по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Содержание № 04, 2017
Выходные данные сетевого издания "Litera"
Номер подписан в печать: 16-01-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8698
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2017
Литературоведение
Тэтик К. - В. Брюсов и городские «тексты» в русской литературе («московский» и «петербургский» тексты) c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.24326

Аннотация: В статье рассматриваются городские, «московский» и «петербургский», текст в поэзии В. Брюсова. Данному вопросу посвящено немало исследований литературоведов. В данной статье образ города связан с двумя столицами Москвой и Петербургом. Объектом исследование выступает корпус текстов, в которых полно репрезентирован образ двух столиц. Поэт описывает город с точек зрения исторической и метафизической действительности. Также при обращении к образу Петербурга символист большое внимание уделяет архитектуре города, что позволяет поставить вопрос о приеме экфразиса в поэтике. Методология нашего исследования предполагает сравнительно-сопоставительный анализ московских и петербургских стихотворений В.Я. Брюсова, а также использование историко-функционального, историко-генетического методов анализа. Итак, в урбанистических стихотворениях Брюсова достаточно полно представлен «московский» и «петербургский» тексты. Между их репрезентацией есть несколько важных отличий: образ Москвы включен в метаисторический контекст, но поэт постоянно обращается к современной ему эпохе. Москва и древняя, времен смуты, наполеоновской войны, и Москва Советская, которую только еще пытается поэтически осмыслить символист. Образ Петербурга (иногда он называется Петроградом) дан исключительно в ретроспективе и связано это с важной для поэта фигурой Петра. В стихотворениях, включающих в себя северный столичный текст, много отсылок к архитектуре города, памятникам искусства, что позволяет говорить о приеме экфразиса. Однако оба города преподносятся поэтом с позиций и исторических, метафизических, что свидетельствует об онтологизме произведений.
Лингвистика
Матвеева А.А. - Текстовые функции давнопрошедшего в значении предшествования. (на материале художественных произведений XVI-XIX веков) c. 12-20

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.24792

Аннотация: Предметом исследования, приведенного в данной статье, являются текстовые функции формы французского давнопрошедшего времени, которые следуют из значения предшествования. К таковым можно отнести восстановление хронологического порядка событий, а также участие в анафорической отсылке к уже описанным ранее событиям. Семантика давнопрошедшего анализируется в сравнении с другими формами прошедшего времени. Рассматриваются изменения в употреблении формы давнопрошедшего в период с XVI по XIX века. Приводится классификация контекстов, в которых данная форма осуществляет упомянутые функции. Для анализа употребления давнопрошедшего используется психосистематическая теория глагольного времени в функциональной интерпретации. Грамматическое время исследуется с учетом характеристик психологического времени личности. Основные выводы касаются типологии контекстов употребления давнопрошедшего. Если в текстах XVI века анафорическая отсылка осуществлялась давнопрошедшим только при наличии дополнительного указательного элемента, то в последующих веках это становится необязательным, а в исследованных текстах XIX века отсылка осуществляется без указательного элемента. Что касается общего случая функции восстановления хронологического порядка, то он остается неизменным на протяжение исследованного периода.
Актуальный вопрос
Манянина Е.И. - «Урок в музее» по произведению Н.В. Гоголя «Мёртвые души» как практическое применение концепции «Гений места». c. 21-27

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.24376

Аннотация: В первой части доклада рассматривается опыт апробации государственной программы «Урок в музее» по произведению Н.В. Гоголя «Мёртвые души» на базе мемориального музея «Дом Гоголя», а именно: содержание урока и то, как он вписывается в школьную программу и какими междисциплинарными связями обладает. Вторая часть доклада посвящена анализу данного образовательного проекта как способа воплощения концепции «Гений места», суть которой заключается в необходимости контакта с конкретным локусом («местом») при изучении творчества и биографии деятеля культуры («гения»). Методологическую основу данного исследования составили: интерпретационно-описательный метод в ходе анализа влияния среды обитания писателя на его творческий процесс, визуально-аналитический метод как обобщение собственных наблюдений в рамках экспозиции мемориального музея писателя и в процессе взаимодействия с посетителями музея. Исследование способствовало более глубокой проработке вопроса о важности урока в музее Гоголя «“Мертвые души”. Разговор по душам», имеющего значительное преимущество перед обычным уроком в школе, так как в процессе него освоение информации учащимися проходит в непосредственном контакте с конкретным локусом – местом жизни Гоголя; "Урок в музее" как способ воплощения концепции «Гений места» раскрывает связь между личностью Гоголя и его мемориальным местом (локусом), становится необходимым условием для более полного и глубокого изучения его творчества.
Манянина Е.И. - Дом М. П. Погодина как культурно-исторический феномен, или Московское пристанище Н. В. Гоголя. c. 28-37

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.24885

Аннотация: Статья посвящена изучению литературного салона профессора и издателя Михаила Погодина в культурно-историческом контексте. Особое внимание автор уделяет такому аспекту темы, как пребывание Гоголя в доме историка: писатель неоднократно останавливался у Погодина во время своих визитов в Москву. В статье также затрагивается вопрос о культурном значении флигеля погодинской усадьбы, сохранившегося до наших дней и известного как "Погодинская изба": рассматриваются история возникновения постройки и дальнейшая судьба архитектурного памятника. В процессе исследования были применены следующие научные подходы: теоретический анализ литературных и научных источников, их систематизация и сравнительно-сопоставительный анализ. Вопрос о "Погодинской избе", находящейся на территории бывшей усадьбы Погодина, является хорошо изученной темой москвоведения: данный топоним встречается во многих историко-краеведческих трудах. Данная статья вносит вклад в исследование этого вопроса с литературоведческой точки зрения, основные положения данной работы могут быть применены в изучении жизни и творчества Гоголя, а также в преподавательской практике по курсу истории русской литературы.
Дискурс
Токарев А.А. - Эллиптическая поэтика А. М. Парщикова c. 38-45

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.24691

Аннотация: В статье рассматриваются особенности поэтики А.М. Парщикова, которые свидетельствуют об уникальном художественном методе поэта, творчество которого обоснованно относится к метареалистическому течению и вызывало ощутимый резонанс в среде «неподцензурной» поэзии и культуры в целом. Объектом данного исследования является стихотворение «Отбытие», входящее в цикл «Дирижбали». Этот поэтический цикл Парщикова, по мнению многих исследователей, является одним из самых трудных для восприятия, комментария и интерпретации в творческом наследии поэта. Методология исследования предполагает анализ поэтического текста, выявление интертекстуальных связей и обращение не только к традиционной теоретической базе, созданной М.Н. Эпштейном в 80-е годы, но и к современным концепциям. Так, в статье рассматривается концепция «тотального ресайклинга», разработанная Дмитрием Голынко-Вольфсоном. Исследование предполагает сопоставление конкретных поэтических практик и теоретических построений, в результате чего осуществляется не только прояснение многих смысловых «темнот» стихотворного текста, но и уточнение концепции Голынко-Вольфсона. Основным выводом исследования является доказательство концепции, согласно которой Парщиков создает уникальную «эллиптическую» версию метареализма, которая заставляет читателя усомниться в единственности исторического времени и демонстрирует, как существующие в художественном мире «зазоры» между событиями или объектами парадоксальным образом свидетельствуют об их принципиальной неразрывности.
Лингвистика
Антонова Т.В. - Влияние экстралингвистических факторов на перевод лексики с национально-культурным компонентом c. 46-52

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.21735

Аннотация: Статья рассматривает экстралингвистические условия при переводе культурных реалий с английского языка на русский, что составляет предмет настоящего исследования. Вследствие тесного взаимодействия языковых и внеязыковых факторов в процессе перевода, не вполне ясно, какова роль каждого из них. Данное положение определяет актуальность исследования. Целью работы является систематизация и уточнение содержания экстралингвистических факторов. Автор анализирует научную литературу и раскрывает содержание таких факторов, как временная, устойчивая, региональная, страноведческая и социальная информация. Задачи работы предполагают обращение к нескольким широко применяемым методам лингвистического исследования: эвристическому, описательному, объяснительному, сравнительному. Новизну исследования представляет решение вопроса о соотношении лингвистических и экстралингвистических факторов на примере культурных реалий текстов информационных агентств. Автор приходит к выводу о том, что соотношение факторов зависит от их взаимодействия, а их эксплицитное выражение — от конкретной речевой ситуации. Так, фактор информативности детерминирует процесс перевода газетного текста. Таким образом, экстралингвистические факторы следует рассматривать и на уровне текста, и на коммуникативном уровне. Работа имеет теоретическое значение в плане моделирования переводческой деятельности и практическое значение в плане верной передачи культурных реалий.
Литературный герой
Тихоненко В.А., Абрамова Н.В. - Герой сопротивляется канонам. Экзистенциальные воззрения Чанг Ёнгхака в повести "Миф о саннипе". c. 53-58

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.24946

Аннотация: Изменения в обществе послевоенной Кореи находят свое отражение и в корейской литературе. Существует интересная возможность изучить психологический портрет неидеального корейца своего времени в повести Чанг Ёнгхака «Миф о саннипе». Исследуется эволюция главного героя Инху, как образ, противоречащий традиционным ценностям корейского народа, где уважение к матери как к «святой» - непререкаемый нравственный канон. Этот канон и осознается героем, и нарушается. Анализ повести позволяет прояснить авторскую позицию в том, что основа нравственности не в своде традиционных законов и правил корейского общества, а в уважении и понимании чувств других людей, в необходимости считаться с ними больше, чем со своими. Методология нашего исследования представляет собой сравнительно-сопоставительный анализ повести Чанг Ёнгхака в контексте современников писателя. Образ противоречивого героя, нетрадиционно показанного автором в повести "Миф о Саннипе", как психологический портрет неидеального корейца своего времени, позволяет говорить о том, что отличало Чанг Ёнгхака от современной ему корейской литературы преимущественно с социально-бытовой проблематикой и позволило вывести повесть за рамки традиций.
Интерпретация
Колобова К.С. - Метафикциональная игра в произведении Г. Грасса "Мое столетие" c. 59-65

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.24595

Аннотация: Предметом исследования в данной работе выступает категория метафикциональности или метафикциональной игры в литературном произведении. Объектом исследования являются способы реализации метафикциональной игры в структуре художественного текста на различных текстовых уровнях: композиционном, содержательном, тематическом. Категория метафикциональности рассматривается в соотношении с категорией фикциональности / вымышленности. Теория метафикциональности стала основой для целого ряда исследований в области художественной литературы. Исследование категории метафикциональности позволяет глубже понять замысел автора, созданный автором мир. Методологической базой исследования являются метод контекстуально-интерпретационного анализа, а также описательный метод, включающий совокупность приемов наблюдения, сопоставления и теоретического обобщения результатов анализа языкового материала. Новизна обусловлена тем, что текст произведения, анализируемый в данной работе, либо еще не привлекал к себе внимание исследователей в аспектах, затрагиваемых в настоящем исследовании, либо оставался на периферии рассмотрения. Особым вкладом автора в исследование темы является рассмотрение выдающегося произведения немецкого писателя Г. Грасса с позиции категории метафикциональности.
Автор и его позиция
Семилет Т.А. - Философия войны в корреспонденциях Г. Гребенщикова 1916 года газете «Жизнь Алтая» c. 66-73

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.24172

Аннотация: Статья посвящена анализу публицистических произведений Георгия Гребенщикова 1916 года, присланных им в газету «Жизнь Алтая» с театра военных действий Первой мировой войны. Основное внимание в исследовании творчества Г. Д. Гребенщикова – писателя, журналиста, этнографа, гуманиста – досталось его художественным произведениям, работы же Гребенщикова-журналиста исследованы в значительно меньшей степени, а публикации газеты «Жизнь Алтая», в которой он работал корреспондентом и редактором, пока остаются архивными материалами. Предмет исследования данной статьи – философия войны Г. Д. Гребенщикова, представленная в этом кластере военных корреспонденций. В качестве методологического основания проведенного исследования использованы работы о сущности, содержании и структуре философии войны. Научная новизна определяется обращением к малоисследованной области в творчестве Г. Д. Гребенщикова – его журналистским произведениям, а также в прояснении его отношения к войне, понимания ее сущности и проявлений. Показано, что в данном кластере газетных публикаций война предстает как некое стихийное бедствие, обретающее черты мифического существа, уродующего природу железными шагами, колючей проволокой, убивающего и калечащего людей огненными плевками, никелевыми мухами, железными «лягушами». Важным для философии войны, представленной в публицистических произведениях, является сфера умолчания – то, что журналист не считает важным или о чем не считает нужным писать. В фронтовых корреспонденциях Гребенщикова нет боев, атак, образа врага, целей военных действий, героического пафоса, сведений о наступлении или отступлении, речи о бездарности или талантливости полководцев, военных победах или поражениях. Антитеза войне – Сибирь, другое пространственное измерение – отрада и утешение, источник жизнеутверждения и душевного просветления. Она благоуханна, разноцветна, сладкозвучна, красива в любое время года, она – ценность истинная и абсолютная.
Архаизм
Романова К.С. - Византийские мотивы в функции нравственно-психологического иносказания в произведениях Г. Флобера и Н. Гумилева. c. 74-80

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.24780

Аннотация: В статье анализируются художественные функции географических и мифопоэтических подробностей, связанных с образом Византии, в произведениях Г. Флобера и Н. Гумилева. В центре исследования - город как предмет изображения и эстетической рефлексии. Константинополь, будучи городом с богатой, исполненной драматизма историей и сложной "культурной генеалогией", привлекал к себе внимание многих русских и западноевропейских писателей. С разными художественными целями был воссоздан образ Константинополя в творчестве Г. Флобера и Н. Гумилева. Основной материал интерпретации в работе – философская драма «Искушение святого Антония» первого, а также стихотворение «Константинополь» и трагедия «Отравленная туника» второго. Методология исследования предполагает сравнительно-сопоставительный анализ произведений Н. Гумилева и Г. Флобера, а также использование мифопоэтического, биографического и психологического методов анализа. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что сложность и многогранность образа Византии предопределяет его встроенность в разные философско-эстетические системы. В пьесе Флобера подразумеваемое в качестве места действия византийское пространство представляет собой образный концентрат отрицаемого главным героем феноменального мира. В произведениях Гумилева амбивалентный образ Византии отражает рефлексию автора относительно возможности индивидуального преодоления заложенной в человеке греховности.
Деконструктивизм
Борунов А.Б. - Разнообразие речи и методы его измерения в тексте (лингвостатистический подход) c. 81-86

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.20751

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности использования статистических методов для проведения лингвистических исследований, объектом которых является естественный язык. Основной целью статьи является описание основных методов лингвостатистичеcкого исследования, служащих критерием разнообразия речи в тексте. Данный положения могут быть использованы в исследованиях как русского, так и иностранного языков для выявления и доказуемости при помощи статистических моделей и формул стилистического разнообразия речи. Описываемый лингвостатистический анализ дополнит традиционный лингвостилистический анализ. Методологией исследования явился анализ научной литературы в области данной проблематики, описательный метод и метод деструктивного анализа. В работе представлены краткие, но логически обоснованные, формулы разнообразия речи, которые также принято назвать - коэффициентами разнообразия. Кроме того, в статье представлена методика проведения исследования стилистического разнообразия как звучащей речи, так и письменного текста, описание результатов при помощи математических формул, позволяющих выявить коэффициенты разнообразия речи.
Историзм
Бочкина М.В. - Распад связи времен и его преодоление в романах «Письмовник» М. Шишкина, «Лестница Якова» Л. Улицкой и «Авиатор» Е. Водолазкина c. 87-93

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.24810

Аннотация: В данной статье предпринята попытка анализа проблемы распада времён и его преодоления, актуальных для ряда современных романов, в числе которых «Лестница Якова» Л. Улицкой, «Письмовник» М. Шишкина и «Авиатор» Е. Водолазкина. В качестве источника мотива разрыва рассматривается пьеса Шекспира «Трагическая история о Гамлете, принце датском». Также в связи с данной проблемой анализируется концепция времени в данных произведениях. Время выполняет не только структурообразующую функцию в тексте, феномен времени зачастую становится объектом авторской рефлексии. Методом исследования в данной работе является сравнительно-сопоставительный анализ текстов и культурно-исторический подход. В качестве теоретической базы были использованы работы Б. Успенского, А. Гуревича и филологические труды Е. Водолазкина. Таким образом, в статье было проанализировано своеобразие трактовок проблемы в данных романах, выявлено взаимовлияние основных концепций времени Средневековья и постмодернизма. При всем различии понимания времени авторов сближает идея преодоления его распада, которая заключается в слове и тексте. Данная идея реализуется в мемуарно-эпистолярной составляющей романов.
Мифы и мифологемы
Климков О.С. - Философское осмысление религии в трудах Вл. Соловьева c. 94-102

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.24817

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является философия религии В.С Соловьева, представленная в общем контексте его философии. Особое внимание уделено концепции религиозного сознания, разработанной им в труде "Чтения о Богочеловечестве" и ряде других работ. Исследуется базовая предпосылка построения его философии религии, состоящая в предположении, что религиозная вера и религиозный опыт требуют необходимого дополнения в виде религиозного мышления. Причем данное мышление призвано стать частью культурного опыта как верующих, так и неверующих людей. Используя феноменологический и историко-аналитический метод, автор исследует центральную проблему принципиальной возможности философского постижения религиозных феноменов. Основными выводами проведенного исследования являются положения о непрерывном процессе религиозного откровения в человечестве, теория "религиозных ветвей", совпадение исторического и логического порядка в деле раскрытия религиозной истины, избегание крайностей рационализма в философском осмыслении религии, выделение трех основных элементов: природы, божественного начала и человеческой личности и раскрытие трех ступеней религиозного развития.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"