по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Содержание № 03, 2014
Выходные данные сетевого издания "Административное и муниципальное право"
Номер подписан в печать: 1-1.28571428571-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Уваров Александр Анатольевич - доктор юридических наук, Всероссийский государственный университет юстиции Сочинский филиал, профессор, Международный инновационный университет, профессор, 354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Дагомысская ул., 42, uvarov.al@mail.ru
ISSN: 2454-0595
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2014
Административное право и местное самоуправление
Беляева Г.С. - К вопросу о понятии правового режима c. 272-285

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.64090

Аннотация: В статье излагаются существующие в юридической науке подходы к определению понятия «правовой режим», позволяющие выработать его унифицированное авторское определение. Автором рассматривается этимология понятия «режим», его эволюция: зарождение исследуемой категории в трудах античных философов, дальнейшее ее развитие в работах зарубежных и отечественных ученых. Устанавливаются и характеризуются специфические признаки правового режима: обязательное нормативно-правовое закрепление; специфическая цель; особый порядок регулирования; создание благоприятных (неблагоприятных) условий для удовлетворения интересов субъектов права; системный и комплексный характер; особая структура правового режима. В работе использованы различные общенаучные приемы и способы логического познания: анализ и синтез, абстрагирование, моделирование, системно-структурный, функциональный и формально-логический подходы. Комплексный теоретико-прикладной междисциплинарный подход к исследованию правовых режимов обусловил необходимость использования в работе системного метода, в рамках которого осуществлено интегрирование теоретических абстракций, положений, закрепленных в действующем законодательстве, и эмпирических материалов правотворческой и правоприменительной практики. Данная статья имеет общетеоретический концептуальный характер, является комплексным междисциплинарным исследованием, направленным на разработку общей теории правового режима и повышение его эффективности. В рамках подготовленной работы автором осуществлен сравнительный анализ научных подходов к пониманию сущности и содержания категории «правовой режим», на основе чего выработано и предложено его унифицированное определение; выделены и охарактеризованы специфические признаки, позволяющие интерпретировать правовой режим в качестве самостоятельной юридической категории.
Административное и муниципальное право и безопасность
Жолобова Г.А. - Механизм правового регулирования торговли ядовитыми и сильнодействующими веществами в Российской империи 1881 – 1913 гг.

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.10730

Аннотация: В статье подняты актуальные проблемы истории законодательства Российской империи, регулировавшего отношения в сфере частной торговли ядовитыми и сильнодействующими веществами в конце XIX – начале XX веков. Показано формирование механизма правового регулирования, способствовавшего как правильной организации такой торговли, так и установлению должного надзора в целях обеспечения государственной и общественной безопасности и народного здравоохранения; выявлены существовавшие в изучаемой сфере трудности и противоречия, проанализированы проблемы и особенности реализации соответствующих правовых норм. Отдельно автор остановилась на проблемах законодательного регулирования организации торговли азотной кислотой, чему в исследуемый период уделялось особое внимание в связи с усилением в стране террористического движения и ее использованием для изготовления взрывчатых веществ. На основе анализа нормативно-правовых актов, содержащихся в Полном собрании законов Российской империи и норм Свода законов Российской империи, а также найденных архивных документов, которые вводятся в научный оборот впервые, механизм правового регулирования представлен на всех его стадиях. The article raises actual historical problems of Russian Empire legislation, regulating relations in the sphere of trade of toxic and drastic substances. The author shows the formation of legal regulation mechanism, which must promote not only the organization of trade but also laying down a due supervision to ensure state security and welfare. On the ground of studying documents the author reveals the characteristics and problems of implementation of relevant legal rules.
Жолобова Г.А. - Механизм правового регулирования торговли ядовитыми и сильнодействующими веществами в Российской империи 1881 – 1913 гг. c. 201-211

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.64059

Аннотация: В статье подняты актуальные проблемы истории законодательства Российской империи, регулировавшего отношения в сфере частной торговли ядовитыми и сильнодействующими веществами в конце XIX – начале XX веков. Показано формирование механизма правового регулирования, способствовавшего как правильной организации такой торговли, так и установлению должного надзора в целях обеспечения государственной и общественной безопасности и народного здравоохранения; выявлены существовавшие в изучаемой сфере трудности и противоречия, проанализированы проблемы и особенности реализации соответствующих правовых норм. Отдельно автор остановилась на проблемах законодательного регулирования организации торговли азотной кислотой, чему в исследуемый период уделялось особое внимание в связи с усилением в стране террористического движения и ее использованием для изготовления взрывчатых веществ. На основе анализа нормативно-правовых актов, содержащихся в Полном собрании законов Российской империи и норм Свода законов Российской империи, а также найденных архивных документов, которые вводятся в научный оборот впервые, механизм правового регулирования представлен на всех его стадиях. The article raises actual historical problems of Russian Empire legislation, regulating relations in the sphere of trade of toxic and drastic substances. The author shows the formation of legal regulation mechanism, which must promote not only the organization of trade but also laying down a due supervision to ensure state security and welfare. On the ground of studying documents the author reveals the characteristics and problems of implementation of relevant legal rules.
Административное и муниципальное право: формы и методы его реализации
Калинин Г.И. - Государственный ветеринарный надзор за соблюдением требований технических регламентов.

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.10947

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи стали вопросы соотношения технического регулирования и государственного ветеринарного надзора. Статья 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть серьёзным инструментом по пресечению нарушений действующего ветеринарного законодательства. Однако с её практическим применением в сфере ветеринарии возникли проблемы. Многие технические регламенты в сфере ветеринарии до сих пор не приняты. Отсутствует разграничение федерального и регионального государственного надзора в этой сфере. Имеются противоречия в нормативных документах, определяющих полномочия надзорных органов. Сведение государственного надзора только к полномочиям по надзору за выполнением технических регламентов существенно сужает область надзора и оставляет целый ряд объектов в области ветеринарии безнадзорными. В процессе исследования использованы такие общенаучные методы как: диалектический, исторический, анализ, синтез, дедукция, индукция. В процессе работы применялись также частно-научные методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный, совместно с системным анализом. Научная новизна статьи заключается в том, что вопросы государственного ветеринарного надзора за соблюдением требований технических регламентов ранее не исследовались. В работе сделаны выводы о том, что нормативные акты по вопросам применения технических регламентов в области ветеринарии требуют доработки, а судебная практика по данному вопросу – расширения и дополнения. Государственный ветеринарный надзор за выполнением требований технических регламентов должен осуществляться, однако не должен этим ограничиться. Надзор должен осуществляться и за соблюдением ветеринарных норм и правил. Положение о государственном ветеринарном надзоре 2013 года требует серьёзной доработки, а ветеринарная контрольная деятельность более чёткой регламентации и расширения перечня мероприятий.
Калинин Г.И. - Государственный ветеринарный надзор за соблюдением требований технических регламентов. c. 212-218

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.64083

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи стали вопросы соотношения технического регулирования и государственного ветеринарного надзора. Статья 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть серьёзным инструментом по пресечению нарушений действующего ветеринарного законодательства. Однако с её практическим применением в сфере ветеринарии возникли проблемы. Многие технические регламенты в сфере ветеринарии до сих пор не приняты. Отсутствует разграничение федерального и регионального государственного надзора в этой сфере. Имеются противоречия в нормативных документах, определяющих полномочия надзорных органов. Сведение государственного надзора только к полномочиям по надзору за выполнением технических регламентов существенно сужает область надзора и оставляет целый ряд объектов в области ветеринарии безнадзорными. В процессе исследования использованы такие общенаучные методы как: диалектический, исторический, анализ, синтез, дедукция, индукция. В процессе работы применялись также частно-научные методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный, совместно с системным анализом. Научная новизна статьи заключается в том, что вопросы государственного ветеринарного надзора за соблюдением требований технических регламентов ранее не исследовались. В работе сделаны выводы о том, что нормативные акты по вопросам применения технических регламентов в области ветеринарии требуют доработки, а судебная практика по данному вопросу – расширения и дополнения. Государственный ветеринарный надзор за выполнением требований технических регламентов должен осуществляться, однако не должен этим ограничиться. Надзор должен осуществляться и за соблюдением ветеринарных норм и правил. Положение о государственном ветеринарном надзоре 2013 года требует серьёзной доработки, а ветеринарная контрольная деятельность более чёткой регламентации и расширения перечня мероприятий.
Административное принуждение
Гараев А.А. - Обеспечение законности при распоряжении задержанными товарами

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.10845

Аннотация: Рассмотрены обстоятельства возникновения невостребованных товаров на складах временного хранения при осуществлении таможенного контроля и возможные правовые способы распоряжения ими. Одним из вариантов распоряжения такими товарами является их задержание таможенными органами с последующей реализацией без санкции суда. Данные нормы существуют в законодательстве уже несколько лет, однако до сих пор они не действуют из за несогласованной позиции разных органов власти. Рассмотрены позиции Минэкономразвития и ФТС России по данному вопросу. Произведен критический анализ позиции противников внесудебного распоряжения задержанным имуществом. Указано, что данная позиция не учитывает международное и российское законодательство, а нормы Конституции РФ используются выборочно, без связи с другими нормами, возведя в абсолют право собственности, даже если им злоупотребляют. В работе приведены позиции сторонников и противников реализации и уничтожения задержанных товаров. Учитывая что в основном опубликованы публикации противников распоряжения задержанными товарами, приведены слабые стороны их взглядов. Кроме критики в работе дано правовое обоснование установленных законом норм и анализ практических проблем, которые возникнут при их реализации. Детальное рассмотрение вопросов распоряжения задержанными товарами осуществляется впервые. Выявлена неоднозначность реализации и уничтожения задержанных товаров без санкции суда. Однако автор статьи не поддерживает мнения насчет неконституционости данных норм и дает обоснование своей позиции. В работе отражены правовые пробелы процедуры реализации задержанными товарами. Выработаны предположения по пути решения данного спора, в т.ч. с возможным участием органов прокуратуры.
Гараев А.А. - Обеспечение законности при распоряжении задержанными товарами c. 219-224

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.64084

Аннотация: Рассмотрены обстоятельства возникновения невостребованных товаров на складах временного хранения при осуществлении таможенного контроля и возможные правовые способы распоряжения ими. Одним из вариантов распоряжения такими товарами является их задержание таможенными органами с последующей реализацией без санкции суда. Данные нормы существуют в законодательстве уже несколько лет, однако до сих пор они не действуют из за несогласованной позиции разных органов власти. Рассмотрены позиции Минэкономразвития и ФТС России по данному вопросу. Произведен критический анализ позиции противников внесудебного распоряжения задержанным имуществом. Указано, что данная позиция не учитывает международное и российское законодательство, а нормы Конституции РФ используются выборочно, без связи с другими нормами, возведя в абсолют право собственности, даже если им злоупотребляют. В работе приведены позиции сторонников и противников реализации и уничтожения задержанных товаров. Учитывая что в основном опубликованы публикации противников распоряжения задержанными товарами, приведены слабые стороны их взглядов. Кроме критики в работе дано правовое обоснование установленных законом норм и анализ практических проблем, которые возникнут при их реализации. Детальное рассмотрение вопросов распоряжения задержанными товарами осуществляется впервые. Выявлена неоднозначность реализации и уничтожения задержанных товаров без санкции суда. Однако автор статьи не поддерживает мнения насчет неконституционости данных норм и дает обоснование своей позиции. В работе отражены правовые пробелы процедуры реализации задержанными товарами. Выработаны предположения по пути решения данного спора, в т.ч. с возможным участием органов прокуратуры.
Административная и муниципальная ответственность
Костантинова Л.В. - Совершенствование правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, в условиях функционирования Таможенного Союза

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.10908

Аннотация: статья посвящена проблемным вопросам производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, в условиях функционирования Таможенного союза. Проанализировано административное законодательство государств – членов Таможенного союза за нарушения таможенных правил в части порядка возбуждения дел по фактам процессе анализа законодательства государств – членов Таможенного союза (далее – Сторона) выявлены противоречия в нормативно-правовом регулировании производства по делам об административных правонарушениях, в том числе за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза в части порядка возбуждения дел по фактам недоставки товаровнедоставки товаров. Метoдoлогическую ocнoву статьи cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). В современных условиях динамичного развития интеграционных процессов в государствах – членах Таможенного союза, возникает необходимость в гармонизации принципов правового регулирования, а также совершенствовании национального законодательства в сфере производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов. Непринятие до настоящего времени мер по унификации административного законодательства Республики Беларусь и Республики Казахстан создает предпосылки для уклонения от ответственности лиц, допустивших нарушения требований таможенного законодательства Таможенного союза при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, существованию устойчивых схем для уклонения от уплаты таможенных платежей.
Серов А.С. - Административно-процессуальные гарантии участников производства по делам об административных правонарушениях

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.11175

Аннотация: Изучение административно-процессуального положения участников производства по делам об административных правонарушениях показывает, что проблема обеспечения прав и законных интересов личности в производстве по делам об административных правонарушениях имеет несколько основных аспектов в отношении: производства по делам об административных правонарушениях, применения мер административного принуждения в целом, деятельности государства по обеспечению прав и законных интересов физических и юридических лиц в административно-правовой сфере. В Российской Федерации устанавливается система государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и потерпевшего от административного правонарушения. По мере развития административного законодательства, в деятельности государственных органов и должностных лиц, ведущих производство по делам об административных правонарушениях, произошло смещение от принципа охраны прав и интересов государства, общества и человека Метoдoлогическую ocнoву работы cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях характеризуется комплексом прав и обязанностей, базирующихся на конституционных правах и обязанностях личности, но, тем не менее, имеет свою специфику, дополнительные права и обязанности. Помимо этого, правовое положение участников производства по делу об административном правонарушении включает в себя юридическую ответственность, которая применяется в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей.
Серов А.С. - Административно-процессуальные гарантии участников производства по делам об административных правонарушениях c. 225-233

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.64085

Аннотация: Изучение административно-процессуального положения участников производства по делам об административных правонарушениях показывает, что проблема обеспечения прав и законных интересов личности в производстве по делам об административных правонарушениях имеет несколько основных аспектов в отношении: производства по делам об административных правонарушениях, применения мер административного принуждения в целом, деятельности государства по обеспечению прав и законных интересов физических и юридических лиц в административно-правовой сфере. В Российской Федерации устанавливается система государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и потерпевшего от административного правонарушения. По мере развития административного законодательства, в деятельности государственных органов и должностных лиц, ведущих производство по делам об административных правонарушениях, произошло смещение от принципа охраны прав и интересов государства, общества и человека Метoдoлогическую ocнoву работы cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях характеризуется комплексом прав и обязанностей, базирующихся на конституционных правах и обязанностях личности, но, тем не менее, имеет свою специфику, дополнительные права и обязанности. Помимо этого, правовое положение участников производства по делу об административном правонарушении включает в себя юридическую ответственность, которая применяется в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей.
Константинова Л.В. - Совершенствование правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, в условиях функционирования Таможенного Союза

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.11122

Аннотация: Статья посвящена проблемным вопросам производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, в условиях функционирования Таможенного союза. Проанализировано административное законодательство государств – членов Таможенного союза за нарушения таможенных правил в части порядка возбуждения дел по фактам недоставки товаров. Отмечается, что КоАП РФ установлена ответственность за недоставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, независимо от того, каким таможенным органом определено место доставки, а также безотносительно к тому, находится ли место доставки на территории Российской Федерации или на территории Стороны. Непринятие до настоящего времени мер по унификации административного законодательства Республики Беларусь и Республики Казахстан создает предпосылки для уклонения от ответственности лиц, допустивших нарушения требований таможенного законодательства Таможенного союза при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, существованию устойчивых схем для уклонения от уплаты таможенных платежей.
Константинова Л.В. - Совершенствование правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, в условиях функционирования Таможенного Союза c. 234-240

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.64086

Аннотация: Статья посвящена проблемным вопросам производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, в условиях функционирования Таможенного союза. Проанализировано административное законодательство государств – членов Таможенного союза за нарушения таможенных правил в части порядка возбуждения дел по фактам недоставки товаров. Отмечается, что КоАП РФ установлена ответственность за недоставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, независимо от того, каким таможенным органом определено место доставки, а также безотносительно к тому, находится ли место доставки на территории Российской Федерации или на территории Стороны. Непринятие до настоящего времени мер по унификации административного законодательства Республики Беларусь и Республики Казахстан создает предпосылки для уклонения от ответственности лиц, допустивших нарушения требований таможенного законодательства Таможенного союза при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, существованию устойчивых схем для уклонения от уплаты таможенных платежей.
Управленческое право
Кудрявцев В.В. - О некоторых вопросах конституционно-правового регулирования права граждан и их объединений на участие в формировании представи-тельных органов муниципальных образований в Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.10992

Аннотация: Предметом исследования некоторые тенденции и новеллы в российском законодательстве, касающиеся изменения в России порядка формирования представительных органов таких муниципальных образований, как городские округа и муниципальные районы, и участия в этой процедуре граждан Российской Федерации и их объединений. их влияние на право местного населения на участие в формировании органов местного самоуправления, которое, в свою очередь, является важнейшим элементом и составляющей права на осуществление местного самоуправления. Рассматривается динамика и логическая цепочка последних изменений в законодательстве по этой тематике. Проводится анализ различны точек зрения по проблематике.Анализируется практика применения норм федерального законодательства в области муниципальных выборов с позиции права на участие в формировании органов местного самоуправления. В исследовании нами используются специальные юридические методы познания.В частности, применяется формально-юридический метод, посредством которого нами уясняется порядок применения и использования конституционно-правовой базы, регулирующей порядок формирования органов местного самоуправления в России, для определения юридических понятий, связанных с участием местного населения в формировании органов местного самоупраления, для классификации способов формирования местных органов. Используется метод правового толкования, с помощью которого нами проводится самостоятельное разъяснение сущности конституционно-правовых норм, касающихся способов формирования местных органов власти. Последние изменения в федеральном законодательстве, касающиеся изменения порядка формирования представительных органов муниципальных образований до сих пор не были предметом комплексного анализа в юридической науке.Автором анализируются данные изменения в контексте с предыдущими законодательными тенденциями и новеллами в этой сфере. Сформулирован вывод о необходимости соотнесения рассматриваемых правовых институтов в соответствии с принципами верховенства и делается акцент на ряде конституционных принципов местного самоуправления, в соответствии с которыми делаются соответствующие выводы о формировании необходимой правовой политики в вопросах права граждан на участие в формировании представительных органов муниципальных образований. Высказываются рекомендации, направленные на усиление демократизации процесса формирования данных органов местного самоуправления.
Кудрявцев В.В. - О некоторых вопросах конституционно-правового регулирования права граждан и их объединений на участие в формировании представи-тельных органов муниципальных образований в Российской Федерации c. 241-246

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.64087

Аннотация: Предметом исследования некоторые тенденции и новеллы в российском законодательстве, касающиеся изменения в России порядка формирования представительных органов таких муниципальных образований, как городские округа и муниципальные районы, и участия в этой процедуре граждан Российской Федерации и их объединений. их влияние на право местного населения на участие в формировании органов местного самоуправления, которое, в свою очередь, является важнейшим элементом и составляющей права на осуществление местного самоуправления. Рассматривается динамика и логическая цепочка последних изменений в законодательстве по этой тематике. Проводится анализ различны точек зрения по проблематике.Анализируется практика применения норм федерального законодательства в области муниципальных выборов с позиции права на участие в формировании органов местного самоуправления. В исследовании нами используются специальные юридические методы познания.В частности, применяется формально-юридический метод, посредством которого нами уясняется порядок применения и использования конституционно-правовой базы, регулирующей порядок формирования органов местного самоуправления в России, для определения юридических понятий, связанных с участием местного населения в формировании органов местного самоупраления, для классификации способов формирования местных органов. Используется метод правового толкования, с помощью которого нами проводится самостоятельное разъяснение сущности конституционно-правовых норм, касающихся способов формирования местных органов власти. Последние изменения в федеральном законодательстве, касающиеся изменения порядка формирования представительных органов муниципальных образований до сих пор не были предметом комплексного анализа в юридической науке.Автором анализируются данные изменения в контексте с предыдущими законодательными тенденциями и новеллами в этой сфере. Сформулирован вывод о необходимости соотнесения рассматриваемых правовых институтов в соответствии с принципами верховенства и делается акцент на ряде конституционных принципов местного самоуправления, в соответствии с которыми делаются соответствующие выводы о формировании необходимой правовой политики в вопросах права граждан на участие в формировании представительных органов муниципальных образований. Высказываются рекомендации, направленные на усиление демократизации процесса формирования данных органов местного самоуправления.
Джагарян Н.В. - Особенности конституционной природы местного самоуправления как сферы реализации институтов представительной демократии

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.10911

Аннотация: В статье предпринят системный и комплексный анализ вытекающей из действующей Конституции России в ее интерпретации в практике конституционного правосудия конституционной сущности местного самоуправления. На этой основе рассмотрены проблемные вопросы, связанные с существующими особенностями соотношения в муниципальной сфере форм (институтов) прямой (непосредственной) и представительной (опосредованной) демократии. Цель исследования состоит в аргументации неразрывной взаимосвязи в условиях местного самоуправления непосредственно-общественных и профессионально-представительских начал, единство которых определяется в своей основе самим характером отношений публично-территориальной самоорганизации населения. В соответствии с этим раскрывается специфика муниципальной представительной демократии как порождения и необходимой формы поддержания местного самоуправления, формулируется авторская дефиниция этого понятия. Авторская методология исследования определяется конституционной концепцией местного самоуправления как диалектического единства власти и свободы самого местного сообщества. Отсюда необходимость и возможность обособления муниципальной представительной демократии в соотношении с иными институтами публичного представительства и одновременно – ее рассмотрения в качестве своего рода продолжения и вместе с тем обеспечительного средства реализации прямой муниципальной демократии. В статье выделены основные, сущностные характеристики муниципальной демократии в ее различении и соотношении с государственными институтами демократии. Обосновано, что хотя принцип сочетания прямой и представительной демократии свойствен отношениям народовластия как таковым, в местном самоуправлении он проявляется особым образом. В частности, через глубокий уровень проникновения прямой демократии в муниципальную систему представительства, складывание различных комбинированных (непосредственно-представительных) институтов (например, территориальное общественное самоуправление).
Джагарян Н.В. - Особенности конституционной природы местного самоуправления как сферы реализации институтов представительной демократии c. 247-258

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.64088

Аннотация: В статье предпринят системный и комплексный анализ вытекающей из действующей Конституции России в ее интерпретации в практике конституционного правосудия конституционной сущности местного самоуправления. На этой основе рассмотрены проблемные вопросы, связанные с существующими особенностями соотношения в муниципальной сфере форм (институтов) прямой (непосредственной) и представительной (опосредованной) демократии. Цель исследования состоит в аргументации неразрывной взаимосвязи в условиях местного самоуправления непосредственно-общественных и профессионально-представительских начал, единство которых определяется в своей основе самим характером отношений публично-территориальной самоорганизации населения. В соответствии с этим раскрывается специфика муниципальной представительной демократии как порождения и необходимой формы поддержания местного самоуправления, формулируется авторская дефиниция этого понятия. Авторская методология исследования определяется конституционной концепцией местного самоуправления как диалектического единства власти и свободы самого местного сообщества. Отсюда необходимость и возможность обособления муниципальной представительной демократии в соотношении с иными институтами публичного представительства и одновременно – ее рассмотрения в качестве своего рода продолжения и вместе с тем обеспечительного средства реализации прямой муниципальной демократии. В статье выделены основные, сущностные характеристики муниципальной демократии в ее различении и соотношении с государственными институтами демократии. Обосновано, что хотя принцип сочетания прямой и представительной демократии свойствен отношениям народовластия как таковым, в местном самоуправлении он проявляется особым образом. В частности, через глубокий уровень проникновения прямой демократии в муниципальную систему представительства, складывание различных комбинированных (непосредственно-представительных) институтов (например, территориальное общественное самоуправление).
Полицейское право
Куракин А.В. - Административно-юрисдикционная деятельность полиции: проблемы теории

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.11115

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические проблемы административно-юрисдикционной деятельности полиции, раскрываются ее особенности предмет и механизм реализации, в статье юрисдикционная деятельность рассматривается узком аспекте и касается преимущественно производства по делам об административных правонарушениях реализуемого в органах полиции. Кроме того, в статье раскрывается понятие и признаки административного правонарушения, анализируются его признаки применительно к деятельности полиции. Также в статье раскрывается состав административного правонарушения, исследуются его субъективные и объективные составляющие. На основании этого делаются предложения по совершенствованию организации и осуществления производства по делам об административных правонарушениях в полиции. Метoдoлогическую ocнoву статьи cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел является составной частью административной, а если сказать точнее, административной процессуальной деятельности органов внутренних дел. Административная юрисдикция занимает важное место в содержании административной деятельности органов внутренних дел. Это деятельность весьма сложна и разнообразна, ее правоохранительный потенциал направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение законности в сфере внутренних дел. В ходе этой деятельности, в частности, происходит реализация законодательства об административных правонарушениях.
Куракин А.В. - Административно-юрисдикционная деятельность полиции: проблемы теории c. 259-271

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.64089

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические проблемы административно-юрисдикционной деятельности полиции, раскрываются ее особенности предмет и механизм реализации, в статье юрисдикционная деятельность рассматривается узком аспекте и касается преимущественно производства по делам об административных правонарушениях реализуемого в органах полиции. Кроме того, в статье раскрывается понятие и признаки административного правонарушения, анализируются его признаки применительно к деятельности полиции. Также в статье раскрывается состав административного правонарушения, исследуются его субъективные и объективные составляющие. На основании этого делаются предложения по совершенствованию организации и осуществления производства по делам об административных правонарушениях в полиции. Метoдoлогическую ocнoву статьи cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел является составной частью административной, а если сказать точнее, административной процессуальной деятельности органов внутренних дел. Административная юрисдикция занимает важное место в содержании административной деятельности органов внутренних дел. Это деятельность весьма сложна и разнообразна, ее правоохранительный потенциал направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение законности в сфере внутренних дел. В ходе этой деятельности, в частности, происходит реализация законодательства об административных правонарушениях.
Административно-правовые режимы и местное самоуправление
Беляева Г.С. - К вопросу о понятии правового режима

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.10938

Аннотация: В статье излагаются существующие в юридической науке подходы к определению понятия «правовой режим», позволяющие выработать его унифицированное авторское определение. Автором рассматривается этимология понятия «режим», его эволюция: зарождение исследуемой категории в трудах античных философов, дальнейшее ее развитие в работах зарубежных и отечественных ученых. Устанавливаются и характеризуются специфические признаки правового режима: обязательное нормативно-правовое закрепление; специфическая цель; особый порядок регулирования; создание благоприятных (неблагоприятных) условий для удовлетворения интересов субъектов права; системный и комплексный характер; особая структура правового режима. В работе использованы различные общенаучные приемы и способы логического познания: анализ и синтез, абстрагирование, моделирование, системно-структурный, функциональный и формально-логический подходы. Комплексный теоретико-прикладной междисциплинарный подход к исследованию правовых режимов обусловил необходимость использования в работе системного метода, в рамках которого осуществлено интегрирование теоретических абстракций, положений, закрепленных в действующем законодательстве, и эмпирических материалов правотворческой и правоприменительной практики. Данная статья имеет общетеоретический концептуальный характер, является комплексным междисциплинарным исследованием, направленным на разработку общей теории правового режима и повышение его эффективности. В рамках подготовленной работы автором осуществлен сравнительный анализ научных подходов к пониманию сущности и содержания категории «правовой режим», на основе чего выработано и предложено его унифицированное определение; выделены и охарактеризованы специфические признаки, позволяющие интерпретировать правовой режим в качестве самостоятельной юридической категории.
Административное и муниципальное право и права человека
Шагара Г.В. - Проблемы осуществления конституционного права граждан на тайну телефонных переговоров и иных сообщений

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.11254

Аннотация: в статье излагаются особенности реализации конституционного права на тайну телефонных переговоров и иных сообщений на современном этапе развития общества. В статье отмечается, что самостоятельность и ценность конституционного права каждого на тайну телефонных переговоров как гарантии общих основных прав имеет особую значимость. В статье отмечается этот подход законодателя, возведшего названную гарантию в конституционный ранг, которая, наряду с другими, играет важную роль в правовом статусе человека и гражданина Российской Федерации, взаимоотношениях гражданина и государства на современном этапе развития российского общества. В статье также обращается внимание на одно обстоятельство, имеющее существенное значение в реализации права на тайну телефонных пе-реговоров. Метoдoлогическую ocнoву статьи cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). Так, международно-правовые акты, равно как и Конституция Российской Федерации, не рас¬сматривают право на тайну телефонных переговоров как право абсолютное. В статье отмечается, что это пра¬во согласно международно-правовым документам может быть ограничено при законода¬тельно опре-деленных условиях. Однако такие условия в указанных актах не определяются. Они получили более четкую регламентацию в праве Европейско¬го сообщества, закрепляющего право на уважение корреспонденции. Из анализа ст. 23 Конституции Российской Федерации следует, что право на тайну телефонных переговоров является составляющей неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиты своей чести и доброго име-ни. Посягательство на тайну телефонных переговоров одновременно является посягательством на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту чести и доброго имени. Обеспечение соблюдения этого права выступает гарантией неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиты чести и доброго имени.
Шагара Г.В. - Проблемы осуществления конституционного права граждан на тайну телефонных переговоров и иных сообщений c. 286-293

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.64091

Аннотация: в статье излагаются особенности реализации конституционного права на тайну телефонных переговоров и иных сообщений на современном этапе развития общества. В статье отмечается, что самостоятельность и ценность конституционного права каждого на тайну телефонных переговоров как гарантии общих основных прав имеет особую значимость. В статье отмечается этот подход законодателя, возведшего названную гарантию в конституционный ранг, которая, наряду с другими, играет важную роль в правовом статусе человека и гражданина Российской Федерации, взаимоотношениях гражданина и государства на современном этапе развития российского общества. В статье также обращается внимание на одно обстоятельство, имеющее существенное значение в реализации права на тайну телефонных пе-реговоров. Метoдoлогическую ocнoву статьи cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). Так, международно-правовые акты, равно как и Конституция Российской Федерации, не рас¬сматривают право на тайну телефонных переговоров как право абсолютное. В статье отмечается, что это пра¬во согласно международно-правовым документам может быть ограничено при законода¬тельно опре-деленных условиях. Однако такие условия в указанных актах не определяются. Они получили более четкую регламентацию в праве Европейско¬го сообщества, закрепляющего право на уважение корреспонденции. Из анализа ст. 23 Конституции Российской Федерации следует, что право на тайну телефонных переговоров является составляющей неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиты своей чести и доброго име-ни. Посягательство на тайну телефонных переговоров одновременно является посягательством на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту чести и доброго имени. Обеспечение соблюдения этого права выступает гарантией неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиты чести и доброго имени.
Критика и библиография
Куракин А.В., Костенников М.В. - Новая книга о государственной гражданской службе Рецензия на учебный курс А.А. Гришковца по теме: «Государственная гражданская служба». – М.: Дело и Сервис, 2014. – 624 с.

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.11252

Аннотация: В рецензии отмечается, что проблеме государственной службы вообще и государственной гражданской службе в частности посвящено достаточно много работ самого различного характера: это и учебники, учебные пособия, монографии и диссертации. В опубликованных научных работах, а также учебных курсах рассматриваются самые различные аспекты государственно-служебных отношений, кроме того, институт государственной службы изучается представителями самых разных направлений научного значения. Однако, несмотря на междисциплинарный подход в исследовании государст-венно-служебных отношений, институт государственной службы все же наиболее подробно исследован в науке административного права. Метoдoлогическую ocнoву работы cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo-пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). Проблеме государственной службы вообще и государственной граж-данской службе в частности, посвящено достаточно много работ самого раз-личного характера – это и учебники и учебные пособия, монографии, а так-же диссертации и т.д. В опубликованных, перечисленных научных работах, а также учебных курсах рассматриваются самые различные аспекты государ-ственно-служебных отношений. Кроме того, институт государственной службы изучается представителями самых разных научных направлений. Однако, несмотря на междисциплинарный подход в исследовании государст-венно-служебных отношений, институт государственной службы все же наи-более подробно исследован в науке административного права. Ученые-административисты считают государственную службу ключевой темой и как учебного курса административного
Куракин А.В., Костенников М.В. - Новая книга о государственной гражданской службе Рецензия на учебный курс А.А. Гришковца по теме: «Государственная гражданская служба». – М.: Дело и Сервис, 2014. – 624 с. c. 294-298

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.64092

Аннотация: В рецензии отмечается, что проблеме государственной службы вообще и государственной гражданской службе в частности посвящено достаточно много работ самого различного характера: это и учебники, учебные пособия, монографии и диссертации. В опубликованных научных работах, а также учебных курсах рассматриваются самые различные аспекты государственно-служебных отношений, кроме того, институт государственной службы изучается представителями самых разных направлений научного значения. Однако, несмотря на междисциплинарный подход в исследовании государст-венно-служебных отношений, институт государственной службы все же наиболее подробно исследован в науке административного права. Метoдoлогическую ocнoву работы cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo-пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). Проблеме государственной службы вообще и государственной граж-данской службе в частности, посвящено достаточно много работ самого раз-личного характера – это и учебники и учебные пособия, монографии, а так-же диссертации и т.д. В опубликованных, перечисленных научных работах, а также учебных курсах рассматриваются самые различные аспекты государ-ственно-служебных отношений. Кроме того, институт государственной службы изучается представителями самых разных научных направлений. Однако, несмотря на междисциплинарный подход в исследовании государст-венно-служебных отношений, институт государственной службы все же наи-более подробно исследован в науке административного права. Ученые-административисты считают государственную службу ключевой темой и как учебного курса административного
Соловьев А.А. - Не следует умалять значение административного процесса Рецензия на монографию М.А. Лапиной «Административная юрисдикция в системе административного процесса» (М.: Финансовый университет, 2013. 140 с.)

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.10380

Аннотация: в рецензии отмечается, что сегодня нужны не фолианты, основанные на сплошном цитировании или на пересказе своими словами и парафразе норм административного законодательства. Нет, ныне очень востребованы такие пособия новой генерации, которые позволяли бы дать концептуальное осмысление (а в чем-то и переосмысление) и фундаментальное понимание административного права и административного процесса, системно интерпретировали бы основные понятия этой науки на более высоком (чем общеупотребимо) уровне научного качества. в рецензии отмечается, что сегодня нужны не фолианты, основанные на сплошном цитировании или на пересказе своими словами и парафразе норм административного законодательства. Нет, ныне очень востребованы такие пособия новой генерации, которые позволяли бы дать концептуальное осмысление (а в чем-то и переосмысление) и фундаментальное понимание административного права и административного процесса, системно интерпретировали бы основные понятия этой науки на более высоком (чем общеупотребимо) уровне научного качества. в рецензии отмечается, что сегодня нужны не фолианты, основанные на сплошном цитировании или на пересказе своими словами и парафразе норм административного законодательства. Нет, ныне очень востребованы такие пособия новой генерации, которые позволяли бы дать концептуальное осмысление (а в чем-то и переосмысление) и фундаментальное понимание административного права и административного процесса, системно интерпретировали бы основные понятия этой науки на более высоком (чем общеупотребимо) уровне научного качества.
Соловьев А.А. - Не следует умалять значение административного процесса Рецензия на монографию М.А. Лапиной «Административная юрисдикция в системе административного процесса» (М.: Финансовый университет, 2013. 140 с.) c. 299-302

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.64093

Аннотация: в рецензии отмечается, что сегодня нужны не фолианты, основанные на сплошном цитировании или на пересказе своими словами и парафразе норм административного законодательства. Нет, ныне очень востребованы такие пособия новой генерации, которые позволяли бы дать концептуальное осмысление (а в чем-то и переосмысление) и фундаментальное понимание административного права и административного процесса, системно интерпретировали бы основные понятия этой науки на более высоком (чем общеупотребимо) уровне научного качества. в рецензии отмечается, что сегодня нужны не фолианты, основанные на сплошном цитировании или на пересказе своими словами и парафразе норм административного законодательства. Нет, ныне очень востребованы такие пособия новой генерации, которые позволяли бы дать концептуальное осмысление (а в чем-то и переосмысление) и фундаментальное понимание административного права и административного процесса, системно интерпретировали бы основные понятия этой науки на более высоком (чем общеупотребимо) уровне научного качества. в рецензии отмечается, что сегодня нужны не фолианты, основанные на сплошном цитировании или на пересказе своими словами и парафразе норм административного законодательства. Нет, ныне очень востребованы такие пособия новой генерации, которые позволяли бы дать концептуальное осмысление (а в чем-то и переосмысление) и фундаментальное понимание административного права и административного процесса, системно интерпретировали бы основные понятия этой науки на более высоком (чем общеупотребимо) уровне научного качества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.