земляке
Аннотация: В статье показаны Таганрог как место с сильной исторической и культурной энергетикой (в российском и мировом историко-культурном контексте) и чеховская провинция как особая область идей и настроений, оказавшихся на перекрестке мнений художников и философов до- и после-чеховской России. Выявлена консолидирующая роль А.П. Чехова для Таганрога, его содействие созданию и поступательному развитию учреждений культуры (театра, библиотеки, музея), а также «обратная связь», которая была реально ощутима для писателя при его жизни, а для жителей Таганрога — после того как писателя не стало.
Культура повседневности
Мартынова М.Ю. - Московский социум и культурное многообразие
Аннотация: Статья посвящена проблеме открытости повседневной культуры к иному в условиях современности, феномену повседневности в диалоге различных куль-турных традиций. Радикальность происходящих в мире трансформаций на-столько велика, что повседневность, понимаемая ранее как одна из наиболее консервативных сфер человеческой жизни, испытывает на себе последствия глобальных культурных сдвигов. Среди прочих изменений в социальной сфере одно из значимых – миграции. Насколько же существенны трансформации в бы-товой культуре москвичей, связанные с этим явлением? Учитывая, что мигра-ции в столичные города широко распространены во всем мире, данный вопрос может представлять, на наш взгляд, интерес не регионального, а более широ-кого масштаба.
Сидорова Г.П. - Коммунистическая мораль в текстах повседневности советского детектива 1960-1980-х
Аннотация: В контексте советской массовой культуры и массового общества, задачей литературы было формирование у читателей ценностей коммунистической морали, в том числе, простоты и скромности в личной жизни, в быту (повседневности). Массовая художественная литература ценностные ориентации формировала с помощью положительных и отрицательных, прямых и косвенных оценок героев и их поступков. В современной культурологии предметы повседневности включаются в широкое понимание текста. Наличие определенных предметов повседневности у героев произведений, их отношение к этим предметам являет собой косвенную оценку героев. Особое внимание самого популярного жанра – детектива к деталям повседневности, а также тенденция массовой литературы с середины 1950-х к «правде жизни» делают этот жанр интересным культурологическим источником. Задача статьи заключается в том, чтобы проследить: как советский детектив 1960-1980-х гг. использовал тексты повседневности (одежда, обувь, украшения) для формирования коммунистической морали.
Г. П. Сидорова - Коммунистическая мораль в текстах повседневности: советский детектив 1960–1980-х годов c. 0-0
Аннотация: в контексте советской массовой культуры и массового общества задачей литературы было формирование у читателей ценностей коммунистической морали, в том числе простоты и скромности в личной жизни, в быту (повседневности). Массовая художественная литература ценностные ориентации формировала с помощью положительных и отрицательных, прямых и косвенных оценок героев и их поступков. В современной культурологии предметы повседневности включаются в широкое понимание текста. Наличие определенных предметов повседневности у героев произведений, их отношение к этим предметам являет собой косвенную оценку героев. Особое внимание самого популярного жанра — детектива — к деталям повседневности, а также тенденция массовой литературы к «правде жизни» с середины 1950-х гг. делают этот жанр интересным культурологическим источником. Задача статьи заключается в том, чтобы проследить: как советский детектив 1960–1980-х гг. использовал тексты повседневности (одежда, обувь, украшения) для формирования коммунистической морали.
Экранная культура и экранные искусства
Н. А. Лапкина - Репрезентация информации по культуре и гуманитарным дисциплинам в электронных СМИ: методология анализа c. 0-0
Аннотация: исследуются существующие методики анализа ресурсов по культуре, в частности по этнологии, в глобальной сети. Особое внимание уделяется интеллектуальным ресурсам, способным за счет достоверного, грамотного контента не только противостоять этнонационалистическому дискурсу этничности, превалирующему на данный момент в Интернете, но и прививать молодежи, как основному пользователю сети, идеи межкультурного уважения, толерантности. В статье представлены различные методики анализа информации, распространяемой в электронных ресурсах, проведен их сравнительный анализ для выявления наиболее эффективных, затронуты вопросы повышения качества представленной в глобальной сети информации.
Электронная культура и интернет
Лапкина Н.А. - Репрезентация информации по культуре и гуманитарным дисциплинам в электронных СМИ: методология анализа
Аннотация: Статья направлена на исследование существующих методик анализа ресурсов по культуре в частности по этнологии, в глобальной сети. Особое внимание уделяется интеллектуальным ресурсам, способным за счет достоверного, грамотного контента не только противостоять этнонационалистическому дискурсу этничности, превалирующему на данный момент в Интернете, но и прививать молодежи, как основному пользователю сети, идеи межкультурного уважения, толерантности. В статье представлены различные методики анализа информации, распространяемой в электронных ресурсах, проведен их сравнительный анализ для выявления наиболее эффективных, затронуты вопросы повышения качества представленной в глобальной сети информации.
Эстетика и теория искусства
Тлостанова М.В. - Постколониальная парадигма, деколониальный эстезис и современное искусство
Аннотация: В статье рассматриваются основные элементы постколониального дискурса, оказавшие влияние на развитие современного искусства и его теории. Автор критически оценивает постколониальную парадигму, сопоставляя ее с деколониальным поворотом как более перспективным направлением в осмыслении современных культуры, искусства и социума. В работе проводится противопоставление западной эстетики и эстезиса, как сферы чувственного восприятия мира, нуждающейся в деколонизации. Автор затрагивает также проблему осмысления актуального искусства постсоветского пространства через призму деколониального поворота.
Баринов В.А. - Действие в цирке-драма противоречий
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы цирковой конфликтологии. Возникновение, построение, разрешение конфликтов в условиях циркового пространства. Зависимость выразительности трюкa от степени воздействия окружения артиста: реквизит, партнер, зритель, животное на развитие конфликта.
М. В. Тлостанова - Постколониальная парадигма, деколониальный эстезис и современное искусство c. 0-0
Аннотация: рассматриваются основные элементы постколониального дискурса, оказавшие влияние на развитие современного искусства и его теории. Автор критически оценивает постколониальную парадигму, сопоставляя ее с деколониальным поворотом как более перспективным направлением в осмыслении современных культуры, искусства и социума. В работе проводится противопоставление западной эстетики и эстезиса как сферы чувственного восприятия мира, нуждающейся в деколонизации. Автор затрагивает также проблему осмысления актуального искусства постсоветского пространства через призму деколониального поворота.
Стили, течения, школы
Е. А. Попов - Модернизм и русский авангард: соотношение категориальных систем c. 0-0
Аннотация: предлагается обобщение накопленного в науке опыта соотношения сложных категориальных систем модернизма и русского авангарда ХХ в. Новый взгляд состоит в том, что модернизм рассматривается как общекультурный феномен, имеющий истоки в западной цивилизации и распространившийся повсеместно, а авангард является преимущественно русским явлением. Его актуализация важна для русского искусства и культуры, так как сформировала культуроцентричную эпоху — Серебряный век.
Изобразительные искусства
Н. И. Макарова - Аллегорический портрет герцога Козимо I Медичи в виде Орфея c. 0-0
Аннотация: Статья посвящена анализу аллегорического портрета герцога Козимо I Медичи, изображенного в виде Орфея, кисти Аньоло Бронзино. Как образец влюбленного и как основатель орфизма Орфей стал для Марсилио Фичино и его последователей символом мудреца, приобщающего людей к добродетельной и полезной для общества жизни. В статье высказывается предположение о воздействии на программу создания портрета диалога Платона «Пир». Флорентийский гуманист Козимо Бартоли рассматривается как возможный автор иконографии произведения.
Сценические искусства
Ванслов В.В. - Реформа балетной музыки в спектаклях дягилевской антрепризы
Аннотация: статья посвящена анализу значимых реформ русского балетного искусства, которые привели к углублению его содержания и в повышению художественного уровня. Первая из них связана с П. И. Чайковским, вторая – с композиторами, привлечёнными в балет С. П. Дягилевым (И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев и др.). Их творчество изучено хорошо, однако суть балетно-музыкальной реформы в исследованиях пока еще выявлена недостаточно, поэтому нами и предпринята попытка заполнить эту лакуну.
М. Г. Литаврина - Звук лопнувшей струны c. 0-0
Аннотация: статья представляет собой проблемный разговор об интерпретации драматургии А. П. Чехова в современном мировом театре и фестивальной практике последних лет. Она анализирует конкретные спектакли прошедшего в 2010 г. в Москве Международного театрального фестиваля имени А. П. Чехова. Автор задается вопросом: а действительно ли показанное в Москве в год юбилея писателя отражает главные тенденции мирового чеховского театра и представляет собой художественно-достойное зрелище. Если это так, то продемонстрированное на фестивале создает обширное поле для полемики — не только в сфере интерпретации данного писателя в господствующей режиссерской практике, но и, главное, в области сложившихся в нашей стране принципов театрально-фестивальной политики.
Музыка и музыкальная культура
Петров В.О. - Функции вербального текста в инструментальной композиции второй половины ХХ века
Аннотация: Инструментальная композиция со словом – один из новых жанров музыкального искусства, оформивший свои жанровые признаки лишь во второй половине ХХ столетия. В данной статье рассматриваются функции текста с точки зрения формы (вступления, интегративного дополнения, интегративного доминирования, обобщения, единовластия), их взаимоотношение с музыкой, влияние на содержание музыкального опуса. В качестве примеров приводятся сочинения В. Екимовского, Р. Эриксона, Ф. Ржевски, С. Загния, С. Губайдулиной, К. Хубера, Д. Лигети, Д. Макинтоша, Э. Вильямса, Д. Говарда.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.