Ёлектронный журнал „еловек и культура - є5 за 2016 год - —одержание, список статей - ISSN: 2409-8744 - »здательство NotaBene
по
Man and Culture
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Man and Culture" > Contents of Issue є 05/2016
Contents of Issue є 05/2016
Arts and crafts
Berezina E. - УThe town in the snuff-boxФ: the image of a city in the Russian and Soviet lacquer miniature pp. 1-13

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.19106

Abstract: Based on the visual material of the collection “Russian lacquer miniature” of the Russian Museum of Decorative-Applied and Folk Art, the author examines the gallery of city images in the Russian and Soviet lacquer miniature, as well as suggest the original typology of images, locating them between the poles of the “real” and “utopic”. The images of the city panoramas were analyzed in the context of the replacing each other “regimes of vision” and supported by the power of technologies territories. The author describes the changed in the approaches towards representation of the urban space in the lacquer art, as well as follows the transformations the image of a city in perception of its residents. From the methodological perspective, the author bases herself upon the principles of visual research and structures the analysis of the content of images taking into account the social context of their existence. This work develops the tradition of studying the subjects with lacquer paining as a part of the Russian and Soviet material culture. Along with the introduction into the scientific discourse of the new visual historical sources, the result of the research consists in the fixation of the accompanying the change of historical eras dynamic of the visual culture, which is expressed in expansion of the “principles of vision” of the urban space, as well as the types of its imagery on the subjects with the lacquer miniature painting.
Music and music culture
Sambueva S., Lygdenova V.B. - E. D. Prozorova: from the history of theatrical and music education in Buryatia pp. 14-23

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20197

Abstract: The relevance of this topic first and foremost is associated with the small number of research dedicated to the work of the College of Arts named after P. I. Tchaikovsky. The main attention is given to the revelation of the importance of persona of the Honored Art Worker of the Buryat-Mongolian Autonomous Soviet Socialist Republic Ekaterina Dmitrievna Mironskaya-Prozorova, who was the head of this educational facility over the period of 1944-1958. Through the coverage of various aspects of her work, the authors follow and give a generalized characteristic to the establishment and development of the theatrical and music education in Buryatia. The results of this research can serve as the starting point for the further examination of the processes of establishment of the theatrical and music education of Buryatia. The area of implementation of the results includes the history of culture of Buryatia, preservation of the cultural heritage, history of theatrical education of Buryatia, history of music education of Buryatia, as well as the history of P. I. Tchaikovsky College of Arts.   
Art and Art History
Belonosova I.V. - Peculiarities of the embodiment of suite genre in the compositions of Evgeny Kravtsov pp. 24-33

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20389

Abstract: This article is first to examine the chamber-instrumental compositions of the Siberian composer E. N. Kravtsov. The author suggests a thought that the suites created during the period of 1964-2000 for piano and violin and piano, comprise a specific page of the composer’s works, demonstrating the version of composition of the baroque suite. The main compositional features of the baroque suite and the level of their realization in Kravtsov’s works are being analyzed. The historical angle allows determining the main invariant of the baroque suite and its importance for all of the further historical epochs. The most essential features of the baroque suite are examines in the context of comparative analysis of the compositional models of the suites of E. Kravtsov and other composers, including the Western European. The conclusion is made that the invariant of the baroque suite was viewed by the composer as a model and symbol of the Baroque Period, as well as embodied the ideal of the harmonic and classically balanced musical composition. The presented in the article statements are confirmed and clarified in the detailed analytical schemes. The article expands the ideas about the specificities of the chamber-instrumental suite in the works of the contemporary Russian composers.
Music and music culture
Sambueva S., Dugarova T. - Music education of Buryatia: establishment and development of P. I. Tchaikovsky College of Arts pp. 34-43

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20769

Abstract: The object of this research is the system of professional music education during the period of 1920-1940. The subject is the history of establishment and development of the first in the Republic of Buryatia music school – College of Arts named after P. I. Tchaikovsky. The relevance of the study of the history of music education is substantiation by the need for understanding the aspects of development of the national culture and education. The results of the research can serve as the starting point for creation of the innovation institutions in the sphere of music education, which would preserve the best national traditions of the Republic. The area of application of the results is the history of culture of Buryatia, as well as history of P. I. Tchaikovsky College of Arts. The scientific novelty of this work consists in the fact that it provides a complete picture of the establishment and development of P. I. Tchaikovsky College of Art in the 1920-1940’s in the context of the specific historical circumstances of Soviet society. The authors demonstrate the impact of state policy upon formation and development of the professional music education in the Republic, as well as introduce the unique archive materials into the scientific discourse.
Culture and cultures
Aleksandrov N.N. - Three manners in works of László Moholy-Nagy pp. 44-57

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.19177

Abstract: The subject of this research is the creative path of the prominent representative of modernism of the early XX century – international constructivist László Moholy-Nagy. The article is based on the materials of the prepared by the author monograph with the full review about the creative work of László Moholy-Nagy. Classification of the periods of master’s creative work associated with the general status of the cycles of culture and stylistic nuances of the era is presented in this article. The author examines the specificity of his works in 1920’s and 1930’s; and the period of the early 1940’s has been terminated due to the death of the Moholy-Nagy. Multiple illustrations of his works that characterize the three mentioned periods are presented in the article. This work is written from the perspective of systemic and genetic methods in art studies. The structural-cyclical model that allows describing his creative paths is applied. Scientific novelty consists in the fact that this is the first generalizing publication of such type about László Moholy-Nagy in Russian language. But, taking into account the foreign sources, we can state that other researchers of his creative work did not formulate a similar periodization, as well as never considered his works as inscribed into the context of mental evolution in the XX century.
Suvorkina E.N. - Mass media and media production as the segments of Russian industry of the childhood subculture: constitutional grounds of economic-legal substitute phenomena pp. 58-74

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20799

Abstract: This article examines the economic and legal grounds of the two substitute phenomena – segments of the merchandise market (industry) of the childhood subculture. It is demonstrated that the printed publications realize the constitutional right to freedom of speech to the full extent, as well as take into account that the absence of censorship does not mean the use of the offensive language. In addition to that, and what is mostly important at the present time, the magazines are published in national languages, which serves as the proof of implementation by the Russian Federation of the policy of preservation of the languages and culture of native people. The main positions and conclusions of the conducted research can be used in the conditions of demand for regulation of the work of various segments of the industry of the childhood subculture (particularly the segments of mass media and media production) as the economic-legal phenomena in accordance with the Constitution of the Russian Federation and acting legislation base. This will allow turning the children’s products market more civilized and oriented towards not only the financial component, but also formation of a “healthy” information space for the children.
Culture and Cult
Voronicheva O.V. - Specificity of comprehension of the Orthodox sacred places in Bryansk text pp. 75-82

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20214

Abstract: This article analyzes the cultural space of Bryansk from the position of reflection of the Orthodox life ans its impact upon the image and fate of the city, the foundation of which took place three years prior to the Christianization of Rus. The goal of the research consists in determination of specificity of representation of the image of Bryansk as the carrier of Christian values. Despite the variety of Christian themes, motives and images demonstrated in Bryansk text, the role of Orthodoxy in the establishment and development of the urban culture is yet to be understood. The author makes an attempt to read the Bryansk text, the sources of which include the historical myths, cultural landscape, language of the city, and literary texts that preserve the eventful four thousand year history of the topos. Semiotic reading of the Bryansk text considering its evolution, allowed determining the dominant images of the cultural space, which embody the Orthodox sacred places and reflect the fate of Christianity in Russia. Such places are the Pokrovskaya Hill with the temple complex, Svensky Uspensky Monastery, and others. The existence of godonyms formed from the names of the cathedrals testify about the structural and meaning-making role of the churches in urban space.
Audiovisual culture and art
Zhemchugova O. - The evolution of characters of the mainstream cinema of the Unites States and Soviet Union/Russia pp. 83-92

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20781

Abstract: This research examines the mainstream cinema of the United States and Soviet Union. Despite the ideological polarity, the culture of these countries was interconnected in multiple way; it incorporated similar tools for expansion of the important symbols, as well as expression of public moods. In the preceding war period, the movie characters of the two countries were rather alike – they lived within the space of the perfect dream that corresponds with the relevant values of this era. However, in the post-War period, the evolution of the heroes of mainstream cinema of the United States and Soviet Union started has taken different courses. The main result of the conducted research consists in determination of regularities in development of the images of protagonists in the mainstream cinema of the United States and Soviet Union/Russia. It is demonstrated that in the US movies the priority in such images belongs to the individual as such, while in the Russian cinematographer – to the interrelation between individual and society. This article illustrates the reason why such pattern was taking place.   
Fine arts
Shokolo I.N. - Typical and individual in portraits of the clergy by Boris Kustodiev pp. 93-105

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20479

Abstract:  This article is devoted to the insufficiently studied aspect of the creative work of Boris Kustodiev – the portraits of Russian clergy. The examined in complex composition, capture the period from 1901 through 1920: from the female portrait created during the school years in the Imperial Academy of Arts, custom ordered works and sketches, until the two sheets from the late water-color series “The Russian types”. The author suggests the application of the categories of “individual” and “typical” for the analysis of artistic images of priests and monks created by maestro. The paintings are presented in chronological order of their creation. The author carries out the stylistic and compositional assessment, which allows tracing the development and use of the coloristic and decorative principles as the main means of artistic expression within the traditions of the Russian realistic school. The scientific novelty marks the path of formation and perception by the artist of a clerical image from the individual characteristic of the model towards the generalized and important. In conclusion, the author defines the theme of the portrait of clergy in Kustodiev’s creative work as an intrinsic part of his outlook upon the “Russian” and the “national”.
Architecture and design
Gudkova T.V. - Architectural-artistic expression of style and way of life in a minimalist living space pp. 106-114

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20409

Abstract: The subject of this study is the architectural-artistic expression of style ofl ife and ways of life in the residential minimalistic architectural space. The article discusses the architectural living space as a small social space, which has similar characteristics to the general concept, but at the same time, it has specific features. The generality of the functions of architectural space as a more general category, and residential architectural space, gives reason to research it on par with other architectural social spaces. The author marked features that are typical to minimalistic architectural space, as well as reflect the way and style of life. Based on the anthropological approach, minimalistic residential architectural space is considered as a special way of objectifying itself through architectural and artistic means of style and way of life. By the virtue of the basic stylistic means of minimalistic architecture, the author concludes that the leading means of the architectural-artistic expression of the style and ways of life in minimalistic living space consist in simplicity, hollowness, and functionality: simplicity in everything (objects, furniture, surfaces, functions, etc.); hollowness of the inner space (no things with minimum of the furniture); as well as the quality and high-tech functionality of vital processes in the "sleep-awake" mode.
Music and music culture
Bayarsaikhan S.B. - Saxophone in symphonic score pp. 115-124

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20625

Abstract:  This article examines one of the important but insufficiently studied problems of orchestration, musicology, as well as music pedagogy – the use by the authors the opera-symphonic and ballet music of the saxophone family instruments in their creative work. Based on the results of the study of a number of the original score of compositors’ oeuvres of various countries and cultural-historical eras, the article reveals the ways, specificities, and trends of application of the representatives of saxophone family in score of compositions for the symphony orchestra as the music-theatrical (opera, ballet, musical illustrations to dramatic compositions), as well as other directions (autonomous compositions and musical illustrations to the films). Despite the demonstrated interest of the composers to the saxophone family, such instruments have not become the permanent participants pf the symphony orchestra.  
Comparative history research
Kostyukov A.L. - Strengthening of positions of the Russian language in the world pp. 125-139

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20273

Abstract: The article is dedicated to the analysis of the status of Russian language abroad, as well as measures aimed at strengthening of its positions. Years after the collapse of the Soviet Union, the Russian language became not so popular for studying, thus the modern mechanisms regarding its promotion have outdated and lose their effectiveness. The work examines the potential opportunities and actions for strengthening of the humanitarian and political influence of Russia in near abroad and Western countries. The comparative-historical and institutional approaches comprised the theoretical-methodological foundation of this research. The author also uses the comparative approach aimed at determination of the positive experience of the institution of cultural diplomacy, which can be adjusted and find its application in practice within the framework of realization of Russia’s modern foreign policy. The Russian research do not give enough attention to the analysis of international experience in the area of implementation of cultural diplomacy as the instrument that significantly affects the successes in foreign policy; therefore, the author sets a task to influence the positions of the Russian language in the world. This will contribute into the growth of international prestige of the existing mechanisms, open new opportunities for multilateral cooperation of cultural diplomacy in form of the instrument of realization of Russia’s foreign policy with the representatives of executive authorities of foreign states on the international arena.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Человек и культура
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 05, 2016
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 02-11-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения, shvydkoy.me@gmail.com
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2016
Декоративно-прикладное искусство
Березина Е.С. - «Городок в табакерке»: образ города в русской и советской лаковой миниатюре c. 1-13

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.19106

Аннотация: На визуальном материале коллекции «Русская лаковая миниатюра» Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства автор рассматривает галерею городских образов в русской и советской лаковой миниатюре и предлагает свою типологию изображений, располагая их между полюсами «реального» и «утопического». Изображения городских видов проанализированы в контексте сменяющих друг друга «режимов видения» и поддерживаемых властью технологий показа территорий. Описывая, как менялись подходы к репрезентации городского пространства в искусстве художественных лаков, автор прослеживает трансформации образа города в воображении жителей государства. С точки зрения методологии, автор опирается на принципы визуальных исследований и строит анализ содержания изображений учитывая социальный контекст их бытования. Исследование развивает традицию рассмотрения предметов с лаковой живописью как части российской и советской материальной культуры. Помимо введения в научный оборот новых визуальных исторических источников результатом исследования является фиксация сопровождающей смену исторических эпох динамики визуальной культуры, которая выражается в расширении «принципов видения» городского пространства и типов его изображения на предметах с лаковой миниатюрной росписью.
Музыка и музыкальная культура
Самбуева С.Б., Лыгденова В.Б. - Е.Д. Прозорова: из истории театрального и музыкального образования в Бурятии c. 14-23

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20197

Аннотация: Актуальность темы прежде всего связана с малочисленностью исследований, посвященных деятельности Колледжа искусств им. П. И. Чайковского, которому в этом году исполнилось 85 лет. Основное внимание в статье уделено раскрытию значения личности Екатерины Дмитриевны Миронской-Прозоровой, заслуженного деятеля искусств Бурят-Монгольской АССР, возглавлявшей коллектив учебного заведения с 1944 по 1958 гг. Через освещение разных граней деятельности директора, автор прослеживает и дает обобщенную характеристику становления и развития театрального и музыкального образования в Бурятии. Метод исследования связан с историческим анализом проблемы: применен метод сбора, обобщения и анализа архивных документов, материалов, полученных в ходе свободного интервьюирования с выпускниками Е. Д. Миронской-Прозоровой. Результаты исследования могут послужить отправной точкой для дальнейшего изучения процессов становления театрально-музыкального образования Бурятии. Область применения результатов – история культуры Бурятии, сохранение культурного наследия, история театрального образования Бурятии, история музыкального образования Бурятии, история Колледжа искусств им. П.И. Чайковского.Выводы: Результаты исследования расширяют знания об истории Колледжа искусств им. П.И. Чайковского (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ), оценивается вклад Е.Д. Миронской-Прозоровой в развитие театрального и музыкального образования Бурятии. Представлены имена музыкантов и актеров драматического театра, сыгравших значительную роль в истории культуры и искусства республики.
Искусство и искусствознание
Белоносова И.В. - Особенности воплощения жанра сюиты в сочинениях Евгения Кравцова c. 24-33

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20389

Аннотация: В статье впервые рассматриваются камерно-инструментальные сочинения сибирского композитора Е.Н. Кравцова. Проводится мысль о том, что его сюиты для фортепиано, скрипки и фортепиано, созданные в период с 1964 по 2000 г., составляют особую страницу творчества композитора, демонстрируя вариант композиции барочной сюиты. Анализируются главные композиционные признаки барочной сюиты и степень их претворения в сочинениях Е. Кравцова. Исторический ракурс позволяет выявить основной инвариант барочной сюиты и его значимость для всех последующих исторических эпох. Важнейшие признаки барочной сюиты рассматриваются в контексте сравнительного анализа композиционных моделей сюит Е. Кравцова и других, в частности западно-европейских, композиторов. Делается вывод о том, что инвариант барочной сюиты рассматривался композитором как модель, символ эпохи барокко и воплощал идеал гармоничной и классически уравновешенной музыкальной композиции. Все высказываемые в статье положения наглядно подтверждаются и разъясняются в развернутых аналитических схемах. Статья расширяет и углубляет представления об особенностях камерно-инструментальной сюиты в творчестве современных отечественных композиторов.
Музыка и музыкальная культура
Самбуева С.Б., Дугарова Т.Б. - Музыкальное образование Бурятии: становление и развитие Колледжа искусств им. П.И. Чайковского (1920-1940-е гг.) c. 34-43

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20769

Аннотация: Объектом исследования является система профессионального музыкального образования в период с 1920 по 1940 гг. Предметом исследования является история становления и развития первого в Республике Бурятия учреждения музыкального образования - Колледжа искусств имени П. И. Чайковского. Актуальность изучения истории музыкального образования обусловлена потребностью в осмыслении аспектов развития национальной культуры и образования. Результаты исследования могут послужить отправной точкой для создания инновационных учреждений в сфере музыкального образования, сохраняющих лучшие национальные традиции республики. Область применения результатов – история культуры Бурятии, сохранение культурного наследия, история музыкального образования Бурятии, история Колледжа искусств им. П.И. Чайковского. Метод исследования связан с комплексным анализом истории становления и развития Колледжа искусств им. П. И. Чайковского. К проведенному историческому исследованию был применен метод сбора, обобщения и анализа архивных документов. Научная новизна исследования состоит в том, что дана целостная картина становления и развития Колледжа искусств им. П. И. Чайковского в 1920-1940 гг. в контексте конкретно-исторических условий советского общества; показано влияние политики государства на формирование и развитие профессионального музыкального образования в республике; введены в научный оборот уникальные архивные материалы.
Культура и культуры
Александров Н.Н. - Три манеры в творчестве Ласло Моголь-Надя c. 44-57

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.19177

Аннотация: Предмет исследования - творческий путь крупнейшего представителя модернизма первой трети ХХ века интернационального конструктивиста Ласло Мохоль-Надя. Статья построена по материалам подготовленной автором монографии о творчестве Надя, в которой дается полный обзор его творчества. Предложена классификация периодов творчества мастера, связанная с общим состоянием циклов культуры и стилевыми особенностями эпохи. Рассмотрена специфика его творчества в 1920-х годах и затем в 1930-х. Период начала 1940-х обрывается со смертью автора в 1946 году. Приведена масса иллюстраций его работ, характеризующих обозначенные три периода. Статья написана с позиций системного и генетического метода в искусствоведении. Применена структурно-циклическая модель, позволяющая описать творческий путь рассмотренного автора. Новизна состоит в том, что это первая такого рода обобщающая публикация о Ласло Мохоль-Наде на русском языке. Но и при учете иностранных источников можно сказать, что другие исследователи его творчества не устанавливали подобной периодизации, а также не рассматривали творчество Надя как вписанное в контекст ментальной эволюции в ХХ веке.
Суворкина Е.Н. - Средства массовой информации и медиапродукция как сегменты российской индустрии субкультуры детства: конституционные основания экономико-правовых субститут-феноменов c. 58-74

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20799

Аннотация: В статье рассматриваются экономические и правовые основы двух субститут-феноменов - сегментов рынка товаров (индустрии) субкультуры детства. Показано, что печатные издания в полной мере реализуют конституционное право на свободу слова, при этом учитывают, что отсутствие цензуры не означает введение ненормативной лексики. Кроме того, что особенно важно в настоящее время, выпускаются журналы на национальных языках, что является доказательством реализации на местах проводимой Российской Федерацией политики по сохранению языка и культуры малых народов, сохранения национальных языков. Для реализации цели и задач работы были использованы следующие подходы: феноменологический, структурный и системный подходы. В исследовании задействованы метод анализа и синтеза, сравнительно-аналитический метод. Используемые методы соотносятся с принципом следования логике и принципом объективности. Основные положения и выводы проведенного исследования могут использоваться в условиях потребности регулирования деятельности различных сегментов индустрии субкультуры детства (в частности, сегмента средств массовой информации и сегмента медиапродукции), как экономико-правовых феноменов, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующей законодательной базой. Это позволит сделать рынок детских товаров более цивилизованным, ориентированным не только на финансовую составляющую, но и на формирование «здорового» информационного пространства детей.
Культура и культ
Вороничева О.В. - Специфика осмысления православных святынь в брянском тексте c. 75-82

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20214

Аннотация: В статье анализируется культурное пространство Брянска с точки зрения отражения в нем православной жизни и ее влияния на облик и судьбу города, основание которого произошло тремя годами раньше крещения Руси. Целью исследования является выявление специфики репрезентации образа Брянска как носителя христианских ценностей. Несмотря на разнообразие христианских тем, мотивов и образов, представленных в брянском тексте, в нем пока недостаточно осмыслена роль православия в становлении и развитии городской культуры. Статья выполнена в рамках семиотического подхода к изучению города. Предпринята попытка прочитать Брянск как текст, в качестве источников которого рассмотрены исторические мифы, культурный ландшафт, язык города и художественные тексты, сохраняющие богатую на события более чем тысячелетнюю историю топоса. Семиотическое прочтение Брянска с учетом его эволюции позволило выявить доминантные образы культурного пространства, наиболее полно воплощающие православные святыни и отражающие судьбу христианства в России. К ним относятся Покровская гора с целым комплексом храмовых построек, Свенский Успенский мужской монастырь, а также разрушенный в 1968 г. Новопокровский собор. О структуро- и смыслообразующей роли церквей в городском пространстве свидетельствует наличие годонимов, образованных от названий храмов. Святым и благодатным краем предстает Брянск в художественной картине мира. В ней весьма распространена аналогия между религиозными и природными образами, вкупе составляющими область сакрального в городе.
Экранная культура и экранные искусства
Жемчугова О.А. - Эволюция героев массового кино США и СССР/ России c. 83-92

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20781

Аннотация: В рамках исследования рассмотрен массовый кинематограф США и СССР. Несмотря на идеологическую полярность, культура данных стран была во многом взаимосвязана. В ее рамках применялись сходные инструменты для раскрытия важных символов, выражения общественных настроений. В довоенный период герои фильмов двух стран были похожи друг на друга - они жили в пространстве идеальной мечты, соответствующей актуальным ценностям того времени. Однако в послевоенный период эволюция героев массового кино США и СССР пошла в разных направлениях. Предметом данного исследования является анализ таких направлений. В качестве методологической основы использовался философско-культурологический подход, подразумевающий применение общенаучных методов системного и структурно-функционального анализа. Основным результатом проведенного исследования является выделение закономерностей развития образов протагонистов в массовом кино США и СССР/ России. Показано, что в фильмах США приоритет в таких образах отдается личности как таковой, а в отечественных кинокартинах - взаимосвязи личности и социума. Демонстрируются причины таких закономерностей.
Изобразительные искусства
Шоколо И.Н. - Типичное и индивидуальное в портретах духовенства кисти Б.М.Кустодиева. c. 93-105

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20479

Аннотация: Данная статья посвящена малоизученному аспекту творчества Бориса Михайловича Кустодиева – портретам русского духовенства. Произведения, исследуемые в комплексе, охватывают период с 1901 года по 1920 год: от женского портрета,созданного во время обучения в Императорской Академии Художеств, заказных работ и этюдов, до двух листов из поздней акварельной серии "Русские типы". Автором предлагается применение категорий «индивидуального» и «типичного» для анализа художественных образов священников и монахинь, созданных мастером. Живописные произведения предлагаются в хронологическом порядке их создания. Проводится стилистическая и композиционная оценка, позволяющая проследить развитие и использование художником колористических и декоративных принципов, как основных художественно-выразительных средств, в рамках традиций русской реалистической школы. В качестве научной новизны в статье отмечается путь становления восприятия художником клерикального образа от индивидуальных характеристик модели к обобщенно-значимым. В результате автор исследования определяет тему портрета духовного лица в творчестве Кустодиева, как неотъемлемую часть его миропонимания «русского» и «национального».
Архитектура и дизайн
Гудкова Т.В. - Архитектурно-художественное выражение стиля и образа жизни в минималистическом жилом пространстве c. 106-114

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20409

Аннотация: Предметом исследования является архитектурно-художественное выражение стиля и образа жизни в жилом минималистическом архитектурном пространстве. В статье рассматривается архитектурное жилое пространство как малое социальное пространство, которое имеет сходные характеристики с общим понятием, но, одновременно, и специфические особенности. Общность функций архитектурного пространства, как более общей категории, и жилого архитектурного пространства, дает основания для исследования его наравне с другими архитектурными социальными пространствами. Для этого автором были выделены особенности, характерные для минималистического архитектурного пространства. На основании антропологического подхода минималистическое жилое архитектурное пространство рассматривается как особый способ опредмечивания себя при помощи архитектурно-художественных средств образа и стиля жизни. На основании базовых стилистических средств минималистической архитектуры делаются выводы о том, что ведущими средствами архитектурно-художественного выражения стиля и образа жизни в минималистическом жилом пространстве являются простота, пустота и функциональность: простота во всем (предметах, мебели, поверхностях, функциях и т.д.); пустота внутреннего пространства (без вещей с минимумом мебели); качественная и высокотехнологическая функциональность процессов жизнеобеспечения в режиме «сон-бодрствование».
Музыка и музыкальная культура
Баярсайхан С.Б. - Саксофон в симфонических партитурах c. 115-124

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20625

Аннотация: В данной статье рассматривается одна из важных, но недостаточно исследованных проблем инструментовки, музыковедения, а также музыкальной педагогики, связанной с инструментоведением, инструментовкой и композицией – использование авторами оперно-симфонической и балетной музыки инструментов семейства саксофонов в своём творчестве. На основании результатов исследования ряда авторских партитур сочинений композиторов различных стран и культурно-исторических эпох, , а также научных трудов по вопросам теории и практики инструментовки, в статье раскрываются способы, особенности и тенденции применения представителей семейства саксофонов в партитурах произведений для симфонического оркестра и – как музыкально-сценического (опера, балет, музыкальные иллюстрации к драматическим произведениям), так и иных направлений (автономные сочинения и музыкальные иллюстрации к кинофильмам). Несмотря на проявленный композиторами интерес к семейству саксофонов, его представители семейства, однако, не стали постоянными участниками симфонического оркестра.
Сравнительно-исторические исследования
Костюков А.Л. - Укрепление позиций русского языка в мире c. 125-139

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20273

Аннотация: Данная статья посвящена анализу положения русского языка за пределами России, а также мерам, направленным на укрепление его позиций. Спустя годы после распада СССР, русский язык стал не столь популярным для изучения, а современные механизмы по его продвижению уже устарели и теряют свою эффективность. В работе рассматриваются потенциальные возможности и действия для укрепления гуманитарного и политического влияния России, как в странах ближнего зарубежья, так и на западе. Сравнительно-исторический и институциональный подходы составили теоретико-методологическую основу исследования. Также в работе используется компаративный подход, направленный на выявление позитивного опыта института культурной дипломатии, который мог бы быть адаптирован и применен на практике в рамках реализации современной российской внешней политики. В отечественных исследованиях уделяется недостаточное внимание анализу международного опыта в области применения культурной дипломатии как инструмента, оказывающего весомое влияние на успехи внешней политики, поэтому автор ставит перед собой задачу повлиять на позиции русского языка в мире. Это будет способствовать повышению международного престижа и уровня «доверия» страны, а также сможет определить эффективность имеющихся механизмов, открыть новые возможности многостороннего сотрудничества культурной дипломатии как инструмента реализации внешней политики РФ с представителями исполнительной власти иностранных государств на международной арене.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"