Тренды и управление - рубрика Модели управления
по
Тренды и управление
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Тренды и управление" > Рубрика "Модели управления"
Модели управления
Аватков В.А. - Турецкая модель научной политики c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0730.2018.2.23769

Аннотация: В статье рассматривается современная научная политика в Турции. Предметом исследования выступает вся система государственных институтов регулирования научной деятельности в стране. Актуальность данной проблематики является исключительной в силу постоянно растущей роли образования и науки в современных международных отношений. Вместе с тем рассматривается взаимопроникновение устремлений негосударственных акторов и государственного внешнеполитического курса. В частности в работе анализируются вопросы реализации национальных интересов Турецкой Республики на постсоветском пространстве с использованием инструментов "мягкой силы". Методологический инструментарий включает в себя количественные и качественные методы исследования, системный анализ. Опирается на уникальный опыт автора исследования в целевой стране. Кроме того, отдельному анализу подвергаются наиболее крупные структуры, влияющие на реализацию научного курса государства. Например, тщательно рассматривается деятельность турецких "фабрик мысли" и их влияние на процесс принятия внешнеполитических решений в Республике. Партикулярно исследуется роль и место ученого в научной политике современной Турецкой Республики.
Напольских Д.Л. - Экономико-математическое моделирование территориального развития на основе формирования кластеров рационального природопользования c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0730.2018.3.27348

Аннотация: Объектом исследования являются концептуальные основы формирования кластеров рационального природопользования. Предметом исследования является методологический инструментарий моделирования экономического развития на основе формирования кластеров рационального природопользования в рамках территории региона. Цель работы заключается в разработке экономико-математической модели формирования кластеров рационального природопользования, расширяющей методологический потенциал прогнозирования и планирования территориального развития. Особое внимание уделяется особенностям процесса мультикластерного развития в сфере рационального природопользования, определяющих изначальные условия постановки рассматриваемой научной проблемы. Методология исследования основывается на применении математического моделирования с элементами системного анализа процессов развития экономических систем. Представлен подход к решению задач экономического развития и модернизации экономических систем российских регионов на основе модели перспективного развития кластеров. Предлагается выделение мультикластеров природопользования как адекватной для большинства старопромышленных регионов России модели модернизации экономики. Определены особенности экономико-математической модели формирования мультикластера рационального природопользования. Сформулированы постановка задачи оптимизации экономического развития территории на основе формирования мультикластера рационального природопользования, а также ограничения значений искомых переменных.
Гресько А.А., Лихошерст Е.Н. - Концептуальная модель причинно-следственных связей между характеристиками отношений участников сети заинтересованных сторон с множественными центрами власти c. 14-21

DOI:
10.7256/2454-0730.2018.3.27388

Аннотация: Предметом исследования являются управленческие отношения между организацией и ее группами заинтересованных сторон. В статье авторы рассматривают характеристики отношений между организациями и стейкхолдерами в сетях с множественными центрами власти. В работе предложена концептуальная модель причинно-следственных связей между характеристиками отношений участников сети заинтересованных сторон с множественными центрами власти. Описаны возможные ситуации взаимодействия участников сети (при условии стратегического партнерства (альянса) между организациями, и без него). Исследовано влияние стратегических альянсов на характеристики отношений между организациями и стейкхолдерами. Также в работе в рамках разработанной концептуальной модели причинно-следственных связей предложен новый метод расчета количественных значений характеристик отношений между организациями и их группами стейкхолдеров. Принципиальное отличие предложенной модели от ранее разработанных состоит в том, что в модели рассматриваются взаимоотношения стейкхолдеров с несколькими организациями, а также учитываются отношения между организациями, т.е. рассматривается сеть взаимодействующих субъектов (организации и их стейкхолдеры) в которой организации рассматриваются как некоторые центры власти. Предложенная модель позволяет иначе взглянуть на сложившиеся характеристики отношений в сети, и поэтому данная модель очень важна при выборе типов стратегий взаимодействия организации с группами стейкхолдеров.
Тиханычев О.В. - О трансформации системы отношений «гражданин-государство» в условиях информационного общества c. 15-24

DOI:
10.7256/2454-0730.2019.3.27691

Аннотация: Одна из тенденций развития человеческого общества характеризуется непрерывным совершенствованием системы отношений между человеком (гражданином) и государством. В настоящее время известны три основных типа подобных систем, описываемых формальными моделями: определяемые приоритетом государства над человеком, определяемые важностью человеческих ценностей, основанные на солидарных и субсидиарных отношениях. В применении всех этих моделей имеются определённые проблемы. Учитывая этот факт, объектом исследования является система государственного управления. а предметом исследования - структура модели отношений «гражданин-государство». Основным методом работы стал обзорно-исторический подход. Также применялись аналитический и сравнительный методы в комплексе с отдельными элементами синтеза и ценностно-нормативного подхода. На основе анализа определено, что один из источников существующих проблем - фиксированность системы отношений, когда взаимодействие государства со всеми его гражданами выстраивается по практически одинаковым принципам. Сделан вывод, что такая ситуация может приводить к возникновению внутренних конфликтов, но она до настоящего времени не могла быть исправлена в связи с отсутствием соответствующих сегрегационных механизмов. С наступлением эпохи информационной революции, такие механизмы появились, а некоторые из них даже успешно апробированы. Соответственно, появилась возможность выстроить принципиально новую модель отношений «гражданин-государство», основанную на индивидуальном учёте потребностей и возможностей каждого. В статье синтезированы общие принципы организации предлагаемого подхода, сформулирована постановка задачи на создание математической модели. Сделаны выводы о том, что реализация предлагаемой модели будет иметь практический эффект, заключающийся в повышении эффективности функционирования системы государственного управления
Мазелис Л.С., Лавренюк К.И., Красова Е.В., Красько А.А. - Динамическая оптимизационная модель формирования оптимального портфеля стратегических проектов региона для максимального продвижения по развитию человеческого капитала c. 31-45

DOI:
10.7256/2454-0730.2019.4.31874

Аннотация: Исследование проведено в рамках актуальной научно-исследовательской задачи, заключающейся в аккумулировании и развитии регионального человеческого капитала. В условиях неопределенностей, рисков и ресурсной ограниченности перед региональным руководством стоит задача оптимального распределения имеющихся финансовых средств между стратегическими проектами, оказывающими прямое или косвенное влияние на развитие регионального человеческого капитала. Целью исследования является построение и апробация на примере Приморского края динамической оптимизационной модели формирования оптимального портфеля региональных стратегических проектов для максимально эффективного развития человеческого капитала региона. Разработана динамическая модель, представляющая собой задачу математического программирования и описывающая влияние региональных стратегических проектов на показатели развития регионального человеческого капитала. В качестве целевой функции используется взвешенное среднее степеней достижения целевых значений показателей развития регионального человеческого капитала на рассматриваемом горизонте планирования. Функциональные зависимости показателей человеческого капитала от объема и структуры инвестиций, складывающихся из региональных бюджетных и частных затрат на реализацию проектов и обеспечение процессной деятельности на региональном уровне, представляют собой лаговые эконометрические модели. Переменными, по которым проводится оптимизация, являются булевы переменные включенности проекта по тому или иному направлению инвестирования в определенный момент времени в портфель проектов. По результатам моделирования и численных расчетов на примере Приморского края в динамике по годам предложен оптимальный портфель стратегических проектов. Данный портфель позволяет максимально продвинуться к достижению целевых значений показателей развития регионального человеческого капитала.
Карпович О.Г. - Формирование и особенности современной модели индийского федерализма

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.1.17815

Аннотация: Настоящая статья посвящена особенностям формирования и анализу современного состояния индийской модели федерализма. Объектом настоящего исследования выступает индийский федерализм, под которым понимается как форма государственного устройства современной Индии, так и политические и исторические тенденции и закономерности формирования в Индии особой (собственной) модели федеративного государства. Предметом настоящего исследования выступают формы, методы и инструменты формирования федеративных отношений в современной Индии. Цель настоящего исследования – выявить особенности формирования и основные характеристики современной модели индийского федерализма. Методологической основой исследования являются системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор обращает внимание на то, что индийская модель федеративного устройства государства является сегодня одной из наиболее успешных реализаций принципов федерализма в сложноорганизованных, этнически и конфессионально неоднородных сложносоставных обществах. Федерализм обеспечивает мир и процветание страны с почти полуторамиллиардным населением. Индийская модель федерализма асимметрична и носит кооперативный характер; она основана на сотрудничестве центра и регионов, на выстраивании вертикальных и горизонтальных связей и поиске компромиссов. Все эти особенности индийского федерализма в целом обеспечивают Индии поступательное движение вперед.
Карпович О.Г. - Формирование и особенности современной модели индийского федерализма c. 50-58

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.1.67571

Аннотация: Настоящая статья посвящена особенностям формирования и анализу современного состояния индийской модели федерализма. Объектом настоящего исследования выступает индийский федерализм, под которым понимается как форма государственного устройства современной Индии, так и политические и исторические тенденции и закономерности формирования в Индии особой (собственной) модели федеративного государства. Предметом настоящего исследования выступают формы, методы и инструменты формирования федеративных отношений в современной Индии. Цель настоящего исследования – выявить особенности формирования и основные характеристики современной модели индийского федерализма. Методологической основой исследования являются системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор обращает внимание на то, что индийская модель федеративного устройства государства является сегодня одной из наиболее успешных реализаций принципов федерализма в сложноорганизованных, этнически и конфессионально неоднородных сложносоставных обществах. Федерализм обеспечивает мир и процветание страны с почти полуторамиллиардным населением. Индийская модель федерализма асимметрична и носит кооперативный характер; она основана на сотрудничестве центра и регионов, на выстраивании вертикальных и горизонтальных связей и поиске компромиссов. Все эти особенности индийского федерализма в целом обеспечивают Индии поступательное движение вперед.
Гресько А.А., Солодухин К.С. - Модифицированная нечеткая модель выбора стратегий взаимодействия организации со стейкхолдерами на основе обобщенного критерия c. 64-74

DOI:
10.7256/2454-0730.2018.4.27728

Аннотация: Предметом исследования являются управленческие отношения между организацией и ее группами заинтересованных сторон. В работе предложена модифицированная нечеткая модель выбора стратегий взаимодействия организации со стейкхолдерами, позволяющая осуществлять выбор наиболее целесообразного типа стратегии взаимодействия с каждой группой заинтересованных сторон. Модель описана на примере взаимодействия регионального университета с бизнес-средой. В этой связи в работе описаны возможные сценарии изменения отношений между вузом и реальным сектором экономики. При этом характеристики отношений оцениваются нечетко. Решение о выборе того или иного типа стратегии принимается на основе нечетких весовых коэффициентов целесообразности применения типов стратегий, рассматриваемых как случайные величины, для наиболее вероятных сценариев с помощью нечеткого обобщенного критерия, соединяющего в себе математическое ожидание и среднеквадратичное отклонение. Основное отличие модели от ранее разработанных авторами заключается в том, что нечеткие весовые коэффициенты целесообразности применения типов стратегий не рассчитываются по заданным формулам, а определяются на основе заданной базы правил нечеткого логического вывода. При этом при расчете математического ожидания и среднеквадратичного отклонения весовые коэффициенты целесообразности применения типов стратегий предварительно не дефазифицируются. Соответственно, нечеткими являются частные критерии, обобщенный критерий, мера склонности к риску лица принимающего решение. При этом ранжирование множества типов стратегий происходит на основе центроидного метода сравнения нечетких чисел.
Конвисарова Е.В., Левченко Т.А., Рымар А.В. - Обоснование методического подхода к разработке модели контроллинга как элемента системы управления организацией c. 75-87

DOI:
10.7256/2454-0730.2018.4.27925

Аннотация: Предметом исследования являются процессы формирования подсистемы контроллинга в системе управления организацией. Авторы статьи выделили три этапа эволюции системы контроллинга, что позволило систематизировать различные его концепции в соответствии с ориентацией на управленческий учет, планирование и контроль и систему управления. Дальнейшее исследование сущности контроллинга позволило определить систематизированный перечень выполняемых им задач и функций. Особое внимание в статье было уделено применению контроллинга в деятельности промышленных предприятий с учетом отраслевых особенностей. Основой исследования стало использование преимущественно теоретических научных методов, в числе которых анализ и синтез, системный подход, сравнение, абстрагирование, исторический метод, индукция и дедукция, обобщение и формализация. Авторы выделили специфические черты промышленных предприятий, которые стали основанием для вывода о необходимости применения контроллинга на всех стадиях операционного и инвестиционного циклов, эффективного встраивания его в систему управления. В статье дается авторская классификация контроллинга на основе особенностей промышленных предприятий, разработана модель системы контроллинга с учетом факторов его формирования, определяющих цели и задачи указанной системы, выделены предпосылки для построения эффективной системы контроллинга на промышленном предприятии. Результаты исследования могут быть использованы как в образовательном процессе, так и в управленческой практике промышленных организаций.
Кленцова М.О. - Особенности делегирования полномочий в процессе разработки сбалансированной системы показателей при внедрении стратегии развития

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.3.19318

Аннотация: В данной работе предметом исследования являются особенности делегирования полномочий в процессе внедрения стратегии развития, которыми являются предусмотренные мероприятия, позволяющие изменить культуру и процедуры поведения персонала компании. Сформированный алгоритм делегирования полномочий в процессе внедрении стратегии развития предприятия должен учитывать проведение ряда мероприятий: создание команд и специальных групп; установление и укрепление обратной связи; большая интервенция. Определено, что принятая структура сбалансированной системы показателей для каждой компании будет уникальна в своем роде, но цепочка формирования ценности компании будет включать в себя одни и те же основные и вспомогательные бизнес-процессы. Методология: для внедрения стратегии развития важно применять биоподход с интеграцией ряда этапов, в том числе определена важность организационных преобразований рефрейминг-менеджером. Основным выводом данного исследования является то, что определено желаемое будущее состояние предприятия; планирование и разработка процесса внедрения преобразований должен работать с учетом принципа плановости; внедрение стратегии развития осуществляется при помощи делегирования полномочий «агентам изменений». Новизна исследования. В статье выделена общая модель и концептуальный алгоритм делегирования полномочий в процессе внедрении стратегии развития предприятия.
Кленцова М.О. - Особенности делегирования полномочий в процессе разработки сбалансированной системы показателей при внедрении стратегии развития c. 237-245

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.3.68191

Аннотация: В данной работе предметом исследования являются особенности делегирования полномочий в процессе внедрения стратегии развития, которыми являются предусмотренные мероприятия, позволяющие изменить культуру и процедуры поведения персонала компании. Сформированный алгоритм делегирования полномочий в процессе внедрении стратегии развития предприятия должен учитывать проведение ряда мероприятий: создание команд и специальных групп; установление и укрепление обратной связи; большая интервенция. Определено, что принятая структура сбалансированной системы показателей для каждой компании будет уникальна в своем роде, но цепочка формирования ценности компании будет включать в себя одни и те же основные и вспомогательные бизнес-процессы. Методология: для внедрения стратегии развития важно применять биоподход с интеграцией ряда этапов, в том числе определена важность организационных преобразований рефрейминг-менеджером. Основным выводом данного исследования является то, что определено желаемое будущее состояние предприятия; планирование и разработка процесса внедрения преобразований должен работать с учетом принципа плановости; внедрение стратегии развития осуществляется при помощи делегирования полномочий «агентам изменений». Новизна исследования. В статье выделена общая модель и концептуальный алгоритм делегирования полномочий в процессе внедрении стратегии развития предприятия.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.