Статья 'Инновационные технологии формирования лидерства студентов вуза в пространстве социально-культурной деятельности' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Инновационные технологии формирования лидерства студентов вуза в пространстве социально-культурной деятельности

Палаткина Галина Владимировна

доктор педагогических наук

профессор, кафедра социальной психологии и педагогики, Астраханский государственный университет

414056, Россия, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Татищева, 20 а

Palatkina Galina Vladimirovna

Doctor of Pedagogy

professor of the Department of Social Psychology and Pedagogy at Astrakhan State University
// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[Ss]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o < e.length;o++)t+=String.fromCharCode(parseInt(e[o],16));return t},d=function(){return "e-notabene.ru"},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0){return p}for(var e=0;e


414056, Russia, Astrakhan Region, Astrakhan, str. Tatishcheva, 20 a
// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[Ss]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o < e.length;o++)t+=String.fromCharCode(parseInt(e[o],16));return t},d=function(){return "e-notabene.ru"},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0){return p}for(var e=0;e


pal9@rambler.ru
Зайченко Елена Александровна

ассистент, кафедра социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет

414056, Россия, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, оф. Астраханский государственный университет

Zaichenko Elena Aleksandrovna

assistant of the Department of Social Pedagogy and Psychology at Astrakhan State University
// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[Ss]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o < e.length;o++)t+=String.fromCharCode(parseInt(e[o],16));return t},d=function(){return "e-notabene.ru"},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0){return p}for(var e=0;e


414056, Russia, Astrakhan Region, Astrakhan, str. Tatishcheva, 20a
// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[Ss]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o < e.length;o++)t+=String.fromCharCode(parseInt(e[o],16));return t},d=function(){return "e-notabene.ru"},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0){return p}for(var e=0;e


Elena_Hrapova@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0722.2016.3.18759

Дата направления статьи в редакцию:

12-04-2016


Дата публикации:

29-06-2016


Аннотация: Предметом исследования в статье является педагогический анализ социокультурного пространства формирования лидерства студентов. Значимым аспектом выстраивания исследования является педагогический анализ социокультурного пространства формирования лидерства студентов как категории и феномена. Тематика статьи направлена на осмысление проблемы формирования лидерства студентов вузов в контексте широкой глобальной и социокультурной проблематики. Социокультурная деятельность студента рассматривается как двухсторонний процесс развития личностных и профессиональных компетенций студентов. В статьи используется эмпирический материал, наработанный Астраханским государственным университетом на базе опорной инновационной площадки научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования «Инновационные инструменты управления социализации студентов вуза». Методология исследования определена сочетанием целостного подхода о системности, структурированности педагогических условий и процессов, ситуационного подхода и средового подхода. Осмысление содержательных и структурных процессов динамики социокультурного пространства формирования лидерства студентов проведено посредством сопряжения педагогической методологии исследования с категориальным аппаратом, средствами, формами, методами и технологиями социально-культурной деятельности. Научная новизна исследования состоит в выявлении ряда ключевых характеристик социокультурного пространства формирования лидерства студентов: характеристик лидерства студента вуза как образовательного результата, типологических характеристик лидерства как личностного качества студента, функций лидера в образовательном процессе вуза, социально-культурной деятельности вуза в формировании лидерства студента вуза.


Ключевые слова:

общество, студент, компетенции, образование, лидер, типология лидерства, функции лидера, инновационные технологии, проект, социально-культурная деятельность

Abstract: The subject of the present research is the pedagogical analysis of the socio-cultural space of developing students' leadership skills. The significant aspect of the study is the pedagogical analysis of the socio-cultural space of developing students' leadership skills as the category and phenomenon. The article is aimed at understanding the problem of developing leadership skills of university students in the context of the broader global and socio-cultural issues. The socio-cultural activities of the student are considered as the two-way process of developing personal and professional competences of students. The authors of the article use empirical data obtained by the researchers of Astrakhan State University on the supporting innovative platform of the  scientific-methodical council on the development of educational activities 'Educational and methodical association in areas of teacher education Innovative socialization of college students management tools'. Research methodology is defined by the combination of the systems approach, the concept of structured teaching conditions and processes, situational approach and environmental approach. The authors analyze substantial and structural processes of socio-cultural dynamics of the environment where students' leadership are developed  by the means of combining pedagogical research methodology with categories, concepts, tools, forms, methods and technologies of sociocultural activities. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the authors identify some of the key characteristics of the socio-cultural space for developing students' leadership: characteristic of the student's leadership skills  as an educational outcome, typological characteristics of leadership as a personal quality of a student, leader's functions in the educational process of high school and socio-cultural activities of the university in the developing of leadership skills of university students.    


Keywords:

society, student, competence, education, leader, leadership typology, leader function, innovative technologies, project, socio-cultural activities

Библиография
1. Авдеев П.С. Роли и функции лидера [Текст] / П.С. Авдеев // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10. С. 34-41.
2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] / А.В. Батаршев. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. 176 с.
3. Бедина В.Ю. Ценностно-смысловая модель влияния молодого лидера на внутриколлективные отношения [Текст] / В.Ю. Бедина / Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 6(9). С. 85-90.
4. Булгаревич С.О. Формирование лидера в процессе профессиональной подготовки будущего учителя по физической культуре [Текст] / С.О. Булгаревич // Теория и практика физической культуры. М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2010. № 7. С. 89-92.
5. Вьюнова Д.С. Формирование качеств лидера у будущего учителя в воспитательном пространстве вуза [Текст] / Д.С. Вьюнова // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 2(10). С. 45.
6. Зайченко Е.А. Использование образовательных ресурсов вуза в формировании лидерских качеств студентов [Текст] / Е.А. Зайченко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 2(97). С. 63-67.
7. Инякина И.В. Воспитание лидера: постановка проблемы [Текст] / И.В. Инякина / Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. № 4(15). С. 271-275.
8. Кричевский Р.Л. Психология лидерства [Текст] / Р.Л. Кричевский. М.: Статус, 2007. 544 с.
9. Кузнецова Ю.С. Эмпирическое изучение лидерских устремлений у студентов вуза // Российский психологический журнал [Текст] / Ю.С. Кузнецова. 2011. Т. 8. № 2. С. 61-65.
10. Маркелова Ю.В. Ступени профессионализма лидера студенческой группы в системе высшей школы [Текст] / Ю.В. Маркелова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 5. С. 68-71.
11. Отюцкий Г.П. Информационно-антропологическое измерение постиндустриального общества [Текст] / Г.П. Отюцкий // СОТИС – социальные технологии, исследования. 2014. № 1(63). С. 64-81
12. Отюцкий Г.П. Идея университета как воплощение содержания и смысла университетского образования [Текст] / Г.П. Отюцкий // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 9. С. 350-354.
13. Саляхов В.Ю. Формирование лидерских качеств студентов (на опыте подготовки менеджеров) [Текст] / В.Ю. Саляхов. Волгоград: Известия волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 1. С. 126-129.
14. Тайкова Л.В. Формирование лидерских качеств у будущих педагогов дошкольного образования в вузе [Текст]: дисс. канд. пед. наук. / Л.В. Тайкова. Великий Новгород, 2014. 165 с.
15. Трухачев В.И. Система воспитательной работы в вузе: традиции качества [Текст] / В.И. Трухачев. М.: Издательство Московский государственный университет печати. 2010. № 10. С. 72-80.
16. Фёдорова Е.П., Храпов, С.А., Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент в сфере социализации студентов: статистический анализ (на примере Астраханского государственного университета) [Текст] / Е.П. Фёдорова, С.А. Храпов, Р.И. Акмаева // Экономика. Астрахань: Вестник АГТУ. 2015. № 3. С. 110-117.
17. Храпов С.А. Кризисные тенденции общественного сознания и системы образования современной России [Текст] / С.А. Храпов // Философия образования. Новосибирск: Издательство НИИ (УМЦ) ФО НГПУ, 2008. № 4. С. 49-54.
18. Храпов С.А. Инновационные процессы системы образования в контексте трансформации сознания российского общества [Текст] / С.А. Храпов // Философия образования.-Новосибирск: Издательство НИИ (УМЦ) ФО НГПУ. 2009. № 3. С. 10-15.
19. Храпов С.А., Палаткина, Г.В. Расширение методологического горизонта CDIO: рост человеческого капитала студентов в контексте проектов социализации [Текст] / С.А. Храпов, Г.В. Палаткина // Изменения в образовании в XXI веке: лучшие международные практики и российский опыт. Как сформировать новаторское и предпринимательское мышление: материалы V Международной научно-методической конференции (г. Астрахань, апрель 2014 г.). Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2014. С. 25-27.
20. Шевченко Т.Н. Лидерство как условие формирования конкурентоспособного специалиста социальнокультурной сферы [Текст] / Т.Н. Шевченко. Журнал: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 51. С. 326-328.
21. Макарова М.В. Актуальные проблемы инновационного развития России. Стратегия 2020 // Политика и Общество. 2011. № 9. C. 4 - 10.
References
1. Avdeev P.S. Roli i funktsii lidera [Tekst] / P.S. Avdeev // Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologii. 2014. № 10. S. 34-41.
2. Batarshev A.V. Psikhodiagnostika sposobnosti k obshcheniyu, ili kak opredelit' organizatorskie i kommunikativnye kachestva lichnosti [Tekst] / A.V. Batarshev. M.: Gumanit. izd. tsentr «VLADOS», 2001. 176 s.
3. Bedina V.Yu. Tsennostno-smyslovaya model' vliyaniya molodogo lidera na vnutrikollektivnye otnosheniya [Tekst] / V.Yu. Bedina / Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. 2014. № 6(9). S. 85-90.
4. Bulgarevich S.O. Formirovanie lidera v protsesse professional'noi podgotovki budushchego uchitelya po fizicheskoi kul'ture [Tekst] / S.O. Bulgarevich // Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury. M.: Nauchno-izdatel'skii tsentr «Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury i sporta», 2010. № 7. S. 89-92.
5. V'yunova D.S. Formirovanie kachestv lidera u budushchego uchitelya v vospitatel'nom prostranstve vuza [Tekst] / D.S. V'yunova // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. 2012. № 2(10). S. 45.
6. Zaichenko E.A. Ispol'zovanie obrazovatel'nykh resursov vuza v formirovanii liderskikh kachestv studentov [Tekst] / E.A. Zaichenko // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015. № 2(97). S. 63-67.
7. Inyakina I.V. Vospitanie lidera: postanovka problemy [Tekst] / I.V. Inyakina / Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2009. № 4(15). S. 271-275.
8. Krichevskii R.L. Psikhologiya liderstva [Tekst] / R.L. Krichevskii. M.: Status, 2007. 544 s.
9. Kuznetsova Yu.S. Empiricheskoe izuchenie liderskikh ustremlenii u studentov vuza // Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal [Tekst] / Yu.S. Kuznetsova. 2011. T. 8. № 2. S. 61-65.
10. Markelova Yu.V. Stupeni professionalizma lidera studencheskoi gruppy v sisteme vysshei shkoly [Tekst] / Yu.V. Markelova // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 5. S. 68-71.
11. Otyutskii G.P. Informatsionno-antropologicheskoe izmerenie postindustrial'nogo obshchestva [Tekst] / G.P. Otyutskii // SOTIS – sotsial'nye tekhnologii, issledovaniya. 2014. № 1(63). S. 64-81
12. Otyutskii G.P. Ideya universiteta kak voploshchenie soderzhaniya i smysla universitetskogo obrazovaniya [Tekst] / G.P. Otyutskii // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii. 2011. № 9. S. 350-354.
13. Salyakhov V.Yu. Formirovanie liderskikh kachestv studentov (na opyte podgotovki menedzherov) [Tekst] / V.Yu. Salyakhov. Volgograd: Izvestiya volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2008. № 1. S. 126-129.
14. Taikova L.V. Formirovanie liderskikh kachestv u budushchikh pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya v vuze [Tekst]: diss. kand. ped. nauk. / L.V. Taikova. Velikii Novgorod, 2014. 165 s.
15. Trukhachev V.I. Sistema vospitatel'noi raboty v vuze: traditsii kachestva [Tekst] / V.I. Trukhachev. M.: Izdatel'stvo Moskovskii gosudarstvennyi universitet pechati. 2010. № 10. S. 72-80.
16. Fedorova E.P., Khrapov, S.A., Akmaeva R.I. Innovatsionnyi menedzhment v sfere sotsializatsii studentov: statisticheskii analiz (na primere Astrakhanskogo gosudarstvennogo universiteta) [Tekst] / E.P. Fedorova, S.A. Khrapov, R.I. Akmaeva // Ekonomika. Astrakhan': Vestnik AGTU. 2015. № 3. S. 110-117.
17. Khrapov S.A. Krizisnye tendentsii obshchestvennogo soznaniya i sistemy obrazovaniya sovremennoi Rossii [Tekst] / S.A. Khrapov // Filosofiya obrazovaniya. Novosibirsk: Izdatel'stvo NII (UMTs) FO NGPU, 2008. № 4. S. 49-54.
18. Khrapov S.A. Innovatsionnye protsessy sistemy obrazovaniya v kontekste transformatsii soznaniya rossiiskogo obshchestva [Tekst] / S.A. Khrapov // Filosofiya obrazovaniya.-Novosibirsk: Izdatel'stvo NII (UMTs) FO NGPU. 2009. № 3. S. 10-15.
19. Khrapov S.A., Palatkina, G.V. Rasshirenie metodologicheskogo gorizonta CDIO: rost chelovecheskogo kapitala studentov v kontekste proektov sotsializatsii [Tekst] / S.A. Khrapov, G.V. Palatkina // Izmeneniya v obrazovanii v XXI veke: luchshie mezhdunarodnye praktiki i rossiiskii opyt. Kak sformirovat' novatorskoe i predprinimatel'skoe myshlenie: materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii (g. Astrakhan', aprel' 2014 g.). Astrakhan': Astrakhanskii gosudarstvennyi universitet, Izdatel'skii dom «Astrakhanskii universitet», 2014. S. 25-27.
20. Shevchenko T.N. Liderstvo kak uslovie formirovaniya konkurentosposobnogo spetsialista sotsial'nokul'turnoi sfery [Tekst] / T.N. Shevchenko. Zhurnal: Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2008. № 51. S. 326-328.
21. Makarova M.V. Aktual'nye problemy innovatsionnogo razvitiya Rossii. Strategiya 2020 // Politika i Obshchestvo. 2011. № 9. C. 4 - 10.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.