Статья 'Формирование управленческого механизма повышения мотивации студентов вузов' - журнал 'Тренды и управление' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Тренды и управление
Правильная ссылка на статью:

Формирование управленческого механизма повышения мотивации студентов вузов

Глущенко Валерий Владимирович

ORCID: 0000-0003-1324-9326

доктор технических наук

профессор, Центр проектной деятельности, Московский политехнический университет

107564, Россия, г. Москва, ул. Образцова, 9, оф. 1

Glushchenko Valeriy Vladimirovich

Doctor of Technical Science

Professor, Project Activity Center, Moscow Polytechnic University

107564, Russia, 1-Ya grazhdanskaya oblast', g. 1-Ya grazhdanskaya, ul. Obraztsova, 9, of. 1

glu-valery@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Глущенко Ирина Ивановна

доктор экономических наук

профессор, кафедра бухгалтерского учета и статистики, Российский государственный социальный университет

129226, Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1

Glushchenko Irina Ivanovna

Doctor of Economics

professor of the Department of Accounting and Statistics at Russian State Social University

129226, Russia, Moscow, Wilhelm Pieck's str. 4, bld. 1

prepodavatel-gii@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0730.2017.1.17569

Дата направления статьи в редакцию:

12-01-2016


Дата публикации:

29-04-2017


Аннотация: Предметом статьи является управленческий механизм повышения мотивации студентов в интересах повышения качества высшего образования. Объект статьи – повышение качества высшего образования. Целью настоящей статьи является формирование управленческого механизма повышения мотивации студентов вузов в целях повышения качества высшего образования. Для достижения поставленной цели решаются задачи:  исследуются понятие, проблемы формирования и специфика управленческого механизма повышения мотивации студентов;  исследуется место и роль управленческого механизма повышения мотивации студентов в процессе реформы высшего образования и реализации стратегии повышения качества образования;  исследуются структурные элементы механизма повышения мотивации студентов в интересах повышения качества их образования. Методами исследования выступают исторический и системный анализ, исследование и прогнозирование трендов развития больших систем, анализ стратегий развития систем, структурный синтез механизма управления мотивацией Научная новизна статьи определяется дополнительной аргументацией того, что формирование высокой мотивации студентов является необходимым условием повышения качества образования (в целях повышения качества персонала организаций), рассматривается задача формирования механизма повышения уровня мотивации студентов вузов как необходимого условия повышения качества образования, исследованы методические аспекты решения задачи повышения мотивации студентов, обсуждаются понятие, содержание, структура стратегии повышения качества образования, исследованы методические аспекты и элементы процесса образования, исследована сущность мотивации студентов в условиях контроля компетентности как результата качества высшего образования, описан процесс формирования управленческого механизма повышения качества образования


Ключевые слова:

механизм, управление, студент, мотивация, образование, качество, компетентность, стратегия, работодатель, структура

Abstract: The subject of this article is the administrative mechanism for increasing the students’ motivation for improving the quality of higher education. The object is the improvement of the quality of higher education. The goal of this work consists in establishment of the administrative mechanism for increasing the students’ motivation for the purpose of improvement of the quality of higher education. For achieving the set goal, the authors tackle the following tasks: examine the notion, problems of formation, and specificity of the administrative mechanist of increasing the students’ motivation; analyze the place and role of the administrative mechanism of increasing student’s motivation in the process of the reform of higher education and realization of the strategy of  improving the quality of education; study the structural elements of the mechanism of increasing students’ motivation in the interests of improving of the quality of their education. The scientific novelty is substantiated by examination of the essence of students’ motivation in the conditions of the control over competence as a result of the quality of higher education.


Keywords:

Structure, Employer, Strategy, Competence, Quality, Education, Motivation, Student, Administration, Mechanism

В 2016 году органами государственного управления России поставлена задача повышения качества образования. Для этого осуществляется реформа системы образования, интенсивно развиваются новые формы образования, включая дистанционное высшее и дополнительное образование.

Актуальность статьи определяется тем, что на повышение качества образования влияют такие субъекты этого процесса как организаторы образования, профессорско-преподавательский состав, обучающиеся (студенты). Поэтому формирование и развитие управленческого механизма повышение  мотивация студентов с участием государства, бизнеса и общества может положительно сказаться на повышении качества высшего образования в условиях влияния новых трендов развития образования.

Целью настоящей статьи является формирование управленческого механизма повышения мотивации студентов вузов в целях повышения качества высшего образования.

Для достижения поставленной цели решаются задачи:

- исследуются понятие, проблемы формирования и специфика управленческого механизма повышения мотивации студентов;

- исследуется место и роль управленческого механизма повышения мотивации студентов в процессе реформы высшего образования и реализации стратегии повышения качества образования;

- исследуются структурные элементы механизма повышения  мотивации студентов в интересах повышения качества их образования.

Объект статьи – повышение качества высшего образования.

Предмет статьи – управленческий механизм повышения мотивации студентов в интересах повышения качества высшего образования.

В высшем образовании России происходят серьезные концептуальные и структурные изменения, которые в частности отражены в ст. 10 (п.5) Федерального закона «Об образовании в  Российской Федерации». В этой статье устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. При этом в пункте 7 этой статьи говорится, что система образования создает условия для непрерывного образования.

В п.5 ст.2 этого  Закона определено: «…квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности» [1]. Следует обратить внимание на то, что это определение фактически приравнивает понятия квалификация и компетентность, которые в зарубежной практике управления персоналом разделяют. Важно и то, что компетентность сотрудника организации может рассматриваться как уровень знаний и умений, которые были усвоены им в процессе обучения сотрудника в вузе. С другой стороны компетентность сотрудника может отражать степень соответствие суммы знаний и умений определенного сотрудника его практической сфере деятельности в данной организации.

Относительно качества образования в Законе об образовании (ст.2 п.29) сказано: «…качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и(или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1]. При этом можно сказать, что с точки зрения работодателя качество образования – это соответствие компетентности и организационной культуры сотрудников (бывших студентов) целям и задачам деятельности организации-работодателя. С точки зрения сотрудника организации (бывшего студента) понятие качества образования можно определить как степень соответствия полученного образования ожиданиям студента в части социального статуса, материального обеспечения, социальной защищенности, содержания и привлекательности работы в части самореализации после трудоустройства по полученной в вузе специальности.

Закон об образовании открывает возможность двух подходов к решению проблемы повышения качества образования и, соответственно, компетентности персона организации. Первый подход может быть назван этапным и заключается он в стремлении обеспечить наилучшее качество и, как следствие, максимальную компетентность студентов по результатам каждого из названных этапов высшего образования (бакалавриат, магистратура и т.п.). Второй подход может быть назван процессным и ситуационным. Это подход состоит в том, что компетентность студентов может наращивается в процессе дополнительного  образования исходя из необходимости повышения компетентности персонала в рамках ситуационного развития его карьеры в данной организации. 

При обосновании необходимости стратегического подхода в вопросе развития и качества образования нужно учитывать, что по числу занятых и масштабу деятельности система образования в нашей стране может рассматриваться как большая система – один из ключевых секторов экономики. Именно в сфере образования (как отрасли экономики) в России в 2011 году непосредственно было занято 22% населения страны [2].

При формировании управленческого механизма повышения мотивации студентов вузов логической основой может быть философия повышения качества образования, как наиболее общий взгляд на процесс повышения качества образования. Одной из философских концепций современного образования является ценностный подход. Ценностный поход позволяет связать ценности организации-работодателя и ценности, полученные студентом в процессе образования. Такое соответствие ценностей ценности организации-работодателя и ценностей, полученных студентом в процессе образования может рассматриваться как прямая мотивация студентов повышать качество своего образования [3].

Кроме того, нужно учитывать, что если ранее студент рассматривался как объект образовательного процесса, то в настоящее время, особенно с развитием концепции непрерывного образования и интерактивных технологий образования студент становится ключевым субъектом управленческого  механизма повышения качества образования.

Дополнительными аргументами в обосновании субъектности студентов (как участников процесса образования) и влияния мотивации студентов на качество образования можно считать то, что:

- в рамках  концепции непрерывного образования именно студенту принадлежит решающее слово в выборе «вертикального тренда» своей карьеры с учетом ступеней высшего образования «бакалавриат- магистратура- аспирантура» или «горизонтального тренда», отражающего набор изучаемых студентом специальностей, специализаций, дисциплин по выбору с учетом специфика и направленности его профессиональной карьеры (например, менеджмент организаций, управление персоналом или финансовый менеджмент); 

- в рамках технологий интерактивного образования студент своей активностью и заинтересованностью в процессе занятий может регулировать глубину освоения и акценты изучаемых тем и этим самым способен прямо влиять на качество своего образования и, следовательно, свою компетентность по результатам такого обучения.

Управленческим механизмом повышения качества образования условимся называть  совокупность методов и форм воздействия субъектов образования на процесс образования (объект управления) в целях повышения качества образования. Частью этого механизма является управленческий механизм повышения мотивации студентов вузов, представляющий собой совокупность методов, форм, инструментов воздействия субъектов образования (государства, общества, работодателей, семьи) на уровень и направленность мотивации студентов на повышение качества образования.

В качестве методических подходов к воздействию субъектов образования (государства, общества, работодателей, семьи) на уровень и направленность мотивации студентов на повышение качества образования могут рассматриваться известные теории мотивации.

Формами воздействия субъектов образования (государства, общества, работодателей, семьи) на уровень и направленность мотивации студентов на повышение качества образования можно считать внешнюю и внутреннюю мотивацию; материальную и нематериальную мотивацию.

В качестве инструментов воздействия субъектов образования (государства, общества, работодателей, семьи) на уровень и направленность мотивации студентов на повышение качества образования могут рассматриваться различные мотивы (физиологические, в безопасности, социальные, в уважении, в самовыражении) и стимулы (если мотивацию трактовать как процессный подход в стимулировании).

Дополнительную актуальность развитию научной основы управленческого  механизма повышения качества образования и управленческого механизма повышения мотивации студентов вузов придает то, что современное образование находится на рубеже нового этапа своего развития, характеризуется проявлением новых трендов своего развития .

Прежде всего, согласно прогнозу, представленному в «Атласе новых профессий» Московской школы управления «Сколково», профессия лектора относится к разряду интенсивно (к 2020 году) умирающих. Нужно учитывать, что на процесс и качество результата образования оказывает все большее влияние «клиповое сознание» студентов, которое влияет на особенности мышления студентов в образовательном процессе. Клиповое сознание заключается в том, что его носителя больше интересует не процесс, а результат познания [4]. Студенты с клиповым сознанием не считают нужным запоминать понятийный аппарат, усваивать логию учебной дисциплины. Они в значительной степени полагаются на то, что при появлении необходимости они найдут необходимые знания в сети Интернет.

Увеличение доли студентов с клиповым сознанием дополнительно повышает актуальность мотивации таких студентов в процессе обучения, влияет на элементы и технологии образовательной деятельности вузов.

При этом в 2016 году основной упор делается на развитие смарт-образования. Смарт-образование (умное образование) определяют как объединение учебных организаций, профессорско-преподавательского состава для обучения в сети Интернет [5]. Заметим, что такое определение не включает студентов в число субъектов образовательного процесса.

Одновременно, другие эксперты и часть профессорско-преподавательского состава считают, что в таком смарт-образовании роль профессорско-преподавательского состава сведется к составлению неких методических материалов для их использования в таком образовании.

Ситуация настолько сложна, что у некоторых экспертов возникает вопрос не приведет ли смарт- образование к «закату» университетов? При этом проведенный анализ показывает, что говорить о закате университетов рано. Считают, что без основных субъектов образования (педагогов, студентов, организаторов образования) образовательный процесс не возможен [5].

Для управления такими сложными объектами как современная система образования только бытового знания или частных наук становится недостаточным. Поэтому для системного научного решения актуальных проблем образования была начата разработки научной теории образования- образованиелогии [6]. Формирование управленческого механизма повышения мотивации студентов может относиться к методологической функции образованиелогии.

Существенное влияние на методологию повышения качества образование может иметь перенос акцентов с предметно ориентированного образования на объектно ориентированное образование. В частности, по сообщения СМИ в 2016 в Финляндии, имеющей одну из лучших систем образования, будет осуществлен переход на объектную систему образования. В рамках такой системы образования своего рода центром, вокруг которого строится процесс образования выступает некий практически важный объект (устройство, станок, профессия и т.п.). Представителями объектно оринтированного образования в нашей стране можно считать отраслевые (железнодорожные, автомобильные и т.д.) технические вузы.

Качество образования в таких вузах может оцениваться способностью выпускников таких вузов развивать соответствующий объект- отрасль национальной экономики.

Предметно ориентированное образование реализуют факультеты математики, физики, химии классических университетов и т.п. Качество образования при предметной ориентированности образования может оцениваться способностью выпускников таких учебных заведений развивать фундаментальные и прикладные исследования по соотвествующих предметным направлениям (математика, физика и др.).

При этом фактически возникает своего рода  «матричная методология» образовательной деятельности и, соответственно, матричная система оценки качества образования. В рамках такой методологии равноправно существуют предметное образование (которое отвечает за глубину и эффективность методов исследований) и объектовое образование, которое отвечает за эффективность процессов создания, производства и эксплуатации неких практически важных объектов. Предметное образование отвечает за качество и передачу последующим поколениям знаний о методическом обеспечении методов исследований объективной реальности бытия (ресурсное обеспечение).  Объектовое образование обеспечивает качество и передачу последующим поколениям знаний о практически важных для жизнедеятельности человека объектах (предметно ориентированное начало образования). Вероятно, это приведет к дальнейшей дифференциации понятия качества в предметно – и объектно – ориентированном образовании.

Задача повышения качества образования эквивалентна решению задачи повышения уровня компетентности персонала направлена на обеспечение достаточного уровня компетентности персонала.

Достаточным уровнем компетентности персонала можно назвать такой уровень компетентности персона, который обеспечивает решение текущих и перспективных задач в деятельности организации.

Стратегическое управление качеством высшего образования заключается в его долгосрочной адаптации к тенденциям развития экономики и общества, внешней и внутренней среды системы такого образования, координация элементов системы высшего образования в интересах достижения определенного уровня качества такого образования в будущем.

Комплексным механизмом стратегического управления качеством образования можно назвать совокупность политических, законодательных, экономических, мотивационных, организационных способов целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса на процесс высшего образования, обеспечивающих согласование интересов взаимодействующих сторон, объектов и субъектов управления в интересах достижения определенного уровня качества образования. Стратегическое планирование (как первый этап стратегического управления) представляет собой процесс принятия управленческих решений по вопросам долговременного распределения ресурсов в интересах адаптации национальной системы высшего образования к ее внешней среде и внутренней координации такой системы образования с целью достижения определенного уровня качества высшего образования.

На основании вышесказанного под внутренней координацией в рамках стратегии повышения качества высшего образования можно понимать и общий взгляд на сочетание в таком образовании обучения и воспитания, методики, технологии, системы, организационной культуры высшего образования, а также методов оценки уровня компетентности специалистов, получивших образование определенного качества.

Необходимо учесть и тот факт, что образование является элементом национальной инновационной системы. Национальной инновационной системой может быть названа совокупность взаимосвязанных организаций (институтов), которая предназначена для создания, эффективного использования в ходе инновационной деятельности, хранения и передачи знаний и навыков [3].

Структурными элементами методологии формирования стратегии повышения качества образования можно считать ряд других важных аспектов современного образования:

- стратегию расширения социальной доступности образования для широких слоев населения с учетом географии нашей страны, которая должна определять социальные требования и ограничения по доступности высшего профессионального образования;

- стратегию развития структуры и соотношения различных видов образования, которая должна определить направления и пропорции трансформации структуры образовательной деятельности и чем будут характеризоваться специфика методик высшего образования;

- стратегию повышения качества образования, которая призвана решать проблему изменения  взаимоотношений студентов и профессорско-преподавательского состава в процессе обучения и последующей профессиональной жизни студентов [6].

Структурным элементом стратегии повышения качества образования может стать подстратегия (частная стратегия), направленная и на совершенствование институциональных отношений в образовательной среде.

В структуру методологии формирования стратегии повышения качества образования входит и исследование проблем изменения отношений внутри сообщества профессорско-преподавательского состава в связи с предполагаемым изменением условий личностной конкуренции преподавателей, повышением роли дистанционного образования, публикационной активности и др.

В структуру стратегии повышения качества образования следует включить и методику анализа того, каким может быть и будет механизм влияния работодателей (бизнеса) на формирование учебных программ и методик такого образования.

Основой стратегии повышения качества образования должен стать и общий взгляд на содержание и роль механизма контроля качества образования со стороны Минвуза, союза ректоров, администраций вузов, работодателей, ассоциаций выпускников вузов, общества в целом.

Методология формирования стратегии повышения качества образования должна создаваться коллективными усилиями профессиональных менеджеров процесса образования, практиками, работающими в сфере образования, практиками бизнеса. Часто методические подходы и воззрения на стратегию повышения качества образования бизнеса как определенной части субъектов (акторов) современного социального и экономического развития оказывает глубокое воздействие на состояние общества и ход реформ в образовании.

При формировании методологии создания стратегии повышения качества образования нужно учитывать и то, что в образовании России в настоящее время активно развиваются новые методики, технологии и системы непрерывного интерактивного дистанционного высшего образования, которые являются сложными гуманистическими системами. Поэтому современное образование, его состояние и развитие, требуют от профессорско-преподавательского состава вузов своего стратегического методологического осмысления и количественного и качественного прогнозирования, что в свою очередь требует повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, в частности, в области методологии формирования стратегии повышения качества образования, в том числе через написание и изучение публикаций и участие в общественной дискуссии о подходах к повышению качества образования в России и др.

При этом методология формирования стратегии повышения качества образования может рассматриваться как «методическое ядро» создания целенаправленного воздействия государства и общества, профессорско-преподавательского сообщества на процесс развития и закрепления в социальной среде и экономике идеи повышения качества образования.

В 2016 году понятно, что стратегия повышения качества высшего образования одновременно будет в значительной степени и стратегией инноваций в образовании. Инновациями в высшем образовании можно называть любые новшества, изменения в принятых в вузе методике, технологии образования и воспитания обучающихся (студентов), а также изменения в методах оценки компетентности и организационной культуры выпускников вуза, как результата научения студентов в таком  образовательном процессе.

При развитии стратегии инноваций в образовании нужно учитывать, что в начале 21-го века при участии государств, государственных и частных корпораций, институтов гражданского общества в ЕС формируются технологические платформы, которые представляют собой добровольное объединение государственных органов, корпораций, вузов, организаций малого бизнеса, отдельных специалистов, представителей научно-технической общественности в интересах выпуска определенной инновационной продукции.

Создание таких платформ меняет организационную культуру не только национальной инновационной системы (в направлении большей ее акцентированности на удовлетворение актуальных общественных потребностей), но и системы образования в целом.

Кроме того, в рамках таких государственно-общественных объединений происходит смещение акцентов в управлении качеством образования и замещение императивного стратегического государственного управления процессом повышения качества образования на адаптивное к потребностям экономики коллективное стратегическое регулирование процесса повышения качества образования с участием бизнеса, общества и профессорско-преподавательского состава. Такое коллективное регулирование может рассматриваться уже не только как экономическая, но и как социальная инновация. В рамках такой стратегии повышения качества образования вузы могут рассматриваться как часть научных и/или технологических платформ, представляют собой важные элементы национальной инновационной системы в экономике и социальной системе. При осуществлении стратегии инноваций для повышения качества высшего образования следует принимать во внимание то, что в условиях постиндустриальной глобализации в развитии экономики на первый план вышли финансовые и интеллектуальные ресурсы и качество управления ими, в том числе в образовательных методиках, технологиях и процессе. При таком подходе высшее профессиональное образование рассматривается как функциональный элемент национальной инновационной системы, который участвует во всех этапах функционирования национальной инновационной системы: создания, использования, хранения и передачи знаний и навыков. Поэтому интеграция науки, образования и практики в процессе повышения качества образования в вузе должна учитывать специфику современного этапа научно-технической революции и постиндустриальной глобализации. И, наоборот, стратегия повышения уровня (качества) образования, придание образованию инновационного характера может положительно сказаться на темпах развития науки и, что особенно важно, на повышении социально-экономической эффективности образования, практики, науки.

Реализация стратегии повышения качества образования с использованием интеграция практики, науки и образования может оказаться очень значимой для выхода страны и отдельных экономических субъектов на инновационный путь развития, сокращения расходов на внедрение передовых технологий  и др.

При повышении мотивации студентов в интересах повышения качества их образования может активно применяться интеграция науки, практики и образования в рамках интерактивного непрерывного дополнительного высшего образования могут быть выделены ряд аспектов: философский, политический, социальный, экономический и технологический аспекты.  

Несомненно, что интеграция науки, практики и образования в рамках стратегии повышения качества высшего образования в вузах требует внесения изменений в концепции деятельности как в инновационной, научной, так и в образовательной (рынок образовательных услуг) сферах.

Повышение мотивации студентов в интересах повышения качества образования может рассматриваться как структурный элемент концепции социально-ответственной интегрированной рыночной инновационной научно- образовательной деятельности вузов. Такую стратегию национальной социальной ответственности вузов, научного и образовательного сообщества пред государством и гражданским обществом могут характеризовать:

- стратегической ориентацией на преодоление научных проблем развития наилучшим для государства и общества способами;

- поощрение дальнейшего развитие свободной и справедливой конкуренции научно-образовательных школ, преподавателей, студентов;

- признание естественного стремления к более полному  удовлетворению потребностей в самовыражении студентов и преподавателей, как участников образовательного и научного процесса (Y-теория мотивации).  

Субъектами выработки философии, идеологии и политики повышения мотивации студентов в интересах повышения качества образования (как элемента формирования стратегии повышения качества образования) могут выступать: Госдума, Минобрнауки РФ, руководство УМО, ассоциация ректоров вузов, ключевые отраслевые вузы, факультеты, кафедры, общественные объединения работодателей, ассоциации выпускников вузов.  

Современный подход в стратегии повышения качества образования  ориентирован на внесение в процесс высшего образования новизны, определяемой особенностями динамики развития последующей за обучением  профессиональной деятельности, спецификой потребностей личности, спецификой требований к персоналу работодателей, общества и государства.

В интересах повышения мотивации студентов в направлении повышения качества образования могут использоваться технологические инновации в процессе образования. Основные методические инновации, которые ориентированы на повышение качества образования, связаны в настоящее время с использованием интерактивных методов обучения в высшем образовании, игровым подходом (геймификацией) в образовании. Интерактивная методика образования основана на способности участников процесса образования  находится во взаимодействии в режиме беседы, диалога с преподавателем непосредственно или с использованием компьютера. Поэтому интерактивное обучение является диалоговым обучением, характеризующимся активным взаимодействием преподавателя и обучающегося, включает воспитание и культуру общения.

Суть повышения эффективности качества образования в форме интерактивного обучения в том, что учебный процесс организован так, что все обучающиеся включены в процесс познания, имеют возможность усваивать материал и реагировать (рефлектировать) в процессе усвоения знаний. Поэтому при включении в интерактивный процесс обучения студент становится не только полноправным участником процесса усвоения материала, но его опыт служит основным источником учебного познания. Студенты, особенно работающие, могут оказать существенную и содержательную помощь преподавателю при актуализации учебного плана, лекций и практических занятий, что фактически отражает наличие обратной связи между профессором и студентом, активизирует энциклопедические способности и научный поиск преподавателя и студента.

Стратегия повышения качества образования с использованием интерактивных форм обучения направлена на решение одновременно нескольких задач, в составе которых развитие коммуникативных умений и навыков, научение работать в команде, умение прислушиваться к мнению своих коллег и интегрировать это мнение при решении поставленных задач.

Активное использование в ходе реализации стратегии повышения качества образования различных интерактивных форм в процессе обучения требует высокой мотивации и вовлеченности обучающихся. Интерактивные формы обучения позволяют менять формы участия в собственном их образовании, переключать внимание обучающихся на ключевые вопросы темы занятия. Для повышения качества образования важно, что основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже ранее изученного студентом материала, сколько на изучение нового, развивают исследовательские навыки у студента.

Стратегия повышения качества образования, обеспечение повышения компетенций в результате интерактивного непрерывного дополнительного высшего образования путем более тесной интеграции науки, практики и образования. При этом важно обеспечить интеграцию усилий вуза, преподавателя и студента в этом процессе, например, путем использования в учебном процессе личных электронных устройств, которые предоставляются студентом и превращаются из средства отвлечения внимания студентов (с соответствующим снижением качества образования) в мотив и инструмент повышения качества образования студентов в вузе.

Для классификации форм образования и оценки их специфики с точки зрения влияния форм и видов образования на качество образования важно выделить составляющие элементы процесса образования, которые  определяют его сущность и качество.

К таким  элементам процесса образования, определяющим качество образования можно отнести научение преподавателями студентов:

- определенной (предусмотренной образовательным стандартом) сумме знаний и умений, обеспечивающих их текущую профессиональную компетентность, отраженную в их текущей успеваемости по результатам внутривузовского контроля ;

- методам наращивания знаний в процессе самостоятельных работы и обучения (в том числе путем дистанционного образования);

- профессиональной организационной культуре в соответствующей будущей профессии сфере деятельности;

- индивидуализации стиля ситуационного поведения будущего руководителя (студента) в будущей профессиональной деятельности, включая умение публичных выступлений, деловой дискуссии и т.п.;

- методам осуществления и оценки эффективности дальнейшей профессиональной ориентации студентов в процессе учебы в вузы и дальнейшей профессиональной деятельности студентов;

- методам фундаментальных и прикладных научных исследований в будущей профессии;

-методам профессиональных коммуникаций на основе соответствующего профессионального понятийного аппарата и логики взаимодействия персонала в рамках специальности;

-методам профессиональной самореализации и самоактуализации в будущей профессии студентов, их выхода на новый профессиональный и творческий уровень. 

Все эти элементы процесса образования могут быть реализованы при очной форме образования при условии достаточного уровня профессионализма и мотивации профессорско-преподавательского состава и достаточно высокой мотивации студентов вузов. Однако, в рамках ряда форм образовательной деятельности по причинам краткого (заочное образование) или опосредованного техническими устройствами контакта (дистанционное образование) преподавателя и студента эффективная реализация всех названных элементов процесса образования в их системном единстве может быть затруднительной.

Отсутствия возможности получения традиционного образования может быть связано с отсутствием финансовых ресурсов, семейными обстоятельствами, факторами здоровья и др. В этих случаях студент должен иметь возможность получить качественное доступное для него образование в рамках принципа инклюзивного (равнодоступного) образования.

Необходимость дополнительного образования в условиях рыночной экономики может быть связана со следующими факторами:

- необходимостью освоения в процессе предпринимательской деятельности новых знаний по праву, экономике, маркетингу и т.п.;

- карьерного роста с расширением сферы ответственности;

- освоением новых видов продукции, видов деятельности, новых рынков;

- структурной перестройки и безработицы в условиях рынка;

-самореализации и самоактуализации личности в рамках научной и педагогической деятельности.

Эксперты считают, что вне зависимости от формы образования оценка качества образования включает в себя такие оценки:

- качества системы образования,

- качество образовательного процесса, с учетом учебной и производственной практики;

- качество результата образовательной деятельности.

Считают, что качество образования зависит от эффективного управления учебным процессом в вузах. Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того чтобы достичь поставленной цели [7].

Сам факт увеличения мотивации студентов в направлении повышения качества образования может влиять на все элементы оценки качества образования. Так увеличения мотивации студентов может влиять на улучшение качества национальной системы образования посредством формирования требований и рекомендаций в сфере качества образования со стороны общества, общественных организаций работодателей, ассоциаций выпускников вузов. Далее увеличения мотивации студентов может положительно влиять на качество образовательного процесса (с учетом учебной и производственной практики),например, в результате создания атмосферы доверия и повышения взаимной ответственности студентов, профессорско-преподавательского состава, менеджеров процесса образования. Кроме того  увеличения мотивации студентов несомненно окажет положительное влияние на качество результата образовательной деятельности (компетентность и профессиональную организационную культуру) студентов за счет их более ответственного и внимательного отношения к занятиям, самостоятельной работе в учебном процессе. Это позволяет сделать вывод о том, что повышение мотивации студентов несомненно положительно повлияет на качество образования.

Исследование  мотивации  позволяет  оценить  правильность  мотивации  и  стимулировании  всех  субъектов  управления  и  рыночных  отношений,  влияющих  на  эффективность  системы  управления,   обеспечивать  их заинтересованность  в  повышении  эффективности  работы  системы  управления  и(или)  определять  те  пределы  и  причины,  по  которым  такая  заинтересованность  существует  или  отсутствует [8].

Исследователи отмечают основные функции мотивации студентов в процессе обучения:

1) побуждающая формирует активность студента в процессе обучения;

2) направляющая заключается в выборе определенных форм, видов, направлений обучения и достижение целей;

3) регулирующая в рамках которой осуществляется установление иерархии в выборе видов образовательной деятельности;

4) смыслообразующая функция мотивации, которая придает образовательной деятельности определенный личностный смысл [9].

Мотивация студентов к повышению качества образования может быть внешней и внутренней.

Внешняя мотивация студента к повышению качества образования включает все то, что может получить успешно успевающий студент от внешнего мира (работодателей, вуза, родителей и др.).

Внутренняя мотивация студента к повышению качества образования отражает внутреннее удовольствие, которое может получить успешно успевающий студент от самого процесса высшего образования.

В условиях гуманизации образования при реализация стратегии повышения качества образовании во внешней и внутренней мотивации студентов значительно увеличивается роль гражданского общества и таких его структурных элементов, как общественные организации в научно-образовательном сообществе, ассоциации ректоров вузов, ассоциации и общественные организации бизнеса, ассоциации выпускников вузов.

Следовательно, мотивация — это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к познавательной деятельности, активному освоению содержания и результатов всех элементов процесса образования. Глубокое изучение мотивов выбора и освоения будущей профессии студентом даст возможность корректировать мотивы обучения и воздействовать на профессиональное становление студентов. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока у студента вуза мотивация и высок стимул овладения будущей профессией [10]. В этой статье будем исходить из того, что мотивация студента основывается на мотивах - конкретных побуждениях, стимулах, заставляющих студента (личность) действовать и совершать поступки в рамках процесса образования в вузе. В виде мотивов могут рассматриваться в их совокупности эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. При этом мотивы выступают как сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора.

При прочих равных условиях (организация процесса образования, профессорско-преподавательский состав и др.) мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Современный студент будущий выпускник образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями, навыками и профессиональной культурой,  но и стремиться быть востребованным на рынке труда, ощущать потребность в достижениях и профессиональном успехе.

Как структурные элементы управленческого механизма повышения мотивации студентов могут рассматриваться мотивы студентов.

Известна классификация учебной мотивации студентов [10].

Используем эту классификацию для исследования сущности структурных составляющих механизма мотивации студентов более подробно и определим возможные варианты управления такой мотивацией.

Познавательные мотивы (приобретение новых знаний и стать более эрудированным) могут иметь материальную и нематериальную составляющую. Возможность управления материальной составляющей познавательного мотива основывается на том, что студент должен знать, что повышение компетентности специалиста приводит к повышению его оплаты труда, создает преимущества при служебном повышении, делает его наиболее конкурентоспособным на рынке труда.

Нематериальная составляющая познавательных мотивов отражает возможность получения удовольствия студентов в процессе приобретение новых знаний в процессе обучения. Если студенческая группа правильно (конструктивно) мотивирована, то студенты с высоким уровнем успеваемости заслуживают уважение в группе, у родителей и т.д. 

Широкие социальные мотивы, которые включают ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление принести пользу обществу имеют преимущественно нематериальный характер, могут быть связаны с воспитанием в семье, шкалой ценностей студента. Широкие социальные мотивы могут усиливаться в процессе правильно поставленной в вузе воспитательной работы.

Мотив достижения, который выражаются в стремлении студента как личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через обучение. Такой мотив может иметь материальную и нематериальную составляющую. Материальная составляющая мотива достижения определяется международным законодательством, которое предусматривает право на получение вознаграждения авторами научных достижений.  

Нематериальная составляющая мотива достижения основана на том, что уровень образования является одним из критериев социальной стратификации населения. Поэтому для принадлежности в высшим социальным классам желательно качественное образование.

Управлять мотивом достижения в вузе можно путем проведения конкурсов, назначения именных стипендий и т.п.

Прагматический мотив студентов в образовании заключается в их стремлении иметь более высокий заработок, получать достойное вознаграждение за свой труд по причине приобретения в процессе образования более высокой квалификации. Согласно действующему Трудовому Кодексу РФ (ст.135) оплата труда работника (заработная плата) включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы и др. При этом оплата труда работника определяется трудовым договором в рамках действующей в организации системы оплаты труда.

В зависимости от экономической ситуации управление прагматическим мотивом студентов может иметь различное содержание. В условиях роста экономики, повышенного спроса на рабочую силу в качестве управляющего воздействия на прагматический мотива студента может использоваться желание максимизировать заработную плату.

В условиях экономического спада, кризиса и связанного с этим снижения спроса на рабочую силу в качестве управляющего воздействия на прагматический мотив студента может выступать желание студента в будущем сохранить свою работу и заработную плату. Студент будет учитывать, что минимизация персонала и оплаты труда касается наиболее высоко квалифицированных специалистов позже, чем менее квалифицированных специалистов.

Профессионально-ценностные мотивы студента могут заключаться в его стремлении расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу после обучения в вузе. Вуз может управлять этим мотивом, рекламируя карьерные достижения своих известных выпускников.

Эстетические мотивы студентов охватывают получение удовольствия от обучения, раскрытие в процессе обучения своих скрытых способностей и талантов (самоактуализация способностей студента).

Управление эстетическими мотивами студентов в вузе может осуществляться через привлечение студентов к научно-исследовательской работе, проведение научных конференций, рекомендации к обучению в магистратуре и аспирантуре и другие мероприятия схожей направленности.

Для повышения эстетических мотивов студентов в вузе может вестись работа по созданию педагогических условий саморазвития личности [11].

Статусно-позиционные мотивы студентов отражают их стремление получить определенный статус в обществе через успешное обучение и/или общественную деятельность в определенном престижном вузе и таким образом, получить признание окружающих, занять в будущем определенную должность после обучения в вузе. Для повышения такого рода мотивов студентов вузы ведут работу по поддержанию собственного имиджа как «кузнецы высококвалифицированных кадров» для определенных отраслей экономики, рекламируют свои научно-педагогические школы, проводят встречи с выпускниками вузов, дни открытых дверей, используют возможности ассоциаций выпускников вузов для поддержания имиджа вуза и трудоустройства студентов-выпускников и т.п.

Коммуникативные мотивы студентов заключаются в расширении круга общения, в том числе путем повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств среди студентов и выпускников вуза. Коммуникативные мотивы студентов могут иметь материальную подоплеку, которую они пытаются реализовать путем установления коммуникаций с нужными и перспективными для их последующего служебного роста студентами. Нематериальная составляющая  коммуникативного мотива студентов заключается в получении студентом (студенткой) удовольствия от общения с со своими коллегами определенного социального и интеллектуального уровня. Управлять коммуникативными мотивами студентов вуз может путем проведения публичных учебных и воспитательных мероприятий проведения празников, юбилеев вуза, конференций, семинаров и др.

Традиционно-исторические мотивы студентов охватывают устоявшиеся стереотипы, которые возникли в обществе, семье (профессиональные династии) и укрепились с течением времени.  Повышать традиционно-исторические мотивы студентов в вузе можно путем проведения с широким участием общественности юбилеев вуза, известных ученных и педагогов вуза, известных выпускников вуза, юбилеев выпуска из вуза и других мероприятий направленных на изучение истории и сохранение полезных для вуза и его выпускников традиций.

Утилитарно-практические мотивы студентов связаны с их текущими меркантильными вопросами, их стремлением научиться самообразованию, необходимости освоить определенную интересующую (актуальную) учебную дисциплину.  Повышать утилитарно-практические мотивы студентов вуз и преподаватель могут, объясняя студентам практическую актуальность, важность для дальнейшего профессионального роста отдельных учебных дисциплин, развития навыков самообразования и/или дистанционного образования.

Учебно-познавательные мотивы заключаются в ориентация студентов на наиболее экономичные и ресурсосберегающие способы добывания знаний, усвоения конкретных учебных предметов. Повышение учебно-познавательные мотивов студентов в вузе может обеспечиваться применением интерактивных форм обучения, развитием игрового подхода (геймификаций) процессов обучения и форм контроля. Например, практика показала эффективность приема геймификации экзамена в части дополнительных вопросов студентам путем предоставления студенту при ответе на дополнительный вопрос выбрать этот вопрос из «в слепую» выбранного им билета самостоятельно.

Кроме того важно помнить, что студентом могут двигать неосознанные (латентные), еще не проявленные мотивы. Неосознанные мотивы могут возникать в процессе получения образования не по собственному желанию, а под влиянию кого-либо фактора (воли родителей и др.), или в результате относительного или полного непонимания смысла получаемой информации, в том числе при полном отсутствии интереса к познавательному процессу и изучаемой специальности, предмету. Повышать мотивацию таких студентов можно только после проявления таких мотивов и осознания их самим студентом. Значительную роль в проявлении и осознании мотивов студентами может сыграть  мотивированный высококвалифицированный преподаватель, атмосфера доверия в вузе. Кроме того, для таких студентов в вузе желательно обеспечить возможность консультирования со стороны опытных мотивированных педагогов, профессоров и/или профессионального психологического консультирования [12].

Контроль компетентности студентов как результата образования тоже может рассматриваться как структурный элемент управленческого механизма повышения мотивации студентов. Для оценки эффективности системы мотивации студентов и разработки системы мероприятий по повышению мотивации (политики мотивации) студентов вуза в интересах повышения качества высшего образования должны формироваться и использоваться методики контроля и оценки уровня компетентности специалистов, влияния компетентности на финансовые результаты организаций-работодателей. Одна из таких методик контроля компетентности как ключевого профессионального результата образования представлена в работе [13].

Поскольку образование выступает не только как экономический, но и общественный социальный институт, то возможна и более широкая оценка качества образования в рамках социологических исследований качества высшего профессионального образования, оценка основных субъектов образовательного процесса [14].

В статье описана задача формирования управленческого механизма повышения уровня мотивации студентов как части стратегии повышения качества образования, рассматриваются методические составляющие и структурные аспекты стратегии развития образования, структура и особенности мотивации студентов  на повышение качества образования, результаты статьи могут быть полезны при управлении повышением компетентности персонала организации, развития стратегии повышения качества образования с учетом влияния на этот процесс научно-технического прогресса, организаций бизнеса и гражданского общества.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.