Тренды и управление - рубрика Тренды инновационного развития
по
Тренды и управление
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Тренды и управление" > Рубрика "Тренды инновационного развития"
Тренды инновационного развития
Душкин Р.В. - Многоагентные системы для кооперативных ИТС c. 42-50

DOI:
10.7256/2454-0730.2021.1.34169

Аннотация: В настоящей статье представлено видение автора на проблему создания интеллектуальных транспортных систем в условиях использования высокоавтоматизированных транспортных средств, свободно перемещающихся по улично-дорожным сетям городов. Рассмотрены вопросы организации из таких транспортных средств многоагентной системы для решения задач более высокого уровня, нежели доступных для решения каждым отдельным агентом (в случае настоящей работы — транспортным средством). Также рассмотрены различные типы взаимодействия транспортных средств друг с другом и агентами иной природы, а кроме того приведено несколько примеров новых задач, в которых организация такого взаимодействия будет иметь решающее значение.   Научная новизна представленной работы основана на применении отдельных методов и технологий теории многоагентных систем из области искусственного интеллекта к созданию интеллектуальных транспортных систем и организации безостановочного движения высокоавтоматизированных транспортных средств. Показано, что при помощи теории многоагентных систем можно решать более сложные задачи, чем доступно каждому отдельному агенту по отдельности и даже простой сумме невзаимодействующих агентов. Из этого следует возможности получения эмерджентных эффектов так называемого роевого интеллекта множества взаимодействующих агентов. Статья будет интересна всем, кто занят в транспортной отрасли и с интересом смотрит в будущее.
Яник А.А. - К концепции «космической экономики» c. 51-66

DOI:
10.7256/2454-0730.2018.1.25708

Аннотация: Статья посвящена вопросам концептуализации понятия «космическая экономика». В настоящее время этот термин практически не используется в российском публичном дискурсе и отсутствует как в понятийном аппарате науки, так и в официальных политико-правовых документах. Однако объективная необходимость адекватно учитывать в стратегиях национального развития меняющийся международный контекст (рост конкуренции на глобальном космическом рынке, вызовы новой «космической гонки», активное стимулирование национальными правительствами космической деятельности как драйвера общего социально-экономического прогресса) делает предмет статьи актуальным для отечественной науки и практики. Для целей настоящей работы использованы общенаучные (обобщение, анализ, синтез), сравнительные (в том числе сравнительно-правовые) и эмпирические методы исследования. В работе уделено внимание демонстрации полезности включения в научный и практический оборот понятия «космическая экономика». Показано, что дискуссия о понятиях – это необходимая часть освоения действительности, поскольку нередко отсутствие адекватного термина исключает из сферы восприятия (а следовательно, контроля и управления) важные процессы с долговременными последствиями. Сформулирован ряд практических рекомендаций по совершенствованию институционально-правового обеспечения развития космического сектора в России.
Зеленков М.Ю. - Критерии и методы оценки эффективности цифровизации управления транспортно-логистическими системами c. 76-90

DOI:
10.7256/2454-0730.2019.2.29798

Аннотация: Объектом исследования выступает управляющая система, как часть транспортно-логистического комплекса. Предметом – цифровизация управляющей системы. Цель - на основе результатов исследования перехода к цифровизации логистики выявить и обосновать критерии и методы, позволяющие оценить степень эффективности внедрения цифровых технологий в систему управления логистическими процессами. Теоретическую базу исследования составили работы по исследованию эффективности процессов перехода от традиционной системы управления к цифровой, а также обосновывающие математический аппарат, позволяющий получить количественные оценки эффективности. Проведен анализ факторов, влияющих на управление логистическим процессом, что позволило сформулировать понятие оперативной, технической и экономической эффективности процесса цифровизации управляющей системы. Выявлены элементы системы управления логистическим процессом, подлежащие первоочередному переводу с традиционной элементной базы на цифровую. Проведено теоретическое обоснование предлагаемых критериев оценки эффективности цифровизации управления транспортно-логистической системой и раскрыты методы их оценки. Методологической базой исследования выступил комплекс методов, эвристически и гносеологически оправданных целями и задачами работы. Применена совокупность методов системного анализа, позволившая логически стройно выстроить систему критериев и показателей оценки эффективности цифровизации управляющей системы. Используя гносеологический потенциал общенаучных методов автор сформулировал свое видение категории эффективность цифровизации управления транспортно-логистической системы. Научная новизна состоит в теоретическом и практическом обосновании выбора критериев, показателей и методов оценки эффективности цифровизации управляющей системы. Полученные результаты привели автора к выводу о том, что задача оценки эффективности цифровизации управляющей системы в логистической отрасли как в теоретическом, так и в методологическом отношении полностью еще не решена.
Тихонов А.А. - Выбор модели стратегического управления развитием сельскохозяйственных предприятий

DOI:
10.7256/2454-0730.2013.3.9402

Аннотация: В статье характеризуется соответствие моделей стратегического управления развитием сельскохозяйственного предприятия уровню предсказуемости изменений внешней среды. Представлен алгоритм выбора модели стратегического управления развитием сельскохозяйственных предприятий. Актуализируется необходимость обоснования конкретных моделей управления исходя из специфики деятельности, возможностей и приоритетов развития конкретного сельскохозяйственного предприятия в условиях влияния динамичной внешней среды. В результате проделанного исследования автор приходит к следующим выводам: стратегическое управление реализуется через систему стратегических моделей. Ввиду многовекторности и разнообразия признаков внешней среды и индивидуальных особенностей субъектов рынка не существуют прогрессивных или устаревших стратегических моделей управления. Дальнейшее развитие общественных отношений и науки об управлении могут продуцировать новые модели, которые будут пригодными для решения новых задач в других условиях. Утверждение непригодности некоторых существующих моделей стратегического управления может быть обусловлено лишь упрощенным виденьем однообразия параметров внешней среды, которые изменяются под воздействием одинаковых факторов одновременно во всех сферах ведения хозяйства.
Тихонов А.А. - Выбор модели стратегического управления развитием сельскохозяйственных предприятий c. 82-90

DOI:
10.7256/2454-0730.2013.3.63281

Аннотация: в статье характеризуется соответствие моделей стратегического управления развитием сельскохозяйственного предприятия уровню предсказуемости изменений внешней среды. Представлен алгоритм выбора модели стратегического управления развитием сельскохозяйственных предприятий. Актуализируется необходимость обоснования конкретных моделей управления исходя из специфики деятельности, возможностей и приоритетов развития конкретного сельскохозяйственного предприятия в условиях влияния динамичной внешней среды.
Волокитина Ю.В. - Порядок реализации государственной инновационной политики путём использования правового потенциала отечественных ОЭЗ

DOI:
10.7256/2454-0730.2013.2.5166

Аннотация: Настоящая статья посвящена изучению правовых вопросов повышения инновационного потенциала отечественных технико-внедренческих ОЭЗ с целью формулирования возможных изменений в законодательстве, которые будут стимулировать научно-техническое развитие на территории этого типа ОЭЗ.
Ю.В. Волокитина - Порядок реализации государственной инновационной политики путём использования правового потенциала отечественных ОЭЗ c. 236-240

DOI:
10.7256/2454-0730.2013.2.63206

Аннотация: Настоящая статья посвящена изучению правовых вопросов повышения инновационного потенциала отечественных технико-внедренческих ОЭЗ с целью формулирования возможных изменений в законодательстве, которые будут стимулировать научно-техническое развитие на территории этого типа ОЭЗ.
Абрамов Р.А. - Основные направления построения инновационных систем в пространстве Союзного государства до 2030 года

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.4.20733

Аннотация: Объектом исследования являются инновационные системы Союзного государства. Предметом исследования является формирование структурной направленности проектирования инновационных систем в интеграционных объединениях. В качестве подобного образования рассматривается межгосударственный союз России и Беларуси. Анализируется исторический опыт и эффективность современных программ сотрудничества и их комплексность. Показывается организационное обеспечение данного сотрудничества, бюджетное и частное финансирование. Целью работы является выработка направлений технического, экономического, инновационного и социального сотрудничества между государствами, которое будет способствовать дальнейшей интеграции и построению единого экономического и политического пространства. Методологией работы является прогностическая оценка и формирование критериев эффективности существующих систем в аспекте долевого достижения поставленных проектами результатов. Результатами работы является формирование тезиса, что поиск и создание "новых рынков" для оптимизации, развития, расширения предпринимательской деятельности или создание нового бизнеса становятся насущными потребностями современной экономики. Показано, что скорость, с которой меняются потребности людей, способы организации их жизни, труда, досуга, побуждает специалистов различных отраслей (экономистов, программистов, маркетологов, психологов и т.д.) работать над тематикой формирования и исследования пространства зарождения и функционирования новых рынков. Подобные инновационные системы являются основанием для построения устойчивой концепции государственного функционирования. В рамках интеграционных объединений как Союзное государство существует необходимость дифференциации также и разницы в подходах в национальных системах инновационного типа. Научная новизна заключается в определении структуры инновационных систем Союзного государства. Предлагается создание государственных проектов на основе указанных направлений. Выводами работы является анализ и предложение развития инновационных систем в рамках межгосударственного союза не только в целях развития общего социально-экономического и политического пространства, но также и определение факторов ограничения и потенциального расширения сотрудничества в инновационных системах Союзного государства.
Абрамов Р.А. - Основные направления построения инновационных систем в пространстве Союзного государства до 2030 года c. 400-409

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.4.68480

Аннотация: Объектом исследования являются инновационные системы Союзного государства. Предметом исследования является формирование структурной направленности проектирования инновационных систем в интеграционных объединениях. В качестве подобного образования рассматривается межгосударственный союз России и Беларуси. Анализируется исторический опыт и эффективность современных программ сотрудничества и их комплексность. Показывается организационное обеспечение данного сотрудничества, бюджетное и частное финансирование. Целью работы является выработка направлений технического, экономического, инновационного и социального сотрудничества между государствами, которое будет способствовать дальнейшей интеграции и построению единого экономического и политического пространства. Методологией работы является прогностическая оценка и формирование критериев эффективности существующих систем в аспекте долевого достижения поставленных проектами результатов. Результатами работы является формирование тезиса, что поиск и создание "новых рынков" для оптимизации, развития, расширения предпринимательской деятельности или создание нового бизнеса становятся насущными потребностями современной экономики. Показано, что скорость, с которой меняются потребности людей, способы организации их жизни, труда, досуга, побуждает специалистов различных отраслей (экономистов, программистов, маркетологов, психологов и т.д.) работать над тематикой формирования и исследования пространства зарождения и функционирования новых рынков. Подобные инновационные системы являются основанием для построения устойчивой концепции государственного функционирования. В рамках интеграционных объединений как Союзное государство существует необходимость дифференциации также и разницы в подходах в национальных системах инновационного типа. Научная новизна заключается в определении структуры инновационных систем Союзного государства. Предлагается создание государственных проектов на основе указанных направлений. Выводами работы является анализ и предложение развития инновационных систем в рамках межгосударственного союза не только в целях развития общего социально-экономического и политического пространства, но также и определение факторов ограничения и потенциального расширения сотрудничества в инновационных системах Союзного государства.
Хрипунов С.П., Чиров Д.С., Благодарящев И.В. - Военная робототехника: современные тренды и векторы развития

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.4.17117

Аннотация: Предметом исследования являются процессы роботизации Вооруженных Сил Российской Федерации, которая по ряду причин начата с отставанием от большинства экономически развитых иностранных государств. В статье представлен анализ состояния зарубежной и отечественной военной робототехники, дана характеристика системы роботизации ВС РФ, показаны особенности научно-методического аппарата по обоснованию задач военной робототехники, архитектура системы моделирования облика и виртуальной отработки применения робототехнических комплексов, оценивания их эффективности, а также особенности обоснования рациональной номенклатуры и потребного количества и управления жизненным циклом на основе технологий интегрированной логистической поддержки. Методология исследования агрегирует методы системного анализа, научного прогнозирования, логистики, квалиметрии, эконометрики, архитектоники образования, информационно-логического проектирования. Основными результатами исследования являются выявленные современные тренды и векторы развития военной робототехники: с единых позиций изложены основные (заслуживающие повышенного внимания и требующие оперативного решения) вопросы роботизации Вооруженных Сил Российской Федерации, позволяющие систематизировать работу по обеспечению сбалансированного развития отечественной военной робототехники.
Логинова Е.В., Мирецкий И.Ю., Попов П.В. - Роль инфраструктурных факторов в обеспечении экономического роста

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.4.21133

Аннотация: Объектом исследования выступают инфраструктурные факторы, которые в своем взаимодействии с ресурсными и институциональными факторами определяют условия и возможности для экономического роста. Предмет исследования составляют экономические связи, возникающие в процессе реализации инновационного потенциала инфраструктурных факторов, создающем условия для экономического роста в современной России. Авторы на основании анализа ресурсных, институциональных и инфраструктурных факторов экономического развития дают характеристику их функциональной роли в обеспечении экономического роста и обосновывают необходимость приоритетного развития инфраструктурных факторов, среди которых особая роль отводится развитию логистической инфраструктуры, обладающей высоким инновационным потенциалом. В рамках фундаментального системно-функционального подхода к исследуемому объекту были применены следующие аналитические методы: структурный, комплексный, сравнительный и монографический. Выводы работы основываются на результатах использования таких частных методов анализа, как типологизация, структурирование, сопоставление и графическая экстраполяция. Новизна исследования заключается в теоретическом обосновании механизма взаимодействия ресурсных, институциональных и инфраструктурных факторов в обеспечении экономического роста в современной России. В работе на основе анализа инновационной активности отраслей отечественной промышленности и сферы услуг обосновывается необходимость приоритетного развития логистической инфраструктуры, которая, исходя из своей роли в инновационном процессе, способна выполнять функцию драйвера экономического роста. Степень влияния логистической инфраструктуры на экономический рост также обосновывается посредством реализации бинарного подхода к построению модели экономического роста инновационного типа, основанной на взаимодействии инновационных и неинновационных элементов в структуре социально-экономической системы. В практическом аспекте применение этой модели позволяет не только формировать прогнозный расчет темпов экономического роста и определять необходимую для их ускорения структуру экономики, но и выявлять степень влияния логистической инфраструктуры на экономический рост.
Хрипунов С.П., Чиров Д.С., Благодарящев И.В. - Военная робототехника: современные тренды и векторы развития c. 410-422

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.4.67141

Аннотация: Предметом исследования являются процессы роботизации Вооруженных Сил Российской Федерации, которая по ряду причин начата с отставанием от большинства экономически развитых иностранных государств. В статье представлен анализ состояния зарубежной и отечественной военной робототехники, дана характеристика системы роботизации ВС РФ, показаны особенности научно-методического аппарата по обоснованию задач военной робототехники, архитектура системы моделирования облика и виртуальной отработки применения робототехнических комплексов, оценивания их эффективности, а также особенности обоснования рациональной номенклатуры и потребного количества и управления жизненным циклом на основе технологий интегрированной логистической поддержки. Методология исследования агрегирует методы системного анализа, научного прогнозирования, логистики, квалиметрии, эконометрики, архитектоники образования, информационно-логического проектирования. Основными результатами исследования являются выявленные современные тренды и векторы развития военной робототехники: с единых позиций изложены основные (заслуживающие повышенного внимания и требующие оперативного решения) вопросы роботизации Вооруженных Сил Российской Федерации, позволяющие систематизировать работу по обеспечению сбалансированного развития отечественной военной робототехники.
Логинова Е.В., Мирецкий И.Ю., Попов П.В. - Роль инфраструктурных факторов в обеспечении экономического роста c. 410-418

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.4.68481

Аннотация: Объектом исследования выступают инфраструктурные факторы, которые в своем взаимодействии с ресурсными и институциональными факторами определяют условия и возможности для экономического роста. Предмет исследования составляют экономические связи, возникающие в процессе реализации инновационного потенциала инфраструктурных факторов, создающем условия для экономического роста в современной России. Авторы на основании анализа ресурсных, институциональных и инфраструктурных факторов экономического развития дают характеристику их функциональной роли в обеспечении экономического роста и обосновывают необходимость приоритетного развития инфраструктурных факторов, среди которых особая роль отводится развитию логистической инфраструктуры, обладающей высоким инновационным потенциалом. В рамках фундаментального системно-функционального подхода к исследуемому объекту были применены следующие аналитические методы: структурный, комплексный, сравнительный и монографический. Выводы работы основываются на результатах использования таких частных методов анализа, как типологизация, структурирование, сопоставление и графическая экстраполяция. Новизна исследования заключается в теоретическом обосновании механизма взаимодействия ресурсных, институциональных и инфраструктурных факторов в обеспечении экономического роста в современной России. В работе на основе анализа инновационной активности отраслей отечественной промышленности и сферы услуг обосновывается необходимость приоритетного развития логистической инфраструктуры, которая, исходя из своей роли в инновационном процессе, способна выполнять функцию драйвера экономического роста. Степень влияния логистической инфраструктуры на экономический рост также обосновывается посредством реализации бинарного подхода к построению модели экономического роста инновационного типа, основанной на взаимодействии инновационных и неинновационных элементов в структуре социально-экономической системы. В практическом аспекте применение этой модели позволяет не только формировать прогнозный расчет темпов экономического роста и определять необходимую для их ускорения структуру экономики, но и выявлять степень влияния логистической инфраструктуры на экономический рост.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.