|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Административное и муниципальное право"
> Содержание № 02, 2016
Выходные данные сетевого издания "Административное и муниципальное право"
Номер подписан в печать: 25-02-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Уваров Александр Анатольевич - доктор юридических наук, Всероссийский государственный университет юстиции Сочинский филиал, профессор, Международный инновационный университет, профессор, 354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Дагомысская ул., 42, uvarov.al@mail.ru
ISSN: 2454-0595
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 02, 2016
Куракин А.В., Полукаров А.В. - Государство и его социальная функция |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.17871
Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с реализацией государством своей социальной функции. Авторами подробно проводится теоретико-правовой анализ концепций правового регулирования социальной функции российского государства. Рассматриваются авторские позиции относительно понятия социальной защиты личности. Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии правового закрепления социальной функции государства. Кроме того, в статье проводится теоретико-правовой анализ понятий концепций социальной функции в современных условиях. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения социальной функции необходимо совершенствовать формы и методы ее реализации. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития эффективных механизмов реализации социальной политики. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов государственного регулирования социальной политики и обеспечения правопорядка в ее содержании.
Куракин А.В., Полукаров А.В. - Государство и его социальная функция |
|
c. 120-123
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.67406
Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с реализацией государством своей социальной функции. Авторами подробно проводится теоретико-правовой анализ концепций правового регулирования социальной функции российского государства. Рассматриваются авторские позиции относительно понятия социальной защиты личности. Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии правового закрепления социальной функции государства. Кроме того, в статье проводится теоретико-правовой анализ понятий концепций социальной функции в современных условиях. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения социальной функции необходимо совершенствовать формы и методы ее реализации. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития эффективных механизмов реализации социальной политики. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов государственного регулирования социальной политики и обеспечения правопорядка в ее содержании.
Теория и наука административного и муниципального права |
Воронин И.К. - Теоретико-правовые аспекты правового акта управления (на примере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.17739
Аннотация: В статье проводится теоретический анализ акта управления и его роль в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Анализ признаков акта управления, административно-правового акта, а также государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним позволил выработать новый подход к определению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как правового административного акта ненормативного характера и индивидуальной направленности, имеющий силу. В работе использовались как общенаучные методы исследования (анализ, синтез, системно-структурный и функциональный подходы), так и специальные, применяемые в правоведении (сравнительно-правовой, формально-юридический и иные методы научного познания). Особым вкладом автора в исследование данной темы является представление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как правового административного акта ненормативного характера и индивидуальной направленности, имеющего правоустанавливающую силу, действиями «специального уполномоченного государственного органа», то есть представляет собой административный (управленческий) процесс.
Воронин И.К. - Теоретико-правовые аспекты правового акта управления (на примере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) |
|
c. 124-131
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.67407
Аннотация: В статье проводится теоретический анализ акта управления и его роль в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Анализ признаков акта управления, административно-правового акта, а также государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним позволил выработать новый подход к определению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как правового административного акта ненормативного характера и индивидуальной направленности, имеющий силу. В работе использовались как общенаучные методы исследования (анализ, синтез, системно-структурный и функциональный подходы), так и специальные, применяемые в правоведении (сравнительно-правовой, формально-юридический и иные методы научного познания). Особым вкладом автора в исследование данной темы является представление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как правового административного акта ненормативного характера и индивидуальной направленности, имеющего правоустанавливающую силу, действиями «специального уполномоченного государственного органа», то есть представляет собой административный (управленческий) процесс.
Исполнительная власть и гражданское общество |
Вавилов Н.С. - Роль гражданского общества в обеспечении гласности местного самоуправления |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.17339
Аннотация: В статье рассматриваются основные правовые механизмы по обеспечению гласности, прозрачности органов местного самоуправления, которыми наделены институты гражданского общества действующим законодательством. Автором обозначаются некоторые проблемы в информационном освещении деятельности органов местного самоуправления, указывается на отсутствие правового регулирования электронных муниципалитетов на местном уровне. В ходе анализа федерального и муниципального законодательства предложены конкретные законодательные формулировки и организационные мероприятия, направленные на повышение степени гласности и укрепление легитимности органов местного самоуправления. общефилософский метод, общенаучные методы познания (диалектический, системный, анализа и синтеза, индукции и дедукции), частнонаучные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический, теоретико-прогностический) Научная новизна статьи заключается в обосновании взаимосвязи гласности и деятельности гражданского общества на муниципальном уровне, подтверждении влияния некоммерческого сектора на уровень прозрачности муниципальных органов. В качестве выводов предлагаются изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", позволяющие усилить диалог муниципальных органов и гражданского общества.
Вавилов Н.С. - Роль гражданского общества в обеспечении гласности местного самоуправления |
|
c. 132-138
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.67408
Аннотация: В статье рассматриваются основные правовые механизмы по обеспечению гласности, прозрачности органов местного самоуправления, которыми наделены институты гражданского общества действующим законодательством. Автором обозначаются некоторые проблемы в информационном освещении деятельности органов местного самоуправления, указывается на отсутствие правового регулирования электронных муниципалитетов на местном уровне. В ходе анализа федерального и муниципального законодательства предложены конкретные законодательные формулировки и организационные мероприятия, направленные на повышение степени гласности и укрепление легитимности органов местного самоуправления. общефилософский метод, общенаучные методы познания (диалектический, системный, анализа и синтеза, индукции и дедукции), частнонаучные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический, теоретико-прогностический) Научная новизна статьи заключается в обосновании взаимосвязи гласности и деятельности гражданского общества на муниципальном уровне, подтверждении влияния некоммерческого сектора на уровень прозрачности муниципальных органов. В качестве выводов предлагаются изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", позволяющие усилить диалог муниципальных органов и гражданского общества.
Административное и муниципальное право и федеративное устройство |
Берлизов М.П. - Проблемы федерализма в сфере государственной охраны культурного наследия народов Российской Федерации |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.17730
Аннотация: в работе автор анализирует реализацию основ государственной культурной политики РФ в части сохранения объектов культурного наследия за истекший период, показывая возникающие при этом противоречия между федеральным центром и субъектами РФ, поднимает вопрос о самостоятельности органов государственной власти субъектов РФ в части формирования своих органов, уполномоченных в данной сфере, наглядно демонстрирует указанные разногласия на примере действующего законодательства РФ и рассматриваемых законопроектах, высказывает свою точку зрения относительно рассматриваемого вопроса. Методологическую основу исследования составляют общенаучные фило-софские методы, представленные диалектико-материалистическим методом, частно-научные методы (анализ, синтез, моделирование, индукция, дедукция, метод абстрагирования) и специальные методы (статистический, формально-юридический методы, метод толкования права и метод сравнительного право-ведения). Исходя из задач данной работы, использованы такие специфические методы, как анализ статистических данных, правовой документации Основными выводами проведенного исследования являются наглядная демонстрация практической реализации Основ государственной культурной политики в РФ со стороны как федерального центра, так и регионов; возникающие при этом противоречия, в том числе упирающиеся в самостоятельность субъектов РФ, закрепленную в Конституции РФ; а также возможные варианты дальнейшего развития событий в этом направлении.
Берлизов М.П. - Проблемы федерализма в сфере государственной охраны культурного наследия народов Российской Федерации |
|
c. 139-142
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.67409
Аннотация: в работе автор анализирует реализацию основ государственной культурной политики РФ в части сохранения объектов культурного наследия за истекший период, показывая возникающие при этом противоречия между федеральным центром и субъектами РФ, поднимает вопрос о самостоятельности органов государственной власти субъектов РФ в части формирования своих органов, уполномоченных в данной сфере, наглядно демонстрирует указанные разногласия на примере действующего законодательства РФ и рассматриваемых законопроектах, высказывает свою точку зрения относительно рассматриваемого вопроса. Методологическую основу исследования составляют общенаучные фило-софские методы, представленные диалектико-материалистическим методом, частно-научные методы (анализ, синтез, моделирование, индукция, дедукция, метод абстрагирования) и специальные методы (статистический, формально-юридический методы, метод толкования права и метод сравнительного право-ведения). Исходя из задач данной работы, использованы такие специфические методы, как анализ статистических данных, правовой документации Основными выводами проведенного исследования являются наглядная демонстрация практической реализации Основ государственной культурной политики в РФ со стороны как федерального центра, так и регионов; возникающие при этом противоречия, в том числе упирающиеся в самостоятельность субъектов РФ, закрепленную в Конституции РФ; а также возможные варианты дальнейшего развития событий в этом направлении.
Административное принуждение |
Красносельских И.М. - Административное право как способ влияния на профилактику преступлений |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.17637
Аннотация: Предметом исследования в данной статье является система административно-правовых мер, имеющих своей целью профилактику преступлений. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования научно-обоснованной системы противодействия криминализации общества. Отмечаемый в настоящее время кризис системы борьбы с преступностью вызванный как недостатками существующей нормативной правовой базы, так и прекращением или резким ухудшением функционирования отдельных ее элементов, в частности, таких важных элементов как системы профилактики преступлений всеми доступными способами. Вопросы профилактики деяний, представляющих повышенную общественную опасность, непосредственно связаны с уголовно-правовой и административно-правовой политикой России, и их решение должно быть ориентировано на поиск оптимального взаимодействия уголовно-правовых и административных мер предупреждения преступлений и административных правонарушений. Методом для решения поставленной задачи автор использовал общенаучные познания (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция), а также специальные методы - системного анализа уголовного и административного законодательства, структурный и формально-юридический методы исследования. Научная новизна данной работы состоит в предложенной автором классификации системы административно-правовых мер профилактики преступлений. Вывод: административное право обладает довольно широким набором мер противодействия преступности, ее профилактики. Условно все эти способы можно разделить на три группы: первая группа «предкриминиальных» мер, к которым относится меры административно-правового предупреждения преступности; вторая группа представлена мерами административной ответственности, целью которой также является превенция совершения как новых административных правонарушений; третья группа мер применяется на «пост-криминальном» этапе, и представлена системой административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, с целью предупреждению совершения указанными лицами новых преступлений и других правонарушений.
Красносельских И.М. - Административное право как способ влияния на профилактику преступлений |
|
c. 143-148
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.67410
Аннотация: Предметом исследования в данной статье является система административно-правовых мер, имеющих своей целью профилактику преступлений. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования научно-обоснованной системы противодействия криминализации общества. Отмечаемый в настоящее время кризис системы борьбы с преступностью вызванный как недостатками существующей нормативной правовой базы, так и прекращением или резким ухудшением функционирования отдельных ее элементов, в частности, таких важных элементов как системы профилактики преступлений всеми доступными способами. Вопросы профилактики деяний, представляющих повышенную общественную опасность, непосредственно связаны с уголовно-правовой и административно-правовой политикой России, и их решение должно быть ориентировано на поиск оптимального взаимодействия уголовно-правовых и административных мер предупреждения преступлений и административных правонарушений. Методом для решения поставленной задачи автор использовал общенаучные познания (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция), а также специальные методы - системного анализа уголовного и административного законодательства, структурный и формально-юридический методы исследования. Научная новизна данной работы состоит в предложенной автором классификации системы административно-правовых мер профилактики преступлений. Вывод: административное право обладает довольно широким набором мер противодействия преступности, ее профилактики. Условно все эти способы можно разделить на три группы: первая группа «предкриминиальных» мер, к которым относится меры административно-правового предупреждения преступности; вторая группа представлена мерами административной ответственности, целью которой также является превенция совершения как новых административных правонарушений; третья группа мер применяется на «пост-криминальном» этапе, и представлена системой административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, с целью предупреждению совершения указанными лицами новых преступлений и других правонарушений.
Административная и муниципальная ответственность |
Котляров Ю.В. - Административная ответственность в сфере технического регулирования: актуальные вопросы правоприменительной практики и пути ее совершенствования. |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.17884
Аннотация: Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как актуальные вопросы правоприменительной практики применения мер административной ответственности за нарушение законодательства в сфере технического регулирования в Российской Федерации, а также рассматривает пути ее совершенствования. Особое внимание уделяется принципам справедливости, индивидуализации юридической ответственности и соразмерности наказания тяжести правонарушения при определении размеров административных штрафов. Рассматривается вопрос применения «оборотного штрафа», как средства снижения рецидивности правонарушений и стимулирования добросовестного поведения хозяйствующих субъектов. Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы как анализ, обобщение, синтез и прогнозирование. Основным выводом проведённого исследования является тот факт, что в настоящее время при применении административного штрафа с размером нижней границей от ста тысяч рублей (введенных с целью с целью снижения рецидивности правонарушений) крайне затруднительно соблюсти критерии пропорциональности, а также обеспечить индивидуализацию наказания. В некоторых случаях такой штраф превращается в инструмент подавления экономической самостоятельности. Автором предлагается применение дифференцированного подхода для определения размера штрафных санкций, налагаемых на хозяйствующие субъекты, различные с точки зрения масштабов экономической деятельности, применения не фиксированного штрафа, а штрафа, исчисляемого долей от оборота компании за определенный период, с учетом всех смягчающих и отягощающих обстоятельств.
Котляров Ю.В. - Административная ответственность в сфере технического регулирования: актуальные вопросы правоприменительной практики и пути ее совершенствования. |
|
c. 149-154
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.67411
Аннотация: Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как актуальные вопросы правоприменительной практики применения мер административной ответственности за нарушение законодательства в сфере технического регулирования в Российской Федерации, а также рассматривает пути ее совершенствования. Особое внимание уделяется принципам справедливости, индивидуализации юридической ответственности и соразмерности наказания тяжести правонарушения при определении размеров административных штрафов. Рассматривается вопрос применения «оборотного штрафа», как средства снижения рецидивности правонарушений и стимулирования добросовестного поведения хозяйствующих субъектов. Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы как анализ, обобщение, синтез и прогнозирование. Основным выводом проведённого исследования является тот факт, что в настоящее время при применении административного штрафа с размером нижней границей от ста тысяч рублей (введенных с целью с целью снижения рецидивности правонарушений) крайне затруднительно соблюсти критерии пропорциональности, а также обеспечить индивидуализацию наказания. В некоторых случаях такой штраф превращается в инструмент подавления экономической самостоятельности. Автором предлагается применение дифференцированного подхода для определения размера штрафных санкций, налагаемых на хозяйствующие субъекты, различные с точки зрения масштабов экономической деятельности, применения не фиксированного штрафа, а штрафа, исчисляемого долей от оборота компании за определенный период, с учетом всех смягчающих и отягощающих обстоятельств.
Ларичев А.А. - Специализированные органы на уровне местного самоуправления в Канаде |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.16750
Аннотация: Объектом настоящего исследования является институт автономных специализированных органов на уровне местного самоуправления в Канаде. Предметом выступают нормативно-правовые источники, а также научная и аналитическая литература по теме исследования. Анализируя данный институт, автор уделяет внимание таким вопросам, как история создания специализированных органов на уровне местного самоуправления в Канаде; их организационные отличия от органов местного самоуправления; конституционный статус; а также оценка роли специализированных органов в системе муниципального управления. В исследовании, помимо изучения научной и аналитической литературы, использован метод анализа нормативно-правовых источников, регулирующих статус автономных специализированных органов на уровне местного самоуправления. Кроме того, использован сравнительный метод при изучении особенностей формирования и финансирования соответствующих органов в Канаде и США. Анализ статуса автономных специализированных органов на уровне местного самоуправления в Канаде позволяет сделать вывод о различии их правовой природы в сопоставлении с органами местного самоуправления (в том числе наличие конституционной защиты некоторых их видов, в отличие от традиционных органов местного самоуправления). Несмотря на широкое распространение указанных органов, их роль и значение в системе муниципального управления оценивается неоднозначно и требует дальнейшего изучения.
Ларичев А.А. - Специализированные органы на уровне местного самоуправления в Канаде |
|
c. 155-159
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.67412
Аннотация: Объектом настоящего исследования является институт автономных специализированных органов на уровне местного самоуправления в Канаде. Предметом выступают нормативно-правовые источники, а также научная и аналитическая литература по теме исследования. Анализируя данный институт, автор уделяет внимание таким вопросам, как история создания специализированных органов на уровне местного самоуправления в Канаде; их организационные отличия от органов местного самоуправления; конституционный статус; а также оценка роли специализированных органов в системе муниципального управления. В исследовании, помимо изучения научной и аналитической литературы, использован метод анализа нормативно-правовых источников, регулирующих статус автономных специализированных органов на уровне местного самоуправления. Кроме того, использован сравнительный метод при изучении особенностей формирования и финансирования соответствующих органов в Канаде и США. Анализ статуса автономных специализированных органов на уровне местного самоуправления в Канаде позволяет сделать вывод о различии их правовой природы в сопоставлении с органами местного самоуправления (в том числе наличие конституционной защиты некоторых их видов, в отличие от традиционных органов местного самоуправления). Несмотря на широкое распространение указанных органов, их роль и значение в системе муниципального управления оценивается неоднозначно и требует дальнейшего изучения.
Нарутто С.В. - Нормативно-правовое закрепление номенклатуры научных специальностей |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.17695
Аннотация: Предметом исследования является правовое регулирование номенклатуры научных специальностей, по которым защищаются кандидатские и докторские диссертации. Объектом исследования является номенклатура научных специальностей. В статье анализируются этапы нормативно-правового регулирования номенклатуры научных специальностей, включая дореволюционный и советский периоды присуждения ученых степеней по научным специальностям. Особое внимание уделяется проблемам современного правового регулирования номенклатуры научных специальностей, связанным с необоснованным введением новых специальностей. Обозначена проблема, связанная с составлением и утверждением паспортов научных специальностей. В исследовании использован диалектический метод познания, метод системного анализа, логический, герменевтический и другие общенаучные методы познания. Применены частнонаучные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие. Делается вывод о необходимости модернизации действующей номенклатуры научных специальностей, укрупнения научных специальностей, а также о важности разработки процедуры включения в номенклатуру научных специальностей новых специальностей. Предлагается алгоритм данной процедуры. Обосновывается целесообразность нормативно-правового закрепления порядка составления и утверждения паспортов научных специальностей, позволяющих отграничить одну специальность от другой.
Нарутто С.В. - Нормативно-правовое закрепление номенклатуры научных специальностей |
|
c. 160-168
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.67413
Аннотация: Предметом исследования является правовое регулирование номенклатуры научных специальностей, по которым защищаются кандидатские и докторские диссертации. Объектом исследования является номенклатура научных специальностей. В статье анализируются этапы нормативно-правового регулирования номенклатуры научных специальностей, включая дореволюционный и советский периоды присуждения ученых степеней по научным специальностям. Особое внимание уделяется проблемам современного правового регулирования номенклатуры научных специальностей, связанным с необоснованным введением новых специальностей. Обозначена проблема, связанная с составлением и утверждением паспортов научных специальностей. В исследовании использован диалектический метод познания, метод системного анализа, логический, герменевтический и другие общенаучные методы познания. Применены частнонаучные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие. Делается вывод о необходимости модернизации действующей номенклатуры научных специальностей, укрупнения научных специальностей, а также о важности разработки процедуры включения в номенклатуру научных специальностей новых специальностей. Предлагается алгоритм данной процедуры. Обосновывается целесообразность нормативно-правового закрепления порядка составления и утверждения паспортов научных специальностей, позволяющих отграничить одну специальность от другой.
Административное и муниципальное право и проблемы теории права |
Беляева Г.С. - Правовой механизм: к вопросу об определении понятия и установлении признаков |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.17697
Аннотация: В статье впервые в юридической литературе на основе систематизации ранее существовавших подходов предпринимается попытка общетеоретического анализа понятия и признаков правового механизма. В статье излагаются существующие в юридической науке подходы к определению понятия «механизм правового регулирования», "механизм действия права", "механизм государства", позволяющие выработать унифицированное авторское определение категории "правовой механизм". Устанавливаются и характеризуются специфические признаки правового механизма: обязательное нормативно-правовое закрепление; специфическая цель; системный и комплексный характер; особая структура; связь с правовыми процедурами. В работе использованы различные общенаучные приемы и способы логического познания: анализ и синтез, абстрагирование, моделирование, системно-структурный, функциональный и формально-логический подходы. Комплексный теоретико-прикладной междисциплинарный подход к исследованию правовых механизмов обусловил необходимость использования в работе системного метода, в рамках которого осуществлено интегрирование теоретических абстракций, положений, закрепленных в действующем законодательстве, и эмпирических материалов правотворческой и правоприменительной практики. Данная статья имеет общетеоретический концептуальный характер, является комплексным междисциплинарным исследованием, направленным на разработку общей теории правовых механизмов и повышение их эффективности. В рамках подготовленной работы автором осуществлен сравнительный анализ научных подходов к пониманию сущности и содержания категории «правовой механизм», на основе чего выработано и предложено его унифицированное определение; выделены и охарактеризованы специфические признаки, позволяющие интерпретировать правовой механизм в качестве самостоятельной юридической категории.
Беляева Г.С. - Правовой механизм: к вопросу об определении понятия и установлении признаков |
|
c. 169-177
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.67414
Аннотация: В статье впервые в юридической литературе на основе систематизации ранее существовавших подходов предпринимается попытка общетеоретического анализа понятия и признаков правового механизма. В статье излагаются существующие в юридической науке подходы к определению понятия «механизм правового регулирования», "механизм действия права", "механизм государства", позволяющие выработать унифицированное авторское определение категории "правовой механизм". Устанавливаются и характеризуются специфические признаки правового механизма: обязательное нормативно-правовое закрепление; специфическая цель; системный и комплексный характер; особая структура; связь с правовыми процедурами. В работе использованы различные общенаучные приемы и способы логического познания: анализ и синтез, абстрагирование, моделирование, системно-структурный, функциональный и формально-логический подходы. Комплексный теоретико-прикладной междисциплинарный подход к исследованию правовых механизмов обусловил необходимость использования в работе системного метода, в рамках которого осуществлено интегрирование теоретических абстракций, положений, закрепленных в действующем законодательстве, и эмпирических материалов правотворческой и правоприменительной практики. Данная статья имеет общетеоретический концептуальный характер, является комплексным междисциплинарным исследованием, направленным на разработку общей теории правовых механизмов и повышение их эффективности. В рамках подготовленной работы автором осуществлен сравнительный анализ научных подходов к пониманию сущности и содержания категории «правовой механизм», на основе чего выработано и предложено его унифицированное определение; выделены и охарактеризованы специфические признаки, позволяющие интерпретировать правовой механизм в качестве самостоятельной юридической категории.
Административное и муниципальное право и судебная власть |
Винокуров А.Ю. - О некоторых вопросах участия прокурора в административном судопроизводстве |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.17373
Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье являются общие вопросы правового статуса прокурора как участника рассмотрения судами общей юрисдикции дел в рамках административного судопроизводства, регламентируемого нормами недавно вступившего в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Автор, проводя сравнительные параллели с действующим Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, подчеркивает положительные стороны новелл, а также критически оценивает имеющие место, по его мнению, недостатки в правовом регулировании рассматриваемых им вопросов, вносит предложения, направленные на совершенствование правовых норм. При работе над статьей автором избран прежде всего сравнительно-правовой метод в контексте сопоставления норм законодательства, регламентирующего процедуры гражданского и административного судопроизводства. Проведенное исследование позволило автору определить положительные стороны новелл, внесенных законодателем в правовой статус прокурора, участвующего в административном судопроизводстве, а также обратить внимание на отдельные недоработки в формулировках процессуального законодательства и предложить в связи с этим возможные пути совершенствования некоторых норм. Новизна исследования заключается в том, что оно является одним из первых работ, посвященных правовому статусу прокурора, участвующего в административном судопроизводстве..
Винокуров А.Ю. - О некоторых вопросах участия прокурора в административном судопроизводстве |
|
c. 178-182
|
DOI: 10.7256/2454-0595.2016.2.67415
Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье являются общие вопросы правового статуса прокурора как участника рассмотрения судами общей юрисдикции дел в рамках административного судопроизводства, регламентируемого нормами недавно вступившего в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Автор, проводя сравнительные параллели с действующим Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, подчеркивает положительные стороны новелл, а также критически оценивает имеющие место, по его мнению, недостатки в правовом регулировании рассматриваемых им вопросов, вносит предложения, направленные на совершенствование правовых норм. При работе над статьей автором избран прежде всего сравнительно-правовой метод в контексте сопоставления норм законодательства, регламентирующего процедуры гражданского и административного судопроизводства. Проведенное исследование позволило автору определить положительные стороны новелл, внесенных законодателем в правовой статус прокурора, участвующего в административном судопроизводстве, а также обратить внимание на отдельные недоработки в формулировках процессуального законодательства и предложить в связи с этим возможные пути совершенствования некоторых норм. Новизна исследования заключается в том, что оно является одним из первых работ, посвященных правовому статусу прокурора, участвующего в административном судопроизводстве..
|
|