Тренды и управление - рубрика Человеческий фактор
по
Тренды и управление
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Тренды и управление" > Рубрика "Человеческий фактор"
Человеческий фактор
Лушкин А.М. - Технология автоматизированной рискометрии функциональной надёжности оператора эргатической системы

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.1.14117

Аннотация: Предметом исследования являются вопросы учета человеческого фактора при реализации управления функционированием сложных эргатических (человеко-машинных) систем при наличии малого (недостаточного для статистического прогнозирования) объема информации о нештатных (аварийных) ситуациях, обусловленных человеческим фактором, а также предпосылок к развитию таких ситуаций. То есть, решается задача оценивания вероятности события, не наблюдавшегося за исследуемый период, имеющая важное значение для обеспечения превентивного управления эргатической системой с учетом характеристик человеческого фактора. Методология исследования основана на теории функциональных состояний операторов систем "человек-машина", теории вероятностей, математической статистике. Новизна исследования заключается в разработке технологии прогностического оценивания функциональной надёжности пилота по оценке вероятности выхода пилотажных параметров за эксплуатационные ограничения в полете, реализованной в автоматизированной системе управления рисками безопасности полетов. Полученные результаты имеют общий характер, позволяющий применить их для адаптивного управления функционированием любых эргатических систем.
Лушкин А.М. - Технология автоматизированной рискометрии функциональной надёжности оператора эргатической системы c. 78-86

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.1.66022

Аннотация: Предметом исследования являются вопросы учета человеческого фактора при реализации управления функционированием сложных эргатических (человеко-машинных) систем при наличии малого (недостаточного для статистического прогнозирования) объема информации о нештатных (аварийных) ситуациях, обусловленных человеческим фактором, а также предпосылок к развитию таких ситуаций. То есть, решается задача оценивания вероятности события, не наблюдавшегося за исследуемый период, имеющая важное значение для обеспечения превентивного управления эргатической системой с учетом характеристик человеческого фактора. Методология исследования основана на теории функциональных состояний операторов систем "человек-машина", теории вероятностей, математической статистике. Новизна исследования заключается в разработке технологии прогностического оценивания функциональной надёжности пилота по оценке вероятности выхода пилотажных параметров за эксплуатационные ограничения в полете, реализованной в автоматизированной системе управления рисками безопасности полетов. Полученные результаты имеют общий характер, позволяющий применить их для адаптивного управления функционированием любых эргатических систем.
Лукаш А.А., Димитриев Ю.В., Житников А.Г. - Методы эргономического обеспечения разработки систем управления эргатических комплексов

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.2.14472

Аннотация: Предметом исследования является эргономическое обеспечение разработки систем отображения информации и управления эргатических комплексов, мероприятия и функции сторон «разработчик-заказчик» на различных этапах жизненного цикла образца авиационного эргатического комплекса в интересах максимально полного учета человеческого фактора. Исследования проведены на примере авиационных эргатических комплексов, что обеспечивает максимальную общность полученных результатов, поскольку такие комплексы являются одними из наиболее технически сложных эргатических комплексов, цена ошибочного действия оператора которых наиболее высока. Методология исследования основана на методах адаптивного управления, системного анализа, психологии труда, теории вероятностей, инженерной психологии, теории надежности, психофизиологии. Основным результатом проведенного исследования является систематизация методов эргономического обеспечения разработки систем отображения информации и управления эргатических систем, являющихся фундаментом обеспечения их эффективной и безопасной эксплуатации. Комплексная реализация таких методов обеспечивает максимально полный учет человеческого фактора для оптимизации взаимодействия оператора эргатической системы с ее техническими компонентами.
Лукаш А.А., Димитриев Ю.В., Житников А.Г. - Методы эргономического обеспечения разработки систем управления эргатических комплексов c. 154-161

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.2.66432

Аннотация: Предметом исследования является эргономическое обеспечение разработки систем отображения информации и управления эргатических комплексов, мероприятия и функции сторон «разработчик-заказчик» на различных этапах жизненного цикла образца авиационного эргатического комплекса в интересах максимально полного учета человеческого фактора. Исследования проведены на примере авиационных эргатических комплексов, что обеспечивает максимальную общность полученных результатов, поскольку такие комплексы являются одними из наиболее технически сложных эргатических комплексов, цена ошибочного действия оператора которых наиболее высока. Методология исследования основана на методах адаптивного управления, системного анализа, психологии труда, теории вероятностей, инженерной психологии, теории надежности, психофизиологии. Основным результатом проведенного исследования является систематизация методов эргономического обеспечения разработки систем отображения информации и управления эргатических систем, являющихся фундаментом обеспечения их эффективной и безопасной эксплуатации. Комплексная реализация таких методов обеспечивает максимально полный учет человеческого фактора для оптимизации взаимодействия оператора эргатической системы с ее техническими компонентами.
Бондаренко А.Г., Харитонов В.В., Соловей Ю.Н. - Эргономическая оптимизация обучающей среды при подготовке авиационных специалистов с использованием компьютерных систем

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.3.15898

Аннотация: Предметом исследования являются эргономические аспекты создания, испытаний и эксплуатации компьютерных систем обучения авиационных специалистов (в первую очередь летного состава). Процесс получения знаний с использованием компьютерных систем обучения рассмотрен как целенаправленный интерактивный процесс взаимодействия инструктора и обучаемого по заданной обучающей программе, в результате которого формируется обучающая среда, обеспечивающая приобретение (развитие) обучаемым знаний, умений и навыков. Эргономичность обучающей среды определяется соответствием характеристик технических средств обучения индивидуальным психофизиологическим возможностям и индивидуальным особенностям обучаемого. Методология исследования объединяет методы инженерной психологии, эргономики, педагогики, кибернетики, психологии экстремальных ситуаций, адаптивного управления, управления с обратной связью. Основными результатами исследования являются сформулированные систематизированные особенности конкретизации и учета эргономических аспектов при формировании и реализации обратной связи между обучаемым и инструктором, являющейся необходимым условием качественного обучения в интересах формирования устойчивых воспроизводимых знаний и навыков выполнения профессиональной деятельности в экстремальных условиях.
Бондаренко А.Г., Харитонов В.В., Соловей Ю.Н. - Эргономическая оптимизация обучающей среды при подготовке авиационных специалистов с использованием компьютерных систем c. 301-317

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.3.66961

Аннотация: Предметом исследования являются эргономические аспекты создания, испытаний и эксплуатации компьютерных систем обучения авиационных специалистов (в первую очередь летного состава). Процесс получения знаний с использованием компьютерных систем обучения рассмотрен как целенаправленный интерактивный процесс взаимодействия инструктора и обучаемого по заданной обучающей программе, в результате которого формируется обучающая среда, обеспечивающая приобретение (развитие) обучаемым знаний, умений и навыков. Эргономичность обучающей среды определяется соответствием характеристик технических средств обучения индивидуальным психофизиологическим возможностям и индивидуальным особенностям обучаемого. Методология исследования объединяет методы инженерной психологии, эргономики, педагогики, кибернетики, психологии экстремальных ситуаций, адаптивного управления, управления с обратной связью. Основными результатами исследования являются сформулированные систематизированные особенности конкретизации и учета эргономических аспектов при формировании и реализации обратной связи между обучаемым и инструктором, являющейся необходимым условием качественного обучения в интересах формирования устойчивых воспроизводимых знаний и навыков выполнения профессиональной деятельности в экстремальных условиях.
Климов Р.С. - Метод оценивания профессиональной подготовленности операторов робототехнических комплексов

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.4.17989

Аннотация: Предметом исследования являются процедуры оценивания профессиональной подготовленности операторов дистанционно-управляемых робототехнических комплексов . Актуальность исследования обусловлена тем, что повышающийся уровень роботизации и автоматизации таких комплексов приводит не к исключению человека из контура управления ими, а к усложнению его функций, а техническое совершенствование предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки операторов. Это требует своевременной и полной оценки эргономичности робототехнических комплексов и совершенствования системы обучения операторов с учетом потенциально и фактически достижимых оценок надежности и качества их профессиональной деятельности. Методология исследования объединяет методы системного анализа, эргономики, теории надежности, инженерной психологии, квалиметрии деятельности, технической кибернетики. Рассмотренный подход к оцениванию профессиональной подготовленности качества деятельности операторов дистанционно-управляемых робототехнических комплексов позволяет получить потенциально достижимые и фактически достигнутые оценки их освоения операторами в интересах объективизации процедур квалиметрии профессиональной подготовленности операторов, разработки и реализации управленческих решений, направленных на совершенствование как рабочих мест операторов так и стратегий их профессиональной подготовки.
Климов Р.С. - Метод оценивания профессиональной подготовленности операторов робототехнических комплексов c. 430-437

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.4.68483

Аннотация: Предметом исследования являются процедуры оценивания профессиональной подготовленности операторов дистанционно-управляемых робототехнических комплексов . Актуальность исследования обусловлена тем, что повышающийся уровень роботизации и автоматизации таких комплексов приводит не к исключению человека из контура управления ими, а к усложнению его функций, а техническое совершенствование предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки операторов. Это требует своевременной и полной оценки эргономичности робототехнических комплексов и совершенствования системы обучения операторов с учетом потенциально и фактически достижимых оценок надежности и качества их профессиональной деятельности. Методология исследования объединяет методы системного анализа, эргономики, теории надежности, инженерной психологии, квалиметрии деятельности, технической кибернетики. Рассмотренный подход к оцениванию профессиональной подготовленности качества деятельности операторов дистанционно-управляемых робототехнических комплексов позволяет получить потенциально достижимые и фактически достигнутые оценки их освоения операторами в интересах объективизации процедур квалиметрии профессиональной подготовленности операторов, разработки и реализации управленческих решений, направленных на совершенствование как рабочих мест операторов так и стратегий их профессиональной подготовки.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.