Статья 'Профессиональные риски построения карьеры в условиях мегаполиса' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:

Профессиональные риски построения карьеры в условиях мегаполиса

Колобаев Сергей Андреевич

бизнес-аналитик, ООО "АйТиЛенд-Софт".

115487, Россия, г. Москва, проспект Андропова, 38, к.3, оф. 305

Kolobaev Sergey Andreevich

systems analyst at I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University)

115487, Russia, g. Moscow, prospekt Andropova, 38, k.3, of. 305

Apeiron_serg@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2310-8673.2015.4.17074

Дата направления статьи в редакцию:

23-11-2015


Дата публикации:

08-01-2016


Аннотация.

Объектом данной статьи являются феномен построения карьеры. Предметом данной статьи являются профессиональные риски построения карьеры в условиях мегаполиса. Панорамно представлены возможные угрозы и риски для построения карьеры в свете неблагоприятных урбанистических факторов. Обосновываются срывы карьерного и профессионального развития вследствие действия комплекса факторов. Разбираются риски, срывы, профессиональные плато во взаимосвязи с психологическими, акмеологическими, социальными, экономическими и иными факторами. Подчёркивается фактор городского ландшафта и моделируемой акмеологической среды, сделан акцент на создание в искомых случаях кабинетов психологической разгрузки как профилактики крупными организациями неблагоприятных состояний своих сотрудников. Освещена актуальная проблема профессионального маргинализма, которая играет ведущую роль в формирование рисков построения карьеры. Анализируются взаимосвязи безопасности карьерного развития и профессиональной самореализации, методы и способы построения карьеры в системном виде независимо от типа профессии. Методы исследования: метод наблюдения, анализ и мониторинг рынка труда и занятости, мысленный эксперимент, реконструкция теоретического материала, метод сравнения, метод контроля за правильностью выводов. Актуальность данного исследования повышается во времена экономических и геополитических кризисов. В связи с относительно неустойчивым социальным статусом профессий многие виды активностей и работ претерпевают девальвацию, обесцениваются и нуждаются в кардинальном переосмыслении, чтобы правильно встраиваться в трудовые цепочки. Субъекты труда могут испытывать на себе риски и профессиональные срывы как по внешним, так и по внутренним причинам.Новизна исследования заключается в сосредоточенном анализе рисков профессионального срыва и построения карьеры в реальных условиях большого города, в котором переплетены субъективные и объективные факторы: маргинализм и городской ландшафт, психоэмоциональный статус работника и социальные процессы в общественных институтах.

Ключевые слова: развитие, безопасность, профессиональный маргинализм, кабинеты психологической разгрузки, акмеологическая среда, городской ландшафт, социальный лифт, карьера, самореализация, психическое здоровье

Abstract.

The object of research is the career-building phenomenon. The subject of this article are the professional risks of career-building in a megapolis. The author offers a panoramic view on the possible threats and disks of career building in light of the negative impact of urban factors. The author explains toe failures of career and professional development under the influence of a system of factors. The risks, failures, and professional plains are explained in connection with psychological, akmeological, social, economic and other factors. The city landscape factors is given spotlighting the akmeological environment being modeled, and the establishment of psychological help by businesses in order to help employees is being accented. The author illuminates the issue of professional marginalism that plays a leading role in the forming of career-building risks. An analysis of the interaction of safety of career-building and professional self-realization, the methods and ways of career-building is offered as a system, regardless of profession type. The methods of research include observation, analysis, job market monitoring, thought experiment, reconstruction of theoretical material, the methods of comparison, control of conclusions. The relevance of this work is enhanced in the time of economic and geopolitical crises. In light of a relatively unstable social status of many professions, a large number of activities and jobs are devalued, and thus need radical rethinking in order to be correctly inserted into career chains. The novelty of this work is based on the focused analysis of risks of professional breakdowns and career-building in urban environment, affected by objective factors such as marginalism and city landscape, psychological and emotional state of the employee, social processes in social institutes.

Keywords:

development, security, Professional marginalism, rooms of psychological relief, acmeology, urban landscape, social elevator, career, self-realization, mental health

Современный рынок труда в России характеризуется целым комплексом проблем – социальная урбанистика, мощнейшие геополитические вызовы, экономические неустойчивые состояния, а также субъективные и объективные проблемы российского образования. Отмечаются различные реакции населения на программы образования, их возможные эффект на возможность трудоустройства и карьерного продвижения. Рынок труда в России характеризуется резким спадом совокупного предложения вакансий, большим конкурсом при приёме на работу, а зачастую непрозрачных, формальных и нередко противозаконных критериев приёма на работу. Образование строится по устоявшимся федеральным, региональным и иным стандартам с привнесением современных взглядов на тот, как воздействовать на психику и личность. Французский писатель, Лауреат Нобелевской премии Альбер Камю отмечал: "В школе нас готовят к жизни в мире, которого не существует". Действительно, в настоящее время в реальной практики и из литературных источников становится понятно, что существуют расхождения в реальных запросах рынка и объёме знаний, компетенций, которые дают в высшей школе. Образуется ситуация, когда выпускник ВУЗа без опыта не может найти себе работу, а современный работодатель требует сразу готового опытного специалиста.

Образуются новые формы ведения труда: кроме полной занятости, полного рабочего дня появляется феномен гибкого графика или сменной работы в формате фрилансерства. Новый феномен занятости в мегаполисе фрилансера рассматривается на рынке труда и в социальной структуре российского общества и анализируется специфика карьерной стратегии. Показано, что «фрилансеры — яркий пример нестандартизированной занятости и индивидуализированной карьеры. Фрилансеры выстраивают и развивают свою карьеру самостоятельно, принимая все риски нестабильной занятости и самостоятельного поиска работодателей. Часто это приводит к лоскутной карьере, т. е. к карьере, не сводимой к одной профессии, к одному типу работы, одному работодателю, заказчику. Выстраивая карьеру, фрилансеры вкладывают усилия в развитие индивидуальных ресурсов — профессиональных, коммуникационных, репутационных». [2]

Серьёзной проблемой, противостоящей карьерным рискам и срывам служит модель социального лифта. Как отмечает, Гендин Г.В., «…плохая работа социального лифта создаёт серьёзные социальные риски, которые могут иметь, и в истории неоднократно имели, катастрофические последствия, вплоть до краха существующего строя и потери власти существующих элит. В современной России старые советские лифты, такие как, например, партийный социальный лифт, уже не работают. А новые социальные лифты, характерные для капиталистического общества, такие как, например, бизнес-лифт, успешно работающий на Западе, ещё не работают в России. Эффективность работы социального лифта сильно зависит не только от него самого, но и от соответствия выбранного типа социального лифта, типу его «пассажира» социального лифта, что делает особенно актуальным планирование карьеры для каждого «пассажира».[4]

В психолого-акмеологическом и социальном аспекте профессиональных рисков при построении карьеры огромную роль играет феномен профессионального маргинализма, который является оппозицией феномену профессиональной идентичности.

В категориально-понятийном аппарате выходцев из разных сфер, пограничных в личностном, профессиональном или ином направлении часто обозначают маргиналами. Маргинализм как явление, событие, феномен, процесс и результат имеет различные трактовки, самые распространённые представлены в массовых источниках.

Маргинал, маргинальный человек, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д. [16].

Маргинал - Тот, кто утратил прежние социальные связи, находится на периферии своей социальной среды, не приспособился к новым условиям жизни и не имеет устойчивого социального статуса; изгой. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой [17].

Ермолаева Е.П. рассматривает явление профессионального маргинализма как концептуально полярное по отношению к профессиональной идентичности [9].

Леньков С.Л. отмечает профессиональный маргинализм как ключевую социально-психологическую проблему современной России [15].

Дементий Л.И. показывает проблемы профессиональной идентичности и маргинальности в ситуации сознательной смены профессии (на примере получения второго высшего психологического образования) [7].

Дедюлина М.А отмечает маргинальность современного бытия и фиксирует момент перехода от «неставшей» личности, существующей пока в чужой для неё культуре, к «ставшей» личности, сформировавшей собственную систему ценностей [6].

Волкова О.А. комплексно описывает проблемы профессиональной идентичности и маргинальности индивидов и социальных групп [3].

Базилевич Е.М. выявляет структуру профессионального маргинализма в психологии, описывает как негативные, так и позитивные стороны данного явления [1].

Ермолаева Е.М. предлагает расширенную программу психологических стратегий и методы поддержки профессионалов в кризисные периоды карьеры [9].

Косенкова И.Г., Горчакова Е.Б. описывают мотивационные кризисы как предпосылки профессионального маргинализма [14].

В свете акмеологического знания, по Деркачу А.А., профессиональный маргинализм возможно рассматривать сквозь основные акмеологические парадигмы: прогрессивного восходящего развития личности, соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека, самоуправления и самореализации личности для достижения соразмерности свои качеств сверхсложному социуму, рассмотрения развивающейся личности вне заданных жёстких идеологических установок [8].

В обобщённом виде, профессиональный маргинализм – это несоответствие того, чему учили – тому, что надо делать. В условиях выживания на рынке труда, рынок образования подстраивается для обеспечения собственного существования формирование новых факультетов, кафедр и специальностей. Современные искусственные учебные программы, возникающие под искусственные специальности, в полной мере не раскрывают творческий потенциал учащихся. Большие риски заложены в невостребованности на рынке труда полученных специальностей. Если предположить наличие некоторых "ядерных" специальностей, являющимися краеугольными камнями вакансий, своего рода "кирпичиками" будущих социальных позиций, то в ряде таких элементов вырисовываются специальности технические (энергетика, электроника, авиация, приборостроение, информационные технологии и др.), гуманитарные (лингвистические, переводческие и филологические специальности в чистом виде), спортивные (тренер-инструктор), медицинские (строго врачи), военные, сферы культуры и искусства (актёры, режиссёры, музыканты, скульпторы, художники). Современный рынок труда как бы обслуживает набор заданных единиц. Все другие вакансии и профессии складываются "кирпичиками" из базовых, "ядерных" специальностей. Гипотезой является предположение, что новые современные профессии являются по сути маргинальными, а люди входящие в эти профессии являются маргиналами. Иными словами, не только психологический и акмеологический фактор профессиональной идентичности влияет на образование маргинализма, сколько социальные условия получения маргинального образования и выхода на реальный рынок труда. Без подробного обсуждения и проверок данной гипотезы, лишь перечислим возможные маргинальные специальности: психолог, социальный работник, аналитик – возможные виды и рода (бизнес-аналитик, аналитик баз данных, аналитик-маркетолог, политический аналитик и др.), менеджер (менеджер по продажам, менеджер по развитию бизнеса, менеджер по работе с клиентами и др.).

Исходя из предыдущей мысли, проблема профессионального маргинализма заложена в искусственных специальностях, факультетах, учебных планах и несоответствия количеству и качеству подготавливаемых специалистов реальным запросам рынка труда. Фактором маргинализма также является непрозрачная система отбора кадров, пойма и найма. Социальным вызовом для провоцирования маргинализма является неравновесная система отбора кадров – ситуация, когда хорошего специалиста могут не взять на работу, а взять обычного специалиста, исходя из личных симпатий, связей и "блата". Непрозрачность ситуации видения наличия вакансий и запросов рынка труда наблюдается в реальных поисковых системах и интернет-ресурсов поиска работы. Огромный "теневой" сектор рынка труда остаётся доступным только людям со связями, с рекомендациями.

Большинство людей, не имеющих указанных свойств и качеств, подстраиваются под рынок труда, вступая в зону профессиональных рисков и срывов, и возможной утрате профессиональной идентичности как гонке за устойчивостью на рынке труда.

Центральным системообразующим фактором является акмеология карьеры и безопасность здоровья и карьерного развития. В противоположность высказыванию известного польского писателя-мыслителя-сатирика Станислава Ежи Леца, "Карьерист всё продаст, кроме карьеры", мы рассматриваем карьеру как целенаправленное субъективно осознаваемое движение к периоду акме, наивысшему состоянию, процессу и результату личностного, телесного, когнитивного, творческого, социального и иного развития, характеризующимся социальным здоровьем, удовлетворённостью жизнью и трудом, социальным окружением и перспективами развития.

В обобщённом виде опишем возможные риски и неблагоприятные факторы в построении карьеры в условиях профессионального маргинализма.

A) Экономические - смена экономической конъюнктуры – геополитические факторы, сдвигающийся глобальные процессы совокупного спроса и совокупного предложения, появления автоматизированных процессов, разрушение привычных цепочек деятельности, аутсорсинговые процессы, изменения совокупного спроса на услуги данной профессии исходя из потери актуальности, ценности или нужды в данном благе, девальвация вида деятельности, потеря социального престижа, а вследствие с ним и статуса личности, изменение совокупного предложения профессионального данного типа;

B) Социальные – различные реорганизации частной Компании или государственного Учреждения, вплоть до ликвидации организации, массовые или единичные увольнения по сокращению штата сотрудников, оптимизация рабочего ресурса;

C) Социально-психологические – различные замечания, выговоры, дисциплинарные взыскания с сотрудников, неравновесный обмен трудовых усилий на материальные блага (заработная плата, доход, материальное благополучие и стабильность), социальные гарантии и социальная защищённость;

D) Психологические – отсутствие душевного комфорта и чувствительность к конфликтам, совместимость и сработанность сотрудников, снижение мотивации к труду, частая утомляемость, усталость и психическая насыщаемость информацией, узкий объём внимания, невозможность приподняться на реальным конкретным содержание ситуации [10, 11];

E) Акмеологические - приверженность сотрудников корпоративным ценностям и смыслам, Миссии и Стратегии Компании, синхронизация личностного развития и развития корпоративности, пересмотр взглядов на собственное развитие, анализ жизненного опыта на предмет поиска смысла, выявления более оптимального жизненного сценария, смена взглядов на долгосрочные цели, тенденция на более экологическое существование, призывающее к экономии затрат и перераспределении ресурсов;

F) Когнитивно-перцептивные – трудности освоения новой профессии, получения второго/третьего образования, особенно в новой социальной ситуации изменившего личностного, профессионального, семейного и иного статуса, трудности освоения новой профессии вследствие базовой подготовки в диаметрально противоположной сфере (технические и гуманитарные науки, и наоборот).

На основании панорамного освещения профессиональных рисков в построении карьеры, их всеобъемлющей представленности и включённости во все сферы бытия, предполагается, что явления генезиса рисков, срывов, профессиональных плато при психологических, социальных, экономических и политических причинах возникновения, является нормальным феноменом развития общества и личности, и в силу этого события предлагаются методы акмеологической коррекции, обеспечения безопасности карьерного развития.

Феномен профессионального маргинализма можно интерпретировать активной адаптацией индивида, личности и социальных групп на риски и неблагоприятные факторы в построении карьеры, перечисленные выше.

Перечисленные риски и неблагоприятные факторы в построении карьеры в условиях профессионального маргинализма подлежат мониторингу, оценке, психологической и акмеологической коррекции. В структуре психокоррекции и акмеокоррекции произведён поиск акмеологических ресурсов для оптимизации карьерного развития, которые выделены в отдельные рекомендации.

1) Придание смысла профессии, Делу. Сепарация от понятия "труд": по словарю Даля, "труд есть работа, всё, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряжение телесных и умственных сил; всё, что утомляет", иными словами страдание, тяжкая работа, неудовольствие. Есть противоположность – понятие "дело" – та же работа, но "всё, что сделано, что свершилось; поступок, действие; сущность предмета или обстоятельства, иными словами, дело имеет смысл, намерение, цель.

2) Приближение к натуральности профессии. Урбанистическая форма жизни в крупных мегаполисах сопровождена денатурализацией видов деятельности. Человек уже не выполняет натуральные функции как сельское хозяйство, тяжёлое машиностроение, домашнее натуральное хозяйство. Необходимо отметить в этом случае снижение в общей доле профессий так называемых «натуральных» профессий, как-то: часовое дело, бакалея, ремонт, рабочие специальности и др. Всё большее распространение приобретают профессии «не-натуральных» видов деятельности, связанных преимущественно с информационным обменом. Основным инструментом служат компьютерные технологии, текстовые редакторы и интернет. Получается, что продуктом и средством создания этого продукта являются искомые информационные процессы, которые подлежат трансформации и обработке. Среди профессий информационного обмена можно выделить два типа профессий: 1) «менеджеры по продажам» - группа профессий первого уровня (собственно «продажники», рекрутеры, которые нанимают «продажников» и др.) – спектр профессий, в которых не происходит создание каких-либо смыслов, долгосрочных перспектив интеллектуального развития; 2) «аналитики» - группа профессий второго уровня («Аналитики-маркетологи», «Бизнес-аналитики», «Аналитики баз данных», «Методологи банковских продуктов») – спектр профессий, в той или иной степени направленных на интеллектуальную работу, содержащие интеллектуальные операции. В рассмотренных группах деятельности, которые являются авторским обобщением, продуктом и средством создания продукта являются информационные процессы. В эти профессиях отсутствуют предметно-манипулятивная деятельность, кроме работы с клавиатурой компьютера, что может породить отчуждение от предметных взаимодействий с окружающей средой.

3) Моделирование акмеологической среды и акмеологического пространства. Создание культурного ландшафта для деловой активности, поиска и преодоления разрывов теории и практики. Акмеологическая среда состоит условиях физического пространства, социального окружения, возможностей коммуникации для сглаживания профессионального маргинализма и обретения профессиональной идентичности. Так, физическое пространство должно характеризоваться условиями снятия стресса. В этой связи целесообразно конструировать в частных компаниях и государственных учреждениях комнаты и кабинеты психологической разгрузки, куда в установленном порядке могут обратиться служащие и получить сеанс мобилизирующего или релаксационного воздействия. [11]

4) Участие в реальных профсоюзах, поддерживающих права и свободы сотрудников. Избегания формальных, "пустых", номинальных объединений и ассоциаций, существующих только "на бумаге" и несущих лишь необходимость уплачивать членские взносы, но ничего не предлагающих взамен, кроме условного эфемерного статуса. Реальные, подлинные профессиональные союза несут конкретную помощь своим членам: при потере работы – содействия в трудоустройстве, при юридических правовых проблемам – предоставление адвоката, при социально стрессовых неустойчивых состояниях – психологическая помощь и поддержка.

5) Активная жизненная и гражданская позиция. Постоянный, перманентный мониторинг рынка труда на предмет перспективных видов деятельности, солидных компаний и учреждений, Дела, за которого можно взяться. Регулярные походы на собеседования, спортивный азарт в тестовых заданиях, участие во всевозможных конкурсах, пребывание в кадровом резерве как акмеологических и трудовой ресурс;

6) Коммуникация со специалистами других профессий. Уяснение конкретного результата труда различных специалистов;

7) Условия и факторы возвращения сотрудника в компанию или учреждение после увольнения и последующей самостоятельной трудовой деятельности или деятельности и в другой компании, социальная реабилитация статуса, ставка на социальных изменениях и глобальных ритмах рынках труда и изменениях самого субъекта деятельности;

8) Психологическая, социальная, юридическая и иная реабилитация доброго имени, чести, достоинства и деловой репутации после социальных и карьерных потрясений и неудач;

9) Акмеологическое видение рабочей ситуации на различных этапах жизненного пути. Планирование и прогнозирование карьеры [5].

10) Стажёрство как акмеологический ресурс для преодоления разрыва теории и практики. Работодатель берёт в штат сотрудника, вчерашнего студента на условиях прохождения стажировки, с фиксированным окладом, определёнными социальными гарантиями, заключающимися в положении ТК РФ (в течение периода стажировки работодатель не имеет права уволить сотрудника). Стажировка – это уже не учёба, но ещё не работа. Это профессиональный период необходим для созревания личностных компетенций, профессиональной адаптации и идентификации, снижения уровня напряжения перед реальными "живыми" ситуациями. Акмеологический ресурс стажировки подразумевает воссоздание акмеологической среды – специальной моделируемой обстановки для отработки когнитивных, эмоциональных, поведенческих, социальных, перцептивных, коммуникативных и иных компетенций.

Таким образом, решением профессиональные риски построения карьеры в условиях мегаполиса являются постоянным спутником социальных процессов и изменений, личного профессионального роста и процессов взаимодействия трудовых цепочек в мегаполисе. В свете выделенных методов и ресурсов целесообразно строить комплексные программы оптимизации карьерного развития для сотрудников внутри компаний и учреждений, реализуемых силами своих сотрудников либо приглашённых специалистов. Для реализации программ безопасности карьерного развития в перспективе потребуются методы и подходы активного внедрения этих программ, оценке результативности, обратной связи и оптимизации программ. Генезис профессиональных рисков построения карьеры возможен в силу урбанистических факторов – малого пространства, большой скученности людей, высокой скорости перемещения, отсутствием возможности у сотрудников к отдыху и восстановлению. Создание особого пространства в большом городе, моделирующим акмеологическую среду, экологические условия для развития могут служит специально созданные пространства – кабинеты психологической разгрузки. Присутствие и практика пребывания в таких зонах сотрудников, гостей торговых и бизнес-центров, позволит компенсировать синдром толпы, предотвратить феномен «закрытых дверей», снизить общую напряжённость и сосредоточиться на профессиональной идентичности. Проблема особого урбанистического пространства интересна также общественных институтам как консолидированных субъектам: помимо кабинетов и дверей организации существование и функционирование рекреационных зон с психолого-акмеологическим содержанием будет способствовать общению сотрудников без карьерного подтекста, стимулировать образования и налаживания новых цепочек взаимодействия, новых отношений, что в немалой степени будет способствовать построению социальных лифтов. Профессиональные риски в построении карьеры в условиях мегаполиса, по предположению, является ответом и активной адаптацией индивида, субъекта труда, личности, а также общественных институтов как консолидированного субъекта на неустойчивые социальные процессы и состояния, перманентной девальвация рынка труда и профессий, а также экономических и геополитических факторов.

Библиография
1.
Базилевич Е.М. Проблемы изучения профессионального маргинализма в психологии // Проблемы высшего образования. Тихоокеанский Государственный Университет. № 1. 2011.
2.
Бурлуцкая М.Г., Харченко В.С. Фрилансеры: специфика социального статуса, стратегии карьеры и профессионального развития // Журнал социологии и социальной антропологии. Фонд «Интерсоцис». 2013, № 1 (66). С. 111-123.
3.
Волкова О.А. Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности индивидов и социальных групп // Известия волгоградского государственного педагогического университета. № 3. 2007.
4.
Гендин Г.В. Социальный лифт и социальные риски // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2014, № 6, Том 3. С. 9-15.
5.
Геронимус И.А. Акмеологический подход к проблеме планирования карьеры в контексте личности, как субъекта жизненного пути // Акмеология. №1(33). 2010.
6.
Дедюлина М.А. Маргинальность современного бытия //Ценности и смыслы. № 1. 2010.
7.
Дементий Л.И. Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности в ситуации сознательной смены профессии (на примере получения второго высшего психологического образования) // Известия алтайского государственного университета. № 2. 2009.
8.
Деркач А.А. Колонка главного редактора: Юбилейный выпуск журнала: к 25-летию Московской акмеологической научной Школы // Акмеология Акмеология. №3 (55). 2015.
9.
Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. № 4 (22). 2001.
10.
Ермолаева Е.М. Психологические стратегии и методы поддержки профессионалов в кризисные периоды карьеры // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. № 4. 2014.
11.
Звоников В.М., Потапов В.П., Трушников В.А., Шаулов Г.А. Опыт разработки и использование аппаратно-программного комплекса для аудио-визуальной коррекции функционального состояния операторов // Известия Южного федерального университета. Технические науки. № 6. Том 41. 2004.
12.
Казаков Ю.Н. Здоровье – продукт акмеологического феномена самости в системе безопасности личности // Акмеология. 3(39). 2011.
13.
Казаков Ю.Н. Медико-акмеологическая программа санирования и формирования готовности специалистов к экстремальным ситуациям // Акмеология. №1(37). 2011.
14.
Косенкова И.Г., Горчакова Е.Б. Проявление мотивационного кризиса в профессиональной деятельности // Труды дальневосточного государственного технического университета. № 146. 2007.
15.
Леньков С.Л. Профессиональный маргинализм как ключевая социально-психологическая проблема современной России // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. № 3. 2009.
16.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB
17.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/184195/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB
18.
Абрамов Р.А. Проблемы управленческих специальностей ВПО в экономических вузах РФ // Политика и Общество. - 2015. - 9. - C. 1198 - 1209. DOI: 10.7256/1812-8696.2015.9.15897.
19.
Рубцова Н.Е. Основные направления классификаций профессиональной деятельности // Психология и Психотехника. - 2015. - 5. - C. 501 - 510. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.5.15038.
20.
В.Н. Барцевич Факторы психологической безопасности школьной среды // Психология и Психотехника. - 2012. - 6. - C. 61 - 69.
21.
Хащенко Т.Г. Психологическое сопровождение экономического самоопределения личности в процессе ее профессионализации в отраслевом вузе // Психология и Психотехника. - 2014. - 8. - C. 855 - 862. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.8.12327.
22.
Арон И.С. Профессиональное самоопределение в особой социальной ситуации развития // Психология и Психотехника. - 2014. - 3. - C. 320 - 328. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.3.10425.
23.
И.В. Евсевичева, Г.А. Любимова Самооценивание в профессиональной сфере // Психология и Психотехника. - 2011. - 9. - C. 49 - 59.
References (transliterated)
1.
Bazilevich E.M. Problemy izucheniya professional'nogo marginalizma v psikhologii // Problemy vysshego obrazovaniya. Tikhookeanskii Gosudarstvennyi Universitet. № 1. 2011.
2.
Burlutskaya M.G., Kharchenko V.S. Frilansery: spetsifika sotsial'nogo statusa, strategii kar'ery i professional'nogo razvitiya // Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii. Fond «Intersotsis». 2013, № 1 (66). S. 111-123.
3.
Volkova O.A. Problemy professional'noi identichnosti i marginal'nosti individov i sotsial'nykh grupp // Izvestiya volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. № 3. 2007.
4.
Gendin G.V. Sotsial'nyi lift i sotsial'nye riski // Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii. 2014, № 6, Tom 3. S. 9-15.
5.
Geronimus I.A. Akmeologicheskii podkhod k probleme planirovaniya kar'ery v kontekste lichnosti, kak sub''ekta zhiznennogo puti // Akmeologiya. №1(33). 2010.
6.
Dedyulina M.A. Marginal'nost' sovremennogo bytiya //Tsennosti i smysly. № 1. 2010.
7.
Dementii L.I. Problemy professional'noi identichnosti i marginal'nosti v situatsii soznatel'noi smeny professii (na primere polucheniya vtorogo vysshego psikhologicheskogo obrazovaniya) // Izvestiya altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. № 2. 2009.
8.
Derkach A.A. Kolonka glavnogo redaktora: Yubileinyi vypusk zhurnala: k 25-letiyu Moskovskoi akmeologicheskoi nauchnoi Shkoly // Akmeologiya Akmeologiya. №3 (55). 2015.
9.
Ermolaeva E.P. Professional'naya identichnost' i marginalizm: kontseptsiya i real'nost' // Psikhologicheskii zhurnal. № 4 (22). 2001.
10.
Ermolaeva E.M. Psikhologicheskie strategii i metody podderzhki professionalov v krizisnye periody kar'ery // Lichnost' v ekstremal'nykh usloviyakh i krizisnykh situatsiyakh zhiznedeyatel'nosti. № 4. 2014.
11.
Zvonikov V.M., Potapov V.P., Trushnikov V.A., Shaulov G.A. Opyt razrabotki i ispol'zovanie apparatno-programmnogo kompleksa dlya audio-vizual'noi korrektsii funktsional'nogo sostoyaniya operatorov // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Tekhnicheskie nauki. № 6. Tom 41. 2004.
12.
Kazakov Yu.N. Zdorov'e – produkt akmeologicheskogo fenomena samosti v sisteme bezopasnosti lichnosti // Akmeologiya. 3(39). 2011.
13.
Kazakov Yu.N. Mediko-akmeologicheskaya programma sanirovaniya i formirovaniya gotovnosti spetsialistov k ekstremal'nym situatsiyam // Akmeologiya. №1(37). 2011.
14.
Kosenkova I.G., Gorchakova E.B. Proyavlenie motivatsionnogo krizisa v professional'noi deyatel'nosti // Trudy dal'nevostochnogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. № 146. 2007.
15.
Len'kov S.L. Professional'nyi marginalizm kak klyuchevaya sotsial'no-psikhologicheskaya problema sovremennoi Rossii // Chelovecheskii faktor: problemy psikhologii i ergonomiki. № 3. 2009.
16.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB
17.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/184195/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB
18.
Abramov R.A. Problemy upravlencheskikh spetsial'nostei VPO v ekonomicheskikh vuzakh RF // Politika i Obshchestvo. - 2015. - 9. - C. 1198 - 1209. DOI: 10.7256/1812-8696.2015.9.15897.
19.
Rubtsova N.E. Osnovnye napravleniya klassifikatsii professional'noi deyatel'nosti // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2015. - 5. - C. 501 - 510. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.5.15038.
20.
V.N. Bartsevich Faktory psikhologicheskoi bezopasnosti shkol'noi sredy // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2012. - 6. - C. 61 - 69.
21.
Khashchenko T.G. Psikhologicheskoe soprovozhdenie ekonomicheskogo samoopredeleniya lichnosti v protsesse ee professionalizatsii v otraslevom vuze // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2014. - 8. - C. 855 - 862. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.8.12327.
22.
Aron I.S. Professional'noe samoopredelenie v osoboi sotsial'noi situatsii razvitiya // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2014. - 3. - C. 320 - 328. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.3.10425.
23.
I.V. Evsevicheva, G.A. Lyubimova Samootsenivanie v professional'noi sfere // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2011. - 9. - C. 49 - 59.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"