Психология и Психотехника - рубрика СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Рубрика "СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ"
СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Елисеева Н.В. - Глухой абсурд
Аннотация: статья посвящена феномену эмоционального онемения. Исследуются междискурсивные основы этого явления, которые прослеживаются в философии и произведениях абсурда. Разбираются примеры разрыва коммуникации персонажей в пьесах Э.Ионеско и С.Беккета. Отмечается, что обеднение эмоций стало современной проблемой; приводится пример новой научно-исследовательской программы по эмоциональному развитию в школах США.
Березина Т.Н. - Радость и удовольствие как базовые эмоции
Аннотация: В статье рассматриваются радость и удовольствие как две разные базовые эмоции. Дается обзор современных концепций базовых эмоций, отмечается, что большинство авторов выделяет одну базовую положительную эмоцию, однако одни называют ее радостью, другие удовольствием. Приводятся данные эмпирического исследования субъективных переживаний, показано, что большинство людей (до 70%) считают радость и удовольствие для себя разными эмоциями, удовольствие связывают с телесными ощущениями (еда, секс), а радость с переживаниями истины, красоты и т.п. Теоретически доказывается, что радость и удовольствие, как две разные эмоции удовлетворяют большинству критериев базовых эмоций К.Изарда.
Т.Н. Березина - Актуализация резервных возможностей человека и подлинные эмоции c. 0-0
Аннотация: Аннотация: Рассматривается явление активации резервных возможностей человека в момент действия на него стресса. Описываются экспериментальные модели стресса (физический стресс, химический стресс, сексуальный стресс). Вводится понятие «подлинные эмоции», именно переживание таких эмоций определяет возможность актуализации резервных способностей. Переживание подлинных эмоций связано с возникновением чувства интереса, удивления, и противоположно скуке и равнодушию.
А.С. Кисиль - Ложь как предательство и наваждение c. 0-0
Аннотация: Аннотация: автор обращает внимание на то, что в нашей повседневной жизни много обмана. Иногда вранье ничем не обосновано, кажется странным наваждением. Рассматривая ложь как психологический феномен, автор одновременно отмечает: насколько полезны для личностного роста занятия, которые проходят в Лаборатории проф. П.С. Гуревича. Материал представляет собой самоотчет студентки, которая находится в ситуации индивидуальной требовательности к себе. Через заявленную тему, она рассказывает о том, как в результате занятий в школе проф. П.С. Гуревича меняется ее отношение к миру. Ключевые слова: психология, личностный рост, индивид, личность, ложь, правосознание, мораль, добродетель, обман
П.С. Гуревич - Крещендо нарциссического безумия c. 0-0
Аннотация: В докладе делается попытка ограничить истолкование нарциссического характера, устранив понимание этого феномена в качестве универсальной черты человека. Выявляется иное понимание мифа о Нарциссе, нежели у Фрейда. Излагается практика клинической работы с носителем данной психологической структуры. Отмечается опасность социального нарциссизма.
Коняев С.Н., Султанова М.А. - Энтони Дж. Стейнбок. Дистинктивная структура эмоций (глава 6) (перевод с англ.)

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.8838

Аннотация: Перевод главы 6 книги: Husserl`s Ideen, Contributions to Phenomenology 66 / Eds.: L. Embree and T. Nennon. Springer Science+ Business Media, Dordrecht, 2013. Вступление Целью данной главы является исследование следующих вопросов: 1) имеют ли акты, ответственные за эмоциональную сферу жизненного опыта, основания в познавательных актах эпистемической объективизации или 2) они обладают уникальной структурой, которая не зависит от этих познавательных актов. Действительно ли акты, ответственные за эмоциональную сферу жизненного опыта, просто следуют за координатами структуры интенциональности ноэма/ноэзис или эмоциональная сфера личности (а не просто эпистемически вовлеченного субъекта) имеет существенно иную структуру? Мы обнаруживаем анализ данной проблематики в Гуссерлианской феноменологии сначала в «Logische Untersuchungen» Эдмунда Гуссерля, затем, позднее в его книге «Ideen». Позвольте мне сначала объяснить, что Гуссерль имел в виду под этими актами и их отношение к акту фундирования (foundation). Здесь я ограничиваюсь одним примером эмоционального опыта – а именно чувством доверия. Исследуя доверие, я обращаю внимание главным образом на три структурныx характеристики: инобытие (otherness), темпоральность и модальность вероятностного. Таким способом я смогу определить, до какой степени акты эмоциональной сферы независимы от познавательных актов и имеют уникальную структуру, а также показать, что они не являются просто модификацией актов объективизации.
Е.В. Гончарук - Проблема страдания в философии А. Шопенгауэра c. 14-21
Аннотация: тема страдания является важнейшим аспектом философской антропологии Шопенгауэра. Немецкий философ осмысливает данную тему в контексте ущербной природы человека, оправданности его печального жребия. В этом смысле Шопенгауэр ориентируется на философию стоиков. Он полагает, что страдание не является привилегией человека, а присуще всем существам.
Белинский А.В., Девишвили В.М., Черноризов А.М., Лобин М.А. - Метод оценки эмоционального состояния с помощью комплекса психофизиологических и тензотреморометрических методов c. 26-37

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.1.39849

EDN: FWJPOO

Аннотация: Объектом исследования является эмоциональное напряжение. Предметом исследования является оценка эмоционального напряжения в процессе предъявления эмоционально значимых стимулов в виде изображений и звуков по параметрам физиологической активности и тензотреморометрии в процессе поддержания изометрического усилия. Особое внимание уделяется рассмотрению методик определения тремора и его связи с эмоциональным напряжением. Ключевые аспекты заключаются в рассмотрении ключевого диапазона частот анализа физиологического тремора 8-16 Герц, таких методов измерения тремора как акселерометрия, тенхотреморометрия, электромиография. Рассмотрены исследования связи тензотремомрометрии на частотном диапазоне физиологического тремора с эмоциональным напряжением. Предлагается новая методика анализа тремора по данным тензотреморометрии с использованием метода скользящего окна и фильтрации частот, характерных для физиологического тремора. Для надежности полученных результатов применялись методы регистрации физиологической активности в виде фотоплетизмографии и электрической активности кожи. Описана и подтверждена связь эмоционального напряжения во время демонстрации значимых стимулов с тремором пальцев, при удержании заданного усилия в изометрическом условии. Новая методика имеет широкие возможности для использования в психологической и клинической области, в частности, при детекции скрываемой информации, оценке стрессоустойчивости персонала, и определении функционального состояния человека, а также в рамках исследования психоэмоционального состояния учащихся.
Капранова М.В., Бучацкая М.В. - Особенности переживания кризиса «опустевшего гнезда» замужними и незамужними женщинами c. 29-41

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.2.36998

Аннотация: Представленная статья обсуждает специфику переживания кризиса «опустевшего гнезда» замужними и незамужними женщинами. Авторы обсуждают значимые социальные факторы, которые потенциально влияют на переживание женщиной кризиса «опустевшего гнезда» и предполагают, что особая социальная роль незамужней женщины, воспитывающей детей, обуславливает появление у нее специфических аттитюдов и переживаний. Материалы статьи позволяют выделить характеристики структуры психологического благополучия, отношения к себе и своему ребенку, сопровождающие психологическую картину переживаний замужних и незамужних женщин. В исследовании использованы методика «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф, модифицированный вариант методики МОБиС (М.В. Бучацкая), метод «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда. Результаты эмпирического исследования основываются на диагностических данных выборки, составленной из 60 женщин и включающей две эмпирические группы, в зависимости от семейного положения. Полученные результаты раскрывают социально-психологические особенности переживания кризиса «опустевшего гнезда» в каждой группе. В частности указывается, что большую степень зависимости от взаимоотношений со своим ребенком и утратой близости с ними испытывают замужние женщины. У незамужних матерей отмечается тенденция к связи психологического благополучия со своей работой, поэтому ориентация на профессиональную деятельность может выступать компенсирующим фактором переживаний в данном случае. Исследование позволяет обосновать условия повышения качества психологического сопровождения женщин и наметить перспективы его развития.
Т.Н. Березина - Радость и удовольствие как базовые эмоции c. 40-47
Аннотация: В статье рассматриваются радость и удовольствие как две разные базовые эмоции. Дается обзор современных концепций базовых эмоций, отмечается, что большинство авторов выделяет одну базовую положительную эмоцию, однако одни называют ее радостью, другие удовольствием. Приводятся данные эмпирического исследования субъективных переживаний, показано, что большинство людей (до 70%) считают радость и удо- вольствие для себя разными эмоциями, удовольствие связывают с телесными ощущениями (еда, секс), а радость с переживаниями истины, красоты и т.п. Теоретически доказывается, что радость и удовольствие, как две разные эмоции удовлетворяют большинству критериев базовых эмоций К. Изарда.
Е.М. Антонова - Правдоподобие экранной иллюзии c. 44-53
Аннотация: кино — это качественно новое искусство, хотя долгое время оно казалось продолжением фотографии и театра. Сегодня мы можем наблюдать, что это новый способ познания реальности, нетривиальный способ поэтического выражения, оригинальная форма отражения окружающей действительности. Автор размышляет о соотношении реальности и вымысла в кинематографе, о правдоподобии экранной иллюзии.
И.Н. Вавилова - Развитие нравственных чувств и эмоций c. 52-57

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.1.62136

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам развития нравственных чувств и эмоций у современного человека. Актуальность темы данной статьи определена тем фактом, что каждая личность имеет выраженный эмоциональный строй и стиль, разнообразие чувств, в которых она воспринимает мир. Люди в эмоциональном плане отличаются по: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости эмоциональных переживаний; по доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Таким образом, предметом исследования данной статьи является система формирования и развития нравственных чувств и эмоций, объектом — процесс формирования данных человеческих проявлений. В процессе написания данной статьи был обобщен опыт различных исследователей в данном вопросе, по итогам которого были сделаны определенные выводы. Практическая значимость статьи заключается в возможности использования сделанных автором статьи выводов на практике.
Н.В. Елисеева - Глухой абсурд c. 57-70
Аннотация: статья посвящена феномену эмоционального онемения. Исследуются междискурсивные основы этого явления, которые прослеживаются в философии и произведениях абсурда. Разбираются примеры разрыва коммуникации персонажей в пьесах Э. Ионеско и С. Беккета. Отмечается, что обеднение эмоций стало современной проблемой; приводится пример новой научно-исследовательской программы по эмоциональному развитию в школах США.
М.С. Москаленко - Преодоление детско-родительских конфликтов как фактор позитивного развития эмоционально-волевой сферы подростка c. 61-65
Аннотация: в статье описано преодоление детско-родительских конфликтов как фактор позитивного развития эмоционально-волевой сферы подростка, цели и задачи разработанной программы.
Ляшенко В.В. - Переживание и его качественная определённость

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.17463

Аннотация: В статье рассматривается сущность переживания с точки зрения его качественной определённости. Описаны четыре аспекта, имманентно присущих переживанию: самоопределение, отношения, состояние, деятельность. Показано, что переживание создаётся всей совокупностью аспектов и не существует вне какого-либо аспекта: они являют собой непрерывное единство переживания. На основании данного описания переживание определяется автором как внутренняя деятельность по самоопределению, которая производится в отношениях с миром, на основе чувств, и выражается в действии. Для описания переживания применён «метод качественных структур» (МКС), который позволяет осуществить описание целого, не разрушая его. Новизна исследовательского подхода состоит в том, что впервые переживание было рассмотрено не в качестве узкоспецифического психологического феномена, а в качестве явления, обладающего целостностью и потому особой, присущей ему, качественной определённостью. Статья ориентирована на психологов и психотерапевтов; предложенный в ней подход даёт возможность уточнить содержание понятия «переживание».
Ляшенко В.В. - Переживание и его качественная определённость c. 64-72

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.67643

Аннотация: В статье рассматривается сущность переживания с точки зрения его качественной определённости. Описаны четыре аспекта, имманентно присущих переживанию: самоопределение, отношения, состояние, деятельность. Показано, что переживание создаётся всей совокупностью аспектов и не существует вне какого-либо аспекта: они являют собой непрерывное единство переживания. На основании данного описания переживание определяется автором как внутренняя деятельность по самоопределению, которая производится в отношениях с миром, на основе чувств, и выражается в действии. Для описания переживания применён «метод качественных структур» (МКС), который позволяет осуществить описание целого, не разрушая его. Новизна исследовательского подхода состоит в том, что впервые переживание было рассмотрено не в качестве узкоспецифического психологического феномена, а в качестве явления, обладающего целостностью и потому особой, присущей ему, качественной определённостью. Статья ориентирована на психологов и психотерапевтов; предложенный в ней подход даёт возможность уточнить содержание понятия «переживание».
Cазонова И.Г. - Изучение социальных и личностных детерминант эмоционального восприятия музыкальных произведений c. 66-80

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.4.30776

Аннотация: Предметом исследования является вопрос, связанный с изучением детерминант перцепции музыкальных произведений. В последние годы авторы из разных областей науки и искусства публикуют работы о психологии восприятия музыки. Чаще их исследования носят искусствоведческий или социологический характер, часть ученых рассматривает психологические и физиологические аспекты перцепции музыки. Предметом исследования является вопрос, связанный с изучением детерминант перцепции музыкальных произведений. Мы поставили перед собой задачу изучить психологические факторы, обуславливающие эмоциональное восприятие музыки, выявить, насколько данное восприятие обусловлено социальными факторами, и какова роль когнитивных функций в эмоциональном восприятии музыки. В качестве методов исследования использовались опросник «Ценностные ориентации (М. Рокич), опросник «Психологические функции музыки» (Т. Шефер, П. Седлмайер), интервью, авторская анкета «Социальная перцепция музыки», ранжирование, U-критерий Манна-Уитни, корреляция Спирмена, эксплораторный факторный анализ (ЭФА). Основные выводы исследования заключаются в выявлении корреляционных связей между социальными ценностями респондентов и выбором приоритетных музыкальных произведений. Научная новизна выбранной темы заключается в комплексном изучении психологических детерминант перцепции музыкальных произведений, где рассматривается эмоциональное восприятие музыкального произведения в связи с потребностями студентов и их личностными особенностями. Детерминантами эмоциональной перцепции музыки являются факторы: пол, возраст, ситуационные факторы и музыкальные навыки. Работа даст возможность исследователям использовать представленные статистические результаты и выводы для дальнейшего изучения этой темы, работа будет полезна психологам и педагогам, занимающимся коррекцией поведения подростков и юношества.
Т.Н. Березина - Альтруистическое поведение и успех в жизни c. 67-76
Аннотация: В работе исследуется связь альтруистических и эгоистических моделей поведения со стремлением человека к успеху в жизни, в качестве факторов определяющих эту взаимосвязь рассматриваются различные виды интеллекта (общий, социальный, эмоциональный интеллект), а также способности к тайм-менеджменту. Показано, что в группах, различающихся по интеллектуальному и образовательному уровню, связь интеллекта с альтруистическим поведением может быть различной. В высокообразованных группах, есть связь между интеллектом и альтруистическим поведением, при этом стремление к успеху, проявляющееся как способности к тайм-менеджменту, положительно связано и с интеллектом и с альтруистическим поведением. В группах с меньшим уровнем образования, интеллект оказывается не связанным с альтруистическим поведением, а некоторые способности к тайм-менеджменту обратно коррелируют с альтруизмом.
Д. Л. Родзинский - Сравнительный анализ некоторых концепций счастья c. 70-76
Аннотация: В статье делается попытка сравнить различные концепции счастья, как предельной цели человеческой жизни. Выявляется несхожесть как средств – добродетелей на пути к его достижению, так и самого образа счастья. Моделируется «интегративный» концепт счастья.
Пшеничная В.В. - Особенности эмоционально-функциональной сферы у подростков с различным типом жалоб на самочувствие c. 73-82

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.1.25195

Аннотация: Статья посвящена изучению здоровья подростков. И прежде всего тем факторам, которые могут способствовать его сохранению и психопрофилактике заболеваний. Предметом исследования является взаимосвязь эмоционально-функциональной сферы и самочувствия подростков. В статье эмоционально-функциональная сфера рассматривается как фактор определяющий здоровье человека, как основная составляющая психопрофилактики заболеваний. Особое значение отношение к эмоционально-функциональной стороне жизни приобретает в вопросах воспитания и образования, так как система современного образования продолжает строиться на развитии интеллекта с неизмеримо меньшим вниманием к развитию эмоциональной и функциональной сфер. Методология исследования построена на анализе и обобщении литературных данных и современных исследований по вопросам взаимосвязи эмоционально-функциональной сферы и самочувствия. Также автором проведено собственное исследование с применением методов психологической диагностики. Особым вкладом автора является изучение эмоционально-функциональной сферы и самочувствия подростков в аспекте развития психосоматического подхода в современной медицине и психологии. Обобщенные результаты, полученные в ходе исследования, позволили описать особенности эмоционально-функциональной сферы в группах испытуемых с различными типами жалоб на самочувствие. Полученные данные могут быть положены в основу психопрофилактической работы с подростками.
Изотова М.Х., Посохова С.Т. - Коррекционные возможности музыкотерапии: эмоциональный аспект c. 77-87

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.4.28390

Аннотация: В данной статье рассматривается одна из актуальных, на сегодняшний день тема, посвященная методам развития способности дифференциации эмоций у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Эту тему можно считать ключевой для современного общества, так как коррекция эмоций при умственной отсталости, является необходимой для гармоничной интеграции подростков в социальную среду и общество в целом. Одним из средств развития эмоций является музыкотерапия. Музыкальный язык- язык эмоций и чувств, с помощью которого музыка передает содержание и силу чувства человека, вызывая тем самым ответное эмоциональное переживание. В качестве показателей дифференциации эмоций измерялась способность дифференцировать эмоции по мимике с помощью пиктограмм и фотографий, также оценивалось вербальное обозначение эмоций. Исследование показало, что подростки с легкой степенью умственной отсталости испытывают выраженные трудности идентификации эмоций, не учитывают эмоциональные оттенки. Доказывается позитивное влияние средств музыкотерапии на способность дифференцировать эмоций, повышение точности и разнообразия выражения собственных эмоций. Музыкальное воздействие позволило подросткам с легкой степенью умственной отсталости расширить диапазон переживаемых эмоций, увеличить эмоциональный словарь.
Т.В. Бескова - Структура детерминант зависти c. 78-87
Аннотация: Целью настоящего исследования является изучение структуры детерминант зависти. Методологическую базу исследования составили основные положения системного подхода, и, частности, положение о системной детерминированности психических явлений. Компонентный состав структуры детерминант зависти представлен детерминантами разного типа. Базовой предпосылкой зависти является объективно существующее неравенство людей. Универсальные факторы, оказывающие существенное влияние на формирование завистливого отношения, представлены фрустрированными потребностями личности, превосходством Другого (субъективно воспринимаемым) и социальной близостью с объектом превосходства (при отсутствии интеграции с ним). Условия формирования зависти, определяющие специфику ее протекания, дифференцируются на внешние и внутренние. К внешним условиям относятся обстоятельства макросреды (культурно-исторические, социально-экономические, политические) и микросреды (условия социализации в малых группах). Внутренние условия составляют уровень онтогенетического развития человека; характеристики когнитивной, аффективной, мотивационной, рефлексивной и нравственной сфер личности; низкий уровень субъектности личности; структура представлений, установок и ценностей личности. Выявленные разные типы детерминант организованы в сложную структуру и динамично соотносятся друг с другом.
Ляшенко В.В. - Общая модель избегающего поведения при психогенных расстройствах.

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.17981

Аннотация: В статье рассматриваются причины избегающего поведения при психогенных расстройствах. Предлагается оригинальная модель избегающего поведения, которое приводит к повышению эмоционального напряжения, формированию дистресса и развитию психогенного расстройства. Автор, предполагая, что наиболее общими симптомами в развитии психогенных расстройств являются тревога и депрессия, заметнее всего проявляющиеся в невротическом спектре психогений, строит свою объяснительную модель на примере развития тревожного и депрессивного расстройств. Высокую коморбидность данных расстройств автор видит в том, что оба расстройства являются фазами развития одного и того же состояния – «состояния невозможности». Методологическими основаниями для построения модели явились представления автора о переживании с точки зрения его качественной определённости, а также метод качественных структур. Полагая, что в порождении невротического состояния одним из ключевых личностных факторов является фактор утраты смысла, контекстуально связанный с феноменом отчуждения, автор соотносит данные феномены с тревогой и депрессией, делая вывод о том, что депрессивное расстройство является синдромом утраты смысла, а тревожное расстройство – синдромом отчуждения. Избегающее поведение описывается совокупностью четырёх аспектов отчуждения: избегание близких отношений, избегание напряжения, избегание поступка, избегание выбора. Статья ориентирована на психологов и психотерапевтов.
Ляшенко В.В. - Общая модель избегающего поведения при психогенных расстройствах. c. 154-161

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.67764

Аннотация: В статье рассматриваются причины избегающего поведения при психогенных расстройствах. Предлагается оригинальная модель избегающего поведения, которое приводит к повышению эмоционального напряжения, формированию дистресса и развитию психогенного расстройства. Автор, предполагая, что наиболее общими симптомами в развитии психогенных расстройств являются тревога и депрессия, заметнее всего проявляющиеся в невротическом спектре психогений, строит свою объяснительную модель на примере развития тревожного и депрессивного расстройств. Высокую коморбидность данных расстройств автор видит в том, что оба расстройства являются фазами развития одного и того же состояния – «состояния невозможности». Методологическими основаниями для построения модели явились представления автора о переживании с точки зрения его качественной определённости, а также метод качественных структур. Полагая, что в порождении невротического состояния одним из ключевых личностных факторов является фактор утраты смысла, контекстуально связанный с феноменом отчуждения, автор соотносит данные феномены с тревогой и депрессией, делая вывод о том, что депрессивное расстройство является синдромом утраты смысла, а тревожное расстройство – синдромом отчуждения. Избегающее поведение описывается совокупностью четырёх аспектов отчуждения: избегание близких отношений, избегание напряжения, избегание поступка, избегание выбора. Статья ориентирована на психологов и психотерапевтов.
Щелокова Ю.В. - Поиск любви в безлюбом мире

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.10852

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является сущность любовного чувства, выражающаяся в концепции Платона, трактующей любовь как стремление восполнить утраченную целостность, которая была возрождена и по-новому ранжирована в трудах представителей гуманистической психологии: Эриха Фромма, Гордона Олпорта, Карен Хорни, Гарри Салливана и других. Автор рассматривает различные виды любви, освещает проблему оскудения эмоционального мира современного человека, в сравнении, например, с античным греком, появления новых невротических видов любви, обусловленных проникновением рыночных отношений в самые глубинные и интимные стороны человеческой жизни. В работе в различных комбинациях в зависимости от поставленных задач использовались общенаучные методы исследования: метод сравнительного анализа, синтез, структурный и системный методы. Научная новизна данной статьи состоит в том, что в ней освещена идея любви Платона, возрожденная и получившая философско-антропологическое осмысление в неофрейдизме, что позволило рассмотреть феномен любви в «человеческом измерении». Автором было акцентировано внимание, на том, что представителями данного направления был сделан огромный вклад в изучении данной темы, а не только темы личности, индивидуальности, ценности человека. Любовь существует в разных формах, можно говорить о ее многообразных проявлениях, меняющихся от эпохи к эпохе, различных видах, но существует глубинная сущность любви, выражающаяся в тоске человека по утраченной целостности и стремлении восполнить свою фрагментарность, разорванность, незавершенность в продуктивном союзе с другим человеком. Эмоциональный мир современного человека оскудевает, появляются новые невротические формы проявления любви, подменяющие живые чувства рыночными отношениями. В гуманистической психологии впервые за долгое время было привлечено внимание к теме любви, была возрождена концепция любви как разрешения главной проблемы человеческого бытия, данная тема была ранжирована на материале современного общества.
Щелокова Ю.В. - Поиск любви в безлюбом мире c. 173-181

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.2.64035

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является сущность любовного чувства, выражающаяся в концепции Платона, трактующей любовь как стремление восполнить утраченную целостность, которая была возрождена и по-новому ранжирована в трудах представителей гуманистической психологии: Эриха Фромма, Гордона Олпорта, Карен Хорни, Гарри Салливана и других. Автор рассматривает различные виды любви, освещает проблему оскудения эмоционального мира современного человека, в сравнении, например, с античным греком, появления новых невротических видов любви, обусловленных проникновением рыночных отношений в самые глубинные и интимные стороны человеческой жизни. В работе в различных комбинациях в зависимости от поставленных задач использовались общенаучные методы исследования: метод сравнительного анализа, синтез, структурный и системный методы. Научная новизна данной статьи состоит в том, что в ней освещена идея любви Платона, возрожденная и получившая философско-антропологическое осмысление в неофрейдизме, что позволило рассмотреть феномен любви в «человеческом измерении». Автором было акцентировано внимание, на том, что представителями данного направления был сделан огромный вклад в изучении данной темы, а не только темы личности, индивидуальности, ценности человека. Любовь существует в разных формах, можно говорить о ее многообразных проявлениях, меняющихся от эпохи к эпохе, различных видах, но существует глубинная сущность любви, выражающаяся в тоске человека по утраченной целостности и стремлении восполнить свою фрагментарность, разорванность, незавершенность в продуктивном союзе с другим человеком. Эмоциональный мир современного человека оскудевает, появляются новые невротические формы проявления любви, подменяющие живые чувства рыночными отношениями. В гуманистической психологии впервые за долгое время было привлечено внимание к теме любви, была возрождена концепция любви как разрешения главной проблемы человеческого бытия, данная тема была ранжирована на материале современного общества.
Чугунова И.О. - Лики ненависти: философско-антропологические размышления

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.14652

Аннотация: Предметом исследования является ненависть как философско-антропологический феномен. Ненависть рассматривается автором как неустранимая черта человеческой природы, многоплановое и особое явление, несводимое к агрессии, гневу, враждебности или отвращению. Автор прослеживает историко-антропологические истоки ненависти, анализирует её аффективную и ценностную стороны, раскрывает бессознательные механизмы явления. Затрагиваются парадоксальные связи ненависти с состояниями любви и удовольствия. Рассматривая ненависть в феноменологическом многообразии, автор выделяет две её ипостаси: разрушительную и созидающую, проводит различие между ненавистью-рессентиментом и ненавистью-экзистенциалом. Исследование опирается на философско-антропологическую методологию, теоретические посылки психоанализа, ницшеанское учение о морали и о рессентименте. Новизна исследования состоит в обращении к пока малоизученному феномену ненависти, рассмотрении его как неустранимой черты человеческой природы, в обращении к скрытым сторонам и парадоксам этого явления. Автор развивает апологию экзистентной ненависти и формулирует выводы о разрушительной силе рессентиментной ненависти, её опасности для человеческого духа.
Чугунова И.О. - Лики ненависти: философско-антропологические размышления c. 383-391

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.66454

Аннотация: Предметом исследования является ненависть как философско-антропологический феномен. Ненависть рассматривается автором как неустранимая черта человеческой природы, многоплановое и особое явление, несводимое к агрессии, гневу, враждебности или отвращению. Автор прослеживает историко-антропологические истоки ненависти, анализирует её аффективную и ценностную стороны, раскрывает бессознательные механизмы явления. Затрагиваются парадоксальные связи ненависти с состояниями любви и удовольствия. Рассматривая ненависть в феноменологическом многообразии, автор выделяет две её ипостаси: разрушительную и созидающую, проводит различие между ненавистью-рессентиментом и ненавистью-экзистенциалом. Исследование опирается на философско-антропологическую методологию, теоретические посылки психоанализа, ницшеанское учение о морали и о рессентименте. Новизна исследования состоит в обращении к пока малоизученному феномену ненависти, рассмотрении его как неустранимой черты человеческой природы, в обращении к скрытым сторонам и парадоксам этого явления. Автор развивает апологию экзистентной ненависти и формулирует выводы о разрушительной силе рессентиментной ненависти, её опасности для человеческого духа.
Лосева Н.В., Ярославцева И.В. - Эмоциональные переживания в структуре личности женщин с нарушением репродуктивной функции

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.11451

Аннотация: В статье обобщены и систематизированы научные представления о феномене эмоциональных переживаний женщин с нарушением репродуктивной функции. Определено влияние эмоциональных переживаний на репродуктивную функцию женщин. Представлены результаты эмпирического исследования эмоциональных переживаний пятидесяти женщин с нарушением репродуктивной функции различного характера: нарушения гормонального происхождения, нарушения функции маточных труб, невынашивание беременности, нарушение внутриутробного развития ребёнка, гинекологические заболевания соматического характера (эндометриоз, миомы, кисты), не гинекологические заболевания соматического характера, влияющие на успешность репродуктивной функции. Показано, что для женщин с нарушением репродуктивной функции характерны такие эмоциональные переживания как высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, склонность к депрессии, высокий уровень фрустрированности, тревожный и амбивалентный стиль переживания возможной беременности и будущего материнства. По результатам исследования рассмотрена структура личностных проявлений женщин с нарушением репродуктивной функции в которой эмоциональные переживания выступают центральным образованием. Эти переживания являются базовыми и во многом определяют качество жизни женщин и результаты лечебного и реабилитационного процесса. Учёт специфики эмоциональных переживаний будет способствовать более качественной психологической помощи женщинам с нарушение репродуктивной функции.
Лосева Н.В., Ярославцева И.В. - Эмоциональные переживания в структуре личности женщин с нарушением репродуктивной функции c. 413-420

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.64217

Аннотация: В статье обобщены и систематизированы научные представления о феномене эмоциональных переживаний женщин с нарушением репродуктивной функции. Определено влияние эмоциональных переживаний на репродуктивную функцию женщин. Представлены результаты эмпирического исследования эмоциональных переживаний пятидесяти женщин с нарушением репродуктивной функции различного характера: нарушения гормонального происхождения, нарушения функции маточных труб, невынашивание беременности, нарушение внутриутробного развития ребёнка, гинекологические заболевания соматического характера (эндометриоз, миомы, кисты), не гинекологические заболевания соматического характера, влияющие на успешность репродуктивной функции. Показано, что для женщин с нарушением репродуктивной функции характерны такие эмоциональные переживания как высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, склонность к депрессии, высокий уровень фрустрированности, тревожный и амбивалентный стиль переживания возможной беременности и будущего материнства. По результатам исследования рассмотрена структура личностных проявлений женщин с нарушением репродуктивной функции в которой эмоциональные переживания выступают центральным образованием. Эти переживания являются базовыми и во многом определяют качество жизни женщин и результаты лечебного и реабилитационного процесса. Учёт специфики эмоциональных переживаний будет способствовать более качественной психологической помощи женщинам с нарушение репродуктивной функции.
Дж. Э. Стейнбок - Дистинктивная структура эмоций. глава 6. (перевод С.Н. Коняева и М.А. Султановой) c. 556-565

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.62804

Аннотация: The article represents the translation of the 6th chapter of J. A. Steinbock’s work devoted to the distinctive structure of emotions. The chapter is translated by Konyaeva S. N. and Sultanova M. A.
Березина Т.Н., Соколов Г.А. - Образное моделирование как способ оптимизации психического состояния студента на экзамене.

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.15142

Аннотация: В статье анализируется проблема эмоциональной безопасности образовательной среды в аспекте оптимизации психического состояния студентов во время экзамена. Анализируются известные последствия экзаменационного стресса, выражающиеся в виде снижения академических показателей и возможных психосоматических расстройств. Описываются существующие методы снижения экзаменационной тревожности, среди них психорелаксационные и поведенческие. Предметом данной статьи является образное моделирование, как способ оптимизации психического состояния. Объектом выступает использование приемов преобразования психических образов высшего порядка (снижение значимости негативного образа и формирование позитивного образа) студентами во время экзамена. Основной метод исследования: квазиэксперимент, проведенный на двух группах испытуемых, опытной и контрольной по 25 человек в каждой. На основании эмпирических данных было показано, что использование приемов образного моделирования студентами во время экзамена ведет к снижению ситуативной тревожности, уменьшению беспокойства об отметке и к частичному улучшению настроения. Образное моделирование рассматривается нами как когнитивный метод, направленный на непосредственную работу с когнициями (убеждениям, ожиданиями, мыслями) и позволяющий через образное мышление оптимизировать психическое состояние студента.
Березина Т.Н., Соколов Г.А. - Образное моделирование как способ оптимизации психического состояния студента на экзамене. c. 611-620

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.66639

Аннотация: В статье анализируется проблема эмоциональной безопасности образовательной среды в аспекте оптимизации психического состояния студентов во время экзамена. Анализируются известные последствия экзаменационного стресса, выражающиеся в виде снижения академических показателей и возможных психосоматических расстройств. Описываются существующие методы снижения экзаменационной тревожности, среди них психорелаксационные и поведенческие. Предметом данной статьи является образное моделирование, как способ оптимизации психического состояния. Объектом выступает использование приемов преобразования психических образов высшего порядка (снижение значимости негативного образа и формирование позитивного образа) студентами во время экзамена. Основной метод исследования: квазиэксперимент, проведенный на двух группах испытуемых, опытной и контрольной по 25 человек в каждой. На основании эмпирических данных было показано, что использование приемов образного моделирования студентами во время экзамена ведет к снижению ситуативной тревожности, уменьшению беспокойства об отметке и к частичному улучшению настроения. Образное моделирование рассматривается нами как когнитивный метод, направленный на непосредственную работу с когнициями (убеждениям, ожиданиями, мыслями) и позволяющий через образное мышление оптимизировать психическое состояние студента.
Толстенёва У.Л. - Экзистенциальный опыт и социальная активность личности

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.19610

Аннотация: В современной отечественной литературе об экзистенциализме пишут мало. Ушло то время, когда каждое новое произведение, относящееся к этому философскому направлению, вызывало огромный интерес. В работах С.И. Великовского, Т.А. Кузьминой, Э.Ю. Соловьева, Г.М. Тавризян и других исследователей были раскрыты основные базовые положения экзистенциальной философии, дан анализ их смысловой нагруженности. В середине прошлого века каждое новое произведение экзистенциалистов вызывало огромный интерес. Это время ушло. За последние годы в нашей литературе не появились исследования этого направления. В результате общий интерес к экзистенциализму заметно убавился. Стерлось из памяти пламенное суждение экзистенциалистов о том, что после Дахау и Бухенвальда нельзя мыслить в прежнем русле. Нужны новые основания для философской рефлексии. К сожалению, многие авторы считают, что экзистенциальная философия с ее обращением к внутреннему духовному опыту совершенно не годится для нашего времени. Рождаются попытки «исправить» экзистенциализм, адаптировать его к современным реалиям, вытравив при этом смысл экзистенциального опыта как суверенного, неповторимого душевного переживания. Некоторые исследователи пишут о том, что экзистенциализм выступал против общественной активности, против всякой деятельности. Такая оценка не является справедливой и приемлемой. В статье использован принцип историзма, который позволяет сопоставить экзистенциальные традиции с современными трактовками экзистенциального опыта. Применяются также принципы и методы философской антропологии. Автор пытается дать анализ попыткам некоторых исследователей «исправить» экзистенциализм и приспособить его к нуждам современной социологической мысли. В статье отмечено, что эти усилия «адаптировать» «скандальную» экзистенциальную мысль к современным социальным ситуациям можно рассматривать как своеобразную ревизию экзистенциализма, переосмысления его уникального, неповторимого личностного выбора. Автор также отмечает, что экзистенциализм ни в коей мере не является учением об отрешенности. Понятие деятельности в духе позитивистского прогресса, разумеется, чуждо экзистенциализму. Однако его адепты много внимания уделяли проблеме ответственности за то, что происходит в мире. Экзистенциализм не является философией не-деяния, отрешенности, капитуляции перед социальным диктатом. Смысл интеллектуальных усилий в экзистенциализме связан с трезвым, суровым диагнозом нынешней ситуации в мире. Автор на материале истории экзистенциализма стремится раскрыть суть социальной активности экзистенциализма в искании смысла, в наделении смыслом общественные процессы как опыт экзистенциального решения вопроса.
Толстенёва У.Л. - Экзистенциальный опыт и социальная активность личности c. 614-621

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.68317

Аннотация: В современной отечественной литературе об экзистенциализме пишут мало. Ушло то время, когда каждое новое произведение, относящееся к этому философскому направлению, вызывало огромный интерес. В работах С.И. Великовского, Т.А. Кузьминой, Э.Ю. Соловьева, Г.М. Тавризян и других исследователей были раскрыты основные базовые положения экзистенциальной философии, дан анализ их смысловой нагруженности. В середине прошлого века каждое новое произведение экзистенциалистов вызывало огромный интерес. Это время ушло. За последние годы в нашей литературе не появились исследования этого направления. В результате общий интерес к экзистенциализму заметно убавился. Стерлось из памяти пламенное суждение экзистенциалистов о том, что после Дахау и Бухенвальда нельзя мыслить в прежнем русле. Нужны новые основания для философской рефлексии. К сожалению, многие авторы считают, что экзистенциальная философия с ее обращением к внутреннему духовному опыту совершенно не годится для нашего времени. Рождаются попытки «исправить» экзистенциализм, адаптировать его к современным реалиям, вытравив при этом смысл экзистенциального опыта как суверенного, неповторимого душевного переживания. Некоторые исследователи пишут о том, что экзистенциализм выступал против общественной активности, против всякой деятельности. Такая оценка не является справедливой и приемлемой. В статье использован принцип историзма, который позволяет сопоставить экзистенциальные традиции с современными трактовками экзистенциального опыта. Применяются также принципы и методы философской антропологии. Автор пытается дать анализ попыткам некоторых исследователей «исправить» экзистенциализм и приспособить его к нуждам современной социологической мысли. В статье отмечено, что эти усилия «адаптировать» «скандальную» экзистенциальную мысль к современным социальным ситуациям можно рассматривать как своеобразную ревизию экзистенциализма, переосмысления его уникального, неповторимого личностного выбора. Автор также отмечает, что экзистенциализм ни в коей мере не является учением об отрешенности. Понятие деятельности в духе позитивистского прогресса, разумеется, чуждо экзистенциализму. Однако его адепты много внимания уделяли проблеме ответственности за то, что происходит в мире. Экзистенциализм не является философией не-деяния, отрешенности, капитуляции перед социальным диктатом. Смысл интеллектуальных усилий в экзистенциализме связан с трезвым, суровым диагнозом нынешней ситуации в мире. Автор на материале истории экзистенциализма стремится раскрыть суть социальной активности экзистенциализма в искании смысла, в наделении смыслом общественные процессы как опыт экзистенциального решения вопроса.
Куксо П.А., Куксо О.Г. - Соотношение индивидуально-личностных особенностей и физиологических показателей у студентов с разным уровнем показателей по СМИЛ при экзаменационном стрессе

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.21125

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является экзаменационный стресс, занимающий одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов высшей школы. Вопрос экзаменационного стресса привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей. Состояние студентов в период экзамена, несомненно, можно отнести к эмоциональному стрессу. Экзаменационная ситуация нередко определяет так называемый экзаменационный невроз и занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение обучаемых. С одной стороны известны индивидуально-личностные особенности, которые вызывают психо-эмоциональную реакцию при экзаменационном стрессе. С другой стороны происходит изменение физиологических характеристик. Известно, что при экзаменационном стрессе психологическая структура личности влияет на реакцию сердечно-сосудистой системы и на динамику постоянного потенциала (омега-потенциала). Цель работы – проанализировать индивидуально-личностные особенности студентов и их вегетативные показатели в стрессовой ситуации. В качестве психологических показателей были взяты черты характера, выявленные посредством опросника «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» (СМИЛ – Л. Н. Собчик). Это известные шкалы: от 1-ой - шкала «самоконтроля» и до 0-й шкала социальной «интроверсии» (методика СМИЛ – Л. Н. Собчик ), а также была взята методика «Определение уровня тревожности» (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин в адаптации Ю.Л. Ханина). В качестве физиологических стресс-маркеров в настоящей работе используется показатель работы сердечно-сосудистой системы Индекс Робинсона и показатель работы головного мозга омега-потенциал. В течение недели, до и после экзамена у студентов измерялись показатели ЧСС и АД, по которым вычислялся индекс Робинсона, позволяющий характеризовать реагирование сердечно-сосудистой системы в ходе развивающегося экзаменационного стресса. Делались замеры уровня постоянного потенциала головного мозга (омега-потенциал) в течение недели, а также до и после экзамена. Посредством программ Excel и STATISTICA 10.0 осуществлялась математико-статистическая обработка данных с использованием непараметрического критерия математической статистики – критерий знаков для сравнения средних внутри групп, коэффициент корреляции Спирмена (r) корреляционного анализа. А также был использован кластерный анализ с использованием метода k-средних. В исследовании приняли участие 48 человек в возрасте от 19-23 лет. На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы. Выделено две группы студентов с разным типом реагирования на экзаменационный стресс по показателям СМИЛ. Сравнительный анализ профиля двух групп показал, что у испытуемых 1 группы показатели находятся в коридоре относительной нормы. У 2 группы наблюдается повышение профиля, что указывает на психопатические черты характера по показателям сверхконтроля, импульсивности и интроверсии и акцентуации по типу ригидности и тревожности (психологические стресс-маркеры). Испытуемые 2 группы проявляют выраженную неустойчивость к стрессу и высокую вероятность невротических расстройств. Экзаменационный стресс в этих группах по-разному влияет на показатели работы сердечно-сосудистой системы и медленно-волновую активность головного мозга студентов. У студентов 1 группы были зарегистрированы физиологические стресс-маркеры на экзаменационный стресс – усиление сверхмедленных физиологических процессов головного мозга и процессов кардиорегуляции. Были получены также связи психологических и физиологических показателей (психофизиологические стресс-маркеры), характерные для той и другой группы. Результаты данного исследования будут полезны для понимания механизмов регуляции психофизиологических механизмов в целях оптимизации учебного процесса, для понимания психофизиологической природы экзаменационного стресса и разработки психокоррекционных программ совладания с экзаменационным стрессом.
Куксо П.А., Куксо О.Г. - Соотношение индивидуально-личностных особенностей и физиологических показателей у студентов с разным уровнем показателей по СМИЛ при экзаменационном стрессе c. 691-700

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.68491

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является экзаменационный стресс, занимающий одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов высшей школы. Вопрос экзаменационного стресса привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей. Состояние студентов в период экзамена, несомненно, можно отнести к эмоциональному стрессу. Экзаменационная ситуация нередко определяет так называемый экзаменационный невроз и занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение обучаемых. С одной стороны известны индивидуально-личностные особенности, которые вызывают психо-эмоциональную реакцию при экзаменационном стрессе. С другой стороны происходит изменение физиологических характеристик. Известно, что при экзаменационном стрессе психологическая структура личности влияет на реакцию сердечно-сосудистой системы и на динамику постоянного потенциала (омега-потенциала). Цель работы – проанализировать индивидуально-личностные особенности студентов и их вегетативные показатели в стрессовой ситуации. В качестве психологических показателей были взяты черты характера, выявленные посредством опросника «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» (СМИЛ – Л. Н. Собчик). Это известные шкалы: от 1-ой - шкала «самоконтроля» и до 0-й шкала социальной «интроверсии» (методика СМИЛ – Л. Н. Собчик ), а также была взята методика «Определение уровня тревожности» (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин в адаптации Ю.Л. Ханина). В качестве физиологических стресс-маркеров в настоящей работе используется показатель работы сердечно-сосудистой системы Индекс Робинсона и показатель работы головного мозга омега-потенциал. В течение недели, до и после экзамена у студентов измерялись показатели ЧСС и АД, по которым вычислялся индекс Робинсона, позволяющий характеризовать реагирование сердечно-сосудистой системы в ходе развивающегося экзаменационного стресса. Делались замеры уровня постоянного потенциала головного мозга (омега-потенциал) в течение недели, а также до и после экзамена. Посредством программ Excel и STATISTICA 10.0 осуществлялась математико-статистическая обработка данных с использованием непараметрического критерия математической статистики – критерий знаков для сравнения средних внутри групп, коэффициент корреляции Спирмена (r) корреляционного анализа. А также был использован кластерный анализ с использованием метода k-средних. В исследовании приняли участие 48 человек в возрасте от 19-23 лет. На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы. Выделено две группы студентов с разным типом реагирования на экзаменационный стресс по показателям СМИЛ. Сравнительный анализ профиля двух групп показал, что у испытуемых 1 группы показатели находятся в коридоре относительной нормы. У 2 группы наблюдается повышение профиля, что указывает на психопатические черты характера по показателям сверхконтроля, импульсивности и интроверсии и акцентуации по типу ригидности и тревожности (психологические стресс-маркеры). Испытуемые 2 группы проявляют выраженную неустойчивость к стрессу и высокую вероятность невротических расстройств. Экзаменационный стресс в этих группах по-разному влияет на показатели работы сердечно-сосудистой системы и медленно-волновую активность головного мозга студентов. У студентов 1 группы были зарегистрированы физиологические стресс-маркеры на экзаменационный стресс – усиление сверхмедленных физиологических процессов головного мозга и процессов кардиорегуляции. Были получены также связи психологических и физиологических показателей (психофизиологические стресс-маркеры), характерные для той и другой группы. Результаты данного исследования будут полезны для понимания механизмов регуляции психофизиологических механизмов в целях оптимизации учебного процесса, для понимания психофизиологической природы экзаменационного стресса и разработки психокоррекционных программ совладания с экзаменационным стрессом.
Горюнов М.А. - Проблемы изучения аффекта после отказа от концепции индивидуальности

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.11879

Аннотация: За последние пятьдесят лет нейронауки, сравнительная этология, социология религии, институциональная экономика существенно расширили наши представления о мотивах человеческого поведения. Побочным следствием этого расширения стал отказ, иногда полный, иногда частичный, от просвещенческой концепции Я как независимого источника действия. Вслед за ним последовала коррекция методологии изучения аффекта. Теперь сильная страсть не есть результат напряженной внутренней жизни, слабо соотнесенный с ее внешними условиями, а сложная, растянутая во времени реакция на среду. Наша убежденность в том, наши эмоции являются действительно нашими, на поверку оказалась иллюзией. Выражаясь образно: человек похож на осознающее себя полотно, на котором художник рисует нечто: полотну кажется, что оно причастно к действию, краски и образы принадлежат ему, хотя на самом деле оно здесь – претерпевающая сторона. Из всех возможных вариантов мировоззрений одна только современная теология, благодаря уловке уклонившись от процедуры радикальной научной критики, оказывается защитником тезиса о реальности сознания. В ходе исследования были применены правила дедуктивной и индуктивной логики, стандартные аналитические процедуры правила герменевтики и феноменологии. В статье предпринята попытка кратко обобщить следствия из последних работ Жан-Мари Шеффера, Дэниела Деннета и Мансура Олсона, которые касаются проблем гуманитарного изучения аффекта. Изменения, связанные с взрывным ростом знаний о поведении человека, привели к радикальной смене перспективы. Во-первых, отошла на периферию интроспекция. Наблюдения за собственными эмоциями и самостоятельный их анализ теперь слишком малопродуктивная стратегия. Во-вторых, поскольку феномен индивидуальности как минимум сомнителен, предпочтение отдается внешним обстоятельствам. Аффект представляется многосложной, растянутой во времени реакцией на раздражители среды. Наблюдение со стороны дает лучший результат в кратчайшие сроки. В-третьих, последним убежищем просвещенческих представлений о человеке оказывается современная некритическая теология, для которой полный отказ от концепции Я означает окончательное поражение.
Горюнов М.А. - Проблемы изучения аффекта после отказа от концепции индивидуальности c. 727-737

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.65238

Аннотация: За последние пятьдесят лет нейронауки, сравнительная этология, социология религии, институциональная экономика существенно расширили наши представления о мотивах человеческого поведения. Побочным следствием этого расширения стал отказ, иногда полный, иногда частичный, от просвещенческой концепции Я как независимого источника действия. Вслед за ним последовала коррекция методологии изучения аффекта. Теперь сильная страсть не есть результат напряженной внутренней жизни, слабо соотнесенный с ее внешними условиями, а сложная, растянутая во времени реакция на среду. Наша убежденность в том, наши эмоции являются действительно нашими, на поверку оказалась иллюзией. Выражаясь образно: человек похож на осознающее себя полотно, на котором художник рисует нечто: полотну кажется, что оно причастно к действию, краски и образы принадлежат ему, хотя на самом деле оно здесь – претерпевающая сторона. Из всех возможных вариантов мировоззрений одна только современная теология, благодаря уловке уклонившись от процедуры радикальной научной критики, оказывается защитником тезиса о реальности сознания. В ходе исследования были применены правила дедуктивной и индуктивной логики, стандартные аналитические процедуры правила герменевтики и феноменологии. В статье предпринята попытка кратко обобщить следствия из последних работ Жан-Мари Шеффера, Дэниела Деннета и Мансура Олсона, которые касаются проблем гуманитарного изучения аффекта. Изменения, связанные с взрывным ростом знаний о поведении человека, привели к радикальной смене перспективы. Во-первых, отошла на периферию интроспекция. Наблюдения за собственными эмоциями и самостоятельный их анализ теперь слишком малопродуктивная стратегия. Во-вторых, поскольку феномен индивидуальности как минимум сомнителен, предпочтение отдается внешним обстоятельствам. Аффект представляется многосложной, растянутой во времени реакцией на раздражители среды. Наблюдение со стороны дает лучший результат в кратчайшие сроки. В-третьих, последним убежищем просвещенческих представлений о человеке оказывается современная некритическая теология, для которой полный отказ от концепции Я означает окончательное поражение.
Епанчинцева Г.А., Барковская А.П. - Постижение феномена жестокости в классический и постклассический периоды развития психологии

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.15306

Аннотация: Проведен сравнительный теоретический анализ жестокости. Выявлено, что на протяжении длительного времени взгляд на природу и происхождение жестокости существенно менялся. Представлены различия во взглядах на жестокость в рамках классического и постклассического периодов развития психологии. Авторами определены отдельные специфические факторы, способствующие формированию и проявлению жестокости. На основе анализа результатов исследований разных авторов показаны отличительные характеристики жестокости от похожих по значению явлений: ярости, агрессии, ненависти. В статье рассмотрено влияние врожденных и социально приобретенных факторов на формирование и проявление жестокости. Выявлено, что жестокость не является исключительно постоянным или ситуативным качеством, на ее проявление действует целый ряд причин, разнообразных по характеру и содержанию. Основными методами исследования феномена жестокости в данной статье являлись: теоретический анализ, психолого-сравнительный анализ, классификация понятийного аппарата. Научная новизна заключается в переосмыслении ряда концептуальных взглядов на жестокость. Выделены и проанализированы внутренние и внешние факторы, обуславливающие жестокость. На основе теоретического анализа жестокости выявлена необходимость уточнения смысла и значение самого этого понятия для более тщательного выявления многочисленных терминологических различий в употреблении понятия «жестокость».
Епанчинцева Г.А., Барковская А.П. - Постижение феномена жестокости в классический и постклассический периоды развития психологии c. 934-941

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.67112

Аннотация: Проведен сравнительный теоретический анализ жестокости. Выявлено, что на протяжении длительного времени взгляд на природу и происхождение жестокости существенно менялся. Представлены различия во взглядах на жестокость в рамках классического и постклассического периодов развития психологии. Авторами определены отдельные специфические факторы, способствующие формированию и проявлению жестокости. На основе анализа результатов исследований разных авторов показаны отличительные характеристики жестокости от похожих по значению явлений: ярости, агрессии, ненависти. В статье рассмотрено влияние врожденных и социально приобретенных факторов на формирование и проявление жестокости. Выявлено, что жестокость не является исключительно постоянным или ситуативным качеством, на ее проявление действует целый ряд причин, разнообразных по характеру и содержанию. Основными методами исследования феномена жестокости в данной статье являлись: теоретический анализ, психолого-сравнительный анализ, классификация понятийного аппарата. Научная новизна заключается в переосмыслении ряда концептуальных взглядов на жестокость. Выделены и проанализированы внутренние и внешние факторы, обуславливающие жестокость. На основе теоретического анализа жестокости выявлена необходимость уточнения смысла и значение самого этого понятия для более тщательного выявления многочисленных терминологических различий в употреблении понятия «жестокость».
Розенова М.И. - Эмоциональный дефолт: проблемы неудовлетворенности и распада значимых отношений

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.16780

Аннотация: В статье исследуются формы межличностного эмоционального взаимодействия людей в системе значимых (семейных, близких) отношений. В качестве предмета анализа выступают особенности системного манипулирования в области близких отношений, осуществляемого посредством формирования симптомокомплекса душевной боли. Автором подробно рассмотрены: линии эмоционального давления и шантажа и их содержательное наполнение; феноменологические аспекты разных эмоционально-манипулятивных стратегий с описанием ключевых особенностей их реализации; мишени эмоционально-манипулятивного воздействия в их соотнесении с типологией стратегий манипулирования; психологические особенности личности эмоциональных агрессоров, а так же последствия вовлеченности личности в порочный круг манипулятивных отношений. В качестве основных исследовательских методов, использованных для исследования заявленной проблематики, реализованы методы научно-рефлексивного анализа литературы и клинического опыта, с последующим систематизированным обобщением. Основными оригинальными результатами проведенной работы являются: определение видов, особенностей и психологических механизмов эмоционального манипулирования в тесных значимых межличностных отношениях. Выделены существенные признаки, линии и условия воздействия эмоционального давления партнеров друг на друга. Определены критериальные и типологические особенности, динамика и симпотомокомплекс эмоционального давления и шантажа в человеческих отношениях. Раскрыты последствия капитуляции личности перед эмоциональным давлением. Описаны специфические психологические характеристики личности эмоционального манипулятора. Показана динамика и механизмы разрушения эмоциональных связей и доверия между близкими людьми. Определены возможности совладания с проблемами подобного рода на уровне личности.
Розенова М.И. - Эмоциональный дефолт: проблемы неудовлетворенности и распада значимых отношений c. 1044-1053

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.67166

Аннотация: В статье исследуются формы межличностного эмоционального взаимодействия людей в системе значимых (семейных, близких) отношений. В качестве предмета анализа выступают особенности системного манипулирования в области близких отношений, осуществляемого посредством формирования симптомокомплекса душевной боли. Автором подробно рассмотрены: линии эмоционального давления и шантажа и их содержательное наполнение; феноменологические аспекты разных эмоционально-манипулятивных стратегий с описанием ключевых особенностей их реализации; мишени эмоционально-манипулятивного воздействия в их соотнесении с типологией стратегий манипулирования; психологические особенности личности эмоциональных агрессоров, а так же последствия вовлеченности личности в порочный круг манипулятивных отношений. В качестве основных исследовательских методов, использованных для исследования заявленной проблематики, реализованы методы научно-рефлексивного анализа литературы и клинического опыта, с последующим систематизированным обобщением. Основными оригинальными результатами проведенной работы являются: определение видов, особенностей и психологических механизмов эмоционального манипулирования в тесных значимых межличностных отношениях. Выделены существенные признаки, линии и условия воздействия эмоционального давления партнеров друг на друга. Определены критериальные и типологические особенности, динамика и симпотомокомплекс эмоционального давления и шантажа в человеческих отношениях. Раскрыты последствия капитуляции личности перед эмоциональным давлением. Описаны специфические психологические характеристики личности эмоционального манипулятора. Показана динамика и механизмы разрушения эмоциональных связей и доверия между близкими людьми. Определены возможности совладания с проблемами подобного рода на уровне личности.
Кротовская Н.Г. - С. Ахтар. Вопросы жизни и смерти. (Перевод с англ.)

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.12.13889

Аннотация: Салман Ахтар -- американский психоаналитик, лауреат многочисленных научных премий, автор более трехсот научных публикаций. В своей книге «Вопросы жизни и смерти» он, опираясь на учение Зигмунда Фрейда о двух «основных инстинктах» и дополняя его позднейшими исследованиями других известных психоаналитиков, рассматривает человеческую жизнь, исходя из двух основных составляющих, жизни и смерти, в их противопоставлении и неразрывности. Рассматривая счастье как одно из основных понятий, связанных с жизнью, автор проясняет смысл, который вкладывают в него различные авторы. Объединяя различные научные представления о счастье, автор подразделяет последнее на четыре категории: удовольствие, радость, экстаз и удовлетворение, прослеживая их онтогенетические корни, метапсихологические корреляты, а также составляющие, связанные с личным опытом. В данной книге автор предлагает краткий обзор психоаналитических исследований, посвященных проблеме счастья. Начав со взглядов Фрейда, он переходит к анализу различных психоаналитических концепций счастья, чтобы затем предложить свой собственный, обоснованный и понятный взгляд на явления, подпадающие под это понятие. Соединив различные наблюдения, автор выделяет четыре типа счастья (удовольствие, эйфория, экстаз и удовлетворение), описывает их природу, отличительные черты и в заключение указывает области, требующие дальнейшего исследования. В данной книге автор предлагает краткий обзор психоаналитических исследований, посвященных проблеме счастья. Начав со взглядов Фрейда, он переходит к анализу различных психоаналитических концепций счастья, чтобы затем предложить свой собственный, обоснованный и понятный взгляд на явления, подпадающие под это понятие. Соединив различные наблюдения, автор выделяет четыре типа счастья (удовольствие, эйфория, экстаз и удовлетворение), описывает их природу, отличительные черты и в заключение указывает области, требующие дальнейшего исследования.
Кротовская Н.Г. - С. Ахтар. Вопросы жизни и смерти. (Перевод с англ.) c. 1252-1261

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.12.67381

Аннотация: Салман Ахтар -- американский психоаналитик, лауреат многочисленных научных премий, автор более трехсот научных публикаций. В своей книге «Вопросы жизни и смерти» он, опираясь на учение Зигмунда Фрейда о двух «основных инстинктах» и дополняя его позднейшими исследованиями других известных психоаналитиков, рассматривает человеческую жизнь, исходя из двух основных составляющих, жизни и смерти, в их противопоставлении и неразрывности. Рассматривая счастье как одно из основных понятий, связанных с жизнью, автор проясняет смысл, который вкладывают в него различные авторы. Объединяя различные научные представления о счастье, автор подразделяет последнее на четыре категории: удовольствие, радость, экстаз и удовлетворение, прослеживая их онтогенетические корни, метапсихологические корреляты, а также составляющие, связанные с личным опытом. В данной книге автор предлагает краткий обзор психоаналитических исследований, посвященных проблеме счастья. Начав со взглядов Фрейда, он переходит к анализу различных психоаналитических концепций счастья, чтобы затем предложить свой собственный, обоснованный и понятный взгляд на явления, подпадающие под это понятие. Соединив различные наблюдения, автор выделяет четыре типа счастья (удовольствие, эйфория, экстаз и удовлетворение), описывает их природу, отличительные черты и в заключение указывает области, требующие дальнейшего исследования. В данной книге автор предлагает краткий обзор психоаналитических исследований, посвященных проблеме счастья. Начав со взглядов Фрейда, он переходит к анализу различных психоаналитических концепций счастья, чтобы затем предложить свой собственный, обоснованный и понятный взгляд на явления, подпадающие под это понятие. Соединив различные наблюдения, автор выделяет четыре типа счастья (удовольствие, эйфория, экстаз и удовлетворение), описывает их природу, отличительные черты и в заключение указывает области, требующие дальнейшего исследования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.