Статья 'Воздействие медиановостей на эмоциональное самочувствие региональной аудитории СМИ ' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Воздействие медиановостей на эмоциональное самочувствие региональной аудитории СМИ

Баринов Дмитрий Николаевич

доктор философских наук

доцент, профессор кафедры, Смоленский государственный университет

214000, Россия, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Barinov Dmitrii Nikolaevich

Doctor of Philosophy

professor of the Department of Social Studies at Smolensk State University

214000, Russia, Smolenskaya oblast', g. Smolensk, ul. Przheval'skogo, 4, kab. Sotsiologii

novalenso@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2016.7.20637

Дата направления статьи в редакцию:

04-10-2016


Дата публикации:

24-11-2016


Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния медиановостей на эмоциональное самочувствие региональной аудитории СМИ. Новости СМИ нередко драматизируют происходящее в реальности, усиливают необычный и анормальный характер того или иного события, что способствует возникновению негативных эмоциональных состояний, в том числе страха и тревоги. В этой связи исследование эмоционального фона восприятия новостей было ориентировано на выявление особенностей возникновения страха и тревоги под влиянием новостей СМИ. Инструментарий разрабатывался на основе методик, апробированных в современных медиаисследованиях. Теоретической основой исследования послужили научные работы в области социологии массовой коммуникации и социологического изучения социальных страхов. Сформулированы следующие выводы. Помимо вовлеченности региональной аудитории СМИ в процесс потребления медиановостей, на характер эмоциональных переживаний оказывают влияние социально-демографические факторы. По-видимому, представители социальных групп экстраполируют культурные правила выражения эмоций, убеждения, оценки, установки, обусловленные их положением в системе общественных отношений на новостные материалы, что усиливает или снижает воздействие страхогенной информации. Наиболее уязвимыми к страхогенной информации новостей СМИ являются социальные группы, положение которых в системе общественных отношений можно охарактеризовать как неустойчивое, неопределенное или не в полной мере защищенное.


Ключевые слова:

социология массовых коммуникаций, аудитория СМИ, новости СМИ, повестка дня, социальные страхи, эмоциональное самочувствие, общественные настроения, психология масс, массово-информационное воздействие, медиапрактики

Abstract: The article presents the results of the empirical research studying the influence of medianews on the emotional well-being of media audience in regions. Quite often mass media dramatizes real events and aggravates unusual or abnormal nature of this or that event, thus creating negative emotional states such as anxiety or fear. With that in mind, Barinov aims his research of the emotional effect of news at defining peculiar conditions when anxiety and fear arise as a result of watching or listening to media news. The instruments used in the course of the research are based on the methods tested and proved by modern media researches. The theoretical basis of the research consists of scientific publications in teh sphere of sociology of mass communication and sociological research of social fears. The followoing conclusions have been made. Besides the factor of involving regions' audience into the process of medianews consumption, the nature of emotional states are also influenced by sociodemographic factors. Apparently, representatives of social groups extrapolate rules of cultural behavior regarding expressing emotions, values, attitudes and evaluations on news which either intensifies or weakens the role of such information in generation of fears and anxiety. Social groups whose positions within social relations can be described as unstable, insecure or uncertain are especially vulnerable and susceptible to fear-generating mass media information. 


Keywords:

sociology of mass communications, media audience, news media, agenda-setting, social fears, emotional well-being, public mood, mass psychology, mass media influence, media practice

Библиография
1. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. 432 с.
2. Бродовская Е.В., Шумилова О.Е. Российские пользователи и непользователи: соотношение и основные особенности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. №3 (115). С. 5-18.
3. Бузин В.Н. Возможен ли закат телевидения? Социологический прогноз // Социологические исследования. 2012. №10. С. 97-98.
4. Бурдьё П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. Анисимовой, Ю. Марковой. Отв. ред., предисл. Н. Шматко. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. 159 с.
5. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2015-2016 // URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12610
6. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2002. 656 с.
7. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб./Росстат. М., 2015. 727 с.
8. Самые запоминающиеся события. Пресс-выпуск. 06.08.2014. URL: http://www.levada.ru/06-08-2014/samye-zapominayushchiesya-sobytiya
9. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 448 с.
10. Хлопьев А.Т. Кривые толки России // Социологические исследования. 1995. №1. С. 21-33.
11. Что и зачем смотрят россияне // URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/11536
12. Шубкин В.Н., Иванова В.А. Страх на постсоветском пространстве: Украина и Литва // Страхи и тревоги россиян. СПб.: РХГИ, 2004. С. 139-169.
13. David L. AltheideMoral panic: From sociological concept to public discourse // Crime, media, culture. 2009. №5. Pp. 79–96. URL: http://cmc.sagepub.com/cgi/content/abstract/5/1/79. DOI: 10.1177/1741659008102063
14. Jan Van den Bulck, Kathleen Custers Television exposure is related to fear of avian flu, an Ecological Study across 23 member states of the European Union // European Journal of Public Health. 2009. Vol. 19. № 4. Pp. 370–374. DOI:10.1093/eurpub/ckp061
15. Ronald Weitzer; Charis E Kubrin Breaking news: how local tv news and real-world conditions affect fear of // Justice Quarterly. Vol. 21. No. 3. 2004. Pp. 497-520.
16. Розин В.М. Коммуникация и социальность // Политика и Общество. - 2014. - 9. - C. 1042 - 1054. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.9.13154.
References
1. Braiant Dzh., Tompson S. Osnovy vozdeistviya SMI / Per. s angl. M.: Izdatel'skii dom «Vil'yame», 2004. 432 s.
2. Brodovskaya E.V., Shumilova O.E. Rossiiskie pol'zovateli i nepol'zovateli: sootnoshenie i osnovnye osobennosti // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2013. №3 (115). S. 5-18.
3. Buzin V.N. Vozmozhen li zakat televideniya? Sotsiologicheskii prognoz // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2012. №10. S. 97-98.
4. Burd'e P. O televidenii i zhurnalistike / Per. s fr. T. Anisimovoi, Yu. Markovoi. Otv. red., predisl. N. Shmatko. M.: Fond nauchnykh issledovanii «Pragmatika kul'tury», Institut eksperimental'noi sotsiologii, 2002. 159 s.
5. Internet v Rossii: dinamika proniknoveniya. Zima 2015-2016 // URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12610
6. Pocheptsov G.G. Teoriya kommunikatsii. M.: Refl-buk; Kiev: Vakler, 2002. 656 s.
7. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2015: Stat.sb./Rosstat. M., 2015. 727 s.
8. Samye zapominayushchiesya sobytiya. Press-vypusk. 06.08.2014. URL: http://www.levada.ru/06-08-2014/samye-zapominayushchiesya-sobytiya
9. Kharris R. Psikhologiya massovykh kommunikatsii. SPb.: praim-EVROZNAK, 2003. 448 s.
10. Khlop'ev A.T. Krivye tolki Rossii // Sotsiologicheskie issledovaniya. 1995. №1. S. 21-33.
11. Chto i zachem smotryat rossiyane // URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/11536
12. Shubkin V.N., Ivanova V.A. Strakh na postsovetskom prostranstve: Ukraina i Litva // Strakhi i trevogi rossiyan. SPb.: RKhGI, 2004. S. 139-169.
13. David L. AltheideMoral panic: From sociological concept to public discourse // Crime, media, culture. 2009. №5. Pp. 79–96. URL: http://cmc.sagepub.com/cgi/content/abstract/5/1/79. DOI: 10.1177/1741659008102063
14. Jan Van den Bulck, Kathleen Custers Television exposure is related to fear of avian flu, an Ecological Study across 23 member states of the European Union // European Journal of Public Health. 2009. Vol. 19. № 4. Pp. 370–374. DOI:10.1093/eurpub/ckp061
15. Ronald Weitzer; Charis E Kubrin Breaking news: how local tv news and real-world conditions affect fear of // Justice Quarterly. Vol. 21. No. 3. 2004. Pp. 497-520.
16. Rozin V.M. Kommunikatsiya i sotsial'nost' // Politika i Obshchestvo. - 2014. - 9. - C. 1042 - 1054. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.9.13154.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.