по
Psychologist
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Psychologist" > Rubric "Этнос и этничность"
Этнос и этничность
Alperovich V. - pp. 1-18

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26751

Abstract:
Proshkina V.A., Khoroshikh P.P., Sergievich A.A., Lekhanova F.M. - Gender Stereotypes and Gender Identity of Youth of the North: Comparative Analysis pp. 7-11

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.5.20379

Abstract: The article deals with one of the most pressing issues of modern gender psychology - the changing gender identity of the youth. The authors of the article present the results of the study on the gender identity of modern youth from the Northern areas of the Far Eastern district of the Russian Federation and adherence to gender stereotypes as well as the comparative analysis of the relationship between personality traits and a proposed gender-based portrait of the same gender person. The research is based on the model offered by S. Bam. The results of the research have shown that there is a shift in gender roles of today's youth. In the portrait of modern females the girls indicate masculine traits. This indicates the formation of a new strategy of women's behaviour in Russian society - the equation with men in psychological terms. Men along with masculinity traits also indicate femininity traits which indicates the decline in their level of internal aggression. Thus, the shift of gender roles occurs in both gender directions. It is also worth noting that a certain class of people with an androgynous behavioural style has been defined by the authors which indicates a "transitional" stage in the shift of gender attitudes. The concentration of more than half of the respondents in the field of androgyny opens new perspectives for further research in this area of scientific knowledge
Murashchenkova N., Brazhnik I. - Contents and Emotional Predictors of Elementary School Students' Perceptions of Their and Others' Ethnic Groups pp. 20-35

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.20790

Abstract: The article presents results of the empirical social-psychological research. 83 Russian second- and third-year elementary school students of Smolensk (47 girls and 36 boys) aged from 7 to 9 participated in the research. The subject of the research is the contents and emotional predictors of elementary school students' preceptions of their and others' ethnic groups. Ethnic groups they represented included Russian, Belorussian and Ukrainian. Emotional predictors included affective components of ethnic identity of elementary school students as well as their level of satisfaction with different sides of their own life. Empirical data were collected through survey (interviewing) of elementary school students. Each respondent was interviewed individually. The authors of the article analyze data obtained using the modified method of studing racial and ethnic attitudes offered by Doyle and Aboud (adapted by N. Sheskina for Russian elementary school students), modified method of diagnosing the level of social frustration by L. Wasserman and analyzing responses of children to the questions aimed at defining the affective component of their ethnic identity. These data were processed by using Statistica 7.0 program, methods of descriptive statistics, Mann-Whitney U-test, Fisher's angular transformation (φ*-criterion), regression analysis (Forward stepwise method). As a result of the empirical research, the majority of elementary school students demonstrate a positive ethnic affective identification and differentiation and tendency to be more positive about their own ethnic group compared to others. The author registered a high subjective importance of ethnicity for elementary school students disregarding their positive or negative affective attitude towards members of their ethnic group. The authors discover that the emotional predictor of how elementary school students preceive their or others' ethnic groups is their subjective sense of well-being in the spheres related to a child's school life and his or her success. The factor that is especially important in the formation of a positive attitude to their and others' ethnic groups is the level of satisfaction of elementary school students with the relations they have with their classmates. The results of the research underline the important role of the elementary school age in the process of ethnic identity formation and draw our attention to targets of ethnic intolerance prevention and correction of children's ethnic perceptions. The results also prove a close connection between child's subjective sense of well-benig and his or her attitude towards their and others' ethnic groups. 
Pogontseva D.V. - Attitude Towards Women with Different Ethno-Religious Appearance pp. 26-32

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.5.24060

Abstract: In the modern world, we are constantly confronted with situations in which people are discriminated because of their appearance. One of the forms of discrimination is ethnolookism when the evaluation of ethnocultural identity is based on an assessment of the external appearance, and this evaluation results in a certain attitude, discriminatory or tolerant. In her article Pogontseva outlines the problem of attitudes toward women in connection with ethno-religious characteristics of their appearance for example, hijab (an Islamic handkerchief covering hair and neck). The research involved 807 people (371 men and 436 women) aged 18-55 years old (the average age was 25 years) living in Rostov-on-Don, Russia. The author has used her own questionnaire consisting of an incentive material (2 sets of photographs of 5 girls, in one case it is a portrait, in full-face, taken with natural make-up, the second set - the same girls, but in black hijabs). Respondents were asked to evaluate their attitude to the girls on the photos, on a scale from friendly to hostile, and to assess the degree of acceptance of the discriminatory behavior of the Other on the basis of the girl's appearance in the photograph. Based on the results, it can be said that the hostility towards the girl in the hijab is based only on the design of their appearance. It can be also noted that while the discriminatory behavior of the Other is directed at the girl in the hijab, respondents tend to condemn this behavior less than when the discriminatory attitude is directed at the girl without the hijab. Thus, the author emphasizes that a trigger of ethnolookism can be just a cover for a head or other symbols of different cultures.
Chistovskii D.I. - Current Trends of Modern Psychological Studies of Civil (National) Identity pp. 51-62

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.22572

Abstract: The article provides an overview of foreign and domestic socio-psychological studies of the civil (national) identity in the period from 2007 to 2016. To do this, the author selected Web of Science and RISC cited publications on the subject which allowed to see the most relevant aspects thereof. Researches were grouped according to the main issues raised in these issues: the concept of civic identity as one of the social identities, factors affecting the national identity, relationship of civic identity and a variety of plants, intra-identification and national prejudices, loss of national identity, nationalism and patriotism (in-group identity and attitude to the outgroup). Such selection of articles and their analysis have provided an understanding of how to represent the civil identity of contemporary researchers and how this phenomenon is studied.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Этнос и этничность"
Этнос и этничность
Прошкина В.А., Хороших П.П., Сергиевич А.А., Леханова Ф.М. - Гендерные стереотипы и гендерная идентичность молодежи Севера: сравнительный анализ c. 7-11

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.5.20379

Аннотация: Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов современной гендерной психиологии – изменению гендерной идентичности молодежи. Представлены результаты проведенного исследования, посвященного гендерной идентичности современной молодежи Северных регионов Дальневосточного региона Российской Федерации и приверженности гендерным стереотипам, а также проведен сравнительный анализ между качествами личности и предполагаемым гендерным портретом лица своего пола. В основу исследования была вязата модель С. Бэм. Исследования показали, что происходит смещение гендерных ролей современной молодежи. Девушки в портрете современной женщины указывают черты, которые относятся к мускулинности. Это указывает на формирование в российском социуме новой стратегии поведения женщины - уравнение с мужчиной в психологическом плане. У мужчин наравне с маскулинными чертами также встречаются и черты феминные, что говорит о снижении внутренней мужской агрессии. Таким образом, смещение гендерных ролей происходит в обоих гендерных направлениях. Стоит также отметить, что выявлен класс людей с андрогинным стилем поведения, что свидетельствует о «переходном» этапе в смещении гендерных установок. Концентрация большей половины респондентов в области андрогинии открывает новые перспективы для дальнейших научных исследований в этой области научных знаний
Муращенкова Н.В., Бражник Ю.В. - Содержание и эмоциональные предикторы представлений младших школьников о своей и других этнических группах c. 20-35

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.20790

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического социально-психологического исследования. Выборку составили 83 школьника русской национальности (47 девочек и 36 мальчиков) в возрасте от 7 до 9 лет, учащиеся вторых и третьих классов одной из школ г. Смоленска. Предмет исследования - содержание и эмоциональные предикторы представлений младших школьников о своей и других этнических группах. Объекты оценивания (представители этнических групп) - русский, белорусский и украинский ребенок. В качестве эмоциональных предикторов рассматриваются аффективные компоненты этнической идентичности младших школьников, а также их удовлетворенность различными сторонами собственной жизни. Сбор эмпирических данных осуществлялся в ходе опроса (интервьюирования) младших школьников. Интервьюирование проводилось индивидуально с каждым респондентом. В статье проанализированы данные, полученные с помощью модификации методики расовых и этнических аттитюдов Э. Дойл и Ф. Эбауд (адаптированной для российских младших школьников Н.В. Шескиной), модификации методики диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана, проанализированы ответы детей на вопросы, выявляющие аффективный компонент их этнической идентичности. Данные обрабатывались в программе Statistica 7.0, использовались методы описательной статистики, U-критерий Манна-Уитни, угловое преобразование Фишера (φ*-критерий), регрессионный анализ (метод Forward stepwise). В результате проведенного эмпирического исследования у большинства младших школьников выявлена позитивная этническая аффективная идентификация и дифференциация, отмечена тенденция к более позитивной оценке собственного этноса в сравнении с другими. Зафиксирована высокая субъективная значимость этничности для младших школьников вне зависимости от их позитивного или негативного аффективного отношения к членам своей этнической группы. Выявлено, что эмоциональным предиктором представлений о своей и других этнических группах в младшем школьном возрасте является субъективное ощущение благополучия в сферах, связанных со школьной жизнью ребенка, с его учебной деятельностью. Особо значимым фактором позитивной оценки сверстников-представителей своей и других этнических групп является удовлетворенность младших школьников взаимоотношениями с одноклассниками.Полученные результаты указывают на значимость младшего школьного возраста в формировании этнической идентичности личности, обращают внимание на мишени профилактики этнической интолерантности и коррекции этнических представлений детей, обосновывают тесную связь субъективного благополучия ребенка и полюса оценки им себя и представителей других этнических групп.
Погонцева Д.В. - Отношение к женщинам с различным этно-религиозным оформлением внешнего вида c. 26-32

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.5.24060

Аннотация: В современном мире мы постоянно сталкиваемся с ситуациями в которых люди подвергаются дискриминации в связи с их внешним обликом. Одной из форм дискриминации является этнолукизм – оценка этнокультурной принадлежности основывается на оценке внешнего облика, а результатом данной оценки является определенное отношение – дискриминационное или толерантное. В этой статье изложена проблема отношения к женщинам в связи с этно-религиозными особенностями оформления их внешнего вида на примере хиджаба (исламский платок закрывающий волосы и шею). Объектом исследования выступило 807 человек 436 женщин и 371 мужчина, в возрасте от 18 до 55 лет, средний возраст 25 лет, жители Ростова-на-Дону, Россия. В исследовании использовалась авторская анкета, состоящая из стимульного материала (2 набора фотографий из 5 девушек, в одном случае это портрет, в анфас, снятый с естественным макияжем, второй набор - те же девушки, но в черном хиджабе) респондентам было предложено оценить свое отношение к представленным на фотографиях девушкам, по шкале от дружественного до враждебного, и оценить степень принятия дискриминационного поведения Другого на основе внешнего вида девушки на фотографии. Исходя из результатов, можно сказать, что враждебное отношение к девушке в хиджабе основано только на оформлении внешнего вида. Мы также можем отметить, что если дискриминационное поведение Другого направлено на девушку в хиджабе, респонденты склонны осуждать это поведение меньше, чем если дискриминационное отношение направлено на девушку без хиджаба. Таким образом, мы можем отметить, что механизмом запускающим этнолукизм может быть просто прикрытием головы или другими символами разных культур.
Чистовский Д.И. - Актуальные направления современных психологических исследований гражданской (национальной) идентичности c. 51-62

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.22572

Аннотация: В статье представлен обзор зарубежных и отечественных социально-психологических исследований гражданской (национальной) идентичности за период с 2007 по 2016 год. Отобранные работы сгруппированы по основным затронутым в них вопросам: понятие гражданской идентичности как одной из социальных идентичностей, факторы, влияющие на национальную идентичность, взаимосвязь гражданской идентичности и различных установок, внутригрупповой идентификации и национальными предрассудками, потеря национальной идентификации, национализм и патриотизм (ингрупповая идентичность и отношение к аутгруппе). Для этого в Web of Science и РИНЦ были выбраны часто цитируемые публикации по данной тематике, что позволяет судить о том, какие ее аспекты в настоящее время являются наиболее актуальными. Подобный отбор статей и их структурирование дают понимание того, как представляют гражданскую (национальную) идентичность современные ученые-исследователи, какие вопросы являются наиболее актуальными, что является важным в работах по гражданской (национальной) идентичности, насколько изучен данный феномен и каковы перспективы его исследования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"