Тренды и управление - рубрика Тренды мировой политики
по
Тренды и управление
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Тренды и управление" > Рубрика "Тренды мировой политики"
Тренды мировой политики
Калачев Д.Н. - Эволюция отношений сотрудничества между Россией и НАТО

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.1.14065

Аннотация: Статья посвящена эволюции сотрудничества между НАТО и современной Россией. Автор обращается к истокам установления партнерских отношений между сторонами, анализируя заключенные соглашения и созданные в соответствии с ними структуры. Ключевыми для эволюции сотрудничества признаются два документа – «Основополагающий акт Россия – НАТО» и «Отношения Россия – НАТО: Новое качество», в соответствии с которыми были образованы соответственно Совместный постоянный совет Россия – НАТО и Совет Россия – НАТО. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Автор уделяет значительное внимание сравнению двух структур, что позволяет ему сделать выводы об изменении приоритетов сотрудничества. Также автор анализирует ключевые направления сотрудничества между сторонами в рамках современных совместных институтов и обращается к теме современного кризиса сотрудничества между Россией и НАТО.
Калачев Д.Н. - Эволюция отношений сотрудничества между Россией и НАТО c. 23-30

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.1.66017

Аннотация: Статья посвящена эволюции сотрудничества между НАТО и современной Россией. Автор обращается к истокам установления партнерских отношений между сторонами, анализируя заключенные соглашения и созданные в соответствии с ними структуры. Ключевыми для эволюции сотрудничества признаются два документа – «Основополагающий акт Россия – НАТО» и «Отношения Россия – НАТО: Новое качество», в соответствии с которыми были образованы соответственно Совместный постоянный совет Россия – НАТО и Совет Россия – НАТО. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Автор уделяет значительное внимание сравнению двух структур, что позволяет ему сделать выводы об изменении приоритетов сотрудничества. Также автор анализирует ключевые направления сотрудничества между сторонами в рамках современных совместных институтов и обращается к теме современного кризиса сотрудничества между Россией и НАТО.
Райхлин Э.И. - Куда движется КНР: попытка заглянуть в будущее

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.1.14204

Аннотация: Этот вопрос косвенно уже был задан в статье под названием «Попытка осмыслить характер развития КНР», опубликованной (в трех частях) в журнале Международные отношения, 11, 18 и 23 февраля 2013 года. В настоящей статье мы попытаемся еще раз взглянуть на доступные нам факты и попробуем выяснить, насколько обоснованными являются как положительные, так и отрицательные чувства наблюдателей по поводу происходящих в Китае грандиозных перемен. Для того, чтобы такая попытка не превратилась в простые рассуждения, призовём на помощь сравнительно-политический анализ, а в качестве страны для сравнения с КНР и с динамикой её движения возьмём СССР и динамику его движения. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Основные изменения в народнохозяйственном планировании КНР произошли при составлении 10-го пятилетнего плана (2000-2005 гг.) в условиях вступления КНР в ВТО, ускорения реструктуризации мировой экономики, развития информации и новых и высоких технологий, компьютеризации общества и развития научно-технического прогресса, значительного увеличения количества транснациональных корпораций (ТНК) и расширения масштабов их деятельности. В результате в Китае произошли значительные изменения в экономике, которые во многом способствовали изменениям в системе составления народнохозяйственных планов. Основные изменения в системе планирования, связанные с переходом от директивного к индикативному планированию, начались при составлении 10-го пятилетнего плана (2001-2005 гг.), который знаменовал собой полный переход от установления количественных показателей к качественным.
Райхлин Э.И. - Куда движется КНР: попытка заглянуть в будущее c. 31-35

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.1.66018

Аннотация: Этот вопрос косвенно уже был задан в статье под названием «Попытка осмыслить характер развития КНР», опубликованной (в трех частях) в журнале Международные отношения, 11, 18 и 23 февраля 2013 года. В настоящей статье мы попытаемся еще раз взглянуть на доступные нам факты и попробуем выяснить, насколько обоснованными являются как положительные, так и отрицательные чувства наблюдателей по поводу происходящих в Китае грандиозных перемен. Для того, чтобы такая попытка не превратилась в простые рассуждения, призовём на помощь сравнительно-политический анализ, а в качестве страны для сравнения с КНР и с динамикой её движения возьмём СССР и динамику его движения. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Основные изменения в народнохозяйственном планировании КНР произошли при составлении 10-го пятилетнего плана (2000-2005 гг.) в условиях вступления КНР в ВТО, ускорения реструктуризации мировой экономики, развития информации и новых и высоких технологий, компьютеризации общества и развития научно-технического прогресса, значительного увеличения количества транснациональных корпораций (ТНК) и расширения масштабов их деятельности. В результате в Китае произошли значительные изменения в экономике, которые во многом способствовали изменениям в системе составления народнохозяйственных планов. Основные изменения в системе планирования, связанные с переходом от директивного к индикативному планированию, начались при составлении 10-го пятилетнего плана (2001-2005 гг.), который знаменовал собой полный переход от установления количественных показателей к качественным.
Шахрай С.М. - Россия – Китай - США: проблемы взаимопонимания в системе отношений c. 46-58

DOI:
10.7256/2454-0730.2019.4.32290

Аннотация: Предметом статьи является обоснование актуальности исследования различий в понимании Россией, Китаем и США одних и тех же понятий, образных выражений, способов действий в отношениях друг с другом и на международной арене в целом. Показано, что повышение достоверности результатов анализа и прогноза развития отношений в системе Россия – КНР – США является не только политическим, но, прежде всего, научным и культурным вызовом, поскольку необходимо глубокое знание особенностей «картин мира», деловых и дипломатических традиций каждой из сторон. Продемонстрированы примеры различного понимания широко распространенных выражений, которые страны используют в своей внешнеполитической лексике. Для решения задач исследования были использованы общенаучные подходы (анализ, синтез, систематизация, выдвижение гипотез), сравнительные методы. Сделан вывод, что различия в «картинах мира», кросс-культурные проблемы, несовпадения в намерениях и способах их выражения, которые прежде прояснялись и сглаживались, благодаря усилиям профессиональной дипломатии, сегодня из-за персонализации и «твиттеризации» внешней политики серьезно осложняют не только отношения государств, но и становятся источником конфликтов, опасных для всего мира. Прояснение сути дискурса сторон важно для профилактики рисков, возникающих «из-за недопонимания», а также для разработки содержательной модели желаемого будущего в треугольнике Россия-США-КНР.
Бочарников И.В. - Неядерное сдерживание как фактор обеспечения безопасности и суверенитета России в современных условиях

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.2.14226

Аннотация: В настоящей статье анализируется содержание принятых высшим военно-политическим руководством России решений по обеспечению национальной и военной безопасности страны, в том числе отраженных в новой редакции Военной доктрины. Важнейшим фактором обеспечения суверенитета и безопасности Российской Федерации является неядерное сдерживание, впервые декларированное в Военной доктрине Российской Федерации. В статье на основе анализа сложившейся военно-политической ситуации в мире раскрывается авторское видение содержания его основных перспективных направлений. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. В статье представлены основные блоки направлений неядерного сдерживания, которые детализированы в Военной доктрине. Их реализация в полной мере, на наш взгляд является гарантией, как предотвращения агрессии, так и в целом обеспечении военной безопасности государства. Логика Военной доктрины очевидна – создать условия для того чтобы не было искушения опробовать на прочность безопасность России. Общим же лейтмотивом принятых в конце 2014 года решений в области военной безопасности решений стала констатация, того, что у России есть, что защищать, есть, кому и есть, чем защищать и система стратегического сдерживания в этом плане играет ключевую роль.
Бочарников И.В. - Неядерное сдерживание как фактор обеспечения безопасности и суверенитета России в современных условиях c. 120-128

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.2.66427

Аннотация: В настоящей статье анализируется содержание принятых высшим военно-политическим руководством России решений по обеспечению национальной и военной безопасности страны, в том числе отраженных в новой редакции Военной доктрины. Важнейшим фактором обеспечения суверенитета и безопасности Российской Федерации является неядерное сдерживание, впервые декларированное в Военной доктрине Российской Федерации. В статье на основе анализа сложившейся военно-политической ситуации в мире раскрывается авторское видение содержания его основных перспективных направлений. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. В статье представлены основные блоки направлений неядерного сдерживания, которые детализированы в Военной доктрине. Их реализация в полной мере, на наш взгляд является гарантией, как предотвращения агрессии, так и в целом обеспечении военной безопасности государства. Логика Военной доктрины очевидна – создать условия для того чтобы не было искушения опробовать на прочность безопасность России. Общим же лейтмотивом принятых в конце 2014 года решений в области военной безопасности решений стала констатация, того, что у России есть, что защищать, есть, кому и есть, чем защищать и система стратегического сдерживания в этом плане играет ключевую роль.
Зольнова М.Г. - Общественная дипломатия Швеции

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.2.12407

Аннотация: В XXI веке Швеция уверенно стремится к расширению своего влияния на мировой арене, при этом страна проводит внешнеполитический курс, направленный на скорейшую интеграцию с Европейским Союзом. Помимо решения задач по сближению с ЕС, внешнеполитический курс Швеции направлен также на решение глобальных задач мирового масштаба и не ограничивается только отстаиванием национальных интересов страны. Для решения подобных глобальных задач Швеция использует общественную дипломатию, проводником которой выступают неправительственные организации, фонды и представительства. Самая крупная организация в общественной дипломатии Швеции - это Шведский Институт, отвечающий за формирование положительного имиджа страны. Культура для шведской общественной дипломатии, является одним из важнейших факторов влияния. Швеция, как относительно малая страна, вступившая в Европейский Союз, оказывает влияние на мир с помощью информационно-коммуникационной технологии, такой, как общественная дипломатия. Общественная дипломатия Швеции представлена различными культурными центрами, институтами, межгосударственными организациями, правительственными и неправительственными организациями, фондами, представительствами, агенствами по развитию гуманитарных и культурных связей.
Зольнова М.Г. - Общественная дипломатия Швеции c. 137-146

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.2.65189

Аннотация: В XXI веке Швеция уверенно стремится к расширению своего влияния на мировой арене, при этом страна проводит внешнеполитический курс, направленный на скорейшую интеграцию с Европейским Союзом. Помимо решения задач по сближению с ЕС, внешнеполитический курс Швеции направлен также на решение глобальных задач мирового масштаба и не ограничивается только отстаиванием национальных интересов страны. Для решения подобных глобальных задач Швеция использует общественную дипломатию, проводником которой выступают неправительственные организации, фонды и представительства. Самая крупная организация в общественной дипломатии Швеции - это Шведский Институт, отвечающий за формирование положительного имиджа страны. Культура для шведской общественной дипломатии, является одним из важнейших факторов влияния. Швеция, как относительно малая страна, вступившая в Европейский Союз, оказывает влияние на мир с помощью информационно-коммуникационной технологии, такой, как общественная дипломатия. Общественная дипломатия Швеции представлена различными культурными центрами, институтами, межгосударственными организациями, правительственными и неправительственными организациями, фондами, представительствами, агенствами по развитию гуманитарных и культурных связей.
Карпович О.Г. - Современные международные конфликты и конфликтные противоречия в формирующемся многополярном мире

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.2.16608

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию основных противоречий и конфликтов в современном глобализующемся мире, стоящем на пороге формирования новой многополярной политической системы. Объект исследования – процессы формирования новой мировой системы, основанной на многополярности, в том числе – современные геополитические и глобализационные процессы. Предмет настоящего исследования – конфликты и противоречия в современном глобализующемся мире и перспективы Российской Федерации по продвижению своих национальных интересов в условиях нарастающей глобальной нестабильности. Цель настоящего исследования – выявление и анализ основных противоречий и конфликтов в современном мире. Методологической основой исследования являются системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор обращает внимание на то, что современный мир представляет собой сложное переплетение интересов различных государств, национальных экономик, транснациональных корпораций, этнических, религиозных, культурных общностей. Завершение «холодной войны», возникновение зоны нестабильности в Евразии, на Украине, на Ближнем Востоке, стремление США к мировому лидерству, распространению западных ценностей, применение политики двойных стандартов привели к усилению геополитических, геоэкономических, межэтнических и межрелигиозных противоречий, возникновению ряда вооруженных конфликтов. В этих условиях Россия должна направить усилия на сохранение и укрепление своих позиций в противоборстве с другими державами в геополитической, геоэкономической и культурно-цивилизационной сфере.
Карпович О.Г. - Современные международные конфликты и конфликтные противоречия в формирующемся многополярном мире c. 153-161

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.2.67815

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию основных противоречий и конфликтов в современном глобализующемся мире, стоящем на пороге формирования новой многополярной политической системы. Объект исследования – процессы формирования новой мировой системы, основанной на многополярности, в том числе – современные геополитические и глобализационные процессы. Предмет настоящего исследования – конфликты и противоречия в современном глобализующемся мире и перспективы Российской Федерации по продвижению своих национальных интересов в условиях нарастающей глобальной нестабильности. Цель настоящего исследования – выявление и анализ основных противоречий и конфликтов в современном мире. Методологической основой исследования являются системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор обращает внимание на то, что современный мир представляет собой сложное переплетение интересов различных государств, национальных экономик, транснациональных корпораций, этнических, религиозных, культурных общностей. Завершение «холодной войны», возникновение зоны нестабильности в Евразии, на Украине, на Ближнем Востоке, стремление США к мировому лидерству, распространению западных ценностей, применение политики двойных стандартов привели к усилению геополитических, геоэкономических, межэтнических и межрелигиозных противоречий, возникновению ряда вооруженных конфликтов. В этих условиях Россия должна направить усилия на сохранение и укрепление своих позиций в противоборстве с другими державами в геополитической, геоэкономической и культурно-цивилизационной сфере.
Карякин В.В. - Политология в эпоху постмодерна: синергия, сложность и нелинейность социально-политических и международных систем

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.3.16323

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу эволюции политологии. Объектом исследования выступает российская и мировая политическая наука, предметом исследования - тенденции и закономерности ее эволюционного развития в эпоху постмодерна. Отмечено, что в эпоху глобализации идеология либерализма, как политическая теория и практика Запада, стала инструментом формирования глобальных экономических, информационных и культурных пространств. При этом политологические исследования направлены на изучение и анализ характеристик сложных и нелинейных социально-политических систем, обладающих высокими темпами изменчивости. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Политические реалии ускоряющейся трансформации современного мира поставили на повестку дня научных исследований вопрос о том, что социально-политические и экономические системы необходимо рассматривать как саморегулирующиеся и саморазвивающиеся системы, сетевые по своей структуре, нелинейные и открытые внешней среде и подверженные воздействию социальной энтропии.
Карякин В.В. - Политология в эпоху постмодерна: синергия, сложность и нелинейность социально-политических и международных систем c. 233-243

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.3.66953

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу эволюции политологии. Объектом исследования выступает российская и мировая политическая наука, предметом исследования - тенденции и закономерности ее эволюционного развития в эпоху постмодерна. Отмечено, что в эпоху глобализации идеология либерализма, как политическая теория и практика Запада, стала инструментом формирования глобальных экономических, информационных и культурных пространств. При этом политологические исследования направлены на изучение и анализ характеристик сложных и нелинейных социально-политических систем, обладающих высокими темпами изменчивости. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Политические реалии ускоряющейся трансформации современного мира поставили на повестку дня научных исследований вопрос о том, что социально-политические и экономические системы необходимо рассматривать как саморегулирующиеся и саморазвивающиеся системы, сетевые по своей структуре, нелинейные и открытые внешней среде и подверженные воздействию социальной энтропии.
Бражников П.П. - Перспективы многополярного мира

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.3.18813

Аннотация: Данная статья написана исходя из предположения, что государство функционально во многом схоже с коммерческими организациями. Утверждается, что основная функция государства - производство и «продажа» услуг по обеспечению условий труда. Условия обеспечиваются различными подсистемами государств и являются ответом элементам государства, его гражданам, на их вложенный труд. Подобное взаимодействие является основой устойчивости государственных систем. На перечисленных тезисах строится и рассматривается упрощенная экономическая модель рынка государств. Исходя из приведенной экономической модели, делаются выводы о механизмах становления монополии или олигополии, которые и являются случаями монополярности или многополярности мира. Представленная модель позволяет лучше понять международную политическую структуру, а также сделать предположения о ее перспективах. Приведены естественные механизмы монополизации международного рынка. Данные механизмы основываются на распространении регулирующей конкуренции и повышении привлекательности среды государства-лидера рынка. Такие условия будут характеризоваться высоким, но маловероятным выигрышем. Одновременно происходит распространение "символического капитала" экономического центра, что выражается в популярности его товаров и брендов. Эти механизмы приводят к включению резидентов других стран в подсистемы государства-лидера. Далее показано, что при достаточно большой степени монополизации международной системы, возникнут предпосылки появления второго олигополиста. Переход монополии в дуополию возможен благодаря высокой стоимости условий государства-лидера. Конкурентное преимущество второго конкурента будет в высокой надежности вознаграждения, но не его величины. Равновесие в подобной дуополии возможно лишь, если второй дуополист согласится с позицией ведомого, но не лидера. В итоге показана невозможность устойчивой системы при количестве олигополистов свыше двух. Что означает невозможность многополярного мира, кроме биполярного. В конце статьи описан механизм утраты монопольной власти государством-лидером рынка и появления нового лидера. Обоснование утверждений основано на ограниченности ресурсов государственных систем.
Бражников П.П. - Перспективы многополярного мира c. 246-257

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.3.68192

Аннотация: Данная статья написана исходя из предположения, что государство функционально во многом схоже с коммерческими организациями. Утверждается, что основная функция государства - производство и «продажа» услуг по обеспечению условий труда. Условия обеспечиваются различными подсистемами государств и являются ответом элементам государства, его гражданам, на их вложенный труд. Подобное взаимодействие является основой устойчивости государственных систем. На перечисленных тезисах строится и рассматривается упрощенная экономическая модель рынка государств. Исходя из приведенной экономической модели, делаются выводы о механизмах становления монополии или олигополии, которые и являются случаями монополярности или многополярности мира. Представленная модель позволяет лучше понять международную политическую структуру, а также сделать предположения о ее перспективах. Приведены естественные механизмы монополизации международного рынка. Данные механизмы основываются на распространении регулирующей конкуренции и повышении привлекательности среды государства-лидера рынка. Такие условия будут характеризоваться высоким, но маловероятным выигрышем. Одновременно происходит распространение "символического капитала" экономического центра, что выражается в популярности его товаров и брендов. Эти механизмы приводят к включению резидентов других стран в подсистемы государства-лидера. Далее показано, что при достаточно большой степени монополизации международной системы, возникнут предпосылки появления второго олигополиста. Переход монополии в дуополию возможен благодаря высокой стоимости условий государства-лидера. Конкурентное преимущество второго конкурента будет в высокой надежности вознаграждения, но не его величины. Равновесие в подобной дуополии возможно лишь, если второй дуополист согласится с позицией ведомого, но не лидера. В итоге показана невозможность устойчивой системы при количестве олигополистов свыше двух. Что означает невозможность многополярного мира, кроме биполярного. В конце статьи описан механизм утраты монопольной власти государством-лидером рынка и появления нового лидера. Обоснование утверждений основано на ограниченности ресурсов государственных систем.
Ястремский А.М. - Китай и страны мира: политика колонизации или интеграция?

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.12799

Аннотация: Рассматриваемая проблема весьма актуальна в связи с происходящими глобальными процессами на мировой арене и усилением роли Китая в современном мире. Всеми правдами и неправдами Китай стремится интегрироваться в отдельные страны и регионы мира. Это вызвано всем процессом его исторического развития. Бурно развивающейся китайской экономике необходимы сырье, рынки сбыта своих товаров, обеспечение многочисленного населения работой для создания стабильной обстановки внутри страны. Некоторыми важнейшими направлениями интеграции Китая являются территориальное расширение границ, в первую очередь за счет соседей, экономическое и демографическое. Как показывает исторический опыт, не исключено и военное решение некоторых вопросов в региональном (можно предположить и мировом) масштабе. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Сегодня Китай вовлечен в территориальные споры, многие из которых до сих пор остаются нерешенными. Это относится не только к России, к постсоветскому пространству, но и некоторым другим странам мира. Особую остроту приобретают территориальные споры Китая с Японией вокруг островов Сенкаку, в который пытается вмешаться даже Вашингтон. Вместе с тем, в большинстве подобных споров Китай придерживается стратегии "отложенных решений", считая, что через 50-100 лет ситуация в споре может сложиться в пользу Китая естественным образом, без силового давления.
Ястремский А.М. - Китай и страны мира: политика колонизации или интеграция? c. 335-344

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65510

Аннотация: Рассматриваемая проблема весьма актуальна в связи с происходящими глобальными процессами на мировой арене и усилением роли Китая в современном мире. Всеми правдами и неправдами Китай стремится интегрироваться в отдельные страны и регионы мира. Это вызвано всем процессом его исторического развития. Бурно развивающейся китайской экономике необходимы сырье, рынки сбыта своих товаров, обеспечение многочисленного населения работой для создания стабильной обстановки внутри страны. Некоторыми важнейшими направлениями интеграции Китая являются территориальное расширение границ, в первую очередь за счет соседей, экономическое и демографическое. Как показывает исторический опыт, не исключено и военное решение некоторых вопросов в региональном (можно предположить и мировом) масштабе. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Сегодня Китай вовлечен в территориальные споры, многие из которых до сих пор остаются нерешенными. Это относится не только к России, к постсоветскому пространству, но и некоторым другим странам мира. Особую остроту приобретают территориальные споры Китая с Японией вокруг островов Сенкаку, в который пытается вмешаться даже Вашингтон. Вместе с тем, в большинстве подобных споров Китай придерживается стратегии "отложенных решений", считая, что через 50-100 лет ситуация в споре может сложиться в пользу Китая естественным образом, без силового давления.
Дашичев В.И. - Новая "холодная война" США против России

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.13010

Аннотация: Начало 2014 года ознаменовалось резким обострением антироссийской политики США. Главным очагом этого обострения оказалась Украина, где развернулись события, чреватые очень опасными последствиями не только для неё самой, но и для России и всей Европы. По всем признакам в Европе возник предвоенный политический кризис. В ХХ веке европейские правящие элиты, запутавшись в своих великодержавных амбициях, в стремлении добиться господства над народами, навязать им свою волю, развязали две мировых "горячих" и одну "холодную" войну. Эти войны обернулась поистине роковыми разрушительными последствиями для Европы. А для США они создали уникальные геополитические условия для превращения в глобальную супердержаву. Методология исследования включает в себя системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический и другие общественнонаучные подходы, методы анализа, синтеза, аналогии, моделирования. Надо признать, что возвеличиванию США во многом способствовала неразумная советская политика после Второй мировой войны. Опьяненные великой победой, Сталин и его последователи стали активно проводить коммунистическую экспансию, не отдавая себе отчета, к каким тяжелым геополитическим последствиям это приведет собственную страну, а также международное сообщество. Почти половина Европы оказалось тогда в советской сфере влияния. Правящие круги стран Запада узрели для себя в лице Советского Союза серьезнейшую угрозу и, чтобы противостоять ей, объединились в мировую антисоветскую коалицию во главе с Соединенными Штатами. Заокеанская держава стала военным и политическим гарантом и защитником их независимости. Это позволило ей подчинить западноевропейские страны своим интересам.
Дашичев В.И. - Новая "холодная война" США против России c. 345-356

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65511

Аннотация: Начало 2014 года ознаменовалось резким обострением антироссийской политики США. Главным очагом этого обострения оказалась Украина, где развернулись события, чреватые очень опасными последствиями не только для неё самой, но и для России и всей Европы. По всем признакам в Европе возник предвоенный политический кризис. В ХХ веке европейские правящие элиты, запутавшись в своих великодержавных амбициях, в стремлении добиться господства над народами, навязать им свою волю, развязали две мировых "горячих" и одну "холодную" войну. Эти войны обернулась поистине роковыми разрушительными последствиями для Европы. А для США они создали уникальные геополитические условия для превращения в глобальную супердержаву. Методология исследования включает в себя системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический и другие общественнонаучные подходы, методы анализа, синтеза, аналогии, моделирования. Надо признать, что возвеличиванию США во многом способствовала неразумная советская политика после Второй мировой войны. Опьяненные великой победой, Сталин и его последователи стали активно проводить коммунистическую экспансию, не отдавая себе отчета, к каким тяжелым геополитическим последствиям это приведет собственную страну, а также международное сообщество. Почти половина Европы оказалось тогда в советской сфере влияния. Правящие круги стран Запада узрели для себя в лице Советского Союза серьезнейшую угрозу и, чтобы противостоять ей, объединились в мировую антисоветскую коалицию во главе с Соединенными Штатами. Заокеанская держава стала военным и политическим гарантом и защитником их независимости. Это позволило ей подчинить западноевропейские страны своим интересам.
Кашулин Д.А. - Энергетическая безопасность как исследовательская задача политической науки

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.4.16887

Аннотация: Объектом исследования статьи является политический аспект энергетической безопасности государства, ее предметом - динамика научных знаний о политическом аспекте энергетической безопасности. Цель работы – определить перспективные направления исследований в области энергетической безопасности в рамках политологического дискурса. Концептуальные подходы каждой страны к проблеме энергетической безопасности определяются в соответствии с национальным энергетическим потенциалом, уровнем экономического развития, своими особыми рисками, формируя принципиально разные способы решения данной задачи. В результате международная энергетическая сфера стала местом политического противоборства за доступ к энергоресурсам. Глобальность данной проблемы требует выработки согласованного подхода к обеспечению международной энергетической безопасности, создания эффективного механизма, способного примирить противоположные интересы различных стран и регулировать этот процесс. Методологической основой исследования стали исторический, сравнительно-политический, системный, социологический методы, а также метод ситуативного анализа, обобщения, дедукции и индукции. Автор отмечает, что основными субъектами международных энергетических отношений выступают государства, международные организации, ТНК. От способов и характера их взаимодействия зависит состояние мирового энергорынка и глобальная энергетическая безопасность. В мире накоплен большой опыт таких взаимоотношений. Необходимо научное обоснование использования этого опыта для учета особенностей и специфики каждого государства. Политологический анализ проблем энергетической безопасности способствует осмыслению международных энергетических отношений, тенденций развития энергетических рынков и создает базу для диалога между странами в области энегопартнерства.
Кашулин Д.А. - Энергетическая безопасность как исследовательская задача политической науки c. 348-358

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.4.67135

Аннотация: Объектом исследования статьи является политический аспект энергетической безопасности государства, ее предметом - динамика научных знаний о политическом аспекте энергетической безопасности. Цель работы – определить перспективные направления исследований в области энергетической безопасности в рамках политологического дискурса. Концептуальные подходы каждой страны к проблеме энергетической безопасности определяются в соответствии с национальным энергетическим потенциалом, уровнем экономического развития, своими особыми рисками, формируя принципиально разные способы решения данной задачи. В результате международная энергетическая сфера стала местом политического противоборства за доступ к энергоресурсам. Глобальность данной проблемы требует выработки согласованного подхода к обеспечению международной энергетической безопасности, создания эффективного механизма, способного примирить противоположные интересы различных стран и регулировать этот процесс. Методологической основой исследования стали исторический, сравнительно-политический, системный, социологический методы, а также метод ситуативного анализа, обобщения, дедукции и индукции. Автор отмечает, что основными субъектами международных энергетических отношений выступают государства, международные организации, ТНК. От способов и характера их взаимодействия зависит состояние мирового энергорынка и глобальная энергетическая безопасность. В мире накоплен большой опыт таких взаимоотношений. Необходимо научное обоснование использования этого опыта для учета особенностей и специфики каждого государства. Политологический анализ проблем энергетической безопасности способствует осмыслению международных энергетических отношений, тенденций развития энергетических рынков и создает базу для диалога между странами в области энегопартнерства.
Сизоненко А.И. - Латинская Америка и первая мировая война

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.13123

Аннотация: Статья посвящена политике стран Латинской Америки в годы 1-ой мировой войны, их отношениям с Россией в тот период. Особое место уделяется оценке латиноамериканским обществом роли и места в войне России и её армии. Исполнившееся в 2014 г. 100-летие начала 1-ой мировой войны дало повод не только широко отметить саму годовщину, но и во многом по-новому подойти к осмыслению этой войны, открыть в ней новые грани и страницы. Это в полной мере относится и к такой крайне скудно освещенной в нашей научной литературе теме как место стран Латинской Америки в том огромном международном конфликте. В тесной связи с этим стоит и оценка в самой Латинской Америке роли и участия в ней России и ее армии, тем более, что последняя тема практически не была затронута как в отечественной, так и латиноамериканской исторической науке. Методологической основой исследования выступает системный, структурно-функциональный, культурно-цивилизационный и сравнительно-исторический подходы, методы анализа, синтеза, моделирования. Во многом слабая освещенность политики стран региона в 1-ой мировой войне объясняется их позицией в тот период. Такие крупные страны как Аргентина, Чили, Колумбия, Мексика, Венесуэла и Парагвай сохранили свой нейтралитет, а Перу, Боливия, Уругвай, Эквадор хотя и разорвали отношения с Германией, но войну ей не объявляли. Далеко не сразу, а лишь в 1917 г. войну центральным державам (т.е. Германии и Австро-Венгрии) объявили Бразилия, Куба и ряд центральноамериканских республик, но из них наиболее активный вклад на этом направлении внесла только Бразилия и то ближе к концу войны.
Сизоненко А.И. - Латинская Америка и первая мировая война c. 357-361

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65512

Аннотация: Статья посвящена политике стран Латинской Америки в годы 1-ой мировой войны, их отношениям с Россией в тот период. Особое место уделяется оценке латиноамериканским обществом роли и места в войне России и её армии. Исполнившееся в 2014 г. 100-летие начала 1-ой мировой войны дало повод не только широко отметить саму годовщину, но и во многом по-новому подойти к осмыслению этой войны, открыть в ней новые грани и страницы. Это в полной мере относится и к такой крайне скудно освещенной в нашей научной литературе теме как место стран Латинской Америки в том огромном международном конфликте. В тесной связи с этим стоит и оценка в самой Латинской Америке роли и участия в ней России и ее армии, тем более, что последняя тема практически не была затронута как в отечественной, так и латиноамериканской исторической науке. Методологической основой исследования выступает системный, структурно-функциональный, культурно-цивилизационный и сравнительно-исторический подходы, методы анализа, синтеза, моделирования. Во многом слабая освещенность политики стран региона в 1-ой мировой войне объясняется их позицией в тот период. Такие крупные страны как Аргентина, Чили, Колумбия, Мексика, Венесуэла и Парагвай сохранили свой нейтралитет, а Перу, Боливия, Уругвай, Эквадор хотя и разорвали отношения с Германией, но войну ей не объявляли. Далеко не сразу, а лишь в 1917 г. войну центральным державам (т.е. Германии и Австро-Венгрии) объявили Бразилия, Куба и ряд центральноамериканских республик, но из них наиболее активный вклад на этом направлении внесла только Бразилия и то ближе к концу войны.
Нейматов А.Я. - Теоретические аспекты исследования цветных революций

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.4.16913

Аннотация: В данной статье представлено исследование механизмов и технологий цветных революций и предпринята попытка выявить их роль в системной дестабилизации современных государств. Несмотря на то, что практически все конфликты последних десятилетий протекали не по привычным и классическим схемам из учебников по военному искусству, сегодня многие, на первый взгляд, благополучные страны в один миг могут погрузиться в состояние хаоса и разрухи посредством вмешательства со стороны другого государства. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. В современных условиях нарастающей политической дестабилизации Россия вынуждена внимательно следить за всеми переменами военно-политической обстановки в различных регионах мира и находить соответствующие пути и способы реагирования на них. Именно поэтому сегодня необходимо тщательно изучать особый, новый тип воздействия на международную систему безопасности, который называется «цветные революции». Для выработки выверенной внешней политики и принятия правильных политических решений необходимо понять особенности и природу технологий цветных революций, научиться противостоять им и управлять ими.
Нейматов А.Я. - Теоретические аспекты исследования цветных революций c. 359-365

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.4.67136

Аннотация: В данной статье представлено исследование механизмов и технологий цветных революций и предпринята попытка выявить их роль в системной дестабилизации современных государств. Несмотря на то, что практически все конфликты последних десятилетий протекали не по привычным и классическим схемам из учебников по военному искусству, сегодня многие, на первый взгляд, благополучные страны в один миг могут погрузиться в состояние хаоса и разрухи посредством вмешательства со стороны другого государства. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. В современных условиях нарастающей политической дестабилизации Россия вынуждена внимательно следить за всеми переменами военно-политической обстановки в различных регионах мира и находить соответствующие пути и способы реагирования на них. Именно поэтому сегодня необходимо тщательно изучать особый, новый тип воздействия на международную систему безопасности, который называется «цветные революции». Для выработки выверенной внешней политики и принятия правильных политических решений необходимо понять особенности и природу технологий цветных революций, научиться противостоять им и управлять ими.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.