Современное образование
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Развивающиеся педагогические технологии"
Развивающиеся педагогические технологии
Кирнарская Д.К. - Три источника и три составные части реформы российского образования: опыт музыкального искусства c. 1-16

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.4.24201

Аннотация: В статье говорится о необходимых реформах, которые назрели в системе отечественного музыкального образования. Сущность кризиса состоит в том, что устарело содержание образования, которое по-прежнему сосредоточено на сольном исполнительстве, в то время как рынок труда предлагает вакансии иного рода, связанные с навыками коммуникации, менеджмента и диверсификации музыкальных стилей, которыми владеет выпускник. Вторая сторона кризиса – это чрезмерная перегруженность студентов аудиторными занятиями, не оставляющими возможностей для самообразования, работы и отдыха, столь необходимых юному человеку. Перегруженность как родовой признак российской системы образования касается также профессоров и преподавателей, лишенных возможностей профессионального роста и полноценной научной деятельности. При этом в статье предлагается не увязывать заработную плату преподавателей с аудиторной нагрузкой и ни в коем случае не уменьшать оплату их труда вместе с уменьшением учебных часов, что является принципиальным моментом предлагаемой реформы. Третья сторона кризиса – устаревший формат подачи материала, опирающийся на лекционные занятия, в то время как психология современных студентов тяготеет к иным форматам, непременно включающим самостоятельное творчество и интерактивность. Все отмеченные системные недостатки музыкального образования признаны международными экспертами как нуждающиеся в реформировании. Их мнения и предложения также рассматриваются в статье, где реформа музыкального образования опирается на три главные составляющие – содержание образования, его организацию и формат обучения, в результате чего будет достигнута реальная востребованность и успешность выпускников на рынке труда.
Криштофик И.С. - Организация процесса освоения основ педагогической коммуникации будущими педагогами c. 10-18

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22420

Аннотация: Предметом исследования в статье является подход к разработке учебного курса, направленного на формирование коммуникативной компетенции будущих педагогов. Объектом исследования является проблема формирования в образовательном процессе вуза комплекса профессиональных компетенций будущих педагогов, обеспечивающих эффективное выполнение трудового действия, нацеленного на развитие обучающихся. Подробно рассматриваются различные аспекты понятия «педагогическая коммуникация». Особое внимание уделяется вопросу о выстраивании образовательно-педагогического дискурса на основе анализа специально отобранных текстов, отражающих особенности коммуникативных ситуаций в деятельности педагога, требующих от него проявления коммуникативной компетенции. Методы проведенного исследования: анализ нормативных документов, дискурсивный анализ образовательного процесса, интерпретация и конструирование понятий, научно-методическое и педагогическое моделирование. Основными выводами проведенного исследования являются принципы, определяющие особенности педагогической технологии формирования коммуникативной компетентности будущего педагога. Особым вкладом автора в исследование темы является разработка содержания понятия «образовательно-педагогический дискурс». Новизна исследования заключается в обосновании педагогической технологии, обеспечивающей «погружение» студентов в проблему коммуникации в образовании, представленную с различных точек зрения, отражающих смысловые и функциональные аспекты самого понятия «педагогическая коммуникация».
Санина С.П. - Роль проблемно задачной технологии в развитии компетенций обучающихся (на примере учебного предмета географии) c. 28-35

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.23658

Аннотация: Предметом исследования является развитие компетенций учащихся основной школы в условиях проблемно–задачной организации образовательной деятельности на уроках географии. Автор подробно рассматривает проблемно–задачную технологию как форму по освоению обучающимися деятельностного содержания образования. В статье представлена модель проблемно-задачной организации образовательной деятельности в схемно-графической форме. Описаны различия между проблемой, задачей и средством. На примере одной темы учебного предмета географии показана реализация проблемно–задачной технологии. Приведены примеры трех задач по теме «Масштаб» географии 6 класса. В работе использованы методы исследования первоисточников, включая контент-анализ, метод моделирования и формирующего эксперимента. Для определения уровня развития компетенций учащихся была выбрана методика Е.В. Чудиновой «Экспресс-диагностика основных образовательных результатов в начальной и основной школе». Основными выводами проведенного исследования являются: использование проблемно–задачной технологии в обучении способствует изменению содержания образования, оно становится деятельностным; в условиях проблемно–задачной организации образовательной деятельности учащиеся лучше овладевают основными понятиями курса, у них развиваются компетенции. Описанная модель обучения может найти применение в деятельности педагогов по реализации деятельностного подхода в образовательном процессе.
Сотникова О.А. - Приоритет в выборе педагогических технологий нефтегазового образования при изучении теоретического материала c. 45-67

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.1.17046

Аннотация: Предметом исследования является деятельность студентов нефтегазового направления подготовки по изучению учебного материала. В статье рассматривается вопрос выбора педагогических технологий в нефтегазовом образовании при изучении профессиональных дисциплин. На основе анализа специфики нефтегазовой области определяется состав опорных составляющих профессиональных компетенций. Обосновывается вывод о приоритете организации деятельности студентов по выполнению логико-технологического анализа учебного материала. Состав указанных действий выявлен только в общем виде и требует конкретизации при организации обучения каждой отдельной дисциплине (модуля). Теоретический анализ проблемы организации учебной деятельности студентов. Методология системного подхода к изучению учебного материала в высшем образовании. Основным выводом данного исследования является обоснование приоритета обучения логико-технологическому анализу учебного материала. Основным вкладом в педагогическую науку является описание состава логико-технологического анализа учебного материала, изучаемого в профессиональных дисциплинах нефтегазового направления подготовки. К новизне научного исследования относится классификация учебного материала профессиональных дисциплин в его соответствии с действиями по выполнению логико-технологического анализа.
Гавришина О.Н., Певнева И.В. - Вызовы и требования к эффективной реализации инклюзивного образования в вузе c. 112-117

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.21928

Аннотация: Предметом исследования является современное состояние инклюзивного обучения студентов с ограниченными физическими возможностями в вузе. Рассматриваются основные проблемы, связанные с интегрированным подходом в обучении, основными среди которых являются предрассудки , физические ограничения к доступу мест обучения, структура учебных планов вузов, психологическая неготовность педагогов, социально-экономические факторы и недостаток финансирования. Статья рассматривает существующие в настоящее время возможности применения технологий, используемые для обучения особых студентов, а также рекомендации для эффективного применения подхода к студентам с ограниченными физическими возможностями. Для выявления ключевых проблем в работе вуза со студентами-инвалидами применялся опрос и метод описания. Основные выводы исследования текущего этапа в развитии инклюзивного обучения на примере КемГУ являются следующие: развитие технических и мультимедийных средств обучения, а также дистанционного образования способствуют эффективному развитию инклюзивного обучения. Среди основных проблем называются недостаточная разработка специальной литературы, психологические и физические особенности студентов, недостаточная готовность педагогов к работе в рамках инклюзивного обучения.
Саввина О.В., Косорукова А.А., Матухин П.Г., Максимова О.Б., Алиева О.Г. - Междисциплинарные IT-проекты как технология подготовки полилингвальных контрольно-измерительных материалов по курсу «Биоэтика». c. 127-138

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.2.11369

Аннотация: Дисциплина «Биоэтика», преподаваемая российским и иностранным студентам медицинского факультета включает в себя междисциплинарные знания в области философских, медицинских и юридических наук. В связи с этим возникают некоторые сложности в усвоении материала студентами, а также в организации мероприятий по контролю знаний студентов. В статье описывается метод контроля знаний студентов (тестирование), а также возможность тренинга по базовым понятиям курса «Биоэтика» при помощи информационных технологий с использованием междисциплинарного подхода. Создание комплекта инструментов для подготовки тестирования по курсу "Биоэтика" в таблицах Microsoft Excel для студентов бакалавриата по направлению 060101 "Лечебное дело"; перевод тестов на английский язык с целью тренинга российских и иностранных студентов по всему курсу, а также с целью контроля знаний студентов. Программный комплект был опробован на занятиях в учебных группах, протестирован преподавателями. В ходе опытной эксплуатации были обнаружены и исправлены ошибки программирования и отдельные ошибки в формулировках вопросов. Также была более строго организована система вопросов. Они были сгруппированы в определенном порядке. Результаты испытаний показали, что комплект может быть использован для повышения эффективности самостоятельных занятий и проведения рубежных и итоговых аттестаций иностранных студентов на медицинском факультете университета.
Фасхутдинова Ю.Ф. - Мотивация и развитие когнитивных способностей у школьников. c. 140-154

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.1.5113

Аннотация: Проводится исследование эффективности психологических тренингов когнитивных способностей на примере тренинга Т.Н.Березиной. Предполагается, что эффективность тренинга влияет две группы факторов. Во-первых, это сам факт участия в тренинге, обучение школьника необходимым методикам управления своими памятью и вниманием. Во-вторых, это мотивация школьника. Эмпирически было доказано, что для высоко мотивированных старшеклассников тренинг достоверно эффективен, в процессе тренировки у них возрастает объем внимания и кратковременной памяти на слова и на числа. Высокомотивированными считались школьники принимавшие участие в тренинге добровольно, по своему желанию, и которые полагали, что тренинг им лично будет полезен. У низкомотивированной группы школьников достоверного улучшения когнитивных способностей за время тренинга не произошло, память внимания и мышление у них практически не изменились, а улучшение было не значительным. Низкомотивированными считались школьники, которые заставили принимать участие в тренинге, и которых говорилось, что их участие является формальным. Делается вывод о высокой роли мотивации для учебной деятельности школьника. Школьным психологам и педагогам предлагается не только проводить с детьми учебные или развивающие занятия, но сначала сформировать у них мотивацию к данным видам деятельности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"