|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
В. А. Суковатая, Е. Г. Фисун
Восток и женственность в работах русских и французских ориенталистов: инверсии взгляда
// Культура и искусство.
2013. № 2.
С. 153-160.
URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=62489
В. А. Суковатая, Е. Г. Фисун Восток и женственность в работах русских и французских ориенталистов: инверсии взгляда
Аннотация:
в статье на материале живописи европейского и русского ориентализма XIX в. исследуется семантика Востока, которая тесно коррелируется с семантикой женского образа. Авторы стремятся проанализировать эволюцию репрезентаций образа восточной женщины в западноевропейском и русском ориентализме в контексте эволюции диалога Восток – Запад. Новизна работы обусловлена развитием постмодернистской концепции «зрительского взгляда» (gaze) применительно к классической живописи, а также определением особенностей восприятия диалога Восток – Запад в Западной Европе и в России в XIX в.
Ключевые слова:
культурология, женственность, ориентализм, Другой, диалог Восток – Запад, раса, сексуальность, «зрительский взгляд», инверсия взгляда, гендерный анализ.
Abstract: The authors of the article study semantics
and evolution of the “East” in the West European and
Russian orientalism paintings of the 19th century on
the materials of the works by J.A.D. Ingres, E. Delacroix,
V. Vereschagin. The target of the study is to analyze
evolution of the Eastern woman’s images in the
West-European and Russian orientalism in the context
of evolution of the dialogue between the East and the
West. It is proved that semantics of “East” is closely
connected with semantics of femininity. The novelty of
work is caused by several facts: 1) the study is about
not only aesthetical but also ideological differences
between French (West European) and Russian orientalism
(V. Vereschagin); 2) development of the Postmodernist
and Feminist concept of gaze (that was founded
by Laura Mulvey) based on the classical paintings of
the 19th century; 3) demonstration of the “inversion”
opportunities of gaze in the orientalist painting; 4) the
study analyzes specifics of the dialogue between the
East and the West in the West European and Russian
paintings of the 19th century.
Keywords: cultural studies, femininity, orientalism, the Other, dialogue between the East and the West, race, sexuality, ‘spectator’s opinion’, inversion of gaze, gender analysis.
Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав,
указания библиографической ссылки на статью при цитировании.
Скачать статью
Библиография
1. Барт Р. Мифологии / Пер. с франц. М.: Директ-Медиа, 2007. 459 с.
2. Вергвари Л. Делакруа. Будапешт: Из-во Корвина, 1963.
3. Грамши А. Избранные произведения: В 3 т. Т. 3: Тюремные тетради. М.: Иностранная литература, 1959.
4. Делакруа Э. Дневник Делакруа. М.: Искусство, 1950
5. Жюллиан Ф. Эжен Делакруа. М.: Искусство, 1986.
6. Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. С. 280–297.
7. Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб.: Русский мир, 2005.
8. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2004 .
9. Соколовский С. Образы Других в российских науке, политике, праве. М.: Путь, 2001.
10. Суковатая В. А. Лицо Другого: телесные образы Другого в культурной антропологии. Харьков: ХНУ, 2009.
11. Berger J. Ways of Seeing. Penguin Group, 1972.
12. Kaplan A. Looking for the Other: Feminism, Film, and the Imperial Gaze. Routledge, 1997.
13. Mohanram R. Black body. Woman, Colonialism and Space. University of Minnesota Press, Minneapolis, London, 1999.
14. Rose G. Visual Methodologies: An Introduction to Researching with Visual Materials. AGE Publications Ltd; Third Edition, 2011
References
1. Bart R. Mifologii / Per. s frants. M.: Direkt-Media, 2007. 459 s.
2. Vergvari L. Delakrua. Budapesht: Iz-vo Korvina, 1963.
3. Gramshi A. Izbrannye proizvedeniya: V 3 t. T. 3: Tyuremnye tetradi. M.: Inostrannaya literatura, 1959.
4. Delakrua E. Dnevnik Delakrua. M.: Iskusstvo, 1950
5. Zhyullian F. Ezhen Delakrua. M.: Iskusstvo, 1986.
6. Malvi L. Vizual'noe udovol'stvie i narrativnyy kinematograf // Antologiya gendernoy teorii. Minsk: Propilei, 2000. S. 280–297.
7. Said E. Orientalizm. Zapadnye kontseptsii Vostoka. SPb.: Russkiy mir, 2005.
8. Sartr Zh. P. Bytie i nichto: Opyt fenomenologicheskoy ontologii. M.: Respublika, 2004 .
9. Sokolovskiy S. Obrazy Drugikh v rossiyskikh nauke, politike, prave. M.: Put', 2001.
10. Sukovataya V. A. Litso Drugogo: telesnye obrazy Drugogo v kul'turnoy antropologii. Khar'kov: KhNU, 2009.
11. Berger J. Ways of Seeing. Penguin Group, 1972.
12. Kaplan A. Looking for the Other: Feminism, Film, and the Imperial Gaze. Routledge, 1997.
13. Mohanram R. Black body. Woman, Colonialism and Space. University of Minnesota Press, Minneapolis, London, 1999.
14. Rose G. Visual Methodologies: An Introduction to Researching with Visual Materials. AGE Publications Ltd; Third Edition, 2011
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|