Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Антропология и энтогенез"
Антропология и энтогенез
Кириллова А.И. - Взаимодействие культур: интеграция, ассимиляция и воспитательная роль общества c. 53-152

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.1.319

Аннотация: В статье дифференцированы включение мигрантов в социальную структуру (интеграция) и культуру (ассимиляция) базового общества. Описаны типологии и социальные характеристики мигрантов с разной степенью интегрированности и ассимилированности, показан противоречивый характер интеграции в России мигрантов из Средней Азии. Рассмотрена роль религии и воспитания в решении проблемы межнационального взаимодействия.
Кистова А.В. - Формирование коммуникативного (интерпретативного) этнографического метода в современном социальном познании c. 62-72

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.11.1352

Аннотация: Предмет исследования - значение этнографического метода в современном социальном познании. Этнографический метод претерпевает большие изменения в социальном познании второй половины XX века - первой трети XXI века под влиянием герменевтики, лингвистических исследований, философии постмодерна, культурной антропологии. Статья носит обзорный характер и рассматривает становление коммуникативного этнографического метода, концептуальной основой которого была интерпретативная культурологии Клиффорда Гирца. Важным предметом исследования было различие в определениях этнокультурной и общенациональной идентичности, что представляется важным для современных российских интеллектуальных дискуссий. Основной метод - критический анализ научных источников по теме исследования. Использовались элементы философской логики для формирования дефиниций этнокультурной идентичности и общенациональной идентичности. Этнокультурная идентичность может быть определена как осознание своей принадлежности к определенной этнической группе. Она основана на принятии общности происхождения, этнических ценностей и символов, традиций и обычаев, преемственности поколений. Формирование этнокультурной идентичности происходит в процессе жизненного опыта индивида, поскольку сам этот жизненный опыт осуществляется в контексте этнокультурных символов и традиций. При этом, по мнению современных исследователей, именно этническая идентичность может являться основой для ощущения сопричастности соотечественникам и обеспечивает коммуникацию разных социальных групп внутри одной страны.Общенациональная идентичность может быть определена как осознание сопричастности к многонациональному полиэтническому государству. Здесь идентификация происходит более сложным путем на основе нескольких различных культурных идентичностей: этническая, конфессиональная, социальная, политическая, индивидуальная и др. Однако именно этническую идентичность современные исследователи выделяют как наиболее значимую базу для формирования общенациональной идентичности, в которой различные этнические идентичности выстраиваются в иерархическую систему по отношению к так называемым ядру и периферии.
Либакова Н.М., Сертакова Е.А. - Методология прикладных этнологических исследований северных территорий России: преимущества экспертного интервью c. 67-86

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.3.11268

Аннотация: Предмет исследования - современная методология прикладных этнологических исследований северных территорий Российской Федерации. На северных и арктических территориях Российской Федерации проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. К вопросам региональной безопасности относятся и процессы, связанные с формирование позитивной российской идентичности в современных условиях, включающих процессы глобализации и модернизации. Авторы статьи провели ряд полевых исследований в Эвенкийском муниципальном районе, Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе. Здесь проживают коренные малочисленные народы Красноярского края - эвенки, ненцы, эвены, нганасаны, чулымцы, селькупы, кеты, долганы. Метод исследования - обработка данных полевых исследований, проведенных авторами статьи на северных территориях Красноярского края. Особое внимание уделяется методу экспертного интервью, которое наиболее актуально, если полевые исследования имеют относительно небольшие сроки проведения. Научная новизна исследования связана с апробацией метода экспертных интервью на северных и арктических территориях Российской Федерации, где компактно проживают коренные малочисленные народы Красноярского края. Авторы стать апробировали методику экспертных интервью для представителей коренного населения, принадлежащих по роду профессиональной деятельности к менеджерам, учителям, творческой интеллигенции, оленеводам, рыболовам, охотникам. Участие студентов и аспирантов в прикладных этнологических исследованиях позволяет решить задачу подготовки высококвалифицированных кадров для сибирских регионов.
Кривоногов В.П. - К вопросу об этническом самосознании долган c. 73-107

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.11.1358

Аннотация: Предмет исследования - языковые процессы и этническое самосознание долган. Исследуются неофициальные этнонимы, официальные этнонимы в зависимости от возраста, официальные этнонимы в зависимости от владения долганским языком, степень знакомства с субэтническим делением, выбор языка в качестве родного в разных возрастных группах, основной разговорный язык в различных возрастных группах, степень владения различными языками региона у долган и другие процессы, раскрывающие динамику этнического самосознания. Этническое самосознание долган характеризуется отграничением от близкородственных якутов и определением себя в качестве особой самостоятельной этнической единицы. Однако наряду с основным этнонимом «долганы» в старшем поколении используются и иные этнонимы – «саха», «тыа», «хака». В составе долганского этноса сохраняется несколько этнотерриториальных групп, имеющих особенности в языке и культуре. Основной метод - полевые исследования в местах компактного проживания долган, опросы, обработка статистических данных, составление таблиц, сравнение полученных данных, интерпретация результатов. Научная новизна исследования связана с выявлением факторов, влияющих на языковые процессы долган, раскрыта специфика этих процессов, выявлены основные тенденции сохранения и использования долганского языка.Для языковых процессов характерно начало языковой ассимиляции, особенно заметной в детской возрастной группе. В территориальном плане языковая ассимиляция сильнее проявляется в западной части Таймыра, на востоке полуострова ситуация благополучная. В настоящее время свободно владеют долганским языком немного более половины долган.
Резникова К.В. - К вопросу об уточнении понятий «этнос» и «этничность» c. 90-102

DOI:
10.7256/2409-7144.2014.12.13913

Аннотация: Предметом исследования является характерная для социальных наук в XX-XXI вв. дискуссия о понятиях "этнос" и "этничность". В настоящее время значимость этнической принадлежности для людей возрастает. Для российской этнологии характерна определенного рода трансформация от концепций примордиализма к теориям социального конструирования этничности. Кроме того, в настоящее время появляются теории, синтезирующие и примордиализм, и социальный конструктивизм. Автор анализирует наиболее интересные точки зрения и приходит к выводу о востребованности социального конструирования современной российской позитивной этничности. Методология исследования связана с критическим анализом классических и современных теорий этноса и этничности. Проводится категориальный анализ этих понятий, раскрываются исторические формы теорий этноса. Основными выводами проведенного исследования являются положения о том, что существующие инварианты понимания этноса можно разделить на две основные группы. 1) Этнос понимается как общность, отделяющая себя от других на основе определенных реально существующих признаков. 2) Этнос понимается как «умственная конструкция». Первая из двух точек зрения является более ранней по своему происхождению и постепенно теряющей свои позиции под влиянием довлеющей в настоящее время парадигмы конструктивизма. Вторая точка зрения выглядит более продуктивной, она закрепляет за этносом его конструктивную природу, позволяет понимать этнос как подвижную структуру, при определении которой важными оказываются не какие-либо признаки, но представления об этих признаках.
Резникова К.В. - Этничность как категория социального познания c. 101-111

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.14228

Аннотация: Предмет исследования - современные теории этничности. Категория "этничность" используется в ряде социальных наук: философии, социологии, социальной (культурной) антропологии. Автор более подробно рассматривает концепции примордиализма и социального конструктивизима, поскольку именно эти две концепции лежат в основании подавляющего большинства теоретических исследований этнической проблематики. В статье рассматриваются разновидности примордиализма и социального конструктивизма, дается авторская оценка перспективности социального конструктивизима в контексте этнических исследований, поскольку большинство современных исследователей рассматривают этнос как конструкт. Основной метод исследования - критический анализ современной научно-исследовательской и социально-философской литературы. Применяется категориальный анализ "этничности". Научная новизна исследования связана с классификацией существующих теорий этничности, с анализом сильных и слабых сторон двух основных подходов к построению теории этничности - примордиализма и социального конструктивизма. Автор поддерживает те направления в современных социальных исследований этноса, которые связаны с применением теоретического и методологического подхода в контексте социального конструктивизма.
Сафонов А.Л., Орлов А.Д. - Механизмы этнической фрагментации наций в эпоху глобализации: культурологические аспекты c. 106-122

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.9.16307

Аннотация: Предмет исследования - развитие интегральной парадигмы социогенеза, позволяющей анализировать и прогнозировать развитие таких социокультурных феноменов глобализации, как этническая фрагментация социума, актуализация этнических общностей, этничности и этнического сознания, системный кризис наций, национальной идентичности и национальной идеи. Проблема определения границ применимости известных подходов к социогенезу.Попутно раскрывается проблема выявления сущностных основ и атрибутивных особенностей глобализации, порождающих актуализацию этничности и этнической идентичности, противоречащих взгляду на глобализацию, как становление единой глобальной социальной общности, унифицирующей этнокультурные различия.Известный в культурологи феномен сосуществования «народной» и «высокой» культур, рассмотрен с позиции сосуществования этноса и нации, культура которых имеет ряд характерных отличий. Методологическая основа предлагаемого подхода к социогенезу – рассмотрение нации и этноса как длительно сосуществующих нетождественных и онтологически различных социальных общностей, в которых индивид участвует одновременно. Глобализация рассматривается как глобальный системный кризис, порождающий процессы социальной дивергенции, дифференциации и фрагментации социума, в том числе этнокультурной. Гипотеза исторически длительного сосуществования нации и этноса анализируется с позиций культурологии, в рамках которой по ряду оснований дифференцируется этническая и национальная культура. Феномен этнической фрагментации социума и актуализации этничности в условиях глобализации непротиворечиво объясняется, исходя из гипотезы одновременного участия индивида в нации и этносе, которое связано с различными и специфичными для каждой общности сферами социального бытия: сферой политического бытия для нации и сферой повседневного бытия – для этноса.Гипотеза сосуществования нации и этноса, как различных социальных общностей, подтверждается в рамках культурологии, где устойчиво констатируется исторически длительное сосуществование двух различных, хотя и связанных, культур: культуры этнической общности и культуры нации, существенно различных по времени возникновения, механизмам воспроизводства и развития, и конкретному содержанию.
Пименова Н.Н. - Коренные малочисленные народы в современной ситуации: объем и содержание понятия c. 112-134

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.14249

Аннотация: Предметом исследования является понятие "коренные малочисленные народы". Автор анализирует различные подходы к этому понятию, представленные в современной исследовательской зарубежной и отечественной литературе. Понятие "коренные малочисленные народы" имеет определенную академическую интерпретацию в зависимости от того, каким образом исследователи понимают сам феномен этничности. Высказывается гипотеза о том, что понятие "коренные малочисленные народы" изменяет свое содержание и объем в зависимости от историко-культурной эпохи, по отношению к которой оно рассматривается. Возможно выделить специфическое содержание данного понятия по отношению к премодерну, модерну и постмодерну. Автор использовал информацию, полученную в ходе полевых исследований в Тюхтетском районе и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (Красноярский край) в 2010-2014 гг. Для анализа объема и содержания понятия применялись методы аналитического обзора исследовательской литературы и концептуальный анализ. Коренной народ – это социологическое, культурологическое, этнологическое и этнографическое понятие для обозначения локального социального сообщества, имеющего географические параметры и консолидированного на основе этничности в контексте отношений с доминирующим этносом, нацией; такое сообщество имеет, как правило, исторический колониальный (неоколониальный) опыт и его рефлексию. Определяющей чертой такого сообщества является свойство индигенности, признанной доминирующим этносом и государством, как статус этногруппы, первой заселившей территории компактного проживания ее представителей, также в правовом поле ведущую роль играет самоидентификация его представителей. В качестве основ этничности такого социального сообщества выступают одновременно две группы признаков: а) преимущественно объективные признаки, обнаруживаемые внутри этноса, изначально присущие его представителям и потому воспринимаемые как его маркеры (расовая принадлежность, язык, территориальная закрепленность); б) объективированные посредством культурных знаков признаки этноса, конструирующие этничность его представителей как субъективную конструкцию преимущественно внешним образом («извне»), при этом обнаруживаемые внутри этноса, но внедренные и в данной ситуации берущие свое начало вне его. В современных условиях подобного рода социальные сообщества внутренне неоднородны, включают в себя ряд групп: представителей коренных народов можно дифференцировать по степени воспроизводства традиционного образа жизни в их социокультурных практиках или мере включенности в социальные институты современного общества.
Кирко В.И. - Постсоветские практики сохранения этнокультурной идентичности коренных народов Севера и Сибири в Красноярском крае Российской Федерации c. 113-133

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.6.15607

Аннотация: В статье представлены результаты многолетних полевых исследований коренных малочисленных народов Севера и Сибири, проживающих на территории Красноярского края (Российская Федерация). В настоящее время коренные малочисленные народы Красноярского края (эвенки, энцы, чулымцы, нганасаны, ненцы, селькупы, кеты, долганы) испытывают серьезное воздействие модернизации и глобальных трансформаций. Процессы этногенеза и культурогенеза происходят для этих этнокультурных групп неодинаково. Некоторые постсоветские культурные практики способствуют формированию позитивной этнокультурной идентичности коренных народов Севера и Сибири. Основной метод - обработка результатов прикладных исследований, в том числе полевых работ в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Красноярского края в 2010-2015 гг. Музеизация культуры наганасан (коренного народа Севера, проживающего только в Красноярском крае) подтверждает вывод о том, что неошаманизм на Таймыре существенно отличается от шаманизма архаических и традиционных культур. Музеизация культурного наследия нганасан указывает на то, что культурное наследие нганасан испытывает воздействие рыночных механизмов. Подлинный шаманизм для этнокультурной идентичности нганасан более не характерен.
Кичеева К.А., Старко Е.А., Резникова К.В. - Политико-правовые основы культурных взаимодействий северных народов Российской Федерации: история и современность c. 114-122

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.5.15320

Аннотация: Предметом исследования является сфера социальных коммуникаций коренных северных народов, проживающих в регионах Российской Федерации. Особое внимание уделяется государственным гарантиям прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на собственное уникальное культурное наследие. Авторы фиксируют основное противоречие социокультурной динамики коренных малочисленных народов: с одной стороны, данные этнокультурные группы должны приспособиться к социальной среде постиндустриальной эпохи, с другой стороны, их культурная самобытность базируется на практиках, характерных для традиционной экономики, традиционного общества. Основной метод исследований - критический анализ существующей научно-исследовательской литературы, обработка результатов полевых исследований на территориях компактного проживания коренных народов Красноярского края, анализ правовых документов, регулирующих сохранение культурного наследия коренных народов Российской Федерации. На сегодняшний день законодательная ситуация складывается таким образом, что цель «сохранение традиционного уклада» как самоценности теряет свой смысл при первейшей попытке верификации - требования, предъявляемые человеку современными условиями жизни, явно идут вразрез с традиционным укладом. Из этого вытекает проблема выбора у северных народов: обычное право с ориентирами на традиционные институты власти или государственное право с давлением Российской Федерации. На данный момент мы имеем существенный конфликт между культурой традиционной и культурой современной, общероссийской, глобальной. И этот конфликт должен разрешаться не столько посредством экономических механизмов, сколько посредством культурных техник.
Ярлыкапов А.А. - Современный Дагестан: актуальные этнополитические и этноконфессиональные проблемы c. 130-153
Аннотация: В Дагестане огромную роль играет этническая идентичность. На современном этапе складывается общедагестанская идентичность, но для рядового дагестанца большое значение имеет принадлежность к собственной этнической группе. Большую роль играют также земельные проблемы и вопросы внутриисламского диалога. Миграция горцев на равнину перевела земельные споры в сферу межэтнических взаимоотношений. Кроме того, неясный правовой статус земель на равнине втягивает в конфликты республиканские власти, которые воспринимаются как сторонники переселенцев. Ситуацию осложняет также конфликт между двумя основными течениями ислама: суфизмом и салафизмом. Большой проблемой является радикализация исламской молодежи, которая выражает свой протест в религиозной форме. Многие современные проблемы республики находят выражение в межэтнической напряженности.
Гуляихин В.Н. - Архетипы политической культуры российских граждан c. 153-170

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.1.332

Аннотация: В статье дается оценка роли и места архетипов в политической культуре российских граждан. Автор исходит из того, что архетипы (психосоциальные поведенческие коды) заложены в матрицы всех этнополитических процессов, их формы (в отличие от содержания) остаются практически неизменными и оказывают существенное влияние на формирование политического сознания личности. В работе сделан вывод о том, что архетипы обуславливают ценностную систему политической культуры и паттерны общественно-политического взаимодействия российских граждан.
Корень Р.В. - Цивилизация в ракурсе этногенеза как источника культуры c. 159-192

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.6.715

Аннотация: В работе рассмотрены различные подходы к понятию «цивилизация». Показано, что цивилизационные изыскания, которым французская историческая школа «Анналов» посвятила свыше 80 лет, издала много книг и статей, в качественном плане достигла не много в понимании сущности цивилизации. В философских и культурологических дискурсах и категориях устанавливается связь между цивилизацией и культурой, однако некорректное социальное обоснование источника культуры и извращение этногенеза как источника культуры приводит к ошибочным выводам. Лишь рассмотрение цивилизации в ракурсе этногенеза как источника культуры позволяет понять энергетическую основу цивилизации и культуры. Сущность цивилизации соответствует стадии инерции этногенеза («золотой осени»), когда пассионарная энергия этноса (гиперэтноса) в основном растрачена и впереди маячит призрак неизбежной гибели (обскурации) гиперэтноса.Исходя из этого определение «цивилизация» следует использовать только для доисторических гиперэтносов (цивилизаций), а исторические «цивилизации» соотносить со стадией этногенеза.
Попов Е.А. - Социокультурная ситуация в современном российском регионе и муниципальном образовании: социально-экономическая, национально-культурная, духовно-консолидирующая и этносоциальная специфика c. 269-321

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.2.362

Аннотация: В статье раскрываются социокультурные коды, влияющие на формирование культурной среды в условиях регионального и муниципального развития. К числу таких кодов отнесены социально-экономический, национально-культурный, духовно-консолидирующий и этносоциальный коды. Особого внимания заслуживает введение категории «муниципальная культура», позволяющей представить различные акценты городской культурной среды, институциональные характеристики которой связываются не только с реалиями повседневной жизни, но и вектором культурной политики. Упор в статье делается на символику культурной среды в условиях регионального муниципального развития на примере Алтайского края, при этом обращается внимание на обусловленность символообразования технологиями современного бытия, архетипами культурного традиционализма, а также культурными инновациями. Целью настоящей работы выступает раскрытие специфических особенностей формирования культурной среды в условиях развития современного российского региона и муниципальных образований в нем. Использование современной социологической методологии, в частности, социокультурного и структурно-функционального подходов позволяет существенным образом расширить эпистемологическое пространство исследования культурно-средовых феноменов и явлений.
Безгин В.Б. - АЛКОГОЛЬ В ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ РУССКОГО СЕЛА (конец XIX - начало XX в.) c. 421-453

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.549

Аннотация: На основе широкого круга архивных и этнографических источников в статье дан анализ содержания питейных традиций в повседневной жизни русского села конца XIX – начала XX века. Выяснено отношение крестьянского населения к употреблению спиртного. Установлены причины и степень распространения пьянства в сельской среде. Исследованы роль, а также значение вина в общественной жизни села, семейной быту и правовых обычаях деревни. С делан вывод о том, что урбанизация и модернизация способствовали распространению пьянства в деревне, росту девиантного поведения крестьян. Алкоголизму в селе были подвержены маргинальные слои, лица утратившие связь с аграрным трудом. Общинный уклад, хозяйственные интересы крестьянского двора, религиозность большинства сельских жителей – все эти факторы препятствовали алкоголизации русской деревни. Трезвенное движение начала XX века стало закономерной реакцией крестьян на политику спаивания жителей российской деревни.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"