по
Налоги и налогообложение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Налоги и налогообложение" > Содержание № 08, 2016
Выходные данные сетевого издания "Налоги и налогообложение"
Номер подписан в печать: 29-09-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Пешкова Христина Вячеславовна - доктор юридических наук, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний, профессор кафедры социально-гуманитарных и финансово-правовых дисциплин, 394065, Россия, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Космонавта Комарова, 8а, кв. 160, peshkova1@yandex.ru
ISSN: 2454-065X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2016
Актуальный вопрос
Ильина С.А. - Налоговое стимулирование инновационной деятельности малых и средних предприятий в России

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.8.20225

Аннотация: Практика многих развитых стран показала, что налоговое стимулирование является действенной мерой государственной поддержки инновационных малых и средних предприятий, деятельность которых способствует эффективному инновационному развитию экономики. Объектом исследования являются инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий в России. Предметом исследования является оценка эффективности мер налоговой поддержки инновационных малых и средних предприятий. Настоящее исследование проводится с целью систематизации существующих налоговых льгот в отношении инновационной деятельности малых и средних предприятий, оценки их эффективности и определения основных направлений совершенствования законодательства. В рамках исследования были использованы методы анализа данных и сравнения для выявления и систематизации инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий в России. В результате исследования выявлено, что в России реализован широкий инструментарий налогового стимулирования, при этом многие налоговые льготы либо не распространяется на значительные группы инновационных малых и средних предприятий, либо не являются для них привлекательными. Предложены рекомендации по внесению изменений в российское законодательство, позволяющие повысить эффективность мер государственной поддержки в сфере налогового стимулирования.
Правовое регулирование налоговых отношений
Грундел Л.П. - Модернизация критериев резиденства для проведения функционального анализа компаний

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.8.19315

Аннотация: Предметом исследования является критериальная оценка особенностей определения налогового резиденства компаний. Объектом исследования являются принципы определения налогового резидентства компаний. В статье акцентировано внимание, что налоговое резидентство является одной из основополагающих концепций при построении налоговой системы и общей методологической платформой для построения и формализации отношений субъектов международной экономической деятельности с различными налоговыми юрисдикциями. При этом, правовое регулирование резидентства направлено на установление субъектного состава и статуса лиц. Основными принципами определения налогового резидентства компаний являются (1) место инкорпорации, (2) центр управления и контроля, (3) место управления и (4) место эффективного управления. В статье рассмотрены особенности принципов определения налогового резиденства. Место инкорпорации включено в качестве последнего критерия определения налогового резидентства, в случае невозможности применения предыдущих тестов. В настоящей работе с помощью эконометрических и статистических методов проведено исследование теоретических разработок действующего законодательства налоговых администраций зарубежных стран, особенности установления основополагающих принципов определения резиденства компаний. С точки зрения манипуляции для транснациональных компаний проблематично переместить все факторы, оказывающие влияние на определение юрисдикции резидентсва в страну с низкой налоговой нагрузкой. Автор делает вывод, что необходимо использовать коллизионные правила для определения страны резидентства физических лиц по аналогии с юридическими лицами. Положения, которые закреплены в Модельной налоговой Конвенции ОЭСР для юридических лиц перенести на обязательства по определению резиденства физических лиц.
Грундел Л.П. - Модернизация критериев резиденства для проведения функционального анализа компаний c. 600-605

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.8.68021

Аннотация: Предметом исследования является критериальная оценка особенностей определения налогового резиденства компаний. Объектом исследования являются принципы определения налогового резидентства компаний. В статье акцентировано внимание, что налоговое резидентство является одной из основополагающих концепций при построении налоговой системы и общей методологической платформой для построения и формализации отношений субъектов международной экономической деятельности с различными налоговыми юрисдикциями. При этом, правовое регулирование резидентства направлено на установление субъектного состава и статуса лиц. Основными принципами определения налогового резидентства компаний являются (1) место инкорпорации, (2) центр управления и контроля, (3) место управления и (4) место эффективного управления. В статье рассмотрены особенности принципов определения налогового резиденства. Место инкорпорации включено в качестве последнего критерия определения налогового резидентства, в случае невозможности применения предыдущих тестов. В настоящей работе с помощью эконометрических и статистических методов проведено исследование теоретических разработок действующего законодательства налоговых администраций зарубежных стран, особенности установления основополагающих принципов определения резиденства компаний. С точки зрения манипуляции для транснациональных компаний проблематично переместить все факторы, оказывающие влияние на определение юрисдикции резидентсва в страну с низкой налоговой нагрузкой. Автор делает вывод, что необходимо использовать коллизионные правила для определения страны резидентства физических лиц по аналогии с юридическими лицами. Положения, которые закреплены в Модельной налоговой Конвенции ОЭСР для юридических лиц перенести на обязательства по определению резиденства физических лиц.
Федеральные налоги и сборы с организаций
Чеснокова Л.А., Малышев С.А., Яшина Н.И. - Факторное моделирование поступлений налога на прибыль в региональный бюджет

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.8.19873

Аннотация: Предметом исследования являются поступления налога прибыль в региональный бюджет Российской Федерации. В статье анализируется возможность использования факторных моделей для прогнозирования налоговых поступлений данного налога. Цель исследования - связать социально-экономические показатели территориальных единиц с объемом поступлений налога, приходящихся на конкретный субъект. Для реализации данной цели необходимо выделить существенные признак-факторы, определяющие поступления налога на прибыль в региональный бюджет и установить их математическую зависимость с результирующим показателем (налогом). Для достижения цели авторами исследования выбраны значимые факторы, построены математические однофакторные и двухфакторные модели поступления налога на прибыль в зависимости от количественных элементов самого налога. Для наглядности проводимого исследования выбран субъект РФ- Нижегородская область. На основе анализа данных Федеральной налоговой службы РФ (ФНС РФ) и Федеральной службы государственной статистики РФ (ФСГС РФ) за 2015 год по выбранному для исследования региону были построены регрессионные модели. В результате исследования авторы разработали однофакторные модели связи результирующего показателя (налога на прибыль, поступающего в региональный бюджет) с признак-факторами и выделили 2 значимых признак-фактора, которые предлагают использовать в двухфакторной модели, отражающей значимое влияние показателей на формирование налоговых отчислений по налогу на прибыль в региональный бюджет (Нижегородской области). Для оценки достоверности и значимости построенных моделей использованы математические и статистические методы. Все модели признаны значимыми. В исследовании установлена математическая связь (в виде регрессионных моделей) между поступлениями налога на прибыль и определяющими их факторами
Чеснокова Л.А., Малышев С.А., Яшина Н.И. - Факторное моделирование поступлений налога на прибыль в региональный бюджет c. 606-615

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.8.68022

Аннотация: Предметом исследования являются поступления налога прибыль в региональный бюджет Российской Федерации. В статье анализируется возможность использования факторных моделей для прогнозирования налоговых поступлений данного налога. Цель исследования - связать социально-экономические показатели территориальных единиц с объемом поступлений налога, приходящихся на конкретный субъект. Для реализации данной цели необходимо выделить существенные признак-факторы, определяющие поступления налога на прибыль в региональный бюджет и установить их математическую зависимость с результирующим показателем (налогом). Для достижения цели авторами исследования выбраны значимые факторы, построены математические однофакторные и двухфакторные модели поступления налога на прибыль в зависимости от количественных элементов самого налога. Для наглядности проводимого исследования выбран субъект РФ- Нижегородская область. На основе анализа данных Федеральной налоговой службы РФ (ФНС РФ) и Федеральной службы государственной статистики РФ (ФСГС РФ) за 2015 год по выбранному для исследования региону были построены регрессионные модели. В результате исследования авторы разработали однофакторные модели связи результирующего показателя (налога на прибыль, поступающего в региональный бюджет) с признак-факторами и выделили 2 значимых признак-фактора, которые предлагают использовать в двухфакторной модели, отражающей значимое влияние показателей на формирование налоговых отчислений по налогу на прибыль в региональный бюджет (Нижегородской области). Для оценки достоверности и значимости построенных моделей использованы математические и статистические методы. Все модели признаны значимыми. В исследовании установлена математическая связь (в виде регрессионных моделей) между поступлениями налога на прибыль и определяющими их факторами
Налогообложение физических лиц
Мусаева Х.М. - Налог на доходы физических лиц на современном этапе Российской Федерации: опыт взимания и необходимость усиления социальной роли

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.8.19986

Аннотация: Объект исследования является механизм взимания личного подоходного налога (налога на доходы физических лиц) и его социальная роль. Предмет исследования - проблемы повышения социальной роли налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в условиях Российской Федерации (РФ). Особое внимание уделено оценке социальной ориентированности действующего механизма исчисления и взимания налога на дохода физических лиц в условиях Российской Федерации. Важное место уделено выявлению системных проблем, ослабляющих социальную роль налога на доходы физических лиц. Значительное место отведено сравнительному анализу опыта исчисления личного подоходного налога в индустриальных странах и налога доходы физических лиц в России. В процессе исследования показано не соблюдение социальной ориентированности при разработке механизма исчисления и взимания налога на доходы физических лиц в РФ. В процессе исследования широко использован расчетно –графический инструментарий, а также различные методы исследования: диалектический подход, методы системного, сравнительного анализа и синтеза, статической выборки, группировки и обобщения, факторного и логического анализа Научная новизна работы заключается в обосновании рекомендаций, направленных на повышение социальной роли налога на доходы физических лиц, снижения социальной напряженности в обществе и создания стимулов к росту производительности труда в РФ. С целью наиболее полной реализации социального ресурса налога на доходы физических лиц, усилена аргументация необходимости прогрессивного обложения сверх доходов, а также доходов от не трудовой деятельности. Обоснована целесообразность освобождения от налогообложения доходов граждан, необходимых для обеспечения жизнедеятельности налогоплательщиков и членов их семей на уровне прожиточного минимума. Аргументированно, что сдерживающим фактором проявления социальной роли налога на доходы физических лиц в условиях Российской Федерации выступает в значительной степени низкий уровень доходов большинства населения, а также масштабность теневых доходов. Выявлена необходимость реформирования системы трудовых отношений, увеличение заработной платы в отраслях экономики, что позволит в будущем увеличить поступления налога на доходы физических лиц, снизить размеры страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, перенести часть налоговой нагрузки с предпринимателей на физических лиц, провести комплекс социальных реформ.
Мусаева Х.М. - Налог на доходы физических лиц на современном этапе Российской Федерации: опыт взимания и необходимость усиления социальной роли c. 616-624

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.8.68023

Аннотация: Объект исследования является механизм взимания личного подоходного налога (налога на доходы физических лиц) и его социальная роль. Предмет исследования - проблемы повышения социальной роли налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в условиях Российской Федерации (РФ). Особое внимание уделено оценке социальной ориентированности действующего механизма исчисления и взимания налога на дохода физических лиц в условиях Российской Федерации. Важное место уделено выявлению системных проблем, ослабляющих социальную роль налога на доходы физических лиц. Значительное место отведено сравнительному анализу опыта исчисления личного подоходного налога в индустриальных странах и налога доходы физических лиц в России. В процессе исследования показано не соблюдение социальной ориентированности при разработке механизма исчисления и взимания налога на доходы физических лиц в РФ. В процессе исследования широко использован расчетно –графический инструментарий, а также различные методы исследования: диалектический подход, методы системного, сравнительного анализа и синтеза, статической выборки, группировки и обобщения, факторного и логического анализа Научная новизна работы заключается в обосновании рекомендаций, направленных на повышение социальной роли налога на доходы физических лиц, снижения социальной напряженности в обществе и создания стимулов к росту производительности труда в РФ. С целью наиболее полной реализации социального ресурса налога на доходы физических лиц, усилена аргументация необходимости прогрессивного обложения сверх доходов, а также доходов от не трудовой деятельности. Обоснована целесообразность освобождения от налогообложения доходов граждан, необходимых для обеспечения жизнедеятельности налогоплательщиков и членов их семей на уровне прожиточного минимума. Аргументированно, что сдерживающим фактором проявления социальной роли налога на доходы физических лиц в условиях Российской Федерации выступает в значительной степени низкий уровень доходов большинства населения, а также масштабность теневых доходов. Выявлена необходимость реформирования системы трудовых отношений, увеличение заработной платы в отраслях экономики, что позволит в будущем увеличить поступления налога на доходы физических лиц, снизить размеры страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, перенести часть налоговой нагрузки с предпринимателей на физических лиц, провести комплекс социальных реформ.
Лукашова И.В. - Ценовое зонирование территории г. Бишкек для целей налогообложения жилья

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.8.19993

Аннотация: Объектом представленного в статье исследования является налогообложение жилой недвижимости. Предметом исследования – ценовое зонирование городской территории для целей учета вклада местоположения жилой недвижимости в ее налогооблагаемую стоимость. Автором предлагается многоступенчатый алгоритм преобразования данных о стоимости жилой недвижимости, источником которых служит вторичный рынок, в множество значений относительного показателя стоимости эталонного объекта и дальнейшее использование этого множества для применения формальных процедур кластерного анализа и перехода от кластеров к ценовым зонам. Методология исследования базируется на выборочном обследовании объектов жилой недвижимости, продающихся на вторичном рынке, на методах распознавания образов и опыте проведения ценового зонирования. Научная новизна исследования состоит в разработке методики проведения ценового зонирования для целей налогообложения жилья, в которой преодолена проблема неоднородности исходных данных (многосерийность квартир, многочисленность типов домов с приусадебными участками и др.), искажающая результаты кластеризации или даже делающая их непригодными для практического использования. С использованием предложенной методики была получена карта ценового зонирования г. Бишкек.
Лукашова И.В. - Ценовое зонирование территории г. Бишкек для целей налогообложения жилья c. 625-634

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.8.68024

Аннотация: Объектом представленного в статье исследования является налогообложение жилой недвижимости. Предметом исследования – ценовое зонирование городской территории для целей учета вклада местоположения жилой недвижимости в ее налогооблагаемую стоимость. Автором предлагается многоступенчатый алгоритм преобразования данных о стоимости жилой недвижимости, источником которых служит вторичный рынок, в множество значений относительного показателя стоимости эталонного объекта и дальнейшее использование этого множества для применения формальных процедур кластерного анализа и перехода от кластеров к ценовым зонам. Методология исследования базируется на выборочном обследовании объектов жилой недвижимости, продающихся на вторичном рынке, на методах распознавания образов и опыте проведения ценового зонирования. Научная новизна исследования состоит в разработке методики проведения ценового зонирования для целей налогообложения жилья, в которой преодолена проблема неоднородности исходных данных (многосерийность квартир, многочисленность типов домов с приусадебными участками и др.), искажающая результаты кластеризации или даже делающая их непригодными для практического использования. С использованием предложенной методики была получена карта ценового зонирования г. Бишкек.
Специальные налоговые режимы
Фрумина С.В. - Налоговое регулирование субъектов малого предпринимательства

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.8.19839

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является налогообложение субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации. Автором исследуются особенности налогообложения малых организаций с учетом последних изменений законодательства. Особое внимание уделяется специальным налоговым режимам и налоговым проблемам с которыми сталкиваются малые предприятия в результате финансово-хозяйственной деятельности. Приводится статистика уплаты налогов малыми организациями и рассматриваются отдельные вопросы налогового регулирования как возможности пополнения доходной базы бюджета Российской Федерации в период секвестирования. Используя методы индукции, дедукции и сравнительного анализа автор детально рассматривает преимущества и недостатки сложившейся в Российской Федерации системы налогообложения малого бизнеса. Основными выводами, сформулированными в результате исследования, являются отдельные вопросы, связанные с гармонизацией законодательства Российской Федерации, регламентирующего налогообложение субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, оспаривается целесообразность отмены с 2018 года единого налога на вмененный доход и введения ограничений по упрощенной системе налогообложения.
Фрумина С.В. - Налоговое регулирование субъектов малого предпринимательства c. 635-643

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.8.68025

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является налогообложение субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации. Автором исследуются особенности налогообложения малых организаций с учетом последних изменений законодательства. Особое внимание уделяется специальным налоговым режимам и налоговым проблемам с которыми сталкиваются малые предприятия в результате финансово-хозяйственной деятельности. Приводится статистика уплаты налогов малыми организациями и рассматриваются отдельные вопросы налогового регулирования как возможности пополнения доходной базы бюджета Российской Федерации в период секвестирования. Используя методы индукции, дедукции и сравнительного анализа автор детально рассматривает преимущества и недостатки сложившейся в Российской Федерации системы налогообложения малого бизнеса. Основными выводами, сформулированными в результате исследования, являются отдельные вопросы, связанные с гармонизацией законодательства Российской Федерации, регламентирующего налогообложение субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, оспаривается целесообразность отмены с 2018 года единого налога на вмененный доход и введения ограничений по упрощенной системе налогообложения.
Налоговые системы зарубежных стран
Дудин П.Н., Хусаинов З.Ф. - Правовое регулирование налоговых отношений в Мэнцзяне

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.8.20325

Аннотация: Предметом исследования являются общественные отношения, урегулированные законодательством о налогах во Внутренней Монголии после создания государства Мэнцзян в 1937 г. Автор подробно рассматривает налоговые инструменты, механизмы пополнения государственного бюджета и меры, принимаемые соответствующими органами государственной власти для этого, включая налоговые реформы и совершенствование законодательной базы. Раскрываются виды и размеры взимаемых налогов, структура налоговых органов, показаны особенности налоговой политики в соседних с Мэнцзяном политических образованиях - Чанани и Цзиньбэе. Поставленная цель достигается посредством анализа нормативного правового материала, а также неопубликованных ранее данных из статистических сборников и экономических журналов. Основными выводами проведенного исследования являются наличие значительных успехов и эффективность выбранных оккупационными силами методов, которые привели к желаемому результату и обеспечили пополнение военного бюджета. Вклад автора заключается в конструировании налоговой системы и введении в научный оборот новых данных в отношении одного из экономически и стратегических важных регионов Китая - Внутренней Монголии.
Тема: Проблемы налогообложения в условиях трансфертного ценообразования
Задорожная А.И. - Баланс частных и публичных интересов при регулировании налогового контроля трансфертного ценообразования в России c. 582-592

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.8.67961

Аннотация: В статье рассматриваются вступившие в силу с 1 января 2012 измененные правила налогового контроля трансфертного ценообразования в России с точки зрения соответствия их принципу баланса публичных и частных интересов. Автор анализирует как общее соответствие данному принципу принудительной корректировки налоговой базы налоговыми органами при применении правил налогового контроля трансфертного ценообразования, так и отдельные аспекты данного вопроса (понятие сделки для целей налогового контроля трансфертного ценообразования, a также полномочия налоговых органов при проверке полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами). Автор применяет теоретико-правовые подходы к понятию «баланса частных и публичных интересов» к действующим нормам о налоговом контроле трансфертного ценообразования в России, а также анализирует судебную и административную практику по данному вопросу. Основным выводом настоящего исследования является заключение о том, что корректировка налоговой базы налогоплательщика по правилам налогового контроля трансфертного ценообразования сама по себе не нарушает баланс частных и публичных интересов, поскольку означает не создание ее в том месте, где ее не было (в сделке с взаимозависимым лицом), а «переквалификация» учтенной, «спрятанной» у другого лица прибыли в налоговую базу, сформировавшуюся по результатам сделки, у лица, который должен был ее учесть. В основе рассматриваемых норм лежат принципы равенства налогообложения, существа над формой, сохранения надлежащей налогооблагаемой базы и предотвращение двойного налогообложения, экономической обоснованности и справедливого налогообложения. В тоже время отдельные нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) требуют пересмотра. Так, положения п. 11 ст. 105.7 НК РФ значительно снижают уровень определенности и предсказуемости в отношениях между налогоплательщиком и налоговым органом и поэтому не могут считаться соразмерно ограничивающими права налогоплательщиков. Используемый в разделе V.1 НК РФ термин «сделка» является более узким и менее точным, чем это необходимо для целей эффективного налогового контроля трансфертного ценообразования и таким образом, нарушает баланс публичных и частных интересов - не позволяет проконтролировать отношения, которые должны быть проконтролированы (например, трудовые отношения, перевод долга и т.п.), и в то же время формально помещает под контроль отношения, которые не могут быть проконтролированы. Контроль трансфертного ценообразования территориальными налоговыми органами в рамках налоговых проверок, не будучи ограниченным требованиями раздела V.1 НК РФ, ставит налогоплательщиков в неравное положение в зависимости от видов совершаемых ими сделок.
Задорожная А.И. - Применение Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию в России c. 593-599

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.8.67963

Аннотация: В настоящее время в связи с вступлением в силу с 1 января 2012 г. измененных правил налогового контроля трансфертного ценообразования в России начинает складывается практика их применения и возникают вопросы их толкования. Поскольку российские правила налогового контроля трансфертного ценообразования основаны на рекомендациях Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов, возникает вопрос о возможности их применения налогоплательщиками и налоговыми органами в России. Автор анализирует складывающуюся судебную и административную практику по данному вопросу и формирует самостоятельный подход к данной проблеме. Автор приходит к выводу, что Руководство ОЭСР может применяться как продолжающее, конкретизирующее, развивающее и восполняющее пробелы в российском регулировании относительно применения методов трансфертного ценообразования в случае совпадения логики и целей налогового контроля трансфертного ценообразования, содержащихся в Руководстве ОЭСР и Налоговом кодексе Российской Федерации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.