Административное и муниципальное право - рубрика Публичное право: новые проблемы и реалии
по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Рубрика "Публичное право: новые проблемы и реалии"
Публичное право: новые проблемы и реалии
Николаева Ю.В. - ОСНОВЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация: Актуальность исследования государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних вызвана важностью и масштабностью задач по охране жизни и здоровья подрастающего поколения и формированием в этой связи самой государственной политики по защите прав и законных интересов детей, как самостоятельного направления деятельности государственных органов и общества в целом.
Щербакова Л.В. - К дискуссии об обязательственной концепции налогового правоотношения в современной национальной доктрине
Аннотация: В статье рассматривается проблема допустимости использования частноправовой конструкции обязательства в публичном праве. В частности, анализируется обязательственная концепция налогового правоотношения.
Адарченко Е.О. - Государственные корпорации как вид юридических лиц публичного права
Аннотация: Статья посвящена анализу административно-правового статуса государственных корпораций, как юридических лиц.Доказывается необходимость законодательного закрепления института публичных юридичеких лиц, видом которых и следует считать государственные корпорации.Предлагается установить данный институт в рамках административного права.
Карпов Е.А. - Права человека в XVII-XIX веках (западная концепция)
Аннотация: Данная статья посвящена актуальным вопросам концепции прав человека в западноевропейском странах.Автором анализируется содержание естественных прав и их отражение в нормативных правовых актах. Исследуя данную проблему автор в итоге приходит к выводу о возможностях преобразования прав человека с учетом истории и культуры страны
Киреева Е.Ю. - Адзинба Кама Гарриевна Абхазский государственный университет, преподаватель кафедры международных отношений, аспирант кафедры международного права (спец. Международное право. Европейское право) Дипломатической академии МИД РФ +79407773113, kamaadz@mai
Аннотация: В статье рассматривается процесс эволюции понятия «устойчивое развитие», а также приводится краткая характеристика функций и деятельности международных органов в области устойчивого развития. По результатам сравнительно-правового анализа международных документов в рассматриваемой области автор приходит к выводу, что в настоящее время понятие «устойчивое развитие» имеет в своей основе три взаимосвязанных аспекта: экологический, экономический и социальный. По каждому направлению международными органами осуществляется активная деятельность по разработке и принятию международных документов в области устойчивого развития. The article considers the process of sustainable development concept evolution, brief description of functions and activities of international organs.
Киреева Е.Ю. - Адзинба Кама Гарриевна Абхазский государственный университет, преподаватель кафедры международных отношений, аспирант кафедры международного права (спец. Международное право. Европейское право) Дипломатической академии МИД РФ +79407773113, kamaadz@m
Аннотация: The article considers brief history of international organs, ways of its establishment, phases of development, duties and responsibilities, briefly describes some international organs and their legal acts. В статье рассматривается краткая история путей становления и развития международных организаций, их права и обязанности, а также представлена характеристика отдельных видов международных организаций и их правовых актов
Рудаков А.А. - Кодификация конституционного законодательства

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.1.7050

Аннотация: В статье рассматриваются правовые проблемы и перспективы кодификации конституционного законодательства. Существующая в настоящее время правовая база в области конституционно-правовых отношений, регулирует лишь отдельные аспекты в науке конституционного права, и ее явно недостаточно для решения других не менее важных вопросов конституционного права. Принятие отдельных правовых норм в виде федеральных конституционных законов и других актов дают слабый результат. Назрела необходимость кодификации норм конституционного права, которые не отражены в Конституции.
Агапов А.Б. - Административное законодательство и публичные правоограничения
Аннотация: в статье исследуются правовые и организационные проблемы реализации публичных правоограничений в сфере публичной деятельности показывается разнообразие этих ограничений, и высказываются предложения по совершенствованию их законодательного закрепления.
Агапов А.Б. - Публично-правовые исследования в преподавательской и аналитической деятельности c. 5-10
Аннотация: В статье определяются основные этапы развития науки административного права, в связи с чем отмечается, что в ходе эволюции форм и методов публичного управления, меняется направления научных исследований. В статье обращается внимание на развитие и становление нового субъекта административного права «Госкорпорация»
Сигалов К.Е. - Среда публичного права: факторы становления c. 10-16
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы становления публичного права через сферу государственного воздействия, властные интенции, формирования центров власти и управления, самого феномена «публичного» в его отличии от «частного»
Ульянов А.Ю. - Проблемы оценки эффективности стратегического планирования в Российской Федерации c. 12-20

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.6.39373

EDN: HKDIFW

Аннотация: Статья посвящена анализу федерального законодательства в области стратегического планирования. В ходе анализа правового регулирования в данной сфере установлено, что органами публичной власти реализуются документы стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования, но данная часть управленческой деятельности фактически не охватывается действующим механизмом оценивания. Обращается внимание на наличие ряда терминологических противоречий, содержащихся в федеральном законодательстве, которые отрицательно влияют на состояние правового регулирования в рассматриваемой сфере. Планирование определяется федеральным законодателем как деятельность по разработке и реализации деятельности, планов деятельности, направленная на достижение целей и приоритетов, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания. То есть по смыслу закона планирование как таковое не охватывает целеполагание, но при этом включает одновременно разработку и реализацию документов, что изначально вносит противоречие в понимание этих терминов. В ходе исследования установлено, что действующая система стратегического планирования на сегодняшний день не учитывает ряд поправок, внесенных в Конституцию РФ в 2020 году. В частности, речь идет о федеральных территориях. Установлено, что федеральное законодательство не регламентируют особенности осуществления стратегического планирования на территориях, где действует особый преференциальный режим. В законе не определен порядок осуществления контроля за реализацией документов стратегического планирования, что снижает уровень их правовой эффективности. В целях совершенствования управленческой деятельности предлагается создать единый информационно-аналитический портал по мониторингу и оценке эффективности реализации документов стратегического планирования. Вносятся предложения и рекомендации, направленные на устранение имеющихся противоречий и выявленных недостатков правового регулирования в сфере стратегического планирования.
Кравченко О.А. - Демократия как институт выявления волеизъявления народа c. 28-41

DOI:
10.7256/2454-0595.2022.1.35267

Аннотация: Предметом исследования является демократия и подходы к её определению через призму выявления волеизъявления народа, а также вопросы реализации народовластия в конституционно-правовой действительности. Автор подробно рассматривает необходимые и достаточные условия воплощения демократии в жизнь на основе трех подходов. Первый подход определяет демократию как участие всех (народа) в государственном управлении. Второй подход широко распространен в юриспруденции и выражает совокупность разного набора правовых состояний и процедур, а также взаимоотношений по поводу делегирования власти от народа к органам государственного управления. Третий подход, появившийся совсем недавно в науке, является своего рода синтезом первых двух, но ориентирован на результат процедурных моментов демократии.   В основе концепции диссертации лежат следующие политико-правовые постулаты понимания демократии, государственной власти и выборов: 1) объективной закономерностью всякой государственной власти является её стремление к продолжению обладания ею; 2) демократическое государство эффективнее недемократического, поскольку в нем имеются правовые институты, которые позволяют ограничить узурпацию государственной власти какой-либо одной политической силой; 3) демократическое государство отличается от недемократического возможностью смены политической власти ненасильственным путем при помощи выборов, результат которых заранее не предопределен. В силу первого постулата, в избирательных системах государств, существует возможность захвата и удержания государственной власти в нарушение народовластия путем искажения волеизъявления народа, поскольку органы государственной власти прежнего состава, выступающие организаторами выборов, заинтересованы в сохранении статус-кво. В связи с чем, необходим комплексный механизм по ограничению возможности узурпации государственной власти при проведении выборов на стадиях организации голосования, подведения его итогов и установления результатов выборов (референдумов).
Крылов О.М. - Денежное обращение и его организация в Российской Федерации как публичные потребность и интерес c. 30-38

DOI:
10.7256/2454-0595.2021.1.33746

Аннотация: Предметом исследования являются категории «публичная потребность» и «публичный интерес». Объектом исследования является денежное обращение и его организация. Автор подробно рассматривает составляющие денежное обращение элементы, представляющие собой самостоятельные публичные потребности с соответствующими им публичными интересами в его организации. Особое внимание уделяется взаимосвязям публичных потребностей в денежном обращении с публичными интересами, являющиеся основой для построения законодательства о денежном обращении и соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в организации денежного обращения. Основным выводом проведенного исследования является вывод о выразителях публичного интереса в денежном обращении и об основных взаимосвязях публичных потребностей в денежном обращении с соответствующими им публичными интересами в его организации. Автор также делает ряд интересных выводов об основных взаимосвязях публичных потребностей в денежном обращении с публичными интересами в иных сферах общественной жизни и публичных потребностей в этих сферах общественной жизни с организацией денежного обращения, которые являются основой для построения законодательства о денежном обращении и соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в организации денежного обращения. Новизна исследования заключается в определении содержания публичного интереса в денежном обращении, а также в установлении взаимосвязей с публичными интересами и потребностями в других сферах общественной жизни.
Абдуллина А.Р. - Правовая природа органов управления территорий опережающего социально-экономического развития c. 36-42

DOI:
10.7256/2454-0595.2018.3.26419

Аннотация: В статье автором рассмотрены положения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность органов управления территорий опережающего социально-экономического развития. Исследована уникальная модель управления, созданная на принципах административно-командного и рыночного регулирования инвестиционным проектом на определенной местности. Раскрыты правовой статус, компетенции и полномочия наблюдательного совета, уполномоченного федерального органа, управляющей компании территорий опережающего социально-экономического развития. Обосновывается необходимость определения правовой природы органов управления, их юридической идентичности в возникающих правоотношениях. На основе анализа нормативной базы, юридической доктрины, выдвигается положение о квалификации управляющей компании и наблюдательного совета как юридических лиц публичного права, нежели как органов государственной власти или коммерческой организации. В статье сделан вывод об особом правовом статусе и правовом положении органов управления территории. Автором высказана идея сохранения баланса методов государственной поддержки инвестиционных проектов, осуществляемых на определенной территории, и интересов населения, проживающих в границах территории опережающего социально-экономического развития, для чего возникает необходимость законодателю разрешить некоторые вопросы.
Малиненко Э.В. - Проблемы имплементации норм международного права в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации: пределы допустимости c. 36-47

DOI:
10.7256/2454-0595.2022.2.32052

EDN: OQCNLM

Аннотация: В данной статье автор проводит исследование, способствующее анализу пределов допустимости имплементации норм международного права на основе конституций и уставов субъектов РФ. Предметом исследования являются правовые нормы, содержащиеся в конституциях и уставах субъектов РФ, а также практика их реализации. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе имплементации норм международного права в конституциях и уставах субъектов. Цель исследования – совершенствование правовых норм, регулирующих пределы допустимости имплементации норм международного права в конституциях и уставах субъектов РФ. Методологическую основу составили методы научного познания, особое внимание уделяется диалектическому методу государственно-правовых и социальных явлений во взаимодействии с общенаучными и частно-научными методами. Результатом работы является разработка классификации конституций и уставов субъектов РФ, способствующая определению пределов допустимости имплементации норм международного права.Представленная классификация, позволит быстрее улучшить правовое положение человека и гражданина, осуществить его права в контексте реализации выполненного заказа на социальную справедливость с учетом приоритета национального законодательства перед международными нормами. Это одно из направлений, поставленных в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию в 2019-2020 г.г. Предложенный вариант классификации позволил бы.быстрее осуществить в практическом плане, прорывное развитие государства, в основе которого конституционная идея человек - высшая ценность государства, а в науке конституционного права предоставить возможность внедрить имплементацию норм международного права в конституции и уставы субъектов Российской Федерации с учетом пределов допустимости.
Лолаева А.С. - Правовое регулирование использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов публичной власти c. 42-50

DOI:
10.7256/2454-0595.2022.1.37359

Аннотация: В статье исследуются вопросы правового регулирования использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов публичной власти. Актуальность темы обусловлена всеобщей цифровизацией общественных отношений, в том числе и деятельности органов государственной власти. Повсеместная информатизация различных сфер жизни общества, их экономической деятельности, разработка и внедрение современных устройств передачи данных, расширение компьютерных сетей привели к резкому увеличению объема обрабатываемой информации, а современное общество стали называть информационным. Постепенно происходит процесс информатизации общества. В сфере государственного управления в России также активно используются различные информационно-коммуникационные технологии. Процессы информатизации и информационного обеспечения все более активно протекают в цифровой экономике России. Технологии и их применение из специализированной профессиональной области превращаются в ключевой вопрос сферы государственного управления. В общем понимании информационно-коммуникационные технологии представляют собой процесс, в который входит совокупность средств и методов реализации операций по сбору, регистрации, накоплению, обработке и передаче информации на основе аппаратного обеспечения и с целью решения управленческих задач. Автор формулирует вывод о том, что информационно-коммуникационные технологии все активнее используются в деятельности органов государственной власти. Информатизация деятельности органов государственной власти в Российской Федерации – незаменимый и важный этап в становлении информационного общества, а также ведущее направление реформирования всей системы государственного управления.
Кравченко О.А. - Правовая характеристика воли и волеизъявления народа при прямых формах демократии c. 48-65

DOI:
10.7256/2454-0595.2022.2.38295

EDN: ORKKDY

Аннотация: Предметом настоящего исследования является конституционное обеспечение достоверности волеизъявления народа при голосовании, а также возникающие при этом теоретические и практические проблемы. При разрешении данного вопроса ключевой является проблема определения природы воли и волеизъявления народа. Поставленная научная проблема затрагивает вопросы соотношения воли народа с его волеизъявлением, а также установления конституционно-правовой связи между демократией и выражением воли народа. В практическом плане поставленная научная проблема проявляется в существовании угрозы конституционному строю в виде наличия возможности отражения в конституционно-значимых результатах голосования искаженного волеизъявления народа. Автор предлагает исходить из внедоговорной природы общего волевого акта народа при прямых формах демократии, под которым понимается политическое решение , принятое большинством голосов при отсутствии согласованного (единогласного) волеизъявления всех граждан (теория реальной демократии). В отличие от такого подхода теория общественного договора исходит из договорной природы общего волевого акта народа, под которым понимается общественный договор, основанный на согласованном (единогласном) волеизъявлении всех граждан (теория идеальной демократии). Сделан вывод, что в силу внедоговорной природы общего волевого акта народа правовые последствия принятия политического решения должны распространяться на всех граждан государства, включая как тех граждан, которые выразили волю против такого решения, так и тех граждан, которые не выразили свою волю. Новизна предлагаемых положений заключается в разграничении воли и волеизъявления гражданина, а также из разграничения воли (общей воли народа) и волеизъявления народа (общего волеизъявления народа).
Адмиралова И.А., Астишина Т.В. - Особенности выявления фактов торговли людьми

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.10416

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы, возникающие в деятельности сотрудников правоохранительных, связанные с выявлением фактов торговли людьми; отсутствие приемлемой правовой базы, позволяющей эффективно бороться с данным видом преступной деятельности и связанных с ней иными преступлениями. Вопросы, касающиеся выявления признаков торговли людьми, условий эксплуатации жертв такого преступления, также нашли свое отражение в статье. Торговля людьми (в частности, торговля женщинами) объявленная вне закона, представляет собою многоплановую, широко разветвленную и хорошо организованную международную сеть, охватывающую все континенты и вовлекающую в процесс купли-продажи миллионы ее жертв и сотни тысяч организаторов – продавцов, покупателей, посредников, охранников и т.п. В торговле людьми участвуют не только криминальные структуры, но и официальные круги: сотрудники визовых и миграционных служб, правоохранительных органов, государственных учреждений разного уровня и другие. Особенности выявления участия вышеназванных субъектов, также нашли свое отражение в статье. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). Научная новизна статьи состоит в вто , что в ней отмечается, что выявление признаков рассматриваемых преступлений дале¬ко не всегда может быть простым, поскольку преступники достаточно часто маскируют свой преступный бизнес. Особенно сложно выявлять приемы и ме¬тоды преступного поведения на этапе вербовки потенциальных жертв для по¬следующей эксплуатации, когда они даже сами зачастую не подозревают о том, что они попали в сети торговцев людьми. Подобные ситуации характерны для вербовки жертв торговли с помощью обмана, злоупотребления доверием, иных приемов мошенничества.
Адмиралова И.А., Астишина Т.В. - Особенности выявления фактов торговли людьми c. 70-73

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.63951

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы, возникающие в деятельности сотрудников правоохранительных, связанные с выявлением фактов торговли людьми; отсутствие приемлемой правовой базы, позволяющей эффективно бороться с данным видом преступной деятельности и связанных с ней иными преступлениями. Вопросы, касающиеся выявления признаков торговли людьми, условий эксплуатации жертв такого преступления, также нашли свое отражение в статье. Торговля людьми (в частности, торговля женщинами) объявленная вне закона, представляет собою многоплановую, широко разветвленную и хорошо организованную международную сеть, охватывающую все континенты и вовлекающую в процесс купли-продажи миллионы ее жертв и сотни тысяч организаторов – продавцов, покупателей, посредников, охранников и т.п. В торговле людьми участвуют не только криминальные структуры, но и официальные круги: сотрудники визовых и миграционных служб, правоохранительных органов, государственных учреждений разного уровня и другие. Особенности выявления участия вышеназванных субъектов, также нашли свое отражение в статье. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). Научная новизна статьи состоит в вто , что в ней отмечается, что выявление признаков рассматриваемых преступлений дале¬ко не всегда может быть простым, поскольку преступники достаточно часто маскируют свой преступный бизнес. Особенно сложно выявлять приемы и ме¬тоды преступного поведения на этапе вербовки потенциальных жертв для по¬следующей эксплуатации, когда они даже сами зачастую не подозревают о том, что они попали в сети торговцев людьми. Подобные ситуации характерны для вербовки жертв торговли с помощью обмана, злоупотребления доверием, иных приемов мошенничества.
Гончаров В.В. - Администрация Президента Российской Федерации как объект общественного контроля: конституционно-правовой анализ c. 72-81

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.1.39879

EDN: INDEZC

Аннотация: Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу Администрации Президента Российской Федерации как объекта общественного контроля. Настоящая тема научного исследования представляет особый интерес в связи с тем, что данный орган публичной власти обладает значительными полномочиями и местом в государственном механизме. Предметом анализа становятся соответствующие положения законодательства России, посвященные организации и деятельности общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений Администрации Президента Российской Федерации и практика их применения; применяются обще- и частнонаучные методы анализа, синтеза, аналогии, формально-юридический, сравнительно-правовой, толкования правовых норм, социологический, историко-правовой и др. В работе проводится анализ института общественного контроля как важнейшей гарантии реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства. Автор исследует правовой статус и место Администрации Президента страны в системе объектов общественного контроля. В работе проводится не только анализ современных проблем, которые препятствуют организации и осуществлению общественного контроля в отношении вышеназванного объекта общественного контроля, но и разработана и обоснована система мероприятий по их разрешению. В дальнейшем научном осмыслении нуждаются вопросы разработки и внедрения новых форм, методов, видов мероприятий общественного контроля в отношении Администрации Президента Российской Федерации.
Максимов А.А. - Конституционно-правовые особенности цензурирования информации в социальных сетях c. 86-98

DOI:
10.7256/2454-0595.2021.2.34915

Аннотация: Предметом исследования данной статьи стали российские и зарубежные нормы законодательства, материалы правоприменительной практики, пользовательские соглашения, научная литература по исследуемой теме и доклады международных организаций по правам человека. Объектом исследования стали правоотношения регулирующие существующие механизмы цензурирования информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Исследование содержит подробный историко-правовой анализ механизмов и принципов осуществления регулирования права на свободу слова в США, при этом большое внимание уделено правоприменительной практике. Рассмотрена новейшая российская модель ограничений при распространении информации, а также механизм противодействия нарушениям основополагающих прав и свобод человека, обеспечивающий ограничения возможного влияния на осуществление политических прав на территории Российской Федерации.   Научная новизна заключается в подробном анализе ранее не изученных аспектов осуществления ограничения информации со стороны администрации социальных сетей. В ходе исследования рассмотрены различные подходы к пониманию термина цензура, а также конституционно-правовые особенности цензурирования информации в Сети. На основе проведенного исследования автором предложены пути развития правовых положений, отвечающих за осуществление прав в рассматриваемой сфере. Сделан вывод о необходимости разработки и закрепления на законодательном уровне базовых стандартов содержания пользовательских соглашений, выработанных с учетом всех существующих рекомендаций. Выработаны рекомендации и предложения по совершенствованию конституционно-правового регулирования права на информацию.
Рудаков А.А. - Кодификация конституционного законодательства c. 143-146

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.2.62125

Аннотация: В статье рассматриваются правовые проблемы и перспективы кодификации конституционного законодательства. Существующая в настоящее время правовая база в области конституционно- правовых отношений, регулирует лишь отдельные аспекты в науке конституционного права, и ее явно недостаточно для решения других не менее важных вопросов конституционного права. Принятие отдельных правовых норм в виде федеральных конституционных законов и других актов дают слабый результат. Назрела необходимость кодификации норм конституционного права, которые не отражены в Конституции.
Акопджанова М.О. - Воплощение принципа верховенства права в законодательстве и правоприменительной деятельности

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.2.10825

Аннотация: Действующая Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила международно-правовой принцип верховенства права в положениях, составляющих основы конституционного строя страны. Имея статус международного и конституционного, данный принцип лёг в основу федерального, регионального и местного законодательства. С целью дальнейшего воплощения принципа верховенства права ряд норм действующего российского законодательства нуждаются в уточнении, связанном, в первую очередь, с сужением категории "оценочности" в законе. В рамках настоящей статьи рассматриваются возможные варианты уточнения диспозиций норм закона, направленные на обеспечение единообразия правоприменительной практики. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, формально-логический, статистический и социологический методы. В статье исследуются и анализируются важнейшие аспекты и признаки международного принципа верховенства права и особенности его воплощения в российском законодательстве. В процессе исследования, исходя из анализа правоприменительной практики были выявлены существующие проблемы функционирования данного принципа и предложены возможные способы их устранения.
Акопджанова М.О. - Воплощение принципа верховенства права в законодательстве и правоприменительной деятельности c. 186-189

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.2.63962

Аннотация: Действующая Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила международно-правовой принцип верховенства права в положениях, составляющих основы конституционного строя страны. Имея статус международного и конституционного, данный принцип лёг в основу федерального, регионального и местного законодательства. С целью дальнейшего воплощения принципа верховенства права ряд норм действующего российского законодательства нуждаются в уточнении, связанном, в первую очередь, с сужением категории "оценочности" в законе. В рамках настоящей статьи рассматриваются возможные варианты уточнения диспозиций норм закона, направленные на обеспечение единообразия правоприменительной практики. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, формально-логический, статистический и социологический методы. В статье исследуются и анализируются важнейшие аспекты и признаки международного принципа верховенства права и особенности его воплощения в российском законодательстве. В процессе исследования, исходя из анализа правоприменительной практики были выявлены существующие проблемы функционирования данного принципа и предложены возможные способы их устранения.
Лапина М.А., Карпухин Д.В. - Проблемы разграничения гражданско-правовых и публично-правовых рисков в юриспруденции

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.4.11436

Аннотация: Проблематика гражданско-правовых рисков в отечественной цивилистике активно разрабатывается на протяжении нескольких десятилетий. Совершенно иначе обстоит дело с публично-правовыми рисками. Только в последние годы стали появляться первые публикации, посвященные проблемам рисков в конституционных, таможенных, экологических, административных сферах публично-правовых отношений. Задачу настоящей статьи авторы видят в анализе схожих и принципиальных отличий правовых рисков в зависимости от гражданско-правовой и административной прирОбъективная теория не связывает психическое отношение лиц к совершаемым действиям, и интерпретируют риск как потенциальную возможность наступления случаев, влекущих имущественные потери. Для сторонников указанной точки зрения риск – это постоянная опасность возникновения неблагоприятных последствий оды их происхождения Метoдoлогическую ocнoву статьи cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). В статье обращается внимание на различные аспекты риска. Субъективная теория риска рассматривает риск с психологических, субъективных позиций. Субъект правоотношений допускает возможность наступления неблагоприятных последствий в результате своей деятельности. Однако если он не предпринимает действий (заключение договора, вождение транспортного средства), с которыми закон связывает неблагоприятные последствия, то риска нет. Объективная теория не связывает психическое отношение лиц к совершаемым действиям, и интерпретируют риск как потенциальную возможность наступления случаев, влекущих имущественные потери. Для сторонников указанной точки зрения риск – это постоянная опасность возникновения неблагоприятных последствий
Лапина М.А., Карпухин Д.В. - Проблемы разграничения гражданско-правовых и публично-правовых рисков в юриспруденции c. 384-391

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.4.64190

Аннотация: Проблематика гражданско-правовых рисков в отечественной цивилистике активно разрабатывается на протяжении нескольких десятилетий. Совершенно иначе обстоит дело с публично-правовыми рисками. Только в последние годы стали появляться первые публикации, посвященные проблемам рисков в конституционных, таможенных, экологических, административных сферах публично-правовых отношений. Задачу настоящей статьи авторы видят в анализе схожих и принципиальных отличий правовых рисков в зависимости от гражданско-правовой и административной прирОбъективная теория не связывает психическое отношение лиц к совершаемым действиям, и интерпретируют риск как потенциальную возможность наступления случаев, влекущих имущественные потери. Для сторонников указанной точки зрения риск – это постоянная опасность возникновения неблагоприятных последствий оды их происхождения Метoдoлогическую ocнoву статьи cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). В статье обращается внимание на различные аспекты риска. Субъективная теория риска рассматривает риск с психологических, субъективных позиций. Субъект правоотношений допускает возможность наступления неблагоприятных последствий в результате своей деятельности. Однако если он не предпринимает действий (заключение договора, вождение транспортного средства), с которыми закон связывает неблагоприятные последствия, то риска нет. Объективная теория не связывает психическое отношение лиц к совершаемым действиям, и интерпретируют риск как потенциальную возможность наступления случаев, влекущих имущественные потери. Для сторонников указанной точки зрения риск – это постоянная опасность возникновения неблагоприятных последствий
Иванова С.А. - К вопросу о классификации права на частное и публичное: перспективы развития c. 601-606

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.6.62786

Аннотация: Разделение права на отрасли есть исключительное завоевание советской доктрины. ни одна современная правовая система не предусматривала и не предусматривает такого деления. Частное право в общем виде является совокупностью законодательно-правовых комплексов, регулирующих гражданский оборот. В данном случае речь идет о массивах законодательства и соподчиненных им правовых явлениях, основу которых мы усматриваем в кодифицированных актах.
Магомедова П.Р. - Равенство в доктрине конституционализма

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.11463

Аннотация: Целью настоящей статьи является проведение конституционно-правового анализа принципа равенства и на этой основе выявление его места в доктрине российского конституционализма. В статье рассматриваются различные точки зрения российских конституционалистов по проблемам понимания сущности и правовой природы принципа равенства. Исследуются различные аспекты данного принципа - юридическое равенство (равноправие), формальное и фактическое равенство. Принцип равенства исследуется в системной взаимосвязи с понятиями права (как в объективном, так и в субъективном смыслах), а также свободы и справедливости. При написании статьи автором были использованы следующие общетеоретические и специальные методы научного познания: анализ, синтез; логический, системно-структурный подходы; метод аналитического толкования правовых норм. Их применение позволило исследовать принцип равенства во взаимосвязях и взаимозависимостях, выявить определенные тенденции и сформулировать обобщения. Самостоятельное значение имел формально-юридический метод, позволивший с помощью правил юридической техники и формальной логики проанализировать доктринальные воззрения конституционалистов на принцип равенства и их реализацию в нормативных источниках. В результате проведенного исследования автором сделан вывод о том, что идея равенства является одной из ключевых ценностей конституционализма, а ее формализованность в качестве конституционного принципа равноправия предполагает высшую юридическую силу, прямое действие и обеспечение со стороны государства. Кроме того, автором установлено, что юридическая доктрина представляет конституционализм как целостную систему ценностей, существующих в органическом единстве, что обусловливает взаимосвязь между обеспечением конституционного принципа равенства и уровнем развития конституционализма в целом. Сделанные автором выводы могут быть использованы в ходе дальнейших научных исследований в области конституционного права, а также в учебном процессе в ходе преподавания учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации».
Магомедова П.Р. - Равенство в доктрине конституционализма c. 717-722

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.65183

Аннотация: Целью настоящей статьи является проведение конституционно-правового анализа принципа равенства и на этой основе выявление его места в доктрине российского конституционализма. В статье рассматриваются различные точки зрения российских конституционалистов по проблемам понимания сущности и правовой природы принципа равенства. Исследуются различные аспекты данного принципа - юридическое равенство (равноправие), формальное и фактическое равенство. Принцип равенства исследуется в системной взаимосвязи с понятиями права (как в объективном, так и в субъективном смыслах), а также свободы и справедливости. При написании статьи автором были использованы следующие общетеоретические и специальные методы научного познания: анализ, синтез; логический, системно-структурный подходы; метод аналитического толкования правовых норм. Их применение позволило исследовать принцип равенства во взаимосвязях и взаимозависимостях, выявить определенные тенденции и сформулировать обобщения. Самостоятельное значение имел формально-юридический метод, позволивший с помощью правил юридической техники и формальной логики проанализировать доктринальные воззрения конституционалистов на принцип равенства и их реализацию в нормативных источниках. В результате проведенного исследования автором сделан вывод о том, что идея равенства является одной из ключевых ценностей конституционализма, а ее формализованность в качестве конституционного принципа равноправия предполагает высшую юридическую силу, прямое действие и обеспечение со стороны государства. Кроме того, автором установлено, что юридическая доктрина представляет конституционализм как целостную систему ценностей, существующих в органическом единстве, что обусловливает взаимосвязь между обеспечением конституционного принципа равенства и уровнем развития конституционализма в целом. Сделанные автором выводы могут быть использованы в ходе дальнейших научных исследований в области конституционного права, а также в учебном процессе в ходе преподавания учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации».
Елисеев М.А. - Уголовно-правовая характеристика фиктивной регистрации (постановки на учет) по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.10.20754

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, возникающие в связи с применением введенных в 2013 году составов правонарушений, исследуются вопросы, связанные с установлением ответственности за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства, фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, а также фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания. В силу бланкетного характера исследуемых норм автор раскрывает содержание используемой в них законодателем терминологии. Для подготовки статьи автором были использованы следующие методологические основы: совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. Методологический базис исследования представлен диалектическим методом с присущими ему требованиями объективности, всесторонности, историзма, конкретности истины. Автор приходит к выводу, что, в связи с тем, что исследуемое деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести (санкция предусматривает в качестве наиболее строгого наказания лишение свободы на срок до 3 лет), в отношении виновного лица допустимо применение общей поощрительной нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 75 УК РФ (освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием).
Елисеев М.А. - Уголовно-правовая характеристика фиктивной регистрации (постановки на учет) по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации c. 874-879

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.10.68258

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, возникающие в связи с применением введенных в 2013 году составов правонарушений, исследуются вопросы, связанные с установлением ответственности за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства, фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, а также фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания. В силу бланкетного характера исследуемых норм автор раскрывает содержание используемой в них законодателем терминологии. Для подготовки статьи автором были использованы следующие методологические основы: совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. Методологический базис исследования представлен диалектическим методом с присущими ему требованиями объективности, всесторонности, историзма, конкретности истины. Автор приходит к выводу, что, в связи с тем, что исследуемое деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести (санкция предусматривает в качестве наиболее строгого наказания лишение свободы на срок до 3 лет), в отношении виновного лица допустимо применение общей поощрительной нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 75 УК РФ (освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием).
Манна А.А., Букалерова Л.А. - Источники мусульманского уголовного права

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.12.10418

Аннотация: Статья посвящена общей характеристике источников мусульманского уголовного права. В ней подробно рассматриваются основные источники уголовного права мусульманских стран (Коран и Сунна), а также дополнительные источники (кияс и Иджма). Описана история развития и основные преобразования, которые претерпело мусульманское право, а также факторы, которые послужили этому. Приведены различия национальных систем права мусульманских стран, таких как Объеденные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан, Судан, Турция, Алжир и другие. Использованы сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический методы и методы системно-структурного и логического анализа, а также современные достижения науки в области философии, теории права, относящиеся к проблемам мусульманского права. В статье рассмотрены различные подходы к определению источников уголовного права мусульманских стран. Проведен соответствующий анализ данной проблематики. Изучение источников мусульманского права для совершенствования норм уголовного права современных государств, способствует укреплению мира между народами, а также ослаблению межрелигиозной вражды и устранению существующих причин преступности. Статья имеет теоретическое и практическое значение и может быть использована в учебном процессе образовательных учреждений юридического профиля.
Манна А.А., Букалерова Л.А. - Источники мусульманского уголовного права c. 1174-1179

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.12.63636

Аннотация: Статья посвящена общей характеристике источников мусульманского уголовного права. В ней подробно рассматриваются основные источники уголовного права мусульманских стран (Коран и Сунна), а также дополнительные источники (кияс и Иджма). Описана история развития и основные преобразования, которые претерпело мусульманское право, а также факторы, которые послужили этому. Приведены различия национальных систем права мусульманских стран, таких как Объеденные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан, Судан, Турция, Алжир и другие. Использованы сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический методы и методы системно-структурного и логического анализа, а также современные достижения науки в области философии, теории права, относящиеся к проблемам мусульманского права. В статье рассмотрены различные подходы к определению источников уголовного права мусульманских стран. Проведен соответствующий анализ данной проблематики. Изучение источников мусульманского права для совершенствования норм уголовного права современных государств, способствует укреплению мира между народами, а также ослаблению межрелигиозной вражды и устранению существующих причин преступности. Статья имеет теоретическое и практическое значение и может быть использована в учебном процессе образовательных учреждений юридического профиля.
Теплова Д.О. - К вопросу о противодействии мошенничеству в актах международного права

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.11.16748

Аннотация: Статья посвящена вопросам включения России в международную систему борьбы с коррупцией. Принятые в последнее время международные договоры требуют от государств-участников учредить специализированные органы для борьбы и предупреждения коррупции и мошенничества, предусмотреть в своем внутреннем законодательстве уголовную ответственность за все преступления, признанные таковыми в соответствии с ратифицированными ими международными актами. Учитывая выход мошеннических действий субъектов за рубеж, по мнению авторов, было бы целесообразным присоединиться России к международным сообществам по борьбе с мошенничеством, для чего требуется, в частности, унифицировать терминологию о мошенничестве. Для подготовки статьи автором были использованы следующие методологические основы: совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. Методологический базис исследования представлен диалектическим методом с присущими ему требованиями объективности, всесторонности, историзма, конкретности истины. Из числа общенаучных методов исследования использовались методы анализа, синтеза, сравнения, измерения. В качестве частно-научного метода применялся метод сравнительно-правовой. Авторы предлагают определить коррупционное мошенничество как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Новизна статьи заключается в попытке выработать предложения отечественному законодателю по пересмотру круга субъектов данного вида преступлений и учесть существующие на практике новые формы объективной стороны коррупционных мошенничеств, соотнеся их с теорией и практикой международного права.
Теплова Д.О. - К вопросу о противодействии мошенничеству в актах международного права c. 1195-1198

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.11.67094

Аннотация: Статья посвящена вопросам включения России в международную систему борьбы с коррупцией. Принятые в последнее время международные договоры требуют от государств-участников учредить специализированные органы для борьбы и предупреждения коррупции и мошенничества, предусмотреть в своем внутреннем законодательстве уголовную ответственность за все преступления, признанные таковыми в соответствии с ратифицированными ими международными актами. Учитывая выход мошеннических действий субъектов за рубеж, по мнению авторов, было бы целесообразным присоединиться России к международным сообществам по борьбе с мошенничеством, для чего требуется, в частности, унифицировать терминологию о мошенничестве. Для подготовки статьи автором были использованы следующие методологические основы: совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. Методологический базис исследования представлен диалектическим методом с присущими ему требованиями объективности, всесторонности, историзма, конкретности истины. Из числа общенаучных методов исследования использовались методы анализа, синтеза, сравнения, измерения. В качестве частно-научного метода применялся метод сравнительно-правовой. Авторы предлагают определить коррупционное мошенничество как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Новизна статьи заключается в попытке выработать предложения отечественному законодателю по пересмотру круга субъектов данного вида преступлений и учесть существующие на практике новые формы объективной стороны коррупционных мошенничеств, соотнеся их с теорией и практикой международного права.
Винник Н.В. - Проблемы территориальной организации местного самоуправления в России

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.11.11548

Аннотация: Совокупность общественных отношений по поводу территориальной организации местного самоуправления (установления границ муниципальных образований, преобразования муниципальных образований). Исследуются вопросы оптимальной территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также юридическое оформление территориальной организации с учётом имеющегося исторического опыта развития государства и потребностей современной жизни. Исследование проблематики территориальной организации местного самоуправления проводится на примере территориальной организации Хабаровского края. Исследуется тенденция к укрупнению муниципальных образований, а также пробелы в законодательстве. Автором предлагаются пути ликвидации имеющихся пробелов. Диалектический метод исследования, исторический метод, аналитический, дедективный и индуктивный метод, а также статистический метод исследования. Решение вопросов территориальной организации местного самоуправления требует принятия федерального закона об общих принципах территориальной организации местного самоуправления. В законе следовало бы закрепить общие правовые принципы статуса, видов и порядка создания, упразднения административно-территориальных единиц – сельских и городских населённых пунктов, городов, районов, а также иных единиц, дать общее понятие городской и сельской местности, закрепить критерии отнесения территорий по плотности населения (высокой, средней, низкой), установить общую методику, отнесения местностей к территориям отдалённым и труднодоступным. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимо определить понятие границ муниципальных образований, порядок их описания и проведения, так как границы в настоящее время носят экономический характер, от того, где они пройдут, зависит пополнение местного бюджета. Кроме того, требуется нормативное уточнение критериев для наделения городского поселения статусом городского округа. Представляется, что данные критерии должны ориентироваться на определённую численность населения, содержать пешеходную и транспортную доступность для жителей населённых пунктов, которые могут входить в состав городского округа, на каком расстоянии могут находиться населённые пункты города. Существующее правовое регулирование приводит к тому, что некоторые городские округа включают в себя многие населённые пункты и повторяют территориальную организацию муниципальных районов, лишая население сёл и посёлков возможности реализовать гарантии на осуществление местного самоуправления.
Винник Н.В. - Проблемы территориальной организации местного самоуправления в России c. 1206-1210

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.11.65686

Аннотация: Совокупность общественных отношений по поводу территориальной организации местного самоуправления (установления границ муниципальных образований, преобразования муниципальных образований). Исследуются вопросы оптимальной территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также юридическое оформление территориальной организации с учётом имеющегося исторического опыта развития государства и потребностей современной жизни. Исследование проблематики территориальной организации местного самоуправления проводится на примере территориальной организации Хабаровского края. Исследуется тенденция к укрупнению муниципальных образований, а также пробелы в законодательстве. Автором предлагаются пути ликвидации имеющихся пробелов. Диалектический метод исследования, исторический метод, аналитический, дедективный и индуктивный метод, а также статистический метод исследования. Решение вопросов территориальной организации местного самоуправления требует принятия федерального закона об общих принципах территориальной организации местного самоуправления. В законе следовало бы закрепить общие правовые принципы статуса, видов и порядка создания, упразднения административно-территориальных единиц – сельских и городских населённых пунктов, городов, районов, а также иных единиц, дать общее понятие городской и сельской местности, закрепить критерии отнесения территорий по плотности населения (высокой, средней, низкой), установить общую методику, отнесения местностей к территориям отдалённым и труднодоступным. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимо определить понятие границ муниципальных образований, порядок их описания и проведения, так как границы в настоящее время носят экономический характер, от того, где они пройдут, зависит пополнение местного бюджета. Кроме того, требуется нормативное уточнение критериев для наделения городского поселения статусом городского округа. Представляется, что данные критерии должны ориентироваться на определённую численность населения, содержать пешеходную и транспортную доступность для жителей населённых пунктов, которые могут входить в состав городского округа, на каком расстоянии могут находиться населённые пункты города. Существующее правовое регулирование приводит к тому, что некоторые городские округа включают в себя многие населённые пункты и повторяют территориальную организацию муниципальных районов, лишая население сёл и посёлков возможности реализовать гарантии на осуществление местного самоуправления.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.