по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 06, 2014
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 04-07-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2014
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Аффекты и развитие ребёнка

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.12252

Аннотация: Статья посвящена анализу идей Ф. Александера, создателя так называемого медицинского психоанализа. Он пытался установить прямую, но во многом оправданную связь между телесными недугами и психологическими состояниями. Будучи фрейдистом, Александер тем не менее оспаривал многие положения классического психоанализа, проявлял независимость в разработке собственной концепции. Появление психосоматики в 30-х годах минувшего столетия как самостоятельной психологической и научной дисциплины нельзя назвать случайностью. В самой медицине в это время подвергся критике механистический подход к человеку, который сводится к толкованию индивида как простая сумма клеток и органов. Получала дальнейшее развития идея целостности человека, которую чуть позже начали отстаивать представители гуманистической психологии и неофрейдизма. Психосоматическая медицина Александера может рассматриваться как переходный этап к неофрейдизму. В статье использована методология классического психоанализа, доказывающая психогенный характер многих телесных заболеваний. Автор также опирается на методы неофрейдизма и учитывает в этом аспекте достижения социальной психологии. Применяется принцип историзма, позволяющий толковать учение Александера в тесной связи с современными достижениями психоанализа. Новизна статьи в попытке разобрать концепцию Александера с учетом уровня нынешнего состояния медицины и психологии. Это позволяет доказать, что психоаналитический метод Ф. Александера не сводится к простой корреляции статистических данных о связи тела и психики. Он позволяет раскрыть глубинные истоки патологии.
Гуревич П.С. - Аффекты и развитие ребёнка c. 573-576

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.65042

Аннотация: Статья посвящена анализу идей Ф. Александера, создателя так называемого медицинского психоанализа. Он пытался установить прямую, но во многом оправданную связь между телесными недугами и психологическими состояниями. Будучи фрейдистом, Александер тем не менее оспаривал многие положения классического психоанализа, проявлял независимость в разработке собственной концепции. Появление психосоматики в 30-х годах минувшего столетия как самостоятельной психологической и научной дисциплины нельзя назвать случайностью. В самой медицине в это время подвергся критике механистический подход к человеку, который сводится к толкованию индивида как простая сумма клеток и органов. Получала дальнейшее развития идея целостности человека, которую чуть позже начали отстаивать представители гуманистической психологии и неофрейдизма. Психосоматическая медицина Александера может рассматриваться как переходный этап к неофрейдизму. В статье использована методология классического психоанализа, доказывающая психогенный характер многих телесных заболеваний. Автор также опирается на методы неофрейдизма и учитывает в этом аспекте достижения социальной психологии. Применяется принцип историзма, позволяющий толковать учение Александера в тесной связи с современными достижениями психоанализа. Новизна статьи в попытке разобрать концепцию Александера с учетом уровня нынешнего состояния медицины и психологии. Это позволяет доказать, что психоаналитический метод Ф. Александера не сводится к простой корреляции статистических данных о связи тела и психики. Он позволяет раскрыть глубинные истоки патологии.
Философия и психология
Консон Г.Р. - О феномене одьяволения старика-антиквара в романе Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа»

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.12175

Аннотация: Предмет исследования — сущность различных образцов морали, в которой изначально заложено дьявольское лукавство, содержащееся в нравственном искушении человека, что, в свою очередь, становится основой для фантастического раздвоения реального в сознании личности, а в конечном счёте фокусирования в нем чувства катастрофизма. Первоначальным же импульсом здесь становится необычный талисман — «Шагреневая кожа», который, по своей сути, является «оберегом-наоборот». Фактически он буквально разделяет смерть человека на части, на протяжении всего произведения обостряя психологизм в образных характеристиках его главных героев. Метод исследования основан на сочетании нескольких типов анализа — исторического, философского, психологического, литературного, а также компаративного. Научная новизна заключается в выявлении двух типов морали, точнее, моралистики, изначально не приемлемых для человека. Один из них предназначен для одинокого учёного. Такой тип якобы обеспечивает многолетнюю жизнь индивида с переживанием безопасного для него и общества иллюзорного счастья. Другой — для прожигателя жизни, уничтожающий ценностные ориентиры в личности и превращающий её в опасный элемент общества. В заключении автор приходит к убеждению, что оба типа морали — наукообразный и сказочный — являются деформацией базовой нравственно-бытийной основы человека, идущей от дьявола искусами. А сам старик-антиквар (образ которого является в статье главным объектом исследования), исповедующий эти виды морали, оказывается своеобразным дьяволом во плоти, небрежным типом преступника, убийцей-псевдоспасителем, успевающим перед смертью своей жертвы разрушить её нравственные устои.
Консон Г.Р. - О феномене одьяволения старика-антиквара в романе Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа» c. 577-586

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.65043

Аннотация: Предмет исследования — сущность различных образцов морали, в которой изначально заложено дьявольское лукавство, содержащееся в нравственном искушении человека, что, в свою очередь, становится основой для фантастического раздвоения реального в сознании личности, а в конечном счёте фокусирования в нем чувства катастрофизма. Первоначальным же импульсом здесь становится необычный талисман — «Шагреневая кожа», который, по своей сути, является «оберегом-наоборот». Фактически он буквально разделяет смерть человека на части, на протяжении всего произведения обостряя психологизм в образных характеристиках его главных героев. Метод исследования основан на сочетании нескольких типов анализа — исторического, философского, психологического, литературного, а также компаративного. Научная новизна заключается в выявлении двух типов морали, точнее, моралистики, изначально не приемлемых для человека. Один из них предназначен для одинокого учёного. Такой тип якобы обеспечивает многолетнюю жизнь индивида с переживанием безопасного для него и общества иллюзорного счастья. Другой — для прожигателя жизни, уничтожающий ценностные ориентиры в личности и превращающий её в опасный элемент общества. В заключении автор приходит к убеждению, что оба типа морали — наукообразный и сказочный — являются деформацией базовой нравственно-бытийной основы человека, идущей от дьявола искусами. А сам старик-антиквар (образ которого является в статье главным объектом исследования), исповедующий эти виды морали, оказывается своеобразным дьяволом во плоти, небрежным типом преступника, убийцей-псевдоспасителем, успевающим перед смертью своей жертвы разрушить её нравственные устои.
Горизонты психологии
Моркина Ю.С. - «Социально-конструктивистский подход к феноменам сознания»

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.12164

Аннотация: Предмет исследования – сознание и его феномены. Феномены сознания, так как они нам даны, являются сложными системами смыслов и непосредственных восприятий. Социально-конструктивистская точка зрения заключается в том, что вне социума сознания не могло бы воспринимать феномены именно в таком качестве, как осмысленные. Феноменолог А. Шюц говорит, что каждый отдельный человек приходит в уже сложившийся мир, мир «светящийся смыслами», созданными социумом. Психологи прослеживают развитие мышления и восприятия мира ребенком, отмечая, что без взрослых их мир как мир осмысленных феноменов не мог бы сложиться. Методологическая основа исследования представляет собой сочетание историко-генетического метода и метода теоретической реконструкции, с одной стороны, и критико-аналитического метода, с другой. В статье используются также феноменологические методы и междисциплинарный подход к исследованию феноменов сознания. Изучение сознания и его феноменов порождает ряд трудностей методологического характера, перерастающих в истинно философские проблемы. В статье показано, что социально-конструктивистский взгляд на феномены сознания – одна из попыток дать решение этих проблем. С привлечением данных психологии и социологии, а также феноменологических методов рассматриваются такие решения.
Моркина Ю.С. - «Социально-конструктивистский подход к феноменам сознания» c. 587-596

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.65044

Аннотация: Предмет исследования – сознание и его феномены. Феномены сознания, так как они нам даны, являются сложными системами смыслов и непосредственных восприятий. Социально-конструктивистская точка зрения заключается в том, что вне социума сознания не могло бы воспринимать феномены именно в таком качестве, как осмысленные. Феноменолог А. Шюц говорит, что каждый отдельный человек приходит в уже сложившийся мир, мир «светящийся смыслами», созданными социумом. Психологи прослеживают развитие мышления и восприятия мира ребенком, отмечая, что без взрослых их мир как мир осмысленных феноменов не мог бы сложиться. Методологическая основа исследования представляет собой сочетание историко-генетического метода и метода теоретической реконструкции, с одной стороны, и критико-аналитического метода, с другой. В статье используются также феноменологические методы и междисциплинарный подход к исследованию феноменов сознания. Изучение сознания и его феноменов порождает ряд трудностей методологического характера, перерастающих в истинно философские проблемы. В статье показано, что социально-конструктивистский взгляд на феномены сознания – одна из попыток дать решение этих проблем. С привлечением данных психологии и социологии, а также феноменологических методов рассматриваются такие решения.
Внутренний мир человека
Труфанова Е.О. - Эскапизм: бегство в поисках смысла

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.12027

Аннотация: Основным предметом исследования является проблема эскапизма и эскапистского сознания и их роли в жизни человека. Показывается, что, поскольку одним из наиболее распространенных синонимов эскапизма является выражение «бегство от реальности», эскапизм связан с противопоставлением «реального мира» и «эскапистской реальности» - мира фантазий, грез, самообмана, виртуального мира, субъективной реальности, конструируемых сознанием индивида. Формулируются причины, истоки и разновидности эскапизма, вычленяются и рассматриваются "родственные" с эскапизмом понятия, такие как сублимация, отчуждение и др. Предлагается классификация эскапизма на «пассивный» и «активный», «внешний» и «внутренний», «умеренный» и «радикальный». В качестве основной методологии исследования используется междисциплинарный подход к проблеме эскапизма, который позволяет наиболее всесторонне раскрыть данный концепт. Научная новизна заключается в самой постановке вопроса об эскапизме и эскапистском сознании как об одном из фундаментальных свойств человеческого бытия. Эскапистское сознание предлагается рассматривать как модус функционирования сознания человека, в котором фокус деятельности сознания смещается с восприятия реального мира на восприятие и переживание событий виртуального, воображаемого мира. Показывается, что эскапистское сознание предполагает не просто уход в переживание актов и событий внутреннего мира человека, но сознательное творчество виртуального мира, который является целью «бегства». Показывается, что главной причиной эскапизма ощущение отсутствия или недостаточности смысла существования, и таким образом эскапизм является «бегством» в поисках смысла.
Труфанова Е.О. - Эскапизм: бегство в поисках смысла c. 597-608

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.65045

Аннотация: Основным предметом исследования является проблема эскапизма и эскапистского сознания и их роли в жизни человека. Показывается, что, поскольку одним из наиболее распространенных синонимов эскапизма является выражение «бегство от реальности», эскапизм связан с противопоставлением «реального мира» и «эскапистской реальности» - мира фантазий, грез, самообмана, виртуального мира, субъективной реальности, конструируемых сознанием индивида. Формулируются причины, истоки и разновидности эскапизма, вычленяются и рассматриваются "родственные" с эскапизмом понятия, такие как сублимация, отчуждение и др. Предлагается классификация эскапизма на «пассивный» и «активный», «внешний» и «внутренний», «умеренный» и «радикальный». В качестве основной методологии исследования используется междисциплинарный подход к проблеме эскапизма, который позволяет наиболее всесторонне раскрыть данный концепт. Научная новизна заключается в самой постановке вопроса об эскапизме и эскапистском сознании как об одном из фундаментальных свойств человеческого бытия. Эскапистское сознание предлагается рассматривать как модус функционирования сознания человека, в котором фокус деятельности сознания смещается с восприятия реального мира на восприятие и переживание событий виртуального, воображаемого мира. Показывается, что эскапистское сознание предполагает не просто уход в переживание актов и событий внутреннего мира человека, но сознательное творчество виртуального мира, который является целью «бегства». Показывается, что главной причиной эскапизма ощущение отсутствия или недостаточности смысла существования, и таким образом эскапизм является «бегством» в поисках смысла.
Вершинные состояния духа
Бойко Д.В. - Ужас быть или мужество бояться

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.12173

Аннотация: Страх как экзистенциальное переживание занимает особое место в жизни человека. Предметом исследования является разработка концепций страха, как в трудах психоаналитиков, так и в трудах философов-экзистенциалистов. В статье рассмотрены основные взгляды на проблему, выделены особенности разработки и роль, которую играет понятие страха, в работах различных авторов. Страх проявляет себя в нескольких ситуациях, носит универсальный, онтологический характер. В работе осуществлена попытка показать разные стороны переживания страха в процессе становления личности человека. При помощи метода герменевтического анализа текстов, в статье исследуются причины и истоки происхождения страха, способы его преодоления. Категория мужества, как способность утверждать человеческое бытие, играет особую роль в процессе преодоления страха. Только при помощи мужества, человек способен принять на себя ужас бытия. В работе проводится мысль о благоприятном воздействии тревоги на становление человеческой личности и человека вообще.
Бойко Д.В. - Ужас быть или мужество бояться c. 609-619

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.65046

Аннотация: Страх как экзистенциальное переживание занимает особое место в жизни человека. Предметом исследования является разработка концепций страха, как в трудах психоаналитиков, так и в трудах философов-экзистенциалистов. В статье рассмотрены основные взгляды на проблему, выделены особенности разработки и роль, которую играет понятие страха, в работах различных авторов. Страх проявляет себя в нескольких ситуациях, носит универсальный, онтологический характер. В работе осуществлена попытка показать разные стороны переживания страха в процессе становления личности человека. При помощи метода герменевтического анализа текстов, в статье исследуются причины и истоки происхождения страха, способы его преодоления. Категория мужества, как способность утверждать человеческое бытие, играет особую роль в процессе преодоления страха. Только при помощи мужества, человек способен принять на себя ужас бытия. В работе проводится мысль о благоприятном воздействии тревоги на становление человеческой личности и человека вообще.
Мотивация и духовность личности
Глинчикова Е.В. - Значение и всемогущество

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.12151

Аннотация: В данной статье автор выделяет проблему всемогущества как идеального состояния человека, его абсолютной свободы. Всемогущество можно рассматривать в двух аспектах: в аспекте обладания (т.е. эксплуатации вещей) и аспекте отношения (т.е. единства с миром и Богом). В обоих случаях всемогущество связано со значением. Именно значение является той структурой сознания, которая определяет парадигму взаимоотношений человека с собой и миром. Эта структура может быть представлена в виде законов функционирования, моральных законов, табу или в форме взаимоотношений с божественным. В последнем случае сама структура всегда остается разомкнутой и свободной , оставляя возможность созидать значение совместно с Богом т.е. в пространстве всевозможности. Автор размышляет в данном контексте над теориями формирования Я и лингвистическими исследованиями, касающимися периода формирования языка. На сегодняшний день это первая в философской антропологии попытка взглянуть на человека с точки зрения его всемогущества. Автор подробно обосновывает свои выводы данными психологических и лингвистических исследований. В данной статье автор пытается представить платформу для нового ракурса взгляда на человека.
Глинчикова Е.В. - Значение и всемогущество c. 620-630

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.65047

Аннотация: В данной статье автор выделяет проблему всемогущества как идеального состояния человека, его абсолютной свободы. Всемогущество можно рассматривать в двух аспектах: в аспекте обладания (т.е. эксплуатации вещей) и аспекте отношения (т.е. единства с миром и Богом). В обоих случаях всемогущество связано со значением. Именно значение является той структурой сознания, которая определяет парадигму взаимоотношений человека с собой и миром. Эта структура может быть представлена в виде законов функционирования, моральных законов, табу или в форме взаимоотношений с божественным. В последнем случае сама структура всегда остается разомкнутой и свободной , оставляя возможность созидать значение совместно с Богом т.е. в пространстве всевозможности. Автор размышляет в данном контексте над теориями формирования Я и лингвистическими исследованиями, касающимися периода формирования языка. На сегодняшний день это первая в философской антропологии попытка взглянуть на человека с точки зрения его всемогущества. Автор подробно обосновывает свои выводы данными психологических и лингвистических исследований. В данной статье автор пытается представить платформу для нового ракурса взгляда на человека.
Тело и телесность
Аристова Е.П. - Душа, тело и материя в трактатах Амвросия Медиоланского

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.12003

Аннотация: Мне хотелось бы обратиться к истокам христианской трактовки отношений души и тела и рассмотреть ряд трактатов Амвросия Медиоланского, знаменитого проповедника, IV в. н.э. Его сочинения отражают рубеж античной философии и христианского миропонимания. Христианское неприятие тела часто связывают с платонической традицией. Тем не менее, христианин и античный философ видят мир и положение души и тела в нём по-разному. Отношения души и тела при внешнем сходстве, объясняются разными причинами. За Амвросием, в чьих сочинениях отмечены анонимные цитаты Платона и Плотина, закрепился спорный образ «христианского неоплатоника». Мне хотелось бы предложить анализ его текстов не с позиции филолога, констатирующего общую лексику, а с позиции историка философии, чья задача - обратить внимание на своеобразие христианского взгляда, на его противоречие с прежней интеллектуальной традицией, даже при условии использования общей терминологии. В результате сравнения трактатов Амвросия и Плотина, обнаруживается ряд противоречий, которые стоит принять во внимание, оценивая зависимость христианской Патристики от неоплатонизма. Враждебность тела и материи представляются Амвросию не условиями, а следствиями падения души Адама. Падение души рассматривается не как часть естественного процесса оживления космоса, а как катастрофа всей природы. Душа, с точки зрения Амвросия, не является эманацией трансцендентного Творца. Восстановление превосходства души над телом не происходит через естественное спонтанное возвращение ума к Благу - оно представляется чудом, возможным, благодаря божественной благодати.
Аристова Е.П. - Душа, тело и материя в трактатах Амвросия Медиоланского c. 631-641

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.65048

Аннотация: Мне хотелось бы обратиться к истокам христианской трактовки отношений души и тела и рассмотреть ряд трактатов Амвросия Медиоланского, знаменитого проповедника, IV в. н.э. Его сочинения отражают рубеж античной философии и христианского миропонимания. Христианское неприятие тела часто связывают с платонической традицией. Тем не менее, христианин и античный философ видят мир и положение души и тела в нём по-разному. Отношения души и тела при внешнем сходстве, объясняются разными причинами. За Амвросием, в чьих сочинениях отмечены анонимные цитаты Платона и Плотина, закрепился спорный образ «христианского неоплатоника». Мне хотелось бы предложить анализ его текстов не с позиции филолога, констатирующего общую лексику, а с позиции историка философии, чья задача - обратить внимание на своеобразие христианского взгляда, на его противоречие с прежней интеллектуальной традицией, даже при условии использования общей терминологии. В результате сравнения трактатов Амвросия и Плотина, обнаруживается ряд противоречий, которые стоит принять во внимание, оценивая зависимость христианской Патристики от неоплатонизма. Враждебность тела и материи представляются Амвросию не условиями, а следствиями падения души Адама. Падение души рассматривается не как часть естественного процесса оживления космоса, а как катастрофа всей природы. Душа, с точки зрения Амвросия, не является эманацией трансцендентного Творца. Восстановление превосходства души над телом не происходит через естественное спонтанное возвращение ума к Благу - оно представляется чудом, возможным, благодаря божественной благодати.
Психология и педагогика
Грязнова Е.В., Краснов А.Е. - Теоретические основы балльно-рейтингового оценивания качества обучения в высшей школе

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.12042

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является балльно-рейтинговая система оценивания качества обучения в высшей школе. Интерес представляет анализ проблем, связанных с внедрением этой системы в высшей школе нашей страны не только на качественном, но и количественном уровнях. Актуальность подобного исследования обосновывается тем, что в условиях становления информационного общества в системе традиционного образовании оказалось сложным реализовать высокий уровень динамичности, доступности, вариативности, дифференцируемости и контроля образовательного процесса, особенно на уровне бакалавриата, которые требуются в условиях нового общества знаний. Образование рассматривается как сложная динамическая развивающаяся система. В основе методологии исследования лежит рейтинговая технология оценивания качества функционирования сложных систем, в том числе качества знаний в системе образования. Анализируются два метода оценивания степеней сложности дидактических и экспертных модулей: метод эвристических суждений и метод согласованных суждений. Рейтинговая технология оценивания качества знаний в системе образования, путем выставления, так называемого, рейтинга в многобалльной шкале значительно снижает вероятность ошибки оценивания. 2. Для выбранного случая 5-и и 100 балльных шкал оценивания на уровне вероятности ошибки PОШ = 0,0025 (не более одной ошибки на четыреста случаев) обоснованы следующие правила перевода рейтингов в оценки: 2 – рейтинги до 48 баллов; 3 – рейтинги лежат в пределах 52 - 68 баллов; 4 – рейтинги лежат в пределах 72 - 88 баллов; 5 – рейтинги лежат в пределах 92 - 100 баллов. 3. В диапазонах 48- 52, 68 - 72 и 88 - 92 баллов обоснованные оценки качества функционирования системы (например, знаний обучаемых) на уровне вероятности ошибки PОШ = 0,0025 отсутствуют. Здесь необходимо проводить дополнительное оценивание, например, в случае образования – переэкзаменовку, если студент пожелает повысить свою оценку, или принимать решения: «в пользу студента», «в пользу преподавателя». 4. Вероятность ошибки оценивания заключена в пределах, обусловленных обоснованностью выбора степеней сложности экспертных модулей. Данные степени сложности, в свою очередь, зависят от сложности соответствующих системных (дидактических в случае системы образования) модулей.
Грязнова Е.В., Краснов А.Е. - Теоретические основы балльно-рейтингового оценивания качества обучения в высшей школе c. 653-663

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.65050

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является балльно-рейтинговая система оценивания качества обучения в высшей школе. Интерес представляет анализ проблем, связанных с внедрением этой системы в высшей школе нашей страны не только на качественном, но и количественном уровнях. Актуальность подобного исследования обосновывается тем, что в условиях становления информационного общества в системе традиционного образовании оказалось сложным реализовать высокий уровень динамичности, доступности, вариативности, дифференцируемости и контроля образовательного процесса, особенно на уровне бакалавриата, которые требуются в условиях нового общества знаний. Образование рассматривается как сложная динамическая развивающаяся система. В основе методологии исследования лежит рейтинговая технология оценивания качества функционирования сложных систем, в том числе качества знаний в системе образования. Анализируются два метода оценивания степеней сложности дидактических и экспертных модулей: метод эвристических суждений и метод согласованных суждений. Рейтинговая технология оценивания качества знаний в системе образования, путем выставления, так называемого, рейтинга в многобалльной шкале значительно снижает вероятность ошибки оценивания. 2. Для выбранного случая 5-и и 100 балльных шкал оценивания на уровне вероятности ошибки PОШ = 0,0025 (не более одной ошибки на четыреста случаев) обоснованы следующие правила перевода рейтингов в оценки: 2 – рейтинги до 48 баллов; 3 – рейтинги лежат в пределах 52 - 68 баллов; 4 – рейтинги лежат в пределах 72 - 88 баллов; 5 – рейтинги лежат в пределах 92 - 100 баллов. 3. В диапазонах 48- 52, 68 - 72 и 88 - 92 баллов обоснованные оценки качества функционирования системы (например, знаний обучаемых) на уровне вероятности ошибки PОШ = 0,0025 отсутствуют. Здесь необходимо проводить дополнительное оценивание, например, в случае образования – переэкзаменовку, если студент пожелает повысить свою оценку, или принимать решения: «в пользу студента», «в пользу преподавателя». 4. Вероятность ошибки оценивания заключена в пределах, обусловленных обоснованностью выбора степеней сложности экспертных модулей. Данные степени сложности, в свою очередь, зависят от сложности соответствующих системных (дидактических в случае системы образования) модулей.
Клиническая психология
Ерзин А.И. - Личностные предикторы проактивности у больных параноидной шизофренией

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.11998

Аннотация: Автор рассматривает проактивность как устойчивую характеристику зрелой личности, в норме проявляющуюся в самодетерминированном поведении, в готовности активно воздействовать на условия среды и обстоятельства жизни, в способности прогнозировать определенные события, ставить личностно-значимые цели и стремиться к их достижению. Изучены личностные детерминанты проактивного (самодетерминированного) поведения у лиц, страдающих параноидной шизофренией. Уточнено, что определяющими снижение проактивности и ее деструктивизацию у обследованных больных являются такие факторы как дезадаптивные установки в сфере межличностного общения, дефицитарность смысложизненных ориентаций (удовлетворенность лишь текущими событиями, редуцированная способность ставить долгосрочные цели, отсутствие ощущения контроля над собственной жизнью, низкие показатели интернальности). Показана роль бредовой симптоматики в искажении паттернов проактивного поведения при шизофрении, актуализирующего тенденции к избеганию социальных контактов и аутизации. Большинство из перечисленных особенностей коррелирует с низкими показателями проактивности, которые, в свою очередь, негативно влияют на уровень социального функционирования больных. Выявленные нарушения автор предлагает рассматривать в качестве мишеней психокоррекционного и психотерапевтического процесса, направленного на восстановление социальных и когнитивных функций у больных шизофренией.
Ерзин А.И. - Личностные предикторы проактивности у больных параноидной шизофренией c. 642-652

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.65049

Аннотация: Автор рассматривает проактивность как устойчивую характеристику зрелой личности, в норме проявляющуюся в самодетерминированном поведении, в готовности активно воздействовать на условия среды и обстоятельства жизни, в способности прогнозировать определенные события, ставить личностно-значимые цели и стремиться к их достижению. Изучены личностные детерминанты проактивного (самодетерминированного) поведения у лиц, страдающих параноидной шизофренией. Уточнено, что определяющими снижение проактивности и ее деструктивизацию у обследованных больных являются такие факторы как дезадаптивные установки в сфере межличностного общения, дефицитарность смысложизненных ориентаций (удовлетворенность лишь текущими событиями, редуцированная способность ставить долгосрочные цели, отсутствие ощущения контроля над собственной жизнью, низкие показатели интернальности). Показана роль бредовой симптоматики в искажении паттернов проактивного поведения при шизофрении, актуализирующего тенденции к избеганию социальных контактов и аутизации. Большинство из перечисленных особенностей коррелирует с низкими показателями проактивности, которые, в свою очередь, негативно влияют на уровень социального функционирования больных. Выявленные нарушения автор предлагает рассматривать в качестве мишеней психокоррекционного и психотерапевтического процесса, направленного на восстановление социальных и когнитивных функций у больных шизофренией.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.