по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 07, 2016
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 25-11-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2016
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Ошибка Джона Локка (Способна ли память быть критерием идентичности?)

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.20719

Аннотация: Статья посвящена критическому анализу концепции Дж. Локка, который едва ли не первым в истории европейской философии задумался над проблемой тождества человека. В работе Локка «Опыт о человеческом разумении», по мнению автора статьи, содержится попытка сконструировать понятие личности. Именно это понятие оказывается для него ключевым при дальнейших рассуждениях о том, что же обеспечивает сохранность самотождественности человека. Локк гарантом тождества индивида считает память. Именно она, по его мнению, помогает человеку помышлять о себе в разное время и в разных местах. Такая версия носит философский характер, но не поддерживается последующим развитием психологии. В статье используются методы историко-философского мышления. Это позволяет показать значение концепции Локка и её недостаточность при последующем развитии его идеи в психологии и философии. Впервые в отечественной литературе концепция Дж. Локка о тождестве личности подвергается критическому анализу с учётом дальнейших открытий в области философии и психологии. Автор показывает, что память не обладает таким безупречным свойством, которое позволяет индивиду выстраивать свою личность. Она избирательна, на самом деле скорее демонстрирует теорию забывания, нежели устойчивое личностное ядро. В статье даётся психоаналитическое толкование фильма П. Лунгина «Остров». Ошибка Дж. Локка заключается в том, что, по его мнению, человеческая память безупречна. Она-то и обеспечивает сохранность личности.
Гуревич П.С. - Ошибка Джона Локка (Способна ли память быть критерием идентичности?) c. 561-564

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.68310

Аннотация: Статья посвящена критическому анализу концепции Дж. Локка, который едва ли не первым в истории европейской философии задумался над проблемой тождества человека. В работе Локка «Опыт о человеческом разумении», по мнению автора статьи, содержится попытка сконструировать понятие личности. Именно это понятие оказывается для него ключевым при дальнейших рассуждениях о том, что же обеспечивает сохранность самотождественности человека. Локк гарантом тождества индивида считает память. Именно она, по его мнению, помогает человеку помышлять о себе в разное время и в разных местах. Такая версия носит философский характер, но не поддерживается последующим развитием психологии. В статье используются методы историко-философского мышления. Это позволяет показать значение концепции Локка и её недостаточность при последующем развитии его идеи в психологии и философии. Впервые в отечественной литературе концепция Дж. Локка о тождестве личности подвергается критическому анализу с учётом дальнейших открытий в области философии и психологии. Автор показывает, что память не обладает таким безупречным свойством, которое позволяет индивиду выстраивать свою личность. Она избирательна, на самом деле скорее демонстрирует теорию забывания, нежели устойчивое личностное ядро. В статье даётся психоаналитическое толкование фильма П. Лунгина «Остров». Ошибка Дж. Локка заключается в том, что, по его мнению, человеческая память безупречна. Она-то и обеспечивает сохранность личности.
Социальные страсти
Семерикова А.А. - Порнография в генезисе преступного сексуального поведения

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.20115

Аннотация: Объектом настоящей научной статьи является порнография как деструктивное социальное явление, способствующие эскалации криминального сексуального насилия на современном этапе развития общества. Предметом исследования является понятие порнографии, при этом выявлены ее существенные ключевые признаки, позволяющие отнести те или иные предметы и явления к продуктам порноиндустрии, и последствия ее потребления, которыми являются влияние порнографии на развитие сексуальности личности, а также на формирование ее мотивации и выбор модели поведения при реализации сексуальных потребностей. Эмпирической платформой настоящей научной статьи послужили два самостоятельных исследования: психолого-психиатрическое исследование лиц, виновных в совершение насильственных сексуальных преступлений, а также жертв сексуального насилия; анкетирование граждан Российской Федерации в рамках исследования уровня сексуальной культуры в РФ на современном этапе развития социума. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что автором выявляются деструктивные аспекты влияния порнографической продукции на личность. Доказывается, что порнографическая продукция во-первых, способствует формированию и эскалации агрессивности личности, упрощает процедуру формирования мотивации на сексуальное насилие, формирует идеологию подчиненного положения женщины, призванной служить сексуальным интересам мужчины и удовлетворять его сексуальные потребности: во-вторых способствует развитию зависимости возможности сексуального возбуждения и демонстрации порнографических материалов, без просмотра которых возбуждение становится невозможно, что провоцирует развитие психической импотенции, на фоне которой развиваются нервозы и иные психические нестабильности, влияющие в свою очередь на сферу волевой регуляции и степень контроля своего сексуального поведения.
Семерикова А.А. - Порнография в генезисе преступного сексуального поведения c. 574-581

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.68312

Аннотация: Объектом настоящей научной статьи является порнография как деструктивное социальное явление, способствующие эскалации криминального сексуального насилия на современном этапе развития общества. Предметом исследования является понятие порнографии, при этом выявлены ее существенные ключевые признаки, позволяющие отнести те или иные предметы и явления к продуктам порноиндустрии, и последствия ее потребления, которыми являются влияние порнографии на развитие сексуальности личности, а также на формирование ее мотивации и выбор модели поведения при реализации сексуальных потребностей. Эмпирической платформой настоящей научной статьи послужили два самостоятельных исследования: психолого-психиатрическое исследование лиц, виновных в совершение насильственных сексуальных преступлений, а также жертв сексуального насилия; анкетирование граждан Российской Федерации в рамках исследования уровня сексуальной культуры в РФ на современном этапе развития социума. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что автором выявляются деструктивные аспекты влияния порнографической продукции на личность. Доказывается, что порнографическая продукция во-первых, способствует формированию и эскалации агрессивности личности, упрощает процедуру формирования мотивации на сексуальное насилие, формирует идеологию подчиненного положения женщины, призванной служить сексуальным интересам мужчины и удовлетворять его сексуальные потребности: во-вторых способствует развитию зависимости возможности сексуального возбуждения и демонстрации порнографических материалов, без просмотра которых возбуждение становится невозможно, что провоцирует развитие психической импотенции, на фоне которой развиваются нервозы и иные психические нестабильности, влияющие в свою очередь на сферу волевой регуляции и степень контроля своего сексуального поведения.
Психология масс
Баринов Д.Н. - Воздействие медиановостей на эмоциональное самочувствие региональной аудитории СМИ

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.20637

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния медиановостей на эмоциональное самочувствие региональной аудитории СМИ. Новости СМИ нередко драматизируют происходящее в реальности, усиливают необычный и анормальный характер того или иного события, что способствует возникновению негативных эмоциональных состояний, в том числе страха и тревоги. В этой связи исследование эмоционального фона восприятия новостей было ориентировано на выявление особенностей возникновения страха и тревоги под влиянием новостей СМИ. Инструментарий разрабатывался на основе методик, апробированных в современных медиаисследованиях. Теоретической основой исследования послужили научные работы в области социологии массовой коммуникации и социологического изучения социальных страхов. Сформулированы следующие выводы. Помимо вовлеченности региональной аудитории СМИ в процесс потребления медиановостей, на характер эмоциональных переживаний оказывают влияние социально-демографические факторы. По-видимому, представители социальных групп экстраполируют культурные правила выражения эмоций, убеждения, оценки, установки, обусловленные их положением в системе общественных отношений на новостные материалы, что усиливает или снижает воздействие страхогенной информации. Наиболее уязвимыми к страхогенной информации новостей СМИ являются социальные группы, положение которых в системе общественных отношений можно охарактеризовать как неустойчивое, неопределенное или не в полной мере защищенное.
Баринов Д.Н. - Воздействие медиановостей на эмоциональное самочувствие региональной аудитории СМИ c. 582-586

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.68313

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния медиановостей на эмоциональное самочувствие региональной аудитории СМИ. Новости СМИ нередко драматизируют происходящее в реальности, усиливают необычный и анормальный характер того или иного события, что способствует возникновению негативных эмоциональных состояний, в том числе страха и тревоги. В этой связи исследование эмоционального фона восприятия новостей было ориентировано на выявление особенностей возникновения страха и тревоги под влиянием новостей СМИ. Инструментарий разрабатывался на основе методик, апробированных в современных медиаисследованиях. Теоретической основой исследования послужили научные работы в области социологии массовой коммуникации и социологического изучения социальных страхов. Сформулированы следующие выводы. Помимо вовлеченности региональной аудитории СМИ в процесс потребления медиановостей, на характер эмоциональных переживаний оказывают влияние социально-демографические факторы. По-видимому, представители социальных групп экстраполируют культурные правила выражения эмоций, убеждения, оценки, установки, обусловленные их положением в системе общественных отношений на новостные материалы, что усиливает или снижает воздействие страхогенной информации. Наиболее уязвимыми к страхогенной информации новостей СМИ являются социальные группы, положение которых в системе общественных отношений можно охарактеризовать как неустойчивое, неопределенное или не в полной мере защищенное.
Потенциал интеллекта
Флеров О.В. - Влияние психолого-педагогических особенностей взрослых на освоение иностранных языков

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.20613

Аннотация: Предлагаемая статья посвящена проблемам обучения взрослых иностранному языку. Данный процесс является объектом её исследования. Предмет исследования – психолого-педагогические особенности взрослого контингента, специфика иноязычного знания и влияние этих факторов на успех в образовательном взаимодействии. В статье акцентируется внимание на взаимосвязь вопросов андрагогики, возрастной психологии и лингводидактики, что позволяет сформировать комплексный взгляд на проблему, которая недостаточно глубоко прорабатывается в научной и практически отсутствует в научно-методической литературе; при этом в педагогической практике складывается стереотип, что взрослых можно обучать языку так же, как и студентов. Это ведёт к снижению эффективности обучения, потому что у взрослого контингента по сравнению со студенческим есть как преимущества, так и недостатки, использование и нивелирование которых невозможно без понимания взаимосвязи психологических и чисто методических аспектов обучения дисциплине, где параллельно с набором ЗУН формируется такой психический процесс как речь. Методология исследования подразумевает выявление психолого-педагогических особенностей взрослых разных возрастов в противопоставлении их студентам и применение этих особенностей в лингводидактической системе координат с целью поиска возможных путей совершенствования исследуемого процесса Автор приходит к выводу, что взрослость, традиционно представляющаяся позитивным фактором как для обучающегося, так и для преподавателя, в обучении языкам не столь однозначна. Приводятся конкретные примеры и механизмы, когда она усложняет работу, а также обосновываются возможные способы разрешения обозначаемых противоречий. Новизна статьи заключается в том, что обучение взрослых, часто обосновываемое с социально-экономических позиций, анализируется психологически и методически, а в третьей её части предложены конкретные рекомендации педагогам. Несмотря на то, что формат статьи не позволяет провести комплексный глубокий междисциплинарный анализ, приведённые идеи обозначают пути оптимизации изучаемого процесса для более объёмных исследований.
Флеров О.В. - Влияние психолого-педагогических особенностей взрослых на освоение иностранных языков c. 587-595

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.68314

Аннотация: Предлагаемая статья посвящена проблемам обучения взрослых иностранному языку. Данный процесс является объектом её исследования. Предмет исследования – психолого-педагогические особенности взрослого контингента, специфика иноязычного знания и влияние этих факторов на успех в образовательном взаимодействии. В статье акцентируется внимание на взаимосвязь вопросов андрагогики, возрастной психологии и лингводидактики, что позволяет сформировать комплексный взгляд на проблему, которая недостаточно глубоко прорабатывается в научной и практически отсутствует в научно-методической литературе; при этом в педагогической практике складывается стереотип, что взрослых можно обучать языку так же, как и студентов. Это ведёт к снижению эффективности обучения, потому что у взрослого контингента по сравнению со студенческим есть как преимущества, так и недостатки, использование и нивелирование которых невозможно без понимания взаимосвязи психологических и чисто методических аспектов обучения дисциплине, где параллельно с набором ЗУН формируется такой психический процесс как речь. Методология исследования подразумевает выявление психолого-педагогических особенностей взрослых разных возрастов в противопоставлении их студентам и применение этих особенностей в лингводидактической системе координат с целью поиска возможных путей совершенствования исследуемого процесса Автор приходит к выводу, что взрослость, традиционно представляющаяся позитивным фактором как для обучающегося, так и для преподавателя, в обучении языкам не столь однозначна. Приводятся конкретные примеры и механизмы, когда она усложняет работу, а также обосновываются возможные способы разрешения обозначаемых противоречий. Новизна статьи заключается в том, что обучение взрослых, часто обосновываемое с социально-экономических позиций, анализируется психологически и методически, а в третьей её части предложены конкретные рекомендации педагогам. Несмотря на то, что формат статьи не позволяет провести комплексный глубокий междисциплинарный анализ, приведённые идеи обозначают пути оптимизации изучаемого процесса для более объёмных исследований.
Мотивация и духовность личности
Иванченко В.Н., Плотникова Е.С. - Самодетерминация в структуре личностного самоопределения в юношеском возрасте

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.20619

Аннотация: Статья посвящена изучению и обоснованию места самодетерминации в структуре личностного самоопределения в юношеском возрасте и определению влияния самодетерминации на процесс самоопределения. Объектом исследования выступает самодетерминация как психологический феномен. Предметом исследования является самодетерминация в структуре личностного самоопределения в юношеском возрасте. В данной работе представлен анализ взаимосвязи самодетерминации с параметрами личностного самоопределения (ценностные ориентации, осмысленность жизни, способность к самоуправлению, самоактуализация), который позволил представить роль самодетерминации в процессе личностного самоопределения в юношеском возрасте. Диагностический инструментарий эмпирического исследования составили следующие методы: «Тест самодетерминации» Е.Н. Осина – модификация шкалы самодетерминации К. Шелдона; «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова, «Самоактуализационный тест (САТ)» Л.Я. Гозмана и М.В. Кроз. Анализ взаимосвязи отдельных параметров самодетерминации с личностным самоопределением (с помощью корреляционного и регрессионного анализа) позволил установить их роль в успешности проявления данного феномена. Так была выявлена взаимосвязь самодетерминации с такими параметрами личностного самоопределения, как: осмысленность жизни, ориентация во времени, способность к самоуправлению и самоактуализация.
Иванченко В.Н., Плотникова Е.С. - Самодетерминация в структуре личностного самоопределения в юношеском возрасте c. 596-602

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.68315

Аннотация: Статья посвящена изучению и обоснованию места самодетерминации в структуре личностного самоопределения в юношеском возрасте и определению влияния самодетерминации на процесс самоопределения. Объектом исследования выступает самодетерминация как психологический феномен. Предметом исследования является самодетерминация в структуре личностного самоопределения в юношеском возрасте. В данной работе представлен анализ взаимосвязи самодетерминации с параметрами личностного самоопределения (ценностные ориентации, осмысленность жизни, способность к самоуправлению, самоактуализация), который позволил представить роль самодетерминации в процессе личностного самоопределения в юношеском возрасте. Диагностический инструментарий эмпирического исследования составили следующие методы: «Тест самодетерминации» Е.Н. Осина – модификация шкалы самодетерминации К. Шелдона; «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова, «Самоактуализационный тест (САТ)» Л.Я. Гозмана и М.В. Кроз. Анализ взаимосвязи отдельных параметров самодетерминации с личностным самоопределением (с помощью корреляционного и регрессионного анализа) позволил установить их роль в успешности проявления данного феномена. Так была выявлена взаимосвязь самодетерминации с такими параметрами личностного самоопределения, как: осмысленность жизни, ориентация во времени, способность к самоуправлению и самоактуализация.
Индивид и личность
Козловская Т.Н., Назаренко Е.В., Кириенко А.А. - К проблеме субъективного благополучия девушек и юношей, склонных к асоциальному поведению

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.20854

Аннотация: Предметом исследования являются особенности субъективного благополучия. Особое внимание уделяется категории субъективного благополучия, теориям субъективного благополучия в отечественной и зарубежной психологии, компонентам субъективного благополучия и психологическим характеристикам субъективного благополучия девушек и юношей, склонных к асоциальному поведению. С целью детального анализа предмета изучения было проведено эмпирическое исследование, гипотезой которого послужило предположение о том, что общий уровень субъективного благополучия у юношей значительно отличается от общего уровня субъективного благополучия девушек, а именно уровень субъективного благополучия девушек выше, чем у юношей и имеет свои психологические особенности. Для эмпирического исследования были использованы методики «Шкала субъективного благополучия» в адаптации Н.П. Фетискина и В.В. Козлова и «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф). Исследование позволило установить, что как у девушек, так и у юношей, склонных к асоциальным проявлениям, с уменьшением общего уровня субъективного благополучия проявляется недостаток близких, доверительных отношений с другими. Научная новизна исследования заключается в изучении субъективного благополучия девушек и юношей, склонных к асоциальному поведению и выявлении свойственных им психологических особенностей. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные результаты исследования показали, что существуют различия в благополучии у юношей и девушек и для профилактики асоциальных проявлений нужны разные формы работы с ними. Посредством методов математической статистики были обнаружены значимые различия по общему уровню субъективного благополучия, уровень которого в выборке юношей выше, чем в выборке девушек. В результате корреляционного анализа были выявлены следующие особенности взаимосвязи субъективного и психологического благополучия в выборках. У юношей, склонных к асоциальным проявлениям выявлена обратно пропорциональная зависимость между напряженностью и требованиями повседневной жизни, психоэмоциональной симптоматикой и уровнем психологического благополучия. То есть чем выше выражена напряженность и чувствительность, тем ниже способность выполнять требования повседневной жизни, а с увеличением психоэмоциональный симптоматики снижается общий уровень психологического благополучия. Тогда как у девушек, особенности субъективного благополучия, связанны с изменением настроения.
Козловская Т.Н., Назаренко Е.В., Кириенко А.А. - К проблеме субъективного благополучия девушек и юношей, склонных к асоциальному поведению c. 603-613

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.68316

Аннотация: Предметом исследования являются особенности субъективного благополучия. Особое внимание уделяется категории субъективного благополучия, теориям субъективного благополучия в отечественной и зарубежной психологии, компонентам субъективного благополучия и психологическим характеристикам субъективного благополучия девушек и юношей, склонных к асоциальному поведению. С целью детального анализа предмета изучения было проведено эмпирическое исследование, гипотезой которого послужило предположение о том, что общий уровень субъективного благополучия у юношей значительно отличается от общего уровня субъективного благополучия девушек, а именно уровень субъективного благополучия девушек выше, чем у юношей и имеет свои психологические особенности. Для эмпирического исследования были использованы методики «Шкала субъективного благополучия» в адаптации Н.П. Фетискина и В.В. Козлова и «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф). Исследование позволило установить, что как у девушек, так и у юношей, склонных к асоциальным проявлениям, с уменьшением общего уровня субъективного благополучия проявляется недостаток близких, доверительных отношений с другими. Научная новизна исследования заключается в изучении субъективного благополучия девушек и юношей, склонных к асоциальному поведению и выявлении свойственных им психологических особенностей. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные результаты исследования показали, что существуют различия в благополучии у юношей и девушек и для профилактики асоциальных проявлений нужны разные формы работы с ними. Посредством методов математической статистики были обнаружены значимые различия по общему уровню субъективного благополучия, уровень которого в выборке юношей выше, чем в выборке девушек. В результате корреляционного анализа были выявлены следующие особенности взаимосвязи субъективного и психологического благополучия в выборках. У юношей, склонных к асоциальным проявлениям выявлена обратно пропорциональная зависимость между напряженностью и требованиями повседневной жизни, психоэмоциональной симптоматикой и уровнем психологического благополучия. То есть чем выше выражена напряженность и чувствительность, тем ниже способность выполнять требования повседневной жизни, а с увеличением психоэмоциональный симптоматики снижается общий уровень психологического благополучия. Тогда как у девушек, особенности субъективного благополучия, связанны с изменением настроения.
СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Толстенёва У.Л. - Экзистенциальный опыт и социальная активность личности

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.19610

Аннотация: В современной отечественной литературе об экзистенциализме пишут мало. Ушло то время, когда каждое новое произведение, относящееся к этому философскому направлению, вызывало огромный интерес. В работах С.И. Великовского, Т.А. Кузьминой, Э.Ю. Соловьева, Г.М. Тавризян и других исследователей были раскрыты основные базовые положения экзистенциальной философии, дан анализ их смысловой нагруженности. В середине прошлого века каждое новое произведение экзистенциалистов вызывало огромный интерес. Это время ушло. За последние годы в нашей литературе не появились исследования этого направления. В результате общий интерес к экзистенциализму заметно убавился. Стерлось из памяти пламенное суждение экзистенциалистов о том, что после Дахау и Бухенвальда нельзя мыслить в прежнем русле. Нужны новые основания для философской рефлексии. К сожалению, многие авторы считают, что экзистенциальная философия с ее обращением к внутреннему духовному опыту совершенно не годится для нашего времени. Рождаются попытки «исправить» экзистенциализм, адаптировать его к современным реалиям, вытравив при этом смысл экзистенциального опыта как суверенного, неповторимого душевного переживания. Некоторые исследователи пишут о том, что экзистенциализм выступал против общественной активности, против всякой деятельности. Такая оценка не является справедливой и приемлемой. В статье использован принцип историзма, который позволяет сопоставить экзистенциальные традиции с современными трактовками экзистенциального опыта. Применяются также принципы и методы философской антропологии. Автор пытается дать анализ попыткам некоторых исследователей «исправить» экзистенциализм и приспособить его к нуждам современной социологической мысли. В статье отмечено, что эти усилия «адаптировать» «скандальную» экзистенциальную мысль к современным социальным ситуациям можно рассматривать как своеобразную ревизию экзистенциализма, переосмысления его уникального, неповторимого личностного выбора. Автор также отмечает, что экзистенциализм ни в коей мере не является учением об отрешенности. Понятие деятельности в духе позитивистского прогресса, разумеется, чуждо экзистенциализму. Однако его адепты много внимания уделяли проблеме ответственности за то, что происходит в мире. Экзистенциализм не является философией не-деяния, отрешенности, капитуляции перед социальным диктатом. Смысл интеллектуальных усилий в экзистенциализме связан с трезвым, суровым диагнозом нынешней ситуации в мире. Автор на материале истории экзистенциализма стремится раскрыть суть социальной активности экзистенциализма в искании смысла, в наделении смыслом общественные процессы как опыт экзистенциального решения вопроса.
Толстенёва У.Л. - Экзистенциальный опыт и социальная активность личности c. 614-621

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.68317

Аннотация: В современной отечественной литературе об экзистенциализме пишут мало. Ушло то время, когда каждое новое произведение, относящееся к этому философскому направлению, вызывало огромный интерес. В работах С.И. Великовского, Т.А. Кузьминой, Э.Ю. Соловьева, Г.М. Тавризян и других исследователей были раскрыты основные базовые положения экзистенциальной философии, дан анализ их смысловой нагруженности. В середине прошлого века каждое новое произведение экзистенциалистов вызывало огромный интерес. Это время ушло. За последние годы в нашей литературе не появились исследования этого направления. В результате общий интерес к экзистенциализму заметно убавился. Стерлось из памяти пламенное суждение экзистенциалистов о том, что после Дахау и Бухенвальда нельзя мыслить в прежнем русле. Нужны новые основания для философской рефлексии. К сожалению, многие авторы считают, что экзистенциальная философия с ее обращением к внутреннему духовному опыту совершенно не годится для нашего времени. Рождаются попытки «исправить» экзистенциализм, адаптировать его к современным реалиям, вытравив при этом смысл экзистенциального опыта как суверенного, неповторимого душевного переживания. Некоторые исследователи пишут о том, что экзистенциализм выступал против общественной активности, против всякой деятельности. Такая оценка не является справедливой и приемлемой. В статье использован принцип историзма, который позволяет сопоставить экзистенциальные традиции с современными трактовками экзистенциального опыта. Применяются также принципы и методы философской антропологии. Автор пытается дать анализ попыткам некоторых исследователей «исправить» экзистенциализм и приспособить его к нуждам современной социологической мысли. В статье отмечено, что эти усилия «адаптировать» «скандальную» экзистенциальную мысль к современным социальным ситуациям можно рассматривать как своеобразную ревизию экзистенциализма, переосмысления его уникального, неповторимого личностного выбора. Автор также отмечает, что экзистенциализм ни в коей мере не является учением об отрешенности. Понятие деятельности в духе позитивистского прогресса, разумеется, чуждо экзистенциализму. Однако его адепты много внимания уделяли проблеме ответственности за то, что происходит в мире. Экзистенциализм не является философией не-деяния, отрешенности, капитуляции перед социальным диктатом. Смысл интеллектуальных усилий в экзистенциализме связан с трезвым, суровым диагнозом нынешней ситуации в мире. Автор на материале истории экзистенциализма стремится раскрыть суть социальной активности экзистенциализма в искании смысла, в наделении смыслом общественные процессы как опыт экзистенциального решения вопроса.
Психология и педагогика
Бичерова Е.Н. - Личностные и ситуативные факторы выбора копинг-стратегий студентов младших и старших курсов в ситуации оценивания

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.20679

Аннотация: Предметом исследования являются особенности копинг-стратегий студентов первого и четвертого курсов в ситуации оценивания (на примере ситуации экзамена). Особое внимание уделяется рассмотрению факторов выбора копинг-стратегий: 1 – личностные особенности (субъективные), 2 – ситуативные (объективные) и 3 – возрастные (в зависимости от курса обучения – младшие и старшие курсы). С целью детального анализа предмета изучения было проведено эмпирическое исследование, гипотезой которого послужило предположение о том, что студенты, находящиеся на разных ступенях обучения в ВУЗе, имеют различия в выборе стратегий поведения в ситуации оценивания, обусловленные субъективными (личностные особенности студента, отсутствием достаточного опыта или навыков в решении данного типа жизненных ситуаций) и объективными (курсом, организацией целенаправленной психологической подготовки студентов) факторами. В исследовании приняли участие студенты первого и четвертого курсов Брянского государственного университета в возрасте 17-22 лет. Общий объём выборки составил 52 человека. Для решения поставленных задач использовался диагностический инструментарий: «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан), «Копинг-тест» (Р. Лазарус), методика «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк), методика исследования самооценки личности «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (С. А. Будасси), методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд). Посредством методов математической статистики были установлены достоверные различия в выборе копинг-стратегий студентов первого и четвертого курсов в ситуации оценивания: для студентов 1 курса, в большей степени, чем для студентов 4 курса для эффективного разрешения проблем свойственно обращение за помощью и поддержкой к значимым людям; первокурсники чаще прибегают к стратегии «избегания проблем» и «поиска социальной поддержки». Также посредством корреляционного анализа были установлены следующие связи: в группе студентов 1 курса – обратная взаимосвязь между шкалами «поиск социальной поддержки» и «адаптация», на 4 курсе такая копинг-стратегия, как «поиск социальной поддержки», прямо взаимосвязана с тревожностью и ригидностью, также на 4 курсе выявлена прямая взаимосвязь между шкалами «избегание проблем» и «агрессивность» и обратная – между шкалами «избегание проблем» и «принятие других». Научная новизна исследования заключается в изучении на основе психодиагностического метода личностных и ситуативных факторов выбора копинг-стратегий студентов в зависимости от курса обучения. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные результаты могут использоваться и находят применение в деятельности преподавателей высшей школы и психологов образования для улучшения организации учебного процесса ВУЗа, при разработке тренинговых и коррекционно-развивающих программ с целью формирования личностно-эффективных стратегий совладания с ситуациями оценивания, выступающими в качестве нормативных стрессогенных событий в жизни студента.
Бичерова Е.Н. - Личностные и ситуативные факторы выбора копинг-стратегий студентов младших и старших курсов в ситуации оценивания c. 565-573

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.68187

Аннотация: Предметом исследования являются особенности копинг-стратегий студентов первого и четвертого курсов в ситуации оценивания (на примере ситуации экзамена). Особое внимание уделяется рассмотрению факторов выбора копинг-стратегий: 1 – личностные особенности (субъективные), 2 – ситуативные (объективные) и 3 – возрастные (в зависимости от курса обучения – младшие и старшие курсы). С целью детального анализа предмета изучения было проведено эмпирическое исследование, гипотезой которого послужило предположение о том, что студенты, находящиеся на разных ступенях обучения в ВУЗе, имеют различия в выборе стратегий поведения в ситуации оценивания, обусловленные субъективными (личностные особенности студента, отсутствием достаточного опыта или навыков в решении данного типа жизненных ситуаций) и объективными (курсом, организацией целенаправленной психологической подготовки студентов) факторами. В исследовании приняли участие студенты первого и четвертого курсов Брянского государственного университета в возрасте 17-22 лет. Общий объём выборки составил 52 человека. Для решения поставленных задач использовался диагностический инструментарий: «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан), «Копинг-тест» (Р. Лазарус), методика «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк), методика исследования самооценки личности «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (С. А. Будасси), методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд). Посредством методов математической статистики были установлены достоверные различия в выборе копинг-стратегий студентов первого и четвертого курсов в ситуации оценивания: для студентов 1 курса, в большей степени, чем для студентов 4 курса для эффективного разрешения проблем свойственно обращение за помощью и поддержкой к значимым людям; первокурсники чаще прибегают к стратегии «избегания проблем» и «поиска социальной поддержки». Также посредством корреляционного анализа были установлены следующие связи: в группе студентов 1 курса – обратная взаимосвязь между шкалами «поиск социальной поддержки» и «адаптация», на 4 курсе такая копинг-стратегия, как «поиск социальной поддержки», прямо взаимосвязана с тревожностью и ригидностью, также на 4 курсе выявлена прямая взаимосвязь между шкалами «избегание проблем» и «агрессивность» и обратная – между шкалами «избегание проблем» и «принятие других». Научная новизна исследования заключается в изучении на основе психодиагностического метода личностных и ситуативных факторов выбора копинг-стратегий студентов в зависимости от курса обучения. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные результаты могут использоваться и находят применение в деятельности преподавателей высшей школы и психологов образования для улучшения организации учебного процесса ВУЗа, при разработке тренинговых и коррекционно-развивающих программ с целью формирования личностно-эффективных стратегий совладания с ситуациями оценивания, выступающими в качестве нормативных стрессогенных событий в жизни студента.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.