Статья 'Реформирование высшего образования: кластерный подход' - журнал 'Административное и муниципальное право' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Административное и муниципальное право
Правильная ссылка на статью:

Реформирование высшего образования: кластерный подход

Грудцына Людмила Юрьевна

доктор юридических наук

профессор, кафедра Гражданское право, Финансовый университет при Правительстве РФ

111397, Россия, г. Москва, ул. Зеленый Проспект, 22, оф. 302

Grudtsina Ludmila Yurievna

Doctor of Law

Professor of the Department of Civil Law at Financial University under the Government of the Russian Federation

111397, Russia, g. Moscow, ul. Zelenyi Prospekt, 22, of. 302

ludmilagr@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Лагуткин Александр Владимирович

доктор юридических наук

председатель отделения проблем управления РАЕН, Российская академия естественных наук

117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 8

Lagutkin Aleksandr Vladimirovich

Doctor of Law

117105, g. Moscow, Varshavskoe shosse, d. 8

a-lagutkin@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0595.2014.7.12246

Дата направления статьи в редакцию:

06-07-2014


Дата публикации:

20-07-2014


Аннотация: Перед отечественными вузами остро стоит проблема внедрения инноваций в условиях зарождающегося инновационного типа экономики, которые способны сделать вузы более конкурентоспособным и сформировать положительную национальную конкурентоспособность. Современная система образования находится в последние годы в постоянном реформировании и обновлении. По крайней мере, об этом много говорят и пишут. На повестке дня разрушение не только технического образования, но и гуманитарного. Кризис очевиден. Поступательная, временами скачкообразная реформа высшего образования в стране, в конечном счете, должна привести к позитивным результатам. Однако непродуманность, отсутствие экспертной базы в случае слияния зачастую разнородных ВУЗов для создания федеральных, национальных или исследовательских университетов, т.е. градация, на мой взгляд, покоящаяся на весьма зыбких основаниях, вряд ли приведет к конструктивным результатам. В ходе проведения научного исследования проблемы создания кластерной системы высшего образования в современной России авторами статьи использовались современные общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, социологический, историко-юридический, аксиоматический, метод сравнительного правоведения, анализа документов и т.д. Их применение в сочетании с последними достижениями юридической, философской, политологической и социологической мысли позволило выявить и проанализировать социально-правовую природу института образования как части культуры, а также выявить основные направления модернизации системы высшего образования в Российской Федерации. Суть предлагаемой реформы заключается в следующем - создание кластерной системы высшего технического образования в стране. В целом следует одобрить укрупнение отраслевых вузов, однако данный процесс нуждается в корректировке – необходимо не просто укрупнять, но продуманно создавать кластерные системы, в которых укрупненные отраслевые вузы не будут сами по себе, но станут в условиях инновационной экономики России неотъемлемой частью единого технологического проекта, цель которого – логично объединить все этапы научного знания и производства, например: а) наращивание базы знаний и обеспечение мирового уровня научных исследований и разработок в сфере прорывных технологий путем развития университета как исследовательского центра, осуществляющего эффективную интеграцию образования и научных исследований; б) написание конкретных образовательных программ, по которым будет проходить обучение будущих специалистов, кроме того, диалог с основными работодателями, включая анкетирование, проведение семинаров, конференций и заседаний экспертных групп; в) воспроизводство высокопрофессиональных кадров (под конкретные виды деятельности производства, на конкретные рабочие места), которые займутся созданием и распространением конкурентоспособных технологий. Представляется, что аналогичную систему кластерных ВУЗов вполне возможно применить для подготовки специалистов в агропромышленном комплексе. Например: Сельскохозяйственный ВУЗ - специализация растениеводство - ВУЗ по подготовке специалистов пищевой промышленности; Сельскохозяйственный ВУЗ - специализация растениеводство - текстильный ВУЗ - ВУЗ по подготовке специалистов в области швейной промышленности; Сельскохозяйственный ВУЗ - специализация в области животноводства - ВУЗ по подготовке специалистов мясо-молочной промышленности; Сельскохозяйственный ВУЗ - специализация в области животноводства - ВУЗ по подготовке специалистов кожевенной, обувной и кожгалантерейной промышленности. Все перечисленные ВУЗы создаются с той же целью, что и в геолого-горно-металлургической академии. Вместе с тем, удастся сохранить бесценные составляющие ВУЗов: их учебный и научный потенциал, т.е. школы, который сложились на протяжении многих лет, в том числе, поэтому эффективно работающие.


Ключевые слова:

образовательный кластер, высшее образование, кластерная система, исследовательский университет, высшее техническое образование, реформа образования, национальный университет, горный университет, сельскохозяйственный вуз, инновации в образовании

Библиография
1. Асадуллин Р.М. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе //Аккредитация в образовании. – 2009.-№ 32. – С. 16-18.
2. Вознесенская Е.Д. Чередниченко Г.А. Высшее образование в профессиональных траекториях молодых рабочих // Вопросы образования. 2012. № 4. С. 40-41.
3. Гаврилова О.Е., Шагеева Ф.Т., Никитина Л.Л. К вопросу о подготовке специалистов-конструкторов швейного производства в условиях образовательного кластера.-[электронный ресурс]. URL: http://conference.kemsu.ru/ GetDocsFile?id=13537&table= papers_file&type=0&conn=confDB (дата обращения 02.01.2010г.).
4. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Альманах «Восток». – 2007. – Вып.1. – [электронный ресурс]. URL: http://www.situation.ru/app/j_artp_1178.htm.
5. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России / Автореф. дисс... докт. юрид. наук / Российский университет дружбы народов (РУДН). Москва, 2009.
6. Грудцына Л.Ю. Реформирование системы аттестации научных и научно-педагогических кадров: некоторые предложения // Государство и право. 2013. № 3. С. 5-19.
7. Зернов В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России // Высшее образование в России. – 2008.-№ 1. – С.12-22.
8. Капелюшников Р.И. Ценится ли на российском рынке человеческий капитал? (http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0193/tema01.php).
9. Карамурзов Б.С. Непрерывное профессиональное образование в университетском комплексе // Высшее образование в России. – 2009.-№ 5. – С.27-41.
10. Квадрициус Н.В. Двухуровневая система высшего образования: Оценка с позиций теории человеческого капитала// Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2006. Вып. 4. С. 151-156.
11. Лагуткин А.В. Вузы экстра-класстера // Московский Комсомолец. 2012. № 26130. 28 декабря.
12. Лагуткин А.В., Грудцына Л.Ю. Гражданское общество в современной России: проблемы роста // Представительная власть-XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 2-3. С. 6-10.
13. Лапыгин Д.Ю., Корецкий Г.А. Контуры регионального образовательного кластера. // Экономика региона. – 2007.-№ 18.-С. 25.
14. Портер М. Конкуренция. М.: Издат. дом «Вильяме», 2003.
15. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе. Монография. – Казань: РИЦ «Школа», 2010. – С. 5-6.
16. Трушников Д.Ю., Трушникова В.И. Воспитание в условиях университетского кластера и ценностные студенчества: Статья. [электронный ресурс]. URL: http:// conference.tsogu.ru/static/articles/2009/01/__.doc (дата обращения 04.01.2010г.).
17. Филиппов П. Кластеры конкурентоспособности // Эксперт Северо-Запад.-№ 43 (152) от 17 ноября 2003 года.
18. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5.
19. Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01.-Казань, 2008.-253 с.
20. Човган И.В. Анализ влияния процесса глобализации на обеспечение национальной безопасности государства в сфере высшего образования // NB: Вопросы права и политики. - 2013. - 5. - C. 135 - 149. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.5.739. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_739.html
21. Е. Н. Щербак Правовые проблемы государственного управления в области высшего образования в России в контексте развития образовательного рынка и глобализации // Политика и Общество. - 2011. - 12. - C. 45 - 49.
References
1. Asadullin R.M. Integratsiya kak novaya forma sopryazheniya obrazovaniya, nauki i praktiki v regione //Akkreditatsiya v obrazovanii. – 2009.-№ 32. – S. 16-18.
2. Voznesenskaya E.D. Cherednichenko G.A. Vysshee obrazovanie v professional'nykh traektoriyakh molodykh rabochikh // Voprosy obrazovaniya. 2012. № 4. S. 40-41.
3. Gavrilova O.E., Shageeva F.T., Nikitina L.L. K voprosu o podgotovke spetsialistov-konstruktorov shveinogo proizvodstva v usloviyakh obrazovatel'nogo klastera.-[elektronnyi resurs]. URL: http://conference.kemsu.ru/ GetDocsFile?id=13537&table= papers_file&type=0&conn=confDB (data obrashcheniya 02.01.2010g.).
4. Gromyko Yu.V. Chto takoe klastery i kak ikh sozdavat'? // Al'manakh «Vostok». – 2007. – Vyp.1. – [elektronnyi resurs]. URL: http://www.situation.ru/app/j_artp_1178.htm.
5. Grudtsyna L.Yu. Gosudarstvenno-pravovoi mekhanizm formirovaniya i podderzhki institutov grazhdanskogo obshchestva v Rossii / Avtoref. diss... dokt. yurid. nauk / Rossiiskii universitet druzhby narodov (RUDN). Moskva, 2009.
6. Grudtsyna L.Yu. Reformirovanie sistemy attestatsii nauchnykh i nauchno-pedagogicheskikh kadrov: nekotorye predlozheniya // Gosudarstvo i pravo. 2013. № 3. S. 5-19.
7. Zernov V. Vysshee obrazovanie kak resurs innovatsionnogo razvitiya Rossii // Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2008.-№ 1. – S.12-22.
8. Kapelyushnikov R.I. Tsenitsya li na rossiiskom rynke chelovecheskii kapital? (http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0193/tema01.php).
9. Karamurzov B.S. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie v universitetskom komplekse // Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2009.-№ 5. – S.27-41.
10. Kvadritsius N.V. Dvukhurovnevaya sistema vysshego obrazovaniya: Otsenka s pozitsii teorii chelovecheskogo kapitala// Vestnik SPbGU. Ser. 5. 2006. Vyp. 4. S. 151-156.
11. Lagutkin A.V. Vuzy ekstra-klasstera // Moskovskii Komsomolets. 2012. № 26130. 28 dekabrya.
12. Lagutkin A.V., Grudtsyna L.Yu. Grazhdanskoe obshchestvo v sovremennoi Rossii: problemy rosta // Predstavitel'naya vlast'-XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy. 2013. № 2-3. S. 6-10.
13. Lapygin D.Yu., Koretskii G.A. Kontury regional'nogo obrazovatel'nogo klastera. // Ekonomika regiona. – 2007.-№ 18.-S. 25.
14. Porter M. Konkurentsiya. M.: Izdat. dom «Vil'yame», 2003.
15. Smirnov A.V. Obrazovatel'nye klastery i innovatsionnoe obuchenie v vuze. Monografiya. – Kazan': RITs «Shkola», 2010. – S. 5-6.
16. Trushnikov D.Yu., Trushnikova V.I. Vospitanie v usloviyakh universitetskogo klastera i tsennostnye studenchestva: Stat'ya. [elektronnyi resurs]. URL: http:// conference.tsogu.ru/static/articles/2009/01/__.doc (data obrashcheniya 04.01.2010g.).
17. Filippov P. Klastery konkurentosposobnosti // Ekspert Severo-Zapad.-№ 43 (152) ot 17 noyabrya 2003 goda.
18. Tsikhan T.V. Klasternaya teoriya ekonomicheskogo razvitiya // Teoriya i praktika upravleniya. 2003. № 5.
19. Yavorskii O.E. Obrazovatel'nyi klaster kak forma sotsial'nogo partnerstva tekhnikuma i predpriyatii gazovoi otrasli: dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk: 13.00.01.-Kazan', 2008.-253 s.
20. Chovgan I.V. Analiz vliyaniya protsessa globalizatsii na obespechenie natsional'noi bezopasnosti gosudarstva v sfere vysshego obrazovaniya // NB: Voprosy prava i politiki. - 2013. - 5. - C. 135 - 149. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.5.739. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_739.html
21. E. N. Shcherbak Pravovye problemy gosudarstvennogo upravleniya
v oblasti vysshego obrazovaniya v Rossii
v kontekste razvitiya obrazovatel'nogo
rynka i globalizatsii // Politika i Obshchestvo. - 2011. - 12. - C. 45 - 49.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.