по
Genesis: Historical research
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Contents of Issue № 04/2014
Contents of Issue № 04/2014
Archeology
Stavitsky V.V. - At the Sources of Ethnogenesis of Ancient Mordovians pp. 1-13

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.4.13161

Abstract: Article is devoted to studying of background and early stages of ethnogenesis of an ancient mordva. The author analyzes the traditional points of view on process of formation of the Mordovian ethnos. Verification of the autochthonic concept of an origin of a mordva is carried out. Possible specific weight of various groups of the ancient population which took part in its ethnogenesis becomes clear: carriers of gorodetsky, penalty-abyzsky and pyanoborsky cultures, vostochnobaltskikh of tribes and Sarmatians. The question of the possible reason of their migrations on the territory of Sursko-Oksky Entre Rios is brought up. The main stages and chronology of ethnogenesis of a mordva are considered. The methodology of research is based on the analysis of archaeological sources: burial grounds, settlements and ancient settlements. At interpretation of data of archeology data on linguistics and written sources are used. In article the conclusion that the population of gorodetsky culture, contrary to the traditional point of view didn't play a noticeable role formation of the Mordovian ethnos is drawn. Addition of an ancient mordva results from population shift of pyanoborsky and penalty-abyzsky cultures from the territory of the left-bank basin of the river. Béla. It is possible that vostochnobaltsky tribes also took part in ethnogenesis of Mordivians.
Social history
Boltaevskii A.A. - “They Work Like a Good Warsaw Elevator: From Morning till Deep Night”: Child and Teenager Prostitution in the Russian Empire and the USSR in the Late XIX – Early XX centuries. pp. 14-21

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.4.13050

Abstract: For the last quarter of century the average of prostitutes lowered to 14-15 years old. But serious talks about child and teenager prostitutions began in the end of XIX century. The article reviews historical experience of fighting this phenomenon, which is also important for a present-day situation. The author compares the expansion and fight against child prostitution in the Russian Empire and the USSR, showing drawbacks and mistakes of the State power bodies and public organizations.  The researcher reviews this difficult and long time concealed topic in the basis of statistical data, publications and contemporary researches. Child prostitution spreads in the conditions of family values crisis, the absence of a working lawful basis of punishments of pimps and the consumers of such services. A big increase of this social deviation appeared during the First World War because of bad economic conditions and an increasing number of refugees from Western regions.  During the period of NEP many street children were involved in prostitution. The Soviet state changed the situation not only with the help of repressive measures, but also with strong attention to motherhood and childhood.
History of law and state
Bogdan V.V. - Development of the Pre-Revolutionary Russian Legislation on the Protection of the Consumer Rights pp. 22-31

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.4.13355

Abstract: Regulation of the relations with participation of consumers is of great importance for any democratic state as this sphere carries not only economic, but also national social character. Even in the most ancient time legislators sought to provide interests of buyers, mainly, controlling correctness of conducting trade activity. At the same time, during the pre-revolutionary period there were no the special norms providing responsibility of the seller just before the buyer. Laws of the Russian Empire didn't create consumer protection as independent institute of civil law, and only created its some elements. But these elements, mainly, formation of the right for quality, served a basis for further development of the norms protecting the rights of buyers. In the course of research by the author analytical, problem and chronological, comparative-historical methods which application to studying of the historical past provides the analysis of the occurring events in their interrelation and the corresponding concrete historical context were used. Scientific novelty of research is shown that the author shows influence of the theory and practice of pre-revolutionary protection of the rights of buyers for need of understanding of a harmonious combination (ratio) of public and private-law means, ways and forms of impact on the violator of the legislation on consumer protection in their modern value. The author comes to conclusions that the domestic pre-revolutionary legislation and the scientific doctrine didn't provide special norms on protection of the rights of the consumer; for the pre-revolutionary legislation governing the relations with participation of consumers the public nature is characteristic; prerequisites of understanding of consumer protection as the complex legal phenomenon connected with active state and legal regulation were created.
Abdulin R.S. - Theory of Judicial Management in Soviet Russia pp. 32-55

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.4.13359

Abstract: In article the theory of judicial management in the Soviet Russia is investigated. It is shown various directions of the Soviet school of sciences by definition of the most effective receptions and methods of management of judicial system. The author analyzes numerous publications and scientific works of the Soviet period, and own views about development of this branch of public administration are given in the Soviet Russia. according to the author of article, in practice the Soviet judicial management turns into strictly structured hierarchical system in which under the direction of RCP(b), CPSU the highest and local public authorities, and specialized state bodies (judicial authorities and superior courts) which main objective is creation of appropriate conditions for administration of justice, but in the conditions of total control and supervision of representatives of judicial authority participate. Such approach to understanding of essence of the Soviet judicial management made serious impact on theoretical judgment by the Soviet scientists of all process of implementation of public administration in the Soviet Russia. The problem of formation and development of judicial management in the Soviet Russia is considered as the difficult many-sided process which was taking place under the influence of social and economic features and a concrete political situation. For this purpose the author used set of such methodological approaches which allow, by his assessment, most fully to open the considered subject. Among nikh:dialektichesky and dialectic and materialistic, the historian - situational, komparativistsky (comparative), historical and retrospective and other methodological approaches. Along with research of the historical and legal aspects of a problem connected with functioning of system of bodies of judicial management by the author the important place is given to theoretical provisions of specification of the conceptual framework relating to the sphere of judicial management. An attempt on the basis of an integrated approach to comprehend process of formation of system of bodies and establishments of judicial management with allocation in it and a specification of a place and a role of judicial authorities, superior courts and their collegial bodies, and also forms and methods of the party management of bodies of judicial management and courts is made.
Discussion and debate
Litvintseva G. - Russian State Educative Ideology at the Age of Post Modernism: Overcoming or Reinforcement? pp. 56-77

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.4.13478

Abstract: In article the problem connected with prospects of development of the Russian culture rises. The emphasis is placed on the importance of a postmodernism which in the categories tries to comprehend the process of transformation of state and educational ideology of an era of a modernist style which began at the end the XX beginning of the XXI centuries. Events of the last years in Russia show that the begun process of reconsideration of cultural policy of an era of a modernist style which was based on the totalitarian principles of the management of culture, can be suspended. The author raises a question of possibility of further continuation of this process. The analysis of development of the Russian culture, starting with Petrovsky is carried out and, finishing with the Soviet era which allows to reveal its educational orientation which is closely connected with the state ideology directed on introduction in mass consciousness of a cult of the strong personality, creation of bureaucratic machinery, the monitoring system and a regulation of all spheres of activity. In the conditions of transformation of educational values of an era of a modernist style, the postmodernism becomes one of the most adequate directions reflecting a condition of modern culture. The author focuses attention that for modern Russia manifestation in cultural policy of lines of state and educational ideology of an era of a modernist style, establishment of rigid control of creative activity, becomes rather actual problem.
History of ethnicities, peoples, nations
Zurnachyan A.S. - Legal Position of Peasants in East Armenia in the XIXth Century pp. 78-95

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.4.12056

Abstract: In article features of legal status of peasants in East Armenia, the characteristic of their property and non-property rights, as during the period before accession of East Armenia to the Russian Empire (the first quarter of the XIX century), and after entry of the Armenian lands into structure of the Russian Empire are considered. Foundations of division of peasants on various groups on which depended not only a set of the rights and duties, but also a procedure for payment of taxes and other obligatory payments are analyzed.Change of the state accessory of the Armenian lands entailed serious changes in its social, economic, politichny order and legal system. The indicator of these changes, undoubtedly, position of the population and, first of all, the most numerous estate – the peasantry which left about 90 percent of the Armenian population is. The state (state) peasants made the vast majority of them about 80 percent. The others lived on landowners' estates and were called as landowner peasants. In article the adopted acts directed on definition of the rights and duties of peasants in system of the new power are analyzed. In work the following general methods of research - the description, analogy, the analysis and synthesis, logical and historical modeling are used. For the analysis of various points of view on development of legal status of peasants and its separate elements the dialectic method of knowledge was used. When writing article such special methods, as historical and legal, comparative-historical, comparative and legal, formal and logical, system were used. Application in total of the specified methods allowed to solve in a complex set the purpose and the tasks. The author of article for the first time systematized all acts, archival data, and also the main researches of the pre-revolutionary, Soviet and modern periods concerning legal status of peasants in East Armenia in the XIX century. Entry of East Armenia into structure of the Russian Empire and acceptance of a number of legal acts led to a certain systematization of legal status of the peasantry. Though, it should be noted that the adopted acts often contained the measures which had "vague" character in this sphere. It is connected with that the state policy of the considered period, in the most part, was directed on support of estate of land owners as they were a support of the government on places. Some attempts to carry out a full-fledged peasant reform weren't finished. However, despite all shortcomings, the carried-out transformations allowed to include Armenia and to its population in the process of creation of the capitalist, commodity-money relations which captured almost all empire.
Beliefs, religions, churches
Koroleva L., ., . - Islamic Religious Workers in the USSR in 1940s (on the Materials of Tatar ASSR, Penzenskaya, Ulyanovskaya and Kujbyshevskaya Regions) pp. 95-119

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.4.11951

Abstract: The article researches the Islamic clergy of the Middle Volga Region (Tatar ASSR, Penzenskaya, Ulyanovskaya and Kujbyshevskaya Regions) in the 1940s: the age, level of education, nationality, social position of the Islamic religious workers, forms and methods of their confessional practice (organization, religious practice, elements of the religious modernization), relations with the Soviet power representatives (with the representatives of the Religion Affairs Council). The mosques of the Middle Volga region are reviewed as a material basis of the social consolidations of the Muslims, spiritual centers for the Muslim population. The following principles were takes as a theoretic and methodological basis: a) objectiveness; b)historism; c) systematicity; d) objective measurement of the social and personal in the subject of the research and the most possible counteraction of the subjective attitude of a researcher when estimating and interpreting the facts.    The following special historical principles have been used in the research together with the methodological ones: historical comparative, actualization, problematic chronological, diachronic. Also, general scientific principles have been used: structural systematic, statistical, classification. All of the principles let analyze the evolution of the relation between the State and the Islam, view the Soviet/Russian Muslims in the set of their constituents, analyze and compare different data to find out the main peculiarities and existential characteristics.  During 1940s the number of mosques in the Middle Volga region remained more or less constant. Most mosques were situated in the countryside, in Penzenskaya and Kujbyshevskaya Regions in the regional capitals mosques did not function. The number of the Muslim religious workers remained on the same level (corresponding to the number of mosques) after an increase during the period after the war. The Islamic religious workers in the Middle Volga region were mullahs and muezzins. In some villages there were no imams and muezzins because of a very small number of Islamic religious workers. Sometimes there duties were performed by other people or old men – babajs.   The Muslim religious workers were quite active in working with the local people. The most important element of Islamic religious practice was a preach.  The Muslim religious workers of the Middle Volga region were characterized by high age limit and low level of education, both general and religious. The imams were rather old and some of them did not often preached, especially in Penzenskaya region. In the middle of 1940s the Soviet government allowed the Soviet Muslims to go on journeys to Mecca. A mullah, especially in the countryside had great authority. The main Muslim ceremonies in the Middle Volga region were janazah, nikah, isim, sunnet.
History of law and state
Kodan S.V. - “Notes from a Dead House” by F.M. Dostoyevskij as a Documentary-Artistic Source of Learning the History of State and Law pp. 120-140

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.4.11968

Abstract: The subject of the research is a source study of history of the Russian state and law. The study of history is based on positive and legal sources: legislation, law enforcement practice, documentary materials.  Law historians underestimate the role of sources of personal nature, such as memoirs, diaries, epistolary heritage. Among these sources of historic and juridical information a special place is take by documentary-artistic works that reflect personal impressions of a writer who is a direct participant or an observer of the events described. Regarding this, “The Notes from a Dead House” by F.M. Dostoyevskij is a unique historic evidence which can be viewed as a historical source and a medium of information about the past for a law historian. The subject of the research is to define the basic characteristics of a certain literary work under research as a historic and juridical source for finding out the qualitative characteristics and peculiarities of this information source and also to use the scheme and method of research of a certain literary work for creating a matrix of research work with such kind of sources. The methodology of the research is based on using the methods and techniques of different sciences and consists of relying on their approaches. The methodology of historical source study lets us rely on modern approaches to study the historic information sources of personal nature (within the article limits) (informative, communicative and biographical) in the context of the author’s live and peculiarities of a certain literary work. The scientific novelty of the article consists in the analysis of a certain literary work and to study it as a historic and juridical source of knowledge of the State and law in retrospective projection, attracting the law historians’ attention to the information sources that are out of normative and official documentary acts. Using documentary artistic works for studying politics and law, studying the real functioning of governmental and law institutions reflected in these works, aspiration to understand the difficulty and depth of the processes in the epoch under research and the influence they had on the writer’s personality let widen the limits of History of the State and Law, involve this juridical science in the discussion on the topic of “Literature and Law”.  Methodological approaches and methods of work with documentary artistic works as with historic information media are shown on the example of the certain work of literature. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Genesis: исторические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Содержание № 04, 2014
Выходные данные сетевого издания "Genesis: исторические исследования"
Номер подписан в печать: 01-11-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук
ISSN: 2409-868X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2014
Археология
Ставицкий В.В. - У истоков этногенеза древней мордвы c. 1-13

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.4.13161

Аннотация: Статья посвящена изучению предыстории и ранним этапам этногенеза древней мордвы. Автором анализируются традиционные точки зрения на процесс формирования мордовского этноса. Выполняется верификация автохтонной концепции происхождения мордвы. Выясняется возможный удельный вес различных групп древнего населения, которые приняли участие в её этногенезе: носителей городецкой, кара-абызской и пьяноборской культур, восточнобалтских племен и сарматов. Поднимается вопрос о возможной причине их миграций на территорию Сурско-Окского междуречья. Рассматриваются основные этапы и хронология этногенеза мордвы. Методология исследования основана на анализе археологических источников: могильников, селищ и городищ. При интерпретации данных археологии используются данные по лингвистике и письменные источники. В статье делается вывод о том, что население городецкой культуры, вопреки традиционной точке зрения не сыграло заметной роли в формирование мордовского этноса. Сложение древней мордвы происходит в результате миграции населения пьяноборской и кара-абызской культур с территории левобережного бассейна р. Белой. Возможно, что в этногенезе мордвы приняли участие и восточнобалтские племена.
Социальная история
Болтаевский А.А. - "Они работают как хороший варшавский лифт: с утра до глубокой ночи": детская и подростковая проституция в Российской империи и СССР в конце XIX - первой трети XX вв. c. 14-21

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.4.13050

Аннотация: За последние четверть века произошло снижение среднего возраста занятия проституцией до 14 – 15 лет. Однако серьезно о детской и подростковой проституции заговорили еще в конце XIX в. В статье рассматривается исторический опыт борьбы с подобным явлением, что является актуальным и в настоящее время. Автор сравнивает распространение и борьбу с проституцией малолетних в Российской империи и СССР, показывая ошибки и просчеты органов государственной власти и общественных организаций. Исследователь рассматривает сложную, долгое время замалчиваемую тему на основе статистических данных, публицистических материалов и исследований современников. Детская проституция получает распространение в условиях кризиса семейных ценностей в отсутствии действенной правовой базы наказаний, как сутенерам, так и потребителям данных услуг. Бурный рост данной социальной девиации в России произошел в период Первой мировой войны в связи с ухудшением экономического положения и волной беженцев из западных губерний. В период НЭПа в эту сферу в массовом порядке вовлекались беспризорные. Советское государство переломило сложившуюся ситуацию с помощью не только репрессивных мер, но и усиления внимания к материнству и детству.
История права и государства
Богдан В.В. - Становление дореволюционного российского законодательства о защите прав покупателей. c. 22-31

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.4.13355

Аннотация: Регулирование отношений с участием потребителей имеет большое значение для любого демократического государства, поскольку данная сфера носит не только экономический, но и общенациональный социальный характер. Даже в древнейшее время законодатели стремились обеспечить интересы покупателей, главным образом, контролируя правильность ведения торговой деятельности. Вместе с тем, в дореволюционный период не существовало специальных норм, предусматривающих ответственность продавца непосредственно перед покупателем. Законы Российской Империи не сформировали защиту прав потребителей как самостоятельный институт гражданского права, а лишь создали его некоторые элементы. Но эти элементы, главным образом, формирование права на качество, прослужили основой для дальнейшего развития норм, охраняющих права покупателей. В процессе исследования автором использовались аналитический, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический методы, применение которых к изучению исторического прошлого предусматривает анализ происходивших событий в их взаимосвязи и соответствующем конкретно-историческом контексте. Научная новизна исследования проявляется в том, что автор показывает влияние теории и практики дореволюционной защиты прав покупателей на необходимость понимания гармоничного сочетания (соотношения) публично-правовых и частноправовых средств, способов и форм воздействия на нарушителя законодательства о защите прав потребителей в их современном значении. Автор приходит к выводам, что отечественное дореволюционное законодательство и научная доктрина не предусматривали специальных норм о защите прав потребителя; для дореволюционного законодательства, регулирующего отношения с участием потребителей, характерна публично-правовая природа; были созданы предпосылки понимания защиты прав потребителей как комплексного правового явления, связанного с активным государственно-правовым регулированием.
Абдулин Р.С. - Теория судебного управления в советской России c. 32-55

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.4.13359

Аннотация: В статье исследуется теория судебного управления в советской России. Показана различные направления советской научной школы по определению наиболее эффективных приемов и методов управления судебной системой. Автором анализируются многочисленные публикации и научные труды советского периода, и приводятся собственные взгляды о развитии данной отрасли государственного управления в советской России. по мнению автора статьи, на практике советское судебное управление превращается в строго структурированную иерархическую систему, в которой под руководством РКП(б), КПСС участвуют высшие и местные органы государственной власти, и специализированные органы государственного управления (органы юстиции и вышестоящие суды), основной задачей которых является создание надлежащих условий для отправления правосудия, но в условиях тотального контроля и надзора за представителями судебной власти. Такой подход к пониманию сущности советского судебного управления оказал серьезное воздействие на теоретическое осмысление советскими учеными всего процесса осуществления государственного управления в советской России. Проблема становления и развития судебного управления в советской России рассматривается как сложный многогранный процесс, проходивший под влиянием социально-экономических особенностей и конкретной политической ситуации. Для этого автор использовал совокупность таких методологических подходов, которые позволяют, по его оценке, наиболее полно раскрыть рассматриваемую тему. Среди них:диалектический и диалектическо-материалистический, историко -ситуационный,компаративистский (сравнительный), историко-ретроспективный и другие методологические подходы. Наряду с исследованием историко-правовых аспектов проблемы, связанных с функционированием системы органов судебного управления, автором значительное место уделено теоретическим положениям уточнения понятийного аппарата, относящегося к сфере судебного управления. Предпринята попытка на основе комплексного подхода осмыслить процесс формирования системы органов и учреждений судебного управления с выделением в ней и конкретизацией места и роли органов юстиции, вышестоящих судов и их коллегиальных органов, а также форм и методов партийного руководства органами судебного управления и судами.
Дискуссии, полемика
Литвинцева Г.Ю. - Российская государственно-просветительская идеология в эпоху постмодерна: преодоление или укрепление? c. 56-77

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.4.13478

Аннотация: В статье поднимается проблема, связанная с перспективами развития российской культуры. Делается акцент на значимости постмодернизма, который в своих категориях пытается осмыслить начавшийся в конце XX-начале XXI вв. процесс трансформации государственно-просветительской идеологии эпохи модерна. События последних лет в России показывают, что начавшийся процесс переосмысления культурной политики эпохи модерна, которая основывалась на тоталитарных принципах руководства культурой, может быть приостановлен. Автор ставит вопрос о возможности дальнейшего продолжения этого процесса. Осуществляется анализ развития российской культуры, начиная с Петровской и, заканчивая советской эпохой, который позволяет выявить ее просветительскую направленность, тесно связанную с государственной идеологией, направленной на внедрение в массовое сознание культа сильной личности, создание бюрократической машины, системы контроля и регламентации всех сфер жизнедеятельности. В условиях трансформации просветительских ценностей эпохи модерна, постмодернизм становится одним из самых адекватных направлений, отражающих состояние современной культуры. Автор заостряет внимание на том, что для современной России проявление в культурной политике черт государственно-просветительской идеологии эпохи модерна, установление жесткого контроля за творческой деятельностью, становится достаточно актуальной проблемой.
История этносов, народов, наций
Зурначян А.С. - Правовое положение крестьян в Восточной Армении в XIX веке c. 78-95

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.4.12056

Аннотация: В статье рассматриваются особенности правового статуса крестьян в Восточной Армении, характеристика их имущественных и неимущественных прав, как в период до присоединения Восточной Армении к Российской империи (первая четверть XIX века), так и после вхождения армянских земель в состав Российской империи. Анализируются основания подразделения крестьян на различные группы, от которых зависел не только набор прав и обязанностей, но и порядок оплаты налогов и иных обязательных платежей. Изменение государственной принадлежности армянских земель повлекло серьезные изменения в ее общественном, экономическом, политичном строе и правовой системе. Индикатором этих изменений, несомненно, является положение населения и, прежде всего, самого многочисленного сословия – крестьянства, которое оставляло около 90 процентов армянского населения. Из них государственные (казенные) крестьяне составляли подавляющее большинство около 80 процентов. Остальные жили на помещичьих землях и назывались помещичьими крестьянами. В статье анализируются принимаемые законодательные акты, направленные на определение прав и обязанностей крестьян в системе новой власти. В работе использованы следующие общие методы исследования - описания, аналогии, анализа и синтеза, логического и исторического моделирования. Для анализа различных точек зрения на развитие правового статуса крестьян и отдельных его элементов использовался диалектический метод познания. При написании статьи использовались такие специальные методы, как историко-правовой, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, системный. Применение в совокупности указанных методов позволило комплексно решить поставленные цель и задачи. Автором статьи впервые систематизированы все законодательные акты, архивные сведения, а также основные исследования дореволюционного, советского и современного периодов по вопросу правового статуса крестьян в Восточной Армении в XIX веке. Вхождение Восточной Армении в состав Российской империи и принятие ряда правовых актов привело к определенной систематизации правового статуса крестьянства. Хотя, нельзя не отметить, что принимаемые акты в этой сфере часто содержали меры, носившие «половинчатый» характер. Это связано с тем, что государственная политика рассматриваемого периода, в большей части, была направлена на поддержку сословия землевладельцев, так как они являлись опорой правительства на местах. Несколько попыток провести полноценную крестьянскую реформу не были доведены до конца. Однако, несмотря на все недостатки, проведенные преобразования позволили включить Армению и ее населению в процесс построения капиталистических, товарно-денежных отношений, охвативший почти всю империю.
Верования, религии, Церкви
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. - Служители исламского культа в СССР в 1940-е гг. (по материалам Татарской АССР, Пензенской, Ульяновской и Куйбышевской областей) c. 95-119

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.4.11951

Аннотация: В статье исследуется исламское духовенство Среднего Поволжья (Татарской АССР, Пензенской, Ульяновской и Куйбышевской областей) в 1940-е гг. - возрастной состав, уровень образования, национальная принадлежность, социальный статус священнослужителей мусульманского культа; формы и методы их конфессиональной практики (организационное устройство, религиозная практика, элементы модернизации культа и т.д.); взаимоотношения с представителями советской власти, в первую очередь, уполномоченным Совета по делам религиозных культов; рассматриваются мечети Среднего Поволжья как материальная база социальной консолидации мусульман, духовные центры мусульманского населения. В качестве теоретико-методологической основы исследования были избраны принципы: а) объективности; б) историзма; в) системности, г) объективного учета социально-личностного в предмете исследования и наиболее возможная нейтрализация субъективного отношения исследователя при оценке и интерпретации фактов. Кроме методологических принципов в работе были использованы специально-исторические принципы: сравнительно-исторический, актуализации, проблемно-хронологический, диахронный; также общенаучные принципы: структурно-системный, статистический, классификации, позволившие проанализировать эволюцию государственно-исламских отношений, рассмотреть советско/российское мусульманство в комплексе его составляющих, анализировать и сопоставлять различные данные для определения основных особенностей и сущностных характеристик. На протяжении 1940-х гг. количество действовавших мечетей в регионах Среднего Поволжья оставалось относительно стабильным. В основном, мечети располагались в сельской местности, в Пензенской и Куйбышевской областях в региональных «столицах» мечети не функ-ционировали. Численность мусульманского духовенства после всплеска в послевоенный период зафиксировалась на одном уровне - в соответствии с количеством мечетей. Служителями исламского культа в Среднем Поволжье являлись муллы и муэдзины. В некоторых селах в связи с малочисленностью священнослужителей ислама имамы и муэдзины отсутствовали, иногда их обязанности выполняли посторонние лица или старики-бабаи.Мусульманское духовенство развивало активную деятельность, применяя самые разнообразные методы работы среди населения. Важнейшим элементом религиозной практики исламского культа являлась проповедь. Мусульманское духовенство Среднего Поволжья характеризовалось высоким возрастным цензом и низким уровнем образования, как общего, так и духовного. В связи с преклонным возрастом имамов некоторые из них крайне редко выступали с публичными проповедями, особенно в Пензенском регионе. С середины 1940-х гг. советское руководство разрешило паломничество советских мусульман в Мекку. Мулла, особенно в сельской местности, пользовался непререкаемым авторитетом. Основными мусульманскими обрядами в Среднем Поволжье были джаназа, никях, исим, суннет.
История права и государства
Кодан С.В. - «Записки из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского как документально-художественный источник изучения истории государства и права c. 120-140

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.4.11968

Аннотация: Предметом исследования является источниковедение истории государства и права России, изучение которой основывается преимущественно на позитивно-правовых источниках - законодательстве, правоприменительной практике, документальных материалах. Историками права нередко недооценивается роль источников личного происхождения - мемуаров, дневников, эпистолярного наследия. Среди этих носителей историко-юридической информации особое место занимают документально-художественные произведения, отразившие личное восприятие писателя как непосредственного участника или наблюдателя представленных в сочинении событий. В этом отношении «Записки из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского - уникальное историческое свидетельство, которое может рассматриваться как исторический источник и носитель информации о прошлом для историка права. Предметом исследования является обозначение основных характеристик конкретного исследуемого произведения как историко-юридического источника для обозначения и раскрытия качественных характеристик и особенностей данного вида носителя информации, а также использования представленной схемы и методик исследования конкретного произведения для создания матрицы исследовательской работы с данного вида источниками. Методология исследования базируется на привлечении методов и методик разных наук и состоит в опоре на разработанные в них подходы. Методология исторического источниковедения позволяет в рамках статьи опереться на современные подходы к исследованию носителей исторической информации личного происхождения - информационный, коммуникативный и биографический – в контексте судьбы автора и особенностей конкретного произведения. Научная новизна статьи состоит в анализе конкретного литературного произведения на предмет его изучения в плане историко-юридического источника познания государства и права в ретроспективной проекции, привлечения внимания историков права к носителям информации, выходящим за пределы нормативных и официальных документальных актов. Привлечение документально-художественных произведений к изучению политико-правовых явлений, изучение отражения в них реалий функционирования государственных и правовых институтов, стремление понять и осознать многогранность, сложность и глубину процессов исследуемой эпохи, прошедших через личность писателя, позволяет раздвинуть границы истории государства и права, вовлечь данную юридическую науку в дискурс по проблематике «право и литература». При этом на примере изучения конкретного произведения показываются методологические подходы и методика работы с документально-художественным произведением как носителем исторической информации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"