по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 04, 2016
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 04-09-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2016
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Юбилейные смыслы

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.4.19420

Аннотация: Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.В. Владимирского (МОНИКИ) отмечает свой 240-летний юбилей. Сама дата рождает чувство причастности к истории, хранящей не только мемориальную практику, но и побуждающей к осмыслению нынешних проблем российского общества. Статья посвящена анализу основных вех развития данного института, и, в особенности, разбору его нынешних неоспоримых достижений. За последние годы данное учреждение осуществило очевидный прорыв в формировании теоретической и практической активности научно-исследовательского клинического института. Опираясь на принцип историзма, автор показывает, в чём причины бесспорной динамичности института. Без опоры на гуманистические традиции, опыт минувших долгих десятилетий невозможно обеспечить эффективную работу такого крупного и многопрофильного учреждения. Впервые в отечественной литературе анализируется исследовательская и клиническая практика такого крупного учреждения, как МОНИКИ. Показано, что на протяжении всей своей истории коллектив Екатерининской больницы (позже – МОНИКИ имени М.В. Владимирского) играл неоспоримо важную роль в развитии отечественного здравоохранения и медицинской науки. В наши дни в данном учреждении работают 1200 врачей, более 100 профессоров и докторов наук, 300 кандидатов наук, 4 академика и члена-корреспондента РАН, 9 заслуженных деятелей науки, 23 лауреата Государственной премии.
Гуревич П.С. - Юбилейные смыслы c. 319-322

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.4.68046

Аннотация: Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.В. Владимирского (МОНИКИ) отмечает свой 240-летний юбилей. Сама дата рождает чувство причастности к истории, хранящей не только мемориальную практику, но и побуждающей к осмыслению нынешних проблем российского общества. Статья посвящена анализу основных вех развития данного института, и, в особенности, разбору его нынешних неоспоримых достижений. За последние годы данное учреждение осуществило очевидный прорыв в формировании теоретической и практической активности научно-исследовательского клинического института. Опираясь на принцип историзма, автор показывает, в чём причины бесспорной динамичности института. Без опоры на гуманистические традиции, опыт минувших долгих десятилетий невозможно обеспечить эффективную работу такого крупного и многопрофильного учреждения. Впервые в отечественной литературе анализируется исследовательская и клиническая практика такого крупного учреждения, как МОНИКИ. Показано, что на протяжении всей своей истории коллектив Екатерининской больницы (позже – МОНИКИ имени М.В. Владимирского) играл неоспоримо важную роль в развитии отечественного здравоохранения и медицинской науки. В наши дни в данном учреждении работают 1200 врачей, более 100 профессоров и докторов наук, 300 кандидатов наук, 4 академика и члена-корреспондента РАН, 9 заслуженных деятелей науки, 23 лауреата Государственной премии.
Внутренний мир человека
Яковлева Е.Л. - Современные мифизации личного как мерцающее проявление/проявляющееся мерцание Я

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.4.19438

Аннотация: Цель: исследовать современный модус мифизирования, благодаря которому происходит самоутверждение Я в социальном, осуществляется коммуникация, но при этом стирается действительность и событийность в ней, заставляя характеризовать процесс как мерцающее проявление/проявляющееся мерцание индивидуального. Результаты: Миф оказывается комфортной пластичной формой способной вместить любые нарративы Я, в результате чего оказывается невозможным различение реального и вымышленного. Следование гламурным тенденциям приводят к бесконечной мифизации как симуляции личного бытия. В итоге складывается парадоксальная ситуация, в которой мифизирующая личность оказывается изобретенной посредством мифа. Обозначенная проблематика рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического и феноменологического методов, принципов сравнительного и интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику мифизации Я в современном гламурном дискурсе. В статье впервые рассматривается проблема современного личного мифизирования, приобретающего тотальный размах. В контексте проблемы выделяется мерцающее проявление/проявляющееся мерцание Я, говорящие в пользу эфемерности и зыбкости вы(с)казываний, а также неустойчивости личного бытия. Выявлены приемы мифизирования Я: отклонение, рождающее чудесное, и бриколажная техника. Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании личности и ее проявлений в гламурном социальном.
Яковлева Е.Л. - Современные мифизации личного как мерцающее проявление/проявляющееся мерцание Я c. 323-329

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.4.68047

Аннотация: Цель: исследовать современный модус мифизирования, благодаря которому происходит самоутверждение Я в социальном, осуществляется коммуникация, но при этом стирается действительность и событийность в ней, заставляя характеризовать процесс как мерцающее проявление/проявляющееся мерцание индивидуального. Результаты: Миф оказывается комфортной пластичной формой способной вместить любые нарративы Я, в результате чего оказывается невозможным различение реального и вымышленного. Следование гламурным тенденциям приводят к бесконечной мифизации как симуляции личного бытия. В итоге складывается парадоксальная ситуация, в которой мифизирующая личность оказывается изобретенной посредством мифа. Обозначенная проблематика рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического и феноменологического методов, принципов сравнительного и интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику мифизации Я в современном гламурном дискурсе. В статье впервые рассматривается проблема современного личного мифизирования, приобретающего тотальный размах. В контексте проблемы выделяется мерцающее проявление/проявляющееся мерцание Я, говорящие в пользу эфемерности и зыбкости вы(с)казываний, а также неустойчивости личного бытия. Выявлены приемы мифизирования Я: отклонение, рождающее чудесное, и бриколажная техника. Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании личности и ее проявлений в гламурном социальном.
Ковалева Н.Б. - Действительность юмора как среда и средство рефлексивно-позиционного понимания мира и себя

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.4.19891

Аннотация: В статье исследуются проблемы понимания юмора в контексте практического решения задач разработки инновационных психолого-педагогических средств (моделей; технологий), имеющих своей целью развитие личности и ментальных способностей подростков и юношества. Медиакультура и медиадействительность комического в понимании автора есть средство и среда самоосуществления человека, обретения им внутренней свободы и целостного культурно-ориентирующего образа мира; совершенствования своей субъектно-творческой позиции. Образовательно-антропологический императив «во всем переустановиться заново» предписывает особое внимание к переменам в среде становления-возрастания молодежи, а динамичная современность медиакультуры и глобальное влияние массмедиа – одновременно являются вызовом и своеобразным педагогическим заданием. Ретроспектива предлагаемого автором обзора теорий юмора в рамке от Античности, философии Нового времени до теорий социальных медиа, интерпретативных сообществ и медиакультуры современности, рассматривает юмор как способ присутствия в мире; как практику познания мира и себя как средство построения диалогических отношений. Такой анализ позволяет органично включить в работу и подвести теоретический базис под авторскую рефлексивно-позиционную модель понимания юмора и по-новому раскрыть личностные механизмы формирования творческой позиционности в процессе переоткрытия культуросообразных ценностей и проектно-мировоззренческих представлений о «должном». Автор на конкретных примерах иллюстрирует и показывает в выводах перспективы применения технологий рефлексивно-позиционного подхода к моделированию среды, инициирующей развитие способности понимания комического как фактора становления творческой позиционности личности.
Ковалева Н.Б. - Действительность юмора как среда и средство рефлексивно-позиционного понимания мира и себя c. 330-342

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.4.68048

Аннотация: В статье исследуются проблемы понимания юмора в контексте практического решения задач разработки инновационных психолого-педагогических средств (моделей; технологий), имеющих своей целью развитие личности и ментальных способностей подростков и юношества. Медиакультура и медиадействительность комического в понимании автора есть средство и среда самоосуществления человека, обретения им внутренней свободы и целостного культурно-ориентирующего образа мира; совершенствования своей субъектно-творческой позиции. Образовательно-антропологический императив «во всем переустановиться заново» предписывает особое внимание к переменам в среде становления-возрастания молодежи, а динамичная современность медиакультуры и глобальное влияние массмедиа – одновременно являются вызовом и своеобразным педагогическим заданием. Ретроспектива предлагаемого автором обзора теорий юмора в рамке от Античности, философии Нового времени до теорий социальных медиа, интерпретативных сообществ и медиакультуры современности, рассматривает юмор как способ присутствия в мире; как практику познания мира и себя как средство построения диалогических отношений. Такой анализ позволяет органично включить в работу и подвести теоретический базис под авторскую рефлексивно-позиционную модель понимания юмора и по-новому раскрыть личностные механизмы формирования творческой позиционности в процессе переоткрытия культуросообразных ценностей и проектно-мировоззренческих представлений о «должном». Автор на конкретных примерах иллюстрирует и показывает в выводах перспективы применения технологий рефлексивно-позиционного подхода к моделированию среды, инициирующей развитие способности понимания комического как фактора становления творческой позиционности личности.
Понять человека
Сукиасян С.Г. - Биологические и социальные корни поведения человека

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.4.19431

Аннотация: В данной статье представлены результаты нашего исследования отдельных форм поведения человека, который, будучи биосоциальным существом, проявляет как социальные, так и биологические потребности, мотивы поведения и реакции. В отличие от животных он способен совершать действия, которые не укладываются в рамки разумного поведения. Стремясь к созданным им самим идеалам, человек, в то же время, постоянно нарушает эти рамки. В литературе доминирует интеракционистский подход к поведению человека, развиваемый психологами, социологами, антропологами, этологами, который рассматривает поведение как итог взаимодействия психологической и биологической природы человека и окружающей среды. Исследование проводилось с помощью разработанных нами ситуационных задач исходя из концепции Эрмана и Парсонса об «эволюционно cтабильной стратегии поведения». Анализ полученных ответов выявил довольно интересную картину, отражающую поляризацию общества, переоценку ряда традиционных, то есть, социально обусловленных явлений, и, вместе с тем, стабильность многих основополагающих ценностей и феноменов, обусловленных исключительно биологическими механизмами. Чтобы понять человеческую сущность, нужно понимать, что гены и культура действуют вместе в ходе единого процесса генно-культурной коэволюции. На основе амбивалентных тенденций в человеке формируются те или иные установки, на фоне которых развивается интеракция с окружением, требующая сознательного решения. Личность человека обладает относительной автономностью, что предполагает возможность поведения вне видимой связи с конкретной ситуацией. Полученные нами данные подчеркивают роль и социальных, и биологических факторов в проявлении и становлении определенных форм социального поведения. Наши результаты показали амбивалентность поведения человека, конфликт между социальными нормами и внутренней сущностью и жизненными ориентирами каждого человека, а также не свободу личности в сфере социального поведения от ограничений, наложенных на него эволюцией. Личность человека определяется степенью «человечности», которая, в свою очередь, определяется тем, как мы относимся к другим людям, к живой и неживой природе, миру в целом, каким «богам» поклоняемся, какими ценностями ориентируемся во враждебном, в принципе, мире. В основе поведения человека лежат определенные биологические механизмы и структура, а также морфологические изменения мозга, которые формируются в фило- и онтогенезе человека как такового. Таким образом, можем предположить, что современный человек сохраняет в себе все (причем, не всегда наиболее целесообразные и выгодные) генотипические и фенотипические характеристики и свойства, когда-либо проявленные его предковыми формами. Старый признак не исчезает бесследно, а сохраняется как архаический феномен, и вместо него начинает действовать новый признак, который, в свою очередь, на очередном цикле развития, утрачивает свой адаптативный характер, и уступает место новому феномену.
Сукиасян С.Г. - Биологические и социальные корни поведения человека c. 343-352

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.4.68049

Аннотация: В данной статье представлены результаты нашего исследования отдельных форм поведения человека, который, будучи биосоциальным существом, проявляет как социальные, так и биологические потребности, мотивы поведения и реакции. В отличие от животных он способен совершать действия, которые не укладываются в рамки разумного поведения. Стремясь к созданным им самим идеалам, человек, в то же время, постоянно нарушает эти рамки. В литературе доминирует интеракционистский подход к поведению человека, развиваемый психологами, социологами, антропологами, этологами, который рассматривает поведение как итог взаимодействия психологической и биологической природы человека и окружающей среды. Исследование проводилось с помощью разработанных нами ситуационных задач исходя из концепции Эрмана и Парсонса об «эволюционно cтабильной стратегии поведения». Анализ полученных ответов выявил довольно интересную картину, отражающую поляризацию общества, переоценку ряда традиционных, то есть, социально обусловленных явлений, и, вместе с тем, стабильность многих основополагающих ценностей и феноменов, обусловленных исключительно биологическими механизмами. Чтобы понять человеческую сущность, нужно понимать, что гены и культура действуют вместе в ходе единого процесса генно-культурной коэволюции. На основе амбивалентных тенденций в человеке формируются те или иные установки, на фоне которых развивается интеракция с окружением, требующая сознательного решения. Личность человека обладает относительной автономностью, что предполагает возможность поведения вне видимой связи с конкретной ситуацией. Полученные нами данные подчеркивают роль и социальных, и биологических факторов в проявлении и становлении определенных форм социального поведения. Наши результаты показали амбивалентность поведения человека, конфликт между социальными нормами и внутренней сущностью и жизненными ориентирами каждого человека, а также не свободу личности в сфере социального поведения от ограничений, наложенных на него эволюцией. Личность человека определяется степенью «человечности», которая, в свою очередь, определяется тем, как мы относимся к другим людям, к живой и неживой природе, миру в целом, каким «богам» поклоняемся, какими ценностями ориентируемся во враждебном, в принципе, мире. В основе поведения человека лежат определенные биологические механизмы и структура, а также морфологические изменения мозга, которые формируются в фило- и онтогенезе человека как такового. Таким образом, можем предположить, что современный человек сохраняет в себе все (причем, не всегда наиболее целесообразные и выгодные) генотипические и фенотипические характеристики и свойства, когда-либо проявленные его предковыми формами. Старый признак не исчезает бесследно, а сохраняется как архаический феномен, и вместо него начинает действовать новый признак, который, в свою очередь, на очередном цикле развития, утрачивает свой адаптативный характер, и уступает место новому феномену.
Клиническая психология
Комолов Д.А., Чебакова Ю.В. - Применение методики «Волшебная страна чувств» для исследования аффективной репрезентации тела у подростков с различными группами здоровья

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.4.19473

Аннотация: В статье рассматриваются методические возможности исследования аффективной репрезентации тела на модели групп здоровья у подростков в контексте проблемы психосоматического онтогенеза и дизонтогенеза. Для изучения аффективных компонентов репрезентации тела использовалась методика «Волшебная страна чувств» в авторской модификации, позволяющей проводить обработку полученных данных с позиции не только качественного, но и количественного анализа. Выделены и теоретически обоснованы следующие параметры методики, представляющие различные аффективные компоненты репрезентации тела: телесная репрезентация потребностей, эмоциональная нагруженность тела и его частей, эмоциональное отношение к телу. Обследовано 60 респондентов младшего подросткового возраста (11-12 лет), имеющих первую, вторую и третью группы здоровья (по 20 человек в каждой группе). Анализ результатов проведенного исследования проводился с использованием следующих статистических критериев: 1.U-критерий Манна-Уитни для порядковых шкал; 2.коэффициент ранговой корреляции Спирмена; 3.критерий Уилкоксона для связанных выборок; 4.критерий хи-квадрат Пирсона для оценки значимости частот. Показана разница в показателях по выделенным параметрам у подростков трех групп здоровья, раскрыты различные механизмы функционирования аффективной репрезентации тела в контексте психосоматической проблемы, обоснованы возможности использования авторской модификации методики «Волшебная страна чувств» для целей индивидуальной психосоматической диагностики, психокоррекции и психопрофилактики.
Комолов Д.А., Чебакова Ю.В. - Применение методики «Волшебная страна чувств» для исследования аффективной репрезентации тела у подростков с различными группами здоровья c. 353-362

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.4.68050

Аннотация: В статье рассматриваются методические возможности исследования аффективной репрезентации тела на модели групп здоровья у подростков в контексте проблемы психосоматического онтогенеза и дизонтогенеза. Для изучения аффективных компонентов репрезентации тела использовалась методика «Волшебная страна чувств» в авторской модификации, позволяющей проводить обработку полученных данных с позиции не только качественного, но и количественного анализа. Выделены и теоретически обоснованы следующие параметры методики, представляющие различные аффективные компоненты репрезентации тела: телесная репрезентация потребностей, эмоциональная нагруженность тела и его частей, эмоциональное отношение к телу. Обследовано 60 респондентов младшего подросткового возраста (11-12 лет), имеющих первую, вторую и третью группы здоровья (по 20 человек в каждой группе). Анализ результатов проведенного исследования проводился с использованием следующих статистических критериев: 1.U-критерий Манна-Уитни для порядковых шкал; 2.коэффициент ранговой корреляции Спирмена; 3.критерий Уилкоксона для связанных выборок; 4.критерий хи-квадрат Пирсона для оценки значимости частот. Показана разница в показателях по выделенным параметрам у подростков трех групп здоровья, раскрыты различные механизмы функционирования аффективной репрезентации тела в контексте психосоматической проблемы, обоснованы возможности использования авторской модификации методики «Волшебная страна чувств» для целей индивидуальной психосоматической диагностики, психокоррекции и психопрофилактики.
Психология развития
Мишина Ю.В. - Гендерные отличия в возрастном изменении показателей когнитивных функций

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.4.19788

Аннотация: Предметом исследования являются гендерные отличия в возрастных изменениях когнитивных функций. Рассматривается сохранность когнитивных функций пожилых людей. Выборка составила 112 мужчин и 93 женщины. Объектом исследования – когнитивные функции людей зрелых возрастов. Актуальность: население страны стареет. Число лиц пожилого возраста с каждым десятилетием растет. Квалифицированные работники помимо своей воли оказываются за порогом активной жизни. Психологическая проблема заключается в выявлении когнитивного ресурса, позволяющего сохранить трудоспособность в поздний период жизни. Методы исследования – возрастные срезы когнитивных функций, корреляционный и факторный анализы. Все добровольно прошедшие обследование испытуемые были диагностированы валидными методиками: «аналогии», «исключение лишнего», тест Равена, «корректурная проба», «самооценка». Обработка проведена программой «IBM SPSS Statistics 22». Основными выводами проведенного исследования являются - Когнитивные функции подвержены спонтанному снижению с возрастом. Степень образованности субъекта на их сохранность влияет косвенно. Демпфирующим фактором регресса высших психических функций выступает когнитивный опыт, сопряженный с постоянной умственной деятельностью. Весомым фактором сохранности умственной активности выступает семейное благополучие, поддерживающее адекватную самооценку личности. Гендерные отличия в возрастном изменении когнитивных функций проявляются у мужчин с акцентом на логический анализ, а у женщин – как склонность к оперированию образами.
Мишина Ю.В. - Гендерные отличия в возрастном изменении показателей когнитивных функций c. 363-367

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.4.68051

Аннотация: Предметом исследования являются гендерные отличия в возрастных изменениях когнитивных функций. Рассматривается сохранность когнитивных функций пожилых людей. Выборка составила 112 мужчин и 93 женщины. Объектом исследования – когнитивные функции людей зрелых возрастов. Актуальность: население страны стареет. Число лиц пожилого возраста с каждым десятилетием растет. Квалифицированные работники помимо своей воли оказываются за порогом активной жизни. Психологическая проблема заключается в выявлении когнитивного ресурса, позволяющего сохранить трудоспособность в поздний период жизни. Методы исследования – возрастные срезы когнитивных функций, корреляционный и факторный анализы. Все добровольно прошедшие обследование испытуемые были диагностированы валидными методиками: «аналогии», «исключение лишнего», тест Равена, «корректурная проба», «самооценка». Обработка проведена программой «IBM SPSS Statistics 22». Основными выводами проведенного исследования являются - Когнитивные функции подвержены спонтанному снижению с возрастом. Степень образованности субъекта на их сохранность влияет косвенно. Демпфирующим фактором регресса высших психических функций выступает когнитивный опыт, сопряженный с постоянной умственной деятельностью. Весомым фактором сохранности умственной активности выступает семейное благополучие, поддерживающее адекватную самооценку личности. Гендерные отличия в возрастном изменении когнитивных функций проявляются у мужчин с акцентом на логический анализ, а у женщин – как склонность к оперированию образами.
Психотехника
Кузина Н.В. - Разработка и апробация психотерапии и психодиагностики с использованием короткометражного кино

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.4.19461

Аннотация: Объектом исследования являются короткометражные художественные/документальные фильмы и применение киноязыка / образности в психодиагностике и в психотерапии. Предметом исследования является алгоритм психодиагностики / коррекции эмоциональных психотравм, связанных с социальной стигматизацией в силу болезни, возраста, переживаний интимно-личных взаимоотношений, зависимого и суицидального поведения с помощью авторского короткометражного кино; личный образный ряд пациента и его трансформация методами киноискусства для реализации метода терапии творческим самовыражением; визуально наблюдаемые реакции пациентов / зрителей на просмотр авторского кино и их утилизация в процессе психотерапии; закономерности психофизиологических реакций (динамика микроциркуляции) при фоновой записи во время просмотра. Методы исследования: терапия творческим самовыражением, арт-терапия, фоновая запись лазерной допплеровской флоуметрии при просмотре кино, компьютерная психодиагностика. Алгоритм исследования: 1) съемка и монтаж видеофильмов с активным включением в работу пациента (фильм о проблеме пациента и о ее разрешении); 2) демонстрация видеофильмов респондентам, не участвовавшим в киномонтаже, 3) анализ особенностей восприятия при просмотре и содержания рефлексии о фильме зрителей по окончании просмотра, 4) запись ЛДФ-граммы при предъявлении авторских видеофильмов и анализ динамики бессознательной регуляции микрососудистого русла в ответ на предъявление, 5) проведение компьютерной психодиагностики респондента-зрителя, 6) анализ эффективности использования короткометражного авторского кино с целью психотерапии и психодиагностики. Разработан дизайн исследования, включающий 1) индивидуальную психокоррекционную терапию с пациентом для установления аутентичности, поиска значимых психоэмоциональных травм и устранения их последствий, ведущих к дезадаптации. Терапия может проводиться для постстрессовых расстройств, последствий сильной психической травмы (приковывающая к постели, лишающая трудоспособности болезнь; попытки суицида; аборт; проблемы гендерных отношений – разрыв отношений), аддикций (наркомания, курение, алкоголизм), в случае депрессивных состояний (слом смысложизненных ориентаций, сложности в определении личностной идентичности, суицидальные мысли, намерения); выявляется образный ряд, типичный для пациента; 2) создание фильма для пациента: используется психотерапевтический прием катарсиса, являющегося подобием контролируемого неврозом в миниатюре (сшибка возбуждения и торможения в ЦНС, условных рефлексов) и дальнейшей десенсибилизации к значимому стимулу и дезактуализации его; в процессе создания фильма с режиссером-психотерапевтом, продумывания сценария, реализации замысла респондент переживает ощущение собственной сопричастности, значимости его личного опыта, включения индивидуальной жизни в более широкий контекст (личностные переживания приобретают общезначимый философский контекст); 3) завершенные фильмы по окончании психотерапии являются материалом для диагностики сходных психоэмоциональных проблем, патологических реакций, представлений новых пациентов. В момент просмотра анализируются показатели: а) невербалика (поза и смены поз, жестикуляция, мимика, вегетативные реакции), вербальная реакция на эпизоды во время просмотра; б)) последующее вербальное устное и письменное отреагирование - анализ речевых проявлений (строение и расположение текста, пунктуация, семантика языковых единиц) и целеустановок; отмеченные детали, соскальзывания на актуальную для реципиента тематику эпизодов; алекситимия (отсутствие адекватных средств выражения эмоций, состояний), сокрытие переживаний; в) реакции микрососудистого русла. Протестирована возможность выявления физиологических соответствий катарсиса, скрытых мотиваций, потребностей и психоэмоциональных травм при просмотре видеофильмов (выявление суицидального риска, зависимостей, актуальности гендерных отношений и т.п.). По реакциям во время просмотра, специфике вербального отреагирования содержания фильма пост-фактум, по количеству реактивных изменений микроциркуляции во время просмотра можно судить о степени психоэмоциональной травматизации, о предрасположенности к девиантному поведению или к психосоматизации переживаний. Зафиксированы различия в реакции во время просмотра фильмов и записи флоуметрии, связанные с культурным уровнем, возрастом, полом, актуальными потребностями. Сюжетная визуальная стимуляция (кино) в отличие от разрозненной (фотографии), обладает более мощным воздействием на состояние микроциркуляторного русла (Kv < 10), в случае удержания световода рукой испытуемого – значительный тремор (Kv < 20). Фильмы, снятые при психокоррекции пациентов, вызывают резонанс у испытуемых-студентов, пережившим подобные психоэмоциональные травмы или склонных к аналогичным поведенческим патологиям (переживших их последствия). С помощью предлагаемой методики могут быть определены случаи не выявляемой в массовом прядке иными способами в социуме потребности и имеющегося опыта химических зависимостей, патологических гендерных отношений, предрасположенность к суициду. Методика может быть использована в детекции лжи. Предъявление видеофильмов дает возможность зарегистрировать активизацию нейрогенных - симпатических, эндотелиальных, миогенных факторов регуляции сосудистого русла.
Кузина Н.В. - Разработка и апробация психотерапии и психодиагностики с использованием короткометражного кино c. 368-381

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.4.68052

Аннотация: Объектом исследования являются короткометражные художественные/документальные фильмы и применение киноязыка / образности в психодиагностике и в психотерапии. Предметом исследования является алгоритм психодиагностики / коррекции эмоциональных психотравм, связанных с социальной стигматизацией в силу болезни, возраста, переживаний интимно-личных взаимоотношений, зависимого и суицидального поведения с помощью авторского короткометражного кино; личный образный ряд пациента и его трансформация методами киноискусства для реализации метода терапии творческим самовыражением; визуально наблюдаемые реакции пациентов / зрителей на просмотр авторского кино и их утилизация в процессе психотерапии; закономерности психофизиологических реакций (динамика микроциркуляции) при фоновой записи во время просмотра. Методы исследования: терапия творческим самовыражением, арт-терапия, фоновая запись лазерной допплеровской флоуметрии при просмотре кино, компьютерная психодиагностика. Алгоритм исследования: 1) съемка и монтаж видеофильмов с активным включением в работу пациента (фильм о проблеме пациента и о ее разрешении); 2) демонстрация видеофильмов респондентам, не участвовавшим в киномонтаже, 3) анализ особенностей восприятия при просмотре и содержания рефлексии о фильме зрителей по окончании просмотра, 4) запись ЛДФ-граммы при предъявлении авторских видеофильмов и анализ динамики бессознательной регуляции микрососудистого русла в ответ на предъявление, 5) проведение компьютерной психодиагностики респондента-зрителя, 6) анализ эффективности использования короткометражного авторского кино с целью психотерапии и психодиагностики. Разработан дизайн исследования, включающий 1) индивидуальную психокоррекционную терапию с пациентом для установления аутентичности, поиска значимых психоэмоциональных травм и устранения их последствий, ведущих к дезадаптации. Терапия может проводиться для постстрессовых расстройств, последствий сильной психической травмы (приковывающая к постели, лишающая трудоспособности болезнь; попытки суицида; аборт; проблемы гендерных отношений – разрыв отношений), аддикций (наркомания, курение, алкоголизм), в случае депрессивных состояний (слом смысложизненных ориентаций, сложности в определении личностной идентичности, суицидальные мысли, намерения); выявляется образный ряд, типичный для пациента; 2) создание фильма для пациента: используется психотерапевтический прием катарсиса, являющегося подобием контролируемого неврозом в миниатюре (сшибка возбуждения и торможения в ЦНС, условных рефлексов) и дальнейшей десенсибилизации к значимому стимулу и дезактуализации его; в процессе создания фильма с режиссером-психотерапевтом, продумывания сценария, реализации замысла респондент переживает ощущение собственной сопричастности, значимости его личного опыта, включения индивидуальной жизни в более широкий контекст (личностные переживания приобретают общезначимый философский контекст); 3) завершенные фильмы по окончании психотерапии являются материалом для диагностики сходных психоэмоциональных проблем, патологических реакций, представлений новых пациентов. В момент просмотра анализируются показатели: а) невербалика (поза и смены поз, жестикуляция, мимика, вегетативные реакции), вербальная реакция на эпизоды во время просмотра; б)) последующее вербальное устное и письменное отреагирование - анализ речевых проявлений (строение и расположение текста, пунктуация, семантика языковых единиц) и целеустановок; отмеченные детали, соскальзывания на актуальную для реципиента тематику эпизодов; алекситимия (отсутствие адекватных средств выражения эмоций, состояний), сокрытие переживаний; в) реакции микрососудистого русла. Протестирована возможность выявления физиологических соответствий катарсиса, скрытых мотиваций, потребностей и психоэмоциональных травм при просмотре видеофильмов (выявление суицидального риска, зависимостей, актуальности гендерных отношений и т.п.). По реакциям во время просмотра, специфике вербального отреагирования содержания фильма пост-фактум, по количеству реактивных изменений микроциркуляции во время просмотра можно судить о степени психоэмоциональной травматизации, о предрасположенности к девиантному поведению или к психосоматизации переживаний. Зафиксированы различия в реакции во время просмотра фильмов и записи флоуметрии, связанные с культурным уровнем, возрастом, полом, актуальными потребностями. Сюжетная визуальная стимуляция (кино) в отличие от разрозненной (фотографии), обладает более мощным воздействием на состояние микроциркуляторного русла (Kv < 10), в случае удержания световода рукой испытуемого – значительный тремор (Kv < 20). Фильмы, снятые при психокоррекции пациентов, вызывают резонанс у испытуемых-студентов, пережившим подобные психоэмоциональные травмы или склонных к аналогичным поведенческим патологиям (переживших их последствия). С помощью предлагаемой методики могут быть определены случаи не выявляемой в массовом прядке иными способами в социуме потребности и имеющегося опыта химических зависимостей, патологических гендерных отношений, предрасположенность к суициду. Методика может быть использована в детекции лжи. Предъявление видеофильмов дает возможность зарегистрировать активизацию нейрогенных - симпатических, эндотелиальных, миогенных факторов регуляции сосудистого русла.
В ПОТОКЕ КНИГ
Гуревич П.С. - Человек в поисках своей ниши (рецензия)

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.4.19738

Аннотация: Смысл данного материала - в характеристике новейших тенденций в области философской антропологии. Автор анализирует результаты двух оригинальных проектов, связанных с философским постижением человека, международного антропологического журнала «Фонарь Диогена. Человек в многообразии практик» и гуманитарного альманаха «Человек.ru». Проект синергийной антропологии представлен видными отечественными философами, которые группируются вокруг С.С. Хоружего. Они продуктивно осваивают новейшие разработки европейской философии. Вместе с тем данный проект оригинален и значим. Он связан с древними духовными практиками. В то же время направленность этих исканий вполне укладывается в логику современного академического дискурса. Смысл данного проекта состоит в том, чтобы расширить рамки философского постижения человека. Второй проект одушевлён поисками новой бытийственности человека, оснований его существования. Речь идёт о выработке нового способа философствования о человеке. Автор использует методы философской антропологии, которые сложились на всём протяжении её истории. Вместе с тем он сопоставляет направленность классической философии с современным этапом развития взглядов на человека как особый род сущего. В материале впервые в отечественной философии рассматривается нынешнее состояние философской антропологии как особого блока знаний о человеке. В статье отмечается радикальное обновление современного понятийного арсенала философской антропологии. Вводятся новые концепты – размыкание, сингулярность, антропологические практики. Дана оценка современным попыткам отыскать иные основания человеческого существования, фундаментальные критерии его бытийственности. Отмечается, что философская антропология по-прежнему играет роль служанки рациональной классической метафизики эпохи Просвещения. Намечаются пути преодоления кризисных процессов в философской антропологии.
Гуревич П.С. - Человек в поисках своей ниши (рецензия) c. 382-388

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.4.68053

Аннотация: Смысл данного материала - в характеристике новейших тенденций в области философской антропологии. Автор анализирует результаты двух оригинальных проектов, связанных с философским постижением человека, международного антропологического журнала «Фонарь Диогена. Человек в многообразии практик» и гуманитарного альманаха «Человек.ru». Проект синергийной антропологии представлен видными отечественными философами, которые группируются вокруг С.С. Хоружего. Они продуктивно осваивают новейшие разработки европейской философии. Вместе с тем данный проект оригинален и значим. Он связан с древними духовными практиками. В то же время направленность этих исканий вполне укладывается в логику современного академического дискурса. Смысл данного проекта состоит в том, чтобы расширить рамки философского постижения человека. Второй проект одушевлён поисками новой бытийственности человека, оснований его существования. Речь идёт о выработке нового способа философствования о человеке. Автор использует методы философской антропологии, которые сложились на всём протяжении её истории. Вместе с тем он сопоставляет направленность классической философии с современным этапом развития взглядов на человека как особый род сущего. В материале впервые в отечественной философии рассматривается нынешнее состояние философской антропологии как особого блока знаний о человеке. В статье отмечается радикальное обновление современного понятийного арсенала философской антропологии. Вводятся новые концепты – размыкание, сингулярность, антропологические практики. Дана оценка современным попыткам отыскать иные основания человеческого существования, фундаментальные критерии его бытийственности. Отмечается, что философская антропология по-прежнему играет роль служанки рациональной классической метафизики эпохи Просвещения. Намечаются пути преодоления кризисных процессов в философской антропологии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.