по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Содержание № 10, 2013
Выходные данные сетевого издания "Административное и муниципальное право"
Номер подписан в печать: 1-5.71428571429-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Уваров Александр Анатольевич - доктор юридических наук, Всероссийский государственный университет юстиции Сочинский филиал, профессор, Международный инновационный университет, профессор, 354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Дагомысская ул., 42, uvarov.al@mail.ru
ISSN: 2454-0595
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2013
Теория и наука административного и муниципального права
Редкоус В.М., Кулишов Д.Н. - Административно-правовое положение граждан Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности: теоретические подходы к выработке понятия и определению структуры

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.9651

Аннотация: в статье рассмотрены современные подходы к определению административно-правового положения (статуса) граждан Российской Федерации применительно к области обеспечения национальной безопасности, предложено его определение, показана структура и особенности, дан анализ соотношения понятия «правовой статус» и «правовое положение», выделены особенности административно-правового статуса гражданин Российской Федерации и показаны трудности в его формировании; определены виды административно-правовых статусов граждан. В условиях построения в нашей стране демократического правового го-сударства в основе отношений, складывающихся между государством и лично-стью, лежат закрепленные в Конституции Российской Федерации положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность госу-дарства» (ст. 2); в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нор-мам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией; ос-новные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно на-рушать права и свободы других лиц (ст. 17); права и свободы человека и граж-данина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, со-держание и применение законов, деятельность законодательной и исполни-тельной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Байрамов А.Х. - Деятельность прокуроров по обеспечению законности в системе органов государственной власти субъекта Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.9655

Аннотация: В настоящей статье рассмотрены вопросы обеспечения законности в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Отмечая тесную связь деятельности органов прокуратуры и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, автор определил ряд ключевых аспектов взаимодействия указанных органов, в числе которых: частичное закрепление статуса региональных прокуратур в законодательстве субъектов Российской Федерации; наличие процедуры согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации кандидатур прокуроров субъектов Федерации; предоставление прокурорам ряда субъектов Федерации права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. Также раскрыты особенности реализации органами прокуратуры права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. Определены роль и значение указанных органов в механизме обеспечения конституционной законности, исследованы формы прокурорского реагирования на допущенные органами государственной власти нарушения и их правовые последствия.
Нугаева А.И. - Правовое регулирование кадрового обеспечения функциональной деятельности прокуратуры

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.9719

Аннотация: в статье исследуются правовые и организационные проблемы реализации права гражданина на поступление на государственную службу вообще и службу в органы прокуратуры в частности. В статье отмечается, что Законодательное установление требований, предъявляемых к лицам, назначаемых на должности прокуроров, определение порядка назначения работников прокуратуры и полномочий прокуроров, расширение коллегиальных начал в деятельности органов прокуратуры существенно укрепило правовую основу работы с кадрами. Однако не все вопросы правового регулирования подбора и расстановки кадров прокуратуры получили должное разрешение. Решение задач совершенствования деятельности органов прокуратуры и повышения эффективности прокурорского надзора, как показывают исследования, находятся в зависимости от ряда взаимодействующих факторов социального, организационно-технического, социально-психологического и правого характера. При рассмотрении этой совокупности факторов применительно к кадровому обеспечению функциональной деятельности прокуратуры, существенного внимания заслуживает, на наш взгляд, раскрытие значения правового фактора, который определяет не только цели и содержание, но и принципы организации кадровой работы.
Обыденов В.В. - К вопросу о содержание обстоятельств, смягчающих административную ответственность и их соотношение с обстоятельствами связанными с освобождением от административной ответственности

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.9717

Аннотация: в статье исследуются правовые и организационные проблемы реализации обстоятельств, смягчающих административную ответственность, определяется значение данных обстоятельств в механизме применения административных наказаний в деятельности федеральных органов исполнительной власти. В статье осуществляется сопоставление обстоятельств, смягчающих административную ответственность с обстоятельствами свяазнными с освобождением от административной ответственности Раскрытие содержания обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предполагает их сравнение с другими институтами административно-деликтого права. В частности, институт обстоятельств смягчающих административную ответственность, находится в диалектическом единстве с институтом обстоятельств отягчающих административную ответственность, а также иными институтами административно-деликтного права, например, таким институтом обстоятельств, исключающих деликтность деяния. В этой связи есть смысл проанализировать и сопоставить вышеназванные институты. Разработка института обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, имеет актуальное значение, поскольку касается проблемы индивидуализации назначения административных наказаний. Как следует из предписаний ст. 4.1 КоАП России, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии законом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Стригунова Н.Ю. - Доказывание по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела в государствах-членах Таможенного союза ЕврАзЭС (сравнительно-правовой анализ)

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.9765

Аннотация: В статье проводится сравнительно-правовой анализ доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела в государствах-членах Таможенного союза ЕврАзЭС: Российской Федерации, Республике Беларусь, Республике Казахстан. Автором рассмотрены особенности правового регулирования вопросов, связанных с доказыванием по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, в национальном законодательстве государств-членов Таможенного союза, выявлены схожие и различные положения в них. В результате проведенного анализа автор освещает недостатки и проблемы в законодательстве РФ об административных правонарушениях. Предмет исследования является актуальным в условиях создания и функционирования Таможенного союза ЕврАзЭС. В связи с чем предлагаются меры по совершенствованию законодательства Необходимость защиты экономических интересов государств-членов Таможенного союза ЕврАзЭС - в том числе административно-правовыми средствами - представляет собой движущую силу в процессе формирования единого правового поля в Таможенном союзе ЕврАзЭС.
Проблемы административных и муниципальных правоотношений
Куличков А.С. - Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления в системе муниципальной власти

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.9674

Аннотация: в статье рассматривается местная администрация как исполнительно-распорядительный орган, ее конституционно-правовой статус, варианты замещения должности главы, его полномочия и основные направления деятельности. Так же в статье отмечается важность формирования целостной системы местного самоуправления, как показывает исследование, в настоящее время в совершенствовании нуждается правовая основа функционирования исполнительных органов местного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к числу обязательных органов местного самоуправления местную администрацию. Согласно ч. 1 ст. 37 указанного закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Административное и муниципальное право и федеративное устройство
Шугрина Е.С. - Разграничение предметов ведения и полномочий разных уровней публичной власти в области образования

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.9746

Аннотация: Аннотация. В статье рассматриваются основы разграничения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере образования. Последовательно рассматривается реализация конституционных норм, содержащихся в 71 и 72 статьях Конституции РФ, в соответствии с которыми регулирование и защита конституционного права на образование отнесена к исключительному ведению Российской Федерации, а общие вопросы образования относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. В статье дается общая характеристика полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления по созданию системы гарантий права граждан на получение бесплатного образования, поскольку право на образование останется очередной декларацией до тех пор, пока в России не будет функционировать эффективная система его гарантий. На основании проведенного анализа констатируется, что и на уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований предоставляются дополнительные гарантии реализации права на образования, в том числе бесплатного.
Административное и муниципальное право: формы и методы его реализации
Трегубова Е.В. - Дозволения и запреты как методы (средства) административного регулирования в российском праве

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.9673

Аннотация: в статье отмечается, что теоретические наработки позволяют сделать вывод о том, что исходя из своего функционального назначения, правовые запреты могут осуществлять предупреждение и пресечение правонарушений в различных сферах административно-правового регулирования, а также выполнять информативную роль. Кроме того, обобщение ряда точек зрения относительно правовых запретов в механизме правового регулирования общественных отношений в сфере административно-правовой действительности дает возможность отметить, что в различных отраслях права запреты выполняют различные социальные функции. Однако объединяющим началом для всех видов правовых запретов является то, что они сдерживают поведение, которое носит антисоциальный или противоправный характер. Охранительная функция административно-правовых запретов, обусловлена социальной потребностью защиты интересов личности, общества и государства от нежелательных деяний. Данная функция реализуется посредством применения за совершение запрещаемых действий мер юридической ответственности. Признавая существенную роль административно-правовых запретов в охране правопорядка, следует исходить из реальных возможностей этих правовых средств.
Трегубова Е.В. - Дозволения и запреты как методы (средства) административного регулирования в российском праве c. 986-997

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.63353

Аннотация: в статье отмечается, что теоретические наработки позволяют сделать вывод о том, что исходя из своего функционального назначения, правовые запреты могут осуществлять предупреждение и пресечение правонарушений в различных сферах административно-правового регулирования, а также выполнять информативную роль. Кроме того, обобщение ряда точек зрения относительно правовых запретов в механизме правового регулирования общественных отношений в сфере административно-правовой действительности дает возможность отметить, что в различных отраслях права запреты выполняют различные социальные функции. Однако объединяющим началом для всех видов правовых запретов является то, что они сдерживают поведение, которое носит антисоциальный или противоправный характер. Охранительная функция административно-правовых запретов, обусловлена социальной потребностью защиты интересов личности, общества и государства от нежелательных деяний. Данная функция реализуется посредством применения за совершение запрещаемых действий мер юридической ответственности. Признавая существенную роль административно-правовых запретов в охране правопорядка, следует исходить из реальных возможностей этих правовых средств.
Административная и муниципальная ответственность
Обыденов В.В. - К вопросу о содержание обстоятельств, смягчающих административную ответствен- ность и их соотношение с обстоятельствами связанными с освобождением от административной от- ветственности c. 965-975

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.63350

Аннотация: в статье исследуются правовые и организационные проблемы реализации обстоятельств, смягчающих административную ответственность, определяется значение данных обстоятельств в механизме применения административных наказаний в деятельности федеральных органов исполнительной власти. В статье осуществляется сопоставление обстоятельств, смягчающих административную ответственность с обстоятельствами свяазнными с освобождением от административной ответственности.
Паньшин Д.Л. - Некоторые актуальные вопросы применения лишения права управления транспортными средствами по административным правонарушениям в области дорожного движения

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.9112

Аннотация: Сложившаяся ситуация с аварийностью, на наш взгляд, обусловлена несовершенством законодательного регулирования в понимании сущности предоставленного специального права на управление транспортными средствами, а также нежелание граждан исполнять законодательство ограничивающего допуск к управлению транспортными средствами лиц не имеющими такого специального права, поскольку ответственность за такие правонарушения не соразмерно мала, чем причиненный ими ущерб. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, перечисленных в главе 12 КоАП РФ, когда субъектом правонарушения является лицо, которое не получило право управления транспортными средствами, необходимо учитывать, что санкция в виде лишения права управления транспортными средствами к данному лицу не применяется (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2006, № 12). Данный подход к назначению административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами не в полной мере урегулирован, поскольку необходимо разграничить понятия "право управления транспортным средством", как основание для допуска у управлению транспортным средством соответствующей категории, и понятие "право управления транспортным средством", как один из элементов права собственности на транспортное средство - право пользования. На наш взгляд международные договоры Российской Федерации и Правила дорожного движения Российской Федерации предусматривают, что водитель - это лицо которое управляет каким-либо транспортным средством, тем самым, на наш взгляд, уже наделен правом управления транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него водительское удостоверение либо оно отсутствует. Таким образом, применение нормы, изложенной в части 1 статьи 3.8 КоАП РФ не соответствует международным конвенциям и Конституции Российской Федерации, поскольку в правоприменительной практике идет отождествление специального права управления транспортным средством соответствующей категории с конституционным правом человека и гражданина Российской Федерации на владение, пользование и распоряжение транспортными средствами, что на наш взгляд недопустимо.
Паньшин Д.Л. - Некоторые актуальные вопросы применения лишения права управления транспортными средствами за административные правонарушения в области дорожного движения c. 976-979

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.63351

Аннотация: Причиной для изучения проблемы определения субъекта административного правонарушения в области дорожного движения послужил пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями от 11 ноября 2008 г.) в котором указано, что назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, исходя из положений статьи 3.8 КоАП РФ, возможно только лицам, имеющим такое право либо лишенным его в установленном законом порядке. Анализ правил части 1 статьи 3.8 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что лишение специального права, т. е. лишение права управления транспортными средствами, назначается только физическим лицам, которым соответствующим государственным органом предоставлено такое право виде выдачи водительского удостоверения.
Стригунова Н.Ю. - Доказывание по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела в государствах-членах Таможенного союза ЕврАзЭС (сравнительно-правовой анализ) c. 980-985

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.63352

Аннотация: В статье проводится сравнительно-правовой анализ доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела в государствах-членах Таможенного союза ЕврАзЭС: Российской Федерации, Республике Беларусь, Республике Казахстан. Автором рассмотрены особенности правового регулирования вопросов, связанных с доказыванием по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, в национальном законодательстве государств-членов Таможенного союза, выявлены схожие и различные положения в них. В результате проведенного анализа автор освещает недостатки и проблемы в законодательстве РФ об административных правонарушениях. Предмет исследования является актуальным в условиях создания и функционирования Таможенного союза ЕврАзЭС.
Управленческое право
Байрамов А.Х. - Деятельность прокуроров по обеспечению законности в системе органов государствен- ной власти субъекта Российской Федерации c. 944-947

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.63347

Аннотация: В настоящей статье рассмотрены вопросы обеспечения законности в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Отмечая тесную связь деятельности органов прокуратуры и органов государственной власти субъектов РФ, автор определил ряд ключевых аспектов взаимодействия указанных органов, в числе которых: частичное закрепление статуса региональных прокуратур в законодательстве субъектов РФ; наличие процедуры согласования с органами государственной власти субъектов РФ кандидатур прокуроров субъектов Федерации; предоставление прокурорам ряда субъектов Федерации права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ. Также раскрыты особенности реализации органами прокуратуры права законодательной инициативы в региональном парламенте, определены роль и значение указанных органов в механизме обеспечения конституционной законности.
Куличков А.С. - Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления в системе муници- пальной власти c. 948-953

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.63348

Аннотация: в статье рассматривается местная администрация как исполнительно-распорядительный орган, ее конституционно-правовой статус, варианты замещения должности главы, его полномочия и основные направления деятельности. Так же в статье отмечается важность формирования целостной системы местного самоуправления, как показывает исследование, в настоящее время в совершенствовании нуждается правовая основа функционирования исполнительных органов местного самоуправления.
Нугаева А.И. - Правовое регулирование кадрового обеспечения функциональной деятельности прокуратуры c. 954-964

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.63349

Аннотация: в статье исследуются правовые и организационные проблемы реализации права гражданина на поступление на государственную службу вообще и службу в органы прокуратуры в частности. В статье отмечается, что Законодательное установление требований, предъявляемых к лицам, назначаемых на должности прокуроров, определение порядка назначения работников прокуратуры и полномочий прокуроров, расширение коллегиальных начал в деятельности органов прокуратуры существенно укрепило правовую основу работы с кадрами. Однако не все вопросы правового регулирования подбора и расстановки кадров прокуратуры получили должное разрешение.
Административное и муниципальное право и права человека
Редкоус В.М., Кулишов Д.Н. - Административно-правовое положение граждан Российской Федерации в об- ласти обеспечения национальной безопасности: теоретические подходы к выработке понятия и опреде- лению структуры c. 931-943

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.63346

Аннотация: в статье рассмотрены современные подходы к определению административно-правового положения (статуса) граждан РФ применительно к области обеспечения национальной безопасности, предложено его определение, показана структура и особенности, дан анализ соотношения понятия «правовой статус» и «правовое положение», выделены особенности административно-правового статуса гражданин Российской Федерации и показаны трудности в его формировании; определены виды административно-правовых статусов граждан.
Административное и муниципальное право и судебная реформа
Шевчук П.П. - Актуализация принципов исполнительного производства

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.9743

Аннотация: Актуализация принципов законодательства - одно из условий эффективности государственного регулирования. Цель статьи - проанализировать действующие принципы исполнительного производства и сформулировать предложения по их совершенствованию. В ходе исследования автор приходит к выводу об отсутствии необходимости и целесообразности закрепления в ФЗ "Об исполнительном производстве" общеправовых принципов законности, уважения чести и достоинства гражданина, а также обязанности по своевременному совершению исполнительных действий и применению мер принудительного исполнения. Высказаны новые для действующего федерального закона принципы исполнительного производства - прозрачность информации, касающейся идентификации и имущества должника; верховенство права; поощрение добровольного исполнения; диспозитивность исполнительного производства для взыскателя. Принцип прозрачности информации непосредственно связан с созданием публичных реестров исполнений, имущества должника. Автор убежден, что публичный реестр может стать экономически эффективным инструментом повышения уровня доверия в экономических отношениях, снижения оценки рисков на заключение договоров между сторонами, сокращения количества исполнительных производств, расходов на судопроизводство.
Шевчук П.П. - Актуализация принципов исполнительного производства c. 1007-1012

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.63355

Аннотация: Актуализация принципов законодательства — одно из условий эффективности государственного регулирования. Цель статьи — проанализировать действующие принципы исполнительного производства и сформулировать предложения по их совершенствованию. В ходе исследования автор приходит к выводу об отсутствии необходимости и целесообразности закрепления в ФЗ «Об исполнительном производстве» общеправовых принципов законности, уважения чести и достоинства гражданина, а также обязанности по своевременному совершению исполнительных действий и применению мер принудительного исполнения. Высказаны новые для действующего федерального закона принципы исполнительного производства — прозрачность информации, касающейся идентификации и имущества должника; верховенство права; поощрение добровольного исполнения; диспозитивность исполнительного производства для взыскателя. Принцип прозрачности информации непосредственно связан с созданием публичных реестров исполнений, имущества должника. Автор убежден, что публичный реестр может стать экономически эффективным инструментом повышения уровня доверия в экономических отношениях, снижения оценки рисков на заключение договоров между сторонами, сокращения количества исполнительных производств, расходов на судопроизводство.
Административное и муниципальное право и проблемы образования
Шугрина Е.С. - Разграничение предметов ведения и полномочий разных уровней публичной власти в области образования c. 998-1006

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.63354

Аннотация: В статье рассматриваются основы разграничения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере образования. Последовательно рассматривается реализация конституционных норм, содержащихся в 71 и 72 статьях Конституции РФ, в соответствии с которыми регулирование и защита конституционного права на образование отнесена к исключительному ведению Российской Федерации, а общие вопросы образования относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. В статье дается общая характеристика полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления по созданию системы гарантий права граждан на получение бесплатного образования, поскольку право на образование останется очередной декларацией до тех пор, пока в России не будет функционировать эффективная система его гарантий. На основании проведенного анализа констатируется, что и на уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований предоставляются дополнительные гарантии реализации права на образования, в том числе бесплатного.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.