Статья 'Лето городского пионера: опыт начала 1960-х годов' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:

Лето городского пионера: опыт начала 1960-х годов

Нестерова Александра Александровна

кандидат исторических наук

методист, Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации

394000, Россия, г. Воронеж, ул. Коммунаров, 38

Nesterova Aleksandra Aleksandrovna

PhD in History

post-graduate student, Tambov Technical State University, History and Philosophy Department

394000, Russia, Voronezh region, Voronezh, Kommunarov St.,, 38, apt. 2

nesterovaalexandra@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2310-8673.2015.1.15061

Дата направления статьи в редакцию:

19-04-2015


Дата публикации:

04-08-2015


Аннотация.

Объектом исследования являются пионерские организации начала 1960-х гг. На материалах городов Тамбовской области РСФСР ( Мичуринска, Моршанска, Кирсанова, Котовска , Рассказово и Тамбова) изучена реализация принятого в мае 1963 г. постановления секретарита ЦК ВЛКСМ «О задачах комитетов комсомола по организации летнего досуга молодежи». Автор попытался учесть специфику малых городов России. Основную группу источников составили впервые введенные в научный оборот документы Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Базовой для изучения опыта пионерской и комсомольской организаций стала теория огосударствления комсомола: комсомол рассматривается как своеобразное советское «министерство молодежи», связующее звено между государством и молодежью . Деятельность комсомольской и пионерской организаций оценивается с общечеловеческих и государственных позиций. В статье впервые в постсоветской России осмыслен опыт использования для воспитательной работы выходных и праздничных дней, а также летнего отдыха городских школьников на закате "хрущевской оттепели".Автор приводит примеры разнообразных форм и методов организации активного отдыха детей, актуальность использования которых сохраняется и в практике современных малых городов России.

Ключевые слова: история, пионер, комсомол, средняя школа, министерство молодежи, выходной, досуг, лето, воспитание, творчество

УДК:

94(47).084.9

Публикация подготовлена в рамках поддержаного РГНФ научного проекта №15-31-01002.

Abstract.

The subject of this research are early 1960-s Pioneer organizations. By the materials from Tambov region cities (Michurinsk, Morshansk, Kirsanov, Kotovsk, Rasskazovo and Tanbov), the author studied the implementation of May 1963's decree by the Central Committee of Leninist Youth "On the tasks of Summer Leisure Time Committee’s goals". The author also attempted to take the special conditions of Russia's smaller cities into account. The bulk of research materials is constituted by the State Archive's freshly released materials on the social and political history of the Tambov region. The theory of governmentialization of Komsomol lies at the base of the study on the Pioneer and Komsomol organizations. It implies that Komsomol is viewed as a "Ministry of the Youth" - a link between the state and the younger generation. The work of Komsomol and Pioneer organizations is also viewed from the standpoint of humanitarian and government positions. For the first time in the post-Soviet period, this article examines the experience of using weekends and holidays, as well as summer vacations for education and upbringing of city-dwelling schoolchildren, in the end of the "Khrushchov thaw".
The author provides examples of various forms and methods of organizing active pastime for children, the implementation of which is still relevant in smaller cities of Russia.
 

Keywords:

leisure, day off, ministry of the youth, high school, Komsomol, pioneer, history, summer, education, creativity

В годы «хрущевской оттепели» значительно изменился облик Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. Одной из самых заметных инноваций стало, пожалуй, активное использование для воспитательной работы воскресных и праздничных дней, а также летнего отдыха. Тамбовский обком ВЛКСМ даже предлагал перенести выходной день старших вожатых на понедельник или вторник. Считал, что именно школа должна стать основным местом проведения мероприятий в праздники и выходные дни, что в эти дни школьников обязательно должны навещать вожатые с производства. Высказывалось намерение сделать так, чтобы в выходные клубы, избы-читальни, библиотеки работали на детей [17, д.1427, л. 97]. В небольшом городке Кирсанов еще в 1958 г. решили вывести пионерскую работу за стены школы, создавая пионерские отряды по интересам. В летний период была организована работа с пионерами при домоуправлениях. 5 отрядов, созданных по месту жительства, без помощи учителей и старших вожатых устроили походы [17, д. 1427, л. 116.].

В мае 1963 г. секретариат ЦК ВЛКСМ рассмотрел вопрос «О задачах комитетов комсомола по организации летнего досуга молодежи». Особое внимание было решено обратить на работу с детьми и подростками по месту жительства, в зонах пионерского действия, создать при домоуправлениях, крупных домах, на улицах, в рабочих поселках, селах и деревнях пионерские лагеря, отряды, клубы, посты, штабы, тимуровские команды. На базе парков, профсоюзных клубов, домов культуры, внешкольных учреждений рекомендовалось создавать профильные лагеря: пионерского и комсомольского актива, техников, туристов, спортсменов и т.п. Было решено отказаться от практики одновременного ухода в отпуск всего педагогического коллектива. Выдвигалась задача шире привлекать к работе с детьми общественность. Комитеты комсомола обязывались направлять на работу в пионерские лагеря, в школы, домоуправления своих лучших активистов, хороших спортсменов, туристов, руководителей технических кружков, коллективов художественной самодеятельности и т.д. [19, д. 2. л. 107-113].

Летом 1963 г. в городах области при домоуправлениях было создано более 300 детских площадок. На многих из них работали библиотеки, мастерские, игровые комнаты

В июне 1964 г. было проведено совместное заседание областного Совета пионерской организации и Совета областного отдела народного образования. Центральным вопросом обсуждения была организация работы с детьми в период летних каникул [20, д. 73, л. 18].

В 1964 г. в области было создано 483 летних площадки и 318 сводных пионерских отрядов.Сводный пионерский отряд обычно представлял собой постоянный коллектив детей от 4-5 до 17-18 лет, объединенных по месту жительства в зону пионерского действия. Среди сводных пионерских отрядов по месту жительства был объявлен конкурс на право называться лучшим отрядом. Задача учителя (в идеале – молодого комсомольца) состояла не только в формировании того или иного отряда, но и создании актива из числа старших учащихся, комсомольцев-производственников, работников внешкольных детских учреждений, активных пенсионеров. Планировалось, что опираясь на вожатых по месту жительства, спортсменов, любителей самодеятельности, библиотекарей, любителей-рыболовов, уличные комитеты, общественные организации, учитель смогут осуществлять проведение мероприятий в отряде даже тогда, когда тот или иной пионер будет бывать в зоне его деятельности 1-2 раза в неделю.

Как правило, в сводном отряде избирались командир, хозяйственник, библиотекарь, связной руководитель самодеятельности, физрук. Отряды имели малышовые группы, знакомя малышей со школьными традициями. Налаживалось шефство над соседними детскими садами. Большое внимание уделялось сбору металлолома, макулатуры, лекарственных трав. При отрядах создавались санитарные посты и зеленые патрули. Все свои дела члены отряда записывали в дневники и регулярно писали о них в стенных газетах.

Интересно была налажена деятельность сводного отряда по проезду Механизаторов г. Тамбова: были созданы кукольный театр, волейбольная команда, библиотечка. Каждое утро начиналось с совместной зарядки. Ребята трижды с успехом выступали с концертами художественной самодеятельности перед жителями улицы. За счет продажи собранного маталлолома купили спортивные и настольные игры. Побывали в двухдневном походе на Новой Ляде, совместно ходили купаться и собирать грибы [19, д. 15, л. 61].

Комсомольским организациям промышленных предприятий городов области было поручено построить простейшие детские купальни, вместе с детскими спортивными школами организовать массовое обучение детей плаванию[18, д.191. л. 154].

На улице Лагерной областного центра вырос настоящий спортивный городок с волейбольной, городошной, баскетбольной площадками, футбольным полем. Всего на площадках города создали 24 волейбольные, 3 футбольные, 10 баскетбольных команд [19, д. 15. л. 61-62].

При школе №23 г. Тамбова работал месячный лагерь пионерского актива с трехразовым питанием. Пионерский актив школы учился проводить сборы, линейки, праздники, походы, соревнования, обучался фотоделу, техническому моделированию. Шефы с мебельной фабрики помогли оборудовать площадку: сделали сцену, скамейки, теннисный стол, турник, песочницу, волейбольную площадку. Пионеры озеленили свою площадку, создали волейбольную команду, организовали ряд концертов. Семинарские и практические занятия проходили как в школе, так и в доме пионеров, на станции юных натуралистов, стадионах, в музее, библиотеках [19, д.15, л. 62,82-83.].

На примере школы №23 можно проиллюстрировать структуру пионерского управления летом 1964 г. Микрорайон школы был поделен на зоны пионерского действия. Зона объединяла в себе несколько рядов расположенных улиц с центром – игровой спортивной площадкой. В каждой зоне создавался сводный пионерский отряд во главе с командиром и помощниками: руководителем самодеятельности, физоргом, хозяйственником, постом всеобуча, зеленым патрулем, киноношей, спортивным судьей. В школе был создан штаб зон пионерского действия. Главным органом самоуправления являлся совет командиров сводных отрядов. Как правило, в 10 часов утра в штаб собирались связные для получения информации и сдачи рапорта. Штаб был призван оказывать методическую помощь сводным отрядам, организовывал семинары и интруктаж командиров, санитаров, физоргов, активистов, учителей [19, д. 15, л. 79-81].

При клубе «Знамя труда» и кинотеатре «Мир» были созданы пионерские кинотеатры. Передвижной кинотеатр «Малютка» обслуживал детей по месту жительства [19, д. 15. л. 61.].

Радикально изменилась летняя жизнь пионеров и школьников в начале 1960-х гг. в Котовске. Во многих дворах появились простейшие, летнего типа помещения, в которых разместились детские библиотеки, мастерские, пионерские комнаты. Городской финансовый отдел, постоянная бюджетная комиссия городского Совета депутатов трудящихся провела проверку отчисления от квартплаты 1-2 процентов средств по линии жилищно-коммунальных отделы и их целевое назначение. Так были найдены базовые средства. Позже с помощью денег шефов и средств от собранного пионерами металлолома были куплены пионерские горны, волейбольные сетки и мячи, настольные игры. Для детских библиотек пионеры собрали более 2-х тысяч экземпляров детской художественной литературы [18, д. 191, л. 48]. Если летом 1960 г. в городе работало 13 «летних» пионерских дружин, в 1961 г. их стало 23, в 1962 г. – 30, а в 1963 г. – 34 с общим охватом около 2 тысяч детей. Традиционными стали праздники дворовых дружин, праздники улиц, пионерские костры, спартакиады уличных команд, смотры художественной самодеятельности, экскурсии. Пионеры дворовых дружин принимали активное участие в благоустройстве и озеленении дворов и близлежащих улиц [18, д. 191, л. 49-50].

Выяснилось, что рядом живет немало людей, действительно любящих детей. В совместную с пионерами работу активно включились не только комсомольцы, но и домохозяйки, пенсионеры, офицеры в отставке. Нередко они сами приходили в горком комсомола, советовали, что можно полезного сделать для детей. Именно они становились наиболее успешными организаторами работы дворовых дружин, руководителями различного рода кружков. Всего в г. Котовске к работе с детьми по месту жительства в 1964 г. было привлечено около 100 общественников, которые руководили кружками художественной самодеятельности, спортивными секциями, кружками по интересам [18, д. 191. Л. 51].

Положительно оценив опыт работы на детских площадках в 1964 г., Советский райком ВЛКСМ г. Тамбова призывал работников библиотек, ДОСААФ, спортивных обществ, детских спортивных школ, станций юных техников не свертывать работу в летнее время, а переносить ее на детские площадки. С точки зрения Советского райкома ВЛКСМ, наличие штабов зон пионерского действия в школе и городе помогало контролировать и направлять деятельность ребят все лето, опираясь на командиров и активистов. Предлагалось утверждать активистов для работы в зонах на бюро райкомов партии и комсомола (чтобы они чувствовали большую ответственность за работу).

Комсомольские организации осознали ценность привлечения к совместной воспитательной работе родителей. Их старались все активнее привлекать к участию в походах, проведению игр на местности, руководству спортивными секциями и кружками. Как правило, большой интерес вызывали экскурсии на предприятия, проводимые родителями. Комсомольские и пионерские организации старались усилить воспитание у ребят чувства глубокого уважения к родителям и старшим товарищам.

С уважением отзывались пионеры к вожатым-производственникам: Александру Долматову – секретарю комсомольской организации котельно-механического завода, Михаилу Быкову – рабочему Тамбовского вагоноремонтного завода, Римме Чуфистовой – прядильщице суконной фабрики г. Моршанска, Марии Горлановой – прядильщице Арженской суконной фабрики, Нине Урюпиной – секретарю комсомольской организации цеха предприятия п/я 33 г. Котовска и другим [18, д. 191. л. 67-68.].

Весьма привлекательным выглядит тогдашний опыт рабочих завода «Революционный труд» по шефству над пионерскими отрядами цехов и бригад. По почину завода на многих предприятиях решили направлять на работу с детьми коллективных вожатых [18, д. 191, л. 153]. Летом 1963 в городах области работало 127 коллективных вожатых, было привлечено 486 вожатых с производства [18, д. 191, л. 17.].

В тоже время для 47-тысячной промышленной областной комсомольской организации вряд ли это был большой показатель. В комсомольской организации только рабочих насчитывалось около 13 тысяч. Вожатыми с производства была укомплектована только треть всех пионерских отрядов. Даже крупные комсомольские организации заводов «Комсомолец», «Тамбовхиммаш», Мичуринской фабрики имени Крупской не выделили из своей среды ни одного вожатого [18, д. 191, л. 18-19.].

В начале 1964 г. бюро Промышленного обкома ВЛКСМ рассматривало работу кульпросветучреждений Советского района областного центра. Комсомольских руководителей удивило, что при наличии в районе 5 тысяч пионеров в кружках клуба «Знамя труда» занималось всего 125 детей. Работали кружки: струнный, вышивания, выпиливания, кройки и шитья. Отвечающим задачам нового времени можно назвать только один кружок: авиамодельный.

Над школой №18 шефствовал ВНИИРТМАШ — один из центров передовой технической мысли. Но в школе данные шефы не создали ни одного технического кружка [18, д.191, л. 68].

Школы не имели ни базы, ни специалистов для научно-технических кружков. Организаторы шефства предприятий над школами, их пионерскими и комсомольскими организациями очень надеялись с помощью шефства сделать прорыв в развитии технического творчества учащихся. К сожалению, реальная жизнь эти надежды опровергала. В результате ребята, которых не устраивали кружки рукоделия, а влекли автоматика, телемеханика, кибернетика, зачастую отторгались от активной общественной жизни, попадали в разряд «трудных».

С самого начала внедрения в практику поиски наиболее эффективных форм и методов работы с различными возрастными группами пионеров были обречены на конечную неудачу из-за кампанейского подхода к любым начинаниям и инициативам в воспитательной работе комсомола. Фактически успех любого благого начинания полностью зависел от субъективного фактора: когда в том или ином месте находились люди, способные только на энтузиазме выполнять трудные и ответственные задачи, жившие в данных населенных пунктах дети получали возможность не просто интересно проводить свободное время, но и приобретать весьма полезные коммуникативные навыки, приобщались к общественно-полезному творчеству. В начале 1960-х гг. государство при посредничестве комсомола как своеобразного «министерства молодежи» поддерживало таких людей если не материально, то хотя бы морально. Но затем, когда внимание комсомола было переключено на другие важные дела, энтузиазм даже самых настойчивых воспитателей-общественников угасал. Тем не менее, задача эффективного использования свободного времени детей и подростков на самом деле остается чрезвычайно актуальной. И опыт пионерской организации и комсомола, сложившийся в период, когда ставилась цель построения коммунистического общества, от того, что сама эта цель признана утопичной, ни в коем случае не должен быть забыт.

Библиография
1.
Ванин В.А. Шефство ВЛКСМ над пионерами в середине 1950-х гг.// Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2012. Т. 18. № 3. С. 777-781.
2.
Ванин В.А., Слезин А.А. Стиль внутрисоюзной работы провинциальных комсомольских организаций середины 1950-х годов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. №10. Ч. 1. С.50-58.
3.
Вишнева О. Г. Деятельность пионерской организации в Псковской губернии 1920-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. №4. Ч.2. С.38-44.
4.
Двухжилова И.В. Вклад тамбовских учёных в исследование молодёжного движения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. №5. Ч. 3. C. 46-51.
5.
Иванова Н.Л. Пионерская организация как достижение СССР в воспитании молодежи // История в подробностях. 2013. №4. С. 48-51.
6.
Листопадов Д.Ю. Пионерская работа в школе во второй половине 1924 г. – 1929 г. (на материалах губерний Верхнего Поволжья) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. №10. Ч. 2. С.129-131.
7.
Нестерова А.А. Пионерские «шаги по ступеням»: эксперимент в действии // European Social Science Journal. 2014. №4. Т. 1. С. 165-172.
8.
Нестерова А.А. Трудовое воспитание школьников во второй половине 1950-х гг.: неожиданный результат // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 8. Ч. 2. С. 125-127.
9.
Скребнев В.А., Ванин В.А. Фестивальное движение как фактор развития созидательной деятельности комсомола // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. №10. Ч. 2. С. 191-194.
10.
Слезин А.А. «Неужели в коммунизм возьмем и хулигана, и милиционера?..» Привлечение молодежи к охране общественного порядка на рубеже 1950-1960-х годов: региональный опыт // Право и политика. 2014. №9. С.1459-1469. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.9.12896
11.
Слезин А.А. Общественные ожидания от построения коммунизма в начале 1960-х гг.// Перспективы науки. 2013. №9. С.71-74.
12.
Слезин А.А. Специфика политико-просветительной работы среди молодежи российской провинции в конце 1950-х годов // Политика и Общество. 2014. № 5. С. 598-606. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.5.12219
13.
Слезин А.А. Этатизация комсомола как фактор специфики советского этапа российской государственности // История в подробностях. 2013. № 4. С. 56-59.
14.
Слезин А.А., Ванин В.А. Эволюция идейно-воспитательной работы комсомола в середине 1950-х годов // Genesis: исторические исследования. 2012. № 1. С. 68-119.
15.
Слезин А.А., Дорошина М.М. Провинциальная молодежь позднего СССР: штрихи к портрету «неизвестного» // Берегиня.777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2013. №4. С. 72-85.
16.
Тамбовский комсомол: грани истории. 1946-1991 / А.А. Слезин, Д.М. Олейников, М.М. Дорошина и др. Тамбов: Юлис, 2010. 384 с.
17.
Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Ф. П-1184. Оп. 1.
18.
ГАСПИТО. Ф. П-8283. Оп. 1.
19.
ГАСПИТО. Ф. П-8624. Оп. 1.
20.
ГАСПИТО. Ф. П-8625. Оп. 1.
References (transliterated)
1.
Vanin V.A. Shefstvo VLKSM nad pionerami v seredine 1950-kh gg.// Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2012. T. 18. № 3. S. 777-781.
2.
Vanin V.A., Slezin A.A. Stil' vnutrisoyuznoi raboty provintsial'nykh komsomol'skikh organizatsii serediny 1950-kh godov // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2012. №10. Ch. 1. S.50-58.
3.
Vishneva O. G. Deyatel'nost' pionerskoi organizatsii v Pskovskoi gubernii 1920-kh gg. // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2013. №4. Ch.2. S.38-44.
4.
Dvukhzhilova I.V. Vklad tambovskikh uchenykh v issledovanie molodezhnogo dvizheniya // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2011. №5. Ch. 3. C. 46-51.
5.
Ivanova N.L. Pionerskaya organizatsiya kak dostizhenie SSSR v vospitanii molodezhi // Istoriya v podrobnostyakh. 2013. №4. S. 48-51.
6.
Listopadov D.Yu. Pionerskaya rabota v shkole vo vtoroi polovine 1924 g. – 1929 g. (na materialakh gubernii Verkhnego Povolzh'ya) // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014. №10. Ch. 2. S.129-131.
7.
Nesterova A.A. Pionerskie «shagi po stupenyam»: eksperiment v deistvii // European Social Science Journal. 2014. №4. T. 1. S. 165-172.
8.
Nesterova A.A. Trudovoe vospitanie shkol'nikov vo vtoroi polovine 1950-kh gg.: neozhidannyi rezul'tat // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2013. № 8. Ch. 2. S. 125-127.
9.
Skrebnev V.A., Vanin V.A. Festival'noe dvizhenie kak faktor razvitiya sozidatel'noi deyatel'nosti komsomola // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2011. №10. Ch. 2. S. 191-194.
10.
Slezin A.A. «Neuzheli v kommunizm voz'mem i khuligana, i militsionera?..» Privlechenie molodezhi k okhrane obshchestvennogo poryadka na rubezhe 1950-1960-kh godov: regional'nyi opyt // Pravo i politika. 2014. №9. S.1459-1469. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.9.12896
11.
Slezin A.A. Obshchestvennye ozhidaniya ot postroeniya kommunizma v nachale 1960-kh gg.// Perspektivy nauki. 2013. №9. S.71-74.
12.
Slezin A.A. Spetsifika politiko-prosvetitel'noi raboty sredi molodezhi rossiiskoi provintsii v kontse 1950-kh godov // Politika i Obshchestvo. 2014. № 5. S. 598-606. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.5.12219
13.
Slezin A.A. Etatizatsiya komsomola kak faktor spetsifiki sovetskogo etapa rossiiskoi gosudarstvennosti // Istoriya v podrobnostyakh. 2013. № 4. S. 56-59.
14.
Slezin A.A., Vanin V.A. Evolyutsiya ideino-vospitatel'noi raboty komsomola v seredine 1950-kh godov // Genesis: istoricheskie issledovaniya. 2012. № 1. S. 68-119.
15.
Slezin A.A., Doroshina M.M. Provintsial'naya molodezh' pozdnego SSSR: shtrikhi k portretu «neizvestnogo» // Bereginya.777. Sova: Obshchestvo. Politika. Ekonomika. 2013. №4. S. 72-85.
16.
Tambovskii komsomol: grani istorii. 1946-1991 / A.A. Slezin, D.M. Oleinikov, M.M. Doroshina i dr. Tambov: Yulis, 2010. 384 s.
17.
Gosudarstvennyi arkhiv sotsial'no-politicheskoi istorii Tambovskoi oblasti (GASPITO). F. P-1184. Op. 1.
18.
GASPITO. F. P-8283. Op. 1.
19.
GASPITO. F. P-8624. Op. 1.
20.
GASPITO. F. P-8625. Op. 1.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"