по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 07, 2012
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-7-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2012
Борисенков А.А. - Демократическая политическая культура и политический прогресс
Аннотация: В статье раскрываются особенности демократической политической культуры, анализируются попытки её определить. Рассматриваются положения о том, что демократическая политическая культура является фактором систематизации политической жизни и демократизации политического влияния, а в итоге фактором политического прогресса. Характеризуется роль политической культуры в социализации людей.
Колонка главного редактора
Гуревич П.С. - Футурологический бум
Аннотация: В наши дни социальная философия предлагает множество противоречащих друг другу сценариев», «моделей», «прогнозов». Нередко складывается впечатление, будто история чревата тектоническими сдвигами. Компьютер взял на себя роль оракулов. Автор отмечает ценность всех прогнозов, но при этом подчеркивает эффект Эдипа, который означает в социологии скрытое и манипулятивное исполнение проекта. Ставится вопрос о том, что сценариев должно быть много, чтобы для социальной философии всегда был выбор.
П.С. Гуревич - Футурологический бум c. 4-5
Аннотация: В наши дни социальная философия предлагает множество противоречащих друг другу сценариев», «моделей», «прогнозов». Нередко складывается впечатление, будто история чревата тектоническими сдвигами. Компьютер взял на себя роль оракулов. Автор отмечает ценность всех прогнозов, но при этом подчеркивает эффект Эдипа, который означает в социологии скрытое и манипулятивное исполнение проекта. Ставится вопрос о том, что сценариев должно быть много, чтобы для социальной философии всегда был выбор.
Онтология: бытие и небытие
Кутырев В.А. - Когнитизация реальности в её философско-историческом выражении
Аннотация: Аннотация. Рассматриваются исторические формы познавательного моделирования мира: онтология, гносеология, эпистемология, когнитология. В когнитизме смысловое познание (Logos) вытесняется формальным (Mathesis). Его философским основанием является трансцендентализм Канта и Гуссерля. Их непоследовательность преодолевается в постмодернизме (Делёз) заменой тождества и противоречия различием и повторением. Информационизмом. Это означает замену «нашего» предметного мира конструктивно-когнитивным, постчеловеческим. Ключевые слова: гносеология, эпистемология, когнитология, трансцендентализм, постмодернизм, тождество, различие, нигитология, Mathesis universalis. Cognitisation of reality in its philosophical and historical terms The article is dedicated to review of historical forms of cognitive modeling of reality: ontology, gnoseology, epistemology, cognitology. Notional kind of cognition is replaced by formal within direction of «cognitivism». «Logos» is reduced to «mathesis». Transcendental philosophical systems of Kant and Husserl can be considered as a basis of «cognitivism». Postmodernism (first of all in the person of Deleuze) overcame incoherence of these systems and replaced «identity and contradiction» by «difference and repetition» in its radical interpretation. This is informationism. It means the replacement of human objective sensual universe by constructed, cognitive post-human world. Key words: gnoseology, epistemology, cognitology, transcendentalism, postmodernism, identity,
Спектр сознания
Хомяков А.Б. - Свет в мозге
Аннотация: В статье представлено новое решение «трудной проблемы сознания», которое объясняет саму причину неудачи прежних решений проблемы «сознания-тело». В статье дается новая теория сознания, обосновывается ее структура, которая позволяет объяснить феномены сознания, а также исследовать сознание экспериментально. Решение основано на гипотезе модели среды, с позиций которой раскрывается трудная проблема и структура сознания.
А.Б. Хомяков - Свет в мозге или простое решение «трудной проблемы сознания» c. 44-53
Аннотация: В статье представлено новое решение «трудной проблемы сознания», которое объясняет саму причину неудачи прежних решений проблемы «сознания-тело». В статье дается новая теория сознания, обосновывается ее структура, которая позволяет объяснить феномены сознания, а также исследовать сознание экспериментально. Решение основано на гипотезе модели среды, с позиций которой раскрывается трудная проблема и структура сознания.
Философия познания
А.С. Осипов-Гогоненков - Французский прагматизм и его решение проблемы объективности знания c. 34-43
Аннотация: Статья рассматривает феномен французского прагматизма руб. XIX-XX вв., в центре которого стоят проблемы субъективности реальности и относительности знания. Целью автора было показать, как французские прагматисты (Э. Леруа, Г. Мило, Ж. Вильбуа) решают означенную проблематику и выходят к новому рациональному пониманию научной объективности. Статья носит одновременно историко-философский и эпистемологический характер, представляя нетривиальные перспективы философии прагматизма.
Естественно-научная картина мира
Юркевич Е.В. - Информационные особенности сочетания материального и духовного аспектов существования живых систем
Аннотация: На основании обобщения моделей управления системами, включающими живую и костную материю, дан анализ связи материального и духовного аспектов в механизмах информационной передачи между рассматриваемыми сущностями. Исходя из положения, что построение или анализ любого объекта начинается с определения цели, предложено авторское понимание системы в применении к описанию естественноприродных и техногенных объектов. В характеристике гуманитарных систем предложено использовать понятие их функциональной надежности. Под функциональной надежностью предложено понимать часть общей надежности системы, характеризующей уверенность наблюдателя в достижении цели её построения. Выдвинуто положение, что функциональная надежность системы является наиболее общим критерием её синтеза и анализа. Предложена авторская модель описания информационных взаимодействий между субъектами, состоящими из живой и костной материи. Модель включает знаковый, образный и символьный уровни воздействий. С помощью такой модели предложено рассматривать жизнь как форму информационного взаимодействия материальной и нематериальной субстанций, определяющую их системную организацию. Показано, что взаимодействие материальных элементов, характеризуется реакцией на информационные воздействия знакового уровня, живой объект обладает возможностью восприятия информационного воздействия, а также формирования и передачи информации на знаковом и образном уровне, и использования информации на символьном уровне согласно своим природным (душевным) особенностям; Человек выделяется из живой природы возможностью формирования информационных воздействий на символьном уровне согласно своим духовным особенностям, проявляющихся в его целеполагании.
Социальная философия
Лаврикова И.Н. - СМЕХ ПРАЗДНИЧНЫЙ, ИНТЕРЕС ПОЛИТИЧЕСКИЙ
Аннотация: Исследования социально-политического значения праздника невольно натолкнули на мысль: существуют ли равновеликие регулятивы обществен-ного состояния, которые формируют человека, но без техник устрашения? Под силу ли празднику с его характерными «эмо-циональными атрибутами» – весельем, смехом и радованием, в определенных жизненных ситуациях стать именно таким средством воспитания? Возможно, что когда-нибудь человечество будет выстраивать отношения преимущественно на основаниях гуманности и сбережения друг друга…
В.Ц. Худавердян - Национальные меньшинства и иммигранты в системе социальных отношений: социально-философское измерение c. 54-60
Аннотация: Рассмотрено значение национальных меньшинств и иммигрантов в системе социальных отношений в их социально-философском измерении. Доказано, что взаимодействие мировых культур в значительной степени происходит посредством этнических меньшинств и миграционных процессов. Результат проведенного исследования заключается в выявлении и осмыслении проблем интеграции национальных меньшинств и иммигрантов в систему социальных отношений.
Политическая философия
Пантин И.К. - Октябрьский перелом: пролог к Современности
Аннотация: Автор статьи порывает с устойчивой традицией, закрепившейся в левой литературе, которая рассматривала Октябрьскую революцию как начало перехода России к социализму. Проблема, на его взгляд, значительно сложнее. Разрешить вековой спор миллионов крестьян с дворянской и сросшейся с ней буржуазной Россией, создать предпосылки современной цивилизации оказалось невозможным в нашей стране, не свергнув власть буржуазии и не разрушив тот капитализм, который сформировался в стране после 1861 г. Некапиталистический путь нашей страны после гражданской войны оказался тяжелым и драматическим из-за экономической и культурной отсталости. Ленин был одним из немногих, кто понял, насколько губительным для новой России является якобински-революционная модель «перехода к социализму», отождествление «социалистического» с отрицанием всего «буржуазного» (способов хозяйствования, организации производства, буржуазной культуры и т. п), поставил вопрос о движении к социализму на почву исторического компромисса с крестьянством и культурной революции. Ленинское понимание социалистической перспективы вступило, однако, в противоречие с военно-коммунистическими убеждениями большинства членов большевистской партии, связывавших социализм с простым уничтожением буржуазных классов и диктатурой пролетариата. Выразителем этих настроений в партии после смерти Ленина становится сталинское руководство. Благодаря Сталину социалистический путь отныне связывается исключительно с форсированной индустриализацией страны. Ей в жертву было принесено самостоятельное крестьянское хозяйство («коллективизация деревни»), развязан террор против недовольных (борьба с «врагами народа»), установлена тоталитарная власть вождей партии («диктатура пролетариата»). В результате наша страна, как когда-то Франция, расплатилась за прорыв отставанием от других государств – шире – от современной цивилизации. Но решающий шаг к Современности был все-таки сделан. Сегодня вопрос стоит об ускорении и расширении этого исторического движения.
И.К. Пантин - Октябрьский перелом: пролог к современности c. 61-74
Аннотация: Автор статьи порывает с устойчивой традицией, закрепившейся в левой литературе, которая рассматривала Октябрьскую революцию как начало перехода России к социализму. Проблема, на его взгляд, значительно сложнее. Разрешить вековой спор миллионов крестьян с дворянской и сросшейся с ней буржуазной Россией, создать предпосылки современной цивилизации оказалось невозможным в нашей стране, не свергнув власть буржуазии и не разрушив тот капитализм, который сформировался в стране после 1861 г. Некапиталистический путь нашей страны после гражданской войны оказался тяжелым и драматическим из-за экономической и культурной отсталости. Ленин был одним из немногих, кто понял, насколько губительным для новой России является якобински-революционная модель «перехода к социализму», отождествление «социалисти- ческого» с отрицанием всего «буржуазного» (способов хозяйствования, организации производства, буржуазной культуры и т.п), поставил вопрос о движении к социализму на почву исторического компромисса с крестьянством и культурной революции. Ленинское понимание социалистической перспективы вступило, однако, в противоречие с военно-коммунистическими убеждениями большинства членов большевистской партии, связывавших социализм с простым уничтожением буржуазных классов и диктатурой пролетариата. Выразителем этих настроений в партии после смерти Ленина становится сталинское руководство. Благодаря Сталину социалистический путь отныне связывается исключительно с форсированной индустриализацией страны. Ей в жертву было принесено самостоятельное крестьянское хозяйство («коллективизация деревни»), развязан террор против недовольных (борьба с «врагами народа»), установлена тоталитарная власть вождей партии («диктатура пролетариата»). В результате наша страна, как когда-то Франция, расплатилась за прорыв отставанием от других государств — шире — от современной цивилизации. Но решающий шаг к Современности был все-таки сделан. Сегодня вопрос стоит об ускорении и расширении этого исторического движения.
Самосознание и идентификация
Н.К. Печенин - Несистемная ментальность c. 99-107
Аннотация: В статье критикуется универсальность системного анализа. У системного анализа есть границы применимости. Система обязательно должна включать в себя причину своего существования. Невозможно рассмотреть организм как систему. Причины существования организма сконцентрированы в прошлом. Ментальные формы также не могут быть системами: причины их существования сконцентрированы в будущем. В статье сделан анализ ментальности города.
Национальный характер и менталитет
А.А. Слезин, О.В. Щупленков - Российская молодежь эмиграции первой волны как историческое национально-культурное явление c. 75-84
Аннотация: В статье рассматриваются социально-культурные основы создания феномена российского молодежного движения в условиях оторванности от родины. Определены средства, при помощи которых удалось, пускай и на короткий исторический срок, успешно противостоять денационализации подрастающего поколения.
Философия религии
Карпов К.В. - «Среднее знание» и проблема предвидения
Аннотация: Учение о «среднем знании» приписывает Богу особый вид знания, согласно которому Бог знает не только то, что человек мог бы сделать при определенных обстоятельствах, но и то, что человек в действительности сделал бы. Впервые это учение было предложено Луисом де Молиной в XVI в. Наиболее полно и последовательно эта теория была представлена и отстаивалась перед лицом многочисленных возражений современным исследователем и мыслителем Ээфом Дэккером. Автором предлагаются контраргументы на некоторый аспекты защиты Дэккера теории «среднего знания», которые в целом можно свести к следующим пунктам: (1) учение о среднем знании не является адекватным решением проблемы всеведения, поскольку в ней используется проблематичная либертарианская трактовка свободы воли, основанная на принципе альтернативных возможностей; (2) молинизм предполагает, что Бог существует вне времени, но тогда пропадает необходимость постулирования самого «среднего знания»; (3) учение о среднем знании является избыточным, поскольку имеется другая, более экономная теория, претендующая на решение проблемы (учение о предвидении, провидении и свободе воли Северина Боэция).
К.В. Карпов - «Среднее знание» и проблема предвидения c. 108-116
Аннотация: Учение о «среднем знании» приписывает Богу особый вид знания, согласно которому Бог знает не только то, что человек мог бы сделать при определенных обстоятельствах, но и то, что человек в действительности сделал бы. Впервые это учение было предложено Луисом де Молиной в XVI в. Наиболее полно и последовательно эта теория была представлена и отстаивалась перед лицом многочисленных возражений современным исследователем и мыслителем Ээфом Дэккером. Автором предлагаются контраргументы на некоторый аспекты защиты Дэккера теории «среднего знания», которые в целом можно свести к следующим пунктам: (1) учение о среднем знании не является адекватным решением проблемы всеведения, поскольку в ней используется проблематичная либертарианская трактовка свободы воли, основанная на принципе альтернативных возможностей; (2) молинизм предполагает, что Бог существует вне времени, но тогда пропадает необходимость постулирования самого «среднего знания»; (3) учение о среднем знании является избыточным, поскольку имеется другая, более экономная теория, претендующая на решение проблемы (учение о предвидении, провидении и свободе воли Северина Боэция).
Религии и религиозное возрождение
Шульц Д.Н. - Эволюция и влияние учения о Filioque на развитие средневековой философии
Аннотация: В работе проанализированы источники формирования учения о Filioque (исхождения Святого Духа от Отца и Сына) в латинской патристике до Августина. Показывает, что Августин синтезирует различные идеи своих предшественников III-IV вв.: Тертуллиана, Илария Пиктавийского, Амвросия Медиоланского и т.д. Августиновский синтез, а также восточная критика учения о Filioque определяют направления дальнейшего развития схоластической триадологии и философии. Так, учение о Filioque определило развитие в средневековой философии релятивистского учения о личности, повлияло на дискуссии об универсалиях, о соотношении воли и разума.
Д.Н. Шульц - Эволюция и влияние учения о Filioque на развитие средневековой философии c. 117-122
Аннотация: В работе проанализированы источники формирования учения о Filioque (исхождения Святого Духа от Отца и Сына) в латинской патристике до Августина. Показывает, что Августин синтезирует различные идеи своих предшественников III-IV вв.: Тертуллиана, Илария Пиктавийского, Амвросия Медиоланского и т.д. Августиновский синтез, а также восточная критика учения о Filioque определяют направления дальнейшего развития схоластической триадологии и философии. Так, учение о Filioque определило развитие в средневековой философии релятивистского учения о личности, повлияло на дискуссии об универсалиях, о соотношении воли и разума.
Феноменология
С.Ю. Колчигин - Понятие души в феноменологической аппроксимации c. 16-22
Аннотация: В статье делается попытка нового понимания человека: доказывается, что его подлинная сущность — не ментальное «я» (сознание), а духовно-чувственное начало. Анализ проводится на основе использования опыта феноменологической редукции, при этом в качестве предмета исследования выступает сфера чувств, так как она в традиционных расширительных трактовках сознания выглядит не более чем часть последнего и лишается собственной специфики. Путем поэтапного отвлечения от внешних чувственных данностей в статье обнаруживается существование особой, глубинной структуры внутреннего мира, которую логично определить как духовную единицу («душу» в точном смысле этого понятия): ее базисные законы противоположны законам материально-чувственного бытия и ментальных феноменов и выступают как дополнительные к ним. Эта структура детерминирует характер всей человеческой чувственности и мышления, является истоком и субстанцией высших проявлений эмоциональной жизни, важнейшим началом в эволюции человека и в архитектонике личности.
Герменевтика
Я.В. Чеснов - От витальности к долголетию c. 23-33
Аннотация: Движение — здоровье не только в физическом, но и метафизическом смысле. Человек в движении увеличивает свою жизнедеятельность до уровня витальности, то есть единения со Вселенной. Обряды запасения здоровьем нацелены на увеличение витальности. Этому содействуют эмбриологические представления и табу. Показано на примере обращения с выпавшим детским зубом, что является на деле заклинанием долголетия. Это долголетие в Абхазской геронтологической культуре рассматривается как последствие центростремительной концентрации сил Вселенной.
Философия постмодернизма
Курганова И.Г. - Отражение идеалов и норм постмодернистской парадигмы в религиозно-философском учении Раджниша Ошо
Аннотация: Различные проекты освобождения (человека, сознания, культуры, языка, творчества и т. д.), ставшие нормами постмодернисткой парадигмы, нашли своё отражение в религиозной деятельности и учении индийского мыслителя и мистика Раджниша (Ошо). Принцип неопределенности, являясь одним из главных понятий онтологии и гносеологии постмодернизма, во многом определяет плюралистичность современного восприятия мира. Также как и его предшественники, Ошо пытался создать синтез восточной метафизики и философских идей Запада, но в отличие от них, он выходит за пределы исключительно индийской духовности и инкорпорирует в своё учение духовные практики Китая и Японии. Темы, затрагиваемые Ошо в лекциях, многообразны, а философские концепции синкретичны и эклектичны, его творчество может быть названо одним из провокационных, временами скандальных изводов реформации индуизма в постмодернистской парадигме.
И.Г. Курганова - Отражение идеалов и норм постмодернистской парадигмы в религозно-философском учении Раджниша Ошо c. 130-137
Аннотация: Различные проекты освобождения (человека, сознания, культуры, языка, творчества и т.д.), ставшие нормами постмодернисткой парадигмы, нашли своё отражение в религиозной деятельности и учении индийского мыслителя и мистика Раджниша (Ошо). Принцип неопределенности, являясь одним из главных понятий онтологии и гносеологии постмодернизма, во многом определяет плюралистичность современного восприятия мира. Также как и его предшественники, Ошо пытался создать синтез восточной метафизики и философских идей Запада, но в отличие от них, он выходит за пределы исключительно индийской духовности и инкорпорирует в своё учение духовные практики Китая и Японии. Темы, затрагиваемые Ошо в лекциях, многообразны, а философские концепции синкретичны и эклектичны, его творчество может быть названо одним из провокационных, временами скандальных изводов реформации индуизма в постмодернистской парадигме.
Философская антропология
Пророкова М.Н. - Перевод фрагментов М.Мосса
Аннотация: Предлагаю к рассмотрению перевод ранее не переводившегося на русский язык произведения Марселя Мосса - двух разделов его "Учебника по этнографии" ( 1967, Edition Payot, Paris), а именно - основную часть разделов эстетики и религии с подобочными разделами касательно игр и ритуалов. P.S: Данный перевод является моей самой первой работой подобного рода, поэтому прошу уважаемую редакцию по возможности простить мне возможные технические недочеты.
Панова Е.Л. - Медикализация здоровья: иллюзия, способная разрушить человека
Аннотация: Медикализация здоровья: иллюзия, способная разрушить человека. Аннотация В настоящей статье рассматривается проблема конструирования человека социокультурной средой с точки зрения факторов, детерминирующих субъективное восприятие и понимание таких феноменов как здоровье и болезнь. Добровольный, ненасильственный характер конструирования во многом обеспечивается средствами массовой информации, являющимися эффективным инструментом формирования человека массового – пассивного объекта социокультурных метаморфоз. Здоровье представляется в качестве института, определяющим универсальные критерии нормы и патологии на всех уровнях жизнедеятельности человека (телесном, психическом, социальном). Настоящее исследование образа здоровья в СМИ как своеобразной "антропологической меры" позволило наметить некоторые координаты, по которым современный человек конструирует свое тело и психику. Ключевые слова: человек, конструирование, образ здоровья, СМИ, медикализация, культура, технологии, природа, искусственная среда, тело, психика.
М. Мосс - Учебник этнографии (перевод фрагментов М.Н. Пророковой) c. 85-98
Аннотация: Предлагаю к рассмотрению перевод ранее не переводившегося на русский язык произведения Марселя Мосса — двух разделов его «Учебника по этнографии» (1967, Edition Payot, Paris), а именно — основную часть разделов эстетики и религии с подобочными разделами касательно игр и ритуалов.
Духовно-нравственные искания
Власова В.Б. - Русский путь от нравственности к праву
Аннотация: статья посвящена исследованию проблем исторических судеб отечественной культуры в связи с уникальными особенностями российского менталитета. В первой части работы основное внимание автор уделяет методологическому анализу этической ориентации и правосознания как конституирующим элементам общественного самосознания. Непосредственным предметом рассмотрения второй части предлагаемой публикации выступает объективная связь событий современной истории нашего народа с его ментальными характеристиками, а также причинами возникновения последних, стимулы их развития в будущем.
В.Б. Власова - Русский путь от нравственности к праву c. 6-15
Аннотация: Статья посвящена исследованию проблем исторических судеб отечественной культуры в связи с уникальными особенностями российского менталитета. В первой части работы основное внимание автор уделяет методологическому анализу этической ориентации и правосознания как конституирующим элементам общественного самосознания. Непосредственным предметом рассмотрения второй части предлагаемой публикации выступает объективная связь событий современной истории нашего народа с его ментальными характеристиками, а также причинами возникновения последних, стимулы их развития в будущем.
Философия культуры
Козолупенко Д.П. - О специфике "древней" или "примитивной" мифологии: поэтический и социально-психологический подходы в исследовании мифов
Аннотация: Автор выделяет два направления в исследовании мифа - интерпретативно-поэтическое и социально-психологическое. В рамках первого рассматриваются три подхода, берущие своё начало в античности и просуществовавшие с некоторыми изменениями почти до наших дней,которые, как показывает их ближайшее рассмотрение, страдают одним и тем же недостатком: они принципиально интерпретативны, что применительно к мифу оказывается совершенно недопустимым приёмом.Преимуществом же второго направления (в рамках которого также выделяется рыд подходов) является попытка впервые трактовать миф не исходя из логики исследователя, а выявить взаимосвязи и закономерности, характерные для самого мифологического мировосприятия – пусть даже они покажутся нелепыми с точки зрения «современного европейца» - и попытаться понять, какую роль могли играть такие представления в первобытном обществе, какие психологические и социальные функции имел миф.
Спиридонова Ж.В. - Гениальность как образ жизни
Аннотация: Тема происхождения творчества, несмотря на тома научной литературы, не утрачивает своей актуальности. Вопрос связи творчества и отклонений от нормы. Ж.-П. Сартр говорил, что «Гений не дар, но выход, который придумывают в отчаянных случаях» Отсюда проистекает трагичность жизни и творчества великих людей. Нельзя не провести параллели между творчеством и страданиями души. Какова связь между жизнью и творчеством писателя, да и вообще одаренного человека?
Философия и искусство
Сидорова Г.П. - Субъект советской хозяйственной культуры в массовом искусстве 1960–1980-х: образы тела
Аннотация: В статье рассматривается художественная репрезентация тела советского человека как субъекта хозяйственной культуры в массовом искусстве 1960–1980-х. Выявляются особенности художественного воплощения идеологического дискурса и повседневного дискурса о теле в видах и жанрах искусства. Раскрываются гносеологические, аксиологические и семиотические аспекты художественных репрезентаций этой формы материальной предметности советской хозяйственной культуры.
Философия науки и образования
Грязнова Е.В. - Информационное взаимодействие в образовании: прогресс или регресс?
Аннотация: в статье дается понятие и структура информационного взаимодействия, рассматривается его место и роль в системе образования. Вводится понятие "информационного компьютерного квазисубъекта", раскрывается его специфика и роль в информационном взаимодействии. Анализируются возможные источники негативных последствий информатизации образования и причины, приводящие к ухудшению качества педагогического процесса, основанного на компьютеризированном информационном взаимодействии.
Баксанский О.Е. - Методологические основания модернизации современного образования
Аннотация: Философия образования, оформившаяся в самостоятельную дисциплину во второй половине XX века, возникла благодаря взаимодействию между множеством философских течений и системой образования, а также в контексте взаимодействия между образовательным опытом и его рефлексией. В ХХI веке на первое место выдвигается конвергнетный тип мышления, базирую-щийся на различных технология, в частности, на информационных, конвергенных, соци-альных и биотехнологиях Конвергентные технологии задают новую стратегию развития цивилизации и в этом качестве нуждаются в социально-гуманитарном осмыслении, для чего необходимо эффективно использовать традиции фундаментальной науки и способности к производству универсального знания для создания когнитивного стандарта как одного из ключевых направлений глобального развития конвергентных технологий.
Е.В. Грязнова - Информационное взаимодействие в образовании: прогресс или регресс? c. 123-129
Аннотация: В статье дается понятие и структура информационного взаимодействия, рассматривается его место и роль в системе образования. Вводится понятие «информационного компьютерного квазисубъекта», раскрывается его специфика и роль в информационном взаимодействии. Анализируются возможные источники негативных последствий информатизации образования и причины, приводящие к ухудшению качества педагогического процесса, основанного на компьютеризированном информационном взаимодействии.
Из редакционной почты
- ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ c. 138-138
Аннотация:
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.