по
Налоги и налогообложение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Налоги и налогообложение" > Содержание № 10, 2016
Выходные данные сетевого издания "Налоги и налогообложение"
Номер подписан в печать: 09-11-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Пешкова Христина Вячеславовна - доктор юридических наук, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний, профессор кафедры социально-гуманитарных и финансово-правовых дисциплин, 394065, Россия, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Космонавта Комарова, 8а, кв. 160, peshkova1@yandex.ru
ISSN: 2454-065X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2016
Актуальный вопрос
Савина О.Н. - Актуальные вопросы повышения налоговой грамотности населения

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.10.18763

Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам повышения налоговой грамотности населения и роли образовательных учреждений в распространении налоговых знаний. Налоговая грамотность сегодня актуальна не только для крупных компаний или индивидуальных предпринимателей, но и для всех граждан страны. Особенно это усиливается в условиях экономических кризисов, когда остро стоят вопросы полного и своевременного обеспечения расходных обязательств государства за счет налоговых поступлений в бюджетную систему страны. В современных экономических условиях государство ограничено в инструментах наращивания налоговых доходов и именно это создает основу для развития другого сегмента налоговой деятельности – поиска резервов повышения собираемости доходов за счет соблюдения налоговой дисциплины и налоговой грамотности участниками налоговых отношений, которые представлены, в том числе населением. Между тем физические лица являются самой трудноконтролируемой категорией налогоплательщиков, как в России, так и во всех странах мира. В связи с этим только лишь ужесточение мер административной и налоговой ответственности за несоблюдение законодательства по налогам и сборам не может служить единственным решением данной проблемы, поскольку одним из самых конфликтных вопросов налогового процесса является соблюдение паритета интересов государства и налогоплательщиков и обеспечение социальной справедливости всей системы налогообложения. Потребность в повышении налоговой грамотности должна исходить не только от государства, но и от самих налогоплательщиков. Не повышая налоговую грамотность, сложно побороть отрицательное отношение к налогам и недоверие к государству, которое, к сожалению, сегодня присуще менталитету российских граждан. В современных условиях, как никогда, необходимо быть юридически образованным, знать основные положения налогового законодательства, чтобы корректировать реализацию своих стратегических планов, оптимизировать возникающую налоговую нагрузку, да и просто не дать себя обмануть. В современном мире экономической и политической нестабильности очень важным является патриотическое воспитание подрастающего поколения и в целом населения страны, осознающих, для чего и для кого предназначены налоги и сборы. Как показывает практика, еще большая доля населения не обладает навыками компьютерной грамотности, либо доступом в Интернет, в то время как современная система оказания государственных услуг, в основном, переводится в онлайн-режим. Многие граждане не знают, где получить достоверную информацию о действующем порядке исчисления налогов и сборов, о сроках введения новых норм законодательных и нормативных правовых актах, регулирующих налоговые отношения, о своих правах и обязанностях. Значительное количество из них следует устоявшимся привычкам и советам своих друзей и знакомых, в результате чего снижается ответственность за принимаемые решения. Большая роль в преломлении создавшейся ситуации отводится образовательным учреждениям. Предлагаемые мероприятия по повышению налоговой грамотности населения будут способствовать развитию партнерских связей между государством и налогоплательщиками, а также оптимизации процесса налогового администрирования.
Савина О.Н. - Актуальные вопросы повышения налоговой грамотности населения c. 756-767

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.10.68273

Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам повышения налоговой грамотности населения и роли образовательных учреждений в распространении налоговых знаний. Налоговая грамотность сегодня актуальна не только для крупных компаний или индивидуальных предпринимателей, но и для всех граждан страны. Особенно это усиливается в условиях экономических кризисов, когда остро стоят вопросы полного и своевременного обеспечения расходных обязательств государства за счет налоговых поступлений в бюджетную систему страны. В современных экономических условиях государство ограничено в инструментах наращивания налоговых доходов и именно это создает основу для развития другого сегмента налоговой деятельности – поиска резервов повышения собираемости доходов за счет соблюдения налоговой дисциплины и налоговой грамотности участниками налоговых отношений, которые представлены, в том числе населением. Между тем физические лица являются самой трудноконтролируемой категорией налогоплательщиков, как в России, так и во всех странах мира. В связи с этим только лишь ужесточение мер административной и налоговой ответственности за несоблюдение законодательства по налогам и сборам не может служить единственным решением данной проблемы, поскольку одним из самых конфликтных вопросов налогового процесса является соблюдение паритета интересов государства и налогоплательщиков и обеспечение социальной справедливости всей системы налогообложения. Потребность в повышении налоговой грамотности должна исходить не только от государства, но и от самих налогоплательщиков. Не повышая налоговую грамотность, сложно побороть отрицательное отношение к налогам и недоверие к государству, которое, к сожалению, сегодня присуще менталитету российских граждан. В современных условиях, как никогда, необходимо быть юридически образованным, знать основные положения налогового законодательства, чтобы корректировать реализацию своих стратегических планов, оптимизировать возникающую налоговую нагрузку, да и просто не дать себя обмануть. В современном мире экономической и политической нестабильности очень важным является патриотическое воспитание подрастающего поколения и в целом населения страны, осознающих, для чего и для кого предназначены налоги и сборы. Как показывает практика, еще большая доля населения не обладает навыками компьютерной грамотности, либо доступом в Интернет, в то время как современная система оказания государственных услуг, в основном, переводится в онлайн-режим. Многие граждане не знают, где получить достоверную информацию о действующем порядке исчисления налогов и сборов, о сроках введения новых норм законодательных и нормативных правовых актах, регулирующих налоговые отношения, о своих правах и обязанностях. Значительное количество из них следует устоявшимся привычкам и советам своих друзей и знакомых, в результате чего снижается ответственность за принимаемые решения. Большая роль в преломлении создавшейся ситуации отводится образовательным учреждениям. Предлагаемые мероприятия по повышению налоговой грамотности населения будут способствовать развитию партнерских связей между государством и налогоплательщиками, а также оптимизации процесса налогового администрирования.
Правовое регулирование налоговых отношений
Пьянова М.В., Лавник Р.В. - Налоговые инструменты стимулирования инвестиций в развитие человеческого капитала

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.10.19607

Аннотация: Предметом исследования являются проблемы стимулирования инвестиций в образование и здравоохранение, как приоритетных направлений развития человеческого капитала в современной России. Сокращение общих объемов инвестиций в развитие человеческого капитала подтверждает необходимость применения инструментов косвенной поддержки. Авторы рассматривают налоговое законодательство с целью структурирования и оценки широкого перечня льгот, призванных способствовать развитию человеческого капитала. Особое внимание уделено позициям России в международных рейтингах, свидетельствующих о низкой эффективности применяемых инструментов налогового стимулирования. Для изучения структуры предоставляемых налоговых льгот использовались методы сравнения, анализа статистических данных, описания и обобщения. С помощью метода графического представления информации, анализа и синтеза охарактеризовано современное положение России в мировых рейтингах; динамика и объемы инвестиций в развитие человеческого капитала. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: 1. В международных рейтингах по вложениям в образование и здравоохранение Россия значительно отстает от мировых лидеров. 2. Увеличение государственных инвестиций в условиях бюджетной неустойчивости не представляется возможным, в связи с чем, целесообразно рассматривать косвенные инструменты стимулирования развития человеческого капитала. 3. Налоговые инструменты структурированы авторами по источникам инвестиций: для организаций и физических лиц; и по направлениям вложения средств: на цели образования и здравоохранения. 4. Объемы налоговых преференций не являются показателем эффективного развития человеческого капитала в России.
Пьянова М.В., Лавник Р.В. - Налоговые инструменты стимулирования инвестиций в развитие человеческого капитала c. 768-778

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.10.68274

Аннотация: Предметом исследования являются проблемы стимулирования инвестиций в образование и здравоохранение, как приоритетных направлений развития человеческого капитала в современной России. Сокращение общих объемов инвестиций в развитие человеческого капитала подтверждает необходимость применения инструментов косвенной поддержки. Авторы рассматривают налоговое законодательство с целью структурирования и оценки широкого перечня льгот, призванных способствовать развитию человеческого капитала. Особое внимание уделено позициям России в международных рейтингах, свидетельствующих о низкой эффективности применяемых инструментов налогового стимулирования. Для изучения структуры предоставляемых налоговых льгот использовались методы сравнения, анализа статистических данных, описания и обобщения. С помощью метода графического представления информации, анализа и синтеза охарактеризовано современное положение России в мировых рейтингах; динамика и объемы инвестиций в развитие человеческого капитала. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: 1. В международных рейтингах по вложениям в образование и здравоохранение Россия значительно отстает от мировых лидеров. 2. Увеличение государственных инвестиций в условиях бюджетной неустойчивости не представляется возможным, в связи с чем, целесообразно рассматривать косвенные инструменты стимулирования развития человеческого капитала. 3. Налоговые инструменты структурированы авторами по источникам инвестиций: для организаций и физических лиц; и по направлениям вложения средств: на цели образования и здравоохранения. 4. Объемы налоговых преференций не являются показателем эффективного развития человеческого капитала в России.
Извеков С.С. - Обязательный платеж и другие нетипичные требования уполномоченного органа в делах о банкротстве

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.10.19675

Аннотация: Закрепленное в статье 2 Закона о банкротстве понятие "обязательный платеж" нельзя признать исчерпывающим и раскрывающим все виды публичных требований в делах о банкротстве. В теории и на практике рассматриваемое понятие толкуется расширено, путем отождествления с обязательными платежами иных публичных платежей: исполнительский сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду и таможенные пошлины. Исследование категории обязательный платеж невозможно в отрыве от фигуры уполномоченного органа, обладающего исключительной компетенцией на представление в делах о банкротстве требований об уплате обязательных платежей. Однако уполномоченный орган представляет в делах о банкротстве не только обязательные платежи, но и иные публичные требования (например, требования о взыскании задолженности по государственному контракту). По этой причине необходимо определить границы между обязательными платежами и иными публичными требованиями. В основу работы положены методы индукции, дедукции, а также исторического и сравнительного (в том числе международного) правоведения. В исследовании выявлены противоречия в законодательстве и судебной практике по вопросам толкования понятия "обязательный платеж" и компетенции уполномоченного органа в делах о банкротстве. Особое внимание в статье уделено совершенствованию механизмов взыскания задолженности по публичным требованиям в делах о банкротстве. Автором исследованы иностранные научные публикации и сформулированы предложения по развитию института налогового залога в обеспечение требований, представляемых уполномоченным органом в Российской Федерации. В работе выработаны теоретические и практические предложения по решению проблем в сфере взаимодействия налогового законодательства и законодательства о банкротстве.
Извеков С.С. - Обязательный платеж и другие нетипичные требования уполномоченного органа в делах о банкротстве c. 779-792

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.10.68275

Аннотация: Закрепленное в статье 2 Закона о банкротстве понятие "обязательный платеж" нельзя признать исчерпывающим и раскрывающим все виды публичных требований в делах о банкротстве. В теории и на практике рассматриваемое понятие толкуется расширено, путем отождествления с обязательными платежами иных публичных платежей: исполнительский сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду и таможенные пошлины. Исследование категории обязательный платеж невозможно в отрыве от фигуры уполномоченного органа, обладающего исключительной компетенцией на представление в делах о банкротстве требований об уплате обязательных платежей. Однако уполномоченный орган представляет в делах о банкротстве не только обязательные платежи, но и иные публичные требования (например, требования о взыскании задолженности по государственному контракту). По этой причине необходимо определить границы между обязательными платежами и иными публичными требованиями. В основу работы положены методы индукции, дедукции, а также исторического и сравнительного (в том числе международного) правоведения. В исследовании выявлены противоречия в законодательстве и судебной практике по вопросам толкования понятия "обязательный платеж" и компетенции уполномоченного органа в делах о банкротстве. Особое внимание в статье уделено совершенствованию механизмов взыскания задолженности по публичным требованиям в делах о банкротстве. Автором исследованы иностранные научные публикации и сформулированы предложения по развитию института налогового залога в обеспечение требований, представляемых уполномоченным органом в Российской Федерации. В работе выработаны теоретические и практические предложения по решению проблем в сфере взаимодействия налогового законодательства и законодательства о банкротстве.
Налогообложение физических лиц
Павлов Р.Д. - Социальные и имущественные вычеты по налогу на доходы физических лиц: действующая практика и перспективы развития

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.10.20552

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы действующей практики и проблемы предоставления социальных и имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц в Российской Федерации. В сложных экономических условиях, система налоговых вычетов для физических лиц является мощным стимулом и поддержкой со стороны государства социально уязвимых слоев населения. Анализ действующей практики показал, что система налоговых вычетов по НДФЛ нуждается в дальнейшем развитии. Очевидно, что установление социально-ориентированных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц ведёт к потери бюджетами финансовых ресурсов, одновременно такие действия можно рассматривать, как расходы бюджета на социальную политику. Автором проанализированы действующие налоговые вычеты, как в российской практике налогообложения доходов физических лиц, так и за рубежом, что позволило выявить тенденции и закономерности порядка их предоставления. В статье дана оценка текущей ситуации в части предоставления налоговых вычетов в России; сделаны предложения по совершенствованию механизма и порядка их предоставления. Преодолевая возникающие трудности в сложной экономической и политической обстановке, необходимо усилить социальную направленность налоговых вычетов таким образом, чтобы одновременно увеличить доходную часть бюджетов.
Павлов Р.Д. - Социальные и имущественные вычеты по налогу на доходы физических лиц: действующая практика и перспективы развития c. 793-802

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.10.68276

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы действующей практики и проблемы предоставления социальных и имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц в Российской Федерации. В сложных экономических условиях, система налоговых вычетов для физических лиц является мощным стимулом и поддержкой со стороны государства социально уязвимых слоев населения. Анализ действующей практики показал, что система налоговых вычетов по НДФЛ нуждается в дальнейшем развитии. Очевидно, что установление социально-ориентированных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц ведёт к потери бюджетами финансовых ресурсов, одновременно такие действия можно рассматривать, как расходы бюджета на социальную политику. Автором проанализированы действующие налоговые вычеты, как в российской практике налогообложения доходов физических лиц, так и за рубежом, что позволило выявить тенденции и закономерности порядка их предоставления. В статье дана оценка текущей ситуации в части предоставления налоговых вычетов в России; сделаны предложения по совершенствованию механизма и порядка их предоставления. Преодолевая возникающие трудности в сложной экономической и политической обстановке, необходимо усилить социальную направленность налоговых вычетов таким образом, чтобы одновременно увеличить доходную часть бюджетов.
Налоговое администрирование
Рощупкина В.В. - Анализ проблем администрирования налога на прибыль организаций в условиях финансовой неопределенности (на материалах Ставропольского края)

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.10.20042

Аннотация: Целью исследования является выявление сложившихся тенденций, в том числе, незаконных, налогообложения прибыли организаций в Российской Федерации и выработка новых положений методологии фискализации последней. Налоговые поступления являются основой формирования доходной части бюджетов, в связи с чем, особый интерес вызывают вопросы оценки этих доходов, их пределов и возможности увеличения. Автором особое внимание уделяется способам администрирования налога на прибыль региональными налоговыми органами в современной экономической ситуации от региональных органов власти требуется решение проблемы активизации действующих и поиска дополнительных источников доходов бюджета, связанной с реализацией налоговой политики. В представленной статье выполнен анализ методического инструментария администрирования прибыли. Статистический метод применен в контексте изучения динамики поступления налога в бюджетную систему, сумм недоимок и задолженности. Выработаны концептуальные положения по оптимизации обложения прибыли как составного компонента методологии администрирования. Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность проблемы определения налога на прибыль и механизма его взыскания. Несомненна прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений в целом и поступлений от налога на прибыль в частности, в условиях формирования в России рыночных отношений. При этом существует ряд проблем в администрировании данного налога. Актуальными для изучения в данной области являются вопросы установления преференций на уровне субъекта Российской Федерации для повышения инвестиционной привлекательности региона.
Рощупкина В.В. - Анализ проблем администрирования налога на прибыль организаций в условиях финансовой неопределенности (на материалах Ставропольского края) c. 803-809

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.10.68277

Аннотация: Целью исследования является выявление сложившихся тенденций, в том числе, незаконных, налогообложения прибыли организаций в Российской Федерации и выработка новых положений методологии фискализации последней. Налоговые поступления являются основой формирования доходной части бюджетов, в связи с чем, особый интерес вызывают вопросы оценки этих доходов, их пределов и возможности увеличения. Автором особое внимание уделяется способам администрирования налога на прибыль региональными налоговыми органами в современной экономической ситуации от региональных органов власти требуется решение проблемы активизации действующих и поиска дополнительных источников доходов бюджета, связанной с реализацией налоговой политики. В представленной статье выполнен анализ методического инструментария администрирования прибыли. Статистический метод применен в контексте изучения динамики поступления налога в бюджетную систему, сумм недоимок и задолженности. Выработаны концептуальные положения по оптимизации обложения прибыли как составного компонента методологии администрирования. Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность проблемы определения налога на прибыль и механизма его взыскания. Несомненна прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений в целом и поступлений от налога на прибыль в частности, в условиях формирования в России рыночных отношений. При этом существует ряд проблем в администрировании данного налога. Актуальными для изучения в данной области являются вопросы установления преференций на уровне субъекта Российской Федерации для повышения инвестиционной привлекательности региона.
Мусаева Х.М. - Деструктивное влияние теневой экономики на налоговую составляющую бюджета и оценка возможных путей снижения ее масштабов в РФ

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.10.20652

Аннотация: Предметом данного исследования выступает совокупность теоретических, методических и практических вопросов, направленных на выявление путей снижения масштабов теневой экономики как важного налогового ресурса роста бюджетных доходов и обеспечения безопасности Российской Федерации на современном этапе. Объект исследования - теневая экономическая деятельность и механизм его влияния налоговую составляющую бюджетной системы РФ. Основная цель исследования состояла в анализе масштабов негативного влияния теневой деятельности на налоговую составляющую бюджетной системы РФ и в оценке возможных путей ее снижения. В процессе исследования и анализа информационно- статистического материала применялись экономико – статистические методы (обобщение, группировка, сравнения, факторный анализ и др.), приемы и принципами системного и комплексного подхода. Научная новизна работы заключается в обосновании комплекса научно –практических рекомендаций, направленных на создание институциональных условий для развития личных интересов субъектов экономики в рамках легальной деятельности, ориентированных на снижение масштабов деструктивного влияния теневой экономики на налоговую безопасность, противодействия налоговым правонарушениям как важного бюджетного ресурса РФ. В результате исследования автором дана оценка деструктивного влияния теневой экономической деятельности на налоговую составляющую доходов бюджетной системы. Показано, что в основе объективно существующих причин теневой экономики лежит нарушение личных экономических интересов субъектов предпринимательства. Аргументировано, что важную роль в снижении масштабов теневой экономики, должны играть не только действия правоохранительных и налоговых органов, но и саморазвитие, конструирование неформальных институтов, отрицающих теневую экономику. Предложено оценивать эффективность налоговой политики коэффициентом налоговой безопасности. Обозначены направления совершенствования способов взаимодействия правоохранительных и налоговых органов с другими органами исполнительной власти за движением собственности и доходов. Выделены пути создания системы государственной поддержки инвестирования в легальную экономику как фактора «обеления» неформальной экономики.
Мусаева Х.М. - Деструктивное влияние теневой экономики на налоговую составляющую бюджета и оценка возможных путей снижения ее масштабов в РФ c. 810-821

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.10.68278

Аннотация: Предметом данного исследования выступает совокупность теоретических, методических и практических вопросов, направленных на выявление путей снижения масштабов теневой экономики как важного налогового ресурса роста бюджетных доходов и обеспечения безопасности Российской Федерации на современном этапе. Объект исследования - теневая экономическая деятельность и механизм его влияния налоговую составляющую бюджетной системы РФ. Основная цель исследования состояла в анализе масштабов негативного влияния теневой деятельности на налоговую составляющую бюджетной системы РФ и в оценке возможных путей ее снижения. В процессе исследования и анализа информационно- статистического материала применялись экономико – статистические методы (обобщение, группировка, сравнения, факторный анализ и др.), приемы и принципами системного и комплексного подхода. Научная новизна работы заключается в обосновании комплекса научно –практических рекомендаций, направленных на создание институциональных условий для развития личных интересов субъектов экономики в рамках легальной деятельности, ориентированных на снижение масштабов деструктивного влияния теневой экономики на налоговую безопасность, противодействия налоговым правонарушениям как важного бюджетного ресурса РФ. В результате исследования автором дана оценка деструктивного влияния теневой экономической деятельности на налоговую составляющую доходов бюджетной системы. Показано, что в основе объективно существующих причин теневой экономики лежит нарушение личных экономических интересов субъектов предпринимательства. Аргументировано, что важную роль в снижении масштабов теневой экономики, должны играть не только действия правоохранительных и налоговых органов, но и саморазвитие, конструирование неформальных институтов, отрицающих теневую экономику. Предложено оценивать эффективность налоговой политики коэффициентом налоговой безопасности. Обозначены направления совершенствования способов взаимодействия правоохранительных и налоговых органов с другими органами исполнительной власти за движением собственности и доходов. Выделены пути создания системы государственной поддержки инвестирования в легальную экономику как фактора «обеления» неформальной экономики.
Налоговые системы зарубежных стран
Пономарева К.А. - Запрет дискриминации в налоговом праве: опыт Европейского Союза

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.10.19192

Аннотация: В статье рассматривается принцип запрета дискриминации как один из важнейших принципов налогового права интеграционных объединений на примере Европейского Союза. Предложена схема анализа налоговых дел на предмет дискриминации. Отмечено, что оценка сравнимости является основной проблемой при рассмотрении дел о прямом налогообложении. Показана важная роль Европейского Суда справедливости в рассмотрении налоговых споров на предмет дискриминации. Большинство решений Суда на предмет совместимости национальных налоговых норм с основными свободами основаны на дискриминационном анализе. Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы (диалектико-материалистический, системный, индукция, дедукция, анализ, синтез), так и собственно юридические методы исследования. В основе изучения лежит сравнительно-правовой метод. Научная новизна исследования состоит в том, что на основе новейшего законодательства и судебной практики Европейского Союза проведено комплексное сравнительно-правовое исследование финансово-правового режима прямого налогообложения. В результате работы предложены выводы об анализе налоговых дел на предмет дискриминации. Проверка этого факта судом включает в себя три стадии: нарушает ли дискриминация или ограничение в отношении государства-члена по крайней мере одну из основных свобод; может ли государство-член предоставить приемлемые оправдывающие обстоятельства: национальная мера, ограничивающая права налогоплательщиков по учредительному договору, допустима, только если она преследует законную цель, совместимую с нормами законов и международных договоров и обоснована необходимыми причинами в публичных интересах; соблюден ли принцип пропорциональности: национальные меры не должны превышать того, что необходимо для поддержания законности.
Пономарева К.А. - Запрет дискриминации в налоговом праве: опыт Европейского Союза c. 822-829

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.10.68279

Аннотация: В статье рассматривается принцип запрета дискриминации как один из важнейших принципов налогового права интеграционных объединений на примере Европейского Союза. Предложена схема анализа налоговых дел на предмет дискриминации. Отмечено, что оценка сравнимости является основной проблемой при рассмотрении дел о прямом налогообложении. Показана важная роль Европейского Суда справедливости в рассмотрении налоговых споров на предмет дискриминации. Большинство решений Суда на предмет совместимости национальных налоговых норм с основными свободами основаны на дискриминационном анализе. Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы (диалектико-материалистический, системный, индукция, дедукция, анализ, синтез), так и собственно юридические методы исследования. В основе изучения лежит сравнительно-правовой метод. Научная новизна исследования состоит в том, что на основе новейшего законодательства и судебной практики Европейского Союза проведено комплексное сравнительно-правовое исследование финансово-правового режима прямого налогообложения. В результате работы предложены выводы об анализе налоговых дел на предмет дискриминации. Проверка этого факта судом включает в себя три стадии: нарушает ли дискриминация или ограничение в отношении государства-члена по крайней мере одну из основных свобод; может ли государство-член предоставить приемлемые оправдывающие обстоятельства: национальная мера, ограничивающая права налогоплательщиков по учредительному договору, допустима, только если она преследует законную цель, совместимую с нормами законов и международных договоров и обоснована необходимыми причинами в публичных интересах; соблюден ли принцип пропорциональности: национальные меры не должны превышать того, что необходимо для поддержания законности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.