Статья 'Проблемы антропологического исследования религии и образования' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Проблемы антропологического исследования религии и образования

Надыршин Тимур Маратович

младший научный сотрудник, Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН

450077, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Карла Маркса, 6

Nadyrshin Timur Maratovich

Junior Scientific Associate, R. G. Kuzeev Institute of Ethnological Studies of Ufa Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

450077, Russia, respublika Bashkortostan, g. Ufa, ul. Karla Marksa, 6

timurimp@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8736.2019.4.31075

Дата направления статьи в редакцию:

17-10-2019


Дата публикации:

27-12-2019


Аннотация: В статье перечислены основные проблемы, находящиеся на стыке изучения двух развивающихся субдисциплин антропологической науки: антропологии образования и антропологии религии. Автором в работе перечислены такие проблемы как атеистическая и религиозная социализация детей в школе, связь конфессиональной самоидентификации с учебным процессом, религиозные меньшинства в школе, религиозные организации и школа, потребление и воспроизводство религиозных медиа, язык, место классовой культуры, религиозная грамотность и связь прикладной антропологии образования и религии. Каждая из указанных проблем нуждается в детализации и расшифровке, поэтому она будет включать детализацию и пример возможного исследования проблемы. Указанные выше проблемы и аспекты являются очень широкими, и по сути лишь попытками осмысления масштабного локуса взаимодействия антропологии образования и антропологии религии. Данная работа лишь обозначает контур будущих направлений разработок. Кроме того указанные направления могут быть использованы для составления программы исследования религии в стенах учебных заведений.


Ключевые слова:

антропология образования, антропология религии, трансмиссия культуры, элементы антропологического анализа, религиозная социализация, культурная саморефлексия, конфессиональная идентичность, религиозные меньшинства, религиозные организации, религиозные медиа

Abstract:   This article describes the main problems emerging at the intersection of the two developing subdisciplines of anthropological science: anthropology of education and anthropology of religion. The author lists such problems as atheistic and religious socialization of school students, correlation of confessional self-identification with educational process, religious minorities at school, religious organizations at school, consumption and reproduction of religious media, language, role of class culture, religious literacy, and link between anthropology of education and religion. Each of the aforementioned problems requires particularization and explication; all of them are quite broad, and in sense, just the attempts of comprehending the extensive locus of the anthropology of education and the anthropology of religion. This study just outlines the framework of future vectors of development on the topic. The indicated directions may also be used in arrangement of curriculum for religious studies in the educational establishments.


Keywords:

Anthropology of Education, Anthropology of Religion, cultural transmission, elements of anthropological analysis, religious socialization, cultural self-reflection, confessional identity, religious minorities, religious organizations, religious media

Введение

Антропологическое изучение общества не должно ограничиваться только традиционной культурой народов. Это означает, что единица анализа для этнографа, не обязательно должна быть нацией, лингвистической группой, регионом или селом. Как отмечает американский антрополог Ф. Эриксен любая социальная сеть, образующая корпоративную структуру, в которой социальные отношения регулируются обычаем, может быть предметом этнографии. Этнографическим исследование делает то, что оно не только относится к социальной единице любого размера в целом, но и к тому, что этнография изображает события, по крайней мере, частично, с точки зрения действующих лиц, участвующих в событиях [8, С. 52]. Академик В.А. Тишков поставил перед этнографами задачу видеть архетипическое и культурно-значимое в окружающем на сегодняшнем мире: «Этнография должна не только искать утраченную норму-традицию и совершать необходимые экскурсы, но и, прежде всего, уметь видеть культурные практики современного общества» [3, С. 226]. Аналогичную проблему высказывает и С.В. Соколовский. По его мнению в условиях полевых этнографических исследований культура понимается исключительно как носитель гердеровского «духа народа». Она подразделяется на «духовную» и «материальную». К первой относятся верования, обычаи, ритуалы, мифология, фольклор, а ко второй хозяйственный уклад, пища, одежда, жилище, транспорт. По сути к «этнической культуре» относят лишь то, что можно называть традицией. Все влияние «цивилизации» не входит в нормативное описание этнической культуры [4].

Перечисленные выше позиции, определяют, что векторы антропологического анализа должны быть применены ко многим сторонам жизни. Один из возможных векторов современной этнографии – это школа. Мировая антропология образования, выделившаяся в самостоятельную субдисциплину в середине XX в. является одной из интенсивно развивающихся отраслей современной науки. Сформировавшиеся научные школы и коллективы по данному направлению работают в США, Великобритании, Японии и ряде других стран. Существуют журналы по данному направлению, такие как Anthropology & Education Quarterly, Ethnography and Education и ряд других изданий.

Между тем такое направление как религия в школе остается представленным в меньшей степени. В крупнейшем периодическом издании, посвященному антропологии образования, в журнале «Anthropology and Education Quarterly» по запросу в системе Web of Science из 1600 работ, только в 9 названии или тексте, в аннотации которых можно найти указание на религию. Актуализации проблемы слабого изучения религии в антропологии образования посвящена работа Т. абу Эль-Хадж. В связи с событиями 11 сентября она призвала ученых не оставаться в стороне [7]. Образовательный процесс скрыт от окружающего мира его практики, а также условия взаимодействия меняются постоянно. Ввиду этого фиксация и культурная рефлексия этого пространства нуждается в постоянном мониторинге не только учеными-педагогами, но и представителями других гуманитарных дисциплин и в первую очередь этнографов.

Под влиянием вышеперечисленных причин является целесообразным выделение проблем, по которым может произойти взаимодействие двух областей: современной антропологии религии и антропологии образования. Ввиду слабой разработанности проблемы является актуальным создание методологического инструментария, который бы обозначил направление для будущих исследований в этой области.

В данной статье последовательно будут перечислены проблемы, которые находятся на стыке антропологии религии и антропологии образования. Каждая из указанных проблем является вектором, по которому отчасти разрабатываются межсубдисциплинарные исследования. Каждая проблема будет, в свою очередь, детализирована и включать себя возможные подэлементы глобальной темы, а также комментарии или примеры исследований, затрагивающие данную проблему.

Проблемы исследования

1. Атеистическая и религиозная социализация детей в школе. Агенты социализации; методы и технологии социализации; условия социализации; история атеистической социализации; секулярная индоктринация как форма социализации; сосуществование различных форм социализации; риски социализации; этика и социализация.

Наверное, воскресные школы – это тот пример, который идеально бы сочетал перечисленные аспекты. Самими участниками образовательного процесса в этих учебных заведениях, а также их организаторами постоянно рефлексируется миссия, роль и предназначение воскресных школ. Структура, программа обучения, уроки могут и должны стать предметом осмысления российских этнографов.

2. Конфессиональная самоидентификация и учебный процесс. Взаимоотношение верующего с противоречащим, или не вполне согласующимся с религиозными взглядами материалом; условия противоречия; оценка акторами проблемы; антирелигиозный дискурс и реакция.

Урок биологии – это один из предметов, где верующий ученик может столкнуться с материалом, противоречащим религиозным взглядам. На поверхность выходит история взаимоотношений теорий креационизма и эволюционизма. Данная проблема актуальна, потому что может стать источником напряжения между сразу несколькими акторами – это религиозные организации, родители и учащиеся. Современная отечественная наука не дает антропологического анализа проблемы, а лишь обозначает ее. В работах посвященных этой проблеме озвучивается дискуссия элит, проводится анализ учебников, а также разбираются частные случаи, связанные с недовольством отдельных верующих [9].

3. Религиозные меньшинства в школе. Конфликт с доминантной культурой; нормы одежды и нормы учебного процесса; социальная стратификация и учебный процесс; культурный разрыв дома и школы.

Современные процессы сталкивают представителей религиозных меньшинств с обществом, чьи культурные установки основаны на других нормах, что может стать источником напряжения. Иллюстрацией здесь могут служить религиозные нормы взаимоотношений с противоположным полом, а также бесконечные споры в науке и СМИ относительно норм одежды [1]. Другой интересный феномен – это культурный разрыв между домашней и школьной средой. Это становится причиной того, что ученик выстраивает две модели поведения, что может отрицательно отразиться на его культурной целостности.

4. Религиозные организации и школа. Взаимодействие религиозных организаций и школы; условия взаимодействия; векторы взаимодействия; отношение религиозных организаций к процессам в образовании.

Перед лицом культурных трансформаций вызванных эпохой потребления и ускоренными развитием коммуникаций религиозные лидеры и образовательные учреждения хотят обеспечить членов общин такими моральными инструментами, которые бы позволили бы существовать в этих условиях, сохраняя при этом сущность религии [6, C. 340]. Какая роль при этом отводится религиозным организациям, их отношение к вопросам связанным с местом религии в школе, отношение ключевых субъектов образования к вопросам взаимодействия с религиозными организациями – поле для антропологов образования.

5. Потребление и воспроизводство религиозных медиа. Интерпретация продуктов религиозных медиа участниками образовательного процесса; влияние продуктов религиозных медиа на этноконфессиональную идентичность.

То как школьник реагирует на религиозные медиапродукты, дает возможность зафиксировать его конфессиональную самоидентификацию. Самыми адекватными исследованиями в этом жанре те, которые посвящены взаимодействию между «текстами» произведенными медиа, с одной стороны, и набору культурно-образных практик потребления и использования, с другой [5, C. 212]. В условиях трансмедийного повествования место данной проблемы в этнографических исследованиях, несомненно будет актуализироваться.

6. Язык. Влияние языка обучения на развитие этноконфессиональной идентичности; связь языковой и религиозной социализации; структура родного языка и ее взаимосвязь с религиозной самоидентификацией.

Религиозные условия также влияют на то, как школьники получают грамотность. Многие школьники сталкиваются за пределами школы, с посторонними или негативными публичными разговорами о своей религиозной идентичности и практике. Исследование М. Амини мусульманской религиозной общины в северной Калифорнии, в которую вошли многие недавние иммигранты из Пакистана, Афганистана, Палестины и Марокко, показало возрождающуюся природу религиозного обучения в этой общине. Ее этнографическое исследование двух исламских школ для детей младшего возраста описало разнообразие лингвистических и культурных практик в исламском сообществе, даже несмотря на то, что реакция американской общественности на события, связанные с 11 сентября, выстроила однобокую структуру, и во многом негативный, публичный имидж того же сообщества. М. Амини описала, как ученики научились использовать почетные обращения на арабском языке, тем самым она проиллюстрировала, как исламские ценности и опыт были объединены с академическими занятиями по изучению языка [5, C. 205].

7. 7. Классовая культура. Связь религиозной самоидентификации с классовой структурой и ее влияние на образование.

В российских условиях в отдельных географических локусах может существовать такая проблема как восприятие этноконфессиональных групп в соответствии с классовыми критериями, что может влиять на самоидентификацию этих групп. В этих же условиях может присутствовать такое явление как навешивание ярлыков по псевдонаучным критериям.

8. Религиозная грамотность. Проблема религиозной грамотности и неграмотности и ее связь с образованием.

Религиозная грамотность может быть источником социальной мобильности в отдельных культурных группах. Однако следует признать, что в секулярном обществе представитель культурной группы может скрывать подобного рода грамотность. Это опять таки связано со стремлением преодолеть культурный разрыв.

9. Прикладная антропология образования и религия. Создание культурно ориентированных моделей обучения и разработки учебных программ.

Культурно-ориентированные модели обучения могут быть реализованы на национальном и субнациональном уровне. Они могут включать в себя, например рецепты по созданию образовательных организаций, учитывающих культурные особенности и устраняющие базовые причины образовательного неравенства. Кроме того задачей прикладной антропологии может стать обеспечение функционирования культурно-ориентированных учебных заведений. Их создание будет основой для понимания взаимоотношений между учителем и учениками, как субъектами образовательного процесса. В этом смысле вполне применима «культурная терапия» педагогического коллектива, направленная на культурную саморефлексию учителя.

Заключение

Указанные выше проблемы и аспекты являются очень широкими мазками, и по сути лишь попытками осмысления масштабного локуса взаимодействия антропологии образования и антропологии религии. Данная работа лишь обозначает контур будущих направлений разработок. Также все указанные направления могут быть соединены в исследовании одной более крупной темы и в свою очередь стать заделом для программы исследования. Например, исследование опыта введения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» привело нас к необходимости осмыслить большинство перечисленных выше проблем [2]. Указанные проблемы находятся на стыке значительного количества гуманитарных дисциплин, таких как религиоведение, история, антропология, педагогика, что в свою очередь требует значительной подготовки для ученых.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования – основные проблемы и направления антропологического исследования взаимоотношения религии и школьного образования.

Методология исследования основана на теоретическом подходе с применением методов анализа, обобщения, сравнения, синтеза.

Актуальность исследования важностью сохранения культур, религий, обеспечения условий для формирования этнокультурной идентичности личности в современном мире и, соответственно, необходимостью определения основных проблемы и направлений исследования взаимоотношения религии и школьного образования, в том числе в рамках антропологического подхода.

Научная новизна связана с выделением автором ряда исследовательских проблем в области взаимоотношения религии и школьного образования (атеистическая, религиозная, социализация детей в школе, конфессиональная самоидентификация и учебный процесс, религиозные меньшинства и религиозные организации в школе, потребление и воспроизводство религиозных медиа, влияние языка обучения на развитие этноконфессиональной идентичности, связь религиозной самоидентификации с классовой структурой, религиозная грамотность / неграмотность, прикладная антропология образования и религия), которые могут быть изучены в рамках антропологического подхода.

Стиль изложения научный. Статья написана русским литературным языком. В целом объём статьи желательно увеличить, изложив материал более подробным образом. В представленном сжатом виде рукопись больше походит на тезисы доклада.

Структура рукописи включает следующие разделы: Введение (антропологическое изучение общества, этнографическое исследование, духовная и материальная культура, этническая культура, нормативное описание этнической культуры, векторы антропологического анализа, школа, мировая антропология образования, религия в школе, фиксация и культурная рефлексия образовательного процесса, выделение проблем современной антропологии религии и антропологии образования, создание методологического инструментария), Проблемы исследования (атеистическая и религиозная социализация детей в школе – агенты социализации; методы и технологии социализации; условия социализации; история атеистической социализации; секулярная индоктринация как форма социализации; сосуществование различных форм социализации; риски социализации; этика и социализация, воскресные школы, конфессиональная самоидентификация и учебный процесс – взаимоотношение верующего с противоречащим, или не вполне согласующимся с религиозными взглядами материалом; условия противоречия; оценка акторами проблемы; антирелигиозный дискурс и реакция, урок биологии, взаимоотношения теорий креационизма и эволюционизма, религиозные меньшинства в школе – конфликт с доминантной культурой; нормы одежды и нормы учебного процесса; социальная стратификация и учебный процесс; культурный разрыв дома и школы, споры относительно норм одежды, религиозные организации и школа – взаимодействие религиозных организаций и школы; условия взаимодействия; векторы взаимодействия; отношение религиозных организаций к процессам в образовании, потребление и воспроизводство религиозных медиа – интерпретация продуктов религиозных медиа участниками образовательного процесса; влияние продуктов религиозных медиа на этноконфессиональную идентичность, язык – влияние языка обучения на развитие этноконфессиональной идентичности; связь языковой и религиозной социализации; структура родного языка и ее взаимосвязь с религиозной самоидентификацией, классовая культура – связь религиозной самоидентификации с классовой структурой и ее влияние на образование, навешивание ярлыков, религиозная грамотность / неграмотность и ее связь с образованием, прикладная антропология образования и религия – создание культурно ориентированных моделей обучения и разработки учебных программ, «культурная терапия» педагогического коллектива, культурная саморефлексия учителя), Заключение (выводы), Библиография.

Содержание в целом соответствует названию. В то же время имеющийся заголовок в большей степени подходит для монографии, нежели для отдельной стать. В формулировке заголовка следует конкретизировать объект и предмет исследования – основные проблемы и направления антропологического исследования взаимоотношения религии и школьного образования. При этом не ясно, о каких религиях, каких национальны системах образования, их уровнях (средняя школа?) идёт речь. В основном тексте автор обращается преимущественно к зарубежному опыту, в заключении упоминается преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики», что создаёт впечатление нарушения целостности материала. Следует также дифференцировать во введении антропологические и этнографические исследования. Обсуждение результатов, их сопоставление с данными, полученными другими авторами (какие направления выделяются в отечественной и зарубежной науке) необходимо усилить.

Библиография включает 10 источников отечественных авторов – монографии, научные статьи. Библиографические описания некоторых источников нуждаются в корректировке в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции, например:
1. Балтанова Г. Р. Хиджаб в школе: надо ли будить спящего льва? // Высшее образование сегодня. № 5. 2017. С. 56-62.
2. (НУМЕРАЦИЮ ИТОЧНИКОВ ЗДЕСЬ И ДАЛЕЕ СЛЕДУЕТ ИЗМЕНИТЬ) Колесниченко М. Б. Социологический взгляд на ношение хиджаба // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 10-3 (48). С. 101–106.
3. Пивнева Е. А. Стратегия перемен и институт этнологии // Антропология социальных перемен. Исследования по социально-культурной антропологии: сб. ст. Место издания ??? : РОССПЭН, 2011. С. 220–232.
8. Erickson F. What Makes School Ethnography ‘Ethnographic’? // Anthropology & Education Quarterly. – 1984. – Vol. 15. – P. 51–66.

Апелляция к оппонентам (Балтанова Г. Р., Колесниченко М. Б., Пивнева Е. А., Соколовский С. В., Adely F., Seale-Collazo J., El-Haj Abu T. R., Erickson F., Watts E., Hossfeld U., Tolstikova I., Levit G. S. и др.) имеет место.

Замечен ряд опечаток: [8, С. 52] – [8, с. 52] (ЗДЕСЬ И ДАЛЕЕ); 7. 7. Классовая культура – 7. Классовая культура.

В целом рукопись соответствует основным требованиям, предъявляемым к научным статьям. Материал представляет интерес для читательской аудитории и после доработки может быть опубликован в журналах «Современное образование» (рубрика «Современные стратегии и модели образования»).
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.