по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 02, 2016
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 05-06-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2016
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Воображение и фантазия

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.18646

Аннотация: Статья посвящена особому человеческому дару – воображению. Автор размышляет об удивительной способности человека – творить фантастические миры, уходить от реальности в сферу грёзы, себе и другим «сны золотые навевать». В этом смысле отмечается роль сновидений, поэтической фантазии, креативной способности человека, его увлечённости игрой, галлюцинаторных иллюзий и видений. Автор обращается к двум первоначалам античной культуры, отмеченной Ф. Ницше, – аполлоническому и дионисийскому. Тяга к грёзе осмысливается в статье как попытка раздвинуть просторы человеческого бытия, освоить иные миры, неподвластные человеку, попытаться с их помощью восполнить фрагментарность человеческого существования. Автор опирается на серьёзные достижения философской мысли, постигающей феномены мифа, игры, фантазии. Используются методы философской антропологии. В статье содержится попытка рассмотреть грани человеческого бытия, которые связаны с игрой. Проводится различие между понятиями воображения и фантазии, исследуются различные формы ухода от реальности. Автор стремится раскрыть причины отвлечения от реальности в снах, в искусстве, в карнавальных празднествах и шествиях. Показано, что способность к фантазии свидетельствует о незавершённости человека, о его тоске по целостности, по восполненности.
Гуревич П.С. - Воображение и фантазия c. 107-110

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.67758

Аннотация: Статья посвящена особому человеческому дару – воображению. Автор размышляет об удивительной способности человека – творить фантастические миры, уходить от реальности в сферу грёзы, себе и другим «сны золотые навевать». В этом смысле отмечается роль сновидений, поэтической фантазии, креативной способности человека, его увлечённости игрой, галлюцинаторных иллюзий и видений. Автор обращается к двум первоначалам античной культуры, отмеченной Ф. Ницше, – аполлоническому и дионисийскому. Тяга к грёзе осмысливается в статье как попытка раздвинуть просторы человеческого бытия, освоить иные миры, неподвластные человеку, попытаться с их помощью восполнить фрагментарность человеческого существования. Автор опирается на серьёзные достижения философской мысли, постигающей феномены мифа, игры, фантазии. Используются методы философской антропологии. В статье содержится попытка рассмотреть грани человеческого бытия, которые связаны с игрой. Проводится различие между понятиями воображения и фантазии, исследуются различные формы ухода от реальности. Автор стремится раскрыть причины отвлечения от реальности в снах, в искусстве, в карнавальных празднествах и шествиях. Показано, что способность к фантазии свидетельствует о незавершённости человека, о его тоске по целостности, по восполненности.
Философия и психология
Суетин Т.А. - Многоликая реальность

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.18450

Аннотация: Предметом исследования является воззрения на реальность с точки зрения человека и общества. Автор рассматривает действительность не как константу объективного окружающего человека мира, а в виде разумного союза психического и материального пластов реальности. В этой связи возникают рассуждения на тему квантовой парадигмы в гуманитарной науке и возможности её применения в жизни каждого индивида на примере виртуального мира. Также рассматривается конструирование реальности обществом, социальных паттернов действительности и их влияние на миропредставление человека. Исследование представлений об окружающем мире и многоликости реальности проводятся в рамках теоретически-философских идей естественной науки, философии постмодернизма, а также психоанализа и трансперсональной психологии. Ключевым моментом исследования является неоднозначность реальности как таковой, обособленная связь психического и материального мира. При этом, автор обращает внимание на проблемы современного общества, связывая их с подменой содержания реального иллюзиями. Новизна состоит в интерпретации первичной реальности, как особого, базисного фундамента подлинного бытия, на котором зиждутся бесчисленные воплощения социальной и антропологической действительности.
Суетин Т.А. - Многоликая реальность c. 111-123

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.67759

Аннотация: Предметом исследования является воззрения на реальность с точки зрения человека и общества. Автор рассматривает действительность не как константу объективного окружающего человека мира, а в виде разумного союза психического и материального пластов реальности. В этой связи возникают рассуждения на тему квантовой парадигмы в гуманитарной науке и возможности её применения в жизни каждого индивида на примере виртуального мира. Также рассматривается конструирование реальности обществом, социальных паттернов действительности и их влияние на миропредставление человека. Исследование представлений об окружающем мире и многоликости реальности проводятся в рамках теоретически-философских идей естественной науки, философии постмодернизма, а также психоанализа и трансперсональной психологии. Ключевым моментом исследования является неоднозначность реальности как таковой, обособленная связь психического и материального мира. При этом, автор обращает внимание на проблемы современного общества, связывая их с подменой содержания реального иллюзиями. Новизна состоит в интерпретации первичной реальности, как особого, базисного фундамента подлинного бытия, на котором зиждутся бесчисленные воплощения социальной и антропологической действительности.
Горизонты психологии
Пшеничная В.В. - Использование медитации для снижения уровня тревожности студентов колледжа в ситуации экзамена

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.18868

Аннотация: В статье анализируются проблемы применения медитативных приемов для коррекции психоэмоционального состояния в стрессовой ситуации. Автором раскрывается специфика использования медитативных приемов в психологической практике, предлагается обзор механизмов позитивного влияния подобных техник на психоэмоциональное состояние человека. Объектом данной работы является возможность использования медитативных приемов в образовательной среде, предметом - изучение влияния медитации на психоэмоциональное состояние студентов колледжа в ситуации экзамена. Целью автора также является стремление пробудить интерес отечественных психологов и психотерапевтов к использованию медитативных практик. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме; тестирование студентов выпускных курсов педагогического колледжа; статистические методы (описательные статистики, частотный анализ, критерий Спирмена). Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ «SPSS 20». Основным результатом исследования является снижение уровня ситуативной тревожности у студентов - выпускников колледжа в процессе их подготовки к итоговой государственной аттестации при использовании психологом в работе с ними медитативных техник. Важным выводом является то, что медитация представляется универсальным методом снятия психоэмоционального напряжения, в частности тревожности в стрессовой ситуации. Научная новизна работы заключается в использовании медитации как средства снижения тревожности в условиях образовательного процесса.
Пшеничная В.В. - Использование медитации для снижения уровня тревожности студентов колледжа в ситуации экзамена c. 124-129

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.67760

Аннотация: В статье анализируются проблемы применения медитативных приемов для коррекции психоэмоционального состояния в стрессовой ситуации. Автором раскрывается специфика использования медитативных приемов в психологической практике, предлагается обзор механизмов позитивного влияния подобных техник на психоэмоциональное состояние человека. Объектом данной работы является возможность использования медитативных приемов в образовательной среде, предметом - изучение влияния медитации на психоэмоциональное состояние студентов колледжа в ситуации экзамена. Целью автора также является стремление пробудить интерес отечественных психологов и психотерапевтов к использованию медитативных практик. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме; тестирование студентов выпускных курсов педагогического колледжа; статистические методы (описательные статистики, частотный анализ, критерий Спирмена). Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ «SPSS 20». Основным результатом исследования является снижение уровня ситуативной тревожности у студентов - выпускников колледжа в процессе их подготовки к итоговой государственной аттестации при использовании психологом в работе с ними медитативных техник. Важным выводом является то, что медитация представляется универсальным методом снятия психоэмоционального напряжения, в частности тревожности в стрессовой ситуации. Научная новизна работы заключается в использовании медитации как средства снижения тревожности в условиях образовательного процесса.
Понять человека
Яковлева Е.Л. - Проявления абсурдного в бытии человека гламурного

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.18695

Аннотация: Оптика исследования сосредотачивается на абсурде, ставшим ключевой характеристикой бытия человека гламурного. Современная идеология гламура, абсурдная по своей природе, создает гламурные пространства социального, являющиеся симулятивной средой обитания личности. Завладев сферами социального, гламур как вселенная абсурда подчинил себе жизнедеятельность человека. Онтологические проявления абсурдного повлияли на гносеологическую и аксиологическую константы бытия личности, скатившейся в Ничто ввиду утраты смысла и цели жизни. Выявлено, что абсурд зарождается в бытии и его зазорах между Нечто и Ничто, что задано диалектически. Причиной зарождения абсурда как Ничто является личность, сознательно ничтожащая Нечто. Гламурный формат абсурдного симулирует смыслы и действия, окутывая их глянцевым флером, что приводит к сбоям в работе сознания и рутинной ситуации вечного теперь. Выходом из абсурда может стать включенность в бытие, связанная с рефлексивностью, интенциональностью, творческим подходом и нравственными проявлениями. Обозначенная проблематика рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического и феноменологического методов, принципа интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику абсурда в бытии человека гламурного. Субъективное и объективное, личное и социальное абсурдного диалектически взаимосвязаны между собой, обуславливая друг друга. Парадоксальность ситуации заключается в том, что Ничто в виде абсурда получает статус реального, начиная жить собственной жизнью, вуалируя действительность. Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании абсурда и его проявлений в бытии личности и социального.
Яковлева Е.Л. - Проявления абсурдного в бытии человека гламурного c. 130-137

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.67761

Аннотация: Оптика исследования сосредотачивается на абсурде, ставшим ключевой характеристикой бытия человека гламурного. Современная идеология гламура, абсурдная по своей природе, создает гламурные пространства социального, являющиеся симулятивной средой обитания личности. Завладев сферами социального, гламур как вселенная абсурда подчинил себе жизнедеятельность человека. Онтологические проявления абсурдного повлияли на гносеологическую и аксиологическую константы бытия личности, скатившейся в Ничто ввиду утраты смысла и цели жизни. Выявлено, что абсурд зарождается в бытии и его зазорах между Нечто и Ничто, что задано диалектически. Причиной зарождения абсурда как Ничто является личность, сознательно ничтожащая Нечто. Гламурный формат абсурдного симулирует смыслы и действия, окутывая их глянцевым флером, что приводит к сбоям в работе сознания и рутинной ситуации вечного теперь. Выходом из абсурда может стать включенность в бытие, связанная с рефлексивностью, интенциональностью, творческим подходом и нравственными проявлениями. Обозначенная проблематика рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического и феноменологического методов, принципа интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику абсурда в бытии человека гламурного. Субъективное и объективное, личное и социальное абсурдного диалектически взаимосвязаны между собой, обуславливая друг друга. Парадоксальность ситуации заключается в том, что Ничто в виде абсурда получает статус реального, начиная жить собственной жизнью, вуалируя действительность. Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании абсурда и его проявлений в бытии личности и социального.
Мотивация и духовность личности
Кирсанов А.Ю. - Раблезианский хронотоп М.М. Бахтина. Экзистенциальный анализ пространства-времени мира человека

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.18791

Аннотация: Статья посвящена философско-психологическому переосмыслению проблемы пространства-времени через её художественное акцентирование в раблезианском хронотопе, исследованном М.М. Бахтиным, связи целостности хронотопа с событийной темпоральностью подлинной жизни, включённой в эмоционально-ценностую сферу,как основы такой жизни, художественному отражению непрерывного и незавершенного бытия, а также поиску граней преломления указанной проблемы в художественном описании и категориях экзистенциального анализа (Dasein). Особое внимание уделено роли непрерывного становления человеческого бытия в развитии чувства целостного Я, преодолению механистической рациональности. Проведён анализ особенностей художественного представления хронотопа на примере романа Рабле и трёхуровневой структуры темпоральности в экзистенциальном анализе, проведена аналогия раскрытия хронотопа в художественном представлении автора и пространстве миров Mitwelt, Umwelt, Eigenwelt экзистенциального анализа, синтезированы выводы об общности способов выхода из замкнутости ограниченного мира застывшей рациональности. В работе сделан акцент на эмоционально-ценностную основу подлинной жизни, по-новому представлена категория хронотопа и существо жизни, как непрерывно обновляющегося и становящегося бытия, возникновения тревоги как результата доминирования казуального восприятия жизненных Событий, без учета амбивалентности и целостности проживания. Сделаны выводы об исключительной роли ценности мгновения, поступка и ответственности, эмоциональных связей с ценностями для цельной жизни и роли в ней будущего.
Кирсанов А.Ю. - Раблезианский хронотоп М.М. Бахтина. Экзистенциальный анализ пространства-времени мира человека c. 138-145

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.67762

Аннотация: Статья посвящена философско-психологическому переосмыслению проблемы пространства-времени через её художественное акцентирование в раблезианском хронотопе, исследованном М.М. Бахтиным, связи целостности хронотопа с событийной темпоральностью подлинной жизни, включённой в эмоционально-ценностую сферу,как основы такой жизни, художественному отражению непрерывного и незавершенного бытия, а также поиску граней преломления указанной проблемы в художественном описании и категориях экзистенциального анализа (Dasein). Особое внимание уделено роли непрерывного становления человеческого бытия в развитии чувства целостного Я, преодолению механистической рациональности. Проведён анализ особенностей художественного представления хронотопа на примере романа Рабле и трёхуровневой структуры темпоральности в экзистенциальном анализе, проведена аналогия раскрытия хронотопа в художественном представлении автора и пространстве миров Mitwelt, Umwelt, Eigenwelt экзистенциального анализа, синтезированы выводы об общности способов выхода из замкнутости ограниченного мира застывшей рациональности. В работе сделан акцент на эмоционально-ценностную основу подлинной жизни, по-новому представлена категория хронотопа и существо жизни, как непрерывно обновляющегося и становящегося бытия, возникновения тревоги как результата доминирования казуального восприятия жизненных Событий, без учета амбивалентности и целостности проживания. Сделаны выводы об исключительной роли ценности мгновения, поступка и ответственности, эмоциональных связей с ценностями для цельной жизни и роли в ней будущего.
Индивид и личность
Щеглова И.Г., Зубова Л.В. - О новых возрастных границах ониомании личности как асоциальном явлении

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.18541

Аннотация: Статья посвящена ониомании у подростков. Так как предрасположенные к ониомании подростки избегают важные жизненные вопросы в силу своих индивидуально-личностных особенностей, проецируя изображение контроля. Прослеживается предрасположенность к шопинг-аддикции у старшеклассников от социальных факторов различной степени влияния – средства масс-медиа, воздействие социально-культурной среды. Акцентируется внимание, что подростковый возраст является фактором риска для развития аддиктивного и девиантного поведения, так как в нем имеется ряд индивидуальных и социальных факторов, способствующих этому. Ретроспективный, диалектический подходы, методы статобработки: сравнительный, корреляционный анализы по r-критерию Спирмена, непараметрический критерий Манна-Уитни Научная новизна состоит в выдвижении положения о предрасположенности к ониомании от условий господствующих идейных ориентиров современного общества потребления, оказывающих давление на индивидуально-личностные особенности старшеклассников, провоцирующих принятие и воссоздание аддиктивных и девиантных форм поведения молодежи. Выявлены прямые и обратные корреляции отдельных шкал индивидуально-личностных особенностей с предрасположенностью к ониомании у подростков.
Щеглова И.Г., Зубова Л.В. - О новых возрастных границах ониомании личности как асоциальном явлении c. 146-153

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.67763

Аннотация: Статья посвящена ониомании у подростков. Так как предрасположенные к ониомании подростки избегают важные жизненные вопросы в силу своих индивидуально-личностных особенностей, проецируя изображение контроля. Прослеживается предрасположенность к шопинг-аддикции у старшеклассников от социальных факторов различной степени влияния – средства масс-медиа, воздействие социально-культурной среды. Акцентируется внимание, что подростковый возраст является фактором риска для развития аддиктивного и девиантного поведения, так как в нем имеется ряд индивидуальных и социальных факторов, способствующих этому. Ретроспективный, диалектический подходы, методы статобработки: сравнительный, корреляционный анализы по r-критерию Спирмена, непараметрический критерий Манна-Уитни Научная новизна состоит в выдвижении положения о предрасположенности к ониомании от условий господствующих идейных ориентиров современного общества потребления, оказывающих давление на индивидуально-личностные особенности старшеклассников, провоцирующих принятие и воссоздание аддиктивных и девиантных форм поведения молодежи. Выявлены прямые и обратные корреляции отдельных шкал индивидуально-личностных особенностей с предрасположенностью к ониомании у подростков.
СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Ляшенко В.В. - Общая модель избегающего поведения при психогенных расстройствах.

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.17981

Аннотация: В статье рассматриваются причины избегающего поведения при психогенных расстройствах. Предлагается оригинальная модель избегающего поведения, которое приводит к повышению эмоционального напряжения, формированию дистресса и развитию психогенного расстройства. Автор, предполагая, что наиболее общими симптомами в развитии психогенных расстройств являются тревога и депрессия, заметнее всего проявляющиеся в невротическом спектре психогений, строит свою объяснительную модель на примере развития тревожного и депрессивного расстройств. Высокую коморбидность данных расстройств автор видит в том, что оба расстройства являются фазами развития одного и того же состояния – «состояния невозможности». Методологическими основаниями для построения модели явились представления автора о переживании с точки зрения его качественной определённости, а также метод качественных структур. Полагая, что в порождении невротического состояния одним из ключевых личностных факторов является фактор утраты смысла, контекстуально связанный с феноменом отчуждения, автор соотносит данные феномены с тревогой и депрессией, делая вывод о том, что депрессивное расстройство является синдромом утраты смысла, а тревожное расстройство – синдромом отчуждения. Избегающее поведение описывается совокупностью четырёх аспектов отчуждения: избегание близких отношений, избегание напряжения, избегание поступка, избегание выбора. Статья ориентирована на психологов и психотерапевтов.
Ляшенко В.В. - Общая модель избегающего поведения при психогенных расстройствах. c. 154-161

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.67764

Аннотация: В статье рассматриваются причины избегающего поведения при психогенных расстройствах. Предлагается оригинальная модель избегающего поведения, которое приводит к повышению эмоционального напряжения, формированию дистресса и развитию психогенного расстройства. Автор, предполагая, что наиболее общими симптомами в развитии психогенных расстройств являются тревога и депрессия, заметнее всего проявляющиеся в невротическом спектре психогений, строит свою объяснительную модель на примере развития тревожного и депрессивного расстройств. Высокую коморбидность данных расстройств автор видит в том, что оба расстройства являются фазами развития одного и того же состояния – «состояния невозможности». Методологическими основаниями для построения модели явились представления автора о переживании с точки зрения его качественной определённости, а также метод качественных структур. Полагая, что в порождении невротического состояния одним из ключевых личностных факторов является фактор утраты смысла, контекстуально связанный с феноменом отчуждения, автор соотносит данные феномены с тревогой и депрессией, делая вывод о том, что депрессивное расстройство является синдромом утраты смысла, а тревожное расстройство – синдромом отчуждения. Избегающее поведение описывается совокупностью четырёх аспектов отчуждения: избегание близких отношений, избегание напряжения, избегание поступка, избегание выбора. Статья ориентирована на психологов и психотерапевтов.
Депрессия и тело
Олейников Ю.В. - Конкретный опыт преодоления депрессии

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.18856

Аннотация: Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения в настоящее время депрессия вышла на второе место (после сердечно-сосудистой патологии) по количеству заболевших. Этот недуг плохо поддается лечению и сопровождается существенным ухудшением качества жизни, тяжелыми социальными последствиями и не редко заканчивается суицидальными попытками избавления от страданий. Целью работы является стремление с помощью данных психологии, психиатрии и других достижений медицинской науки проанализировать классический анамнез, механизм и проявления депрессивных расстройств, дать их объяснение и показать пути их преодоления путем использования различных приемов психотехники и воздействия на сопровождающие депрессию соматические изменения. Исследование строится на демонстрации собственного успешного опыта преодоления болезненных проявлений глубокой депрессии и подобного опыта, описанного в работах авторитетных исследователей. Критический анализ и сопоставление подходов к лечению депрессии, сложившихся в медицинской науке, народных методах целительства и восточных практиках йоги позволили вычленить и предложить действенный комплекс самооздоровления, в который входят: психотехники релаксации и преодоления фобий, метод самоанализа и положительные примеры аэробных нагрузок. Успешный конкретный опыт преодоления депрессии может быть с успехом использован не только самими страдающими этим недугом для его облегчения и преодоления, но может быть полезен практикующим врачам и целителям. Используемые в исследовании новые наработки в области нейропсихологии помогут четче осмыслить механизм развития и проявления этого психосоматического заболевания.
Олейников Ю.В. - Конкретный опыт преодоления депрессии c. 162-173

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.67765

Аннотация: Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения в настоящее время депрессия вышла на второе место (после сердечно-сосудистой патологии) по количеству заболевших. Этот недуг плохо поддается лечению и сопровождается существенным ухудшением качества жизни, тяжелыми социальными последствиями и не редко заканчивается суицидальными попытками избавления от страданий. Целью работы является стремление с помощью данных психологии, психиатрии и других достижений медицинской науки проанализировать классический анамнез, механизм и проявления депрессивных расстройств, дать их объяснение и показать пути их преодоления путем использования различных приемов психотехники и воздействия на сопровождающие депрессию соматические изменения. Исследование строится на демонстрации собственного успешного опыта преодоления болезненных проявлений глубокой депрессии и подобного опыта, описанного в работах авторитетных исследователей. Критический анализ и сопоставление подходов к лечению депрессии, сложившихся в медицинской науке, народных методах целительства и восточных практиках йоги позволили вычленить и предложить действенный комплекс самооздоровления, в который входят: психотехники релаксации и преодоления фобий, метод самоанализа и положительные примеры аэробных нагрузок. Успешный конкретный опыт преодоления депрессии может быть с успехом использован не только самими страдающими этим недугом для его облегчения и преодоления, но может быть полезен практикующим врачам и целителям. Используемые в исследовании новые наработки в области нейропсихологии помогут четче осмыслить механизм развития и проявления этого психосоматического заболевания.
Психология и педагогика
Кулагина Н.В. - Девиантное поведение подростков: современное состояние и проблемы

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.18823

Аннотация: Статья раскрывает актуальную проблему современного общества – рост разных форм девиантного поведения среди несовершеннолетних. Дан обзор исследований, освещающих объективные и субъективные факторы, детерминирующие девиации несовершеннолетних. Представлены результаты эмпирического исследования, проведённого в мае 2015 года, целями которого было выявление склонности подростков с нормативным поведением к тому или иному виду девиантного поведения, уровня их потребности в поиске новых ощущений. Анализ результатов представлен через призму половых различий. В исследовании приняли участие 180 подростков и 70 специалистов школ. Для сбора эмпирических данных использовалась методика А.Н. Орла «Определение склонности к отклоняющемуся поведению». Для анкетирования специалистов школ использовалась авторская анкета. Согласно полученным результатам, даже подростки с нормативным поведением демонстрирует склонность (готовность) практически ко всем формам отклоняющегося поведения. Результаты представленного исследования будут полезны при планировании содержания психокоррекционных программ, мероприятий с подростками. Также в статье представлены результаты анкетирования специалистов, занимающиеся профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних. Показаны причины невысокой эффективности профилактической работы в данном направлении.
Кулагина Н.В. - Девиантное поведение подростков: современное состояние и проблемы c. 174-178

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.67766

Аннотация: Статья раскрывает актуальную проблему современного общества – рост разных форм девиантного поведения среди несовершеннолетних. Дан обзор исследований, освещающих объективные и субъективные факторы, детерминирующие девиации несовершеннолетних. Представлены результаты эмпирического исследования, проведённого в мае 2015 года, целями которого было выявление склонности подростков с нормативным поведением к тому или иному виду девиантного поведения, уровня их потребности в поиске новых ощущений. Анализ результатов представлен через призму половых различий. В исследовании приняли участие 180 подростков и 70 специалистов школ. Для сбора эмпирических данных использовалась методика А.Н. Орла «Определение склонности к отклоняющемуся поведению». Для анкетирования специалистов школ использовалась авторская анкета. Согласно полученным результатам, даже подростки с нормативным поведением демонстрирует склонность (готовность) практически ко всем формам отклоняющегося поведения. Результаты представленного исследования будут полезны при планировании содержания психокоррекционных программ, мероприятий с подростками. Также в статье представлены результаты анкетирования специалистов, занимающиеся профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних. Показаны причины невысокой эффективности профилактической работы в данном направлении.
Ключи творчества
Герасимова И.А., Мильков В.В. - Медицинская тематика в книжности Древней Руси

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.18393

Аннотация: предметом исследования являются древнерусские книжные источники, относящиеся к пониманию природы человека, его здоровья и болезней. Объектом исследования являются антропологические, исторические, культурологические, этические и психологические аспекты представлений о теле и душе, жизни и смерти, болезни, началах врачевания. Наряду с ортодоксальной церковной книжностью анализируется апокрифическая литература, исторические первоисточники, позволяющие реконструировать культурно-исторические особенности отношения к болезням и врачеванию в различных монастырских сообществах. Особое внимание уделяется этико-психологическим аспектах целительства. Авторы опираются на междисциплинарную методологию, суть которой состоит в сочетании детального текстологического анализа с антропологическим и этико-психологическим подходами. Основными выводами исследования являются: отношение к жизни и смерти, болезни, к способам воздействия не было однозначным, а определялось установками на соотношение души и тела. Строго аскетическая позиция с акцентом на греховности плоти и отрицанием естественных средств врачевания и медицины как практики дополнялась гармоничным отношением к плоти и душе, представленным в христианизированном платонизме. Различение целительства и медицины (рациональных средств врачевания) позволяет сделать вывод о культивировании на Руси теургической терапии с характерными психологическими особенностями. Природосообразная (профессиональная) медицина представлена в ряде апокрифов с астропрогностическим компонентом.
Герасимова И.А., Мильков В.В. - Медицинская тематика в книжности Древней Руси c. 179-191

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.67767

Аннотация: предметом исследования являются древнерусские книжные источники, относящиеся к пониманию природы человека, его здоровья и болезней. Объектом исследования являются антропологические, исторические, культурологические, этические и психологические аспекты представлений о теле и душе, жизни и смерти, болезни, началах врачевания. Наряду с ортодоксальной церковной книжностью анализируется апокрифическая литература, исторические первоисточники, позволяющие реконструировать культурно-исторические особенности отношения к болезням и врачеванию в различных монастырских сообществах. Особое внимание уделяется этико-психологическим аспектах целительства. Авторы опираются на междисциплинарную методологию, суть которой состоит в сочетании детального текстологического анализа с антропологическим и этико-психологическим подходами. Основными выводами исследования являются: отношение к жизни и смерти, болезни, к способам воздействия не было однозначным, а определялось установками на соотношение души и тела. Строго аскетическая позиция с акцентом на греховности плоти и отрицанием естественных средств врачевания и медицины как практики дополнялась гармоничным отношением к плоти и душе, представленным в христианизированном платонизме. Различение целительства и медицины (рациональных средств врачевания) позволяет сделать вывод о культивировании на Руси теургической терапии с характерными психологическими особенностями. Природосообразная (профессиональная) медицина представлена в ряде апокрифов с астропрогностическим компонентом.
Психология развития
Кобликова Л.В. - Особенности телесной идентификации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разных социальных условиях

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.18415

Аннотация: В статье описана специфика формирования личности у детей-сирот дошкольного периода детства, описана роль телесной идентификации в самосознании ребенка, вред хронического мышечного напряжения, подчеркнута значимость свободы движений, умения расслабляться, знать и показывать на себе все части тела, распознавать мимику других людей. Предметом исследования является телесная идентификация дошкольников. Цель работы: описание особенностей телесной идентификации детей, воспитывающихся в детских домах, по сравнению с теми, кто растет в условиях семьи. В качестве методов исследования использовались опросник «Мое лицо и тело», методики «Собери человека из отдельных частей», «Одень куклу» и стандартизованное наблюдение в трех ситуациях. Результаты исследования показывают, что для большинства детей-сирот свойственны проблемы ориентировки в пространстве, трудности физического развития; слабое развитие навыков самообслуживания. Менее половины из них могут самостоятельно указать части лица и тела. Примерно у половины детей-сирот зафиксирован средний и низкий уровень развития телесных реакций, что может свидетельствовать о серьезных проблемах телесной идентичности. Направления практической психологической помощи таким детям обсуждаются.
Кобликова Л.В. - Особенности телесной идентификации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разных социальных условиях c. 192-198

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.67768

Аннотация: В статье описана специфика формирования личности у детей-сирот дошкольного периода детства, описана роль телесной идентификации в самосознании ребенка, вред хронического мышечного напряжения, подчеркнута значимость свободы движений, умения расслабляться, знать и показывать на себе все части тела, распознавать мимику других людей. Предметом исследования является телесная идентификация дошкольников. Цель работы: описание особенностей телесной идентификации детей, воспитывающихся в детских домах, по сравнению с теми, кто растет в условиях семьи. В качестве методов исследования использовались опросник «Мое лицо и тело», методики «Собери человека из отдельных частей», «Одень куклу» и стандартизованное наблюдение в трех ситуациях. Результаты исследования показывают, что для большинства детей-сирот свойственны проблемы ориентировки в пространстве, трудности физического развития; слабое развитие навыков самообслуживания. Менее половины из них могут самостоятельно указать части лица и тела. Примерно у половины детей-сирот зафиксирован средний и низкий уровень развития телесных реакций, что может свидетельствовать о серьезных проблемах телесной идентичности. Направления практической психологической помощи таким детям обсуждаются.
Психотехника
Павлов И.С. - Общечеловеческая проблема «царя в голове»

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.18268

Аннотация: Предметом исследования является такой актуальный вопрос, как разработка конкретного содержания и технологии подготовки молодых людей к жизни в условиях динамического, изменяющегося, нестабильного мира, сохраняя себя как человека, личность, избегая поджидающих его опасностей, так широко представленных в сфере возможного. Нельзя повторять ошибки переходного этапа на другую социально-экономическую формацию. Подвел итоги этого этапа Лауреат Нобелевской премии академии Алферов: "Нас бросили в воду, не научив плавать". Надо реально учитывать, что школа - это место не только для образования, но и подготовки молодого человека к жизни в динамическом, бурном развивающем обществе. Основной метод исследования - клинико-психотерапевтический: сравнение и сопоставление полученных данных о девиантном поведении молодых людей с нормативным поведением других. Выявления у последних душевных свойств, интрапсихических механизмов, которые в таких же жизненных ситуациях купируют, исключают проявление девиантных механизмов, которых нет у первых, что особенно важно учитывать в воспитательных целях. Впервые уделено внимание не столько изучению самих девиантных проявлений, что в основном делается в настоящее время, сколько раскрыты и изучены те факторы, которых не хватает молодым людям, у которых наблюдаются девиации в поведении. Рассмотрены интрапсихические механизмы, формированию которых надо уделять в процессе воспитания молодых людей с целью их подготовки к жизни в условиях динамического, изменчивого, нестабильного мира, преобладания в нем в сфере возможного негативных тенденций над позитивными под углом зрения системообразующего фактора всего живого – инстинкта самосохранения. Выводы: 1. Школа – это место не только получения образования, но и, что главное, подготовка к жизни в наше непростое, изменчивое, развивающееся, динамическое время. 2. Важно поддержание системообразующего фактора всего живого, в том числе у молодых людей – инстинкта самосохранения в его индивидуальных особенностях, т.е. содержание «Я», сформированного в процессе взаимодействия с окружающим миром. 3. Важно жить не только по принципу «здесь и теперь, сейчас», что дает полноту переживания настоящего, как жили греки, но и с подтекстом жизни в будущем, прогнозирования своего будущего. 4. Нужно практиковать понятие «свобода», т.е. не односторонне, а учитывая, что в окружающем мире действуют морально-этические, юридические, биологические, общественные, физические, образовательные и иные факторы, закономерности, не принятие во внимание которых не способствует достижению успеха в жизни. 5. Нет в мире абсолютно счастливых людей. Временные трудности, неудачи постигают всех, но их преодоление формирует личность, психическую устойчивость, характер, и умение преодолевать трудности нередко ведет к успеху в будущей жизни. 6. Жизнь - это калейдоскоп ситуаций, и нельзя трудности в какой то ситуации воспринимать как жизненный тупик, терять ценность и смысл жизни (двойка на экзамене, неудача в любви и т.п.). В таких ситуациях важно знать, что на эту двойку через какое то время молодой человек будет смотреть с юмором, неудача в первой любви обучает пониманию, что первая любовь не бывает единственной, необходимо, напротив, проявлять оптимизм, стать прелестнее, привлекательнее, душевнее, проявить безразличие к нему, ведь это все наживное. Опыт показывает, что многие впоследствии рады, что не связали свою жизнь с своей первой любовью. Ведь и Ф. Шаляпина с первого раза не приняли в консерваторию. 7. Жизнь - это главная, высшая ценность (А. Швейцер говорил о "благоговении перед жизнью"), даже учитывая все ее трудности - это интересный, творческий, даже азартный процесс.
Павлов И.С. - Общечеловеческая проблема «царя в голове» c. 199-209

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.67769

Аннотация: Предметом исследования является такой актуальный вопрос, как разработка конкретного содержания и технологии подготовки молодых людей к жизни в условиях динамического, изменяющегося, нестабильного мира, сохраняя себя как человека, личность, избегая поджидающих его опасностей, так широко представленных в сфере возможного. Нельзя повторять ошибки переходного этапа на другую социально-экономическую формацию. Подвел итоги этого этапа Лауреат Нобелевской премии академии Алферов: "Нас бросили в воду, не научив плавать". Надо реально учитывать, что школа - это место не только для образования, но и подготовки молодого человека к жизни в динамическом, бурном развивающем обществе. Основной метод исследования - клинико-психотерапевтический: сравнение и сопоставление полученных данных о девиантном поведении молодых людей с нормативным поведением других. Выявления у последних душевных свойств, интрапсихических механизмов, которые в таких же жизненных ситуациях купируют, исключают проявление девиантных механизмов, которых нет у первых, что особенно важно учитывать в воспитательных целях. Впервые уделено внимание не столько изучению самих девиантных проявлений, что в основном делается в настоящее время, сколько раскрыты и изучены те факторы, которых не хватает молодым людям, у которых наблюдаются девиации в поведении. Рассмотрены интрапсихические механизмы, формированию которых надо уделять в процессе воспитания молодых людей с целью их подготовки к жизни в условиях динамического, изменчивого, нестабильного мира, преобладания в нем в сфере возможного негативных тенденций над позитивными под углом зрения системообразующего фактора всего живого – инстинкта самосохранения. Выводы: 1. Школа – это место не только получения образования, но и, что главное, подготовка к жизни в наше непростое, изменчивое, развивающееся, динамическое время. 2. Важно поддержание системообразующего фактора всего живого, в том числе у молодых людей – инстинкта самосохранения в его индивидуальных особенностях, т.е. содержание «Я», сформированного в процессе взаимодействия с окружающим миром. 3. Важно жить не только по принципу «здесь и теперь, сейчас», что дает полноту переживания настоящего, как жили греки, но и с подтекстом жизни в будущем, прогнозирования своего будущего. 4. Нужно практиковать понятие «свобода», т.е. не односторонне, а учитывая, что в окружающем мире действуют морально-этические, юридические, биологические, общественные, физические, образовательные и иные факторы, закономерности, не принятие во внимание которых не способствует достижению успеха в жизни. 5. Нет в мире абсолютно счастливых людей. Временные трудности, неудачи постигают всех, но их преодоление формирует личность, психическую устойчивость, характер, и умение преодолевать трудности нередко ведет к успеху в будущей жизни. 6. Жизнь - это калейдоскоп ситуаций, и нельзя трудности в какой то ситуации воспринимать как жизненный тупик, терять ценность и смысл жизни (двойка на экзамене, неудача в любви и т.п.). В таких ситуациях важно знать, что на эту двойку через какое то время молодой человек будет смотреть с юмором, неудача в первой любви обучает пониманию, что первая любовь не бывает единственной, необходимо, напротив, проявлять оптимизм, стать прелестнее, привлекательнее, душевнее, проявить безразличие к нему, ведь это все наживное. Опыт показывает, что многие впоследствии рады, что не связали свою жизнь с своей первой любовью. Ведь и Ф. Шаляпина с первого раза не приняли в консерваторию. 7. Жизнь - это главная, высшая ценность (А. Швейцер говорил о "благоговении перед жизнью"), даже учитывая все ее трудности - это интересный, творческий, даже азартный процесс.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.