|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Психология и Психотехника"
> Рубрика "Властомания (Политическая психология)"
Властомания (Политическая психология) |
Манойло А.В. - Политическая модернизация системы международных отношений и российская модель информационно-психологического управления конфликтами |
|
|
Аннотация: В статье рассматривается культурно-цивилизационный подход к современным моделям, способам и технологиям психологического управления международными и внутриполитическими конфликтами. Сегодня в мире существует огромное многообразие различных методов, способов и технологий психологического воздействия на конфликты, однако, при детальном анализе все они имеют четкие культурно-цивилизационные отличия и условно могут быть объединены в рамках четырех основных мировоззренческих подходов: англо-саксонского, восточноазиатского, ближневосточного (исламского) и западноевропейского (романо-германского). В статье также выдвигаются и обосновываются основные требования к российской национальной модели психологического управления конфликтами.
Гайворонская А.А. - Экстремизм как объект социально - психологического исследования |
|
|
Аннотация: В психологической науке в целом существует противоречивая ситуация вокруг понятия «экстремизм», так как его используют в идеологии, политологии и других науках, связывая с национальной и межконфессиональной идентичностью. Экстремизм - термин полисемантичный (имеющий много значений). Феномен экстремизма многогранен, поэтому закономерно рассматривать данное явление с различных точек зрения и учитывая все многообразие имеющихся в современной научной литературе подходов и методов. Теоретическая трактовка дефиниции экстремизм имеет не только научное, но и идеологическое, политическое значение.
Манойло А.В. - ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИ НА КОНФЛИКТЫ НА ПРИМЕРЕ РЕВОЛЮЦИЙ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ |
|
|
Аннотация: В статье приводится анализ роли современных технологий психологического воздействия на массовое сознание, технологий цветных революций и управляемого хаоса в недавних событиях на Ближнем востоке и Северной Африке.
Сукиасян С.Г. - Терроризм: иллюзии и реальность |
|
|
Аннотация: В статье представлен авторский подход к проблеме терроризма, основанный на психопатологическом анализе социального явления. представлены иллюзии, навязываемые политическими структурами общественному сознанию
A.M. Кантор - ВЛАСТЬ И АФФЕКТ: В ТЕНИ РОССИИ |
|
c. 0-0
|
Аннотация: Императивы сегодняшнего дня, главный из которых — реальное знание российского общества, которое мы преобразуем, безотлагательно требуют рефлексии на прошлое и современное состояние российской культуры. В ином случае, легко уподобиться ордену отшельников-интеллектуалов из романа Германа Гессе («Игра в бисер»), желающих устраниться от грязного, шумного мира реальных людей с помощью исполняемых ими исключительно для себя китайской музыки и решения головоломок.
К.П. Матутите - Фридрих Ницше о психологии. Часть 1 |
|
c. 0-0
|
Аннотация: автор пытается системно изложить идеи Ф. Ницше, связанные с психологией. Отмечается многообразие суждений немецкого философа о данной дисциплине. Выявляется направленность его психологической концепции и ее влияние на дальнейшее развитие философии и психологии.
К.П. Матутите - Фридрих Ницше о психологии. Часть 2 (окончание) |
|
c. 0-0
|
Аннотация: Аннотация: в статье продолжается анализ аполлонического и дионисийского начал. Раскрывается идея их синтеза. Одновременно рассматриваются и другие психологические суждения философа. Особое внимание обращается на множество идей, требующих изучения.
И.А. Монина - Власть — это человеческая страсть |
|
c. 0-0
|
Аннотация: Аннотация: В статье прослеживается историко-философское осмысление феномена власти. Особое внимание уделяется концепции властомании, которую разрабатывал А. Адлер. Специально подчеркиваются философско-антропологические аспекты проблемы. Дан обзор современных концепций власти. Ключевые слова: философия, психология, властомания, властолюбие, воля к власти, политическая философия, личность, господство, подчинение, политика, страсть
И.А. Монина - Властомания контроверза Ницше и Адлера |
|
c. 0-0
|
Аннотация: Аннотация: Проводится различие между концепциями властолюбия у Адлера и Ницше. Отмечается, что у Ницше воля к власти рассматривается в ключе онтологии, а у Адлера – в антропологическом ракурсе. Раскрывается роль комплекса неполноценности как фактора, формирующего властоманию. Ключевые слова: психология, властолюбие, властомания, комплекс неполноценности, инстинкт, Эрос и Танатос, Воля, рабство, раб, человек, психология человека
А.А. Гайворонская - Экстремизм как объект социально- психологического исследования |
|
c. 72-80
|
Аннотация: в психологической науке в целом существует противоречивая ситуация вокруг понятия «экстремизм», так как его используют в идеологии, политологии и других науках, связывая с национальной и межконфессиональной идентичностью. Экстремизм — термин полисемантичный (имеющий много значений). Феномен экстремизма многогранен, поэтому закономерно рассматривать данное явление с различных точек зрения и учитывая все многообразие имеющихся в современной научной литературе подходов и методов. Теоретическая трактовка дефиниции экстремизм имеет не только научное, но и идеологическое, политическое значение.
А.В. Манойло - Технологии психологического воздействия на конфликты (на примере революций на Ближнем Востоке и в Северной Африке) |
|
c. 73-80
|
Аннотация: в статье приводится анализ роли современных технологий психологического воздействия на массовое сознание, технологий цветных революций и управляемого хаоса в недавних событиях на Ближнем востоке и Северной Африке.
А.В. Манойло - Политическая модернизация системы международных отношений и российская модель информационно- психологического управления конфликтами |
|
c. 130-137
|
Аннотация: в статье рассматривается культурно-цивилизационный подход к современным моделям, способам и технологиям психологического управления международными и внутриполитическими конфликтами. Сегодня в мире существует огромное многообразие различных методов, способов и технологий психологического воздействия на конфликты, однако, при детальном анализе все они имеют четкие культурно-цивилизационные отличия и условно могут быть объединены в рамках четырех основных мировоззренческих подходов: англо- саксонского, восточноазиатского, ближневосточного (исламского) и западноевропейского (романо-германского). В статье также выдвигаются и обосновываются основные требования к российской национальной модели психологического управления конфликтами.
Рахмановская Е.А. - Беспощадное властолюбие |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.5.18818
Аннотация: Предметом исследования является феномен властолюбия как выражение особого, страстного начала человеческой природы. Существование власти обусловлено социальной необходимостью, общество немыслимо без правителя, однако стремление к обретению власти не является простым ответом на запрос о лидере. Оно коренится в самых глубинах человеческой души, возникая в качестве своеобразного ответа на экзистенциальную потребность единения с миром, преодоления чувства невосполненности. Разум оказывается не способным обуздать жажду власти, ввести её в рамки рациональности. В статье автор прибегает к использованию методов и принципов философской антропологии, социальной философии и психоаналитического подхода. Новизна данного исследования заключается в рассмотрении феномена властолюбия как неистощимой страсти, универсальной потребности человека, которая в то же время поддерживается и поощряется социумом. Отмечается, что властолюбие в значительной мере порождается неспособностью к установлению полноценных эмоциональных контактов, отказом от выстраивания личностных структур в пользу фикции превосходства. Делается вывод, что мания власти не только лишает свободы, ограничивает, устанавливает диктатуру, но и берёт в заложники самого властолюбца, обедняет и обуживает его личность, вытравляет чувства.
Рахмановская Е.А. - Беспощадное властолюбие |
|
c. 407-414
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.5.68093
Аннотация: Предметом исследования является феномен властолюбия как выражение особого, страстного начала человеческой природы. Существование власти обусловлено социальной необходимостью, общество немыслимо без правителя, однако стремление к обретению власти не является простым ответом на запрос о лидере. Оно коренится в самых глубинах человеческой души, возникая в качестве своеобразного ответа на экзистенциальную потребность единения с миром, преодоления чувства невосполненности. Разум оказывается не способным обуздать жажду власти, ввести её в рамки рациональности. В статье автор прибегает к использованию методов и принципов философской антропологии, социальной философии и психоаналитического подхода. Новизна данного исследования заключается в рассмотрении феномена властолюбия как неистощимой страсти, универсальной потребности человека, которая в то же время поддерживается и поощряется социумом. Отмечается, что властолюбие в значительной мере порождается неспособностью к установлению полноценных эмоциональных контактов, отказом от выстраивания личностных структур в пользу фикции превосходства. Делается вывод, что мания власти не только лишает свободы, ограничивает, устанавливает диктатуру, но и берёт в заложники самого властолюбца, обедняет и обуживает его личность, вытравляет чувства.
Гайворонская А.А., Гурьянов Ю.Н. - Потребностно - функциональная модель психосемантики экстремизма |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2015.7.15442
Аннотация: Предметом исследования является феномен экстремизма. Потребностно - функциональная модель психосемантики экстремизма основывается на процессуально-инструментальной модели экстремизма. Структура процессуально-инструментальной модели экстремизма выражена такими категориями как «оценка», «сила», «активность», «толерантность», «истинность», «идентичность», «агрессия» и «скорость» социальных преобразований. Теоретическая модель психосемантики экстремизма представлена категориями: центральная категория - оценка социальной справедливости, далее скорость социальных преобразований, социальная активность, социальная сила и социальная энергия, а также степень интенсивности влияния социальных сил. Метод тeoретическая триангуляция – это объединение возможностей нескольких научных подходов с целью объяснения и интерпретации сложных фактов, явлений и процессов. Суть триангуляции составляет техника построения третьей точки на основе двух известных. Этот метод используется нами для создания потребностно - функциональная модель психосемантики экстремизма. Таким образом, результаты теоретической триангуляции позволяют обосновать следующие исходные теоретические посылки, совокупность которых отражает суть авторской потребностно - функциональной модели психосемантики экстремизма. Социально-психологическую сущность феномена экстремизма составляет вербальное либо деятельностное проявление в социальном взаимодействии субъектов (индивидов, групп, сообществ, государств) представлений о справедливости: а) в распределении общестственных благ, ценностей, социальных ролей и статусов и б) приоритете определенного вероисповедования, стиля жизнедеятельности, поведения и взаимоотношений. В основе экстремизма лежит извечная потребность человека, общества в справедливости. Соответственно функция экстремизма заключается в попытке реализовать в присущих ему формах потребность части социума в установлении субъективно понимаемых эталонов социальной справедливости. Принимая во внимание психосематическую сущность феномена экстремизм противодействие его проявлениям должно строиться путем внедрения в общественное и индивидное сознание социально приемлемых представлений о справедливости и способах ее достижения.
Гайворонская А.А., Гурьянов Ю.Н. - Потребностно - функциональная модель психосемантики экстремизма |
|
c. 651-654
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2015.7.66852
Аннотация: Предметом исследования является феномен экстремизма. Потребностно - функциональная модель психосемантики экстремизма основывается на процессуально-инструментальной модели экстремизма. Структура процессуально-инструментальной модели экстремизма выражена такими категориями как «оценка», «сила», «активность», «толерантность», «истинность», «идентичность», «агрессия» и «скорость» социальных преобразований. Теоретическая модель психосемантики экстремизма представлена категориями: центральная категория - оценка социальной справедливости, далее скорость социальных преобразований, социальная активность, социальная сила и социальная энергия, а также степень интенсивности влияния социальных сил. Метод тeoретическая триангуляция – это объединение возможностей нескольких научных подходов с целью объяснения и интерпретации сложных фактов, явлений и процессов. Суть триангуляции составляет техника построения третьей точки на основе двух известных. Этот метод используется нами для создания потребностно - функциональная модель психосемантики экстремизма. Таким образом, результаты теоретической триангуляции позволяют обосновать следующие исходные теоретические посылки, совокупность которых отражает суть авторской потребностно - функциональной модели психосемантики экстремизма. Социально-психологическую сущность феномена экстремизма составляет вербальное либо деятельностное проявление в социальном взаимодействии субъектов (индивидов, групп, сообществ, государств) представлений о справедливости: а) в распределении общестственных благ, ценностей, социальных ролей и статусов и б) приоритете определенного вероисповедования, стиля жизнедеятельности, поведения и взаимоотношений. В основе экстремизма лежит извечная потребность человека, общества в справедливости. Соответственно функция экстремизма заключается в попытке реализовать в присущих ему формах потребность части социума в установлении субъективно понимаемых эталонов социальной справедливости. Принимая во внимание психосематическую сущность феномена экстремизм противодействие его проявлениям должно строиться путем внедрения в общественное и индивидное сознание социально приемлемых представлений о справедливости и способах ее достижения.
Разин А.В., Авдеева И.А. - Проблема разрешения конфликта ценностей в процессе принятия политических решений |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2015.9.16266
Аннотация: Объектом исследования является сфера политики и политически мотивированного поведения различных субъектов политической деятельности. Предметом исследования является проблема разрешения конфликтов в политической сфере, связанных с противоречивостью ценностного содержания социально-политических действий. Подобные конфликты являются естественным условием функционирования политической сферы и напрямую зависят от тех или иных общественно-политических интересов и целей политических решений. Предмет исследования, как известно всегда содержит некоторый момент идеализации, связанный с выявлением сторон объекта исследования. Это достигается в статье рассмотрением известных этических концепций, анализом самих этих концепций под углом зрения представления в них абсолютистского и утилитарного подходов. На уровне решения об отдельных политических действиях предметом рассмотрения становятся конкретные модели принятия решений, основанные на предложенных в западной литературе методиках. Методология основана на применении системного метода рассмотрения общества, сравнительного анализа, истории этики и рассмотрении современных этических концепций, а также – рассмотрении пошаговых и ценностно-аналитических концепций принятия политических решений в конкретных обстоятельствах действия. Новизна исследования основана на рассмотрении проблемы принятия политических решений в связи с глобальными процессами в развитии общества и особенностями организации современной политической системы. В статье показывается, что политические интересы не всегда связаны с защитой интересов большинства членов общества, но часто выражают интересы групп. В силу этого партисипативная демократия является не только средством ограничения подобных манипуляций, но также призвана обеспечивать этическое влияние на политику на основе принципов открытости и дискурсивности. Это является одним из путей выявления ценностного содержания политических решений, и путем разрешения ценностных конфликтов в данной сфере. Также в статье предлагается к рассмотрению ряд моделей разрешения ценностных конфликтов путем анализа их реального ценностного содержания. Мы также показываем возможность выстраивания приоритетов применения абсолютистского и утилитарного подходов при принятии политических решений.
Разин А.В., Авдеева И.А. - Проблема разрешения конфликта ценностей в процессе принятия политических решений |
|
c. 869-878
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2015.9.67106
Аннотация: Объектом исследования является сфера политики и политически мотивированного поведения различных субъектов политической деятельности. Предметом исследования является проблема разрешения конфликтов в политической сфере, связанных с противоречивостью ценностного содержания социально-политических действий. Подобные конфликты являются естественным условием функционирования политической сферы и напрямую зависят от тех или иных общественно-политических интересов и целей политических решений. Предмет исследования, как известно всегда содержит некоторый момент идеализации, связанный с выявлением сторон объекта исследования. Это достигается в статье рассмотрением известных этических концепций, анализом самих этих концепций под углом зрения представления в них абсолютистского и утилитарного подходов. На уровне решения об отдельных политических действиях предметом рассмотрения становятся конкретные модели принятия решений, основанные на предложенных в западной литературе методиках. Методология основана на применении системного метода рассмотрения общества, сравнительного анализа, истории этики и рассмотрении современных этических концепций, а также – рассмотрении пошаговых и ценностно-аналитических концепций принятия политических решений в конкретных обстоятельствах действия. Новизна исследования основана на рассмотрении проблемы принятия политических решений в связи с глобальными процессами в развитии общества и особенностями организации современной политической системы. В статье показывается, что политические интересы не всегда связаны с защитой интересов большинства членов общества, но часто выражают интересы групп. В силу этого партисипативная демократия является не только средством ограничения подобных манипуляций, но также призвана обеспечивать этическое влияние на политику на основе принципов открытости и дискурсивности. Это является одним из путей выявления ценностного содержания политических решений, и путем разрешения ценностных конфликтов в данной сфере. Также в статье предлагается к рассмотрению ряд моделей разрешения ценностных конфликтов путем анализа их реального ценностного содержания. Мы также показываем возможность выстраивания приоритетов применения абсолютистского и утилитарного подходов при принятии политических решений.
Никандров А.В. - Этика людей культуры: Норберто Боббио об автономии интеллектуалов |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.9.7281
Аннотация: К началу 50-х гг. ХХ века среди западноевропейских интеллектуалов сформировалась целая традиция, прочно связывающая роль интеллектуалов в политике с защитой культуры, − традиция, очень близкая русской интеллигенции по своей культурной направленности. Одним из таких интеллектуалов, в ясной форме выразившим эти культурно-политические идеи исвязавшим смысл деятельности интеллектуалов в политике и сформулировавшим защиту культуры в качестве главной политической роли интеллектуалов, был итальянский ученый в области философии политики и философии права Норберто Боббио. Его идеи об отношениях культуры и политики и о роли "людей культуры", как он называл интеллектуалов, в политике, выражены в программной книге "Политика и культура" (1955). Настоящая статья посвящена концепции автономии интеллектуалов и их особой политической роли, разработанной и обоснованной Норберто Боббио. Методологической основой работы выступил историко-политологический подход, использовались также методы текстуального исследования произведений и историко-аналитический метод, дающий возможность представить концепцию Н. Боббио в контексте западноевропейских политических реалий и научных поисков ХХ века. Исходя из понимания интеллектуалов как "людей культуры" Н. Боббио формулирует свою позицию по отношению к культуре как позицию интеллектуала, выдвигающего в качестве принципа политической деятельности интеллектуалов принцип защиты автономии культуры. В качестве обозначения роли интеллектуалов Н. Боббио выдвигает понятие "политика культуры" (противопоставляемое ученым понятию "культурная политика"), при проведении которой не допускается возможность вмешательства политики в культуру. Основными принципами деятельности в политике для интеллектуалов он объявляет принцип интеллектуальной автономии, формулируя в качестве "девиза" политически активной части интеллигенции "независимость, но не безразличие"; и отстаивание принципа диалога.
Никандров А.В. - Этика людей культуры: Норберто Боббио об автономии интеллектуалов |
|
c. 932-941
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.9.65502
Аннотация: К началу 50-х гг. ХХ века среди западноевропейских интеллектуалов сформировалась целая традиция, прочно связывающая роль интеллектуалов в политике с защитой культуры, − традиция, очень близкая русской интеллигенции по своей культурной направленности. Одним из таких интеллектуалов, в ясной форме выразившим эти культурно-политические идеи исвязавшим смысл деятельности интеллектуалов в политике и сформулировавшим защиту культуры в качестве главной политической роли интеллектуалов, был итальянский ученый в области философии политики и философии права Норберто Боббио. Его идеи об отношениях культуры и политики и о роли "людей культуры", как он называл интеллектуалов, в политике, выражены в программной книге "Политика и культура" (1955). Настоящая статья посвящена концепции автономии интеллектуалов и их особой политической роли, разработанной и обоснованной Норберто Боббио. Методологической основой работы выступил историко-политологический подход, использовались также методы текстуального исследования произведений и историко-аналитический метод, дающий возможность представить концепцию Н. Боббио в контексте западноевропейских политических реалий и научных поисков ХХ века. Исходя из понимания интеллектуалов как "людей культуры" Н. Боббио формулирует свою позицию по отношению к культуре как позицию интеллектуала, выдвигающего в качестве принципа политической деятельности интеллектуалов принцип защиты автономии культуры. В качестве обозначения роли интеллектуалов Н. Боббио выдвигает понятие "политика культуры" (противопоставляемое ученым понятию "культурная политика"), при проведении которой не допускается возможность вмешательства политики в культуру. Основными принципами деятельности в политике для интеллектуалов он объявляет принцип интеллектуальной автономии, формулируя в качестве "девиза" политически активной части интеллигенции "независимость, но не безразличие"; и отстаивание принципа диалога.
|
|