Статья 'Действительность юмора как среда и средство рефлексивно-позиционного понимания мира и себя' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Действительность юмора как среда и средство рефлексивно-позиционного понимания мира и себя

Ковалева Наталья Борисовна

кандидат психологических наук

доцент, кафедра психологической антропологии, Московский педагогический государственный университет

119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, 88

Kovaleva Natalia Borisovna

PhD in Psychology

associate professor of the Department of Psychological Anthropology at Moscow State Pedagogical University

119571, Russia, Moscow, prospekt Vernadskogo, 88

nkovaig@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2016.4.19891

Дата направления статьи в редакцию:

28-07-2016


Дата публикации:

04-09-2016


Аннотация: В статье исследуются проблемы понимания юмора в контексте практического решения задач разработки инновационных психолого-педагогических средств (моделей; технологий), имеющих своей целью развитие личности и ментальных способностей подростков и юношества. Медиакультура и медиадействительность комического в понимании автора есть средство и среда самоосуществления человека, обретения им внутренней свободы и целостного культурно-ориентирующего образа мира; совершенствования своей субъектно-творческой позиции. Образовательно-антропологический императив «во всем переустановиться заново» предписывает особое внимание к переменам в среде становления-возрастания молодежи, а динамичная современность медиакультуры и глобальное влияние массмедиа – одновременно являются вызовом и своеобразным педагогическим заданием. Ретроспектива предлагаемого автором обзора теорий юмора в рамке от Античности, философии Нового времени до теорий социальных медиа, интерпретативных сообществ и медиакультуры современности, рассматривает юмор как способ присутствия в мире; как практику познания мира и себя как средство построения диалогических отношений. Такой анализ позволяет органично включить в работу и подвести теоретический базис под авторскую рефлексивно-позиционную модель понимания юмора и по-новому раскрыть личностные механизмы формирования творческой позиционности в процессе переоткрытия культуросообразных ценностей и проектно-мировоззренческих представлений о «должном». Автор на конкретных примерах иллюстрирует и показывает в выводах перспективы применения технологий рефлексивно-позиционного подхода к моделированию среды, инициирующей развитие способности понимания комического как фактора становления творческой позиционности личности.


Ключевые слова:

комическое, юмор, ирония, рефлексия, "медиагерменевтика", диалог, творчество, позиционность, рефлексивно-позиционная модель, психология понимания

Abstract: The article examines the problem of understanding of humor in terms of а practical solution to problems of development of innovative pedagogical tools (models or technologies) aimed at the development of personality and mental abilities of teenagers and young adults. The author considers culture and media reality of «the comic» as the medium of self-realization in the process of finding the inner freedom and integrity of the culture-orienating image of the world and development of creative thinking. Psychological-anthropological imperative "reinstall all attitudes from the beginning" requires special attention to changes in the environment of formation and growing in youth, thus a dynamic modernity of media culture and global influence of mass media are simultaneously a challenge and a kind of teaching job. The author's retrospective review of the theories of humor since ancient times and philosophy of the New Period till the modern concepts of social media, interpretive communities and media culture, regards humor as a way of presence in the world; as the practice and knowledge of the world itself as a construction tool of the dialogical relations. Such analysis allows to cover and prove the theoretical basis for the author's "reflexive-positional" model of understanding of humor and to reveal the mechanisms of formation of the creative personality in the process of rediscovering culture-congruent values and projective philosophical ideas about the "proper". By using specific examples, the author illustrates and shows prospects for using the reflexive-positional approach to modelling the environment initiating the concept of the comic as the factor of developing individual creative positionality. 


Keywords:

comic, humor, irony, reflection, media hermeneutics, dialogue, creativity, positional feature, reflexive-positional model, psychology of understanding

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.