Статья 'Перспективы многополярного мира' - журнал 'Тренды и управление' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Тренды и управление
Правильная ссылка на статью:

Перспективы многополярного мира

Бражников Павел Петрович

ORCID: 0000-0001-6321-6464

Ведущий аналитик, АНО "Научная академия исследований социальных и психологических систем"

125319, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Красноармейская, 28, кв. 60

Brazhnikov Pavel Petrovich

Senior analyst, Autonomous Non-Commercial Organization "Scientific Research Academy of Social and Psychological Systems"

125319, Russia, Moscow region, Moscow, Krasnoarmeyskaya str., 28, sq. 60

br@zhnikov.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0730.2016.3.18813

Дата направления статьи в редакцию:

14-04-2016


Дата публикации:

22-10-2016


Аннотация: Данная статья написана исходя из предположения, что государство функционально во многом схоже с коммерческими организациями. Утверждается, что основная функция государства - производство и «продажа» услуг по обеспечению условий труда. Условия обеспечиваются различными подсистемами государств и являются ответом элементам государства, его гражданам, на их вложенный труд. Подобное взаимодействие является основой устойчивости государственных систем. На перечисленных тезисах строится и рассматривается упрощенная экономическая модель рынка государств. Исходя из приведенной экономической модели, делаются выводы о механизмах становления монополии или олигополии, которые и являются случаями монополярности или многополярности мира. Представленная модель позволяет лучше понять международную политическую структуру, а также сделать предположения о ее перспективах. Приведены естественные механизмы монополизации международного рынка. Данные механизмы основываются на распространении регулирующей конкуренции и повышении привлекательности среды государства-лидера рынка. Такие условия будут характеризоваться высоким, но маловероятным выигрышем. Одновременно происходит распространение "символического капитала" экономического центра, что выражается в популярности его товаров и брендов. Эти механизмы приводят к включению резидентов других стран в подсистемы государства-лидера. Далее показано, что при достаточно большой степени монополизации международной системы, возникнут предпосылки появления второго олигополиста. Переход монополии в дуополию возможен благодаря высокой стоимости условий государства-лидера. Конкурентное преимущество второго конкурента будет в высокой надежности вознаграждения, но не его величины. Равновесие в подобной дуополии возможно лишь, если второй дуополист согласится с позицией ведомого, но не лидера. В итоге показана невозможность устойчивой системы при количестве олигополистов свыше двух. Что означает невозможность многополярного мира, кроме биполярного. В конце статьи описан механизм утраты монопольной власти государством-лидером рынка и появления нового лидера. Обоснование утверждений основано на ограниченности ресурсов государственных систем.


Ключевые слова:

условия труда, функция государства, социальные системы, дуополистическое равновесие, монополия, концентрация производства, конкуренция, глобализация, международные системы, геополитика

Abstract:   This article is written based on the position that states are functionally similar to commercial organizations. It is argued that the main function of a state consists in production and "sale" of services for security of specific working conditions. These conditions are provided by various subsystems of states and are a response to the elements of states (citizens) for their invested labor. This interaction is the basis of stability of state systems.   Based on the above economic model the algorithms of establishment of monopolies or oligopolies concluded. Such situations match unipolar or multipolar world. The model allows a better understanding of the international political structure, as well as making assumptions about its prospects.   The natural algorithms of the monopolization of the international market are shown. These algorithms are based on distribution of regulating competitive environment and increase of attractiveness of the conditions of the market leader state. These conditions are characterized by high, but unlikely profit. There is also simultaneous distribution of "symbolic capital" of the economic center, which matches the popularity of its products and brands. These algorithms lead to inclusion of other countries’ residents into subsystems of the market leader state.   Furthermore, it is shown that a fairly high level of monopolization of international system will bring about prerequisites for emergence of a second oligopolist. Transition from a monopoly to a duopoly is possible due to the high cost terms dictated by the leader-state. Competitive advantage of a second competitor is the high predictability of the profit, but not its value. Equilibrium in this duopoly is only possible if the second duopolist agrees on the position of the follower, rather than a leader.   The author demonstrates the impossibility of a stable system with more than two oligopolists. Thence a multipolar world case is not attainable, except the in a bipolar world. In the conclusion, the author describes the algorithms of loss of the monopoly power by the market leader state and emergence of a new leader. Substantiation of claims is based on the limitation of resources of the state systems.  


Keywords:

working conditions, state function, social systems, duopolar equality, monopoly, concentration of production, competition, globalization, international systems, geopolitics

Библиография
1. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2002. 560 с.
2. Бжезинский З. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис / Пер. с англ. М.: Десятовой. М.: Астрель, 2012. 285 с.
3. Бойко Э.А. Рынок консалтинговых услуг Испании: особенности и возможности интернационализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 10-3(17). С. 14-21.
4. Бражников П.П. Пример рассмотрения борьбы держав суши и моря с точки // Сравнительная политика. 2015. № 21(4). С. 27-30.
5. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.
6. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб.: Экономическая школа, 1999. 503 с.
7. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Соцэкгиз, 1936. 503 с.
8. Камашев С.В. Глобализация как социальный феномен: анализ происхождения и функции // Философия образования. 2010. № 31(2). С. 37-44.
9. Кашлев Ю.Б. Информация. Дипломатия. Психология. М.: Известия, 2002. 608 с.
10. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Баткаева И.А. Экономика и социология труда. М.: Инфра-М, 2014. 584 с.
11. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 121-139.
12. Крейдич Т.В. Тенденции транснационализации мировой экономики в условиях глобализации // Вестник МГТУ.2010. № 13(1). С. 209-214.
13. Лапшина С.В. Конкурентоспособность малого бизнеса в условиях глобализации // Вестник российской академии естественных наук-серия экономическая. 2009. № 9(4). С. 76-81.
14. Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. 572 с.
15. Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. СПб.: СПбГУ, 2000. 326 с.
16. Маркс К. Капитал: в 4 т. М.: Политиздат, 1983. 454 с.
17. Грязнова А.Г., Юданова А.Ю. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics). 6 е изд. М.: Кнорус, 2011. 704 с.
18. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
19. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Вильямс, 2000. 496 с.
20. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986. 472 с.
21. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. В 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1993. 570 с.
22. Стрижак А.Ю. Оппортунистическое поведение: сущность, предпосылки возникновения // Вiстник донецького нацiонального университету. Сер.: экономiка i право. 2012. № 2. С. 105-108.
23. Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса / Пер. с англ. Е.П. Самсонов. М.: ООО «Попурри», 2004. 528 с: ил.
24. Узун В.Я., Сарайкин В.А. Крупный и малый бизнес в сельском хозяйстве России: адаптация к рынку и эффективность. М.: ЭРД, 2004. 229 с.
25. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости). М.: Экономика, 1996. 351 с.
26. Широченская И.П. Основные понятия и методы измерения лояльности // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 20(40). С. 36-44.
27. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. 8-е изд. СПб.: Питер, 2003. 560 с.
28. Benndorf V, Rau H.A. Competition in the Workplace: An Experimental Investigation // Discussion paper No 53, Dusseldorf: Düsseldorf Institute for Competition Economics (DICE). 2012. 30 p.
29. Boyer M., and Moreaux M. Endogenous Rationing in a Differentiated Product. Duopoly, International Economic Review. 1989. vol. 30(4), p. 877–888.
30. Hall E.T. Beyond Culture. New York: Doubleday, 1976. 298 p.
31. Herzberg F. Work and the Nature of Man. Cleveland: World Pub. Co., 1966. 203 p.
32. Hofstede G. Culture's Consequences: comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations (2nd ed.). London: Sage, 2001. 325 p.
33. Klemperer P. Competition when consumers have switching costs, Review of Economic Studies. 1995. № 62(4). p. 515-39.
34. Leibenstein H. Allocative Efficiency and X-Efficiency // The American Economic Review. 1966. № 56(3). p. 392–415,
35. Mayshary J, Moavz O, Neemanx Z, Pascali Z. Cereals, Appropriability and Hierarchy, 2015. retrived from: http://economics.mit.edu/files/10771,
36. Mazzeo M. Competitive outcomes in product-differentiated oligopoly, Rev. Econ. Stat, 2002. № 84(4), 719–728,
37. Nelson P. Information and Consumer Behaviour. Journal of Political Economy, 1979. № 78, 311-329,
38. Ronen S. Comparative and Multinational Management. New York: John Wiley, 1983. 636 p.
39. Stogdill R.M. Handbook of leadership: A survey of the literature, New York: Free Press, 1974. 613 p.
40. Triandis H.C., McCusker C. & Hui С.Н. Multimethod probes of individualism and collectivism. Journal of Personality and Social Psychology, 1990. № 59, 1006—1020, Е.Н. Захарова Глобализация и ее противоречия // Педагогика и просвещение. 2011. № 2. C. 75-82.
41. Захарова Е.Н. Глобализация и ее противоречия // Педагогика и просвещение. 2011. № 2. C. 75 - 82.
References
1. Bazarov T.Yu., Eremin B.L. Upravlenie personalom. 2-e izd., pererab. i dop. M.: YuNITI, 2002. 560 s.
2. Bzhezinskii Z. Strategicheskii vzglyad: Amerika i global'nyi krizis / Per. s angl. M.: Desyatovoi. M.: Astrel', 2012. 285 s.
3. Boiko E.A. Rynok konsaltingovykh uslug Ispanii: osobennosti i vozmozhnosti internatsionalizatsii // Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal. 2013. № 10-3(17). S. 14-21.
4. Brazhnikov P.P. Primer rassmotreniya bor'by derzhav sushi i morya s tochki // Sravnitel'naya politika. 2015. № 21(4). S. 27-30.
5. Burd'e P. Prakticheskii smysl. SPb.: Aleteiya, 2001. 562 s.
6. Gal'perin V.M., Ignat'ev S.M., Morgunov V.I. Mikroekonomika. SPb.: Ekonomicheskaya shkola, 1999. 503 s.
7. Gobbs T. Leviafan ili materiya, forma i vlast' gosudarstva tserkovnogo i grazhdanskogo. M.: Sotsekgiz, 1936. 503 s.
8. Kamashev S.V. Globalizatsiya kak sotsial'nyi fenomen: analiz proiskhozhdeniya i funktsii // Filosofiya obrazovaniya. 2010. № 31(2). S. 37-44.
9. Kashlev Yu.B. Informatsiya. Diplomatiya. Psikhologiya. M.: Izvestiya, 2002. 608 s.
10. Kibanov A.Ya., Ivanovskaya L.V., Batkaeva I.A. Ekonomika i sotsiologiya truda. M.: Infra-M, 2014. 584 s.
11. Koulman Dzh. Kapital sotsial'nyi i chelovecheskii // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2001. № 3. S. 121-139.
12. Kreidich T.V. Tendentsii transnatsionalizatsii mirovoi ekonomiki v usloviyakh globalizatsii // Vestnik MGTU.2010. № 13(1). S. 209-214.
13. Lapshina S.V. Konkurentosposobnost' malogo biznesa v usloviyakh globalizatsii // Vestnik rossiiskoi akademii estestvennykh nauk-seriya ekonomicheskaya. 2009. № 9(4). S. 76-81.
14. Levin K. Dinamicheskaya psikhologiya. M.: Smysl, 2001. 572 s.
15. Livantsev K.E. Istoriya srednevekovogo gosudarstva i prava. SPb.: SPbGU, 2000. 326 s.
16. Marks K. Kapital: v 4 t. M.: Politizdat, 1983. 454 s.
17. Gryaznova A.G., Yudanova A.Yu. Mikroekonomika: prakticheskii podkhod (Managerial Economics). 6 e izd. M.: Knorus, 2011. 704 s.
18. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya / Per. s angl. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1993. 896 s.
19. Porter M. Konkurentsiya / Per. s angl. M.: Vil'yams, 2000. 496 s.
20. Robinson Dzh. Ekonomicheskaya teoriya nesovershennoi konkurentsii. M.: Progress, 1986. 472 s.
21. Smit A. Issledovaniya o prirode i prichinakh bogatstva narodov. V 2 t. T. 2. M.: Nauka, 1993. 570 s.
22. Strizhak A.Yu. Opportunisticheskoe povedenie: sushchnost', predposylki vozniknoveniya // Vistnik donets'kogo natsional'nogo universitetu. Ser.: ekonomika i pravo. 2012. № 2. S. 105-108.
23. Trompenaars F., Khampden-Terner Ch. Natsional'no-kul'turnye razlichiya v kontekste global'nogo biznesa / Per. s angl. E.P. Samsonov. M.: OOO «Popurri», 2004. 528 s: il.
24. Uzun V.Ya., Saraikin V.A. Krupnyi i malyi biznes v sel'skom khozyaistve Rossii: adaptatsiya k rynku i effektivnost'. M.: ERD, 2004. 229 s.
25. Chemberlin E. Teoriya monopolisticheskoi konkurentsii (Reorientatsiya teorii stoimosti). M.: Ekonomika, 1996. 351 s.
26. Shirochenskaya I.P. Osnovnye ponyatiya i metody izmereniya loyal'nosti // Marketing v Rossii i za rubezhom. 2004. № 20(40). S. 36-44.
27. Shul'ts D., Shul'ts S. Psikhologiya i rabota. 8-e izd. SPb.: Piter, 2003. 560 s.
28. Benndorf V, Rau H.A. Competition in the Workplace: An Experimental Investigation // Discussion paper No 53, Dusseldorf: Düsseldorf Institute for Competition Economics (DICE). 2012. 30 p.
29. Boyer M., and Moreaux M. Endogenous Rationing in a Differentiated Product. Duopoly, International Economic Review. 1989. vol. 30(4), p. 877–888.
30. Hall E.T. Beyond Culture. New York: Doubleday, 1976. 298 p.
31. Herzberg F. Work and the Nature of Man. Cleveland: World Pub. Co., 1966. 203 p.
32. Hofstede G. Culture's Consequences: comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations (2nd ed.). London: Sage, 2001. 325 p.
33. Klemperer P. Competition when consumers have switching costs, Review of Economic Studies. 1995. № 62(4). p. 515-39.
34. Leibenstein H. Allocative Efficiency and X-Efficiency // The American Economic Review. 1966. № 56(3). p. 392–415,
35. Mayshary J, Moavz O, Neemanx Z, Pascali Z. Cereals, Appropriability and Hierarchy, 2015. retrived from: http://economics.mit.edu/files/10771,
36. Mazzeo M. Competitive outcomes in product-differentiated oligopoly, Rev. Econ. Stat, 2002. № 84(4), 719–728,
37. Nelson P. Information and Consumer Behaviour. Journal of Political Economy, 1979. № 78, 311-329,
38. Ronen S. Comparative and Multinational Management. New York: John Wiley, 1983. 636 p.
39. Stogdill R.M. Handbook of leadership: A survey of the literature, New York: Free Press, 1974. 613 p.
40. Triandis H.C., McCusker C. & Hui S.N. Multimethod probes of individualism and collectivism. Journal of Personality and Social Psychology, 1990. № 59, 1006—1020, E.N. Zakharova Globalizatsiya i ee protivorechiya // Pedagogika i prosveshchenie. 2011. № 2. C. 75-82.
41. Zakharova E.N. Globalizatsiya i ee protivorechiya // Pedagogika i prosveshchenie. 2011. № 2. C. 75 - 82.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.