по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 03, 2016
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 29-06-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2016
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Полоумное безумие

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.19112

Аннотация: Статья посвящена исследованию характерной тенденции наших дней, которую можно назвать психиатризацией гуманитарного знания. Многие авторы, опираясь на клинические экспертизы, характеризуют человека по этим признакам. В частности, один из авторов журнала «Психология и психотехника» Ф.Т. Фаритов полагает, что он установил два полюса философской деятельности. Они представлены мыслителями-шизоидами и мыслителями-истероидами. Так, Кант и Гегель обозначаются этим исследователем как шизоиды, а Сократ и Ницше – как шизо-истероиды. Однако в психоанализе и психиатрии шизоид имеет множество различных характеристик. Но многие исследователи предумышленно сводят эти черты к формальным особенностям поведения, которые они заимствуют из методик Э. Кречмера и А.Е. Личко Автор опирается на классические философские и психиатрические работы. Он принимает во внимание предостережение К. Ясперса о том, что конкретные методики не всегда можно использовать для вторжения в философское пространство. В статье впервые подвергается критике психиатризация гуманитарного знания. Автор прослеживает зарождение этой тенденции в трудах М. Фуко. Не оспаривая достижений современной философской антропологии, автор не соглашается с тем, что прежнюю условную психологическую норму нужно заменить столь же условной психиатрической. Стремление во что бы то ни стало представить человека безумцем, по мнению автора, требует серьёзного переосмысления. Человек безумный, противостоящий классическому разумному человеку, вряд ли может ассоциироваться с пациентом психиатрической больницы. Особое место в статье занимают возражения против кощунственного анализа таких великих философов, как Сократ, Кант, Гегель.
Гуревич П.С. - Полоумное безумие c. 221-224

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.67863

Аннотация: Статья посвящена исследованию характерной тенденции наших дней, которую можно назвать психиатризацией гуманитарного знания. Многие авторы, опираясь на клинические экспертизы, характеризуют человека по этим признакам. В частности, один из авторов журнала «Психология и психотехника» Ф.Т. Фаритов полагает, что он установил два полюса философской деятельности. Они представлены мыслителями-шизоидами и мыслителями-истероидами. Так, Кант и Гегель обозначаются этим исследователем как шизоиды, а Сократ и Ницше – как шизо-истероиды. Однако в психоанализе и психиатрии шизоид имеет множество различных характеристик. Но многие исследователи предумышленно сводят эти черты к формальным особенностям поведения, которые они заимствуют из методик Э. Кречмера и А.Е. Личко Автор опирается на классические философские и психиатрические работы. Он принимает во внимание предостережение К. Ясперса о том, что конкретные методики не всегда можно использовать для вторжения в философское пространство. В статье впервые подвергается критике психиатризация гуманитарного знания. Автор прослеживает зарождение этой тенденции в трудах М. Фуко. Не оспаривая достижений современной философской антропологии, автор не соглашается с тем, что прежнюю условную психологическую норму нужно заменить столь же условной психиатрической. Стремление во что бы то ни стало представить человека безумцем, по мнению автора, требует серьёзного переосмысления. Человек безумный, противостоящий классическому разумному человеку, вряд ли может ассоциироваться с пациентом психиатрической больницы. Особое место в статье занимают возражения против кощунственного анализа таких великих философов, как Сократ, Кант, Гегель.
Философия и психология
Бойко Д.В. - Человек трепещущий

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.19141

Аннотация: Предметом исследования является чувство трепета в различных его проявлениях. Объектом исследования являются различные проявления чувства трепета: оно рассматривается не только с точки зрения традиционной, как трепет религиозный, но и в качестве особого чувства, которое не включает в себя страх как таковой, а заключает в себе возможность инициации духовной трансформации личности, пробуждение чувства возвышенного. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как генезис чувства трепета, его функционирование и роль в жизни человека, влияние чувства трепета на личностный и духовный рост человека. В качестве методологии исследования автор использует герменевтический анализ различных текстов: религиозной, экзистенциальной и социальной философии, а также литературных произведений. Основными выводами проведённого исследования являются: чувство трепета выступает в качестве религиозного переживания далеко не всегда, зачастую это чувство имеет другую модальность и окраску, освобождённую от негативного страха; исследование данного чувства позволяет глубже и полнее понять человека; трепет является тем чувством, которое помогает раскрыть и понять природу человека. Новизна исследования заключается в попытке показать, что чувство трепета одновременно является выражением различных, зачастую непохожих и не пересекающихся между собой глубинных духовных состояний.
Бойко Д.В. - Человек трепещущий c. 225-232

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.67864

Аннотация: Предметом исследования является чувство трепета в различных его проявлениях. Объектом исследования являются различные проявления чувства трепета: оно рассматривается не только с точки зрения традиционной, как трепет религиозный, но и в качестве особого чувства, которое не включает в себя страх как таковой, а заключает в себе возможность инициации духовной трансформации личности, пробуждение чувства возвышенного. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как генезис чувства трепета, его функционирование и роль в жизни человека, влияние чувства трепета на личностный и духовный рост человека. В качестве методологии исследования автор использует герменевтический анализ различных текстов: религиозной, экзистенциальной и социальной философии, а также литературных произведений. Основными выводами проведённого исследования являются: чувство трепета выступает в качестве религиозного переживания далеко не всегда, зачастую это чувство имеет другую модальность и окраску, освобождённую от негативного страха; исследование данного чувства позволяет глубже и полнее понять человека; трепет является тем чувством, которое помогает раскрыть и понять природу человека. Новизна исследования заключается в попытке показать, что чувство трепета одновременно является выражением различных, зачастую непохожих и не пересекающихся между собой глубинных духовных состояний.
Внутренний мир человека
Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. - Идентификация и слияние: варианты соотношения «Я» и группы при формировании социальной идентичности (на примере семьи и страны)

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.19146

Аннотация: Работа направлена на дифференциацию двух вариантов социальной идентичности – идентификации (в теории самокатегоризации) и слияния идентичности (в теории самоверификации). В соответствии с подходом психологии телесности, они рассматриваются как следствия различных механизмов формирования идентичности, в равной степени дающих человеку переживание самотождественности как основы идентичности с группой в целом. Выдвигались следующие гипотезы: 1) Идентификация и слияние идентичности представляют связанные, но разные типы формирования социальной идентичности как в межличностных доменах (семья), так и в идеологических (страна); 2) Слияние идентичности с семьей и страной, но не идентификация, проявляется в специфическом феномене «перекрывания» круга семьи или страны с кругом «Я» в графической методике; 3) Как слияние, так и идентификация с группой обладают общими для формирования идентичности признаками, проявляющимися в субъективной близости группы и «Я» и переживаниях при изменении идентификации (изменение группы переживается как значимое негативное событие, сопряженное с изменением «Я»). В исследовании идентификации и слияния со страной и семьей на выборках студентов (n1=161) и взрослых (n2=123) подтверждены структурные и частично (только для семьи) функциональные различия между этими конструктами. Как слияние, так и идентификация с группой в равной мере связаны с признаками самотождественности – субъективной близостью группы к «Я» и выраженностью негативных переживаний при изменении идентичности, в том числе, в «лучшую» сторону. Результаты обсуждаются с позиции возможных механизмов, стоящих за двумя разными вариантами формирования идентичности.
Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. - Идентификация и слияние: варианты соотношения «Я» и группы при формировании социальной идентичности (на примере семьи и страны) c. 233-242

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.67865

Аннотация: Работа направлена на дифференциацию двух вариантов социальной идентичности – идентификации (в теории самокатегоризации) и слияния идентичности (в теории самоверификации). В соответствии с подходом психологии телесности, они рассматриваются как следствия различных механизмов формирования идентичности, в равной степени дающих человеку переживание самотождественности как основы идентичности с группой в целом. Выдвигались следующие гипотезы: 1) Идентификация и слияние идентичности представляют связанные, но разные типы формирования социальной идентичности как в межличностных доменах (семья), так и в идеологических (страна); 2) Слияние идентичности с семьей и страной, но не идентификация, проявляется в специфическом феномене «перекрывания» круга семьи или страны с кругом «Я» в графической методике; 3) Как слияние, так и идентификация с группой обладают общими для формирования идентичности признаками, проявляющимися в субъективной близости группы и «Я» и переживаниях при изменении идентификации (изменение группы переживается как значимое негативное событие, сопряженное с изменением «Я»). В исследовании идентификации и слияния со страной и семьей на выборках студентов (n1=161) и взрослых (n2=123) подтверждены структурные и частично (только для семьи) функциональные различия между этими конструктами. Как слияние, так и идентификация с группой в равной мере связаны с признаками самотождественности – субъективной близостью группы к «Я» и выраженностью негативных переживаний при изменении идентичности, в том числе, в «лучшую» сторону. Результаты обсуждаются с позиции возможных механизмов, стоящих за двумя разными вариантами формирования идентичности.
Потенциал интеллекта
Борзых С.В. - Синдром Электроника

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.19253

Аннотация: Объектом исследования является некоторая косность человеческого мышления, обусловленная его пребыванием в рамках каких-то конкретных обстоятельств, культуры, эпохи. Особое внимание уделяется тому, как именно мы смотрим на мир, что в нём замечаем и как это для себя и окружающих объясняем. Последовательно рассматриваются все отмеченные составляющие компендиума факторов, влияющих на наш взгляд на мир, которые не могут быть отброшены ни одним индивидом, включая и любого учёного. Основными методами исследования являются позаимствованные из медицины принципы диагностики взаимосвязанных симптомов с последующим выведением синдрома. Основным выводом проведённого исследования выступает зависимость нашего мышления от тех обстоятельств, в которых мы все пребываем. Новизна проявляется в том, что был использован аппарат, не свойственный для подобного рода выводов. Предполагается, что мы склонны решать поставленные перед нами задачи теми методами, которые нам удобны, но не которые оптимальны для этого.
Борзых С.В. - Синдром Электроника c. 243-250

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.67866

Аннотация: Объектом исследования является некоторая косность человеческого мышления, обусловленная его пребыванием в рамках каких-то конкретных обстоятельств, культуры, эпохи. Особое внимание уделяется тому, как именно мы смотрим на мир, что в нём замечаем и как это для себя и окружающих объясняем. Последовательно рассматриваются все отмеченные составляющие компендиума факторов, влияющих на наш взгляд на мир, которые не могут быть отброшены ни одним индивидом, включая и любого учёного. Основными методами исследования являются позаимствованные из медицины принципы диагностики взаимосвязанных симптомов с последующим выведением синдрома. Основным выводом проведённого исследования выступает зависимость нашего мышления от тех обстоятельств, в которых мы все пребываем. Новизна проявляется в том, что был использован аппарат, не свойственный для подобного рода выводов. Предполагается, что мы склонны решать поставленные перед нами задачи теми методами, которые нам удобны, но не которые оптимальны для этого.
Мотивация и духовность личности
Худяков А.И., Машошина А.А. - Характеристики субъективной картины жизненного пути у представителей технических и медицинских специальностей

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.18999

Аннотация: Данная работа направлена на изучение характеристик субъективной картины жизненного пути у представителей технических и медицинских специальностей с целью их дальнейшего развития. Субъективная картина жизненного пути принимает непосредственное участие в процессе управления человеком собственной жизнью, так как с её помощью осмысливая жизнь, человек имеет возможность выстроить её в соответствии со своими целями, возможностями, ценностями. Но при развитии её характеристик необходимо учитывать профессию. Субъективная картина жизненного пути рассматривается с позиций причинно-целевой концепции психологического времени. К исследованию в качестве респондентов были привлечены сотрудники научно-исследовательских организаций технического и медицинского профилей. Характеристики субъективной картины жизненного пути измерялись с помощью методики «Каузометрия» А.Кроник и биографической анкеты. В результате исследования выявлено, что у представителей технических специальностей психологический возраст более соответствует их биологическому возрасту, выше мотивационная насыщенность в настоящем, чем у представителей медицинских специальностей. У представителей медицинских специальностей выше степень категоричности суждений о вероятности межсобытийных связей, они более склонны к смене профессии в течение жизни.
Худяков А.И., Машошина А.А. - Характеристики субъективной картины жизненного пути у представителей технических и медицинских специальностей c. 251-255

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.67867

Аннотация: Данная работа направлена на изучение характеристик субъективной картины жизненного пути у представителей технических и медицинских специальностей с целью их дальнейшего развития. Субъективная картина жизненного пути принимает непосредственное участие в процессе управления человеком собственной жизнью, так как с её помощью осмысливая жизнь, человек имеет возможность выстроить её в соответствии со своими целями, возможностями, ценностями. Но при развитии её характеристик необходимо учитывать профессию. Субъективная картина жизненного пути рассматривается с позиций причинно-целевой концепции психологического времени. К исследованию в качестве респондентов были привлечены сотрудники научно-исследовательских организаций технического и медицинского профилей. Характеристики субъективной картины жизненного пути измерялись с помощью методики «Каузометрия» А.Кроник и биографической анкеты. В результате исследования выявлено, что у представителей технических специальностей психологический возраст более соответствует их биологическому возрасту, выше мотивационная насыщенность в настоящем, чем у представителей медицинских специальностей. У представителей медицинских специальностей выше степень категоричности суждений о вероятности межсобытийных связей, они более склонны к смене профессии в течение жизни.
Моделирование бессознательного
Трунов Д.Г. - Представления о сновидениях: религиозная, естественнонаучная и психологическая модели

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.10618

Аннотация: В данной статье представлены основные исторические модели представлений о сновидениях: метафизическая, естественнонаучная и психологическая модели. Метафизическая модель предполагает, что источником сновидения является некий иной мир, а сновидение - есть послание этого мира сновидцу. Естественнонаучная модель сновидений предусматривает, что сновидение является специфическим продуктом спонтанной деятельности спящего мозга, а потому не несет какого-либо жизненно важного смысла сновидящему. Психологическая модель чаще всего рассматривает источником сновидения некую сферу психики, например, "бессознательное", а сновидение выполняет некие важные психологические функции. Сравнение моделей осуществляется по следующим критериям: источник сновидения, функция сновидения, причина сновидения, механизм сновидения, онейропрактики («сновидческие практики»). Выявление трех основных моделей представлений о сновидениях и их критериев позволяет изучать то, как интегрируются данные модели в индивидуальном сознании. Представления о сновидениях, которые имеет каждый отдельный человек, складываются из фрагментов различных моделей, в зависимости от содержания сновидения, своего мировоззрения и других факторов, сновидящий опирается в своем понимании сновидения на свою личную интегративную модель.
Трунов Д.Г. - Представления о сновидениях: религиозная, естественнонаучная и психологическая модели c. 256-264

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.67868

Аннотация: В данной статье представлены основные исторические модели представлений о сновидениях: метафизическая, естественнонаучная и психологическая модели. Метафизическая модель предполагает, что источником сновидения является некий иной мир, а сновидение - есть послание этого мира сновидцу. Естественнонаучная модель сновидений предусматривает, что сновидение является специфическим продуктом спонтанной деятельности спящего мозга, а потому не несет какого-либо жизненно важного смысла сновидящему. Психологическая модель чаще всего рассматривает источником сновидения некую сферу психики, например, "бессознательное", а сновидение выполняет некие важные психологические функции. Сравнение моделей осуществляется по следующим критериям: источник сновидения, функция сновидения, причина сновидения, механизм сновидения, онейропрактики («сновидческие практики»). Выявление трех основных моделей представлений о сновидениях и их критериев позволяет изучать то, как интегрируются данные модели в индивидуальном сознании. Представления о сновидениях, которые имеет каждый отдельный человек, складываются из фрагментов различных моделей, в зависимости от содержания сновидения, своего мировоззрения и других факторов, сновидящий опирается в своем понимании сновидения на свою личную интегративную модель.
Индивид и личность
Березина Т.Н. - Психогенетический анализ индивидуальной продолжительности жизни

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.18807

Аннотация: Индивидуальная продолжительность жизни рассматривается как психогенетический признак, анализируется влияние факторов наследственности и среды на его выраженность. Отмечается, что на индивидуальную продолжительность жизни влияют оба эти фактора, приводятся данные анализа литературы с доказательством влияния фактора наследственности и фактора среды. В качестве доказательств роли наследственности приводятся: запрограммированное количество клеточных делений, наличие «генов смерти», существование «биологических часов» и т.п. К доказательствам роли среды отнесены; изменение продолжительности жизни лабораторных животных под влиянием факторов среды, наличие негенетических причин старения, существование феномена «обратимости старения» у некоторых живых существ и т.п. Описывается собственное эмпирическое исследование, выполненное классическим близнецовым методом. на 100 парах монозиготных близнецов и 70 парах дизиготных близнецов, проживавших в РФ в XX-XXI веках, приводятся его результаты. Отмечается, что средние различия в продолжительности жизни монозиготных близнецов в парах достигают 9.4 года, а дизиготных – 12.3 лет. Приводятся данные корреляционного анализа, согласно которому показатель взаимосвязи по признаку индивидуальной продолжительности жизни в парах МЗ – близнецов равен 0.91, а ДЗ – 0.73. На основании полученных данных делается вывод о преимущественном влиянии общей и близкой среды на индивидуальную продолжительность в нашей стране в изучаемый период времени.
Березина Т.Н. - Психогенетический анализ индивидуальной продолжительности жизни c. 265-271

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.67869

Аннотация: Индивидуальная продолжительность жизни рассматривается как психогенетический признак, анализируется влияние факторов наследственности и среды на его выраженность. Отмечается, что на индивидуальную продолжительность жизни влияют оба эти фактора, приводятся данные анализа литературы с доказательством влияния фактора наследственности и фактора среды. В качестве доказательств роли наследственности приводятся: запрограммированное количество клеточных делений, наличие «генов смерти», существование «биологических часов» и т.п. К доказательствам роли среды отнесены; изменение продолжительности жизни лабораторных животных под влиянием факторов среды, наличие негенетических причин старения, существование феномена «обратимости старения» у некоторых живых существ и т.п. Описывается собственное эмпирическое исследование, выполненное классическим близнецовым методом. на 100 парах монозиготных близнецов и 70 парах дизиготных близнецов, проживавших в РФ в XX-XXI веках, приводятся его результаты. Отмечается, что средние различия в продолжительности жизни монозиготных близнецов в парах достигают 9.4 года, а дизиготных – 12.3 лет. Приводятся данные корреляционного анализа, согласно которому показатель взаимосвязи по признаку индивидуальной продолжительности жизни в парах МЗ – близнецов равен 0.91, а ДЗ – 0.73. На основании полученных данных делается вывод о преимущественном влиянии общей и близкой среды на индивидуальную продолжительность в нашей стране в изучаемый период времени.
Психология и педагогика
Флеров О.В. - Экзистенциально-психологические факторы личностного роста взрослого человека в пространстве институционального непрерывного образования

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.19267

Аннотация: Объектом исследования в предлагаемой статье является непрерывное образование взрослых как пространство и как условие личностного роста. Предмет исследования - внутренние факторы развития личности в данном образовательном пространстве. Автор обращается к философским и психологическим идеям мыслителей и учёных с попыткой отыскать в них корни мотивации человека к получению образования на протяжении всей жизни вне контекста актуализации знаний по причине технологического прогресса и без относительно социально-экономических вопросов. Особое внимание уделяется моментам взаимосвязи данных идей между собой и их связи с педагогикой, в которой тема образовательных траекторий сегодня является весьма популярной. Методом исследования в данной статье является комплексный философско-психолого-педагогический анализ, а также дифференциация факторов и поиск их взаимосвязей на основе анализа научных источников и педагогической практики. Автор приходит к выводу, что идеи философов, психологов-гуманистов, акмеологов и онтопсихологов относительно жизненного пути человека, его свободы выбора и самореализации вкупе формируют ценностный подход или методологию осмысления непрерывного образования взрослых и дополнительного профессионального образования как его части. Эти факторы нельзя полностью противопоставлять факторам внешним, так как профессия является социально-экономическим феноменом и реализация одного и того же человека в ней во многом зависит от объективных социальных условий, однако, подобный подход к данному виду образования позволяет по-новому взглянуть на мотивы учения на протяжении всей жизни в эпоху неопределённости, более глубоко осмыслить их, что в свою очередь может дать материал для более глубоких весьма популярных сегодня междисциплинарных исследований функционирования образовательных систем.
Флеров О.В. - Экзистенциально-психологические факторы личностного роста взрослого человека в пространстве институционального непрерывного образования c. 272-280

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.67870

Аннотация: Объектом исследования в предлагаемой статье является непрерывное образование взрослых как пространство и как условие личностного роста. Предмет исследования - внутренние факторы развития личности в данном образовательном пространстве. Автор обращается к философским и психологическим идеям мыслителей и учёных с попыткой отыскать в них корни мотивации человека к получению образования на протяжении всей жизни вне контекста актуализации знаний по причине технологического прогресса и без относительно социально-экономических вопросов. Особое внимание уделяется моментам взаимосвязи данных идей между собой и их связи с педагогикой, в которой тема образовательных траекторий сегодня является весьма популярной. Методом исследования в данной статье является комплексный философско-психолого-педагогический анализ, а также дифференциация факторов и поиск их взаимосвязей на основе анализа научных источников и педагогической практики. Автор приходит к выводу, что идеи философов, психологов-гуманистов, акмеологов и онтопсихологов относительно жизненного пути человека, его свободы выбора и самореализации вкупе формируют ценностный подход или методологию осмысления непрерывного образования взрослых и дополнительного профессионального образования как его части. Эти факторы нельзя полностью противопоставлять факторам внешним, так как профессия является социально-экономическим феноменом и реализация одного и того же человека в ней во многом зависит от объективных социальных условий, однако, подобный подход к данному виду образования позволяет по-новому взглянуть на мотивы учения на протяжении всей жизни в эпоху неопределённости, более глубоко осмыслить их, что в свою очередь может дать материал для более глубоких весьма популярных сегодня междисциплинарных исследований функционирования образовательных систем.
Клиническая психология
Свиридченкова Т.А. - Эмоции и цветные образы в детских сновидениях

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.19265

Аннотация: Предметом исследования является взаимосвязь эмоциональных состояний (страх, тревога, удовольствие, удовлетворение) во сне, основных функций сновидения (защитной, компенсаторной и адаптивной) и вторичных образов, представленных определенным цветом в детских сновидениях. Объектом исследования являются дети в возрасте от пяти до семи лет. Автор подробно рассматривает такие темы как влияние цвета на психическое, психологическое и физиологическое состояние человека; сновидение и его функции; образы сновидения как вторичные образы, сигнализирующие о наличии невротического состояния. Особое внимание уделяется появлению в детских сновидениях того или иного цветного образа, его взаимосвязи с эмоциональным состоянием сновидца, работой сновидения и наличием психологической проблемы. В исследовании использовались методы опроса, анализа, сравнения. Для определения и подтверждения статистически значимых различий между появлением в страшных и приятных сновидениях того или иного цвета использовался Т— критерий Стьюдента. Полученные результаты эмпирического исследования показали, что существует взаимосвязь эмоциональных состояний (страх, тревога, удовлетворение, удовольствие) во сне и вторичных образов в сновидениях, представленных определенным цветом. Выделены доминирующие цветные образы, характерные для страшных детских сновидений и цветные образы, характерные для детских сновидений с приятным сюжетом. Результаты исследования могут быть использованы в рамках ранней диагностики и профилактики невротических состояний, которые еще не проявились в виде клинических симптомов заболевания в бодрствующем состоянии, но уже появляются в сновидных образах, представленных определенным цветом.
Свиридченкова Т.А. - Эмоции и цветные образы в детских сновидениях c. 281-289

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.67871

Аннотация: Предметом исследования является взаимосвязь эмоциональных состояний (страх, тревога, удовольствие, удовлетворение) во сне, основных функций сновидения (защитной, компенсаторной и адаптивной) и вторичных образов, представленных определенным цветом в детских сновидениях. Объектом исследования являются дети в возрасте от пяти до семи лет. Автор подробно рассматривает такие темы как влияние цвета на психическое, психологическое и физиологическое состояние человека; сновидение и его функции; образы сновидения как вторичные образы, сигнализирующие о наличии невротического состояния. Особое внимание уделяется появлению в детских сновидениях того или иного цветного образа, его взаимосвязи с эмоциональным состоянием сновидца, работой сновидения и наличием психологической проблемы. В исследовании использовались методы опроса, анализа, сравнения. Для определения и подтверждения статистически значимых различий между появлением в страшных и приятных сновидениях того или иного цвета использовался Т— критерий Стьюдента. Полученные результаты эмпирического исследования показали, что существует взаимосвязь эмоциональных состояний (страх, тревога, удовлетворение, удовольствие) во сне и вторичных образов в сновидениях, представленных определенным цветом. Выделены доминирующие цветные образы, характерные для страшных детских сновидений и цветные образы, характерные для детских сновидений с приятным сюжетом. Результаты исследования могут быть использованы в рамках ранней диагностики и профилактики невротических состояний, которые еще не проявились в виде клинических симптомов заболевания в бодрствующем состоянии, но уже появляются в сновидных образах, представленных определенным цветом.
Психология развития
Палаткина Г.В., Зайченко Е.А. - Инновационные технологии формирования лидерства студентов вуза в пространстве социально-культурной деятельности

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.18759

Аннотация: Предметом исследования в статье является педагогический анализ социокультурного пространства формирования лидерства студентов. Значимым аспектом выстраивания исследования является педагогический анализ социокультурного пространства формирования лидерства студентов как категории и феномена. Тематика статьи направлена на осмысление проблемы формирования лидерства студентов вузов в контексте широкой глобальной и социокультурной проблематики. Социокультурная деятельность студента рассматривается как двухсторонний процесс развития личностных и профессиональных компетенций студентов. В статьи используется эмпирический материал, наработанный Астраханским государственным университетом на базе опорной инновационной площадки научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования «Инновационные инструменты управления социализации студентов вуза». Методология исследования определена сочетанием целостного подхода о системности, структурированности педагогических условий и процессов, ситуационного подхода и средового подхода. Осмысление содержательных и структурных процессов динамики социокультурного пространства формирования лидерства студентов проведено посредством сопряжения педагогической методологии исследования с категориальным аппаратом, средствами, формами, методами и технологиями социально-культурной деятельности. Научная новизна исследования состоит в выявлении ряда ключевых характеристик социокультурного пространства формирования лидерства студентов: характеристик лидерства студента вуза как образовательного результата, типологических характеристик лидерства как личностного качества студента, функций лидера в образовательном процессе вуза, социально-культурной деятельности вуза в формировании лидерства студента вуза.
Палаткина Г.В., Зайченко Е.А. - Инновационные технологии формирования лидерства студентов вуза в пространстве социально-культурной деятельности c. 290-297

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.67872

Аннотация: Предметом исследования в статье является педагогический анализ социокультурного пространства формирования лидерства студентов. Значимым аспектом выстраивания исследования является педагогический анализ социокультурного пространства формирования лидерства студентов как категории и феномена. Тематика статьи направлена на осмысление проблемы формирования лидерства студентов вузов в контексте широкой глобальной и социокультурной проблематики. Социокультурная деятельность студента рассматривается как двухсторонний процесс развития личностных и профессиональных компетенций студентов. В статьи используется эмпирический материал, наработанный Астраханским государственным университетом на базе опорной инновационной площадки научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования «Инновационные инструменты управления социализации студентов вуза». Методология исследования определена сочетанием целостного подхода о системности, структурированности педагогических условий и процессов, ситуационного подхода и средового подхода. Осмысление содержательных и структурных процессов динамики социокультурного пространства формирования лидерства студентов проведено посредством сопряжения педагогической методологии исследования с категориальным аппаратом, средствами, формами, методами и технологиями социально-культурной деятельности. Научная новизна исследования состоит в выявлении ряда ключевых характеристик социокультурного пространства формирования лидерства студентов: характеристик лидерства студента вуза как образовательного результата, типологических характеристик лидерства как личностного качества студента, функций лидера в образовательном процессе вуза, социально-культурной деятельности вуза в формировании лидерства студента вуза.
Открытий чудных…
Суетин Т.А. - Реальность в ретроспективе

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.18880

Аннотация: В статье раскрывается взаимосвязь воззрений на реальность и становления научного знания, вплоть до возникновения классической науки. Автор анализирует идеи и Античных, Средневековых философов, а также мыслителей и ученых Нового времени, сопоставляя их с вектором развития научной деятельности. Затрагивается вопрос воздействия религии и церковной власти, связанный с ними жизненный уклад на возникновение классической науки. В целом наука рассматривается как неотъемлемый инструмент познания реальности, но в своем классическом варианте тенденции науки постепенно начинает смещаться в сторону прагматизма и приспособления реальности под человека и общество. Исследование проводится, прежде всего, в историческом контексте, на основе философских трудов античности, религиозной философии, а также истории и философии науки. Принимая во внимание созидательные факторы классической науки, рассматриваются причины и следствия негативных проявлений науки. Основную проблему классической науки автор видит чрезмерной рационализации, исключающей чувственно-эмоциональный фактор в рефлективном аспекте. Воззрения на реальность перестали подпитывать, стимулировать науку, а скорее мешать ей. Новизна исследования заключается в рассмотрении научного познании с точки зрении эмоционально-чувственной рефлексии, без которой наука не может воспринимать и познавать реальность как таковую, а лишь приспосабливать её к прагматическому использованию.
Суетин Т.А. - Реальность в ретроспективе c. 298-306

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.67873

Аннотация: В статье раскрывается взаимосвязь воззрений на реальность и становления научного знания, вплоть до возникновения классической науки. Автор анализирует идеи и Античных, Средневековых философов, а также мыслителей и ученых Нового времени, сопоставляя их с вектором развития научной деятельности. Затрагивается вопрос воздействия религии и церковной власти, связанный с ними жизненный уклад на возникновение классической науки. В целом наука рассматривается как неотъемлемый инструмент познания реальности, но в своем классическом варианте тенденции науки постепенно начинает смещаться в сторону прагматизма и приспособления реальности под человека и общество. Исследование проводится, прежде всего, в историческом контексте, на основе философских трудов античности, религиозной философии, а также истории и философии науки. Принимая во внимание созидательные факторы классической науки, рассматриваются причины и следствия негативных проявлений науки. Основную проблему классической науки автор видит чрезмерной рационализации, исключающей чувственно-эмоциональный фактор в рефлективном аспекте. Воззрения на реальность перестали подпитывать, стимулировать науку, а скорее мешать ей. Новизна исследования заключается в рассмотрении научного познании с точки зрении эмоционально-чувственной рефлексии, без которой наука не может воспринимать и познавать реальность как таковую, а лишь приспосабливать её к прагматическому использованию.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.