Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Этнос и этничность"
Этнос и этничность
Прошкина В.А., Хороших П.П., Сергиевич А.А., Леханова Ф.М. - Гендерные стереотипы и гендерная идентичность молодежи Севера: сравнительный анализ c. 7-11

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.5.20379

Аннотация: Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов современной гендерной психиологии – изменению гендерной идентичности молодежи. Представлены результаты проведенного исследования, посвященного гендерной идентичности современной молодежи Северных регионов Дальневосточного региона Российской Федерации и приверженности гендерным стереотипам, а также проведен сравнительный анализ между качествами личности и предполагаемым гендерным портретом лица своего пола. В основу исследования была вязата модель С. Бэм. Исследования показали, что происходит смещение гендерных ролей современной молодежи. Девушки в портрете современной женщины указывают черты, которые относятся к мускулинности. Это указывает на формирование в российском социуме новой стратегии поведения женщины - уравнение с мужчиной в психологическом плане. У мужчин наравне с маскулинными чертами также встречаются и черты феминные, что говорит о снижении внутренней мужской агрессии. Таким образом, смещение гендерных ролей происходит в обоих гендерных направлениях. Стоит также отметить, что выявлен класс людей с андрогинным стилем поведения, что свидетельствует о «переходном» этапе в смещении гендерных установок. Концентрация большей половины респондентов в области андрогинии открывает новые перспективы для дальнейших научных исследований в этой области научных знаний
Муращенкова Н.В., Бражник Ю.В. - Содержание и эмоциональные предикторы представлений младших школьников о своей и других этнических группах c. 20-35

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.20790

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического социально-психологического исследования. Выборку составили 83 школьника русской национальности (47 девочек и 36 мальчиков) в возрасте от 7 до 9 лет, учащиеся вторых и третьих классов одной из школ г. Смоленска. Предмет исследования - содержание и эмоциональные предикторы представлений младших школьников о своей и других этнических группах. Объекты оценивания (представители этнических групп) - русский, белорусский и украинский ребенок. В качестве эмоциональных предикторов рассматриваются аффективные компоненты этнической идентичности младших школьников, а также их удовлетворенность различными сторонами собственной жизни. Сбор эмпирических данных осуществлялся в ходе опроса (интервьюирования) младших школьников. Интервьюирование проводилось индивидуально с каждым респондентом. В статье проанализированы данные, полученные с помощью модификации методики расовых и этнических аттитюдов Э. Дойл и Ф. Эбауд (адаптированной для российских младших школьников Н.В. Шескиной), модификации методики диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана, проанализированы ответы детей на вопросы, выявляющие аффективный компонент их этнической идентичности. Данные обрабатывались в программе Statistica 7.0, использовались методы описательной статистики, U-критерий Манна-Уитни, угловое преобразование Фишера (φ*-критерий), регрессионный анализ (метод Forward stepwise). В результате проведенного эмпирического исследования у большинства младших школьников выявлена позитивная этническая аффективная идентификация и дифференциация, отмечена тенденция к более позитивной оценке собственного этноса в сравнении с другими. Зафиксирована высокая субъективная значимость этничности для младших школьников вне зависимости от их позитивного или негативного аффективного отношения к членам своей этнической группы. Выявлено, что эмоциональным предиктором представлений о своей и других этнических группах в младшем школьном возрасте является субъективное ощущение благополучия в сферах, связанных со школьной жизнью ребенка, с его учебной деятельностью. Особо значимым фактором позитивной оценки сверстников-представителей своей и других этнических групп является удовлетворенность младших школьников взаимоотношениями с одноклассниками.Полученные результаты указывают на значимость младшего школьного возраста в формировании этнической идентичности личности, обращают внимание на мишени профилактики этнической интолерантности и коррекции этнических представлений детей, обосновывают тесную связь субъективного благополучия ребенка и полюса оценки им себя и представителей других этнических групп.
Погонцева Д.В. - Отношение к женщинам с различным этно-религиозным оформлением внешнего вида c. 26-32

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.5.24060

Аннотация: В современном мире мы постоянно сталкиваемся с ситуациями в которых люди подвергаются дискриминации в связи с их внешним обликом. Одной из форм дискриминации является этнолукизм – оценка этнокультурной принадлежности основывается на оценке внешнего облика, а результатом данной оценки является определенное отношение – дискриминационное или толерантное. В этой статье изложена проблема отношения к женщинам в связи с этно-религиозными особенностями оформления их внешнего вида на примере хиджаба (исламский платок закрывающий волосы и шею). Объектом исследования выступило 807 человек 436 женщин и 371 мужчина, в возрасте от 18 до 55 лет, средний возраст 25 лет, жители Ростова-на-Дону, Россия. В исследовании использовалась авторская анкета, состоящая из стимульного материала (2 набора фотографий из 5 девушек, в одном случае это портрет, в анфас, снятый с естественным макияжем, второй набор - те же девушки, но в черном хиджабе) респондентам было предложено оценить свое отношение к представленным на фотографиях девушкам, по шкале от дружественного до враждебного, и оценить степень принятия дискриминационного поведения Другого на основе внешнего вида девушки на фотографии. Исходя из результатов, можно сказать, что враждебное отношение к девушке в хиджабе основано только на оформлении внешнего вида. Мы также можем отметить, что если дискриминационное поведение Другого направлено на девушку в хиджабе, респонденты склонны осуждать это поведение меньше, чем если дискриминационное отношение направлено на девушку без хиджаба. Таким образом, мы можем отметить, что механизмом запускающим этнолукизм может быть просто прикрытием головы или другими символами разных культур.
Чистовский Д.И. - Актуальные направления современных психологических исследований гражданской (национальной) идентичности c. 51-62

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.22572

Аннотация: В статье представлен обзор зарубежных и отечественных социально-психологических исследований гражданской (национальной) идентичности за период с 2007 по 2016 год. Отобранные работы сгруппированы по основным затронутым в них вопросам: понятие гражданской идентичности как одной из социальных идентичностей, факторы, влияющие на национальную идентичность, взаимосвязь гражданской идентичности и различных установок, внутригрупповой идентификации и национальными предрассудками, потеря национальной идентификации, национализм и патриотизм (ингрупповая идентичность и отношение к аутгруппе). Для этого в Web of Science и РИНЦ были выбраны часто цитируемые публикации по данной тематике, что позволяет судить о том, какие ее аспекты в настоящее время являются наиболее актуальными. Подобный отбор статей и их структурирование дают понимание того, как представляют гражданскую (национальную) идентичность современные ученые-исследователи, какие вопросы являются наиболее актуальными, что является важным в работах по гражданской (национальной) идентичности, насколько изучен данный феномен и каковы перспективы его исследования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"