по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Содержание № 07, 2014
Выходные данные сетевого издания "Административное и муниципальное право"
Номер подписан в печать: 20-07-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Уваров Александр Анатольевич - доктор юридических наук, Всероссийский государственный университет юстиции Сочинский филиал, профессор, Международный инновационный университет, профессор, 354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Дагомысская ул., 42, uvarov.al@mail.ru
ISSN: 2454-0595
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2014
Исполнительная власть и гражданское общество
Минина А.А., Ризк О.А. - Правовая активность граждан как критерий эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.12258

Аннотация: В статье предпринята попытка анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок проявления гражданами инициатив и самостоятельности в реализации правовых возможностей в политико-правовой сфере. Наличие указанных актов говорит о том, что законодатель соглашается с тем, что при наличии у граждан высокого уровня правовой активности в первую очередь происходят совершенствование качества правотворчества и реализации норм права, ограничение произвола государственной власти, установление надлежащей регламентации деятельности органов власти в механизме правового регулирования. В качестве предмета исследования взяты правовые нормы, регламентирующие такие формы проявления гражданами правовой активности, как: обращения граждан, публичные слушания, общественный контроль, участие граждан в охране общественного порядка, общественное обсуждение, общественная инициатива. В процессе проведения исследования авторами использовались общенаучные и частно-научные методы исследования (а также специально-юридические методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой). Научная новизна работы заключается в разработанном авторами комплексе теоретических положений, обосновывающих необходимость создания внятные правовые алгоритмов, позволяющие населению участвовать в решении вопросов государственного управления, взаимодействовать с органами власти и быть услышанными ими. В работе делается вывод, что реальная возможно гражданам Российской Федерации проявлять правовую активность – условие эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Минина А.А., Ризк О.А. - Правовая активность граждан как критерий эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления c. 619-625

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.65172

Аннотация: В статье предпринята попытка анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок проявления гражданами инициатив и самостоятельности в реализации правовых возможностей в политико-правовой сфере. Наличие указанных актов говорит о том, что законодатель соглашается с тем, что при наличии у граждан высокого уровня правовой активности в первую очередь происходят совершенствование качества правотворчества и реализации норм права, ограничение произвола государственной власти, установление надлежащей регламентации деятельности органов власти в механизме правового регулирования. В качестве предмета исследования взяты правовые нормы, регламентирующие такие формы проявления гражданами правовой активности, как: обращения граждан, публичные слушания, общественный контроль, участие граждан в охране общественного порядка, общественное обсуждение, общественная инициатива. В процессе проведения исследования авторами использовались общенаучные и частно-научные методы исследования (а также специально-юридические методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой). Научная новизна работы заключается в разработанном авторами комплексе теоретических положений, обосновывающих необходимость создания внятные правовые алгоритмов, позволяющие населению участвовать в решении вопросов государственного управления, взаимодействовать с органами власти и быть услышанными ими. В работе делается вывод, что реальная возможно гражданам Российской Федерации проявлять правовую активность – условие эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Государственная, муниципальная служба и гражданин
Черногоров Д.А. - Должностное лицо как субъект административного права

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.12289

Аннотация: Объективные процессы, происходящие в жизни российского государства и общества, требуют разработки многих положений отечественного правоведения. Одной из таких проблем является исследование административно-правового статуса должностного лица, особенно в системе государственно-служебных отношений. Исследование института государственной службы в отечественной юридической литературе, как в прошлом, так и в настоящем имеет богатые традиции, однако теоретических работ, посвященных комплексному исследованию понятия и содержания административно-правового статуса должностного лица, в современный период нет. Вместе с тем и в теории административного права, и в административном законодательстве имеется немало спорных вопросов, связанных с правовым оформлением и регламентированием административно-правового статуса должностного лица, что, естественно, оказывает отрицательное воздействие на практическую деятельность должностных лиц органов государственного управления. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, эмпирический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический, сравнительного правоведения), методы, применяемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки). Одним из условий построения в Российской Федерации правового демократического государства является наличие действенной системы государственного управления. От того как будет организовано управление важнейшими сферами общественной жизни в немалой степени зависит экономическое состояние государства и общее благосостояние населения. При этом не подлежит сомнению, что результативность функционирования государственной власти определяется организацией государственного аппарата и прежде всего качеством составляющих его управленческих кадров – должностных лиц.
Черногоров Д.А. - Должностное лицо как субъект административного права c. 626-637

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.65173

Аннотация: Объективные процессы, происходящие в жизни российского государства и общества, требуют разработки многих положений отечественного правоведения. Одной из таких проблем является исследование административно-правового статуса должностного лица, особенно в системе государственно-служебных отношений. Исследование института государственной службы в отечественной юридической литературе, как в прошлом, так и в настоящем имеет богатые традиции, однако теоретических работ, посвященных комплексному исследованию понятия и содержания административно-правового статуса должностного лица, в современный период нет. Вместе с тем и в теории административного права, и в административном законодательстве имеется немало спорных вопросов, связанных с правовым оформлением и регламентированием административно-правового статуса должностного лица, что, естественно, оказывает отрицательное воздействие на практическую деятельность должностных лиц органов государственного управления. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, эмпирический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический, сравнительного правоведения), методы, применяемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки). Одним из условий построения в Российской Федерации правового демократического государства является наличие действенной системы государственного управления. От того как будет организовано управление важнейшими сферами общественной жизни в немалой степени зависит экономическое состояние государства и общее благосостояние населения. При этом не подлежит сомнению, что результативность функционирования государственной власти определяется организацией государственного аппарата и прежде всего качеством составляющих его управленческих кадров – должностных лиц.
Административное и муниципальное право: бизнес, экономика, финансы
Фрумина С.В. - Анализ нормативного правового обеспечения финансовой политики государства

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.12222

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы содержания, состава и нормативного правового обеспечения финансовой политики государства. Обозначены развилки в законодательстве, регулирующем вопросы ее формирования и реализации. Анализируются задачи финансовой политики государства, обозначенные в официальных документах и предпринимается попытка их обобщения. При рассмотрении целей финансовой политики, делается акцент на мнения авторитетных западных ученых. Это позволяет подвергнуть анализу возможность адаптации выделенных целей к российской реальности и определить степень их выполнения. Многоаспектность научной проблемы исследования определила необходимость сочетания таких методов познания, как диалектический и аналитический; в работе использованы логический подход, метод анализа и синтеза, метод графических изображений, позволяющий разносторонне исследовать обозначенную проблему. В результате проведения анализа документов, прямо или косвенно отражающих финансовую политику государства, отмечается, во-первых, необходимость закрепления на законодательном уровне всех ключевых определений, сквозных понятий и категории, используемых в науке и практике; во-вторых, необходимость согласования целей и задач финансовой, бюджетной и налоговой политики таким образом, чтобы отсутствовало их дублирование и разночтение; в-третьих, сформулировать цели и задачи налоговой и бюджетной политики таким образом, чтоб их достижение способствовало реализации целей государственной финансовой политики.
Фрумина С.В. - Анализ нормативного правового обеспечения финансовой политики государства c. 638-645

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.65174

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы содержания, состава и нормативного правового обеспечения финансовой политики государства. Обозначены развилки в законодательстве, регулирующем вопросы ее формирования и реализации. Анализируются задачи финансовой политики государства, обозначенные в официальных документах и предпринимается попытка их обобщения. При рассмотрении целей финансовой политики, делается акцент на мнения авторитетных западных ученых. Это позволяет подвергнуть анализу возможность адаптации выделенных целей к российской реальности и определить степень их выполнения. Многоаспектность научной проблемы исследования определила необходимость сочетания таких методов познания, как диалектический и аналитический; в работе использованы логический подход, метод анализа и синтеза, метод графических изображений, позволяющий разносторонне исследовать обозначенную проблему. В результате проведения анализа документов, прямо или косвенно отражающих финансовую политику государства, отмечается, во-первых, необходимость закрепления на законодательном уровне всех ключевых определений, сквозных понятий и категории, используемых в науке и практике; во-вторых, необходимость согласования целей и задач финансовой, бюджетной и налоговой политики таким образом, чтобы отсутствовало их дублирование и разночтение; в-третьих, сформулировать цели и задачи налоговой и бюджетной политики таким образом, чтоб их достижение способствовало реализации целей государственной финансовой политики.
Шугуров М.В. - Сотрудничество России и Всемирного банка в сфере инновационного развития: стратегические цели и перспективы

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.12294

Аннотация: Статья посвящена анализу одного из направлений российского международного инновационного сотрудничества - взаимодействию с Всемирным банком. Автор сосредотачивает внимание на обосновании важности интеграции России в усилия Банка по распространению накопленных им знаний и опыта по содействию развития национальных инновационных систем. Значительное место уделяется изучению политики содействия Всемирного банка инновационному развитию России в контексте учета приоритетов национальной инновационной и социально-экономической политики. В статье исследуются формы инновационного сотрудничества и его институциональной организации. Особое место отводится характеристике экспертной деятельности Банка в качестве независимой оценки недостатков инновационного развития России. Большое место автор отводит изучению региональной политики Банка в сфере инноваций, а также применению в условиях России его кластерной политики. Проводится обзор результатов реализации проектов с инновационной составляющей. Статья выполнена на основе детального изучения стратегических документов, являющихся основой сотрудничества России и Банка в рассматриваемой сфере. Автор использует сравнительный метод для характеристики, во-первых, этапов сотрудничества, а, во-вторых, для выявления его возможных перспектив. Помимо этого в структуре анализа присутствует использование концепции "банк знаний" и его реализация в процессе инновационного сотрудничества Банка и России. Научная новизна статьи заключается в системном анализе взаимодействия России и Всемирного банка в инновационной сфере на уровне проектной активности и экспертно-консультативной деятельности. Опираясь на анализ действующих и планируемых проектов автор приходит к выводу о наличии во многих из них инновационной составляющей. В статье выделен мультисекторальный подход Банка к инновационному развитию, что отвечает интересам России, заключающимся в инновационном развитии всех сфер общества. В заключении автор приходит к выводу о том. что к одной из перспектив рассмотренного сотрудничества является возможность превращения России в международного донора некоторых прати организации инновицонного развития.
Шугуров М.В. - Сотрудничество России и Всемирного банка в сфере инновационного развития: стратегические цели и перспективы c. 646-664

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.65175

Аннотация: Статья посвящена анализу одного из направлений российского международного инновационного сотрудничества - взаимодействию с Всемирным банком. Автор сосредотачивает внимание на обосновании важности интеграции России в усилия Банка по распространению накопленных им знаний и опыта по содействию развития национальных инновационных систем. Значительное место уделяется изучению политики содействия Всемирного банка инновационному развитию России в контексте учета приоритетов национальной инновационной и социально-экономической политики. В статье исследуются формы инновационного сотрудничества и его институциональной организации. Особое место отводится характеристике экспертной деятельности Банка в качестве независимой оценки недостатков инновационного развития России. Большое место автор отводит изучению региональной политики Банка в сфере инноваций, а также применению в условиях России его кластерной политики. Проводится обзор результатов реализации проектов с инновационной составляющей. Статья выполнена на основе детального изучения стратегических документов, являющихся основой сотрудничества России и Банка в рассматриваемой сфере. Автор использует сравнительный метод для характеристики, во-первых, этапов сотрудничества, а, во-вторых, для выявления его возможных перспектив. Помимо этого в структуре анализа присутствует использование концепции "банк знаний" и его реализация в процессе инновационного сотрудничества Банка и России. Научная новизна статьи заключается в системном анализе взаимодействия России и Всемирного банка в инновационной сфере на уровне проектной активности и экспертно-консультативной деятельности. Опираясь на анализ действующих и планируемых проектов автор приходит к выводу о наличии во многих из них инновационной составляющей. В статье выделен мультисекторальный подход Банка к инновационному развитию, что отвечает интересам России, заключающимся в инновационном развитии всех сфер общества. В заключении автор приходит к выводу о том. что к одной из перспектив рассмотренного сотрудничества является возможность превращения России в международного донора некоторых прати организации инновицонного развития.
Административная и муниципальная ответственность
Винокуров А.Ю. - К вопросу об идентификации понятия "прокурор" при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.10569

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи выступают общественные правоотношения, складывающиеся в процессе применения прокурорами положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепляющих полномочия прокуроров как участников производства по делам об административных правонарушениях. Автором анализируется смысловой характер понятия "прокурор" в контексте применения должностными лицами органов прокуратуры конкретно обозначенных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий как при реализации функции прокурорского надзора за исполнением законов при применении органами административной юрисдикции мер административного воздействия, так и в рамках участия прокуроров в рассмотрении дел об административных правонарушениях. Делается вывод о необходимости внесения корректив в действующее законодательство и предлагаются конкретные формулировки новелл. В процессе работы над статьей автором использованы в основном логический метод и метод сравнительного правоведения в контексте сопоставления положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Научная новизна статьи заключается в том, что автором проведен глубокий анализ норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которых упоминается о прокуроре как должностным лице, а также корреспондирующих им положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в результате чего сделан вывод о необходимости более четкого определения в рассмотренных законодательных актах понятия "прокурор" как участника производства по делам об административных правонарушениях, поскольку этим термином охватывается достаточно широкий круг должностных лиц органов прокуратуры. Непосредственным результатом проведенного исследования являются предложенные автором новые формулировки положений статей в названные законодательные акты.
Винокуров А.Ю. - К вопросу об идентификации понятия "прокурор" при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях c. 665-672

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.65176

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи выступают общественные правоотношения, складывающиеся в процессе применения прокурорами положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепляющих полномочия прокуроров как участников производства по делам об административных правонарушениях. Автором анализируется смысловой характер понятия "прокурор" в контексте применения должностными лицами органов прокуратуры конкретно обозначенных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий как при реализации функции прокурорского надзора за исполнением законов при применении органами административной юрисдикции мер административного воздействия, так и в рамках участия прокуроров в рассмотрении дел об административных правонарушениях. Делается вывод о необходимости внесения корректив в действующее законодательство и предлагаются конкретные формулировки новелл. В процессе работы над статьей автором использованы в основном логический метод и метод сравнительного правоведения в контексте сопоставления положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Научная новизна статьи заключается в том, что автором проведен глубокий анализ норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которых упоминается о прокуроре как должностным лице, а также корреспондирующих им положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в результате чего сделан вывод о необходимости более четкого определения в рассмотренных законодательных актах понятия "прокурор" как участника производства по делам об административных правонарушениях, поскольку этим термином охватывается достаточно широкий круг должностных лиц органов прокуратуры. Непосредственным результатом проведенного исследования являются предложенные автором новые формулировки положений статей в названные законодательные акты.
Волченко Т.И. - О совершенствовании административно-правового механизма международного сотрудничества таможенных органов Российской Федерации при производстве по делам об административных правонарушениях

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.12209

Аннотация: В статье рассматриваются новации административно-правового регулирования международного сотрудничества таможенных органов Российской Федерации при производстве по делам об административных правонарушениях, обусловленные дополнением текста КоАП РФ главой 29.1 «Правовая помощь по делам об административных правонарушениях». Автор обращает внимание на отсутствие легальной дефиниции понятия «правовая помощь по делам об административных правонарушениях», в связи с чем, с целью научной разработки определения данного понятия, анализирует понятия международной правовой помощи и правовой помощи по уголовным делам. В статье также обозначаются причины законодательного закрепления данной формы межгосударственного сотрудничества при производстве по делам об административных правонарушениях. Помимо этого, проанализированы особенности оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях применительно к деятельности таможенных органов Российской Федерации. Методологической базой исследования является диалектический материализм и основанная на нем система общенаучных и частнонаучных методов, в том числе: формально-логический метод, системный метод, метод сравнительного правоведения и др. Автором дано определение понятия «правовая помощь по делам об административных правонарушениях», предложено ввести в научный оборот понятие «правовая помощь при ведении таможенными органами Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях». Кроме того, на основании проведенного исследования сформулирован вывод о том, что оказание правовой помощи по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса (производства по делу об административном правонарушении) в деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Волченко Т.И. - О совершенствовании административно-правового механизма международного сотрудничества таможенных органов Российской Федерации при производстве по делам об административных правонарушениях c. 673-679

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.65177

Аннотация: В статье рассматриваются новации административно-правового регулирования международного сотрудничества таможенных органов Российской Федерации при производстве по делам об административных правонарушениях, обусловленные дополнением текста КоАП РФ главой 29.1 «Правовая помощь по делам об административных правонарушениях». Автор обращает внимание на отсутствие легальной дефиниции понятия «правовая помощь по делам об административных правонарушениях», в связи с чем, с целью научной разработки определения данного понятия, анализирует понятия международной правовой помощи и правовой помощи по уголовным делам. В статье также обозначаются причины законодательного закрепления данной формы межгосударственного сотрудничества при производстве по делам об административных правонарушениях. Помимо этого, проанализированы особенности оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях применительно к деятельности таможенных органов Российской Федерации. Методологической базой исследования является диалектический материализм и основанная на нем система общенаучных и частнонаучных методов, в том числе: формально-логический метод, системный метод, метод сравнительного правоведения и др. Автором дано определение понятия «правовая помощь по делам об административных правонарушениях», предложено ввести в научный оборот понятие «правовая помощь при ведении таможенными органами Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях». Кроме того, на основании проведенного исследования сформулирован вывод о том, что оказание правовой помощи по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса (производства по делу об административном правонарушении) в деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Бабаян К.А. - Принципы доказывания в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.12202

Аннотация: Предмет исследования составляют совокупность норм права, теоретические положения, а также аспекты практической деятельности, определяющие принципы доказательственной деятельности должностных лиц таможенных органов в производстве по делам об административных правонарушениях. В предмет исследования входят как нормы административно-процессуального права, так и нормы материального права, которыми урегулированы отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Теоретическую основу исследования составили положения теории доказывания, административного процесса, иных процессуальных отраслей права, а также таможенного права. В статье также рассмотрены некоторые аспекты правоприменительной деятельности структурных подразделений и должностных лиц таможенных органов, участвующих в процессе доказывания по делам об административных правонарушениях. В процессе исследования был использован диалектический метод научного познания, отражающий взаимосвязь теории и практики; общетеоретические методы: дедукции, анализа, синтеза, аналогии. Применён сравнительно-правовой метод познания. Вопросы, связанные с принципами процессуального доказывания по делам об административных правонарушениях, отнесённых к компетенции таможенных органов, до настоящего времени не являлись предметом самостоятельного исследования. Выводы: - приведена классификация принципов административно-процессуального доказывания с учётом специфики административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов; - наличие состязательности в процессе доказывания в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов связано с судебным доказыванием (рассмотрением дел о сокрытии товаров от таможенного контроля (ч. 2 ст. 16.1 КоАП России), обжалованием в судебном порядке решений таможенных органов по делам об административных правонарушениях); - необходимо уточнить перечень лиц, в отношении которых действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности; - предложено нормативно закрепить принцип справедливости в части вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях; - необходимо расширить компетенцию таможенных органов по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях порядка осуществления международных автомобильных перевозок через Государственную границу Российской Федерации; - следует уточнить процессуальный статус представителя организации или индивидуального предпринимателя при осуществлении осмотра помещений и территорий и находящихся там вещей и документов; - в связи с осуществлением таможенными органами различных видов государственного контроля (надзора) к полученным в результате доказательствам предъявляются требования, аналогичные предъявляемым к типовым доказательствам по делам об административных правонарушениях.
Бабаян К.А. - Принципы доказывания в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов c. 680-688

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.65178

Аннотация: Предмет исследования составляют совокупность норм права, теоретические положения, а также аспекты практической деятельности, определяющие принципы доказательственной деятельности должностных лиц таможенных органов в производстве по делам об административных правонарушениях. В предмет исследования входят как нормы административно-процессуального права, так и нормы материального права, которыми урегулированы отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Теоретическую основу исследования составили положения теории доказывания, административного процесса, иных процессуальных отраслей права, а также таможенного права. В статье также рассмотрены некоторые аспекты правоприменительной деятельности структурных подразделений и должностных лиц таможенных органов, участвующих в процессе доказывания по делам об административных правонарушениях. В процессе исследования был использован диалектический метод научного познания, отражающий взаимосвязь теории и практики; общетеоретические методы: дедукции, анализа, синтеза, аналогии. Применён сравнительно-правовой метод познания. Вопросы, связанные с принципами процессуального доказывания по делам об административных правонарушениях, отнесённых к компетенции таможенных органов, до настоящего времени не являлись предметом самостоятельного исследования. Выводы: - приведена классификация принципов административно-процессуального доказывания с учётом специфики административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов; - наличие состязательности в процессе доказывания в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов связано с судебным доказыванием (рассмотрением дел о сокрытии товаров от таможенного контроля (ч. 2 ст. 16.1 КоАП России), обжалованием в судебном порядке решений таможенных органов по делам об административных правонарушениях); - необходимо уточнить перечень лиц, в отношении которых действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности; - предложено нормативно закрепить принцип справедливости в части вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях; - необходимо расширить компетенцию таможенных органов по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях порядка осуществления международных автомобильных перевозок через Государственную границу Российской Федерации; - следует уточнить процессуальный статус представителя организации или индивидуального предпринимателя при осуществлении осмотра помещений и территорий и находящихся там вещей и документов; - в связи с осуществлением таможенными органами различных видов государственного контроля (надзора) к полученным в результате доказательствам предъявляются требования, аналогичные предъявляемым к типовым доказательствам по делам об административных правонарушениях.
Управленческое право
Тюлегенов А.Э. - Муниципальная демократия как механизм реализации местного самоуправления

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.12241

Аннотация: В статье проанализированы подходы к определению и содержанию муниципальной демократии в России, представлено соотношение муниципальной демократии и местного самоуправления, а также определены формы непосредственной демократии, обеспечивающие наиболее полное участие народа в управлении общественной жизнью. Предметом исследования служат органы местного самоуправления как основа становления и развития институтов муниципальной декларации, а объектом – политическая связь общества в условиях развития правового государства. Методологией изучения проблемы явятся анализ положений конституции РФ, а также сопоставления мнений ученых правоведов по исследованной теме. На основе изученных материалов делался вывод, что необходимо умело сочетать обе формы декларации. С учетом изложенных представлений обоснованным видится следующий итог: целью муниципальной демократии как механизма реализации местного самоуправления является развитие народовластия, широкое распространение проявлений гражданской инициативы, включение населения муниципального образования в процесс управления местными делами. Граждане должны иметь право на осуществление местного самоуправления во всем его содержании, а именно, во всех муниципальных образованиях на территории проживания населения, во всех сферах местной жизни. Статья может иметь и практическую значимость в правоведении и политике направленной на развитие народной власти, участия граждан на региональном уровне в активной политической жизни.
Тюлегенов А.Э. - Муниципальная демократия как механизм реализации местного самоуправления c. 689-695

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.65179

Аннотация: В статье проанализированы подходы к определению и содержанию муниципальной демократии в России, представлено соотношение муниципальной демократии и местного самоуправления, а также определены формы непосредственной демократии, обеспечивающие наиболее полное участие народа в управлении общественной жизнью. Предметом исследования служат органы местного самоуправления как основа становления и развития институтов муниципальной декларации, а объектом – политическая связь общества в условиях развития правового государства. Методологией изучения проблемы явятся анализ положений конституции РФ, а также сопоставления мнений ученых правоведов по исследованной теме. На основе изученных материалов делался вывод, что необходимо умело сочетать обе формы декларации. С учетом изложенных представлений обоснованным видится следующий итог: целью муниципальной демократии как механизма реализации местного самоуправления является развитие народовластия, широкое распространение проявлений гражданской инициативы, включение населения муниципального образования в процесс управления местными делами. Граждане должны иметь право на осуществление местного самоуправления во всем его содержании, а именно, во всех муниципальных образованиях на территории проживания населения, во всех сферах местной жизни. Статья может иметь и практическую значимость в правоведении и политике направленной на развитие народной власти, участия граждан на региональном уровне в активной политической жизни.
Критика и библиография
Харитонов А.Н. - Рецензия на книгу: Н.А. Коломытцев, О.Н. Коломытцева Современные проблемы общественного контроля в России: монография. – СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург). 2014. – 220 с.

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.12076

Аннотация: В монографии отмечается, что конституционные права и свободы человека и гражданина нуждаются в эффективных механизмах их реализации, без которых само существование и законодательное закрепление прав и свобод становится правовой фикцией. Эффективность решения проблем обеспечения прав и свобод человека и гражданина в России зависит не только от усилий государства, но и активизации деятельности формирующихся институтов гражданского общества, помогающих государственным органам власти разрешать самые сложные задачи в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Актуальность проблемы заключается и в том, что контроль является неотъемлемой частью каждого государства на любом этапе его исторического развития. Объективная необходимость такого института убедительно доказана историей всех типов и форм государств. Просматривается прямая зависимость стабильности и эффективности государственной власти от действенности контроля, в том числе со стороны общественности. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Следует отметить настойчивость авторов по обоснованию тезиса о том, что проблема эффективности входит в число сложных и привлекает к себе внимание ученых и практиков. Изучение законодательства и литературных источников способствовало формулировке понятия эффективности общественного контроля как достижение поставленных перед ним целей и задач, фактического позитивного результата его осуществления в механизме государства и государственной политики (с. 138). Это понятие неразрывно связано с различными факторами и заслуживает поддержки. Расширительная трактовка эффективности обусловила выделение разновидностей контроля. Учет такого критерия имеет определенное значение в реализации общественного контроля в России.
Харитонов А.Н. - Рецензия на книгу: Н.А. Коломытцев, О.Н. Коломытцева Современные проблемы общественного контроля в России: монография. – СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург). 2014. – 220 с. c. 696-699

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.65180

Аннотация: В монографии отмечается, что конституционные права и свободы человека и гражданина нуждаются в эффективных механизмах их реализации, без которых само существование и законодательное закрепление прав и свобод становится правовой фикцией. Эффективность решения проблем обеспечения прав и свобод человека и гражданина в России зависит не только от усилий государства, но и активизации деятельности формирующихся институтов гражданского общества, помогающих государственным органам власти разрешать самые сложные задачи в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Актуальность проблемы заключается и в том, что контроль является неотъемлемой частью каждого государства на любом этапе его исторического развития. Объективная необходимость такого института убедительно доказана историей всех типов и форм государств. Просматривается прямая зависимость стабильности и эффективности государственной власти от действенности контроля, в том числе со стороны общественности. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Следует отметить настойчивость авторов по обоснованию тезиса о том, что проблема эффективности входит в число сложных и привлекает к себе внимание ученых и практиков. Изучение законодательства и литературных источников способствовало формулировке понятия эффективности общественного контроля как достижение поставленных перед ним целей и задач, фактического позитивного результата его осуществления в механизме государства и государственной политики (с. 138). Это понятие неразрывно связано с различными факторами и заслуживает поддержки. Расширительная трактовка эффективности обусловила выделение разновидностей контроля. Учет такого критерия имеет определенное значение в реализации общественного контроля в России.
Административное и муниципальное право и проблемы миграции
Хакимов Т.У. - О некоторых исторических тенденциях становления и развития законодательства об административно-правовом режиме пребывания иностранцев на территории России

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.12275

Аннотация: Административно-правовые аспекты пребывания иностранных граждан на территории России традиционно вызывают интерес у современных исследователей. Однако в правовой литературе констатируется недостаток работ, посвященных комплексному анализу соответствующего административно-правового режима. В связи с этим представляет интерес анализ некоторых тенденций становления и развития законодательства об административно-правовом режиме пребывания иностранцев на территории России, что позволит выявить основные исторические векторы развития данного административно-правового режима в нашей стране, взаимосвязь истории и современности, неизбежно влияющую на сегодняшние правовые акценты в данной сфере посредством механизмов национального правового социокода и национального правосознания. В настоящей статье рассматриваются основные этапы становления и развития законодательства об административно-правовом режиме пребывания иностранцев на территории России и выявляются некоторые исторические закономерности, позволяющие констатировать «маятникообразное» изменение векторов административно-правовой политики государства в данной сфере. С целью обеспечения внутренней и внешней безопасности, защиты своих граждан о возможных угроз, современное суверенное государство не только вправе, но и обязано осуществлять контроль за пребывающими на ее территории иностранными гражданами, позволяющий обеспечить неукоснительное соблюдение ими законности и правопорядка, вводя с этой целью разумный административно-правовой режим пребывания иностранцев, а также изменять данный режим, в соответствии с потребностями исторического момента, коренными интересами государства и его граждан.
Хакимов Т.У. - О некоторых исторических тенденциях становления и развития законодательства об административно-правовом режиме пребывания иностранцев на территории России c. 700-706

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.65181

Аннотация: Административно-правовые аспекты пребывания иностранных граждан на территории России традиционно вызывают интерес у современных исследователей. Однако в правовой литературе констатируется недостаток работ, посвященных комплексному анализу соответствующего административно-правового режима. В связи с этим представляет интерес анализ некоторых тенденций становления и развития законодательства об административно-правовом режиме пребывания иностранцев на территории России, что позволит выявить основные исторические векторы развития данного административно-правового режима в нашей стране, взаимосвязь истории и современности, неизбежно влияющую на сегодняшние правовые акценты в данной сфере посредством механизмов национального правового социокода и национального правосознания. В настоящей статье рассматриваются основные этапы становления и развития законодательства об административно-правовом режиме пребывания иностранцев на территории России и выявляются некоторые исторические закономерности, позволяющие констатировать «маятникообразное» изменение векторов административно-правовой политики государства в данной сфере. С целью обеспечения внутренней и внешней безопасности, защиты своих граждан о возможных угроз, современное суверенное государство не только вправе, но и обязано осуществлять контроль за пребывающими на ее территории иностранными гражданами, позволяющий обеспечить неукоснительное соблюдение ими законности и правопорядка, вводя с этой целью разумный административно-правовой режим пребывания иностранцев, а также изменять данный режим, в соответствии с потребностями исторического момента, коренными интересами государства и его граждан.
Государственная и муниципальная служба и проблемы противодействия коррупции
Кузнецова О.А., Абрамов Г.Ф. - К вопросу о предупреждающих мероприятиях в сфере противодействия коррупции: эффективность, перспективность, проблематичность

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.12085

Аннотация: Предметом данного исследования является совокупность норм российского уголовного, уголовно-процессуального, налогового, финансового и иного права, регламентирующих охрану общественных отношений, уголовную ответственность за должностные преступления коррупционной направленности. А также меры специальной (криминологической) профилактики, направленные именно на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, исправление лиц, могущих совершить или уже совершивших преступления. Статья посвящена анализу предупреждающих мер в сфере противодействия коррупции с учетом критериев, влияющих на их эффективность и перспективность. Методологической основой явились общие приемы исследования должностных преступлений коррупционной направленности, как социально-правового явления. В работе использовались общенаучные методы: дедукция и индукция, анализ и синтез, а также частные научные методы исследования: сравнительно-правовой, системно-структурный и статистический. Научная новизна заключается, прежде всего, в научном обосновании автором необходимости разработки предупреждающих мероприятий в сфере противодействия преступлений коррупционной направленности. Авторами предпринимается попытка раскрыть ряд проблемных аспектов предупреждающей (профилактической) деятельности, приводятся аргументированные суждения и предложения по совершенствованию правовых норм, направленных на минимизацию, и в конечном итоге искоренение коррупционных составляющих современного общества.
Кузнецова О.А., Абрамов Г.Ф. - К вопросу о предупреждающих мероприятиях в сфере противодействия коррупции: эффективность, перспективность, проблематичность c. 707-716

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.65182

Аннотация: Предметом данного исследования является совокупность норм российского уголовного, уголовно-процессуального, налогового, финансового и иного права, регламентирующих охрану общественных отношений, уголовную ответственность за должностные преступления коррупционной направленности. А также меры специальной (криминологической) профилактики, направленные именно на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, исправление лиц, могущих совершить или уже совершивших преступления. Статья посвящена анализу предупреждающих мер в сфере противодействия коррупции с учетом критериев, влияющих на их эффективность и перспективность. Методологической основой явились общие приемы исследования должностных преступлений коррупционной направленности, как социально-правового явления. В работе использовались общенаучные методы: дедукция и индукция, анализ и синтез, а также частные научные методы исследования: сравнительно-правовой, системно-структурный и статистический. Научная новизна заключается, прежде всего, в научном обосновании автором необходимости разработки предупреждающих мероприятий в сфере противодействия преступлений коррупционной направленности. Авторами предпринимается попытка раскрыть ряд проблемных аспектов предупреждающей (профилактической) деятельности, приводятся аргументированные суждения и предложения по совершенствованию правовых норм, направленных на минимизацию, и в конечном итоге искоренение коррупционных составляющих современного общества.
Публичное право: новые проблемы и реалии
Магомедова П.Р. - Равенство в доктрине конституционализма

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.11463

Аннотация: Целью настоящей статьи является проведение конституционно-правового анализа принципа равенства и на этой основе выявление его места в доктрине российского конституционализма. В статье рассматриваются различные точки зрения российских конституционалистов по проблемам понимания сущности и правовой природы принципа равенства. Исследуются различные аспекты данного принципа - юридическое равенство (равноправие), формальное и фактическое равенство. Принцип равенства исследуется в системной взаимосвязи с понятиями права (как в объективном, так и в субъективном смыслах), а также свободы и справедливости. При написании статьи автором были использованы следующие общетеоретические и специальные методы научного познания: анализ, синтез; логический, системно-структурный подходы; метод аналитического толкования правовых норм. Их применение позволило исследовать принцип равенства во взаимосвязях и взаимозависимостях, выявить определенные тенденции и сформулировать обобщения. Самостоятельное значение имел формально-юридический метод, позволивший с помощью правил юридической техники и формальной логики проанализировать доктринальные воззрения конституционалистов на принцип равенства и их реализацию в нормативных источниках. В результате проведенного исследования автором сделан вывод о том, что идея равенства является одной из ключевых ценностей конституционализма, а ее формализованность в качестве конституционного принципа равноправия предполагает высшую юридическую силу, прямое действие и обеспечение со стороны государства. Кроме того, автором установлено, что юридическая доктрина представляет конституционализм как целостную систему ценностей, существующих в органическом единстве, что обусловливает взаимосвязь между обеспечением конституционного принципа равенства и уровнем развития конституционализма в целом. Сделанные автором выводы могут быть использованы в ходе дальнейших научных исследований в области конституционного права, а также в учебном процессе в ходе преподавания учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации».
Магомедова П.Р. - Равенство в доктрине конституционализма c. 717-722

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.65183

Аннотация: Целью настоящей статьи является проведение конституционно-правового анализа принципа равенства и на этой основе выявление его места в доктрине российского конституционализма. В статье рассматриваются различные точки зрения российских конституционалистов по проблемам понимания сущности и правовой природы принципа равенства. Исследуются различные аспекты данного принципа - юридическое равенство (равноправие), формальное и фактическое равенство. Принцип равенства исследуется в системной взаимосвязи с понятиями права (как в объективном, так и в субъективном смыслах), а также свободы и справедливости. При написании статьи автором были использованы следующие общетеоретические и специальные методы научного познания: анализ, синтез; логический, системно-структурный подходы; метод аналитического толкования правовых норм. Их применение позволило исследовать принцип равенства во взаимосвязях и взаимозависимостях, выявить определенные тенденции и сформулировать обобщения. Самостоятельное значение имел формально-юридический метод, позволивший с помощью правил юридической техники и формальной логики проанализировать доктринальные воззрения конституционалистов на принцип равенства и их реализацию в нормативных источниках. В результате проведенного исследования автором сделан вывод о том, что идея равенства является одной из ключевых ценностей конституционализма, а ее формализованность в качестве конституционного принципа равноправия предполагает высшую юридическую силу, прямое действие и обеспечение со стороны государства. Кроме того, автором установлено, что юридическая доктрина представляет конституционализм как целостную систему ценностей, существующих в органическом единстве, что обусловливает взаимосвязь между обеспечением конституционного принципа равенства и уровнем развития конституционализма в целом. Сделанные автором выводы могут быть использованы в ходе дальнейших научных исследований в области конституционного права, а также в учебном процессе в ходе преподавания учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации».
Актуальная проблема
Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В. - Реформирование высшего образования: кластерный подход

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.12246

Аннотация: Перед отечественными вузами остро стоит проблема внедрения инноваций в условиях зарождающегося инновационного типа экономики, которые способны сделать вузы более конкурентоспособным и сформировать положительную национальную конкурентоспособность. Современная система образования находится в последние годы в постоянном реформировании и обновлении. По крайней мере, об этом много говорят и пишут. На повестке дня разрушение не только технического образования, но и гуманитарного. Кризис очевиден. Поступательная, временами скачкообразная реформа высшего образования в стране, в конечном счете, должна привести к позитивным результатам. Однако непродуманность, отсутствие экспертной базы в случае слияния зачастую разнородных ВУЗов для создания федеральных, национальных или исследовательских университетов, т.е. градация, на мой взгляд, покоящаяся на весьма зыбких основаниях, вряд ли приведет к конструктивным результатам. В ходе проведения научного исследования проблемы создания кластерной системы высшего образования в современной России авторами статьи использовались современные общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, социологический, историко-юридический, аксиоматический, метод сравнительного правоведения, анализа документов и т.д. Их применение в сочетании с последними достижениями юридической, философской, политологической и социологической мысли позволило выявить и проанализировать социально-правовую природу института образования как части культуры, а также выявить основные направления модернизации системы высшего образования в Российской Федерации. Суть предлагаемой реформы заключается в следующем - создание кластерной системы высшего технического образования в стране. В целом следует одобрить укрупнение отраслевых вузов, однако данный процесс нуждается в корректировке – необходимо не просто укрупнять, но продуманно создавать кластерные системы, в которых укрупненные отраслевые вузы не будут сами по себе, но станут в условиях инновационной экономики России неотъемлемой частью единого технологического проекта, цель которого – логично объединить все этапы научного знания и производства, например: а) наращивание базы знаний и обеспечение мирового уровня научных исследований и разработок в сфере прорывных технологий путем развития университета как исследовательского центра, осуществляющего эффективную интеграцию образования и научных исследований; б) написание конкретных образовательных программ, по которым будет проходить обучение будущих специалистов, кроме того, диалог с основными работодателями, включая анкетирование, проведение семинаров, конференций и заседаний экспертных групп; в) воспроизводство высокопрофессиональных кадров (под конкретные виды деятельности производства, на конкретные рабочие места), которые займутся созданием и распространением конкурентоспособных технологий. Представляется, что аналогичную систему кластерных ВУЗов вполне возможно применить для подготовки специалистов в агропромышленном комплексе. Например: Сельскохозяйственный ВУЗ - специализация растениеводство - ВУЗ по подготовке специалистов пищевой промышленности; Сельскохозяйственный ВУЗ - специализация растениеводство - текстильный ВУЗ - ВУЗ по подготовке специалистов в области швейной промышленности; Сельскохозяйственный ВУЗ - специализация в области животноводства - ВУЗ по подготовке специалистов мясо-молочной промышленности; Сельскохозяйственный ВУЗ - специализация в области животноводства - ВУЗ по подготовке специалистов кожевенной, обувной и кожгалантерейной промышленности. Все перечисленные ВУЗы создаются с той же целью, что и в геолого-горно-металлургической академии. Вместе с тем, удастся сохранить бесценные составляющие ВУЗов: их учебный и научный потенциал, т.е. школы, который сложились на протяжении многих лет, в том числе, поэтому эффективно работающие.
Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В. - Реформирование высшего образования: кластерный подход c. 723-732

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.7.65184

Аннотация: Перед отечественными вузами остро стоит проблема внедрения инноваций в условиях зарождающегося инновационного типа экономики, которые способны сделать вузы более конкурентоспособным и сформировать положительную национальную конкурентоспособность. Современная система образования находится в последние годы в постоянном реформировании и обновлении. По крайней мере, об этом много говорят и пишут. На повестке дня разрушение не только технического образования, но и гуманитарного. Кризис очевиден. Поступательная, временами скачкообразная реформа высшего образования в стране, в конечном счете, должна привести к позитивным результатам. Однако непродуманность, отсутствие экспертной базы в случае слияния зачастую разнородных ВУЗов для создания федеральных, национальных или исследовательских университетов, т.е. градация, на мой взгляд, покоящаяся на весьма зыбких основаниях, вряд ли приведет к конструктивным результатам. В ходе проведения научного исследования проблемы создания кластерной системы высшего образования в современной России авторами статьи использовались современные общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, социологический, историко-юридический, аксиоматический, метод сравнительного правоведения, анализа документов и т.д. Их применение в сочетании с последними достижениями юридической, философской, политологической и социологической мысли позволило выявить и проанализировать социально-правовую природу института образования как части культуры, а также выявить основные направления модернизации системы высшего образования в Российской Федерации. Суть предлагаемой реформы заключается в следующем - создание кластерной системы высшего технического образования в стране. В целом следует одобрить укрупнение отраслевых вузов, однако данный процесс нуждается в корректировке – необходимо не просто укрупнять, но продуманно создавать кластерные системы, в которых укрупненные отраслевые вузы не будут сами по себе, но станут в условиях инновационной экономики России неотъемлемой частью единого технологического проекта, цель которого – логично объединить все этапы научного знания и производства, например: а) наращивание базы знаний и обеспечение мирового уровня научных исследований и разработок в сфере прорывных технологий путем развития университета как исследовательского центра, осуществляющего эффективную интеграцию образования и научных исследований; б) написание конкретных образовательных программ, по которым будет проходить обучение будущих специалистов, кроме того, диалог с основными работодателями, включая анкетирование, проведение семинаров, конференций и заседаний экспертных групп; в) воспроизводство высокопрофессиональных кадров (под конкретные виды деятельности производства, на конкретные рабочие места), которые займутся созданием и распространением конкурентоспособных технологий. Представляется, что аналогичную систему кластерных ВУЗов вполне возможно применить для подготовки специалистов в агропромышленном комплексе. Например: Сельскохозяйственный ВУЗ - специализация растениеводство - ВУЗ по подготовке специалистов пищевой промышленности; Сельскохозяйственный ВУЗ - специализация растениеводство - текстильный ВУЗ - ВУЗ по подготовке специалистов в области швейной промышленности; Сельскохозяйственный ВУЗ - специализация в области животноводства - ВУЗ по подготовке специалистов мясо-молочной промышленности; Сельскохозяйственный ВУЗ - специализация в области животноводства - ВУЗ по подготовке специалистов кожевенной, обувной и кожгалантерейной промышленности. Все перечисленные ВУЗы создаются с той же целью, что и в геолого-горно-металлургической академии. Вместе с тем, удастся сохранить бесценные составляющие ВУЗов: их учебный и научный потенциал, т.е. школы, который сложились на протяжении многих лет, в том числе, поэтому эффективно работающие.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.