по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 02, 2022
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 18-06-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2022
Горизонты психологии
Артемьева О.А. - История психологии в решении проблемы развития и организации отечественной психологии c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.2.37620

Аннотация: Предметом научного анализа автора являются теоретико-методологические основы современного историко-психологического исследования развития и организации отечественной психологической науки. В статье обосновывается роль истории психологии в развитии психологического знания и практики, определении места психологии в жизни современного человека и общества. Дается краткая характеристика ее познавательной, рефлексивной, аксиологической, социальной, организационно-научной, интегративной и прогностической функций, функции стимулирования поступательного развития психологической науки. С опорой на взгляды В.А. Кольцовой определяется объект и предмет истории психологии. В качестве основного направления реализации историко-психологического поиска автор предлагает системное междисциплинарное исследование личностного, социального, предметно-логического и процессуального аспектов психологического познания. Представляет предварительные результаты комплексного исследования организации работы первых научных коллективов советских психологов, проведенного под ее руководством с использованием методов количественного и качественного анализа биографий научных руководителей и сотрудников, данных об их научной деятельности и библиографического анализа списков работ. Возможности анализа деятельности научных коллективов для реконструкции истории советской психологии автор связывает с социалистической ориентацией научной политики и внедрением коллективных способов организации деятельности в этот период. Данные проведенного историко-психологического исследования позволяют сделать выводы, актуальные для организации психологической науки в современной России. В частности, о важности поддерживающей научной политики, учета исследователями социального заказа в отношении психологии; практической направленности и преемственности в разработке научно-исследовательской программы, зависимости реализации методологических установок ведущего ученого от наличия исследовательского коллектива; о значении наличия возможностей реализации исследовательского потенциала ученых в условиях коллективной работы, а также организаторских, умственных, творческих, педагогических и морально-этических способностей руководителя научного коллектива.
Философия и психология
Ефремова С.К., Кавун Л.В. - Взаимосвязь эмоционального состояния и смысложизненных ориентаций у женщин в период адаптации к родительству c. 14-28

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.2.37798

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена увеличением количества эмоционально-аффективных расстройств у молодых родителей в период адаптации к родительству. Если рассматривать ожидание ребёнка и период адаптации к роли родителя как кризисную ситуацию, когда женщина сталкивается с неопределённостью будущего, с изменением своего статуса, представляется важным рассмотреть роль смысложизненных ориентаций в социально-психологической адаптации к родительству. Объект исследования - социально-психологическая адаптация к родительству у женщин. Предмет исследования – роль смысложизненных ориентаций в процессе адаптации женщин к роли родителя. Целью - определение роли смысложизненных ориентаций в процессе социально-психологической адаптации женщин к родительству.   В результате проведенного исследования было выявлено, что существует взаимосвязь между эмоциональным состоянием и степенью осмысленности жизни, жизнестойкости у женщин в период адаптации к роли родителя. В дальнейшем, на основе результатов исследования будет составлена коррекционная программа для профилактики эмоционально-аффективных расстройств у молодых родителей. Новизна заключается в том, что коррекционная программа будет направленна на работу с ценностно-смысловой сферой: работая с характеристиками смысловой сферы, можно будет корректировать эмоциональное состояние женщин (программа будет рассчитана на два месяца; будет возможность встречаться очно или онлайн).
СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Капранова М.В., Бучацкая М.В. - Особенности переживания кризиса «опустевшего гнезда» замужними и незамужними женщинами c. 29-41

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.2.36998

Аннотация: Представленная статья обсуждает специфику переживания кризиса «опустевшего гнезда» замужними и незамужними женщинами. Авторы обсуждают значимые социальные факторы, которые потенциально влияют на переживание женщиной кризиса «опустевшего гнезда» и предполагают, что особая социальная роль незамужней женщины, воспитывающей детей, обуславливает появление у нее специфических аттитюдов и переживаний. Материалы статьи позволяют выделить характеристики структуры психологического благополучия, отношения к себе и своему ребенку, сопровождающие психологическую картину переживаний замужних и незамужних женщин. В исследовании использованы методика «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф, модифицированный вариант методики МОБиС (М.В. Бучацкая), метод «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда. Результаты эмпирического исследования основываются на диагностических данных выборки, составленной из 60 женщин и включающей две эмпирические группы, в зависимости от семейного положения. Полученные результаты раскрывают социально-психологические особенности переживания кризиса «опустевшего гнезда» в каждой группе. В частности указывается, что большую степень зависимости от взаимоотношений со своим ребенком и утратой близости с ними испытывают замужние женщины. У незамужних матерей отмечается тенденция к связи психологического благополучия со своей работой, поэтому ориентация на профессиональную деятельность может выступать компенсирующим фактором переживаний в данном случае. Исследование позволяет обосновать условия повышения качества психологического сопровождения женщин и наметить перспективы его развития.
Тело и телесность
Розин В.М. - Практики телесности как социальное и смысловое основание понятий «тело» и «телесность» c. 42-53

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.2.38198

Аннотация: В статье разводятся представления и понятия тела и телесности. Цитируются высказывания о телесности В. Подороги и Я. Чеснова как интересные, но требующие осмысления. Сравнение представлений о любви в разных культурах позволяет сформулировать гипотезу о телесности. Основанием для разведения и осмысления феноменов тела и телесности, по мнению автора, выступают практики телесности. Характеризуются практики телесности, позволившие в культуре сформировать такие предпосылки тела как «плоть», «вид-форма», «труп», «кость», «живот». Для анализа становления понятия тела автор берет два кейса ‒ историю создания Праксителем скульптуры обнаженной Афродиты и формирование Людовиком XIV, Королем-Солнца канона балетного танца.   При этом он показывает, что в процессе становления телесности можно выделить, во-первых, кристаллизация нового антропологического образа реальности (например, ощущение себя богом или героем), во-вторых, выстраивание под этот образ телесности и других психических структур (становление тел любви, танцора, музыканта, каратиста и пр.), в-третьих, разворачивание новой практики телесности, в-четвертых, осознание новообразований телесности и закрепление их в языке. Выстраивание новой телесности, с одной стороны, предполагает изобретение схем и других нарративов (метафор, символов, историй), что влечет за собой становление новой реальности, с другой ‒ перестройку чувств под влиянием смены реальности. Сложность понимания телесности, по мнению автора, отчасти объясняется включенностью способа схватывания телесности в мысли в процесс становления тел.
Психология и педагогика
Куксо О.Г., Куксо П.А. - Характеристика физиологических показателей и индивидуально-личностных особенностей у студентов при экзаменационном стрессе c. 54-68

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.2.36529

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является характеристика физиологических показателей и индивидуально-личностных особенностей у студентов при экзаменационном стрессе. Основную роль в сопротивлении стрессу играют индивидуально-психологические особенности личности и ряд жизненно важных физиологических показателей, индикаторов функционального состояния. Целью исследования было сравнение студентов, находящихся в разных функциональных состояниях по индексу Робинсона, по соотношению индивидуально-личностных особенностей и физиологических показателей при экзаменационном стрессе. В качестве психологических показателей были взяты черты характера, выявленные посредством опросника «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» (СМИЛ – Л. Н. Собчик), а также была взята методика «Определение уровня тревожности» (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин). В качестве физиологических показателей используется Индекс Робинсона и омега-потенциал. Был проведен анализ средних, корреляционный анализ. В исследовании приняли участие 100 студентов в возрасте 18-22 лет. По Индексу Робинсона – интегральному объективному показателю выраженности психоэмоционального стресса были получены две группы: первая группа – без стресса и вторая группа – с умеренным стрессом. Получены следующие выводы. Выделено две группы студентов с разным типом реагирования на экзаменационный стресс. У студентов первой группы были нормативные показатели процессов кардиорегуляции и сверхмедленных физиологических процессов головного мозга. У студентов второй группы отмечено усиление процессов кардиорегуляции и сверхмедленных физиологических процессов головного мозга. Сравнительный анализ профиля, полученного по СМИЛ, показал, что в первой группе без стресса показатели находятся в коридоре относительной нормы. У второй группы с умеренным стрессом наблюдается повышение профиля с основной мотивационной направленностью на избегание неуспеха и импульсивностью. Были получены также по каждой из выделенных нами групп разные взаимосвязи психологических и физиологических показателей.
Бондаренко Ю.С., Килинская Н.В., Бучкова А.И., Гончар С.Н. - Особенности адаптивности подростков с разным восприятием воспитательной практики родителей c. 69-78

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.2.37763

Аннотация: Предметом исследования является адаптивность подростков с разным восприятием стиля семейного воспитания. Авторы исследуют особенности приспособления молодых людей с разным восприятием воспитательной практики родителей. В работе представлены результаты исследования проявления адаптационного потенциала более 300 подростков образовательных организаций Республики Молдова, Приднестровье, в 2021 году. Особое внимание уделяется ключевым показателям адаптивности современных подростков. Авторами установлено, что практически все особенности приспособления подростков связаны с проявлениями близости и враждебности во взаимоотношениях с родителями, а также непоследовательности в воспитании взрослых. При этом векторы влияния воспитательных воздействий отца и матери отличаются.    Новизна исследования заключается в том, что впервые было подробно изучено своеобразие связи между показателями адаптивности подростков и спецификой их восприятия отношений с матерью и отцом. Сделан вывод о том, что с высокой адаптивностью в большей степени связаны фактор близости с обоими родителями, при этом со снижением адаптивности связаны враждебность и непоследовательность в воспитании при взаимоотношениях с матерью. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ психологической помощи подросткам и рекомендаций для дальнейшей профилактической, просветительской и консультационной работы с их семьями.
Клиническая психология
Ким К.В., Петрова А.А. - Когнитивные нарушения у пациентов пожилого возраста, страдающих болезнью Альцгеймера c. 79-88

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.2.36877

Аннотация: Цель исследования: исследование деструктивных форм когнитивных нарушений в пожилом возрасте. Материалы и методы. Проведено исследование 38 человек, из которых 16 мужчин и 22 женщины. Контрольная выборка состоит из 23 человек, из которых 8 мужчин и 15 женщин. Определение контрольной выборки основывалось на том, чтобы данная категория людей имела когнитивные нарушения, являющиеся следствием других возрастных изменений, не являющиеся следствием БА, тогда как экспериментальной выборке необходимо было иметь когнитивные нарушения, являющиеся следствием БА. Экспериментальная выборка – 15 человек, 7 – мужчин, 8 – женщин. В процессе проведения тестирования по методике MMSE в первую группу вошли 6 испытуемых (15,8%), во вторую группу – 10 испытуемых (26,3%), в последнюю – 22 (57,9%). У 42,1% опрошенных выявлена деменция альцгеймерского типа легкой степени, тогда как у 57,9% опрошенных выявлены когнитивные нарушения вследствие возрастных изменений. По показателям, полученным, по методике краткая шкала оценки психического статуса (Mini-Mental State Examination, MMSE) можно сделать вывод, что в первую очередь снижены память, внимание и ориентировка во времени и пространстве. Данные по методике батарея лобной дисфункции (Frontal Assitssment Battery, FAB) показали отсутствие хватательного рефлекса 29 из 38 испытуемых (76,3%), так наличие хватательного рефлекса чаще всего говорит о тяжелой степени деменции альцгеймерского типа.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.