по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 02, 2013
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 1-2.18181818182-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2013
Культура и культуры
Алпатов В.М. - У индийской смерти «имеются каста, пол, возраст, социальный статус, политическая ангажированность и вкусовые пристрастия»

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.7301

Аннотация: в статье дан анализ фундаментального издания — книги «Смерть в Махараштре. Воображение, восприятие, воплощение» (М.: Наталис, 2012; 816 с.), включающей тексты разного содержания, объединенные одновременным присутствием в них двух тем: темы Махараштры, одного из крупнейших штатов Индии, и темы смерти. Обрисованы черты сходства и отличия индийской культуры от культур России и Запада, а также от культуры глобализации, заявляющие о себе в отношении к смерти и в связанных с нею ритуалах. Особое внимание обращено на три постоянно присутствующие в книге темы: касты (в том числе в современном государстве), положение женщин (Индия — страна с худшими условиями жизни для них) и терроризм (разные точки зрения на убийство М. Ганди — самый яркий пример существования в Индии точки зрения, альтернативной идеям ненасилия). Отмечено, что интерес к индийской культуре (и Индии вообще) переживал в нашей стране периоды подъема (начало ХХ в., годы моды на ориентализм, и 1950-е гг., когда активизировались советско-индийские отношения и получили известность индийские кино и литература) и спада.
Культура и цивилизация
Кондаков И.В. - «Новая Русь» и судьба человечества: русская культура в концепции Л. Н. Гумилева

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.7334

Аннотация: статья посвящена этно-исторической концепции русской культуры по Л. Н. Гумилеву, который обнаружил в этнокультурной истории взаимосвязь между этногенезом и культурогенезом, показал зависимость культуры от ландшафта, биосферы, пассионарности других этносов. С его точки зрения, русская культура является евразийским феноменом, пограничным между оседлыми и кочевыми народами, Лесом и Степью, Востоком и Западом. Распад СССР и кризис этнокультурной идентичности многих народов, входивших в состав российской, а затем и советской империй побуждают по-новому оценить теорию этногенеза Гумилева, ее проективные и прогностические возможности применительно к современным социокультурным реалиям России XXI в.
Культура и наука
Л. Ю. Лиманская - Учение М. В. Ломоносова о свете и цвете в контексте натурфилософии и художественных исканий середины XVIII века c. 127-131

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.62486

Аннотация: Понимая искусство как науку, М. В. Ломоносов и художественную теорию света и цвета включал в сферу научных изысканий. Являясь исследователем-естествоиспытателем, он полагал, что чем больше таинства Природы постигает разум, «тем вящее увеселение чувствует сердце….. Чем глубже до самых причин толь чудных дел проницает рассуждение, тем яснее показывается непостижимый всего бытия строитель». Изучив законы оптики, он создает трехкомпонентную теорию зрения, которая предвосхитила открытия Гельмгольца. Открытия в области оптики он использовал для создания цветных стекол в процессе создания мозаик. Наряду с научными открытиями теория цветоведения для Ломоносова являлась способом приближения к всемогущему таинству Небес, а искусство — средством выражения тех знаний, которые посредством образов способны поведать славу Божию.
Культурология и cultural studies
Суковатая В.А., Фисун Е.Г. - Восток и женственность в работах русских и французских ориенталистов: инверсии взгляда

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.7388

Аннотация: На материале живописи европейского и русского ориентализма XIX века исследуется семантика «Востока», которая тесно коррелируется с семантикой женского образа. Цель исследования – проанализировать эволюцию репрезентаций образа восточной женщины в западно-европейском и русском ориентализме в контексте эволюции диалога «Восток – Запад». Новизна работы обусловлена развитием постмодернистской концепции «зрительского взгляда» (gaze) применительно к классической живописи, а также определением особенностей восприятия диалога «Восток – Запад» в Западной Европе и в России XIX века.
К. З. Акопян - Мир, воспринимаемый sub specie culturae, или Пространство творящего духа c. 132-143

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.62487

Аннотация: рассмотрев наиболее типичные примеры определения предмета культурологии, встречающиеся в учебно-методической литературе последних лет, автор выдвигает тезис о необходимости включения в него наряду с культурой цивилизации, а также некоей третьей величины, называемой им «некультура-нецивилизация». Последняя, по его мнению, охватывает: «изнанку» жизни общества; те внесоциальные истоки и основания, благодаря которым зарождается культура; надсоциальную сферу, к которой прежде всего относятся не поддающиеся формализации высшие ценности. Решающую роль в предлагаемом автором подходе играет позиция исследователя, предполагающая рассмотрение всех включаемых в предмет культурологии элементов сквозь призму культуры.
Философия культуры
Зубков Н.Н. - «Credo» и «cogito» как историко-культурная проблема

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.7361

Аннотация: Конференция «Философская мысль и религиозный опыт», посвященная памяти философа, богослова и историка Н.М. Зёрнова, обсуждала проблемы отношения веры и знания в культурах разных стран и эпох. Анализировались философские смыслы библейской заповеди, роль религиозного опыта в деятельности лидеров Бенгальского Возрождения, типы религиозного сознания в современном российском обществе, вера и знание как основные категории истории европейской мысли и др. Отношения веры и знания раскрываются, как одна из важнейших драматических, но вместе с тем и творческих коллизий в истории мировой и, в частности, отечественной культуры.
Н. Н. Зубков - «Credo» и «cogito» как историко-культурная проблема c. 144-152

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.62488

Аннотация: на конференции «Философская мысль и религиозный опыт», посвященной памяти философа, богослова и историка Н. М. Зёрнова, обсуждались проблемы отношения веры и знания в культурах разных стран и эпох. Анализировались философские смыслы библейской заповеди, роль религиозного опыта в деятельности лидеров Бенгальского Возрождения, типы религиозного сознания в современном российском обществе, вера и знание как основные категории истории европейской мысли и др. Отношения веры и знания раскрывались как одна из важнейших драматических, но вместе с тем и творческих коллизий в истории мировой и, в частности, отечественной культуры.
Социология культуры, социокультура
Северюхин Д.Я. - Художественный рынок и самоорганизация художников Ленинграда – Санкт-Петербурга в переходный период (середина 1980-х – середина 2000-х)

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.7310

Аннотация: Статья посвящена художественной жизни Ленинграда - Санкт-Петербурга в "перестроечное" двадцатилетие (середина 1980-х - середина 200-х). Анализируется развитие художественного рынка, выставочного и галерейного дела, описывается деятельность художественных группировок. Делается вывод, что только к середине 2000-х гг. на петербургской художественной сцене стали отчётливо проявляться новые тенденции, которые связаны с появлением галерей «западного типа», успешно соединяющих коммерческую практику с последовательным продвижением современного искусства и определённо задающих тон в этой сфере.
Этнология и культурная антропология
В. А. Суковатая, Е. Г. Фисун - Восток и женственность в работах русских и французских ориенталистов: инверсии взгляда c. 153-160

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.62489

Аннотация: в статье на материале живописи европейского и русского ориентализма XIX в. исследуется семантика Востока, которая тесно коррелируется с семантикой женского образа. Авторы стремятся проанализировать эволюцию репрезентаций образа восточной женщины в западноевропейском и русском ориентализме в контексте эволюции диалога Восток – Запад. Новизна работы обусловлена развитием постмодернистской концепции «зрительского взгляда» (gaze) применительно к классической живописи, а также определением особенностей восприятия диалога Восток – Запад в Западной Европе и в России в XIX в.
Знак, слово, речь, язык
Малхар Кулкарни - Взаимодополняющее развитие языкознания и философии языка в Индии c. 161-167

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.62490

Аннотация: в статье показано взаимодействие языкознания и философии языка в истории Индии и в процессе создания новейших технологий машинного перевода текстов. Для этой страны характерны многообразие языков и стремительное развитие технологий, применяемых в сфере языкознания, особенно для нужд образования. Автор прослеживает влияние лингво-философской традиции, в особенности идей известного грамматиста Панини (V–IV вв. до н. э.), на современные разработки. Освещены наиболее значительные концепции Панини. Затронуты основные темы философских дискуссий, отражающих развитие науки о языке.
Историческая культурология и история культуры
Е. Н. Чернявская - Великая дорога России на Богородской земле c. 168-184

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.62491

Аннотация: в статье в пределах Подмосковья рассмотрена дорога, ведущая из Москвы на восток страны. Определена ее историческая роль в разных сферах жизни государства и Богородской земли (Богородского уезда Московской губернии), по которой она проходит. Она представлена как ямская, почтовая, торговая дорога, дорога ссыльных и дорога войны, а также дорога частных путешественников. Установлены наиболее яркие события и факты, связанные с разными функциями перемещений по ней. Отмечено поэтапное изменение трассы и облика дороги, ее отражение в художественном творчестве. Таким образом зафиксирован историко-культурный потенциал дороги как объекта наследия. Предложено рассмотреть его как ресурс развития территорий. Намечены пути превращения забытых явлений, событий и мест в достояние современной культуры, развитие на их базе туризма и связанной с туризмом возможности создавать новые экономически рентабельные объекты придорожного туристического сервиса.
Культурное наследие, традиции и инновации
В. Н. Остапцева - Российско-польский культурный диалог в литературном журнале «Московский телеграф» (1826–1829): урок для современности c. 185-189

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.62492

Аннотация: национальная культура создается творческой индивидуальностью. Участие А. Мицкевича в журнале «Московский телеграф», интерес русских литераторов к творчеству польского поэта и в целом к польской литературе был обусловлен принятием общих культурных ценностей. Главный принцип участников культурного диалога — любовь к истине должна быть выше любви к отечеству. В век литературоцентризма именно литература осмыслялась как поле объединения двух народов, двух культур. Диалог русской и польской культур в рамках литературного журнала, по мнению Мицкевича, — залог понимания между двумя «родственными нациями» и в других сферах человеческой деятельности. Романтическое сознание обладало исторической памятью о единых славянских корнях русского и польского народа и, больше того, глубинной памятью об общей душе, не разделенной национальными признаками. Долг памяти — не растерять найденных путей межкультурной коммуникации, открытых публицистами начала XIX в., веривших в культурное (славянское и христианское) единство как основу русско-польских отношений.
Экранная культура и экранные искусства
Н. А. Хренов - «Фауст» А. Сокурова: анатомия демонизма c. 190-206

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.62493

Аннотация: статья посвящена кинематографическому шедевру, связанному с попыткой режиссера А. Сокурова использовать гениальное создание И. В. Гете — трагедию «Фауст» — для высказывания о самых острых явлениях ХХ в., связанных с возникновением массы, массовых обществ и, как следствие этого, вождей и диктаторов. Фильм А. Сокурова не является экранизацией в привычном и традиционном смысле этого слова. Казалось бы, использование трагедии Гете для высказывания о современности способно привести к вульгарному и поверхностному толкованию классики. Но идея режиссера включить свой новый фильм в то, что он называет тетралогией, т. е. в группу его фильмов, посвященных диктаторам ХХ в. (В. И. Ленину, А. Гитлеру, Хирохито),потребовала углубиться в замысел Гете и понять, почему эта трагедия писалась им так трудно и так долго и не вся была напечатана при его жизни. Пытаясь разобраться в первичных интенциях замысла поэта, мы обнаруживаем исходную точку комплекса демонизма в западной культуре, объясняющего и восприятие нами политических вождей ХХ в.
Художественная культура и творчество
Скоробогачева Е.А. - Образы и искусство Русского Севера в творчестве и мировоззрении представителей семьи Васнецовых

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.7391

Аннотация: Цель статьи - выявить значение образов и искусства Русского Севера в продолжении традиций национальной культуры России на примере мировоззрения и творчества представителей семьи Васнецовых. Дана характеристика творчества М. В. Васнецова, В. М. Васнецова, Ап. М. Васнецова, Ар. М. Васнецова, Н. М. Васнецова, Ал. М. Васнецова. Особенно значим анализ значения образов и искусства Севера в творчестве В. М. Васнецова. Последовательно рассмотрено сложение его мировоззрения в детские, юношеские и зрелые годы. Сделан анализ выражения образов Севера в его живописи, графике, архитектурных проектах, декоративно-прикладном искусстве, прежде всего, в мебели. Рассмотрена степень претворения традиций северного народного искусства в проектах мебели В. Васнецова, выделены три группы мебели: 1. следование древнерусским образцам, 2. стилизация, синтез традиций, 3. менее индивидуальные решения, использование геометрических орнаментов. Сделан ряд заключений. 1. В. Васнецов постиг суть народной жизни, во многом благодаря Северу, что проявилось в познании им древнего художественного языка, который он обогатил своей индивидуальностью и содержанием своей эпохи. 2. В творчестве и мировоззрении В. Васнецовବ, как и других представителей их семьи, образы Русского Севера важны. Они проявлялись явно в натурных пейзажах, жанровых сценах, литературных трудах, звучали отголосками в сказочных, религиозных картинах, характере орнаментов. Через образы Севера художники продолжили традиции Руси. 3. Творчество В. Васнецова является характерным примером влияния искусства Русского Севера на художественный почерк. Мастера обретали здесь новый «язык», что доказывает исключительную роль Русского Севера в возрождении национальных корней в искусстве России, в культуре в целом, на рубеже XIX-XX веков.
Е. А. Скоробогачева - Образы и искусство Русского Севера в мировоззрении и творчестве представителей семьи Васнецовых c. 207-214

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.62494

Аннотация: в статье выявляется значение образов и искусства Русского Севера в продолжении традиций национальной культуры России (на примере мировоззрения и творчества представителей семьи Васнецовых). Дается характеристика творчества и мировоззрения М. В. Вас- нецова, В. М. Васнецова, Ап. М. Васнецова, Ар. М. Васнецова, Н. М. Васнецова, Ал. М. Васнецова. Образы Русского Севера проявлялись явно в их натурных пейзажах, жанровых сценах, литературных трудах, звучали отголосками в сказочных и религиозных картинах, в характере орнаментов. С помощью этих образов художники продолжили традиции Руси. Особенно значимым в этом плане представляется творчество В. М. Васнецова. Последовательно рассмотрено формирование его мировоззрения в детские, юношеские и зрелые годы. Проанализированы образы Севера в его живописи, графике, архитектурных проектах, декоративно-прикладном искусстве (прежде всего в мебели). Художник постиг суть народной жизни во многом благодаря Северу, он освоил этот художественный язык, обогатил его своей индивидуальностью и содержанием своей эпохи. Искусство Русского Севера повлияло на его художественный почерк.
Эстетика и теория искусства
А. В. Макеенкова - Феномены «классического» и «современного» в истории изобразительного искусства c. 215-227

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.62495

Аннотация: остро стоящей перед искусствознанием проблемы «начала истории искусства» сегодня нет, в то время как его текущее состояние вызывает множество вопросов. Сложность изучения современного искусства обусловлена тем, что его формы крайне многообразны. Поэтому автор предлагает обобщить это явление под понятием «модернизм». Оно вбирает в себя все направления современного искусства, начиная с импрессионистов, а также указывает на общность процессов, которые начались в искусстве в последней четверти XIX в. и продолжаются до настоящего времени. До сих пор главной интригой науки об искусстве остается появление модернизма, всколыхнувшего старую тему «смерти искусства»: «Черный квадрат» К. С. Малевича трактуется как надгробный памятник классического искусства. Но «классическое» в искусстве не есть что-то устойчивое и постоянное. Модернизм не «убивал» классическое искусство, оно медленно вырождалось по мере потери в нем действительной необходимости.
От первого лица
Е. Б. Рашковский - Философия общения: из воспоминаний об А. Г. Кудашевой-Тиниковой c. 228-234

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.62496

Аннотация: предлагаемый читателю текст – своеобразные аналитические мемуары, посвященные детскому театральному педагогу Александре Георгиевне Кудашевой-Тиниковой (1894?–1971), наследнице и продолжательнице традиций великой российской театральной культуры начала ХХ в., воспитательнице многих известных актеров второй половины ХХ – начала XXI в. Анализируя жизнь и художественную практику А. Г. Кудашевой-Тиниковой, автор — историк и философ — пытается осмыслить феномен театра как неотъемлемую часть человеческой жизни и культуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.