Международные отношения - рубрика ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Рубрика "ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ"
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Степанова Е.Н. - Демократическая прогрессивная партия Тайваня и женский электорат

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.1.6719

Аннотация: В статье анализируется состояние современной политической оппозиции на Тайване, избирательная стратегия ДПП и поведение электората, а также факторы, повлиявшие на итоги недавних (2012 г.) выборов на острове. Насколько правильно будет сформулирована политическая позиция ДПП в вопросе отношений через пролив, настолько это будет решающим фактором победы ДПП на будущих президентских выборах. Отношения Тайваня и материкового Китая могут играть роль «лакмусового индикатора», определяющего позитивные и негативные направления развития событий для восточноазиатского региона и для всего мира в целом.
Бунчук В.Л. - Механизмы реализации региональной политики России в контексте эволюции федеративных отношений

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.2.7512

Аннотация: Актуальность: Статья посвящена исследованию основных механизмов реализации региональной политики в условиях сложившейся в России асимметричной федеративной модели. Конкретизация базовых начал формирования региональной политики была осуществлена в Конституции РФ, Федеративном договоре, а также путем принятия ряда конституционных и федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, регламентирующих взаимоотношения федерального центра и субъектов федерации, а также определяющих основы деятельности органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Сегодня основными механизмами ее реализации в современных российских условиях становятся федеральные целевые программы и особые экономические зоны.
Скрипниченко Д.В. - Этническое измерение политических процессов

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.2.7574

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу роли этнического фактора в российском и мировом политическом процессе. В рамках современной этнополитологии сложилось четыре основных подхода к трактовке этничности и ее месту в политической системе каждого государства. Это примордиализм, функционализм, конструктивизм и структурализм. Одним из первых возник примордиализм (от англ.primordial — первозданный, изначальный, исконный) в конце ХIХ века в Германии. Теория разрабатывалась историком и философом И.Г. Гердером. В рамках данного подхода этничность рассматривается как генетическая данность и характеризуется такими признаками как язык, раса, территория, религия и культура, т.е. теми признаками, которые даются человеком по происждению и на основе общности этих признаков формируются группы с одной этничностью.
Крылов Д.С. - Инклюзивная архитектура безопасности на Ближнем Востоке: особенности функционирования и перспективы расширения c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0641.2021.3.36184

Аннотация: В рамках данного исследования были рассмотрены предпосылки создания и особенности функционирования инклюзивной архитектуры безопасности на Ближнем Востоке. Данная система обеспечения и поддержания мира была создана Россией и в настоящий момент включает в себя две кроссрегиональные ближневосточные державы — Турцию и Иран. Также был исследован потенциал вовлечения в функционирование архитектуры безопасности новых акторов — Саудовской Аравии и Израиля. В исследовании был применен метод SWOT-анализа, который позволил выявить сильные и слабые стороны инклюзивной архитектуры безопасности на Ближнем Востоке, определить основные угрозы и возможности системы. Новизна исследования заключается в определении понятия «инклюзивная архитектура безопасности»; оценке сильных и слабых сторон инклюзивной архитектуры безопасности, созданной Россией на Ближнем Востоке; выявлении основных угроз и уязвимых мест системы, а также возможностей включения в архитектуру новых участников. Кроме того, были выделены особенности пяти основных пар конфликтных отношений на Ближнем Востоке (Саудовская Аравия — Иран, Саудовская Аравия — Турция, Саудовская Аравия — Израиль, Израиль — Иран и Израиль — Турция), характер которых России следует учитывать в рамках долгосрочного планирования. По итогам работы был сделан вывод, что инклюзивная архитектура безопасности в перспективе может стать одним из столпов мира и безопасности на Ближнем Востоке и постепенно привести к снижению интенсивности конфликтов в этом регионе.
Хадыров Р.Ю. - Соотношение процесcов трансформации и модернизации в формировании политической системы Таджикистана c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.2.39970

EDN: CMMPOH

Аннотация: Проблемы социально-политической, культурной трансформации традиционного общества и модернизации политической системы Таджикистана находятся в центре внимания таджикистанских и российских политологов с момента приобретения независимости республики. В данной статье раскрываются некоторые теоретические аспекты и практические результаты постсоветской трансформации институтов и модернизации политической системы. Установлены сущностные связи между категориями «трансформация», «модернизация», «политический транзит», раскрывающими природу и характер произошедших политико-системных преобразований в Таджикистане. Сделан вывод, что общим трендом для традиционных обществ, осуществляющих «догоняющую модернизацию», являются авторитарные методы управления модернизационным процессом, что характерно и для Таджикистана. Тема ускорения модернизации во многом еще традиционного таджикистанского общества, его политической системы становится все более актуальной в эпоху глобальных изменений миропорядка. Противоречие между «традицией» и «модерном» - это не только столкновение мировоззренческих, идеологических и политических установок, это вопрос выживания властных элит и источник развития политической системы. Анализ векторов и завершенности постсоветской политико-системной и режимной трансформации Таджикистана актуален и важен для оценки устойчивости государства и общества к нарастающим глобальным вызовам и региональным угрозам. Цель статьи - определить типологию, этапы процессов, характеризующих произошедшие за 30 лет независимости институциональные, политические, социальные изменения. Поставленная цель связана с исследовательским вопросом: актуальное состояние политической системы и общества Таджикистана – это завершение постсоветской политической трансформации, стадия демократического транзита или очередной этап модернизации, институциональной модификации? Поиск ответов начнем с рассмотрения теории и этимологических основ этих категорий.
Семченков А.С. - Современные сценарии политической дестабилизации России

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.8816

Аннотация: В статье рассматриваются основные варианты политической дестабилизации России на современном этапе – это «цветной», «ливийский» и «сирийский» сценарии. На основе анализа сценариев выделяются вероятные ключевые действия объединений несистемной оппозиции и экстремистских сил, также иностранных государств по политической дестабилизации РФ: от создания сети-субъекта угроз политической стабильности до вооруженного вторжения на территорию нестабильной страны. Автор подробно останавливается на проблемах в сфере обеспечения национальной безопасности РФ, связанных с отставанием политического руководства, системы государственного управления в реализации мер и действий по предупреждению и нейтрализации угроз политической стабильности России в духовной, информационной, экономической, миграционной, военной и других сферах от своих оппонентов и противников. С учетом современных тенденций в сфере международных отношений и внутри нашей страны предложен комплекс взаимосвязанных мер и действий по предупреждению и нейтрализации угроз политической стабильности России.
Фельдман П.Я. - Концептуальные основы лоббистской деятельности в современной России

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.1.10036

Аннотация: Аннотация: в статье рассматриваются теоретические и практические аспекты лоббистской деятельности. Автор определяет место лоббизма в российской политической жизни, анализирует основные средства и технологии коммуникации групп интересов с органами государственной власти. Дискуссия о лоббизме в российских научных кругах развивается волнообразно: получая импульс со стороны представителей власти и экспертного сообщества, она интенсифицируется, но, как правило, после непродолжительного периода бурных обсуждений сходит на нет. Некоторые исследователи и политики видят в лоббизме коррупционную составляющую, другие, напротив, считают его средством, способным существенно повысить прозрачность взаимоотношений власти и бизнеса (не случайно разработка федерального закона о лоббизме осуществляется в рамках инициативы Президента по борьбе с коррупцией). Проблему институциализации и легализации лоббизма в России периодически поднимают представители власти, исследователи и лидеры общественных организаций, однако до настоящего момента в нашей стране отсутствует не только государственная концепция становления института лоббизма, но и консолидированная позиция экспертного сообщества относительно места данного феномена в российской политической жизни.
Фельдман П.Я. - Концептуальные основы лоббистской деятельности в современной России c. 16-20

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.1.63742

Аннотация: Аннотация: в статье рассматриваются теоретические и практические аспекты лоббистской деятельности. Автор определяет место лоббизма в российской политической жизни, анализирует основные средства и технологии коммуникации групп интересов с органами государственной власти. Дискуссия о лоббизме в российских научных кругах развивается волнообразно: получая импульс со стороны представителей власти и экспертного сообщества, она интенсифицируется, но, как правило, после непродолжительного периода бурных обсуждений сходит на нет. Некоторые исследователи и политики видят в лоббизме коррупционную составляющую, другие, напротив, считают его средством, способным существенно повысить прозрачность взаимоотношений власти и бизнеса (не случайно разработка федерального закона о лоббизме осуществляется в рамках инициативы Президента по борьбе с коррупцией). Проблему институциализации и легализации лоббизма в России периодически поднимают представители власти, исследователи и лидеры общественных организаций, однако до настоящего момента в нашей стране отсутствует не только государственная концепция становления института лоббизма, но и консолидированная позиция экспертного сообщества относительно места данного феномена в российской политической жизни.
Скрипниченко Д.В. - Политическая модернизация республик Северного Кавказа на примере губернаторских выборов c. 21-24

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.1.63743

Аннотация: Аннотация Ассиметричность российского федерализма накладывает определенные отпечатки на управление региональными политическими процессами, в том числе в вопросе введения института прямых губернаторских выборов. В частности, на Северном Кавказе существует ряд республик, где еще нет опыта проведения губернаторских выборов (Республика Дагестан), или выборы проводились, но результаты дестабилизировали обстановку в регионе (Карачаево-Черкесская Республика). Поэтому введение характерной для всех остальных субъектов федерации модели прямых губернаторских выборов теоретически могло подорвать стабильность в регионе. Введение прямых губернаторских выборов также необходимо проводить с учетом имеющих национальных и культурных особенностей республик. В качестве одного из инструментов совершенствования процедуры прямых губернаторских выборов предлагалось ввести квоты для малочисленных этносов. Национальное квотирование ранее уже использовалось, например, в Дагестане. Но и эта мера не гарантирует избрание кандидата от малочисленных народов на пост главы республики.
Коёвич С. - Специфика управления Боснией и Герцеговиной в условиях международного контроля c. 23-33

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.4.68851

EDN: APLPLE

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является нынешняя политическая ситуация в Боснии и Герцеговине. В статье рассматривается определение понятия конституционной власти в Боснии и Герцеговине. Рассматривается как международные организации оказывают влияние на конституционную власть в Боснии и Герцеговины. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как современное правовое состояние государства, внутреннюю и внешнюю политику, влияние международного присутствия и многие другие. В фокусе внимания вопрос о том, кто и как в настоящее время управляет Боснией и Герцеговиной. В статье представлен подробный анализ функций и работы Верховного представителя и Совета по выполнению мира. Новизна исследования заключается в том, что статья представляет собой подробный конструктивный анализ международного вмешательства в функционирование Боснии и Герцеговины. Также подробно описана роль Верховного представителя как одно из главных противоречий властей Боснии и Герцеговины. Автор приходит к выводам, что существует абсолютное несоответствие реальности, то есть фактов с представлением о способе и функционировании этого государства. Специфика Боснии и Герцеговины заключается в том, что ряд международных институтов непосредственно влияет, как на внутреннюю, так и на внешнюю политику страны. Фактор внутреннего влияния интегрирован в её политическую систему посредством проникновения туда международного права. Отмечается, что в отличие от других европейских стран со сложной историей, Боснии и Герцеговине не хватает инициативного подхода к решению проблем и развитию государства. Автор приходит к выводу, что роль Высокого представителя является одним из основных противоречий в Боснии и Герцеговине и что нелегитимное назначение Высокого Представителя Кристиана Шмита на территории всей Боснии и Герцеговины углубляет этнополитический конфликт и ставит сербов в Республике Сербской в еще более сложное положение.
Кочанов Е.А. - Постмодернистское прочтение возвышения популизма в Италии в условиях наступления на либеральную демократию c. 24-33

DOI:
10.7256/2454-0641.2024.1.39791

EDN: AUJGWJ

Аннотация: Статья посвящена особенностям возвышения популизма в Италии на фоне кризиса либеральной демократии. Цель работы – определить влияние феноменов эпохи постмодерна, описанных такими учеными, как Ж.Ф. Лиотар, Дж. Дер Дериан и Ж. Бодрийяр, на рост популистских партий и движений в Италии. Объектом исследования стали феномены постмодернистского мира. Предмет работы – их влияние на возвышение популизма и разочарование итальянцев в либеральной демократии. Отдельное внимание уделяется новым вызовам 2020-х гг. для Европы и в особенности для Италии, где популисты достигли особого успеха. На фоне этих вызовов характерные для эпохи постмодерна феномены заставили европейцев усомниться в либерально-демократической парадигме, что привело к усилению правых радикалов и популистов. Новизной исследования является непосредственно выделение связи возвышения популизма в Европе с трещиной либерально-демократической парадигмы на фоне миграционного кризиса, пандемии коронавируса и ухудшением отношений с Россией из-за ситуации с Украиной через призму трудов философов-постмодернистов. В ходе исследования автор пришел к выводу, что постмодернистские процессы современного мира, такие как распад метаповествований, глобальный надзор, создание мифов, образов и симулякров, не коррелируются с традиционным представлением либеральной демократии. На фоне новых вызовов и угроз она дискредитирует сама себя, что дает почву для распространения популистов, умело пользующихся возникшей ситуацией. По результатам контент-анализа было подтверждено, что мнение популистов зависит от актуальной повестки дня. Была выдвинута гипотеза, что образ либеральной демократии, навязываемый Европой, не соответствует образу либеральной демократии в глазах рядовых итальянцев, поэтому они видят спасение своих корней и идентичности в популистах.
Герасимеца Б.. - Взаимодействие гражданского общества и органов власти в Чеченской республике c. 25-30

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.1.63744

Аннотация: История России имеет разнообразный опыт общественных отношений, которые в некоторые периоды приобретали черты институтов гражданского общества. Сегодня формирование гражданского общества является актуальным вопросом, так как все, что образует государство в 21 веке, склоняется к демократическим принципам решения любых споров и проблем. Для того, чтобы осветить взаимодействие гражданского общества и органов власти, необходимо определить его природу, понять, при каких условиях гражданское общество возможно в Российской Федерации и, конкретно, в Чеченской республике. Систематизировав и обобщив возможные определения гражданского общества, можно охарактеризовать его следующим образом: это общество, в котором развиты культурные, правовые, политические и экономические отношения; акторы и институты гражданского общества взаимодействуют с государством, но не зависят от него. Гражданское общество формируют развитые правовые отношения, опирающиеся на власть. Этот процесс не имеет конечной точки завершения, он постоянно совершенствуется, достигая новых результатов и высот в построении гражданского общества. Гражданское общество может существовать только в правовом государстве. Здесь Россия сталкивается с определенными трудностями, поскольку правовое государство трудно реализовать в условиях безработицы, коррупции, поляризации общества, эгоизма в различных сферах и недостаточно развитой политической культуры.
Богданова А.В. - Эволюция позиции Белграда по косовскому вопросу после 2008 c. 34-46

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.4.68907

EDN: EHIKKO

Аннотация: В данной статье рассматривается эволюция официальной позиции Белграда по вопросу Косова. Автор исследует такие аспекты, как значение Косово в историческом сознании сербской политической элиты, этапы складывания нынешнего отношения к Косову со стороны руководства Сербии, а также значение исторических событий на Косовом поле для современной Сербии. Объектом исследования является косовский кризис, предметом – видение президентов и высших должностных лиц Сербии косовского кризиса. Особое внимание уделяется историческому этапу формирования национальных идей у сербов и албанцев, ключевую роль в котором сыграла битва на Косовом поле. Изучение позиций президентов и высших должностных лиц Сербии по Косово позволит отследить процесс складывания нынешней позиции, а также позволяет увидеть траекторию формирования отношения к Косову. Основным выводом проведенного исследования является идея о том, что борьба за Косово в Сербии – это центральная национальная идея, которая служит объединяющим началом и строит вокруг себя патриотизм. Особым вкладом автора представляется систематизированное отслеживание процесса эволюции позиции Белграда по косовскому вопросу. Новизна исследования заключается в том, что статья последовательно и конструктивно описывает подход различных президентов Сербии к проблеме на основании их речей, высказываний и действий на международной арене.
И. В. Бочарников - Северо-Кавказский регион: проблемы и перспективы реализации государственной политики России c. 36-45
Аннотация: Кавказ всегда играл исключительно важную роль в истории не только государства Российского, но и в целом мировой цивилизации. Не случайно один из выдающихся кавказоведов нашей страны Ю. Жданов, назвал его солнечным сплетением Евразии. Здесь формировались истоки человеческой цивилизации, и именно здесь всегда все процессы социально-политического и экономического развития обретали свой импульс и потенциал, распространявшийся на все остальные регионы Планеты.
Степанова Е.Н. - Демократическая прогрессивная партия Тайваня и женский электорат c. 37-49

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.1.62096

Аннотация: В статье анализируется состояние современной политической оппозиции на Тайване, избирательная стратегия ДПП и поведение электората, а также факторы, повлиявшие на итоги недавних (2012 г.) выборов на острове. Насколько правильно будет сформулирована политическая позиция ДПП в вопросе отношений через пролив, настолько это будет решающим фактором победы ДПП на будущих президентских выборах. Отношения Тайваня и материкового Китая могут играть роль «лакмусового индикатора», определяющего позитивные и негативные направления развития событий для восточноазиатского региона и для всего мира в целом.
Скриба А.С. - Внутренняя среда Украины как первопричина государственной нестабильности и системного кризиса 2014 г.

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.13452

Аннотация: В работе исследуется влияние внутренней среды Украины на ее государственную стабильность, а также на региональную политику с точки зрения балансирования Киева между Европейским союзом и Россией. При этом сама внутренняя среда рассматривается в динамике. Автор делает акцент на ряде общественно-политических и социально-экономических процессов, рассматривая их в историческом контексте с момента обретения Украиной своей независимости в 1991 г. до непосредственно системного кризиса 2014 г., охватившего самые различные сферы общественной жизнедеятельности. В ходе анализа используется комплексный системный подход к изучению внутриполитической ситуации на Украине и ее взаимосвязи с региональной политикой. В работе автор не только исследует нынешний украинский кризис и его участников, но и проводит системный анализ тех внутригосударственных факторов, которые на протяжении десятилетий создавали благоприятную почву для масштабной и долгосрочной дестабилизации Украины. Проведенное исследование показало, что именно внутренние факторы, к которым относятся национальная дезинтеграция, экономическая несостоятельность и общественно-политический хаос, создали условия для нынешнего кризиса и в конечном счете поставили Украину как государство перед необходимостью выживания. При этом способности и желание Киева принять максимальные, в том числе и непопулярные меры для долгосрочной стабилизации украинского общества и государства вызывают большие сомнения.
Скриба А.С. - Внутренняя среда Украины как первопричина государственной нестабильности и системного кризиса 2014 г. c. 63-74

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.65923

Аннотация: В работе исследуется влияние внутренней среды Украины на ее государственную стабильность, а также на региональную политику с точки зрения балансирования Киева между Европейским союзом и Россией. При этом сама внутренняя среда рассматривается в динамике. Автор делает акцент на ряде общественно-политических и социально-экономических процессов, рассматривая их в историческом контексте с момента обретения Украиной своей независимости в 1991 г. до непосредственно системного кризиса 2014 г., охватившего самые различные сферы общественной жизнедеятельности. В ходе анализа используется комплексный системный подход к изучению внутриполитической ситуации на Украине и ее взаимосвязи с региональной политикой. В работе автор не только исследует нынешний украинский кризис и его участников, но и проводит системный анализ тех внутригосударственных факторов, которые на протяжении десятилетий создавали благоприятную почву для масштабной и долгосрочной дестабилизации Украины. Проведенное исследование показало, что именно внутренние факторы, к которым относятся национальная дезинтеграция, экономическая несостоятельность и общественно-политический хаос, создали условия для нынешнего кризиса и в конечном счете поставили Украину как государство перед необходимостью выживания. При этом способности и желание Киева принять максимальные, в том числе и непопулярные меры для долгосрочной стабилизации украинского общества и государства вызывают большие сомнения.
Ласария А.О. - Особенности этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.13507

Аннотация: В настоящей статье анализируются теоретико-концептуальные и прикладные аспекты проблем урегулирования этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве, определяющих контекст региональной безопасности на постсоветском пространстве (регион Южного Кавказа). Современное общество в данном регионе многообразно и неоднородно, представляет собой сложную структуру, включающую несколько тысяч разнообразных этнических общностей, разнящихся численностью, лингвистическими, политическими, социокультурными, цивилизационными и религиозными установками. Безусловно, в совокупности эти различия в некоторой степени определяют генезис протекающих в этом регионе этнополитических конфликтов. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Конец XX века преподнес миру множество беспрецедентных вызовов и угроз. Упадок социалистического строя, связанный с распадом СССР, ознаменовал рождение вполне ожидаемых на постсоветском пространстве, острых этнополитических противоречий. Они перерастали в вооруженные и кровопролитные столкновения, их окончание являлось первопричиной к образованию фактически независимых, самопровозглашенных государств, таких как: Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и Нагорный Карабах.
Ласария А.О. - Особенности этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве c. 75-77

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.65924

Аннотация: В настоящей статье анализируются теоретико-концептуальные и прикладные аспекты проблем урегулирования этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве, определяющих контекст региональной безопасности на постсоветском пространстве (регион Южного Кавказа). Современное общество в данном регионе многообразно и неоднородно, представляет собой сложную структуру, включающую несколько тысяч разнообразных этнических общностей, разнящихся численностью, лингвистическими, политическими, социокультурными, цивилизационными и религиозными установками. Безусловно, в совокупности эти различия в некоторой степени определяют генезис протекающих в этом регионе этнополитических конфликтов. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Конец XX века преподнес миру множество беспрецедентных вызовов и угроз. Упадок социалистического строя, связанный с распадом СССР, ознаменовал рождение вполне ожидаемых на постсоветском пространстве, острых этнополитических противоречий. Они перерастали в вооруженные и кровопролитные столкновения, их окончание являлось первопричиной к образованию фактически независимых, самопровозглашенных государств, таких как: Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и Нагорный Карабах.
Бочарников И.В. - Истоки и эволюция террора и терроризма в мировой политической практике

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.2.17783

Аннотация: В статье анализируются истоки зарождения и эволюция террора и терроризма в мировой политической практике. На протяжении столетий данные явления представляли собой наиболее радикальные способы достижения и утверждения политического господства в рамках отдельных государственно-организованных обществ. Особым этапом их эволюции стала Великая Французская революция (1789 – 1794 годов), в ходе которой террор был институализирован в качестве принципа революционной целесообразности. В последующем этот стало обоснованием репрессий в отношении отдельных социальных групп и народов в ходе крупнейших социально-политических катаклизмов XX столетия. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Как эффективное средство достижения политического господства террор и терроризм использовались и ведущими странами мирового сообщества в реализации ими колониальной политики. Наиболее широко и массово методы террора использовались США в отношении коренного населения в XIX веке, Великобританией и другими колониальными державами, а также нацистской Германией в преддверии и в ходе Второй мировой войны. В современной политической практике террор и терроризм обрели характер глобальной проблемы и используются в процессе утверждения господства как отдельными государствами их альянсами, так и международными террористическими организациями.
Бочарников И.В. - Истоки и эволюция террора и терроризма в мировой политической практике c. 130-138

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.2.67919

Аннотация: В статье анализируются истоки зарождения и эволюция террора и терроризма в мировой политической практике. На протяжении столетий данные явления представляли собой наиболее радикальные способы достижения и утверждения политического господства в рамках отдельных государственно-организованных обществ. Особым этапом их эволюции стала Великая Французская революция (1789 – 1794 годов), в ходе которой террор был институализирован в качестве принципа революционной целесообразности. В последующем этот стало обоснованием репрессий в отношении отдельных социальных групп и народов в ходе крупнейших социально-политических катаклизмов XX столетия. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Как эффективное средство достижения политического господства террор и терроризм использовались и ведущими странами мирового сообщества в реализации ими колониальной политики. Наиболее широко и массово методы террора использовались США в отношении коренного населения в XIX веке, Великобританией и другими колониальными державами, а также нацистской Германией в преддверии и в ходе Второй мировой войны. В современной политической практике террор и терроризм обрели характер глобальной проблемы и используются в процессе утверждения господства как отдельными государствами их альянсами, так и международными террористическими организациями.
Бунчук В.Л. - Механизмы реализации региональной политики России в контексте эволюции федеративных отношений c. 152-155

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.2.62712

Аннотация: Статья посвящена исследованию основных механизмов реализации региональной политики в условиях сложившейся в России асимметричной федеративной модели. Конкретизация базовых начал формирования региональной политики была осуществлена в Конституции РФ, Федеративном договоре, а также путем принятия ряда конституционных и федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, регламентирующих взаимоотношения федерального центра и субъектов федерации, а также определяющих основы деятельности органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Сегодня основными механизмами ее реализации в современных российских условиях становятся федеральные целевые программы и особые экономические зоны.
Буневич Д.С. - Партийная система Польши. История. Современность. Перспективы c. 156-162

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.2.62713

Аннотация: В статье рассматривается процесс формирования современной партийной системы Польши. Автор анализирует парламентские выборы (с 1991 по 2011 гг.), характеризует основные политические партии Польши и их лидеров. Выявляются основные противоречия между крупнейшими партиями по вопросам внешней и внутренней политики. Делается прогноз на предстоящие в 2015 году парламентские выборы.
Скрипниченко Д.В. - Этническое измерение политических процессов c. 163-165

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.2.62714

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу роли этнического фактора в российском и мировом политическом процессе. В рамках современной этнополитологии сложилось четыре основных подхода к трактовке этничности и ее месту в политической системе каждого государства. Это примордиализм, функционализм, конструктивизм и структурализм. Одним из первых возник примордиализм в конце ХIХ в. в Германии. Теория разрабатывалась историком и философом И.Г. Гердером. В рамках данного подхода этничность рассматривается как генетическая данность и характеризуется такими признаками как язык, раса, территория, религия и культура, т.е. теми признаками, которые даются человеком по происждению и на основе общности этих признаков формируются группы с одной этничностью.
Семченков А.С. - Системная дестабилизация современных государств

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.11570

Аннотация: Системная дестабилизация государств – феномен современной внутренней и мировой политики, выражающийся в разрушении ранее существовавших социально-политических систем национального уровня социально-культурными, информационными, экономическими, финансовыми, организационно-управленческими, дипломатическими, военными и иными средствами, и в последующей коренной трансформации этих стран. В статье рассматриваются происхождение и развитие концептов, характеризующих технологии системной дестабилизации современных национальных государств, как федеративных, так и унитарных: управляемый хаос, сетевая война, операции по достижению эффекта, преэмптивная война, геополитическая операция. Принимая во внимание содержание данных концептов, а также особенности мировой политической практики, автор формулирует алгоритм системной дестабилизации, включающий несколько этапов: латентный, роста напряженности внутри страны и на уровне международных отношений, демонтажа государства-объекта хаотизации. Определяются основные факторы устойчивости государства, подвергающегося системной дестабилизации. На основе учета содержания и особенностей динамики системной дестабилизации сформулирован алгоритм мер и действий по недопущению хаотизации современных государств.
Семченков А.С. - Системная дестабилизация современных государств c. 175-183

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.66175

Аннотация: Системная дестабилизация государств – феномен современной внутренней и мировой политики, выражающийся в разрушении ранее существовавших социально-политических систем национального уровня социально-культурными, информационными, экономическими, финансовыми, организационно-управленческими, дипломатическими, военными и иными средствами, и в последующей коренной трансформации этих стран. В статье рассматриваются происхождение и развитие концептов, характеризующих технологии системной дестабилизации современных национальных государств, как федеративных, так и унитарных: управляемый хаос, сетевая война, операции по достижению эффекта, преэмптивная война, геополитическая операция. Принимая во внимание содержание данных концептов, а также особенности мировой политической практики, автор формулирует алгоритм системной дестабилизации, включающий несколько этапов: латентный, роста напряженности внутри страны и на уровне международных отношений, демонтажа государства-объекта хаотизации. Определяются основные факторы устойчивости государства, подвергающегося системной дестабилизации. На основе учета содержания и особенностей динамики системной дестабилизации сформулирован алгоритм мер и действий по недопущению хаотизации современных государств.
Жолобова О.А. - Особенности формирования концепции региональной политики в современной России

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.12709

Аннотация: Применительно к современной российской действительности региональную политику целесообразно рассматривать через призму становления и эволюции федеративных отношений. В качестве основных акторов федеративных отношений выступают федеральный центр и относительно самостоятельные (в пределах отведенных им полномочий) субъекты федерации, находящиеся в постоянном взаимодействии и представляющие собой системы политических институтов и политических интересов. Поэтому отношения в системе «центр-регионы» конфликты по своей природе: практически всегда регион стремится к увеличению политической автономии, в то время как федеральный центр предпочитает стратегию сдерживания. Методологической основой статьи является системный, структурно-функциональный и сравнительный подходы, методы исследования тем и направлений россиеведения, методы анализа, синтеза, моделирования, наблюдения, экспертных оценок. В условиях федеративной модели территориально-государственного устройства возможность проведения комплексной и систематизированной региональной политики определяется устойчивостью и сбалансированностью отношений между федеральным центром и субъектами федерации. В то же время доминирование процессов централизации, либо децентрализации делает актуальным выбор определенной стратегии регионального развития: селективной в условиях централизованной федеративной модели, либо общесистемной в условиях децентрализации и высокой степени финансовой и политической автономии регионов.
Жолобова О.А. - Особенности формирования концепции региональной политики в современной России c. 184-189

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.66176

Аннотация: Применительно к современной российской действительности региональную политику целесообразно рассматривать через призму становления и эволюции федеративных отношений. В качестве основных акторов федеративных отношений выступают федеральный центр и относительно самостоятельные (в пределах отведенных им полномочий) субъекты федерации, находящиеся в постоянном взаимодействии и представляющие собой системы политических институтов и политических интересов. Поэтому отношения в системе «центр-регионы» конфликты по своей природе: практически всегда регион стремится к увеличению политической автономии, в то время как федеральный центр предпочитает стратегию сдерживания. Методологической основой статьи является системный, структурно-функциональный и сравнительный подходы, методы исследования тем и направлений россиеведения, методы анализа, синтеза, моделирования, наблюдения, экспертных оценок. В условиях федеративной модели территориально-государственного устройства возможность проведения комплексной и систематизированной региональной политики определяется устойчивостью и сбалансированностью отношений между федеральным центром и субъектами федерации. В то же время доминирование процессов централизации, либо децентрализации делает актуальным выбор определенной стратегии регионального развития: селективной в условиях централизованной федеративной модели, либо общесистемной в условиях децентрализации и высокой степени финансовой и политической автономии регионов.
Журавель В.П. - Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности на Северном Кавказе (на примере Республики Дагестан)

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.10751

Аннотация: В статье предпринимается попытка проанализировать процессы, происходящие в Дагестане как важном районе Северного Кавказа с позиций укрепления национальной безопасности России. В заключении автор предлагает комплекс мер по противодействию терроризму, совершенствованию социально-экономической и духовной сферы республики. В последние два десятилетия Северный Кавказ является самым сложным и проблемным регионом Российской Федерации с точки зрения социально-экономического положения, государственного управления, решения разного рода этнонациональных, конфессиональных, территориальных и иных противоречий и конфликтов, обеспечения национальной безопасности. Президент Российской Федерации В. В. Путин, подчеркивая напряженность обстановки в национальных республиках Северного Кавказа, отмечал: «Ослабление, распад единой государственности в начале 1990-х годов обернулись и на Кавказе очень тяжелыми последствиями, если не сказать кровавыми конфликтами. В ряде регионов вспыхнула настоящая гражданская война. Этим воспользовались международные террористы, которые совершили агрессию против России и народов Кавказа. Террор боевиков вызвал потоки беженцев и перемещенных лиц. Экономика и социальная инфраструктура деградировала, а в ряде республик она была просто уничтожена».
Журавель В.П. - Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности на Северном Кавказе (на примере Республики Дагестан) c. 200-208

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64942

Аннотация: В статье предпринимается попытка проанализировать процессы, происходящие в Дагестане как важном районе Северного Кавказа с позиций укрепления национальной безопасности России. В заключении автор предлагает комплекс мер по противодействию терроризму, совершенствованию социально-экономической и духовной сферы республики. В последние два десятилетия Северный Кавказ является самым сложным и проблемным регионом Российской Федерации с точки зрения социально-экономического положения, государственного управления, решения разного рода этнонациональных, конфессиональных, территориальных и иных противоречий и конфликтов, обеспечения национальной безопасности. Президент Российской Федерации В. В. Путин, подчеркивая напряженность обстановки в национальных республиках Северного Кавказа, отмечал: «Ослабление, распад единой государственности в начале 1990-х годов обернулись и на Кавказе очень тяжелыми последствиями, если не сказать кровавыми конфликтами. В ряде регионов вспыхнула настоящая гражданская война. Этим воспользовались международные террористы, которые совершили агрессию против России и народов Кавказа. Террор боевиков вызвал потоки беженцев и перемещенных лиц. Экономика и социальная инфраструктура деградировала, а в ряде республик она была просто уничтожена».
Райхлин Э.И. - Украинский «маятник»

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.10563

Аннотация: Цель настоящей статьи – дать оценку событиям, происходившим в ноябре-декабре 2013 года в столице Украины – Киеве – и получивших название «евромайдана». Многие ученые не без оснований указывают на сходство декабрьских волнений на главном майдане Украины с аналогичными событиями, которые имели место на этой же площади в период оранжевой революции – государственного переворота, приведшего к власти Виктора Ющенко, прозападного лидера, выступавшего за скорейшее вступление Украины в НАТО и в ЕС. Тем не менее, помимо явного сходства, есть и различия, своя специфика, которую необходимо учитывать, анализируя «евромайдан» как социально-политическое явление. Методология исследования основывается на системном, сравнительно-экономическом и сравнительно-историческом подходах, методах анализа, синтеза и обобщения. Основной вывод исследования состоит в том, что сколько бы новые оппозиционеры ни стояли на «евромайдане», судьба Украины, обеспеченной и нет, западной и восточной, будет напрямую зависеть от положения дел в России. Пока Россия остается олигархической, а потому коррупционной и чрезвычайно социально разделенной страной, социально и географически разделенная Украина, ищущая, к кому приткнуть, будет плыть по волнам неопределенности.
Райхлин Э.И. - Украинский «маятник» c. 209-212

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64943

Аннотация: Цель настоящей статьи – дать оценку событиям, происходившим в ноябре-декабре 2013 года в столице Украины – Киеве – и получивших название «евромайдана». Многие ученые не без оснований указывают на сходство декабрьских волнений на главном майдане Украины с аналогичными событиями, которые имели место на этой же площади в период оранжевой революции – государственного переворота, приведшего к власти Виктора Ющенко, прозападного лидера, выступавшего за скорейшее вступление Украины в НАТО и в ЕС. Тем не менее, помимо явного сходства, есть и различия, своя специфика, которую необходимо учитывать, анализируя «евромайдан» как социально-политическое явление. Методология исследования основывается на системном, сравнительно-экономическом и сравнительно-историческом подходах, методах анализа, синтеза и обобщения. Основной вывод исследования состоит в том, что сколько бы новые оппозиционеры ни стояли на «евромайдане», судьба Украины, обеспеченной и нет, западной и восточной, будет напрямую зависеть от положения дел в России. Пока Россия остается олигархической, а потому коррупционной и чрезвычайно социально разделенной страной, социально и географически разделенная Украина, ищущая, к кому приткнуть, будет плыть по волнам неопределенности.
Карякин В.В. - Социально-политические и этно-конфессиональные угрозы общественной безопасности современной России

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.11519

Аннотация: Этно-конфессиональные угрозы национальной безопасности России могут быть классифицированы по их степени опасности, исходя из политической и террористической активности носителей этнических и религиозных радикальных идеологий. При этом большинство террористических атак в России совершаются исламскими радикалами-ваххабитами, лидирующими по числу преступлений экстремистского характера. Перед Россией, как и перед всем мировым сообществом в целом , сегодня наиболее остро стоит задача выработки новой технологии предупреждения и урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, по своему внутреннему содержанию и характеру протекания существенно отличающихся от политических конфликтов совсем еще недавнего прошлого. Эта технология должна вобрать в себя наиболее эффективные политико-правовые и силовые методы, апробированные предшествующим опытом, в сочетании с инструментарием, отвечающим реалиям глобализированного мира. В регионах России, традиционно населённых мусульманскими этносами, исламский радикализм тесно взаимодействует с этно-национальным сепаратизмом, о котором речь пойдет в настоящей статье.
Карякин В.В. - Социально-политические и этно-конфессиональные угрозы общественной безопасности современной России c. 213-221

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64944

Аннотация: Этно-конфессиональные угрозы национальной безопасности России могут быть классифицированы по их степени опасности, исходя из политической и террористической активности носителей этнических и религиозных радикальных идеологий. При этом большинство террористических атак в России совершаются исламскими радикалами-ваххабитами, лидирующими по числу преступлений экстремистского характера. Перед Россией, как и перед всем мировым сообществом в целом , сегодня наиболее остро стоит задача выработки новой технологии предупреждения и урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, по своему внутреннему содержанию и характеру протекания существенно отличающихся от политических конфликтов совсем еще недавнего прошлого. Эта технология должна вобрать в себя наиболее эффективные политико-правовые и силовые методы, апробированные предшествующим опытом, в сочетании с инструментарием, отвечающим реалиям глобализированного мира. В регионах России, традиционно населённых мусульманскими этносами, исламский радикализм тесно взаимодействует с этно-национальным сепаратизмом, о котором речь пойдет в настоящей статье.
Семченков А.С. - Современные сценарии политической дестабилизации России c. 345-352

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.62919

Аннотация: В статье рассматриваются основные варианты политической дестабилизации России на современном этапе — это «цветной», «ливийский» и «сирийский» сценарии. На основе анализа сценариев выделяются вероятные ключевые действия объединений несистемной оппозиции и экстремистских сил, также иностранных государств по политической дестабилизации РФ: от создания сети-субъекта угроз политической стабильности до вооруженного вторжения на территорию нестабильной страны. Автор подробно останавливается на проблемах в сфере обеспечения национальной безопасности РФ, связанных с отставанием политического руководства, системы государственного управления в реализации мер и действий по предупреждению и нейтрализации угроз политической стабильности России в духовной, информационной, экономической, миграционной, военной и других сферах от своих оппонентов и противников. С учетом современных тенденций в сфере международных отношений и внутри нашей страны предложен комплекс взаимосвязанных мер и действий по предупреждению и нейтрализации угроз политической стабильности России.
Иванов С.М. - Судьба советских курдов

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.3.12169

Аннотация: Как известно, курды – народ с тысячелетней историей, который в силу различных исторических причин не смог создать своего государства, и к началу 19-го века проживал на территориях Османской и Персидской империй. Большая часть курдских племен вела кочевой и полукочевой образ жизни. После заключения в 1828 г. между Россией и Персией Туркманчайского, а в 1829 г. между Россией и Османской империей Адрианопольского договоров – к России отошли часть иранских и турецких территорий, населенных армянами, азербайджанцами и курдами. Районы Ирана (Салмас, Хой, Урмия и др.), а также Турции (Ван, Эрзурум, Карс и др.) вместе со всем населением вошли в состав российского Закавказья. Таким образом, проживавшие там курды стали полноправными поданными Российской империи. Однако следует заметить, что отдельные курдские племена обосновались в Грузии (Месхетии) еще в XVI в., а в начале XIX в. – еще и в окрестностях грузинской крепости Квели. Вошедшие в состав России турецкие и иранские курды оказались лояльны к российским властям, поскольку видели в русских своих освободителей от турецкого и персидского гнета. Не случайно, вскоре многие курды поступили на российскую военную службу и отличились отвагой и храбростью в многочисленных сражениях в ходе русско-турецких войн.
Иванов С.М. - Судьба советских курдов c. 384-391

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.3.64965

Аннотация: Как известно, курды – народ с тысячелетней историей, который в силу различных исторических причин не смог создать своего государства, и к началу 19-го века проживал на территориях Османской и Персидской империй. Большая часть курдских племен вела кочевой и полукочевой образ жизни. После заключения в 1828 г. между Россией и Персией Туркманчайского, а в 1829 г. между Россией и Османской империей Адрианопольского договоров – к России отошли часть иранских и турецких территорий, населенных армянами, азербайджанцами и курдами. Районы Ирана (Салмас, Хой, Урмия и др.), а также Турции (Ван, Эрзурум, Карс и др.) вместе со всем населением вошли в состав российского Закавказья. Таким образом, проживавшие там курды стали полноправными поданными Российской империи. Однако следует заметить, что отдельные курдские племена обосновались в Грузии (Месхетии) еще в XVI в., а в начале XIX в. – еще и в окрестностях грузинской крепости Квели. Вошедшие в состав России турецкие и иранские курды оказались лояльны к российским властям, поскольку видели в русских своих освободителей от турецкого и персидского гнета. Не случайно, вскоре многие курды поступили на российскую военную службу и отличились отвагой и храбростью в многочисленных сражениях в ходе русско-турецких войн.
Фельдман П.Я. - Лоббизм в системе социальных и политических институтов современной России

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.3.10562

Аннотация: В статье ставится следующая цель – установить, насколько прочно лоббизм укоренился в системе социальных и политических институтов современной России. На основе комплексного и деидеологизированного подхода к трактовке феномена лоббизма автор определяет основные сферы его институциализации, в рамках которых данная форма представительства интересов частично или полностью обрела упорядоченных характер. Традиционно под лоббизмом понимается воздействие негосударственных структур на органы государственной власти, осуществляемое при помощи специфического набора коммуникативных инструментов и тактик. Эмпирической базой для научного анализа служат нормативно-правовые акты, стенограммы выступлений Президента РФ, материалы сайтов органов власти, а также сообщения средств массовой информации. Автор исследует российское законодательство на предмет содержания норм, косвенно регулирующих лоббистскую деятельность, а также выделяет основные околовластные институты, которые служат своеобразными «порталами» для воздействия лоббистов на органы власти. Ключевой вывод статьи заключается в том, что, несмотря на отсутствие в России специализированного закона, сфера лоббизма уже в достаточной степени развита, и ее основные акторы действуют в рамках определенных правил, применяя устоявшийся набор технологий и стратагем.
Фельдман П.Я. - Лоббизм в системе социальных и политических институтов современной России c. 392-397

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.3.64964

Аннотация: В статье ставится следующая цель – установить, насколько прочно лоббизм укоренился в системе социальных и политических институтов современной России. На основе комплексного и деидеологизированного подхода к трактовке феномена лоббизма автор определяет основные сферы его институциализации, в рамках которых данная форма представительства интересов частично или полностью обрела упорядоченных характер. Традиционно под лоббизмом понимается воздействие негосударственных структур на органы государственной власти, осуществляемое при помощи специфического набора коммуникативных инструментов и тактик. Эмпирической базой для научного анализа служат нормативно-правовые акты, стенограммы выступлений Президента РФ, материалы сайтов органов власти, а также сообщения средств массовой информации. Автор исследует российское законодательство на предмет содержания норм, косвенно регулирующих лоббистскую деятельность, а также выделяет основные околовластные институты, которые служат своеобразными «порталами» для воздействия лоббистов на органы власти. Ключевой вывод статьи заключается в том, что, несмотря на отсутствие в России специализированного закона, сфера лоббизма уже в достаточной степени развита, и ее основные акторы действуют в рамках определенных правил, применяя устоявшийся набор технологий и стратагем.
Спиридонов В.В. - Финансово-экономические причины политического кризиса на Украине. Взгляд через призму анализа банковской системы страны

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.3.11740

Аннотация: На рубеже 2013–2014 г. на Украине началась волна протестов, вызванная желанием социально-экономических перемен внутри страны, направленная, главным образом, против правящей элиты. Общество оказалось расколотым на два лагеря: один из них придерживался направления интеграции с Евросоюзом, другой – выступал за более тесное сотрудничество с Россией. Результатом противостояния на Украине стало свержение действующей власти во главе с президентом и Правительством. Финансовое положение Украины в этой связи резко ухудшилось, усилились инфляционные ожидания. Обострившийся внутриполитический кризис перерос в серьёзное внешнеполитическое противостояние, в которое была вовлечена Россия как важнейший геополитический партнёр Украины. В настоящей статье проведён обзор и анализ некоторых факторов развития финансовой сферы и банковской системы Украины. Проведён обзор и анализ деятельности Национального Банка Украины, а также банков второго уровня. Определены направления деятельности банков, их территориальная принадлежность. Автором была предпринята попытка связать динамику изучаемых факторов, в частности, объёмов и динамики кредитных операций и операций с ценными бумагами, с происходящими негативными политическими событиями.
Спиридонов В.В. - Финансово-экономические причины политического кризиса на Украине. Взгляд через призму анализа банковской системы страны c. 398-405

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.3.64963

Аннотация: На рубеже 2013–2014 г. на Украине началась волна протестов, вызванная желанием социально-экономических перемен внутри страны, направленная, главным образом, против правящей элиты. Общество оказалось расколотым на два лагеря: один из них придерживался направления интеграции с Евросоюзом, другой – выступал за более тесное сотрудничество с Россией. Результатом противостояния на Украине стало свержение действующей власти во главе с президентом и Правительством. Финансовое положение Украины в этой связи резко ухудшилось, усилились инфляционные ожидания. Обострившийся внутриполитический кризис перерос в серьёзное внешнеполитическое противостояние, в которое была вовлечена Россия как важнейший геополитический партнёр Украины. В настоящей статье проведён обзор и анализ некоторых факторов развития финансовой сферы и банковской системы Украины. Проведён обзор и анализ деятельности Национального Банка Украины, а также банков второго уровня. Определены направления деятельности банков, их территориальная принадлежность. Автором была предпринята попытка связать динамику изучаемых факторов, в частности, объёмов и динамики кредитных операций и операций с ценными бумагами, с происходящими негативными политическими событиями.
Райхлин Э.И. - Было ли неизбежным крушение «социализма» в СССР? Причины эволюции «реального социализма»

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.4.9750

Аннотация: Аннотация Для того чтобы понять, что стало причиной разрушения советского «реального социализма», надо проанализировать, каковы были те «обручи», которые скрепляли эту систему, и что привело к их эрозии. Следующие четыре социально-психологических фактора скрепляли в течение определенного времени советский «реальный социализм», или тоталитарный государственный капитализм. Первый – это прагматическая заинтересованность в сохранении режима. Бюрократия как класс была заинтересована в поддержании системы бюрократических привилегий, позволявшей ей контролировать и управлять формально общественной собственностью. Небюрократическая часть населения также была заинтересована в поддержании статус-кво социально-экономической системы. Она (небюрократическая часть населения) высоко ценила такие важные преимущества «социализма», как стабильность и предсказуемость жизни в стране. Это последнее замечание относится прежде всего к послесталинскому времени (после 1953 г.). Второй – это неведение значительной части населения, включая и высшие слои бюрократии, о том, что происходило в стране и в окружающем мире. Это неведение поддерживалось самими запутавшимися властями, которые говорили одно, думали другое и делали третье в тех случаях, когда этого требовали их интересы. Третий – это фанатическая вера в приход «коммунизма», или царства божия на земле. Взращенная неведением и подогреваемая партийной бюрократией, эта новая религия распространяла оптимистический взгляд на будущее, а потому обеспечивала приемлемость настоящего среди значительной части советского населения. Наконец, четвертый – это боязнь сделать что-либо против «социалистической» системы, причем страх носил неоднородный характер. Это и боязнь тех, кто не был уверен в «социалистической» природе системы, но кто был не в силах противостоять давлению фанатически верующих; это и нервозность со стороны тех, кто вообще не воспринимал идею царства божия на земле, но кто был парализован страхом перед всемогущим КГБ.
Райхлин Э.И. - Было ли неизбежным крушение «социализма» в СССР? Причины эволюции «реального социализма» c. 471-480

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.4.63337

Аннотация: Для того чтобы понять, что стало причиной разрушения советского «реального социализма», надо проанализировать, каковы были те «обручи», которые скрепляли эту систему, и что привело к их эрозии. Следующие четыре социально-психологических фактора скрепляли в течение определенного времени советский «реальный социализм», или тоталитарный государственный капитализм. Первый — это прагматическая заинтересованность в сохранении режима. Бюрократия как класс была заинтересована в поддержании системы бюрократических привилегий, позволявшей ей контролировать и управлять формально общественной собственностью. Небюрократическая часть населения также была заинтересована в поддержании статус-кво социально-экономической системы. Она (небюрократическая часть населения) высоко ценила такие важные преимущества «социализма», как стабильность и предсказуемость жизни в стране. Это последнее замечание относится прежде всего к послесталинскому времени (после 1953 г.). Второй — это неведение значительной части населения, включая и высшие слои бюрократии, о том, что происходило в стране и в окружающем мире. Это неведение поддерживалось самими запутавшимися властями, которые говорили одно, думали другое и делали третье в тех случаях, когда этого требовали их интересы. Третий — это фанатическая вера в приход «коммунизма», или царства божия на земле. Взращенная неведением и подогреваемая партийной бюрократией, эта новая религия распространяла оптимистический взгляд на будущее, а потому обеспечивала приемлемость настоящего среди значительной части советского населения. Наконец, четвертый — это боязнь сделать что-либо против «социалистической» системы, причем страх носил неоднородный характер. Это и боязнь тех, кто не был уверен в «социалистической» природе системы, но кто был не в силах противостоять давлению фанатически верующих; это и нервозность со стороны тех, кто вообще не воспринимал идею царства божия на земле, но кто был парализован страхом перед всемогущим КГБ.
Мовсесян М. - Выборы в Государственную Думу РФ как фактор становления и развития политической системы в современной России

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.13179

Аннотация: Как основной фактор становления и развития традиции демократического выбора в современной России, в хронологической последовательности рассматриваются избирательные кампании в нижнюю палату парламента в период с 1993 года по 2011 годы, а также выражается мнение о возможных тенденциях предстоящего избирательного цикла в Российской Федерации 2016-2018 гг. Отмечается, что на данном историческом этапе российская политическая система по-прежнему подвержена конъюнктуре, как внутриполитических факторов, так и внешних геополитических процессов. Вместе с тем, активно зарождаются и новые, объективно обусловленные тенденции, не подверженные конъюнктуре. Методологической базой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения, моделирования. С 1993 года в истории страны возрождаются выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Наряду с институтом избрания Президента страны они определяют этапы формирования, становления и развития политической системы в современной России. Законотворческая деятельность в нашей стране находится в прямой взаимосвязи с качественным составом парламента и его взаимоотношениями с исполнительной федеральной властью. Именно история выборов в Государственную Думы ФС РФ позволяет нам проследить основные этапы становления России как демократического государства на современной геополитической карте мира.
Мовсесян М. - Выборы в Государственную Думу РФ как фактор становления и развития политической системы в современной России c. 530-539

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.65633

Аннотация: Как основной фактор становления и развития традиции демократического выбора в современной России, в хронологической последовательности рассматриваются избирательные кампании в нижнюю палату парламента в период с 1993 года по 2011 годы, а также выражается мнение о возможных тенденциях предстоящего избирательного цикла в Российской Федерации 2016-2018 гг. Отмечается, что на данном историческом этапе российская политическая система по-прежнему подвержена конъюнктуре, как внутриполитических факторов, так и внешних геополитических процессов. Вместе с тем, активно зарождаются и новые, объективно обусловленные тенденции, не подверженные конъюнктуре. Методологической базой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения, моделирования. С 1993 года в истории страны возрождаются выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Наряду с институтом избрания Президента страны они определяют этапы формирования, становления и развития политической системы в современной России. Законотворческая деятельность в нашей стране находится в прямой взаимосвязи с качественным составом парламента и его взаимоотношениями с исполнительной федеральной властью. Именно история выборов в Государственную Думы ФС РФ позволяет нам проследить основные этапы становления России как демократического государства на современной геополитической карте мира.
Скрипниченко Д.В. - Политическая модернизация республик Северного Кавказа на примере губернаторских выборов

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.1.10065

Аннотация: Аннотация Ассиметричность российского федерализма накладывает определенные отпечатки на управление региональными политическими процессами, в том числе в вопросе введения института прямых губернаторских выборов. В частности, на Северном Кавказе существует ряд республик, где еще нет опыта проведения губернаторских выборов (Республика Дагестан), или выборы проводились, но результаты дестабилизировали обстановку в регионе (Карачаево-Черкесская Республика). Поэтому введение характерной для всех остальных субъектов федерации модели прямых губернаторских выборов теоретически могло подорвать стабильность в регионе. Введение прямых губернаторских выборов также необходимо проводить с учетом имеющих национальных и культурных особенностей республик. В качестве одного из инструментов совершенствования процедуры прямых губернаторских выборов предлагалось ввести квоты для малочисленных этносов. Национальное квотирование ранее уже использовалось, например, в Дагестане. Но и эта мера не гарантирует избрание кандидата от малочисленных народов на пост главы республики.
Герасимеца Б. - Взаимодействие гражданского общества и органов власти в Чеченской республике

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.1.10354

Аннотация: История России имеет разнообразный опыт общественных отношений, которые в некоторые периоды приобретали черты институтов гражданского общества. Сегодня формирование гражданского общества является актуальным вопросом, так как все, что образует государство в 21 веке, склоняется к демократическим принципам решения любых споров и проблем. Для того, чтобы осветить взаимодействие гражданского общества и органов власти, необходимо определить его природу, понять, при каких условиях гражданское общество возможно в Российской Федерации и, конкретно, в Чеченской республике. Систематизировав и обобщив возможные определения гражданского общества, можно охарактеризовать его следующим образом: это общество, в котором развиты культурные, правовые, политические и экономические отношения; акторы и институты гражданского общества взаимодействуют с государством, но не зависят от него. Гражданское общество формируют развитые правовые отношения, опирающиеся на власть. Этот процесс не имеет конечной точки завершения, он постоянно совершенствуется, достигая новых результатов и высот в построении гражданского общества. Гражданское общество может существовать только в правовом государстве. Здесь Россия сталкивается с определенными трудностями, поскольку правовое государство трудно реализовать в условиях безработицы, коррупции, поляризации общества, эгоизма в различных сферах и недостаточно развитой политической культуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.