по
Тренды и управление
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Тренды и управление" > Содержание № 04, 2014
Выходные данные сетевого издания "Тренды и управление"
Номер подписан в печать: 22-10-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук, cona01@yandex.ru
ISSN: 2454-0730
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2014
Теория и методология управления
Шелков А.Б., Шульц В.Л., Кульба В.В. - Аудит информационной безопасности автоматизированных систем управления

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.10281

Аннотация: Работа посвящена анализу технологий и разработке методов и моделей повышения эффективности аудита информационной безопасности автоматизированных систем. Приведены методы организации аудита рассматриваемого типа, анализ основных этапов аудита системы управления информационной безопасностью, включающих комплексное обследования системы, анализ существующих рисков и выработку рекомендаций по совершенствованию системы защиты информационных ресурсов. Поставлена и решена задача повышения эффективности организации проведения аудита информационной безопасности по критерию минимиза-ции аудиторского риска. Процесс аудита представлен как совокупность взаимосвязанных по информации и времени аудиторских процедур. Для анализа и оценки аудиторского риска введено понятие "стандартной схемы обработки аудиторских данных", в рамках которого цикл обработки данных аудита распадается на непосредственно обработку, контроль и исправление ошибочных данных либо запрос дополнительной исходной информации, не-обходимой для реализации аудиторской процедуры. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Задача оптимизации процесса аудита состоит при этом в выборе такой технологии обработки аудиторских данных, которая обеспечивает максимум безошибочности получаемых результатов. Приведены модели и методика анализа эффективности, обоснования и выбора проектных решений по повышению уровня информационной безо-пасности из множества возможных альтернативных вариантов с использова-нием метода векторной стратификации.
Шелков А.Б., Шульц В.Л., Кульба В.В. - Аудит информационной безопасности автоматизированных систем управления c. 319-334

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65509

Аннотация: Работа посвящена анализу технологий и разработке методов и моделей повышения эффективности аудита информационной безопасности автоматизированных систем. Приведены методы организации аудита рассматриваемого типа, анализ основных этапов аудита системы управления информационной безопасностью, включающих комплексное обследования системы, анализ существующих рисков и выработку рекомендаций по совершенствованию системы защиты информационных ресурсов. Поставлена и решена задача повышения эффективности организации проведения аудита информационной безопасности по критерию минимиза-ции аудиторского риска. Процесс аудита представлен как совокупность взаимосвязанных по информации и времени аудиторских процедур. Для анализа и оценки аудиторского риска введено понятие "стандартной схемы обработки аудиторских данных", в рамках которого цикл обработки данных аудита распадается на непосредственно обработку, контроль и исправление ошибочных данных либо запрос дополнительной исходной информации, не-обходимой для реализации аудиторской процедуры. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Задача оптимизации процесса аудита состоит при этом в выборе такой технологии обработки аудиторских данных, которая обеспечивает максимум безошибочности получаемых результатов. Приведены модели и методика анализа эффективности, обоснования и выбора проектных решений по повышению уровня информационной безо-пасности из множества возможных альтернативных вариантов с использова-нием метода векторной стратификации.
Тренды мировой политики
Ястремский А.М. - Китай и страны мира: политика колонизации или интеграция?

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.12799

Аннотация: Рассматриваемая проблема весьма актуальна в связи с происходящими глобальными процессами на мировой арене и усилением роли Китая в современном мире. Всеми правдами и неправдами Китай стремится интегрироваться в отдельные страны и регионы мира. Это вызвано всем процессом его исторического развития. Бурно развивающейся китайской экономике необходимы сырье, рынки сбыта своих товаров, обеспечение многочисленного населения работой для создания стабильной обстановки внутри страны. Некоторыми важнейшими направлениями интеграции Китая являются территориальное расширение границ, в первую очередь за счет соседей, экономическое и демографическое. Как показывает исторический опыт, не исключено и военное решение некоторых вопросов в региональном (можно предположить и мировом) масштабе. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Сегодня Китай вовлечен в территориальные споры, многие из которых до сих пор остаются нерешенными. Это относится не только к России, к постсоветскому пространству, но и некоторым другим странам мира. Особую остроту приобретают территориальные споры Китая с Японией вокруг островов Сенкаку, в который пытается вмешаться даже Вашингтон. Вместе с тем, в большинстве подобных споров Китай придерживается стратегии "отложенных решений", считая, что через 50-100 лет ситуация в споре может сложиться в пользу Китая естественным образом, без силового давления.
Ястремский А.М. - Китай и страны мира: политика колонизации или интеграция? c. 335-344

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65510

Аннотация: Рассматриваемая проблема весьма актуальна в связи с происходящими глобальными процессами на мировой арене и усилением роли Китая в современном мире. Всеми правдами и неправдами Китай стремится интегрироваться в отдельные страны и регионы мира. Это вызвано всем процессом его исторического развития. Бурно развивающейся китайской экономике необходимы сырье, рынки сбыта своих товаров, обеспечение многочисленного населения работой для создания стабильной обстановки внутри страны. Некоторыми важнейшими направлениями интеграции Китая являются территориальное расширение границ, в первую очередь за счет соседей, экономическое и демографическое. Как показывает исторический опыт, не исключено и военное решение некоторых вопросов в региональном (можно предположить и мировом) масштабе. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Сегодня Китай вовлечен в территориальные споры, многие из которых до сих пор остаются нерешенными. Это относится не только к России, к постсоветскому пространству, но и некоторым другим странам мира. Особую остроту приобретают территориальные споры Китая с Японией вокруг островов Сенкаку, в который пытается вмешаться даже Вашингтон. Вместе с тем, в большинстве подобных споров Китай придерживается стратегии "отложенных решений", считая, что через 50-100 лет ситуация в споре может сложиться в пользу Китая естественным образом, без силового давления.
Дашичев В.И. - Новая "холодная война" США против России

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.13010

Аннотация: Начало 2014 года ознаменовалось резким обострением антироссийской политики США. Главным очагом этого обострения оказалась Украина, где развернулись события, чреватые очень опасными последствиями не только для неё самой, но и для России и всей Европы. По всем признакам в Европе возник предвоенный политический кризис. В ХХ веке европейские правящие элиты, запутавшись в своих великодержавных амбициях, в стремлении добиться господства над народами, навязать им свою волю, развязали две мировых "горячих" и одну "холодную" войну. Эти войны обернулась поистине роковыми разрушительными последствиями для Европы. А для США они создали уникальные геополитические условия для превращения в глобальную супердержаву. Методология исследования включает в себя системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический и другие общественнонаучные подходы, методы анализа, синтеза, аналогии, моделирования. Надо признать, что возвеличиванию США во многом способствовала неразумная советская политика после Второй мировой войны. Опьяненные великой победой, Сталин и его последователи стали активно проводить коммунистическую экспансию, не отдавая себе отчета, к каким тяжелым геополитическим последствиям это приведет собственную страну, а также международное сообщество. Почти половина Европы оказалось тогда в советской сфере влияния. Правящие круги стран Запада узрели для себя в лице Советского Союза серьезнейшую угрозу и, чтобы противостоять ей, объединились в мировую антисоветскую коалицию во главе с Соединенными Штатами. Заокеанская держава стала военным и политическим гарантом и защитником их независимости. Это позволило ей подчинить западноевропейские страны своим интересам.
Дашичев В.И. - Новая "холодная война" США против России c. 345-356

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65511

Аннотация: Начало 2014 года ознаменовалось резким обострением антироссийской политики США. Главным очагом этого обострения оказалась Украина, где развернулись события, чреватые очень опасными последствиями не только для неё самой, но и для России и всей Европы. По всем признакам в Европе возник предвоенный политический кризис. В ХХ веке европейские правящие элиты, запутавшись в своих великодержавных амбициях, в стремлении добиться господства над народами, навязать им свою волю, развязали две мировых "горячих" и одну "холодную" войну. Эти войны обернулась поистине роковыми разрушительными последствиями для Европы. А для США они создали уникальные геополитические условия для превращения в глобальную супердержаву. Методология исследования включает в себя системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический и другие общественнонаучные подходы, методы анализа, синтеза, аналогии, моделирования. Надо признать, что возвеличиванию США во многом способствовала неразумная советская политика после Второй мировой войны. Опьяненные великой победой, Сталин и его последователи стали активно проводить коммунистическую экспансию, не отдавая себе отчета, к каким тяжелым геополитическим последствиям это приведет собственную страну, а также международное сообщество. Почти половина Европы оказалось тогда в советской сфере влияния. Правящие круги стран Запада узрели для себя в лице Советского Союза серьезнейшую угрозу и, чтобы противостоять ей, объединились в мировую антисоветскую коалицию во главе с Соединенными Штатами. Заокеанская держава стала военным и политическим гарантом и защитником их независимости. Это позволило ей подчинить западноевропейские страны своим интересам.
Сизоненко А.И. - Латинская Америка и первая мировая война

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.13123

Аннотация: Статья посвящена политике стран Латинской Америки в годы 1-ой мировой войны, их отношениям с Россией в тот период. Особое место уделяется оценке латиноамериканским обществом роли и места в войне России и её армии. Исполнившееся в 2014 г. 100-летие начала 1-ой мировой войны дало повод не только широко отметить саму годовщину, но и во многом по-новому подойти к осмыслению этой войны, открыть в ней новые грани и страницы. Это в полной мере относится и к такой крайне скудно освещенной в нашей научной литературе теме как место стран Латинской Америки в том огромном международном конфликте. В тесной связи с этим стоит и оценка в самой Латинской Америке роли и участия в ней России и ее армии, тем более, что последняя тема практически не была затронута как в отечественной, так и латиноамериканской исторической науке. Методологической основой исследования выступает системный, структурно-функциональный, культурно-цивилизационный и сравнительно-исторический подходы, методы анализа, синтеза, моделирования. Во многом слабая освещенность политики стран региона в 1-ой мировой войне объясняется их позицией в тот период. Такие крупные страны как Аргентина, Чили, Колумбия, Мексика, Венесуэла и Парагвай сохранили свой нейтралитет, а Перу, Боливия, Уругвай, Эквадор хотя и разорвали отношения с Германией, но войну ей не объявляли. Далеко не сразу, а лишь в 1917 г. войну центральным державам (т.е. Германии и Австро-Венгрии) объявили Бразилия, Куба и ряд центральноамериканских республик, но из них наиболее активный вклад на этом направлении внесла только Бразилия и то ближе к концу войны.
Сизоненко А.И. - Латинская Америка и первая мировая война c. 357-361

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65512

Аннотация: Статья посвящена политике стран Латинской Америки в годы 1-ой мировой войны, их отношениям с Россией в тот период. Особое место уделяется оценке латиноамериканским обществом роли и места в войне России и её армии. Исполнившееся в 2014 г. 100-летие начала 1-ой мировой войны дало повод не только широко отметить саму годовщину, но и во многом по-новому подойти к осмыслению этой войны, открыть в ней новые грани и страницы. Это в полной мере относится и к такой крайне скудно освещенной в нашей научной литературе теме как место стран Латинской Америки в том огромном международном конфликте. В тесной связи с этим стоит и оценка в самой Латинской Америке роли и участия в ней России и ее армии, тем более, что последняя тема практически не была затронута как в отечественной, так и латиноамериканской исторической науке. Методологической основой исследования выступает системный, структурно-функциональный, культурно-цивилизационный и сравнительно-исторический подходы, методы анализа, синтеза, моделирования. Во многом слабая освещенность политики стран региона в 1-ой мировой войне объясняется их позицией в тот период. Такие крупные страны как Аргентина, Чили, Колумбия, Мексика, Венесуэла и Парагвай сохранили свой нейтралитет, а Перу, Боливия, Уругвай, Эквадор хотя и разорвали отношения с Германией, но войну ей не объявляли. Далеко не сразу, а лишь в 1917 г. войну центральным державам (т.е. Германии и Австро-Венгрии) объявили Бразилия, Куба и ряд центральноамериканских республик, но из них наиболее активный вклад на этом направлении внесла только Бразилия и то ближе к концу войны.
Политическое управление
Бородин Е.А. - Разум как стратегический ресурс внешней и внутренней политики

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.13040

Аннотация: Статья посвящена исследованию фактора разума в современной политике и роли разумных начал в ее формировании и практической реализации. Впервые разум рассматривается как стратегический ресурс внешней политики современного государства. Рассматриваются и анализируются современные концепции «умной силы», исследование которых проводится в рамках разумного (ноовитического) подхода к внешней политике и системы воззрений В.И. Вернадского. В современных условиях разум становится важнейшим критерием истинности и важнейшим национальным ресурсом политики, как внешней, так и внутренней. Методологической базой исследования является системный, структурно-функциональный и сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, моделирования, прогнозирования, экспертных оценок. Политический курс любого национального государства можно считать состоявшимся только тогда, когда он прошел проверку на разумность, то есть на соответствие разумным критериям – и это сегодня относится в равной мере как к политике, проводимой признанными мировыми лидерами, такими как США, Германия, опирающаяся на всю мощь выстроенного ею ЕС, Япония, так и к странам третьего мира, играющим в мировой политике второстепенную роль.
Бородин Е.А. - Разум как стратегический ресурс внешней и внутренней политики c. 362-371

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65513

Аннотация: Статья посвящена исследованию фактора разума в современной политике и роли разумных начал в ее формировании и практической реализации. Впервые разум рассматривается как стратегический ресурс внешней политики современного государства. Рассматриваются и анализируются современные концепции «умной силы», исследование которых проводится в рамках разумного (ноовитического) подхода к внешней политике и системы воззрений В.И. Вернадского. В современных условиях разум становится важнейшим критерием истинности и важнейшим национальным ресурсом политики, как внешней, так и внутренней. Методологической базой исследования является системный, структурно-функциональный и сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, моделирования, прогнозирования, экспертных оценок. Политический курс любого национального государства можно считать состоявшимся только тогда, когда он прошел проверку на разумность, то есть на соответствие разумным критериям – и это сегодня относится в равной мере как к политике, проводимой признанными мировыми лидерами, такими как США, Германия, опирающаяся на всю мощь выстроенного ею ЕС, Япония, так и к странам третьего мира, играющим в мировой политике второстепенную роль.
Виноградова Е.А. - Информационные войны в Латинской Америке

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.13080

Аннотация: Развитие информационных технологий в современном мире существенно меняет базовые принципы, формы и методы политического управления, обучения, оно же легло в основу революции в области международных отношений и в военном деле. В этой связи одной из важнейших задач, стоящих перед современными государствами Латинской Америки и их военными ведомствами, является использование информации для управления современными международными и внутренними конфликтами, так как информация способна влиять на восприятие людьми окружающей их действительности и способна формировать мотивации к тем или иным формам политического поведения. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, наблюдения, моделирования. Сегодня при грамотной стратегии работы с информацией, возможно одержать победу в силовом конфликте. Работа с такими видами информации, как Интернет, новые средства массовой информации (так называемые новые медиа) стала новым способом ведения современных войн и участия в международных конфликтах и политических кризисах.
Виноградова Е.А. - Информационные войны в Латинской Америке c. 372-384

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65514

Аннотация: Развитие информационных технологий в современном мире существенно меняет базовые принципы, формы и методы политического управления, обучения, оно же легло в основу революции в области международных отношений и в военном деле. В этой связи одной из важнейших задач, стоящих перед современными государствами Латинской Америки и их военными ведомствами, является использование информации для управления современными международными и внутренними конфликтами, так как информация способна влиять на восприятие людьми окружающей их действительности и способна формировать мотивации к тем или иным формам политического поведения. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, наблюдения, моделирования. Сегодня при грамотной стратегии работы с информацией, возможно одержать победу в силовом конфликте. Работа с такими видами информации, как Интернет, новые средства массовой информации (так называемые новые медиа) стала новым способом ведения современных войн и участия в международных конфликтах и политических кризисах.
Калачев Д.Н. - Безопасность: эволюция понятия

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.13232

Аннотация: В статье дается уточненное определение понятия «безопасность» как состояния защищенности от возможного нанесения ущерба, как способности к сдерживанию или парированию опасных воздействий, а также к быстрой компенсации нанесенного ущерба. Несмотря на многочисленные трактовки данного определения, существующие в отечественной и зарубежной литературе, само понятие безопасности все еще остается дискуссионным. Настоящая статья также прослеживает эволюцию понятия «безопасность» от традиционной военно-силовой трактовки в сторону многомерного толкования, которое в определенной мере уточняет, расширяет и углубляет данный термин. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Изучение современных проблем национальной безопасности, во взаимосвязи с широкой средой глобального взаимодействия, – сложный и многогранный процесс, на содержание которого влияют демографические, технологические, информационные, экологические, социально-экономические, историко-культурные и политические характеристики как внутренних процессов, так и всего мирового сообщества.
Калачев Д.Н. - Безопасность: эволюция понятия c. 385-391

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65515

Аннотация: В статье дается уточненное определение понятия «безопасность» как состояния защищенности от возможного нанесения ущерба, как способности к сдерживанию или парированию опасных воздействий, а также к быстрой компенсации нанесенного ущерба. Несмотря на многочисленные трактовки данного определения, существующие в отечественной и зарубежной литературе, само понятие безопасности все еще остается дискуссионным. Настоящая статья также прослеживает эволюцию понятия «безопасность» от традиционной военно-силовой трактовки в сторону многомерного толкования, которое в определенной мере уточняет, расширяет и углубляет данный термин. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Изучение современных проблем национальной безопасности, во взаимосвязи с широкой средой глобального взаимодействия, – сложный и многогранный процесс, на содержание которого влияют демографические, технологические, информационные, экологические, социально-экономические, историко-культурные и политические характеристики как внутренних процессов, так и всего мирового сообщества.
Социальное управление
Петрушихина Е.Б. - Карьерный рост и изменения личности

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.13244

Аннотация: В статье рассматривается влияние карьерного продвижения на важнейшие личностные характеристики – ценности карьеры, степень самоактуализации, самооценку. Объектом изучения стали работники банковских организаций, находящиеся на различных должностных позициях. В последнее десятилетие теоретические и практические вопросы развития карьеры приобретают все большую значимость. В психологических исследованиях обсуждаются такие проблемы, как виды и этапы карьеры, взаимосвязь карьерного роста и личностного развития, психологические предпосылки построения успешной карьеры. В статье показано, что по мере служебного роста усиливается значимость карьеры, позитивное самовосприятие, возрастает самооценка и уровень самоактуализации. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. В кадровом менеджменте управление карьерой рассматривается как одна из функций по управлению персоналом; возможность карьерного роста определяет привлекательность организации для сотрудников и соискателей. Не случаайно автор известной концепции мотивационной гигиены Ф. Херцберг указывает, что служебный и профессиональный рост обусловливают формирование удовлетворенности работой и мотивации труда.
Петрушихина Е.Б. - Карьерный рост и изменения личности c. 392-399

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65516

Аннотация: В статье рассматривается влияние карьерного продвижения на важнейшие личностные характеристики – ценности карьеры, степень самоактуализации, самооценку. Объектом изучения стали работники банковских организаций, находящиеся на различных должностных позициях. В последнее десятилетие теоретические и практические вопросы развития карьеры приобретают все большую значимость. В психологических исследованиях обсуждаются такие проблемы, как виды и этапы карьеры, взаимосвязь карьерного роста и личностного развития, психологические предпосылки построения успешной карьеры. В статье показано, что по мере служебного роста усиливается значимость карьеры, позитивное самовосприятие, возрастает самооценка и уровень самоактуализации. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. В кадровом менеджменте управление карьерой рассматривается как одна из функций по управлению персоналом; возможность карьерного роста определяет привлекательность организации для сотрудников и соискателей. Не случаайно автор известной концепции мотивационной гигиены Ф. Херцберг указывает, что служебный и профессиональный рост обусловливают формирование удовлетворенности работой и мотивации труда.
Экономическое управление
Райхлин Э.И. - Закон отрицания отрицания на примере развития России со второй половины ХIX века

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.12955

Аннотация: В данной очень небольшой статье в очень общих чертах автор прослеживает социально-экономическое развитие России, начиная со второй половины девятнадцатого века, до советских «социалистических» и постсоветских «постсоциалистических» наших дней. Такой исторический период выбран не случайно. По мнению автора, последние более чем полтора века российской истории проходят не просто под доминирующим влиянием капитализма, но и в условиях, когда одна его форма сменяет другую, не оставляя тем самым свободного места ни для «социализма», ни (тем более) для движения к «коммунизму». Методологической основой исследования стал системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический и сравнительно=экономический подходы, методы анализа, синтеза, обобщения, моделирования. Если временами поступательное движение России обнаруживает определенный возврат к той или иной форме феодализма, то и такое, казалось бы, отступление от «намеченной капиталистической цели», являясь лишь приспособлением к резко меняющимся обстоятельствам, не отменяет её (цели) осуществление, а лишь находит новые пути для ее достижения.
Райхлин Э.И. - Закон отрицания отрицания на примере развития России со второй половины ХIX века c. 400-404

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65517

Аннотация: В данной очень небольшой статье в очень общих чертах автор прослеживает социально-экономическое развитие России, начиная со второй половины девятнадцатого века, до советских «социалистических» и постсоветских «постсоциалистических» наших дней. Такой исторический период выбран не случайно. По мнению автора, последние более чем полтора века российской истории проходят не просто под доминирующим влиянием капитализма, но и в условиях, когда одна его форма сменяет другую, не оставляя тем самым свободного места ни для «социализма», ни (тем более) для движения к «коммунизму». Методологической основой исследования стал системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический и сравнительно=экономический подходы, методы анализа, синтеза, обобщения, моделирования. Если временами поступательное движение России обнаруживает определенный возврат к той или иной форме феодализма, то и такое, казалось бы, отступление от «намеченной капиталистической цели», являясь лишь приспособлением к резко меняющимся обстоятельствам, не отменяет её (цели) осуществление, а лишь находит новые пути для ее достижения.
Управление социально-политическими системами
Безвиконная Е.В. - Процесс самоорганизации в системе публичной власти: концептуальный анализ

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.12438

Аннотация: Предметная область исследования связана с оценкой теоретико-методологического контекста формирования концепции публичной власти в условиях переходного этапа развития политического процесса в России. Интегрируя предшествующую традицию заимствования зарубежных концепций и собственный социально-политический контекст публичная власть оказалась наиболее действенной формой организации системы государственной власти и местного самоуправления в условиях проявлений процесса самоорганизации на уровне местных сообществ. Самостоятельное значение приобретают теории самоорганизации как разновидность синергетической парадигмы, позволившие оценить место процессов самоорганизации в сиситеме публичной власти. Методологической основой работы выступила теории политических сетей и концепция публичной власти, обеспечившие условия для концептуализации политического управления в России. Целью настоящей статьи является выявление особенностей публичной власти как прикладной модели на уровне местного самоуправления, а также оценка перспектив ее реализации в условиях расширения форм политической активности гражданского общества, на основе синергетического подхода и отдельных теоретико-методологических моделей, посвященных исследованию проявлений коммуникативных сетевых процессов на местном уровне публичной власти (good governance, политические сети и др.). Новизна авторского подхода заключается в обращении к процессам самоорганизации, которые по своей природе и формам противоречат системным характеристикам политического управления в государстве.
Безвиконная Е.В. - Процесс самоорганизации в системе публичной власти: концептуальный анализ c. 405-415

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65518

Аннотация: Предметная область исследования связана с оценкой теоретико-методологического контекста формирования концепции публичной власти в условиях переходного этапа развития политического процесса в России. Интегрируя предшествующую традицию заимствования зарубежных концепций и собственный социально-политический контекст публичная власть оказалась наиболее действенной формой организации системы государственной власти и местного самоуправления в условиях проявлений процесса самоорганизации на уровне местных сообществ. Самостоятельное значение приобретают теории самоорганизации как разновидность синергетической парадигмы, позволившие оценить место процессов самоорганизации в сиситеме публичной власти. Методологической основой работы выступила теории политических сетей и концепция публичной власти, обеспечившие условия для концептуализации политического управления в России. Целью настоящей статьи является выявление особенностей публичной власти как прикладной модели на уровне местного самоуправления, а также оценка перспектив ее реализации в условиях расширения форм политической активности гражданского общества, на основе синергетического подхода и отдельных теоретико-методологических моделей, посвященных исследованию проявлений коммуникативных сетевых процессов на местном уровне публичной власти (good governance, политические сети и др.). Новизна авторского подхода заключается в обращении к процессам самоорганизации, которые по своей природе и формам противоречат системным характеристикам политического управления в государстве.
Трипольская И.Ю. - Интеграция системы образования Российской Федерации с системами образования других стран как условие повышения эффективности государственной образовательной политики

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.12851

Аннотация: В статье рассматриваются состояние, тенденции и проблемы интеграции высшего образования в Российской Федерации в международную образовательную систему. Анализируется опыт внедрения в практику реализации государственной политики в сфере высшего образования Болонских принципов, оцениваются их очевидные преимущества и недостатки. Отмечается неоднозначное, наряду с позитивным, также и негативное восприятие результатов внедрения Болонских принципов в отечественную образовательную практику. Среди наиболее значимых проблем, не способствующих эффективности интеграции высшего образования Российской Федерации в международную образовательную систему в статье отмечаются: поспешность и радикализм насаждения принципов Болонского процесса. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Внедрение Болонского процесса в систему образования РФ предполагает существенную корректировку государственной политики в этой области, поскольку процесс интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств не только повысит ее конкурентоспособность, но и принесет доход в бюджет страны, т.к. большинство образовательных учреждений являются государственными. Кроме того, интеграция образовательной системы России, безусловно, позитивно отразится на обмене существующими научными разработками, внедрении и разработке новых технологий, развитии исследовательского потенциала и качества образовательных программ российских вузов и научных центров.
Трипольская И.Ю. - Интеграция системы образования Российской Федерации с системами образования других стран как условие повышения эффективности государственной образовательной политики c. 416-420

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65519

Аннотация: В статье рассматриваются состояние, тенденции и проблемы интеграции высшего образования в Российской Федерации в международную образовательную систему. Анализируется опыт внедрения в практику реализации государственной политики в сфере высшего образования Болонских принципов, оцениваются их очевидные преимущества и недостатки. Отмечается неоднозначное, наряду с позитивным, также и негативное восприятие результатов внедрения Болонских принципов в отечественную образовательную практику. Среди наиболее значимых проблем, не способствующих эффективности интеграции высшего образования Российской Федерации в международную образовательную систему в статье отмечаются: поспешность и радикализм насаждения принципов Болонского процесса. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Внедрение Болонского процесса в систему образования РФ предполагает существенную корректировку государственной политики в этой области, поскольку процесс интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств не только повысит ее конкурентоспособность, но и принесет доход в бюджет страны, т.к. большинство образовательных учреждений являются государственными. Кроме того, интеграция образовательной системы России, безусловно, позитивно отразится на обмене существующими научными разработками, внедрении и разработке новых технологий, развитии исследовательского потенциала и качества образовательных программ российских вузов и научных центров.
Репьева А.М. - Особенности управления государственной миграционной политикой РФ на современном этапе

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.13033

Аннотация: Предметом исследования являются особенности и проблемы реализации миграционной политики в Российской Федерации с 2000-го по 2014-й гг. Актуальность приобретают: специфика ей генезиса, т.е. стадиального развития; выявление взаимоотношений исполнительных органов власти, в чью компетенцию она входит, векторов движения проводимой миграционной политики, столкновений разных позиций по одному вопросу, причинно- следственной связи изменений конкретных законов, разницы между планируемыми и ожидаемыми результатами нововведений в данной области. Несмотря на наличие правовой базы в 90-х гг, по факту миграционная политика РФ формируется лишь в начале 2000-х гг., что обуславливает многочисленные противоречия, контртенденции, правовые коллизии, колоссальный разрыв между теорией и практикой реализации нормативно- правовых актов в сфере миграции. При анализе специфики реализации государственной миграционной политики в России необходимо ввести методологический аппарат. Во-первых, политологический подход (системный и институциональный). Во-вторых, миграционный подход, включающий в себя использование как теоретических (общая теория подвижности населения, теории миграционного поведении и трёхстадийности миграционного процесса), так и прикладных концепциях (всеобъемлющей модели международной миграции, концепции Евразийской миграционной системы) для понимания миграционных процессов, происходящих на территории РФ. В-третьих, исторический подход (историческое направление,историко-демографическая концепция, теория исторического структурализма), рассматривающий миграцию через призму ретроспективного анализа, т.е. историю миграционных движений в различных регионах мира. В-четвёртых, социологический подход, рассматривающий миграцию как следствие усиления культурных, социальных, национальных, этносоциальных связей мигрантов; процесс выстраивания отношений между мигрантами и коренным населением, конфликты. В-пятых, юридический подход, включающий в себя правоведческое направление и концепцию миграционного права, направленных на совершенствование нормативно- правовой базы и на поиск путей и механизмов совершенствования правового регулирования миграционных процессов в России. В-шестых, сравнительный анализ, необходимый при сопоставлении опыта государств с различными методами урегулирования миграционных процессов. В-седьмых, статистические методы. Научная новизна данной проблематики видится и в том, что миграционная политика является некоторым отражением существующей ситуации в стране. Это связано с взаимным влиянием миграционных, экономико - социальных, политико- идеологических, культурных процессов. В качестве вывода мы делаем предположение, что важно анализировать не только направления миграционной политики в каждом периоде её генезиса, но и все этапы процесса принятия решения по утверждению нормативно - правовых актов в миграционной сфере: предпосылки их возникновения, мнения различных субъектов (как государственных, так и негосударственных акторов), их аргументы относительно эффективности и результативности обсуждаемого законопроекта, возможные поправки и изменения, все стадии его обсуждения, отправление Советом Федерации на доработку в Госдуму, итоговое принятие закона, последствия этого правового действия, его влияние на вектор направленности миграционной политики в РФ. Только такой всесторонний, комплексный анализ миграционной политики поможет отразить реальное положение вещей в государстве.
Репьева А.М. - Особенности управления государственной миграционной политикой РФ на современном этапе c. 421-427

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65520

Аннотация: Предметом исследования являются особенности и проблемы реализации миграционной политики в Российской Федерации с 2000-го по 2014-й гг. Актуальность приобретают: специфика ей генезиса, т.е. стадиального развития; выявление взаимоотношений исполнительных органов власти, в чью компетенцию она входит, векторов движения проводимой миграционной политики, столкновений разных позиций по одному вопросу, причинно- следственной связи изменений конкретных законов, разницы между планируемыми и ожидаемыми результатами нововведений в данной области. Несмотря на наличие правовой базы в 90-х гг, по факту миграционная политика РФ формируется лишь в начале 2000-х гг., что обуславливает многочисленные противоречия, контртенденции, правовые коллизии, колоссальный разрыв между теорией и практикой реализации нормативно- правовых актов в сфере миграции. При анализе специфики реализации государственной миграционной политики в России необходимо ввести методологический аппарат. Во-первых, политологический подход (системный и институциональный). Во-вторых, миграционный подход, включающий в себя использование как теоретических (общая теория подвижности населения, теории миграционного поведении и трёхстадийности миграционного процесса), так и прикладных концепциях (всеобъемлющей модели международной миграции, концепции Евразийской миграционной системы) для понимания миграционных процессов, происходящих на территории РФ. В-третьих, исторический подход (историческое направление,историко-демографическая концепция, теория исторического структурализма), рассматривающий миграцию через призму ретроспективного анализа, т.е. историю миграционных движений в различных регионах мира. В-четвёртых, социологический подход, рассматривающий миграцию как следствие усиления культурных, социальных, национальных, этносоциальных связей мигрантов; процесс выстраивания отношений между мигрантами и коренным населением, конфликты. В-пятых, юридический подход, включающий в себя правоведческое направление и концепцию миграционного права, направленных на совершенствование нормативно- правовой базы и на поиск путей и механизмов совершенствования правового регулирования миграционных процессов в России. В-шестых, сравнительный анализ, необходимый при сопоставлении опыта государств с различными методами урегулирования миграционных процессов. В-седьмых, статистические методы. Научная новизна данной проблематики видится и в том, что миграционная политика является некоторым отражением существующей ситуации в стране. Это связано с взаимным влиянием миграционных, экономико - социальных, политико- идеологических, культурных процессов. В качестве вывода мы делаем предположение, что важно анализировать не только направления миграционной политики в каждом периоде её генезиса, но и все этапы процесса принятия решения по утверждению нормативно - правовых актов в миграционной сфере: предпосылки их возникновения, мнения различных субъектов (как государственных, так и негосударственных акторов), их аргументы относительно эффективности и результативности обсуждаемого законопроекта, возможные поправки и изменения, все стадии его обсуждения, отправление Советом Федерации на доработку в Госдуму, итоговое принятие закона, последствия этого правового действия, его влияние на вектор направленности миграционной политики в РФ. Только такой всесторонний, комплексный анализ миграционной политики поможет отразить реальное положение вещей в государстве.
Управление в сложных системах
Бурков В.Н. - Механизмы управления в активных системах

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.12757

Аннотация: В статье рассматриваются основные механизмы управления, разработанные в теории активных систем. К ним относятся механизмы открытого управления или "честной игры" (неманипулируемые механизмы), стимулирующие предоставление достоверной информации, согласованные механизмы, стимулирующие выполнение планов и программ, противозатратные механизмы, стимулирующие уменьшение затрат и цен даже для монопольного производителя и ряд других (конкурсные, многоканальные, обратных приоритетов). Теория активных систем возникла в 1969 году. Активная система это модель человека. коллектива, организации, учитывающая наличие собственных интересов, способность предоставления недостоверной информации (манипулирование данными), способность не выполнять принятых планов, программ обязательств. Методология исследования включает в себя системный, структурно-функциональный и сравнительный подходы, методы индукции, дедукции, анализа, синтеза, моделирования. Основная задача теории активных систем заключается в разработке эффективных механизмов управления организационными системами. К настоящему времени разработано более тридцати эффективных механизмов управления (названных механизмами умного управления). В статье приводятся результаты анализа эффективности практического применения указанных механизмов управления в экономике: распределение водных ресурсов, оптимальное согласованное планирование на предприятиях, "активные советчики оператора" в черной металлургии, противозатратные налоговые системы научных организаций. Дается краткий обзор современного состояния в области теории активных систем и основных публикаций.
Бурков В.Н. - Механизмы управления в активных системах c. 428-440

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65521

Аннотация: В статье рассматриваются основные механизмы управления, разработанные в теории активных систем. К ним относятся механизмы открытого управления или "честной игры" (неманипулируемые механизмы), стимулирующие предоставление достоверной информации, согласованные механизмы, стимулирующие выполнение планов и программ, противозатратные механизмы, стимулирующие уменьшение затрат и цен даже для монопольного производителя и ряд других (конкурсные, многоканальные, обратных приоритетов). Теория активных систем возникла в 1969 году. Активная система это модель человека. коллектива, организации, учитывающая наличие собственных интересов, способность предоставления недостоверной информации (манипулирование данными), способность не выполнять принятых планов, программ обязательств. Методология исследования включает в себя системный, структурно-функциональный и сравнительный подходы, методы индукции, дедукции, анализа, синтеза, моделирования. Основная задача теории активных систем заключается в разработке эффективных механизмов управления организационными системами. К настоящему времени разработано более тридцати эффективных механизмов управления (названных механизмами умного управления). В статье приводятся результаты анализа эффективности практического применения указанных механизмов управления в экономике: распределение водных ресурсов, оптимальное согласованное планирование на предприятиях, "активные советчики оператора" в черной металлургии, противозатратные налоговые системы научных организаций. Дается краткий обзор современного состояния в области теории активных систем и основных публикаций.
Информационное управление
Бровко В.Ю. - Основные подходы к концептуализации информационной политики

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.13231

Аннотация: В статье рассмотрены основные существующие подходы к определению сущности информационной политики в различных сферах публичной деятельности. Произведено сравнение отечественного и зарубежного опыта в исследуемой области. Предложен авторский подход к определению информационной политики. В современной науке имеется большое количество работ, посвященных проблемам информационной политики, однако, несмотря на это, единого подхода к определению термина и сущностного содержания исследуемого понятия пока достигнуто не было. В связи с этим, чтобы составить полное и верное представление о том, что такое информационная политика, необходимо рассмотреть наиболее распространенные подходы ученых и специалистов из разных научных областей, так как вопросы информационно-коммуникативной деятельности могут быть в равной степени актуальны для различных сфер общественной жизни и публичного пространства. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. В настоящей статье подробно рассматриваются основные существующие подходы к определению информационной политики и обратили внимание на междисциплинарные различия в их трактовке, которые встречаются в исследованиях из разных областей знаний и предлагается собственное определение, наиболее широко и полно, на наш взгляд, отражающее суть изучаемого явления.
Бровко В.Ю. - Основные подходы к концептуализации информационной политики c. 441-449

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.4.65522

Аннотация: В статье рассмотрены основные существующие подходы к определению сущности информационной политики в различных сферах публичной деятельности. Произведено сравнение отечественного и зарубежного опыта в исследуемой области. Предложен авторский подход к определению информационной политики. В современной науке имеется большое количество работ, посвященных проблемам информационной политики, однако, несмотря на это, единого подхода к определению термина и сущностного содержания исследуемого понятия пока достигнуто не было. В связи с этим, чтобы составить полное и верное представление о том, что такое информационная политика, необходимо рассмотреть наиболее распространенные подходы ученых и специалистов из разных научных областей, так как вопросы информационно-коммуникативной деятельности могут быть в равной степени актуальны для различных сфер общественной жизни и публичного пространства. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. В настоящей статье подробно рассматриваются основные существующие подходы к определению информационной политики и обратили внимание на междисциплинарные различия в их трактовке, которые встречаются в исследованиях из разных областей знаний и предлагается собственное определение, наиболее широко и полно, на наш взгляд, отражающее суть изучаемого явления.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.