по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 10, 2015
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 1-4.8-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2015
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Бессмертие на том и на этом свете

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.16930

Аннотация: Автор исследует тему жизни и смерти, которая на протяжении многих веков волновала философов и психологов, а в наши дни получила новое толкование. Уверенно о бессмертии заговорили сторонники квантового сознания. Душа человека отождествляется ими с информацией, а Вселенная уподобляется компьютеру. Согласно этой трактовке, человек отождествляется с ментальным содержанием, которое после кончины индивида буквально всасывается Вселенной. Сознание сохраняет себя и устраняет таким образом обыденное представление о смерти. Другой вариант бессмертия обеспечивается созданием киборнавта, другой формы жизни, которая ознаменует конец белкового шовинизма. В статье использованы идеи классической философии, связанные с пониманием бессмертия. Одновременно учитываются достижения философской антропологии, которая уделяет значительное внимание вопросам смерти и бессмертия. Впервые в отечественной философии и психологии рассмотрены различные трактовки души в её современных разновидностях. Отмечено, что многим авторам, которые «выводят» бессмертие из собственных локальных тем, не хватает должной философской глубины. Опыт освоения данной темы сопровождает всю историю философии. В статье дан критический анализ новейших интерпретаций бессмертия.
Гуревич П.С. - Бессмертие на том и на этом свете c. 983-987

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.67160

Аннотация: Автор исследует тему жизни и смерти, которая на протяжении многих веков волновала философов и психологов, а в наши дни получила новое толкование. Уверенно о бессмертии заговорили сторонники квантового сознания. Душа человека отождествляется ими с информацией, а Вселенная уподобляется компьютеру. Согласно этой трактовке, человек отождествляется с ментальным содержанием, которое после кончины индивида буквально всасывается Вселенной. Сознание сохраняет себя и устраняет таким образом обыденное представление о смерти. Другой вариант бессмертия обеспечивается созданием киборнавта, другой формы жизни, которая ознаменует конец белкового шовинизма. В статье использованы идеи классической философии, связанные с пониманием бессмертия. Одновременно учитываются достижения философской антропологии, которая уделяет значительное внимание вопросам смерти и бессмертия. Впервые в отечественной философии и психологии рассмотрены различные трактовки души в её современных разновидностях. Отмечено, что многим авторам, которые «выводят» бессмертие из собственных локальных тем, не хватает должной философской глубины. Опыт освоения данной темы сопровождает всю историю философии. В статье дан критический анализ новейших интерпретаций бессмертия.
Социальные страсти
Борзых С.В. - Истоки современной жадности

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.16291

Аннотация: Предметом данного исследования выступает восприятие человеком распределения доходов и капитала в современном мире как неравное. Автор обращается к истории для того, чтобы показать, что истоки ощущения сегодняшней несправедливости лежат глубоко в прошлом человека. Рассматривая возникновение цивилизации, которая по мнению автора, и положила начало нынешнему положению дел, автор показывает, что создание богатства и его накопление в руках немногих происходило вполне естественным образом, не противореча ни человеческой природе, ни логике той системы, которую мы наблюдаем сегодня и могли видеть в прошлом. Методами данного исследования послужили историческая реконструкция, сравнительный географический анализ, сравнение, общенаучные методы дедукции, индукции и синтеза. Основными выводами данного исследования являются следующие. Первый - неравенство в распределении богатства является нормой, а не аномалией в рамках той системы, которая его изобретает и порождает. Второй. Это не противоречит человеческой природе, но находится с ней в полном согласии. Третий. Возникновение цивилизации было неизбежным процессом. Научная новизна заключается в новом подходе к рассмотрению несправедливости, состоящим в том, что последняя рассматривается как субъективный феномен, обусловленный ценностями, а не объективная реальность.
Борзых С.В. - Истоки современной жадности c. 988-999

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.67161

Аннотация: Предметом данного исследования выступает восприятие человеком распределения доходов и капитала в современном мире как неравное. Автор обращается к истории для того, чтобы показать, что истоки ощущения сегодняшней несправедливости лежат глубоко в прошлом человека. Рассматривая возникновение цивилизации, которая по мнению автора, и положила начало нынешнему положению дел, автор показывает, что создание богатства и его накопление в руках немногих происходило вполне естественным образом, не противореча ни человеческой природе, ни логике той системы, которую мы наблюдаем сегодня и могли видеть в прошлом. Методами данного исследования послужили историческая реконструкция, сравнительный географический анализ, сравнение, общенаучные методы дедукции, индукции и синтеза. Основными выводами данного исследования являются следующие. Первый - неравенство в распределении богатства является нормой, а не аномалией в рамках той системы, которая его изобретает и порождает. Второй. Это не противоречит человеческой природе, но находится с ней в полном согласии. Третий. Возникновение цивилизации было неизбежным процессом. Научная новизна заключается в новом подходе к рассмотрению несправедливости, состоящим в том, что последняя рассматривается как субъективный феномен, обусловленный ценностями, а не объективная реальность.
Философия и психология
Чижков С.Л. - Идея личности и ее достоинства у Владимира Соловьева. К вопросу об этико-философских основаниях либерализма

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.16677

Аннотация: В статье на материале главного философского сочинения Владимира Соловьева "Оправдание добра" рассматривается вопрос о значении его идей о свободе и достоинстве человека для разработки ключевых положений либеральной этико-философской доктрины. Традиционно считается, что Соловьев стал провозвестником социального либерализма, установив право на достойное человеческое существование в качестве фундаментального права человека. Данное право обычно рассматривается в контексте вопросов перераспределения общественного богатства и социальных функций государства. Однако внимательное прочтение самого Соловьева показывает, что он, строго говоря, имел в виду отнюдь не утилитарные аспекты человеческого существования и даже не правовые, а именно нравственные его аспекты, касающиеся в первую очередь права человека быть источником, целью и смыслом общественного развития, а не его средством. Анализ ключевых положений "Оправдания добра" показывает, что идея человеческого достоинства тесно связана с идеей свободы: достойное существование и само достоинство личности основывается на способности человека свободно и без какого-либо внешнего принуждения выбирать именно добро, в то время как у него всегда есть возможность поступить иначе. В статье показана логика взаимосвязи свободы, нравственности и человеческого достоинства. Фундаментальные ценности либерализма получают у него подлинное этико-философское обоснование. Для него свобода и достоинство человека — это основание и результат всемирного процесса развития добра как совокупного процесса нравственного возвышения человека и человечества.
Чижков С.Л. - Идея личности и ее достоинства у Владимира Соловьева. К вопросу об этико-философских основаниях либерализма c. 1000-1009

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.67162

Аннотация: В статье на материале главного философского сочинения Владимира Соловьева "Оправдание добра" рассматривается вопрос о значении его идей о свободе и достоинстве человека для разработки ключевых положений либеральной этико-философской доктрины. Традиционно считается, что Соловьев стал провозвестником социального либерализма, установив право на достойное человеческое существование в качестве фундаментального права человека. Данное право обычно рассматривается в контексте вопросов перераспределения общественного богатства и социальных функций государства. Однако внимательное прочтение самого Соловьева показывает, что он, строго говоря, имел в виду отнюдь не утилитарные аспекты человеческого существования и даже не правовые, а именно нравственные его аспекты, касающиеся в первую очередь права человека быть источником, целью и смыслом общественного развития, а не его средством. Анализ ключевых положений "Оправдания добра" показывает, что идея человеческого достоинства тесно связана с идеей свободы: достойное существование и само достоинство личности основывается на способности человека свободно и без какого-либо внешнего принуждения выбирать именно добро, в то время как у него всегда есть возможность поступить иначе. В статье показана логика взаимосвязи свободы, нравственности и человеческого достоинства. Фундаментальные ценности либерализма получают у него подлинное этико-философское обоснование. Для него свобода и достоинство человека — это основание и результат всемирного процесса развития добра как совокупного процесса нравственного возвышения человека и человечества.
Внутренний мир человека
Муращенкова Н.В. - Социальные представления молодежи о патриотизме.

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.16241

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического социально-психологического исследования. Объектом исследования стала молодежь как субъект социального познания. В выборку вошли жители Смоленского региона (314 человек, из них 157 мужчин и 157 женщин). Предмет исследования – социальные представления молодежи о патриотизме. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных психологов, направленные на изучение социальных и личностных представлений (С. Московичи, И. Маркова, Ж.-К. Абрик, Т. П. Емельянова, К. А. Абульханова, и др.). Методологической основой исследования являются комплексный, системный и субъектно-деятельностный подходы, представленные в отечественной психологии. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, опрос, методы описательной статистики, контент-анализ, угловое преобразование Фишера (φ*-критерий). В результате проведенного эмпирического исследования выявлены особенности содержания социальных представлений молодых людей Смоленского региона о патриотизме, его проявлениях и функциях. Ксенофобный компонент представлений о патриотизме выявлен у незначительного числа респондентов, однако невелик и процент респондентов, связывающих проявления и функции патриотизма с продуктивным межэтническим взаимодействием и межэтнической толерантностью. Следовательно, вектор представлений о патриотизме большей части современной молодежи не определен. Полученные результаты подтверждают актуальность и значимость проведения дальнейших социально-психологических исследований соответствующей проблематики и могут быть использованы при разработке программ, а также конкретных образовательных мероприятий, направленных на развитие патриотизма в молодежной среде.
Муращенкова Н.В. - Социальные представления молодежи о патриотизме. c. 1010-1020

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.67163

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического социально-психологического исследования. Объектом исследования стала молодежь как субъект социального познания. В выборку вошли жители Смоленского региона (314 человек, из них 157 мужчин и 157 женщин). Предмет исследования – социальные представления молодежи о патриотизме. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных психологов, направленные на изучение социальных и личностных представлений (С. Московичи, И. Маркова, Ж.-К. Абрик, Т. П. Емельянова, К. А. Абульханова, и др.). Методологической основой исследования являются комплексный, системный и субъектно-деятельностный подходы, представленные в отечественной психологии. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, опрос, методы описательной статистики, контент-анализ, угловое преобразование Фишера (φ*-критерий). В результате проведенного эмпирического исследования выявлены особенности содержания социальных представлений молодых людей Смоленского региона о патриотизме, его проявлениях и функциях. Ксенофобный компонент представлений о патриотизме выявлен у незначительного числа респондентов, однако невелик и процент респондентов, связывающих проявления и функции патриотизма с продуктивным межэтническим взаимодействием и межэтнической толерантностью. Следовательно, вектор представлений о патриотизме большей части современной молодежи не определен. Полученные результаты подтверждают актуальность и значимость проведения дальнейших социально-психологических исследований соответствующей проблематики и могут быть использованы при разработке программ, а также конкретных образовательных мероприятий, направленных на развитие патриотизма в молодежной среде.
Понять человека
Сукиасян С.Г. - Психопатология как модель понимания природы человека и психики

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.16872

Аннотация: Предмет настоящего исследования является категория психопатологии как аспект понимания человеческой природы и психики в контексте их возникновения и развития. Автором проведен анализ наиболее известных моделей, так или иначе объясняющих формы поведения человека. Многообразие этих подходов автор рассматривает как некий континуум научной мысли, на одном полюсе которого биологическая модель, а на другом - социокультурная. Представлен анализ наиболее известных моделей психического: биологическая, бихевиоральная, психодинамическая, когнитивная, экзистенциально-гуманистическая, социокультурная. Работа теоретическая и основана на анализе категориальных понятий и подходов, принятых в психологии и психиатрии. В статье представлен оригинальный подход автора к пониманию природы и психики человека – психопатологический. Автор предполагает, что понять человека, его природу можно через понимание его аномального поведения, то есть проявляемой психопатологии, опираясь на комплексный учет биологических, психологических, социокультурных аспектов человеческой природы. Представлен собственный подход к концепции «предрасположенность-стресс», рассматривающий предрасположенность как проявление в силу непонятных пока причин архаичных механизмов функционирования психики, присущих человеку на более ранних стадиях его развития. Нормальность и анормальность поведения человека анализируется в контексте проявлений некоторых психопатологических расстройств (шизофрении, аутизма, агрессивности, суицидальности).
Сукиасян С.Г. - Психопатология как модель понимания природы человека и психики c. 1021-1031

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.67164

Аннотация: Предмет настоящего исследования является категория психопатологии как аспект понимания человеческой природы и психики в контексте их возникновения и развития. Автором проведен анализ наиболее известных моделей, так или иначе объясняющих формы поведения человека. Многообразие этих подходов автор рассматривает как некий континуум научной мысли, на одном полюсе которого биологическая модель, а на другом - социокультурная. Представлен анализ наиболее известных моделей психического: биологическая, бихевиоральная, психодинамическая, когнитивная, экзистенциально-гуманистическая, социокультурная. Работа теоретическая и основана на анализе категориальных понятий и подходов, принятых в психологии и психиатрии. В статье представлен оригинальный подход автора к пониманию природы и психики человека – психопатологический. Автор предполагает, что понять человека, его природу можно через понимание его аномального поведения, то есть проявляемой психопатологии, опираясь на комплексный учет биологических, психологических, социокультурных аспектов человеческой природы. Представлен собственный подход к концепции «предрасположенность-стресс», рассматривающий предрасположенность как проявление в силу непонятных пока причин архаичных механизмов функционирования психики, присущих человеку на более ранних стадиях его развития. Нормальность и анормальность поведения человека анализируется в контексте проявлений некоторых психопатологических расстройств (шизофрении, аутизма, агрессивности, суицидальности).
Вершинные состояния духа
Каримов М.Г., Епанчинцева Г.А. - Феномен мудрости в историко-философском и психологическом дискурсах

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.16378

Аннотация: Предметом исследования является феномен мудрости в его историко-философском рассмотрении. Авторами предпринята попытка отследить признаки данного феномена в литературных памятниках древности, определить его сущность и роль в жизни людей того времени. Так, с одной стороны, мудрость включала нормы общежития и практические советы; с другой стороны, была тесно связана с теми или иными теологическими системами, господствовавшими в обществе. Авторы указывают, что впервые попытка расщепить понятие "мудрость", выделив его практический и теоретический аспекты, была сделана античными философами Платоном и Аристотелем. В эпоху Средних веков, мудрость считалась божественным атрибутом, недоступным человеческому пониманию. В периоды Возрождения и Просвещения, она вернулась в область людских достижений, благодаря работам П. Шарона, Р. Декарта, И. Канта и др. Новый виток изучения феномена мудрости начинается с развитием психологических исследований. Авторы рассматривают несколько теоретико-методологических моделей мудрости, представленных работами П. Балтеса, М. Ардельт, Дж. Вебстера, Д. Кравчика и др. Изучение имплицитных концепций мудрости проводится с целью уточнения содержания этого понятия в конкретной языковой среде. Наиболее распространенным по количеству публикаций является подход через оценку деятельностных проявлений мудрости. Измерение мудрости как латентной переменной возможно с помощью стандартизированных самоотчетов, описание которых представлено в статье. В качестве наиболее предпочтительной, рассматривается парадигма изучения личности номинантов мудрости, т.е людей, которых другие люди считают мудрыми. Основные методы исследования, использованные в статье: теоретический историко-философский анализ, теоретико-сравнительное обобщение, классификация понятийного аппарата. В данной статье подчеркивается важность учета историко-философской перспективы для построения достоверной теоретико-методологической модели феномена мудрости. Показана диалектическая преемственность представлений о мудрости между различными историческими периодами. Обозначена предпочтительность использования низкоформализованных методов исследования при изучении личности так называемых номинантов мудрости.
Каримов М.Г., Епанчинцева Г.А. - Феномен мудрости в историко-философском и психологическом дискурсах c. 1032-1043

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.67165

Аннотация: Предметом исследования является феномен мудрости в его историко-философском рассмотрении. Авторами предпринята попытка отследить признаки данного феномена в литературных памятниках древности, определить его сущность и роль в жизни людей того времени. Так, с одной стороны, мудрость включала нормы общежития и практические советы; с другой стороны, была тесно связана с теми или иными теологическими системами, господствовавшими в обществе. Авторы указывают, что впервые попытка расщепить понятие "мудрость", выделив его практический и теоретический аспекты, была сделана античными философами Платоном и Аристотелем. В эпоху Средних веков, мудрость считалась божественным атрибутом, недоступным человеческому пониманию. В периоды Возрождения и Просвещения, она вернулась в область людских достижений, благодаря работам П. Шарона, Р. Декарта, И. Канта и др. Новый виток изучения феномена мудрости начинается с развитием психологических исследований. Авторы рассматривают несколько теоретико-методологических моделей мудрости, представленных работами П. Балтеса, М. Ардельт, Дж. Вебстера, Д. Кравчика и др. Изучение имплицитных концепций мудрости проводится с целью уточнения содержания этого понятия в конкретной языковой среде. Наиболее распространенным по количеству публикаций является подход через оценку деятельностных проявлений мудрости. Измерение мудрости как латентной переменной возможно с помощью стандартизированных самоотчетов, описание которых представлено в статье. В качестве наиболее предпочтительной, рассматривается парадигма изучения личности номинантов мудрости, т.е людей, которых другие люди считают мудрыми. Основные методы исследования, использованные в статье: теоретический историко-философский анализ, теоретико-сравнительное обобщение, классификация понятийного аппарата. В данной статье подчеркивается важность учета историко-философской перспективы для построения достоверной теоретико-методологической модели феномена мудрости. Показана диалектическая преемственность представлений о мудрости между различными историческими периодами. Обозначена предпочтительность использования низкоформализованных методов исследования при изучении личности так называемых номинантов мудрости.
СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Розенова М.И. - Эмоциональный дефолт: проблемы неудовлетворенности и распада значимых отношений

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.16780

Аннотация: В статье исследуются формы межличностного эмоционального взаимодействия людей в системе значимых (семейных, близких) отношений. В качестве предмета анализа выступают особенности системного манипулирования в области близких отношений, осуществляемого посредством формирования симптомокомплекса душевной боли. Автором подробно рассмотрены: линии эмоционального давления и шантажа и их содержательное наполнение; феноменологические аспекты разных эмоционально-манипулятивных стратегий с описанием ключевых особенностей их реализации; мишени эмоционально-манипулятивного воздействия в их соотнесении с типологией стратегий манипулирования; психологические особенности личности эмоциональных агрессоров, а так же последствия вовлеченности личности в порочный круг манипулятивных отношений. В качестве основных исследовательских методов, использованных для исследования заявленной проблематики, реализованы методы научно-рефлексивного анализа литературы и клинического опыта, с последующим систематизированным обобщением. Основными оригинальными результатами проведенной работы являются: определение видов, особенностей и психологических механизмов эмоционального манипулирования в тесных значимых межличностных отношениях. Выделены существенные признаки, линии и условия воздействия эмоционального давления партнеров друг на друга. Определены критериальные и типологические особенности, динамика и симпотомокомплекс эмоционального давления и шантажа в человеческих отношениях. Раскрыты последствия капитуляции личности перед эмоциональным давлением. Описаны специфические психологические характеристики личности эмоционального манипулятора. Показана динамика и механизмы разрушения эмоциональных связей и доверия между близкими людьми. Определены возможности совладания с проблемами подобного рода на уровне личности.
Розенова М.И. - Эмоциональный дефолт: проблемы неудовлетворенности и распада значимых отношений c. 1044-1053

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.67166

Аннотация: В статье исследуются формы межличностного эмоционального взаимодействия людей в системе значимых (семейных, близких) отношений. В качестве предмета анализа выступают особенности системного манипулирования в области близких отношений, осуществляемого посредством формирования симптомокомплекса душевной боли. Автором подробно рассмотрены: линии эмоционального давления и шантажа и их содержательное наполнение; феноменологические аспекты разных эмоционально-манипулятивных стратегий с описанием ключевых особенностей их реализации; мишени эмоционально-манипулятивного воздействия в их соотнесении с типологией стратегий манипулирования; психологические особенности личности эмоциональных агрессоров, а так же последствия вовлеченности личности в порочный круг манипулятивных отношений. В качестве основных исследовательских методов, использованных для исследования заявленной проблематики, реализованы методы научно-рефлексивного анализа литературы и клинического опыта, с последующим систематизированным обобщением. Основными оригинальными результатами проведенной работы являются: определение видов, особенностей и психологических механизмов эмоционального манипулирования в тесных значимых межличностных отношениях. Выделены существенные признаки, линии и условия воздействия эмоционального давления партнеров друг на друга. Определены критериальные и типологические особенности, динамика и симпотомокомплекс эмоционального давления и шантажа в человеческих отношениях. Раскрыты последствия капитуляции личности перед эмоциональным давлением. Описаны специфические психологические характеристики личности эмоционального манипулятора. Показана динамика и механизмы разрушения эмоциональных связей и доверия между близкими людьми. Определены возможности совладания с проблемами подобного рода на уровне личности.
Психология религиозных переживаний
Рахмановская Е.А. - Религиозный аспект философии Ф. Ницше

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.15288

Аннотация: Задачей данного исследования является проследить, каким образом религиозные мотивы Ф. Ницше определяются основными идеями его философии, среди которых идея воли к власти играет определяющую роль. Особое внимание уделяется тому, что Ницше рассматривал философа как человека, способного мыслить особым образом, видя мир без искажений и упрощений, и обладающего «богообразующим» инстинктом. Ф. Ницше подвергал жёсткой критике все религии без исключения, считая их обнаружением декаданса, однако религиозные мотивы неотступно сопровождали все его творчество. Основным материалом исследования является «По ту сторону добра и зла», также автор обращается к другим работам философа. Автор статьи придерживается мнения, что философ отвергал содержание господствующих религий, но не отрицал возможность религии как таковой. Суть новой, подходящей религии он видел в символике Дионисия, ставящей во главу угла человека, его страсти и инстинкты, устраняющей трансцендентное и утверждающей возможность сотворения человеком Бога в себе самом – идеи сверхчеловека.
Рахмановская Е.А. - Религиозный аспект философии Ф. Ницше c. 1054-1063

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.67167

Аннотация: Задачей данного исследования является проследить, каким образом религиозные мотивы Ф. Ницше определяются основными идеями его философии, среди которых идея воли к власти играет определяющую роль. Особое внимание уделяется тому, что Ницше рассматривал философа как человека, способного мыслить особым образом, видя мир без искажений и упрощений, и обладающего «богообразующим» инстинктом. Ф. Ницше подвергал жёсткой критике все религии без исключения, считая их обнаружением декаданса, однако религиозные мотивы неотступно сопровождали все его творчество. Основным материалом исследования является «По ту сторону добра и зла», также автор обращается к другим работам философа. Автор статьи придерживается мнения, что философ отвергал содержание господствующих религий, но не отрицал возможность религии как таковой. Суть новой, подходящей религии он видел в символике Дионисия, ставящей во главу угла человека, его страсти и инстинкты, устраняющей трансцендентное и утверждающей возможность сотворения человеком Бога в себе самом – идеи сверхчеловека.
Ключи творчества
Мартьянова Г.Ю. - Регуляторные характеристики субъективного образа состояния в трудной жизненной ситуации

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.16543

Аннотация: Статья раскрывает специфику регуляторной активности субъекта трудной жизненной ситуации в зависимости от выраженности характеристик образа состояния в ней. Целью представленного эмпирического исследования был анализ формальных параметров образа состояния и его связь с общей регуляторной активностью. Проводилось сравнение мощности, структурированности и интенсивности образа в различных условиях воспроизведения трудной ситуации. Изучалась дифференцированная роль параметров образа в актуально действующей ситуации, при воспроизведении положительного опыта решения проблем и в условиях несовладания с трудностями. Исследование базируется на общеметодологических положениях концепции стиля осознанной саморегуляции произвольной активности субъекта В.И. Моросановой. Показана динамика субъективных характеристик при снижении адаптированности к трудной ситуации и влияние изменений в образе состояния на общий уровень саморегуляции. Доказано, что образ состояния дифференцировано влияет на регуляторную активность. Его мощность более всего детерминирует процессы управления ситуаций и своей активностью в ней. Полученные эмпирические данные поднимают актуальный вопрос о возможности и необходимости разработки технического обеспечения коррекционной помощи субъекту трудной жизненной ситуации с учетом механизмов воздействия на мощность, интенсивность и структурированность образа психического состояния.
Мартьянова Г.Ю. - Регуляторные характеристики субъективного образа состояния в трудной жизненной ситуации c. 1064-1071

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.67168

Аннотация: Статья раскрывает специфику регуляторной активности субъекта трудной жизненной ситуации в зависимости от выраженности характеристик образа состояния в ней. Целью представленного эмпирического исследования был анализ формальных параметров образа состояния и его связь с общей регуляторной активностью. Проводилось сравнение мощности, структурированности и интенсивности образа в различных условиях воспроизведения трудной ситуации. Изучалась дифференцированная роль параметров образа в актуально действующей ситуации, при воспроизведении положительного опыта решения проблем и в условиях несовладания с трудностями. Исследование базируется на общеметодологических положениях концепции стиля осознанной саморегуляции произвольной активности субъекта В.И. Моросановой. Показана динамика субъективных характеристик при снижении адаптированности к трудной ситуации и влияние изменений в образе состояния на общий уровень саморегуляции. Доказано, что образ состояния дифференцировано влияет на регуляторную активность. Его мощность более всего детерминирует процессы управления ситуаций и своей активностью в ней. Полученные эмпирические данные поднимают актуальный вопрос о возможности и необходимости разработки технического обеспечения коррекционной помощи субъекту трудной жизненной ситуации с учетом механизмов воздействия на мощность, интенсивность и структурированность образа психического состояния.
ПСИХОПАТОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Чугунова И.О. - Человек ненавидящий: психоаналитическая деконструкция феномена ненависти

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.16205

Аннотация: Внешняя феноменология ненависти, особенно её наиболее очевидные проявления – агрессия, социальные конфликты, насилие – мало что говорят о сути самого феномена. Его природа труднодоступна для сознательной рефлексии и рационально-логического понимания. Обращение же к учениям о бессознательной психике открывает путь к пониманию тайн и парадоксов этого специфически человеческого явления, позволяет обнаружить его неразрывную спаянность с другими чувствами и страстями, и в первую очередь – диалектическую связь с любовью. В данной статье, делая обзор психоаналитических концепций ненависти, автор выстраивает понимание этой страсти как комплексного антропологического феномена, имеющего биологические, социальные и экзистенциальные корни. Автор соединяет две исследовательские методологии: первая опирается на парадигму теоретического психоанализа, а вторая – на традиции философско-антропологической рефлексии. Ненависть рассматривается как естественный элемент человеческой психики, играющий защитно-инициирующую роль на ранних стадиях её становления и охранительную – в период зрелости. Однако в социо-культурных реалиях общества ненависть разрастается и становится деструктивной, искажая раскрытие человеческой природы и катализируя социальные бедствия. Образ «человека ненавидящего» представляется, с одной стороны, как неотделимая, хотя и вспомогательная ипостась личности, а с другой стороны, как особый антропологический тип, живущий во власти ненависти, для которого она – основа существования.
Чугунова И.О. - Человек ненавидящий: психоаналитическая деконструкция феномена ненависти c. 1072-1087

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.67169

Аннотация: Внешняя феноменология ненависти, особенно её наиболее очевидные проявления – агрессия, социальные конфликты, насилие – мало что говорят о сути самого феномена. Его природа труднодоступна для сознательной рефлексии и рационально-логического понимания. Обращение же к учениям о бессознательной психике открывает путь к пониманию тайн и парадоксов этого специфически человеческого явления, позволяет обнаружить его неразрывную спаянность с другими чувствами и страстями, и в первую очередь – диалектическую связь с любовью. В данной статье, делая обзор психоаналитических концепций ненависти, автор выстраивает понимание этой страсти как комплексного антропологического феномена, имеющего биологические, социальные и экзистенциальные корни. Автор соединяет две исследовательские методологии: первая опирается на парадигму теоретического психоанализа, а вторая – на традиции философско-антропологической рефлексии. Ненависть рассматривается как естественный элемент человеческой психики, играющий защитно-инициирующую роль на ранних стадиях её становления и охранительную – в период зрелости. Однако в социо-культурных реалиях общества ненависть разрастается и становится деструктивной, искажая раскрытие человеческой природы и катализируя социальные бедствия. Образ «человека ненавидящего» представляется, с одной стороны, как неотделимая, хотя и вспомогательная ипостась личности, а с другой стороны, как особый антропологический тип, живущий во власти ненависти, для которого она – основа существования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.