Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Этнос и этничность"
Этнос и этничность
Прошкина В.А., Хороших П.П., Сергиевич А.А., Леханова Ф.М. - Гендерные стереотипы и гендерная идентичность молодежи Севера: сравнительный анализ c. 7-11

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.5.20379

Аннотация: Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов современной гендерной психиологии – изменению гендерной идентичности молодежи. Представлены результаты проведенного исследования, посвященного гендерной идентичности современной молодежи Северных регионов Дальневосточного региона Российской Федерации и приверженности гендерным стереотипам, а также проведен сравнительный анализ между качествами личности и предполагаемым гендерным портретом лица своего пола. В основу исследования была вязата модель С. Бэм. Исследования показали, что происходит смещение гендерных ролей современной молодежи. Девушки в портрете современной женщины указывают черты, которые относятся к мускулинности. Это указывает на формирование в российском социуме новой стратегии поведения женщины - уравнение с мужчиной в психологическом плане. У мужчин наравне с маскулинными чертами также встречаются и черты феминные, что говорит о снижении внутренней мужской агрессии. Таким образом, смещение гендерных ролей происходит в обоих гендерных направлениях. Стоит также отметить, что выявлен класс людей с андрогинным стилем поведения, что свидетельствует о «переходном» этапе в смещении гендерных установок. Концентрация большей половины респондентов в области андрогинии открывает новые перспективы для дальнейших научных исследований в этой области научных знаний
Муращенкова Н.В., Бражник Ю.В. - Содержание и эмоциональные предикторы представлений младших школьников о своей и других этнических группах c. 20-35

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.20790

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического социально-психологического исследования. Выборку составили 83 школьника русской национальности (47 девочек и 36 мальчиков) в возрасте от 7 до 9 лет, учащиеся вторых и третьих классов одной из школ г. Смоленска. Предмет исследования - содержание и эмоциональные предикторы представлений младших школьников о своей и других этнических группах. Объекты оценивания (представители этнических групп) - русский, белорусский и украинский ребенок. В качестве эмоциональных предикторов рассматриваются аффективные компоненты этнической идентичности младших школьников, а также их удовлетворенность различными сторонами собственной жизни. Сбор эмпирических данных осуществлялся в ходе опроса (интервьюирования) младших школьников. Интервьюирование проводилось индивидуально с каждым респондентом. В статье проанализированы данные, полученные с помощью модификации методики расовых и этнических аттитюдов Э. Дойл и Ф. Эбауд (адаптированной для российских младших школьников Н.В. Шескиной), модификации методики диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана, проанализированы ответы детей на вопросы, выявляющие аффективный компонент их этнической идентичности. Данные обрабатывались в программе Statistica 7.0, использовались методы описательной статистики, U-критерий Манна-Уитни, угловое преобразование Фишера (φ*-критерий), регрессионный анализ (метод Forward stepwise). В результате проведенного эмпирического исследования у большинства младших школьников выявлена позитивная этническая аффективная идентификация и дифференциация, отмечена тенденция к более позитивной оценке собственного этноса в сравнении с другими. Зафиксирована высокая субъективная значимость этничности для младших школьников вне зависимости от их позитивного или негативного аффективного отношения к членам своей этнической группы. Выявлено, что эмоциональным предиктором представлений о своей и других этнических группах в младшем школьном возрасте является субъективное ощущение благополучия в сферах, связанных со школьной жизнью ребенка, с его учебной деятельностью. Особо значимым фактором позитивной оценки сверстников-представителей своей и других этнических групп является удовлетворенность младших школьников взаимоотношениями с одноклассниками.Полученные результаты указывают на значимость младшего школьного возраста в формировании этнической идентичности личности, обращают внимание на мишени профилактики этнической интолерантности и коррекции этнических представлений детей, обосновывают тесную связь субъективного благополучия ребенка и полюса оценки им себя и представителей других этнических групп.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"