по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 08, 2016
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 21-01-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2016
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Слёзы людские, о слёзы людские… (Феноменология эмоциональных состояний)

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.20985

Аннотация: В статье показано, что современная европейская культура в основном рассудочна. Так сложилось исторически, что уже в античной философии человек оценивался, прежде всего, как мыслящее существо. М. Вебер подчёркивал, что рациональность – это судьба европейской цивилизации. Именно здесь сложилась наука, появилась философия. Стремление европейских философов раскрыть всё богатство рассудочности, которая возвышает человека и обеспечивает ему благоденствие, породило подозрительное отношение к эмоциональной жизни человека. На протяжении многих веков человеческие страсти оценивались как пагуба, как помеха для всепроникающей работы ума. Это и привело к девальвации эмоциональной жизни в данной культуре. Автор использует методологию философии культуры, которая демонстрирует разнообразие ментальных, ценностных навыков и стилей жизни. Исследование опирается также на базовые положения юнгианской типологии. Впервые в отечественной литературе даётся психологическая экспертиза различных философских текстов. Автор полемизирует с М.Н. Эпштейном, написавшим книгу «От знания – к творчеству» и считающим, что чувство более сопряжено с целостной личностью. Высоко оценивая данное исследование в целом и поддерживая его направленность на реабилитацию эмоционального мира в философии и психологии, автор отмечает неправомерность выделения какой-либо одной из функций в юнгианской типологии в качестве универсальной. В юнгианской типологии все функции сами по себе равноценны. Однако в психологической структуре конкретного человека они подчиняются принципу иерархии.
Гуревич П.С. - Слёзы людские, о слёзы людские… (Феноменология эмоциональных состояний) c. 633-636

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.68486

Аннотация: В статье показано, что современная европейская культура в основном рассудочна. Так сложилось исторически, что уже в античной философии человек оценивался, прежде всего, как мыслящее существо. М. Вебер подчёркивал, что рациональность – это судьба европейской цивилизации. Именно здесь сложилась наука, появилась философия. Стремление европейских философов раскрыть всё богатство рассудочности, которая возвышает человека и обеспечивает ему благоденствие, породило подозрительное отношение к эмоциональной жизни человека. На протяжении многих веков человеческие страсти оценивались как пагуба, как помеха для всепроникающей работы ума. Это и привело к девальвации эмоциональной жизни в данной культуре. Автор использует методологию философии культуры, которая демонстрирует разнообразие ментальных, ценностных навыков и стилей жизни. Исследование опирается также на базовые положения юнгианской типологии. Впервые в отечественной литературе даётся психологическая экспертиза различных философских текстов. Автор полемизирует с М.Н. Эпштейном, написавшим книгу «От знания – к творчеству» и считающим, что чувство более сопряжено с целостной личностью. Высоко оценивая данное исследование в целом и поддерживая его направленность на реабилитацию эмоционального мира в философии и психологии, автор отмечает неправомерность выделения какой-либо одной из функций в юнгианской типологии в качестве универсальной. В юнгианской типологии все функции сами по себе равноценны. Однако в психологической структуре конкретного человека они подчиняются принципу иерархии.
Философия и психология
Маслова В.А. - Символ, образ, метафора, аллегория как средства постижения «прекрасного» в поэзии французского символизма

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.21485

Аннотация: Предметом исследования является анализ и применение таких понятий как символ, образ, метафора и аллегория в контексте совокупностей приемов, средств и методов выражения «прекрасного» в поэзии французского символизма. Раскрывается эта тема, отталкиваясь от феноменологической природы «прекрасного», а также его понимания в рамках категории, определяемой классической эстетикой. Показывается также трансформация понимания «прекрасного», в частности красоты, и причины таких изменений. Рассматривается данная проблематика у таких авторов, как С. Малларме и Ш. Бодлер. Используются следующие методы проведения исследования – множество комбинаторных совокупностей, таких как: анализ, компаративный (сравнительный) анализ темы исследования, применение символических образов, метафоричность и аллегоричность поэтики выражения «прекрасного» в поэзии французского символизма. Также используется анализ, синтез и аналогия, т.к мы пытаемся встроить методы выражения и постижения прекрасного в рамках научной дисциплины эстетики. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что доказывается на основе лексической базы факт того, что средствами выражения и постижения «прекрасного» в поэзии французского символизма могут являться символ, образ, метафора и аллегория. Показывается новое понимание этих понятий в рамках эстетики французского символизма.
Маслова В.А. - Символ, образ, метафора, аллегория как средства постижения «прекрасного» в поэзии французского символизма c. 642-650

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.68487

Аннотация: Предметом исследования является анализ и применение таких понятий как символ, образ, метафора и аллегория в контексте совокупностей приемов, средств и методов выражения «прекрасного» в поэзии французского символизма. Раскрывается эта тема, отталкиваясь от феноменологической природы «прекрасного», а также его понимания в рамках категории, определяемой классической эстетикой. Показывается также трансформация понимания «прекрасного», в частности красоты, и причины таких изменений. Рассматривается данная проблематика у таких авторов, как С. Малларме и Ш. Бодлер. Используются следующие методы проведения исследования – множество комбинаторных совокупностей, таких как: анализ, компаративный (сравнительный) анализ темы исследования, применение символических образов, метафоричность и аллегоричность поэтики выражения «прекрасного» в поэзии французского символизма. Также используется анализ, синтез и аналогия, т.к мы пытаемся встроить методы выражения и постижения прекрасного в рамках научной дисциплины эстетики. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что доказывается на основе лексической базы факт того, что средствами выражения и постижения «прекрасного» в поэзии французского символизма могут являться символ, образ, метафора и аллегория. Показывается новое понимание этих понятий в рамках эстетики французского символизма.
Интеллектуальные игры
Чебакова Ю.В., Харисова Р.Р., Паршуков А.Ю. - Применение концепции контекстной обработки и context effect для исследования механизмов нарушения процесса обобщения при психических расстройствах

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.20997

Аннотация: В статье рассматриваются возможности применения зарубежной концепции контекстной обработки и context effect для исследования специфики процесса обобщения как в норме, так и при психической патологии. Представляются более ранние исследования авторов, в которых была показана зависимость актуализации существенного признака при обобщении предметов от условий мыслительной задачи – контекста обобщения. В статье освещаются исследования механизмов нарушения контекстной обработки при эндогенных психических заболеваниях (прежде всего, шизофрении, а также шизотипическом и аффективном расстройствах) и пограничных расстройствах (расстройствах личности и невротических расстройствах). Особое внимание уделяется рассмотрению механизмов нарушения рабочей, семантической и эпизодической памяти, связи способности к социальному познанию и когнитивному функционированию как в зарубежных, так и отечественных исследованиях. С использованием метода теоретико-методологического анализа выдвинута общая теоретическая гипотеза дифференцированных механизмов нарушения процесса обобщения при эндогенных и пограничных психических расстройствах и обоснованы экспериментальные приемы ее проверки. Авторы статьи предполагают, что выбор латентных, в том числе, субъективных признаков при обобщении в условиях стимульной неопределенности (семантической отдаленности обобщаемых предметов) больными шизофренией определяется дефицитом обработки социального контекста, пациентами с пограничными психическими расстройствами – напротив, избыточным социальным маркированием. Описана методология экспериментальных заданий пилотной версии модифицированной методики «Исключение предметов» с тремя сериями проб, предполагающими варьирование семантической отдаленности предметов, их эмоциональной насыщенности и степени адекватности социального контекста использования предметов. Представлены ожидаемые результаты исследования по оригинальной методике, которые откроют новые перспективы дифференциальной диагностики в патопсихологии и психиатрии.
Чебакова Ю.В., Харисова Р.Р., Паршуков А.Ю. - Применение концепции контекстной обработки и context effect для исследования механизмов нарушения процесса обобщения при психических расстройствах c. 651-663

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.68488

Аннотация: В статье рассматриваются возможности применения зарубежной концепции контекстной обработки и context effect для исследования специфики процесса обобщения как в норме, так и при психической патологии. Представляются более ранние исследования авторов, в которых была показана зависимость актуализации существенного признака при обобщении предметов от условий мыслительной задачи – контекста обобщения. В статье освещаются исследования механизмов нарушения контекстной обработки при эндогенных психических заболеваниях (прежде всего, шизофрении, а также шизотипическом и аффективном расстройствах) и пограничных расстройствах (расстройствах личности и невротических расстройствах). Особое внимание уделяется рассмотрению механизмов нарушения рабочей, семантической и эпизодической памяти, связи способности к социальному познанию и когнитивному функционированию как в зарубежных, так и отечественных исследованиях. С использованием метода теоретико-методологического анализа выдвинута общая теоретическая гипотеза дифференцированных механизмов нарушения процесса обобщения при эндогенных и пограничных психических расстройствах и обоснованы экспериментальные приемы ее проверки. Авторы статьи предполагают, что выбор латентных, в том числе, субъективных признаков при обобщении в условиях стимульной неопределенности (семантической отдаленности обобщаемых предметов) больными шизофренией определяется дефицитом обработки социального контекста, пациентами с пограничными психическими расстройствами – напротив, избыточным социальным маркированием. Описана методология экспериментальных заданий пилотной версии модифицированной методики «Исключение предметов» с тремя сериями проб, предполагающими варьирование семантической отдаленности предметов, их эмоциональной насыщенности и степени адекватности социального контекста использования предметов. Представлены ожидаемые результаты исследования по оригинальной методике, которые откроют новые перспективы дифференциальной диагностики в патопсихологии и психиатрии.
Материк бессознательного
Старовойтов В.В. - Килборн Б. Человеческие слабости и психоаналитическая техника: Фрейд, Ференци и Жизелла Палош (перевод с англ. В.В. Старовойтова)

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.20895

Аннотация: В статье исследуются взаимосвязи между сложными человеческими отношениями и психоаналитической техникой и теорией через рассмотрение взаимоотношений между Фрейдом и Ференци. Цель данной статьи – не превознесение (или очернение) той или иной описываемой личности. Скорее, в ней предпринята попытка углубленного исследования предпринимаемых Фрейдом и Ференци усилий и возникающих между ними конфликтов, и обрисовывания на основании выдержек из их переписки и трудов характерных черт их взаимоотношений. В статье описываются не две сухие фигуры, выведенные на свет из кладовой истории, а, скорее, два живых человека, со своими слабостями и стремлениями, чьи рациональные представления относительно того, что они делали, никогда не могли идти в ногу с их эмоциями. Поэтому из их взаимоотношений можно узнать многое: о переносе и контрпереносе, о границах и дружбе, о соперничестве и отчаянии, и о стыде. Использованный в данной статье метод исследования заключался в тщательном изучении выдержек из их переписки и трудов, а также в критическом рассмотрении ряда работ современных авторов, исследующих взаимоотношения Фрейда и Ференци. На основании проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что концепции активной техники и взаимного анализа Ференци могут, по меньшей мере, частично рассматриваться как обусловленные реакцией на его стыд и унижение от Фрейда. Автор надеется, что в наше время мы сможем научиться большему от взаимоотношений Фрейда с Ференци, и из тех теорий, которые из них выросли.
Старовойтов В.В. - Килборн Б. Человеческие слабости и психоаналитическая техника: Фрейд, Ференци и Жизелла Палош (перевод с англ. В.В. Старовойтова) c. 664-680

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.68489

Аннотация: В статье исследуются взаимосвязи между сложными человеческими отношениями и психоаналитической техникой и теорией через рассмотрение взаимоотношений между Фрейдом и Ференци. Цель данной статьи – не превознесение (или очернение) той или иной описываемой личности. Скорее, в ней предпринята попытка углубленного исследования предпринимаемых Фрейдом и Ференци усилий и возникающих между ними конфликтов, и обрисовывания на основании выдержек из их переписки и трудов характерных черт их взаимоотношений. В статье описываются не две сухие фигуры, выведенные на свет из кладовой истории, а, скорее, два живых человека, со своими слабостями и стремлениями, чьи рациональные представления относительно того, что они делали, никогда не могли идти в ногу с их эмоциями. Поэтому из их взаимоотношений можно узнать многое: о переносе и контрпереносе, о границах и дружбе, о соперничестве и отчаянии, и о стыде. Использованный в данной статье метод исследования заключался в тщательном изучении выдержек из их переписки и трудов, а также в критическом рассмотрении ряда работ современных авторов, исследующих взаимоотношения Фрейда и Ференци. На основании проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что концепции активной техники и взаимного анализа Ференци могут, по меньшей мере, частично рассматриваться как обусловленные реакцией на его стыд и унижение от Фрейда. Автор надеется, что в наше время мы сможем научиться большему от взаимоотношений Фрейда с Ференци, и из тех теорий, которые из них выросли.
Личностный рост
Ростеванов А.Г., Зайцев В.А., Нарциссова С.Ю. - Концепция социально-психологической подготовки к занятию спортом: роль личности и мышления

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.20879

Аннотация: В статье представлена разрабатываемая авторами концепция социально-психологической подготовки к занятию спортом на массовом и профессиональном уровнях, в которой системообразующими факторами становятся личность и мышление человека. Рассматриваются психические механизмы регуляции состояния и поведения субъекта спорта; а также факторы, способствующие социально-психологической подготовки к занятию спортом; подчеркивается важность стандартов и ценностей, образующих культуру субъекта спорта. На примере каратэ показана реализация мыслительных операций субъекта спорта. Статья представляет обоснование инновационного подхода к физическому воспитанию подрастающего поколения, составной часть которого является развитие личности и мышления. Отмечены общие аспекты когнитивной подготовки к занятию физической культурой и спортом. В исследовательской работе применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод теоретического моделирования при определении предмета, объекта, гипотезы, конструировании теоретической модели, метод конкретизации и систематизации теоретических знаний при разработке методологии и теории исследования); эмпирические (изучение и обобщение опыта работы по исследуемой проблеме, анализ собственной педагогической деятельности в вузе, проводимый более 10 лет на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, где последние несколько лет проводился прием студентов по направлению «спортивный менеджмент», набор которого осуществлялся преимущественно среди спортсменов-профессионалов; педагогические наблюдения с элементами видеосъемки, анкетный опрос преподавателей физической культуры, студентов, анализ программно-нормативных материалов, анализ протоколов соревнований); статистические методы обработки экспериментальных данных для количественного и качественного анализа эмпирического материала. Статья представляет обоснование инновационного подхода к физическому воспитанию подрастающего поколения, составной часть которого является развитие личности и мышления. Отмечены общие аспекты когнитивной подготовки к занятию физической культурой и спортом. Разрабатывая концепцию социально-психологической подготовки к занятию спортом, мы признаем необходимость смещения акцентов с создания сберегающей здоровье среды на формирующее здоровье пространство образования, обеспечивающего овладение человеком здоровьеформирующих смыслов, повышение уровня положительного психофизического самочувствия.
Ростеванов А.Г., Зайцев В.А., Нарциссова С.Ю. - Концепция социально-психологической подготовки к занятию спортом: роль личности и мышления c. 681-690

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.68490

Аннотация: В статье представлена разрабатываемая авторами концепция социально-психологической подготовки к занятию спортом на массовом и профессиональном уровнях, в которой системообразующими факторами становятся личность и мышление человека. Рассматриваются психические механизмы регуляции состояния и поведения субъекта спорта; а также факторы, способствующие социально-психологической подготовки к занятию спортом; подчеркивается важность стандартов и ценностей, образующих культуру субъекта спорта. На примере каратэ показана реализация мыслительных операций субъекта спорта. Статья представляет обоснование инновационного подхода к физическому воспитанию подрастающего поколения, составной часть которого является развитие личности и мышления. Отмечены общие аспекты когнитивной подготовки к занятию физической культурой и спортом. В исследовательской работе применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод теоретического моделирования при определении предмета, объекта, гипотезы, конструировании теоретической модели, метод конкретизации и систематизации теоретических знаний при разработке методологии и теории исследования); эмпирические (изучение и обобщение опыта работы по исследуемой проблеме, анализ собственной педагогической деятельности в вузе, проводимый более 10 лет на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, где последние несколько лет проводился прием студентов по направлению «спортивный менеджмент», набор которого осуществлялся преимущественно среди спортсменов-профессионалов; педагогические наблюдения с элементами видеосъемки, анкетный опрос преподавателей физической культуры, студентов, анализ программно-нормативных материалов, анализ протоколов соревнований); статистические методы обработки экспериментальных данных для количественного и качественного анализа эмпирического материала. Статья представляет обоснование инновационного подхода к физическому воспитанию подрастающего поколения, составной часть которого является развитие личности и мышления. Отмечены общие аспекты когнитивной подготовки к занятию физической культурой и спортом. Разрабатывая концепцию социально-психологической подготовки к занятию спортом, мы признаем необходимость смещения акцентов с создания сберегающей здоровье среды на формирующее здоровье пространство образования, обеспечивающего овладение человеком здоровьеформирующих смыслов, повышение уровня положительного психофизического самочувствия.
СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Куксо П.А., Куксо О.Г. - Соотношение индивидуально-личностных особенностей и физиологических показателей у студентов с разным уровнем показателей по СМИЛ при экзаменационном стрессе

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.21125

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является экзаменационный стресс, занимающий одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов высшей школы. Вопрос экзаменационного стресса привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей. Состояние студентов в период экзамена, несомненно, можно отнести к эмоциональному стрессу. Экзаменационная ситуация нередко определяет так называемый экзаменационный невроз и занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение обучаемых. С одной стороны известны индивидуально-личностные особенности, которые вызывают психо-эмоциональную реакцию при экзаменационном стрессе. С другой стороны происходит изменение физиологических характеристик. Известно, что при экзаменационном стрессе психологическая структура личности влияет на реакцию сердечно-сосудистой системы и на динамику постоянного потенциала (омега-потенциала). Цель работы – проанализировать индивидуально-личностные особенности студентов и их вегетативные показатели в стрессовой ситуации. В качестве психологических показателей были взяты черты характера, выявленные посредством опросника «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» (СМИЛ – Л. Н. Собчик). Это известные шкалы: от 1-ой - шкала «самоконтроля» и до 0-й шкала социальной «интроверсии» (методика СМИЛ – Л. Н. Собчик ), а также была взята методика «Определение уровня тревожности» (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин в адаптации Ю.Л. Ханина). В качестве физиологических стресс-маркеров в настоящей работе используется показатель работы сердечно-сосудистой системы Индекс Робинсона и показатель работы головного мозга омега-потенциал. В течение недели, до и после экзамена у студентов измерялись показатели ЧСС и АД, по которым вычислялся индекс Робинсона, позволяющий характеризовать реагирование сердечно-сосудистой системы в ходе развивающегося экзаменационного стресса. Делались замеры уровня постоянного потенциала головного мозга (омега-потенциал) в течение недели, а также до и после экзамена. Посредством программ Excel и STATISTICA 10.0 осуществлялась математико-статистическая обработка данных с использованием непараметрического критерия математической статистики – критерий знаков для сравнения средних внутри групп, коэффициент корреляции Спирмена (r) корреляционного анализа. А также был использован кластерный анализ с использованием метода k-средних. В исследовании приняли участие 48 человек в возрасте от 19-23 лет. На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы. Выделено две группы студентов с разным типом реагирования на экзаменационный стресс по показателям СМИЛ. Сравнительный анализ профиля двух групп показал, что у испытуемых 1 группы показатели находятся в коридоре относительной нормы. У 2 группы наблюдается повышение профиля, что указывает на психопатические черты характера по показателям сверхконтроля, импульсивности и интроверсии и акцентуации по типу ригидности и тревожности (психологические стресс-маркеры). Испытуемые 2 группы проявляют выраженную неустойчивость к стрессу и высокую вероятность невротических расстройств. Экзаменационный стресс в этих группах по-разному влияет на показатели работы сердечно-сосудистой системы и медленно-волновую активность головного мозга студентов. У студентов 1 группы были зарегистрированы физиологические стресс-маркеры на экзаменационный стресс – усиление сверхмедленных физиологических процессов головного мозга и процессов кардиорегуляции. Были получены также связи психологических и физиологических показателей (психофизиологические стресс-маркеры), характерные для той и другой группы. Результаты данного исследования будут полезны для понимания механизмов регуляции психофизиологических механизмов в целях оптимизации учебного процесса, для понимания психофизиологической природы экзаменационного стресса и разработки психокоррекционных программ совладания с экзаменационным стрессом.
Куксо П.А., Куксо О.Г. - Соотношение индивидуально-личностных особенностей и физиологических показателей у студентов с разным уровнем показателей по СМИЛ при экзаменационном стрессе c. 691-700

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.68491

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является экзаменационный стресс, занимающий одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов высшей школы. Вопрос экзаменационного стресса привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей. Состояние студентов в период экзамена, несомненно, можно отнести к эмоциональному стрессу. Экзаменационная ситуация нередко определяет так называемый экзаменационный невроз и занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение обучаемых. С одной стороны известны индивидуально-личностные особенности, которые вызывают психо-эмоциональную реакцию при экзаменационном стрессе. С другой стороны происходит изменение физиологических характеристик. Известно, что при экзаменационном стрессе психологическая структура личности влияет на реакцию сердечно-сосудистой системы и на динамику постоянного потенциала (омега-потенциала). Цель работы – проанализировать индивидуально-личностные особенности студентов и их вегетативные показатели в стрессовой ситуации. В качестве психологических показателей были взяты черты характера, выявленные посредством опросника «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» (СМИЛ – Л. Н. Собчик). Это известные шкалы: от 1-ой - шкала «самоконтроля» и до 0-й шкала социальной «интроверсии» (методика СМИЛ – Л. Н. Собчик ), а также была взята методика «Определение уровня тревожности» (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин в адаптации Ю.Л. Ханина). В качестве физиологических стресс-маркеров в настоящей работе используется показатель работы сердечно-сосудистой системы Индекс Робинсона и показатель работы головного мозга омега-потенциал. В течение недели, до и после экзамена у студентов измерялись показатели ЧСС и АД, по которым вычислялся индекс Робинсона, позволяющий характеризовать реагирование сердечно-сосудистой системы в ходе развивающегося экзаменационного стресса. Делались замеры уровня постоянного потенциала головного мозга (омега-потенциал) в течение недели, а также до и после экзамена. Посредством программ Excel и STATISTICA 10.0 осуществлялась математико-статистическая обработка данных с использованием непараметрического критерия математической статистики – критерий знаков для сравнения средних внутри групп, коэффициент корреляции Спирмена (r) корреляционного анализа. А также был использован кластерный анализ с использованием метода k-средних. В исследовании приняли участие 48 человек в возрасте от 19-23 лет. На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы. Выделено две группы студентов с разным типом реагирования на экзаменационный стресс по показателям СМИЛ. Сравнительный анализ профиля двух групп показал, что у испытуемых 1 группы показатели находятся в коридоре относительной нормы. У 2 группы наблюдается повышение профиля, что указывает на психопатические черты характера по показателям сверхконтроля, импульсивности и интроверсии и акцентуации по типу ригидности и тревожности (психологические стресс-маркеры). Испытуемые 2 группы проявляют выраженную неустойчивость к стрессу и высокую вероятность невротических расстройств. Экзаменационный стресс в этих группах по-разному влияет на показатели работы сердечно-сосудистой системы и медленно-волновую активность головного мозга студентов. У студентов 1 группы были зарегистрированы физиологические стресс-маркеры на экзаменационный стресс – усиление сверхмедленных физиологических процессов головного мозга и процессов кардиорегуляции. Были получены также связи психологических и физиологических показателей (психофизиологические стресс-маркеры), характерные для той и другой группы. Результаты данного исследования будут полезны для понимания механизмов регуляции психофизиологических механизмов в целях оптимизации учебного процесса, для понимания психофизиологической природы экзаменационного стресса и разработки психокоррекционных программ совладания с экзаменационным стрессом.
Психология и педагогика
Кулагина Н.В. - Профориентационные факультативные курсы как эффективное средство в формировании профессионального самоопределения старшеклассников

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.21452

Аннотация: В статье актуализируется проблема профессионального самоопределения современных старшеклассников. Представлен обзор современных исследований, подтверждающих актуальность поднятой проблемы. На основе литературного анализа сделан вывод, что в данном вопросе ещё достаточно большое количество проблемных аспектов и один из них – недостаточное количество прошедших апробацию учебно-методических материалов, которые можно достаточно результативно использовать на практике. Вкладом автора в решение указанной проблемы является представленная профориентационная образовательная программа апробированного и показавшего свою результативность факультативного курса для старшеклассников. Методологической основой профориентационной деятельности являлись работы Э.Ф.Зеера, Е.А.Климова, Г.В.Резапкиной. Значительное влияние на формирование концепции представленной образовательной программы оказали работы Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова. Идея и содержание данной программы базируется на методических разработках О.А.Махаевой, Е.Е.Григорьевой, Н. В. Афанасьевой, С.Н.Чистяковой, И.Л. Умовской. Авторским вкладом и новизной представленной программы является то, что тематическое содержание полностью разработано автором с учётом заявленной образовательной цели, а в содержание программы включены новые знания (новый опыт), не содержащиеся в учебных дисциплинах базового учебного плана. Также в ходе апробации программы установлено, что в результате обучения у учащихся повышается уровень коммуникативной, социальной и информационной компетентности, что достаточно важно для современных молодых людей.
Кулагина Н.В. - Профориентационные факультативные курсы как эффективное средство в формировании профессионального самоопределения старшеклассников c. 701-709

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.68492

Аннотация: В статье актуализируется проблема профессионального самоопределения современных старшеклассников. Представлен обзор современных исследований, подтверждающих актуальность поднятой проблемы. На основе литературного анализа сделан вывод, что в данном вопросе ещё достаточно большое количество проблемных аспектов и один из них – недостаточное количество прошедших апробацию учебно-методических материалов, которые можно достаточно результативно использовать на практике. Вкладом автора в решение указанной проблемы является представленная профориентационная образовательная программа апробированного и показавшего свою результативность факультативного курса для старшеклассников. Методологической основой профориентационной деятельности являлись работы Э.Ф.Зеера, Е.А.Климова, Г.В.Резапкиной. Значительное влияние на формирование концепции представленной образовательной программы оказали работы Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова. Идея и содержание данной программы базируется на методических разработках О.А.Махаевой, Е.Е.Григорьевой, Н. В. Афанасьевой, С.Н.Чистяковой, И.Л. Умовской. Авторским вкладом и новизной представленной программы является то, что тематическое содержание полностью разработано автором с учётом заявленной образовательной цели, а в содержание программы включены новые знания (новый опыт), не содержащиеся в учебных дисциплинах базового учебного плана. Также в ходе апробации программы установлено, что в результате обучения у учащихся повышается уровень коммуникативной, социальной и информационной компетентности, что достаточно важно для современных молодых людей.
Клиническая психология
Ерзин А.И., Семенова Т.С. - Стигма как фактор психогенной депрессии у подростков с гомосексуальностью и бисексуальностью

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.21119

Аннотация: Подростковый возраст как период формирования сексуальной идентичности можно назвать одним из наиболее сложных этапов становления личности, сопряженных со множеством трудностей, возникающих в таких сферах как межличностное взаимодействие и самоотношение. Поскольку во многих современных странах, в том числе, и в России, общественные установки и воззрения до сих пор патологизируют и криминализируют девиантное сексуальное влечение, подростки с диффузной половой идентичностью, а также те, кто осознанно относит себя к гомо- и бисексуалам, нередко вынуждены сталкиваться с непониманием, неприятием, дискриминацией и даже прямой травлей со стороны социального окружения. По данным литературы, большинство таких подростков подвергаются стигматизации, которая закономерно приводит к таким негативным последствиям, как психогенные депрессивные состояния, тревожные и другие стрессовые расстройства; резко повышается риск аутоагрессивного и суицидального поведения, наркотизации и алкоголизации, виктимизации. Цель данной работы: изучить роль стигмы в возникновении и выраженности психогенной депрессии у подростков с гомо- и бисексуальностью. Было обследовано 70 подростков с гомосексуальной и бисексуальной ориентацией в возрасте 12 - 16 лет. Психодиагностический инструментарий включал в себя шкалу А. Кинси, разработанную авторами короткую анкету для оценивания воспринимаемой стигмы, шкалу депрессии А.Т. Бека. Результаты исследования показали, что 96% обследованных подростков подвергались стигматизации из-за их сексуальной ориентации. Было обнаружено, что более половины обследованных респондентов страдают от выраженных в различной степени симптомов депрессии. При этом стигматизация, как показал анализ, играет значимую роль в возникновении депрессивных расстройств психогенного характера у данного контингента лиц. Перспективу применения результатов исследования авторы видят в последующей разработке/модификации моделей психотерапии и психосоциальной поддержки для молодых людей, страдающих невротических и аффективных расстройств, обусловленных стигматизацией и дискриминацией на почве ненависти к лицам с квир-гендерной идентичностью.
Ерзин А.И., Семенова Т.С. - Стигма как фактор психогенной депрессии у подростков с гомосексуальностью и бисексуальностью c. 637-641

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.68392

Аннотация: Подростковый возраст как период формирования сексуальной идентичности можно назвать одним из наиболее сложных этапов становления личности, сопряженных со множеством трудностей, возникающих в таких сферах как межличностное взаимодействие и самоотношение. Поскольку во многих современных странах, в том числе, и в России, общественные установки и воззрения до сих пор патологизируют и криминализируют девиантное сексуальное влечение, подростки с диффузной половой идентичностью, а также те, кто осознанно относит себя к гомо- и бисексуалам, нередко вынуждены сталкиваться с непониманием, неприятием, дискриминацией и даже прямой травлей со стороны социального окружения. По данным литературы, большинство таких подростков подвергаются стигматизации, которая закономерно приводит к таким негативным последствиям, как психогенные депрессивные состояния, тревожные и другие стрессовые расстройства; резко повышается риск аутоагрессивного и суицидального поведения, наркотизации и алкоголизации, виктимизации. Цель данной работы: изучить роль стигмы в возникновении и выраженности психогенной депрессии у подростков с гомо- и бисексуальностью. Было обследовано 70 подростков с гомосексуальной и бисексуальной ориентацией в возрасте 12 - 16 лет. Психодиагностический инструментарий включал в себя шкалу А. Кинси, разработанную авторами короткую анкету для оценивания воспринимаемой стигмы, шкалу депрессии А.Т. Бека. Результаты исследования показали, что 96% обследованных подростков подвергались стигматизации из-за их сексуальной ориентации. Было обнаружено, что более половины обследованных респондентов страдают от выраженных в различной степени симптомов депрессии. При этом стигматизация, как показал анализ, играет значимую роль в возникновении депрессивных расстройств психогенного характера у данного контингента лиц. Перспективу применения результатов исследования авторы видят в последующей разработке/модификации моделей психотерапии и психосоциальной поддержки для молодых людей, страдающих невротических и аффективных расстройств, обусловленных стигматизацией и дискриминацией на почве ненависти к лицам с квир-гендерной идентичностью.
Психология развития
Бражников П.П. - Взаимодействие системы со средой на примере формирования психики человека

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.21417

Аннотация: Цель данной статьи расширить применение теории систем в области психологии человека. Приводятся некоторые положения из теории систем, представлена общая модель взаимодействия систем и окружающей среды. В модели утверждается, что деятельность систем зависит от характеристик окружающей среды. На основе предложенной системной модели рассматривается процесс развития и формирования психики человека. Человек рассматривается как система, адаптирующаяся в незнакомой среде. Показано, как окружающая среда влияет на метод мышления человека и анализ им внешней информации. Большое внимание также уделяется специфике работы разных полушарий мозга. Статья состоит из двух частей. В первой части статьи выделены четыре основных типа взаимодействия системы и среды, которые зависят от характеристик среды относительно параметров системы. Таких характеристик две: во-первых, количество ресурсов, во-вторых, предсказуемость его изменения. Для каждого набора характеристик среды взаимодействие системы с ней будет различным. В тоже время важно источники каких сигналов преобладают в среде, полезных или разрушающих, от этого будет зависеть направленность системы к источникам или от них. Однако окружающая среда редко бывает однородна для системы, в ней возможны источники сигналов различной морфологии. В таком случае каждый вид сигналов формирует составляющую среды с независимыми характеристиками. Соответственно и взаимодействие системы с каждым видом сигналов будет различным. Во второй части статьи на основе данной модели рассматривается процесс развития психики человека. Утверждается, что в процессе развития человек сталкивается с двумя видами внешних источников сигналов: физические объекты и социальные субъекты. Соответственно, с каждым из них возможны четыре типа взаимодействия и два типа направленности относительно источников. При этом важно распределение работы по взаимодействию с этими видами ресурсов между полушариями мозга. Эти факторы влияют на итоговый способ мышления человека и его анализ внешней информации.
Бражников П.П. - Взаимодействие системы со средой на примере формирования психики человека c. 710-722

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.68493

Аннотация: Цель данной статьи расширить применение теории систем в области психологии человека. Приводятся некоторые положения из теории систем, представлена общая модель взаимодействия систем и окружающей среды. В модели утверждается, что деятельность систем зависит от характеристик окружающей среды. На основе предложенной системной модели рассматривается процесс развития и формирования психики человека. Человек рассматривается как система, адаптирующаяся в незнакомой среде. Показано, как окружающая среда влияет на метод мышления человека и анализ им внешней информации. Большое внимание также уделяется специфике работы разных полушарий мозга. Статья состоит из двух частей. В первой части статьи выделены четыре основных типа взаимодействия системы и среды, которые зависят от характеристик среды относительно параметров системы. Таких характеристик две: во-первых, количество ресурсов, во-вторых, предсказуемость его изменения. Для каждого набора характеристик среды взаимодействие системы с ней будет различным. В тоже время важно источники каких сигналов преобладают в среде, полезных или разрушающих, от этого будет зависеть направленность системы к источникам или от них. Однако окружающая среда редко бывает однородна для системы, в ней возможны источники сигналов различной морфологии. В таком случае каждый вид сигналов формирует составляющую среды с независимыми характеристиками. Соответственно и взаимодействие системы с каждым видом сигналов будет различным. Во второй части статьи на основе данной модели рассматривается процесс развития психики человека. Утверждается, что в процессе развития человек сталкивается с двумя видами внешних источников сигналов: физические объекты и социальные субъекты. Соответственно, с каждым из них возможны четыре типа взаимодействия и два типа направленности относительно источников. При этом важно распределение работы по взаимодействию с этими видами ресурсов между полушариями мозга. Эти факторы влияют на итоговый способ мышления человека и его анализ внешней информации.
Духовная реинкарнация
Солопова М.А. - Аристотель и Гиппократ о долготе и краткости жизни (в контексте интеллектуальной истории V‒IV вв. до н. э.)

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.21281

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются первые древнегреческие тексты, в которых представлены подходы к проблеме продолжительности жизни в философии и медицине. Автор анализирует трактат Аристотеля «О долготе и краткости жизни», относящийся к серии малых естественнонаучных трактатов, т.н. Parva naturalia, и первый афоризм Гиппократа («Жизнь коротка, путь искусства долог», и т. д.). Афоризм Гиппократа сопоставлен с изречением софиста Протагора, который говорил о краткости человеческой жизни, аргументируя свой отказ исследовать проблему бытия/небытия богов. С целью показать новизну естественнонаучного исследования проблемы долготы и краткости жизни, осуществленного Аристотелем, автор статьи рассматривает суждения Платона по этому же вопросу, основанные на его учениях о бессмертии души и периодах круговращения космоса. В статье использованы традиционные для научного антиковедческого исследования методы: историко-философский, историко-культурный и языковой анализ оригинальных текстов, прочтение, содержательное истолкование и сравнительное сопоставление источников. В работе впервые сопоставлены и проанализированы высказывания о долготе и краткости жизни Протагора, Гиппократа, Платона и Аристотеля. Показано своеобразие подходов к проблеме долголетия, зафиксированное в текстах четырех авторов. Особое внимание уделено анализу трактата «О долготе и краткости жизни» Аристотеля как первому научному исследованию данной проблемы, рассмотрена аргументация Аристотеля, логические апории, а также общие и особенные причины, которые устанавливает Аристотель в ходе своего исследования долголетия животных и растений.
Солопова М.А. - Аристотель и Гиппократ о долготе и краткости жизни (в контексте интеллектуальной истории V‒IV вв. до н. э.) c. 723-731

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.68494

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются первые древнегреческие тексты, в которых представлены подходы к проблеме продолжительности жизни в философии и медицине. Автор анализирует трактат Аристотеля «О долготе и краткости жизни», относящийся к серии малых естественнонаучных трактатов, т.н. Parva naturalia, и первый афоризм Гиппократа («Жизнь коротка, путь искусства долог», и т. д.). Афоризм Гиппократа сопоставлен с изречением софиста Протагора, который говорил о краткости человеческой жизни, аргументируя свой отказ исследовать проблему бытия/небытия богов. С целью показать новизну естественнонаучного исследования проблемы долготы и краткости жизни, осуществленного Аристотелем, автор статьи рассматривает суждения Платона по этому же вопросу, основанные на его учениях о бессмертии души и периодах круговращения космоса. В статье использованы традиционные для научного антиковедческого исследования методы: историко-философский, историко-культурный и языковой анализ оригинальных текстов, прочтение, содержательное истолкование и сравнительное сопоставление источников. В работе впервые сопоставлены и проанализированы высказывания о долготе и краткости жизни Протагора, Гиппократа, Платона и Аристотеля. Показано своеобразие подходов к проблеме долголетия, зафиксированное в текстах четырех авторов. Особое внимание уделено анализу трактата «О долготе и краткости жизни» Аристотеля как первому научному исследованию данной проблемы, рассмотрена аргументация Аристотеля, логические апории, а также общие и особенные причины, которые устанавливает Аристотель в ходе своего исследования долголетия животных и растений.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.